Налогообложение при банкротстве

Налогообложение при банкротстве

Содержание

О налогообложении реализации конкурсной массы при банкротстве

В практике банкротств с 1992 г. существуют различные мнения заинтересованных сторон о моменте уплаты налогов, исчисленных в ходе конкурсного производства. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" введены специальные правила уплаты налогов в отдельных стадиях банкротства. Правила Налогового кодекса РФ корректируются нормами специального неналогового закона. В то же время осталась неурегулированной проблема взыскания налоговых санкций в период конкурсного производства, судебная практика по которой весьма противоречива.

В конкурсном производстве исчисление налога и составление налоговой декларации не обусловливают его перечисление в бюджет, поскольку с момента признания организации банкротом исполнение обязательств должника допускается только в порядке, установленном ст. ст. 134 и 142 Закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Налоговые обязательства, возникшие до принятия арбитражным судом решения о признания организации банкротом, подлежат удовлетворению в претензионном порядке согласно реестру требований кредиторов в третью очередь. Налоговые платежи, обязанность по уплате которых возникает после признания организации банкротом и открытия конкурсного производства, погашаются после всех требований 1 — 3-й очередей по реестру. Таким образом, правовое значение при банкротстве имеет дата наступления обязанности по уплате соответствующих сумм налога. Налоговые органы лишаются права взыскивать обязательные платежи в общем, бесспорном порядке и налоговые санкции в судебном. Следует соблюдать очередность взыскания.

В специальных законах могут устанавливаться исключения из общих правил взимания налогов и привлечения к налоговой ответственности. Нормы налогового законодательства должны применяться с учетом установленных исключений, даже если они содержатся в гражданском законодательстве. При этом налоговое законодательство не изменяется и не дополняется. Изменяются лишь принципы применения отдельных налоговых норм к организации, находящейся в процессе банкротства.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве только требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в конкурсном производстве, отнесены к текущим платежам. Обязательные платежи (т.е. налоги) в текущие обязательства, погашаемые вне очереди, не включены. Исключением являются единый социальный налог и страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что особо оговорено п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве. Работодатель обязан производить указанные платежи, возложенные на него Налоговым кодексом РФ.

При перечислении в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных из заработной платы работников, должник выступает в качестве налогового агента. Поэтому установленная очередность платежей для должника не распространяется на случаи перечисления в бюджет сумм налога на доходы физических лиц, который должен быть уплачен по мере выплаты заработной платы работникам. Соответствующие разъяснения даны в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43 "Вопросы применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в судебной практике".

Налоги, связанные с реализацией конкурсной массы, и имущественные налоги относятся к требованиям, погашаемым после всех долгов по реестру в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве. В их число входят налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог, плата за загрязнение окружающей среды, а в случае применения организацией-банкротом специальных налоговых режимов — единый налог или единый налог на вмененный доход. Они уплачиваются в бюджет только после удовлетворения требований кредиторов 1 — 3-й очередей, заявленных в установленный срок.

После признания банкротом у организации существует обязанность исчисления и представления налоговых деклараций в случае возникновения объектов налогообложения. Уплата данных налогов в бюджет производится после погашения всех задолженностей по реестру, что в большинстве случаев нереально на практике. Предприятие потому и признано банкротом, что не может рассчитаться со всеми своими кредиторами. Следовательно, налоги не уплачиваются в бюджет, а только начисляются.

Законодатель определил момент перечисления налогов, исчисленных в ходе конкурсного производства, в бюджет после выплат кредиторам по реестру и таким образом технически обеспечил права социально незащищенных кредиторов первой и второй очередей. Это было действительно необходимо. В практике банкротств до 2002 г. имели место случаи, когда по причине уплаты текущих налоговых платежей, связанных с продажей имущества, предприятие-банкрот не могло удовлетворить даже требования кредиторов по возмещению вреда жизни и здоровью и по заработной плате.

В таблице приведены показатели по одному из таких должников. Налоговые платежи, обязанность по уплате которых возникла в конкурсном производстве, были списаны на основании инкассовых поручений налогового органа.

В связи с недостаточной квалификацией юристов должник не смог выиграть дело по возврату этих средств. В итоге не была погашена задолженность второй очереди по заработной плате при достаточности средств в конкурсной массе.

Таблица. Сравнение степени удовлетворения требований кредиторов в зависимости от очередности уплаты текущих налогов

N п/п Показатели Значение, тыс. руб.
1 Средства от продажи
конкурсной массы
2 566
2 Внеочередные расходы,
в том числе
1 951
2.1 текущие расходы 737
2.2 налоги 1 214
3 Требования кредиторов Установлено Удовлетворено
в случае
перечисления
налогов в составе
текущих платежей
в случае
включения
налогов
в реестр
3.1 всего по реестру,
в том числе
12 225 615 1 829
3.2 первая очередь 368 368 368
3.3 вторая очередь 644 247 644
3.4 третья очередь 11 213 0 817

В действительности проблема налогообложения реализации конкурсной массы требует решения на сущностном уровне. Необходимо поставить вопрос о наличии экономических оснований для исчисления налогов, связанных с реализацией конкурсной массы при банкротстве.

Пункт 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание. Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, по экономической сущности представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Она может быть определена как разница между стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) и затратами, относимыми к ее производству. Добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товаров, услуг, приращенную непосредственно на данном предприятии . Создание добавленной стоимости возможно лишь в процессе производства, рассматриваемого в широком смысле как процесс создания разных видов экономического продукта. Экономический продукт представляет собой результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной и информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг .

Организация-банкрот ни одного из перечисленных видов экономического продукта не создает, поскольку ее хозяйственная деятельность прекращена. Приращение добавленной стоимости в ходе ликвидационных процессов, по нашему мнению, не происходит. Можно поставить вопрос о создании экономического продукта при оказании услуг по арбитражному управлению конкурсным управляющим, о чем косвенно свидетельствует его статус индивидуального предпринимателя. Так, арбитражный управляющий является самостоятельным плательщиком налогов.

Принцип взимания налога на добавленную стоимость как разницы между НДС, исчисленным с цены реализации, и НДС, уплаченным в составе произведенных затрат на создание продукта (услуги), позволяет изъять в пользу государства часть именно добавленной стоимости, т.е. "реального вклада конкретного предприятия в создание продукта или услуги" .

Таким образом, в ходе конкурсного производства при продаже имущества, составляющего конкурсную массу, создания добавленной стоимости организацией-банкротом не происходит. Следовательно, нет экономических оснований для исчисления налога на добавленную стоимость.

В Письме Министерства финансов РФ от 2 февраля 2000 г. N 04-02-04/1 сообщено, что расходы на вознаграждение арбитражного управляющего будут иметь различное отражение в бухгалтерском учете в зависимости от того, какая из процедур банкротства введена в отношении организации, различая при этом понятия "себестоимость" и "уменьшение конкурсной массы". Министерство финансов РФ подчеркивает различную экономическую природу хозяйственных операций действующего предприятия и должника в ходе конкурсного производства. В частности, Минфин России в названном Письме указывает на отсутствие таких понятий, как "себестоимость" и "наличие" конкурсной массы, процесс формирования и последующего пропорционального распределения между кредиторами средств от продажи которой мы наблюдаем в конкурсном производстве.

На практике имущество должника, как правило, распродается ниже остаточной стоимости из-за его неудовлетворительного физического состояния, порчи. Причем и рыночную стоимость не всегда удается получить ввиду ограниченности сроков конкурсного производства. Известно, что цена зависит от периода времени, отведенного на поиск покупателей, проведение рекламной кампании. Реализации созданной добавленной стоимости не происходит, когда готовая продукция распродается по ценам ниже себестоимости, объекты незавершенного строительства — ниже фактических затрат на их возведение.

Другая проблема состоит в следующем. При реализации имущества должник выставляет покупателю счета-фактуры, в которых НДС выделен отдельной строкой. Если покупатель осуществляет деятельность, облагаемую НДС, то он имеет право предъявить указанные суммы НДС к вычету. Организация-продавец, являясь банкротом, налог в бюджет не уплатит в связи с установленной очередностью по причине недостаточности денежных средств в конкурсной массе. Следовательно, бюджет вынужден возместить суммы НДС покупателю имущества должника, хотя они не уплачены в бюджет продавцом.

Итак, автор выделяет следующее проблемы в исчислении НДС при реализации конкурсной массы:

  • отсутствие экономических оснований для исчисления НДС, поскольку не создается добавленная стоимость;
  • потеря бюджетных средств в связи с предъявлением к вычету НДС, не уплаченного продавцом.

С этих же позиций рассмотрим наличие экономических оснований для исчисления налога на прибыль. Прибыль или убыток — это прежде всего финансовый результат деятельности организации, представляющий собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала, образовавшийся в процессе хозяйственной деятельности за определенный период. В ходе конкурсного производства, как правило, происходит еще большее увеличение убытков организации-банкрота, которые уменьшают собственный капитал фирмы.

Обратимся к определению плательщиков налога на прибыль в налоговом законодательстве, действовавшем до вступления в силу Налогового кодекса РФ. Оно увязано с экономической сущностью налога. Законом от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" плательщиками налога на прибыль определены "предприятия и организации… осуществляющие предпринимательскую деятельность". Наличие прибыли связано прежде всего с ведением предпринимательской деятельности, которая прекращается с открытием конкурсного производства. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" . Целью конкурсного производства является не получение прибыли, а соразмерное удовлетворение требований кредиторов, т.е. погашение различных долгов.

В качестве прибыли предприятия-банкрота можно было бы рассматривать средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов по реестру. В соответствии с Приказом Минфина России от 28 июля 1995 г.

Требование по уплате налога на прибыль организаций в конкурсном производстве

N 81 денежные средства, оставшиеся в собственности организации после удовлетворения требований кредиторов, зачисляются в уставный капитал. Можно сказать, что указанные средства представляют прирост собственного капитала. Они распределяются между учредителями, акционерами (участниками) юридического лица. Наличие такой прибыли при банкротстве теоретически возможно. Это связано с тем, что признаки банкротства в настоящее время определяются по критерию неплатежеспособности, а наличие и стоимость активов по балансу не учитываются.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы в исчислении налога на прибыли при банкротстве:

  • сложности в соотнесении доходов и затрат (в уменьшение каких доходов можно относить внеочередные расходы по ведению конкурсного производства, возможно ли сальдирование финансовых результатов от продажи различных видов имущества, объектов основных средств);
  • значительное количество операций по продаже основных средств, убытки по которым в целях налогообложения распределяются между несколькими отчетными периодами, чем не сможет воспользоваться организация-банкрот из-за ограниченности сроков конкурсного производства;
  • отсутствие бухгалтерской документации, содержащей данные об учетной стоимости продаваемого имущества, ввиду несоблюдения порядка передачи дел руководством должника в ведение арбитражного управляющего.

К тому же работа арбитражного управляющего по исчислению налога на прибыль и НДС бесполезна, поскольку погашение всех долгов по реестру в конкурсном производстве нереально. Следовательно, исчисленные налоги не будут уплачены в связи с недостаточностью конкурсной массы.

Некоторые исследователи высказывали мнение, которое мы разделяем, о необходимости дополнить Налоговый кодекс РФ отдельными самостоятельными статьями, устанавливающими особенности уплаты и взыскания налогов в процессе банкротства организации . Пока не погашены долги, образовавшиеся до банкротства, исчисление и уплата налогов, связанных с продажей имущества, приводят лишь к наращиванию неплатежей и удалению от цели конкурсного производства, состоящей в соразмерном удовлетворении требований кредиторов.

Литература

  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
  2. Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва "Экономика"; Ин-т экон. РАН; Гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: ОАО "Издательство "Экономика", 1999.
  3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор — доктор юридических наук, профессор О.Н. Садиков. М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ"; ИНФРА-М, 1997. XXII.
  4. Пантюшов О.В. Взыскание налога, штрафа при банкротстве организации // Право и экономика. 2006. N 3.

М.В.Чернова

К. э. н.,

старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и аудита

экономического факультета

Ярославского государственного

университета им. П.Г.Демидова

23.03.2013 в арбитражный суд ликвидируемым должником было подано заявление о признании его банкротом. 26.04.2013 арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом. На дату введения процедуры банкротства в данной организации велась выездная налоговая проверка за 2010-2012 годы. По результатам проверки, закончившейся 31.07.2013, были доначислены налоги: НДС и прибыль, начислены пени и штрафы. Также начислены пени и штрафы по НДФЛ.

Задолженность по налогам, пеням и штрафам будет считаться текущей либо она должна быть включена в реестр требований кредиторов, как возникшая до подачи заявления в арбитражный суд?

В целях применения законодательства о банкротстве налоги, штрафы, пени признаются обязательными платежами, которые относятся к текущим платежам при условии, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом (ст. 2, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", далее — Закон о банкротстве).

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы. Поэтому датой возникновения обязанности по уплате налога признается дата окончания налогового периода, а не дата фактического исчисления налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей в качестве текущих (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).
Что касается требования об уплате штрафа, то в силу п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве требования о взыскании штрафов за налоговые правонарушения учитываются отдельно в реестре требований кредиторов в составе требований кредиторов третьей очереди и удовлетворяются после погашения этих требований в отношении основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Закон о банкротстве не делит указанные требования на текущие требования и требования, подлежащие включению в реестр требований кредиторов. Следовательно, требования об уплате штрафа, независимо от даты совершения правонарушения или даты привлечения должника к ответственности, учитываются в реестре требований кредиторов и погашаются в очередности, установленной п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве (п. 30 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

Таким образом, поскольку в рассматриваемой ситуации обязанность уплаты налога возникла до даты принятия заявления о признании должника банкротом, требования об уплате данного налога, а также начисленных в связи с его несвоевременной уплатой пеней, подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Банкротство организации при наличии налоговой задолженности

Требование об уплате штрафа независимо от даты совершения правонарушения и даты привлечения должника к ответственности также подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Однако относительно квалификации требований уполномоченного органа об уплате НДФЛ, а также пеней и штрафов, начисленных на сумму этого налога, необходимо учитывать следующее.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями ст.ст. 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. В связи с этим данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговом законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25).

Специальный режим требования об уплате удержанной суммы НДФЛ предопределен тем, что исполнению должником подлежит не собственная обязанность, а обязанность иного лица за счет средств, причитавшихся этому лицу. Что же касается отношений, связанных с обязанностью уплаты пеней за несвоевременное исполнение этой обязанности налоговым агентом, а также штрафов, начисленных в связи с неполной уплатой налога, то в этих правоотношениях юридическое лицо выступает уже не как налоговый агент, а как самостоятельный субъект обязанности (допуская просрочку в исполнении этой обязанности, должник совершает собственное правонарушение). Поэтому представляется, что требования уполномоченного органа об уплате пеней и штрафов, начисленных в связи с неисполнением обязанности по перечислению удержанной суммы НДФЛ, подлежат учету в реестре требований кредиторов. Аналогичный подход сформирован и в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 25.04.2013 N Ф05-3472/13, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2012 N Ф07-1508/12, постановление ФАС Уральского округа от 17.04.2013 N Ф09-2512/13, определение ВАС РФ от 30.05.2012 N ВАС-6567/12, определение ВАС РФ от 20.10.2011 N ВАС-12976/11; в отношении требований об уплате штрафа в связи с неполной уплатой НДФЛ такой подход косвенно подтверждается также постановлением Президиума ВАС РФ от 28.01.2008 N 7842/07).

Однако в судебной практике представлен и противоположный подход, свидетельствующий о том, что требования по уплате начисленных на сумму НДФЛ пеней и штрафов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном для удовлетворения требования по указанному налогу, поскольку обеспечивают основную обязанность по уплате этого налога и неразрывно связаны с ней (постановление ФАС Поволжского округа от 17.05.2011 N Ф06-3059/11, постановление ФАС Уральского округа от 29.06.2011 N Ф09-3439/11, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2010 по делу N А32-17161/2009-1/115, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.11.2012 N Ф02-5207/12, постановление ФАС Центрального округа от 13.09.2007 N А64-7872/06-11, определение ВАС РФ от 31.10.2011 N ВАС-10219/11).

Безусловно, такой подход не следует из буквального толкования приведенных положений закона и разъяснений, представленных в п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 (в последних не упоминается о требованиях, связанных с уплатой пеней и штрафов, начисленных на сумму НДФЛ). Однако, принимая во внимание наличие такого подхода, следует констатировать, что решение рассматриваемого вопроса будет в значительной степени зависеть от усмотрения суда. Заметим, что одно из дел, в которых рассматривался затронутый вопрос, передано в настоящий момент на рассмотрение Президиума ВАС РФ (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.08.2013 N ВАС-5438/13*(1)). От того, какую из двух описанных позиций займет Президиум ВАС РФ в результате разрешения данного дела, будет во многом зависеть и решение рассматриваемого вопроса (ч. 4 ст. 170, п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

Информационно-правовая поддержка предоставлена компанией "Гарант"

Консультации, Новости профессии, Текстовые новости

Россия

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть начислен. Федеральный закон от 30.12.2008 № 296-ФЗ изменил в Законе о банкротстве понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, сроки исполнения которых должны были наступить после введения наблюдения. Исходя из положений абзаца 5 пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона № 296-ФЗ, текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве.

Вас рф упорядочил очередь текущих платежей в делах о банкротстве

Инфо

До 1 октября 2011 года в соответствии с пунктом 4 статьи 161 НК РФ (в редакции, действовавшей до указанной даты) при реализации имущества в рамках процедуры банкротства налоговыми агентами по НДС признавались органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества. При этом налоговая база исчислялась исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 40 НК РФ. При реализации имущества должников, признанных банкротами, с 1 октября 2011 года НДС исчисляется и уплачивается в бюджет покупателями указанного имущества, поскольку с указанной даты именно покупатели признаются налоговыми агентами по НДС.

Новые правила введены Федеральным законом от 27.07.2011 № 245-ФЗ и закреплены в пункте 4.1 статьи 161 НК РФ.

Уплата обязательных платежей в процедурах банкротства

  • текущие счета за товары, доставленные до того, как предприятие было признано финансово несостоятельным;
  • оплата работ или услуг, ранее выполненных в соответствии с контрактами, по условиям которых перечисление денег должно было состояться уже после принятия решения в судебном порядке о признании организации банкротом;
  • арендная плата, производимая постоплатным способом;
  • судебные расходы, оплата юридических консультаций, оформления документов для юридических нужд;
  • штрафные санкции, образовавшиеся в процессе реализации имущества банкрота в конкурсном производстве.

Главными среди текущих выплат в конкурсном производстве, которые необходимо осуществлять в первую очередь, являются заработные платы и другие выплаты сотрудникам, производимые в момент их увольнения с предприятия-банкрота. Они должны быть произведены в надлежащие сроки и полностью.

Как соблюдать очередность уплаты текущих платежей в процедурах банкротства?

Например, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 № Ф08-6177/2008 указано: «Вопрос о взыскании с предприятия налогов, возникших после открытия конкурсного производства, должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника». Реализуя имущество, арбитражный управляющий начислял НДС на его стоимость, но обязанность по уплате НДС возникала только после удовлетворения требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.

Налоги при банкротстве

Статус текущего платежа в конкурсном производстве нужно обосновать документально.

КП: налог на прибыль

Суд решит, какой по очередности должна быть удовлетворена данная претензия. После этого будет осуществлено взыскание. Реестр текущих платежей Закон регулирует порядок занесения информации о текущих платежах в особый реестр.

Внимание

Эта обязанность, а также необходимость своевременного внесения поправок в него, возлагается на арбитражного управляющего. В стандартной отчетности управляющего текущие выплаты не фигурируют. Поэтому сведения о них указываются отдельно. Зачет по текущим платежам Зачет по текущим платежам в конкурсном производстве разрешается осуществлять только тогда, когда возможно выполнить требования по очередности платежей перед остальными кредиторами, а также соблюсти необходимые пропорции удовлетворения всех требований.

Налог на прибыль в конкурсном производстве

Федерального закона «О банкротстве» эти выплаты должны производится в следующем порядке (с учетом очередности и календарных сроков):

  1. задолженность по больничному листу Иванова И.П., получившего травму при работе на заводе ПАО «Светоград»,
  2. долги по зарплатам сотрудникам предприятия за три месяца,
  3. долг по кредитному договору, заключенному в банком «Первый Российский» в 2013 году (платежи не поступали в банк с 2014 года),
  4. задолженность по налогу на прибыль за 2015 год,
  5. долг перед поставщиком комплектующих, по договору поставки от 2016 года.

Ответы на наиболее частые вопросы по очередности выплат при банкротстве Вопрос №1: К какой очередности выплат относятся задолженности по алиментам? Ответ: Такая задолженность аналогична задолженности по заработной плате сотрудника, с которой они удерживаются.

Формирование текущих платежей в процедуре конкурсного производства

Указанными статьями этого Закона предусмотрен следующий порядок удовлетворения требований кредиторов по обязательным платежам: 1) вне очереди удовлетворяются требования об уплате обязательных платежей по обязательствам должника, возникшим в ходе конкурсного производства; 2) при определении размера требований по обязательным платежам, подлежащим удовлетворению в четвертую очередь, учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами четвертой очереди.

Какая очередность платежей при банкротстве? примеры, ответы на вопросы

Наряду с существованием в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов в бюджет, установленной статьями 45, 46 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» урегулированы отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Нормы Закона о банкротстве, регулирующие порядок взыскания недоимок по налогам и сборам с организаций, в отношении которых открыто конкурсное производство, являются специальными по отношению к общим нормам Налогового Кодекса.

Налоговые обязательства возникшие в конкурсном производстве

  • Вторыми по порядку выплачиваются зарплаты и иные регламентированные законодательством для данных обстоятельств текущие выплаты сотрудникам, находящимся в штате организации до момента объявления ее банкротом.
  • Третьими по очереди обязательными текущими платежами в конкурсном производстве являются выплаты людям, к помощи которых обратился конкурсный управляющий по делу о банкротстве для реализации своих функций по данному процессу.
  • Далее следуют коммунальные и прочие расходы, сопутствующие осуществляемой предприятием-банкротом деятельности.
  • В последнюю очередь исполняются все прочие текущие требования.

Текущие выплаты с одинаковой приоритетностью исполняются в календарном порядке по мере появления требований по ним.
И именно данная процедура вызывает больше всего споров и затруднений и у арбитражных управляющих и их бухгалтеров, и у банков, и у судей арбитражных судов, рассматривающих споры по данному вопросу. Порядок уплаты налогов в конкурсном производстве В процессе банкротства между арбитражными управляющими и налоговыми органами возникают споры относительно очередности и порядка уплаты налогов: включаются ли они в конкурсную массу и платятся в соответствии с установленной очередностью или относятся к текущим платежам, и налоговые органы имеют право на их бесспорное списание? Ранее (в редакции Закона о банкротстве, действовавшей до 31 декабря 2008 года) обязательные платежи, возникшие после открытия конкурсного производства, подлежали удовлетворению после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Текущие налоги банка в конкурсном производстве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *