Налогообложение страховых организаций

Налогообложение страховых организаций

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Иванова, Ирина Витальевна

Результаты исследования страхового рынка показали, что потенциал ряда страховых компаний, как и рынка в целом, имеет тенденции к дальнейшему развитию. Повышение страховых премий напрямую зависит от роста доверия к страховым компаниям и страхованию в целом со стороны юридических и физических лиц, а также от расширения страхового портфеля компании, появления на рынке новых страховых продуктов. У ряда компаний Республики Башкортостан произошло усиление своих позиций на рынке за счет выправления страхового портфеля с перевесом в сторону одного страхового продукта (например, страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств) к сбалансированности портфеля.

В общей структуре регионального страхового портфеля также произошли изменения: в связи с введением обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств увеличилась доля обязательного страхования (на 9 %); нормативное требование о специализации страховых компаний (проводящих только страхование жизни и прочие виды страхования) обусловило снижение доли страхования жизни на 20 %. Самой неразвитой отраслью страхования остается добровольное страхование ответственности (2 %). Структура страхового портфеля Республики Башкортостан представлена в таблице 6. X I X л с; го X о

О) а к с. о 5 X

ГО С 5 0

X X

1 ш о

X го а к и

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

72% 60%

58%

2003 годы

Рисунок 5 — Распределение страхового рынка Республики Башкортостан между страховыми компаниями, %

Финансовое положение региональных страховщиков можно оценить как неудовлетворительное: в 2003 г. балансовый убыток страховщиков составил 41,6 млн. рублей. Основными причинами появления убытка являются увеличение расходов на проведение нового вида страхования -страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — и мероприятий по увеличению уставных капиталов.

Происходит уменьшение количества заключенных договоров по добровольным видам страхования на 98 тыс. ед.: по личному страхованию на 34 тыс.ед., в том числе по страхованию жизни (на 7 тыс.ед.), имущественному, страхованию грузов, финансовых рисков, имущества граждан (на 64 тыс.ед.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система налогообложения страховой деятельности призвана решать задачи мобилизации части страховых ресурсов в бюджетную систему Российской Федерации и стимулирования развития страхования на основе расширения совокупности форм и видов страховых услуг. Однако, проведенный анализ системы налогообложения деятельности страховых организаций свидетельствуют о необходимости ее совершенствования.

В ходе диссертационного исследования, нами были подробно рассмотрены особенности сложившейся системы налогообложения деятельности страховых организаций, обусловленные спецификой страхования как экономической категории и сферы бизнеса. К числу наиболее значимых, из которых следует отнести:

• Определение налоговой политики государства в области страховой деятельности, как «щадящей», в силу большой социальной значимости страхования;

• Освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения;

• Особый порядок налогообложения налогом на прибыль.

Эти особенности порождают ряд недостатков действующей системы налогообложения страховых организаций, наиболее значимыми, из которых являются:

• Приоритет стимулирующей и регулирующей функций налогообложения над фискальной, что не обеспечивает стабильного поступления доходов в бюджеты всех уровней;

• Не прослеживается исполнение основных принципов налогообложения: принципов податного равенства, дешевизны налоговых служб, определенности, справедливости и удобности;

• Существующий в российской практике налог на прибыль страховых организаций уплачивается преимущественно с результатов инвестиционной деятельности;

Указанные обстоятельства, в свою очередь, являются основанием полагать, что сложившаяся система налогообложения далека от совершенства и требует незамедлительного вмешательства со стороны государства. В свою очередь, особенности системы налогообложения деятельности страховых организаций оказывает специфическое воздействие на развитие регионального страхового рынка.

Так, например, освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от уплаты налога на добавленную стоимость благоприятно воздействует на развитие региональных страховых рынков:

• Развитие добровольных видов страхования и, как следствие, рост общих объемов аккумулирования средств в системе страхования и развитие страхового рынка.

• Расширение филиальной и агентской сетей крупных федеральных страховых организаций и способствует развитию долгосрочных видов страхования жизни и здоровья граждан;

• Развитие долгосрочных видов страхования жизни и здоровья граждан;

• Разработка и внедрение новых видов страхования, удовлетворяющих потребности регионов в страховой защите

Вместе с тем, это порождает некоторые неблагоприятные аспекты развития региональных страховых рынков:

1 Увеличение лишь количества предлагаемых страховых услуг, а не улучшение их качества;

2 Отсутствие стимулов для сокращения собственных управленческих расходов и расходов на ведение дела (расходов по оказанию страховых услуг);

3 Заметный отток страховых средств (как источников инвестирования) из регионов, которое порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете;

4 Специализация региональных страховых компаний на имущественных видах страхования и страховании ответственности;

5 Первостепенную значимость имеют количественные показатели: величина собранных страховых премий и произведенных выплат, а не качественные: эффективность работы, отражающаяся в приросте страховой премии и отчислений в бюджет.

Такой подход к системе налогообложения деятельности страховых организаций, а, следовательно, и к страховому рынку позволяет сделать вывод о существовании острой необходимости совершенствования системы налогообложения.

Подводя итоги, можно утверждать, что в региональном распределении страховой премии как одного из важнейших показателей страховой деятельности явно доминирует крупные федеральные страховщики (страховые организации Центрального ФО). Размер премии, аккумулированной этими организациями, в значительной степени складывается из поступлений от их региональных филиалов и представительств. Заметный отток страховых средств из регионов порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и прямом запрете. Это — достаточно серьезная проблема, которая требует решения как правовыми, так и экономическими методами, включая меры по соблюдению Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту расположения головной организации, т.е. преимущественно в Центральном Федеральном округе. Сложившийся порядок обусловлен механизмом определения прибыли, с учетом поступлений и выплат по всем региональным филиалам (представительствам) и отсутствием у последних самостоятельного баланса. Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии.

Устранить экономическую несправедливость и неизбежный субъективизм в распределении средств можно путем совершенствования действующей системы налогообложения

На основе анализа выявленных недостатков и рассмотрения существующих концепций совершенствования системы налогообложения страховых организаций, нами разработаны направления совершенствования (развития) системы налогообложения деятельности страховых организаций.

На наш взгляд, повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования, т.е. разработка и исполнение концепции постепенного изменения существующей системы налогообложения (в т.ч. ее отдельных подсистем и блоков) деятельности страховых организаций в зависимости от выявленных недостатков, включающее в себя:

• Совершенствование состава и структуры системы налогообложения страховых организаций;

• Совершенствование методов управления системой налогообложения деятельности страховых организаций.

Для реализации выбранного направления нами разработан альтернативный механизм налогообложения деятельности страховых организаций, предусматривающий введение налога на страховые взносы (премии) по обязательным и условно обязательным направлениям страхования, исходя из теоретического наполнения данной организационно-экономической и юридической категории налогового права, т.е. нами предложены все, законодательно устанавливаемые, необходимые элементы данного налога.

Кроме этого, нами предлагается осуществлять совершенствование методов управления системой налогообложения деятельности страховых организаций через:

• оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений,

• установление жесткого повседневного контроля за соблюдением налогового законодательства,

• изменение организационной структуры налоговой администрации (создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие предприятия, ведущие хозяйственную деятельность).

Однако в результате введения альтернативного механизма налогообложения, будет увеличен перечень налогов, взимаемых со страховых организаций, а тем самым и величина налогового бремени страховщиков.

Данные мирового опыты налогообложения показывают, что изъятие у налогоплательщиков до 30-40 % дохода — эффективная налоговая система, которая обеспечивает потребности государства и не подрывает стимулов организаций к прекращению своей деятельности. По имеющимся в отечественной теории методикам было рассчитано налоговое бремя страховых организаций, которое составило: по мультипликативному методу — 0,2269 и 0,24 — по суммовому методу.

Таким образом, можно утверждать, что введение налога на страховые взносы по обязательным видам страхования не снизит эффективность системы налогообложения, так как рубеж эффективной ставки превышен не будет.

Более того, введение налога на страховые взносы позволит выравнивать налоговое бремя на основе разработки оптимальных значений ставок на страховые взносы, не ущемлять интересы страховщиков и вместе с тем увеличить поступления в бюджет, упростить механизм налогообложения и контроля; сделать налогообложение более справедливым, так как оно распространяется на всех страховщиков, исключит нынешнюю возможность «уходить» от уплаты налога на прибыль.

Для расчета оптимальных ставок налога на страховые взносы, нами выявлены экономические и социальные факторы, определяющие диапазон ставок налога, обеспечивающий выравнивание налогового бремени по всем обязательным видам страхования.

К числу наиболее существенных факторов можно отнести:

• Экономические: о средний уровень изменения доли инвестиций в общем объеме ВВП о величина страхового тарифа,

• Социальные: о массовый характер страхования, о принадлежность средств, за счет которых совершается страхование, о социальная значимость отдельных видов страхования.

Так, минимальная ставка налога на страховые взносы в области личного страхования не должна быть менее 0,01 %, а в связи с социальной значимостью этих направлений — не более 2 %. Минимальная ставка налога на страховые взносы по обязательным видам страхования, охватывающих всех граждан и все юридические лица (носящие массовый характер), таких как обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, должна быть установлена не менее 0,1 %, В связи с социальной значимостью этих направлений страхования не должна превышать 5 %;

Минимальная ставка налога на страховые взносы по прочим обязательным и условно обязательным направлениям страхования должна быть не менее 2 %.

Таким образом, проведенные исследования функционирования регионального страхового рынка позволили сделать следующие выводы:

1. Формирование и развитие региональных страховых рынков способствует устойчивому социально-экономическому развитию регионов и их экономической безопасности, устраняет негативное влияние на экономику регионов производственных, финансовых, экологических, инновационных, политических рисков. Фонды региональных страховых рынков являются дополнительными источниками инвестиций в регион, способствующими повышению социальной защищенности населения и защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов. Развитый страховой рынок является необходимым условием вступления России в ВТО.

2. Выявленные особенности и проблемы функционирования и развития региональных страховых рынков, позволяют утверждать о необходимости совершенствования правового, организационного и экономического механизма управления страховым делом. Первостепенное место в круге проблем совершенствования государственной политики в области страхования занимает регулирование налогообложения деятельности страховых организаций.

3 Раскрытые особенности системы налогообложения деятельности страховых организаций, обусловленные спецификой страхования, такие как, определение налоговой политики государства в области страховой деятельности, как «щадящей», в силу большой социальной значимости страхования и освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения, свидетельствуют о необходимости ее совершенствования. К наиболее весомым недостаткам действующей системы налогообложения деятельности страховых организаций, прежде всего, автором отнесены: 1. приоритет стимулирующей и регулирующей функций налогообложения, нежели фискальной, что не обеспечивает стабильного поступления доходов в бюджеты всех уровней; 2. не исполнение основных принципов налогообложения: принципов податного равенства, дешевизны, определенности, справедливости и удобности.

3. Обоснованные механизмы и особенности влияния специфики действующей системы налогообложения на развитие региональных страховых рынков оказывают негативное влияние не только на величину налоговых поступлений (не исполнение одной из важнейших функций налогообложения — фискальной), но и приводят к тому, что основная масса страховых премий, через непосредственно страхование, а также через систему перестрахования и сострахования уходит за пределы региона. Более того, сокращается уровень деловой активности (инвестиционной деятельности) страховщиков на региональном уровне, региональные страховщики постепенно поглощаются более сильными в финансовом плане компаниями;

4. Для эффективного формирования и развития региональных страховых рынков необходимо разработать направления совершенствования системы налогообложения деятельности страховых организаций с целью увеличения налоговых поступлений в бюджет субъектов Российской Федерации и стимулирования развития региональных страховых рынков.

С этой целью разработан и предложен альтернативный механизм налогообложения деятельности страховых организаций посредством введения налога на страховые взносы (премии) по обязательным и условно обязательным направлениям страхования для удержания денежных средств, получаемых страховыми компаниями, в пределах региона и использование их для регионального развития и привлечения дополнительных инвестиций в региональную экономику в виде временно свободных средств страховых компаний.

Альтернативный механизм налогообложения позволяет выравнивать налоговое бремя на основе разработки оптимальных значений ставок на страховые взносы, не ущемлять интересы страховщиков и вместе с тем увеличить поступления в бюджет, упростить механизм налогообложения и контроля; сделать налогообложение более справедливым, так как оно распространяется на всех страховщиков и исключает возможность «уходить» от уплаты налогов. Нами предложены все, законодательно устанавливаемые, необходимые элементы данного налога.

Определены экономические и социальные факторы, определяющие выявить диапазон ставок налога на страховые взносы по всем обязательным видам страхования.

5. Для расчета оптимальной величины ставок налога на страховые взносы по каждому обязательному и условно обязательному направлению страхования, нами разработана математическая модель. Данная модель позволяет рассчитать налоговые поступления в бюджеты субъектов РФ по налогу на прибыль и налогу на страховые взносы (в случае его установления), предварительно выбрав оптимальные ставки налога на страховые взносы по каждому виду обязательного страхования.

Более того, модель позволяет определить оптимальную величину доли налога на страховые взносы, зачисляемую в бюджет субъекта Российской Федерации и федеральный бюджет, так как в ходе реализации модели накладывается ограничение, что «величина налоговых поступлений в региональные бюджеты не должна увеличиваться за счет сокращения поступлений в федеральный бюджет». Это ограничение вызвано уменьшением налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на величину уплаченных сумм налога на страховые взносы, а, следовательно, и уменьшением суммы налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет. Кроме того, разработанная модель позволяет рассчитать налоговые поступления по всем субъектам Российской Федерации и разработать сценарии социального и экономического развития не только страхового рынка Республики Башкортостан, но и каждого из них, в условиях действующего и альтернативного механизма системы налогообложения. А также создает предпосылки для определения приоритетных направлений развития региональных страховых рынков.

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2008. № 4. С. 55-57. © П.Б. Крамынин, 2008

УДК 336.201

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

П.Б. Крамынин

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Как всем давно известно, финансовый рынок состоит из трех сегментов: валютный рынок, рынок ценных бумаг и кредитный рынок. Между ними нет четкой грани, все три сегмента тесно взаимосвязаны друг с другом. Многие институты финансового рынка функционируют на нескольких или всех его сегментах. Одной из крупнейших составляющих кредитного рынка как раз и является страховой рынок. Он тесно связан со всеми звеньями воспроизводственного процесса и является неотъемлемым элементом экономики, функционирующей на рыночной основе.

В советские годы страхование, как и большинство других сфер, было полностью государственным и существовало всего две компании: Росгосстрах, а позже из него выделился Ингосстрах для работы с иностранными клиентами. Это обусловливает достаточную неразвитость современного рынка страхования России, но все равно оно развивается стабильно, быстро и имеет огромное значение для государства, выступающего как в роли клиента, так и в роли регламентирующего механизма налоговых сборов.

Перспективы развития данного рынка необычайно велики. Стоит лишь обратить свое внимание на Запад, где человек уже не представляет свою жизнь без страхования.

В общем виде страховые продукты можно поделить на страхование «жизни», «не жизни» и «ответственности». Страхование жизни предполагает, что объектом страхования выступает непосредственно жизнь человека, при страховании «не жизни» таким объектом выступает здоровье, обязательное и добровольное медицинское страхование, а в рамках страхования «ответственности» это автогражданская ответственность, профессиональные риски и т. д.

Итак, отечественный рынок страхования имеет хорошие перспективы для развития, регулировать и организовывать цивилизованную работу этого рынка необходимо уже сейчас. Государство активно предпринимает регулирующие меры, например, с 1 июля 2007 г.

минимальный уставный капитал для страхователей «не жизни» составил 30 млн руб., для страхователей «жизни» и «ответственности» -60 млн руб., для договоров перестрахования -120 млн руб. Из-за этого нововведения уже лишились лицензии порядка 300 организаций.

Перестрахование — совокупность отношений между страховщиками по страхованию риска. Страховщик, принимая на страхование риск, превышающий его возможности, передает часть риска другому страховщику. Отношения оформляются договором, по которому одна сторона (перестрахователь или цедент) передает риск и соответствующую часть премии другой стороне (перестраховщику или цессионарию).

Сейчас на рынке присутствуют 854 страховые организации, из которых примерно 600 развиваются стабильно и имеют высокий уровень платежеспособности. Вследствие конкуренции и кооперации на рынке должны остаться около 500 компаний. По прогнозу Минфина России, к 2010 г. объем совокупной премии достигнет 900 млрд руб. (в 2006 г. -611 млрд руб., в 2003 г. — 432 млрд руб.). Выплаты составят 650-750 млрд руб. (в 2006 г. -353 млрд руб., в 2003 г. — 284 млрд руб.), страховые резервы — 600 млрд руб. Ссылаясь на экспертные оценки, Минфин России ожидает, что совокупный уставный капитал страховщиков к 2010 г. достигнет 800 млрд руб. (против 155 млрд руб. в конце 2006 г. и 78 млрд руб. в 2003 г.).

Основным налоговым бременем для страховых компаний является налог на прибыль организаций. Налоговая база по этому налогу складывается из разности доходов и расходов страховой организации. Наряду со стандартными видами доходов и расходов, для страховой деятельности предусмотрены специфические.

Доходы от страховой деятельности представляют собой страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика только в размере его доли страховой премии, установленной

в договоре сострахования; суммы уменьшения страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах; вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования; вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования; вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера и т. д.

Любое страхование начинается с заключения договора и уплаты страховой премии. Страховая премия определяет все финансовые показатели деятельности страховщика: напрямую — выручку, страховые резервы, размер активов, принимаемых в покрытие резервов, платежеспособность; а косвенным образом — страховые выплаты, финансовый результат, размер собственных средств страховщика.

К расходам страховых организаций, понесенным при осуществлении страховой деятельности, относятся следующие: суммы отчислений в страховые резервы (с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах); суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат; страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования; суммы страховых премий по рискам, переданным в перестрахование; расходы по оплате организациям или отдельным физическим лицам оказанных ими услуг, связанных со страховой деятельностью (услуг актуариев, медицинского обследования, детективных услуг, услуг специалистов, в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат, услуг по изготовлению страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и иных подобных документов и т. д.

Существует ряд особенностей системы налогообложения, наиболее существенными из которых являются: осуществление «щадящей» налоговой политики государства в области страховой деятельности в силу большой социальной значимости страхования; освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения; установление особого порядка налогообложения налогом на прибыль.

В условиях действующей системы налогообложения прибыли страховых компаний уплата налога осуществляется по месту располо-

жения головной организации, т. е. преимущественно в Центральном федеральном округе. Подобная ситуация, в свою очередь, порождает столкновение интересов федерального центра и субъектов Федерации, что выражается в создании препятствий для открытия филиалов и их деятельности, а иногда и в прямом запрете.

Компенсировать отток денег из региона в центр можно последующей передачей в региональный бюджет части прибыли, полученной компанией. Некоторые компании так и поступают, исчисляя фактическую «региональную прибыль» или рассчитывая ее условно пропорционально собранной премии. Однако в этом случае распределение налоговых поступлений определяется не законодательством, а соглашением сторон, причем каждый из них вправе поступать по-своему.

Существуют следующие концепции, на которые ориентируются при совершенствовании налогообложения страховщиков:

1. Постепенное изменение существующей системы налогообложения страховых организаций в зависимости от выявленных недостатков через изменение состава и методов управления налогообложением страховых организаций;

2. Уничтожение существующей системы налогообложения страховых организаций и создание новой системы налогообложения классического образца либо без учета, либо с учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране;

3. Реформация существующей системы налогообложения посредством совершенствования нормативно-правовой базы за счет регламентирования системы распределительных отношений и контроля всех направлений движения финансовых потоков страховых организаций.

Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов. В этом случае основными задачами налоговой реформы должны быть: более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

Для совершенствования налогообложения прибыли страховых организаций необходимо

уничтожить существующую систему, если можно так ее назвать, и предложить новый налог, плательщиками которого являлись бы только страховые организации.

В этой связи объектом налогообложения становится оказание услуг по страхованию, налоговая база — страховые премии, выплачиваемые страховым организациям по договору страхования. Налоговый период — календарный месяц, ставка налога — дифференцирована в зависимости от вида страхового продукта, налоговые льготы — не подлежат налогообложению налогом на страховые взносы, обязательные виды страхования, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, средств государственных органов исполнительной, законодательной и судебной власти; обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование. Поступление налога в федеральный бюджет и бюджет субъекта Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение данного налога позволило бы привести в надлежащий порядок существую-

щую систему налогообложения прибыли страховщиков в соответствии с классическими образцами. Также это позволило бы урегулировать противоречия между федеральным центром и субъектами федерации по поводу налоговых поступлений, что сведет к минимуму возможность страховых организаций уклоняться от уплаты налога на прибыль, так как налогооблагаемой базой по налогу является величина страховых взносов по отдельным направлениям страхования.

Но в любом случае совершенствовать существующее состояние налоговой системы РФ предстоит будущим поколениям, поэтому важно досконально знать современное положение и международный опыт, который потенциален для адаптации в российских условиях, для совершенствования налогового законодательства в целом и по отдельным видам деятельности, рассматриваемым как стратегически важные для экономики и социального развития России.



Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей. В статье рассматривается система налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, страховая организация, налог на прибыль.

Не последнюю роль в уровне развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. Перед государством стоят две противоположные задачи: с одной стороны максимизация доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой — стимулирование физических и юридических лиц к заключению договоров страхования.

Политика в области налогообложения включает в себя как налогообложение самих страховых организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности (с точки зрения, как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы) .

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные данной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоритические аспекты налогообложения страховых организаций и направления его совершенствования страховых организаций и направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя) .

Между тем в действительности страховые организации признаны во всем мире крупнейшими институциональными инвесторами и финансовыми посредниками. В связи с этим автором уточнено определение страховой организации в части усиления ее инвестиционной составляющей. Это позволяет трактовать последнюю как специализированную организацию, имеющую определенную организационно-правовую форму, осуществляющую страховую, инвестиционную и иную разрешенную законодательством деятельность, созданную с целью страховой защиты общества.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики .

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов .

Кроме того, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления .

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики; обуславливает порядок определения как доходов, так и расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль страховых организаций.

Как уже было отмечено ранее, страховая деятельность имеет ряд специфических особенностей и одна из них состоит в том, что в распоряжении страховщиков в течение определенного срока находятся временно свободные от обязательств средства, которые могут быть размещены в инвестиции в целях получения дохода.

Инвестиционный доход — это дополнительный источник прибыли страховщика. В результате этого снижается ставка дохода, закладываемая в структуру тарифной ставки, и, следовательно, уменьшается тариф на эту сумму, в чем в равной степени заинтересованы как страховщики, так и страхователи.

Ввиду вышесказанного, автором предлагается внести в действующее законодательство РФ, в том числе в Налоговый Кодекс РФ соответствующие корректировки в части определения налога на прибыль страховых организаций.

Автором предлагается ввести практику обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, что позволит отделить финансовый результат страховых компаний, полученный по основному виду деятельности, от финансового результата, полученного в процессе реализации инвестиционной активности. При этом автор считает экономически целесообразным установить дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования, от социальной и экономической значимости направления инвестирования.

Введение обособленного учёта экономических результатов по инвестиционной и основной видам деятельности страховых компаний вызвано также и тем, что объем находящихся в их распоряжении инвестиционных ресурсов постоянно растет. Возможности и поведение страховщиков как инвесторов определяются особенностями самой страховой системы. Она позволяет аккумулировать огромные, временно свободные средства и выгодно их размещать на некоторый период, получая от этого значительный инвестиционный доход, который, по мнению автора, необходимо учитывать обособленно.

Таким образом, ведение обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, способно повысить не только инвестиционную активность страховых организаций, но и темпы экономического роста государства, уровень технологического и научного прогресса общества, кроме этого и максимизации доходов в государственный бюджет.

Литература:

Налогообложение

механизм налогообложения страховой деятельности

е.в. боровикова,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения вША Минфина россии

В последние годы в России происходит достаточно быстрое развитие страхования, выражающееся в высоких темпах роста поступлений страховых взносов, улучшении их структуры прежде всего за счет увеличения доли добровольного страхования. Таким образом, возрастает роль страхования в формировании финансовых ресурсов общества за счет увеличения уставных капиталов и резервных фондов страховых организаций, а также поступлений в федеральный и региональный бюджеты налоговых платежей по результатам страховой деятельности. Одной из основных задач современного развития рынка страховых услуг является формирование адекватной международным требованиям нормативной базы российского рынка страхования. Важным направлением развития страховой науки в связи с переходом на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности является исследование вопросов налогообложения страховых операций на основе анализа практики применения Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) и положений бухгалтерского учета.

Статистические данные показывают, что наибольшие налоговые поступления по субъектам России приходятся на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область. В структуре налоговых поступлений наибольший удельный вес занимают платежи налога на прибыль, НДС, налога на имущество . Особенности страховой деятельности обусловили наличие специфики в исчислении отдельных налогов этих организаций.

В целях приближения налогообложения страховщиков к налогообложению других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков был введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Состав доходов и расходов, а в некоторых случаях порядок их стоимостного эквивалента определен

ст. 293 НК РФ «Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)» и ст. 294 НК РФ «Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)». Для целей налогообложения доходы и расходы классифицированы на две группы:

1) доходы (расходы) от страховой деятельности;

2) доходы (расходы) от иной деятельности.

В свою очередь, доходы (расходы) от страховой деятельности включают в себя доходы (расходы) по страхованию, доходы (расходы) от деятельности, связанной с осуществлением операций страхования, и прочие доходы (расходы).

К доходам по страхованию относятся:

• страховые премии (взносы) по договорам страхования, сострахования и перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;

• вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования;

• вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;

• суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;

• суммы возврата части страховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае их досрочного прекращения.

Договор страхования согласно п. 1 ст. 957 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса, если в нем не предусмотрено иное. Однако при учете доходов методом начисления страховые премии (взносы) по договорам страхования, состра-

хования и перестрахования признаются доходами на дату возникновения ответственности налогоплательщика перед страхователем по заключенному договору вне зависимости от порядка уплаты страхового взноса, указанного в договоре (за исключением долгосрочных договоров страхования жизни) (ст. 330 НК РФ). Дата возникновения ответственности также определяется из условий договоров страхования, сострахования, перестрахования. При этом в доходах страховой организации учитывается сумма взноса по договору, соответствующая объему возникшей ответственности.

Существует определенный порядок признания доходов по операциям сострахования и перестрахования.

Суммы вознаграждения перестраховщика по договорам перестрахования признаются доходом страховой организации с даты возникновения права на данное вознаграждение (на дату возникновения права возникновения ответственности перестраховщика по договору перестрахования, если иная дата оказания услуг по перестрахованию не указана в условиях договора перестрахования).

Суммы тантьем по договорам перестрахования признаются доходом страховой организации с даты возникновения права на данные тантьемы исходя из условий договора, подтвержденные соответствующими расчетами перестраховщиков (брокеров). Доходы в виде сумм вознаграждений по договорам сострахования признаются доходами для целей налогообложения прибыли на даты, определенные обстоятельствами, при наступлении которых услуги по условиям договоров считаются оказанными.

Доходы в виде сумм возмещений долей страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование, признаются на дату возникновения обязательства у перестраховщика по оплате перестрахователю по фактически наступившему страховому случаю, выраженному в абсолютной денежной сумме, согласно условиям договора перестрахования (ст. 330 НК РФ).

Суммы возврата части страховых премий (взносов) по договорам перестрахования в случае досрочного их прекращения признаются доходом на дату возникновения обязательства перестраховщика осуществить возврат — при методе начисления либо на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу — при кассовом методе.

Страховые премии, принятые в перестрахование из-за рубежа по договорам перестрахования, учитываются для целей налогообложения, как и

расходы, произведенные в РФ и за ее пределами. Однако при этом учитываются положения, вытекающие из международных договоров по устранению двойного налогообложения (ст. 311 НК РФ). Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ. Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате этой организацией в РФ.

Суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование, признаются доходом страховой организации для целей налогообложения прибыли исходя из условий договора перестрахования и срока фактического пользования заемными средствами на конец отчетного (налогового) периода.

К доходам от деятельности, связанной с осуществлением операций страхования, относятся вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера и аварийного комиссара, страхового агента. К прочим доходам при осуществлении страховой деятельности можно отнести суммы процентов на «депо» премий по рискам, принятым в перестрахование, а также доходы, полученные от размещения страховых резервов. Необходимо отметить, что инвестирование временно свободных средств регламентировано законодательством и должно осуществляться в рамках определенных условий.

Страховые организации имеют право осуществлять деятельность и операции, непосредственно не связанные с осуществлением страховой деятельности, но не запрещенные для них Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Доходы от иной деятельности могут быть аналогичны доходам других предприятий и организаций, учитываемым при налогообложении прибыли, например, прибыль от реализации основных фондов, материальных ценностей и прочих активов.

Страховые организации принимают для целей налогообложения расходы, предусмотренные ст. 252 НК РФ, в порядке, установленном ст. 254 — 269 НК РФ. Расходы страховых организаций, учитываемые при расчете налоговой базы и обусловленные потребностями их деятельности, как и доходы, можно разделить на три группы:

1) расходы по страхованию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) расходы по деятельности, связанной с осуществлением операций страхования;

3) прочие расходы.

Важнейшим видом расходов по страхованию выступают страховые выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования. В целях налогообложения к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования.

Суммы денежных средств, выплачиваемые страховыми организациями лечебным учреждениям за проведение при страховом случае медосмотра по договорам добровольного медицинского страхования застрахованных лиц, рассматриваются как страховые выплаты, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль страховой организации.

Страховые организации в своей основной деятельности широко пользуются услугами организаций или отдельных физических лиц. Оплата оказанных ими услуг, правильно оформленных, относится к расходам, учитываемым при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. К таким услугам относятся медицинское обследование, детективные услуги, услуги юристов, адвокатов, аварийного комиссара, инкассаторские услуги.

Прочие расходы по ведению дела могут быть связаны с расходами на рекламу, подготовку и переподготовку кадров и т. д.

По действующему налоговому законодательству страховые организации по своей основной деятельности налог на добавленную стоимость не платят (ст. 149 НК РФ).

Налогом на добавленную стоимость не облагаются:

• страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы и выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

• проценты, начисленные на «депо» премии по договорам перестрахования, и проценты, перечисленные перестраховщику перестрахователем;

• страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

• средства, полученные страховщиком в порядке суброгации от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю.

В соответствии с законодательством страховые организации могут размещать страховые резервы в

ценные бумаги, банковские вклады, доли в уставном капитале, недвижимое имущество и т. д.

Суммы штрафных санкций по договорам страхования, сострахования, перестрахования налогом на добавленную стоимость не облагаются, поскольку связаны с освобождаемыми оборотами.

Налогом на добавленную стоимость облагаются услуги страхового агента, страхового маклера, сюрвейера, консультационные и информационные услуги.

Дополнительная плата, взимаемая страховщиками при выдаче дубликата страхового полиса в случае его утраты, подлежит обложению НДС, так как это не является существенным элементом непосредственно договора страхования.

Налоговая база по налогу на имущество определяется для страховых организаций в общем порядке как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Налоговые ставки, применяемые к страховым организациям, не могут превышать 2,2 % (ст. 380 НК РФ).

Рассмотрим механизм исчисления НДС и налога на прибыль на примере, включающем некоторый перечень потенциально возможных в деятельности страховых организаций операций.

Пример 1. Страховой компанией в I квартале были совершены следующие операции:

— получены страховые премии по договорам страхования на сумму 89 тыс. руб.;

— получены страховые премии по договору сострахования — 76 тыс. руб.;

— получены дивиденды по акциям российских компаний — 120 тыс. руб.;

— погашен вексель на сумму 45 тыс. руб. при стоимости приобретения 39 тыс. руб.;

— оплачены услуги частного детектива по розыску автомобиля клиента компании в размере 32 тыс. руб.;

— оплачены услуги эксперта по выявлению подлинности антикварных ценностей, заявленных по договору страхования имущества, в размере 60 тыс. руб.;

— оплачены расходы на приобретение оборудования в административный корпус компании — 200 тыс. руб.

Финансовый результат по операциям, облагаемым по ставке налога на прибыль 24 %, — убыток на сумму 121 тыс. руб. При получении дивидендов

компания должна будет перечислить в бюджет 7,2 тыс. руб. (6 % х 120 тыс. руб.).

Пример 2. Страховая медицинская организация «Медстрахсервис» за отчетный период произвела следующие операции (суммы указаны с учетом НДС по облагаемым операциям):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— получены страховые премии по договорам обязательного медицинского страхования в размере 76 тыс. руб.;

— произведены отчисления в запасной резерв — 90 тыс. руб.;

— произведены отчисления в резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию — 170 тыс. руб.;

— осуществлены расходы на ведение дела — 54 тыс. руб.;

— проведена реклама компании в местных СМИ стоимостью 30 тыс. руб.

Пример 3. Страховая организация в отчетном периоде имеет следующие обороты (включая НДС по облагаемым операциям):

— получены страховые премии по договорам имущественного страхования — 369 тыс. руб.;

— получены страховые платежи по ипотечным договорам — 617 тыс. руб.;

— получены платежи от клиентов за изготовление бланков страховых полисов — 37 тыс. руб.;

— получены страховые взносы по договорам страхования жизни, заключенным при посредничестве страховых брокеров, — 312 тыс. руб.;

— оплачены услуги экспертов, оценщиков и аварийного комиссара — 516 тыс. руб.;

— произведены выплаты вознаграждения страховому агенту — 37 тыс. руб.;

— оплачены услуги детективного агента — 48 тыс. руб.;

— оплачена аренда офисных помещений — 470 тыс. руб.;

— оплачены услуги мобильной связи по телефонам, принадлежащим страховой организации, — 32 тыс. руб.

(1 103 тыс. руб. х 18 / 118). Таким образом, сумма НДС, подлежащая начислению и уплате в бюджет, превышает сумму НДС к зачету. Сумма НДС к уплате в бюджет составляет 35,4 тыс. руб.

В настоящее время теоретиками и специалистами-практиками обсуждается вопрос о замене уплаты налога на прибыль уплатой налога на страховые взносы с дифференцированными или едиными ставками по видам страхования. Необходимость внесения изменений в порядок налогообложения страховых организаций возникает в связи с неэффективностью налогообложения их доходов. Уплата налога на прибыль не решает фискальных задач, так как в результате различных способов минимизации прибыли от страховой деятельности поступления в бюджет не соответствуют масштабам и темпам роста страховых взносов.

Обосновываются цели введения налога на страховые взносы взамен налога на прибыль, которые заключаются в следующем:

• выравнивание налогового бремени на основе разработки оптимальных значений ставок на страховые взносы, чтобы не ущемлять интересы страховщиков и увеличивать поступления в бюджет;

• упрощение механизма налогообложения и контроля;

• достижение простоты определения налоговой базы;

• установление системы налоговых льгот и стимулов по обязательным видам страхования.

В международной практике существует как налог на прибыль, так и налог на страховые взносы, взимаемый по дифференцированным или по единым ставкам (см. таблицу) .

Как показывают данные таблицы, отдельные виды страхования освобождены от налогообложения (страхование жизни — в Люксембурге, Дании, Франции; страхование от несчастных случаев — в Голландии).

К сожалению, в сложившейся на сегодняшний момент ситуации, когда досрочное расторжение договоров страхования жизни часто выступает для работодателей способом ухода от налогообложения фонда оплаты труда, понижение или отмена налога для данного вида страхования невозможны. Необходимо предусмотреть механизм налогообложения, который противостоял бы антистраховым схемам. Такой механизм может быть, например, следующим. При досрочном расторжении договора налог со всех поступивших взносов взимается по общей ставке. При расторжении договора по истечении

Ставки налога на премии по видам страхования в странах Европы

Страна Страхо- Страхова- Страхование Страхо- Страхо- Стра- морское и Страхование Другие

вание ние ответ- автомобильной вание от вание от хование авиационное от несчаст- виды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жизни ственности ответствен- огня хищений домовла- страхование ных случаев страхова-

ности дельцев ния

Люксембург — 4 4 4 4 4 4 4 4

Бельгия 4,4 4,25 9,25 9,25 9,25 9,25 9,25 9,25 9,25

Велико- 5 5 5 5 5 5 5 5 5

британия

Греция 4 10 10 15 10 10 10 10 10

Германия — 10 10 10 10 10 10 10 10

Голландия — 7 7 7 7 7 7 7 —

Италия 2,5 21,25 12,5 21,5 21,5 21,5 7,5 2,5 21,5

Испания — 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Ирландия 3 1 1 1 1 1 — 1 1

Португалия 0,1 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4

Франция — 9 18 30 9 9 19 9 9

Дания — — 15 — — — 1 — —

установленного срока или незадолго до его истечения налог со всех поступивших взносов взимается по ставке несколько ниже общей для рисковых видов страхования.

В то же время можно привести аргументы в пользу того, что использование дифференцированных ставок усложняет налоговые расчеты, требует адаптационного периода для перехода к новому механизму налогообложения страховой деятельности. Кроме того, при появлении новых видов страхования необходимо будет вносить изменения в налоговое законодательство.

Какого типа ставки налога будут действовать в отношении доходов по страхованию: дифференцированные или единые, расщепляемые между несколькими уровнями власти или закрепленными за одним уровнем бюджета, — важный вопрос, связанный с перспективами развития финансового сектора экономики. Основными же требованиями к механизму налогообложения страховой деятельности остаются следующие:

• простота и прозрачность налогообложения в

техническом плане;

• возможность точного и достоверного планирования бюджетных поступлений от оказания услуг по страхованию.

литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Ахвледиани И. Страховая наука и ее взаимодействие с практикой // Финансы и статистика. — 2005. — № 6.

4. Гончаренко Л. И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики — М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Коломин Е. В. Об укреплении научных основ нормативно-правовых актов по страхованию // Финансы. — 2004. — № 10.

6. Романова М. В. Налогообложение страховой деятельности / Под ред. В. В. Шахова. — М.: Финансы и статистика, 2003.

7. Страхование. Современный курс: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Коломина. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 416 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *