Налогообложение ЖСК

Налогообложение ЖСК

28.06.2019 Товарищества собственников жилья и жилищно-строительные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, созданными для строительства, а также для последующей эксплуатации многоквартирных жилых домов и управления ими. Данные организации являются плательщиками налогов, сборов (пошлин).
Существование каждого без исключения ТС или ЖСПК начинается с выделения им земельного участка для строительства и эксплуатации жилого дома. При выделении участка в пользование за него необходимо уплачивать земельный налог. Как правило, основанием для исчисления земельного налога является государственный акт на земельный участок либо иной документ, являющийся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Объектом обложения земельным налогом является площадь земельного участка, предоставленного для обслуживания жилого дома, а так же расположенных на нем хозяйственных построек, детских площадок, гостевых стоянок и газонов.
При этом применяется освобождение от уплаты земельного налога в части площади земельного участка, приходящейся на площадь жилых помещений, принадлежащих лицам, имеющим право на пенсию по возрасту, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним детям и лицам, признанным недееспособными, при отсутствии регистрации в этих жилых помещениях, принадлежащих таким лицам и расположенных в этих жилых домах, трудоспособных лиц.
В случае предоставления в аренду земельного участка организации-арендаторы уплачивают арендную плату. Основанием для исчисления арендной платы за земельный участок являются договор аренды земельного участка, решение местного исполнительного комитета, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации.
ТС и ЖСПК в определенных ситуациях признаются плательщиками налога на прибыль. Валовая прибыль некоммерческих организаций определяется как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
В валовую прибыль подлежат включению, в частности, доходы от операций по сдаче имущества в аренду; денежные средства, полученные за несвоевременные расчеты по коммунальным платежам (пени); разница в тарифах на тепловую энергию и другие.
В состав внереализационных доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются:
— вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами и (или) учредительными договорами;
— денежные средства, полученные от участников в порядке предстоящего финансирования и (или) в порядке возмещения расходов на приобретение и (или) выполнение (оказание) работ (услуг) для этих участников;
— товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные, при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено,
— на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами указанных организаций;
— доходы в виде процентов от хранения денежных средств, указанных выше на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах, а также от размещения этих денежных средств во вклады (депозиты).

ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ НЕ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ НА ДОХОДЫ

(о налогообложении коммунальных платежей и платежей на содержание жилья)

Поводом для написания настоящей статьи явилось письмо всеми «любимой» Федеральной налоговой службы от 22 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/6526 (размещено на сайте СПС «Гарант» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/321950/).

В очередной раз ФНС РФ вопреки здравой логике, закону и единообразной судебной практике пытается убедить общественность в том, что товарищество собственников жилья – это некая коммерческая структура, зарабатывающая прибыль, и потому обязанная уплачивать налог на доходы (по сути, налог на коммерческую деятельность) с сумм, уплачиваемых собственниками помещений за потребленные коммунальные ресурсы и на содержание жилья.

Причем «эксперты»из ФНС РФ в указанном письме выдвинули весьма оригинальную мысль следующего содержания: «Учет другихплатежей, поступающих ТСЖ от его членов, в составе доходов будет зависеть от договорных отношений ТСЖ и его членов».

По мнению ФНС РФ, отношения ТСЖ и его членов – это договорные отношения, регулируемые уставом ТСЖ. ТСЖ приобретает статус поставщика коммунальных услуг, если согласно уставу «на ТСЖ возложены обязанности по предоставлению коммунальных услуг… и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных работ (услуг) и при этом действует от своего имени, а не от имени членов ТСЖ (т. е., исходя из договорных обязательств, не является посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ указанные услуги), и на членов ТСЖ возложены обязанности по оплате данной деятельности ТСЖ».

В этом случае ТСЖ, по мнению ФНС РФ, является поставщиком коммунальных и прочих услуг и действует исключительно в собственных экономических интересах. Очевидно, если продолжить мысль налоговиков, ТСЖ преследует цель − извлечения прибыли.
Вот, такие оригинальные идеи, порой, генерируют «специалисты» налоговой службы.

Природа ТСЖ и суть его отношений с собственниками помещений

Закон однозначно посредством императивных норм установил следующее:

− ТСЖ – это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и т. д. (п. 1 ст. 135 ЖК РФ);

− ТСЖ вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг, о содержании и ремонте общего имущества, прочие договоры в интересах членов ТСЖ (п. 1 ст. 137 ЖК РФ).

Из указанных положений закона однозначно следует, что ТСЖ всегда и во всех ситуациях действует исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме. И не важно, от чьего имени (от своего или от имени собственников) ТСЖ вступает в отношения с третьим лицами, в частности с поставщиками коммунальных услуг.

То есть, ТСЖ – это всегда посредник (причем некоммерческий посредник), действующий не в своих интересах, а исключительно в интересах собственников помещений в многоквартирном доме.

Закон не предоставляет возможности ни собственникам многоквартирного дома, ни самому ТСЖ посредством тех или иных формулировок устава ТСЖ менять его юридический статус – статус некоммерческого посредника.

Ранее ВАС РФ в постановлении Пленума от 05.10.2007 г. № 57 вполне определенно и однозначно уже высказался по данному поводу, указав, что:
− ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ;
− ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Поэтому совершенно не понятна позиция ФНС РФ, согласно которой уставом ТСЖ можно изменить статус ТСЖ как некоммерческого посредника на статус поставщика, преследующего коммерческие цели – извлечение доходов (прибыли).
Ни закон, ни ВАС РФ ничего не говорят о том, что суть отношений ТСЖ и его членов по предоставлению коммунальных услуг и услуг содержания жилья может меняться в зависимости от тех или иных положений устава ТСЖ. Наоборот, какими бы ни были положения устава ТСЖ, суть отношений ТСЖ и его членов всегда одна: ТСЖ действует в интересах своих членов, т. е. является посредником, не имеющим самостоятельных экономических интересов.
Единый налог на упрощенной системе налогообложения – коммерческий налог

Единый налог, согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ, заменяет собой два основных коммерческих налога: налог на прибыль и налог на имущество. Организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС. Применительно к теме, которую мы должны раскрыть в настоящей статье, нас интересует только соотношение (тождественность) налога на прибыль и единого налога.
Согласно ст. 346.14 и 346.15 НК РФ объект налогообложения по единому налогу аналогичен (даже идентичен) объекту налогообложения по налогу на прибыль. Единым налогом облагаются доходы от реализации и внереализационные доходы, суть и перечень которых определены ст. 249, 250 главы «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ.
По сути, налогом на прибыль облагается предпринимательская (коммерческая) деятельность юридических лиц. То есть, налог на прибыль – это налог на коммерческую деятельность (коммерческий налог).
Поскольку единый налог – это частный случайналога на прибыль, то у нас есть все основания полагать, что он также является коммерческим налогом (налогом, который платят субъекты налогообложения, получающие доходы с целью извлечения прибыли).

ТСЖ не является плательщиком коммерческих налогов, включая единый налог

Судебная практика вполне определенно и единообразно указывает на то, что ТСЖ не обязано уплачивать НДС, налог на прибыль и единый налог с сумм, получаемых от своих членов в счет оплаты коммунальных услуг и содержания жилья.

Основными аргументами судов являются следующие:

− ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) – это объединение граждан, не преследующее коммерческих целей;
− ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) – является посредником между собственниками многоквартирного дома и третьими лицами (коммунальными и иными организациями), не имеет собственных экономических интересов, не является поставщиком коммунальных услуг и всегда выступает в интересах своих членов;
− коммунальные платежи, платежи на содержание жилья и иные взносы членов ТСЖ (вне зависимости от формулировок устава) не являются доходами ТСЖ и потому не подлежат налогообложению НДС, налогом на прибыль, единым налогом на упрощенной системе.
Все доводы ФНС РФ, изложенные в рассматриваемом письме, равно как и в других письмах подобного содержания, являются ничем иным, как только инсинуациями «специалистов» ФНС РФ и Минфина РФ, противоречащими закону, правовым позициям судов и здравому смыслу.
Поэтому, с одной стороны, не стоит всерьез воспринимать такие периодически выпускаемые опусы налоговой службы. С другой стороны, мне, как гражданину, не понятно, почему за счет бюджета (государственной казны) должны получать заработную плату «специалисты», сочиняющие подобные письма.

Панагушин О.В., Новосибирск, 24.05.2011 г.

Ранее мною с более детальной теоретической проработкой было рассмотрено письмо Минфина РФ от 26.02.2007 г. № 03-07-15/24 на ту же тему. См.: Панагушин О.В. Почему Министерство финансов не хочет дружить с товариществами собственников жилья // Налоги и налогообложение. 2007, июль.

Хотя анализируемое письмо подписано одним человеком, я позволил себе сказать «эксперты», потому что уверен в том, что над позицией, изложенной в письме, «потрудился» не один человек, а некий коллектив налоговой службы.

Под «другими» платежами ФНС понимает в том числе и платежи граждан за коммунальные услуги (тепло-, электро- и водоснабжение), платежи на содержание жилья.

Далее, для простоты, будем называть его «единый налог».

Более подробно о сути коммерческих и некоммерческих налогов. См.: Панагушин О.В. Общие принципы налогообложения – гарантия справедливого правоприменения (философия налогообложения и правоприменения) // Налоги и налогообложение. 2006, октябрь.

«Частность» (специфичность) единого налога по отношению к налогу на прибыль проявляется, прежде всего, в том, что плательщиками единого налога являются субъекты, отвечающие определенным частным критериям (так называемые малые предприятия: определенные уровень доходов, численность работников, стоимость основных средств).

Касательно применения ст. 289 Налогового кодекса РК:

В соответствии с положениями ст. 2 Закона РК «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией признается юридическое лицо, не имеющее в качестве основной цели извлечение дохода и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

Согласно положениям ст. 6 Закона РК «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут быть созданы в т.ч. в форме потребительского кооператива.

Учитывая положения п. 1 ст. 14 Закона РК «О некоммерческих организациях» потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных (паевых) взносов.

В случаях, предусмотренных законодательными актами, в потребительский кооператив могут вступать юридические лица.

Т.к. Ваш жилищно-строительный кооператив относится к потребительским кооперативам, то Ваш кооператив является некоммерческой организацией в соответствии с гражданским законодательством РК.

Однако, в соответствии с положениями п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РК для целей Налогового кодекса РК некоммерческой организацией признается организация, зарегистрированная в форме, установленной гражданским законодательством РК для некоммерческой организации, за исключением акционерных обществ, учреждений и потребительских кооперативов, кроме кооперативов собственников квартир (помещений), которая осуществляет деятельность в общественных интересах и соответствует следующим условиям:

1) не имеет цели извлечения дохода в качестве такового;

2) не распределяет полученный чистый доход или имущество между участниками.

Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством Ваш жилищно-строительный кооператив не относится к некоммерческим организациям, в связи с чем, в отношении налогообложения Вашего кооператива положения ст. 289 Налогового кодекса РК не применимы.

Касательно ставки налога на имущество:

В соответствии с положениями п. 1 ст. 521 Налогового кодекса РК, если иное не предусмотрено настоящей ст. 521 Налогового кодекса РК, юридические лица исчисляют налог на имущество по ставке 1,5% к налоговой базе.

При этом, согласно положениям пп. 1) п. 3 ст. 521 Налогового кодекса РК юридические лица, определенные ст. 289 Налогового кодекса РК, за исключением религиозных объединений и некоммерческих организаций, указанных в п. 4 ст. 289 Налогового кодекса РК, исчисляют налог на имущество по ставке 0,1% к налоговой базе.

Т.к. Ваш жилищно-строительный кооператив в целях налогового законодательства не относится к некоммерческим организациям, указанным в п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РК, то Вы обязаны исчислять налог на имущество с применением ставки 1,5% к налоговой базе.

Касательно ставки земельного налога:

В соответствии с положениями пп. 3 таблицы в п. 1 ст. 505 Налогового кодекса РК базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади в следующих размерах:

№ п/п

Категория населенного пункта

Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов, за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Базовые налоговые ставки на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем (тенге)

Астана

19,30

0,96

Согласно положениям пп. 6) п. 3 ст. 510 Налогового кодекса РК некоммерческие организации, определенные в соответствии с п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РК, за исключением религиозных объединений и некоммерческих организаций, указанных в п. 4 ст. 289 Налогового кодекса РК, при исчислении земельного налога к соответствующим ставкам применяют коэффициент 0,1.

Т.к. Ваш жилищно-строительный кооператив в целях налогового законодательства не относится к некоммерческим организациям, указанным в п. 1 ст. 289 Налогового кодекса РК, то Вы обязаны исчислять земельный налог с применением базовых ставок, указанных выше согласно п. 1 ст. 505 Налогового кодекса РК.

Учитывая положения п. 1 ст. 510 Налогового кодекса РК, местные представительные органы на основании проектов (схем) зонирования земель, проводимого в соответствии с земельным законодательством РК, имеют право понижать или повышать ставки земельного налога не более чем на 50 процентов от базовых ставок земельного налога, установленных ст. 504, 505 и 506 Налогового кодекса РК.

Схема зонирования земель для целей налогообложения и процентах повышения (понижения) базовых ставок земельного налога утверждена Решением маслихата города Астаны от 9 ноября 2018 года № 326/41-VI (далее по тексту – Решение маслихата) (см. по ссылке – /legislation/low/10568-reshenie-maslixata-goroda-astany-ot-9-noyabrya-2018-goda-32641-vi)

Таким образом, для исчисления земельного налога Вам необходимо на основании указанного Решения маслихата определить какой коэффициент повышения или понижения применяется в отношении Вашего земельного участка.

Литвиненко Алексей Дмитриевич. Налоги для ЖСК

В настоящее время невозможно представить свою жизнь без жилья. Жильем является недвижимое имущество. В г. Краснодаре активно развивается рынок жилой недвижимости. Активно развивающимся субъектом на таком рынке и в отношении предоставления жилищных услуг является жилищно-строительный кооператив (ЖСК).

В п. 1 ст. 110 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) дано понятие жилищным или жилищно-строительным кооперативам, которыми признаются добровольные объединения граждан или в определенных случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.

Жилищные кооперативы создаются на основании членских взносов для удовлетворения материальных и иных потребностей участников. ЖСК создаются для приобретения, реконструкции и последующего содержания многоквартирных домов.

ЖСК является юридическим лицом (организацией) при создании которой присваивается ИНН, КПП, ОГРН, имеется юридический адрес и может быть открыт расчетный счет в банке.

Такие кооперативы являются некоммерческими организациями в виде потребительских кооперативов, и осуществлять предпринимательскую деятельность могут только для достижения цели, ради которой созданы.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщиками, в т.ч. признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате соответствующих налогов и (или) сборов. Исходя из чего жилищно-строительный кооператив является плательщиком налогов и сборов. При этом такой налогоплательщик имеет особый статус, так как является некоммерческой организацией.

Жилищно-строительный кооператив может применять общую систему налогообложения. При общей системе налогообложения обычно уплачивают следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • земельный налог и др.

В отношении уплаты ЖСК налога на добавленную стоимость необходимо отметить, что согласно подпунктам 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация коммунальных услуг предоставляемых, в т.ч. жилищно-строительными и жилищными кооперативами в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и предоставляемых коммунальных услуг при условии приобретения их у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроснабжения, газа, водоснабжение и т.д., а также не подлежит налогообложению реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняемых вышеуказанными ЖСК, при условии приобретении данных работ (услуг) у организаций и ИП непосредственно выполняющие эти работы (услуги).

Таким образом, так как вышеуказанная реализация коммунальных услуг и иных благ является основным видом деятельности ЖСК, то такой кооператив освобождается от уплаты НДС, но не освобождается от обязанности по представлению налоговой декларации по НДС, даже если она «нулевая».

Кроме того такое освобождение является правом, а не обязанностью. Немаловажным обстоятельством в освобождении от уплаты НДС является, что такое освобождение возможно только в случае если ЖСК является посредником в осуществления ремонтных работ, в случае если ремонт будет выполняться силами (работниками) самого ЖСК, то налоговый орган попытается доначислить НДС.

В случае если жилищно-строительный (жилищный) кооператив осуществляет иной вид деятельности (сдача в аренду имущества, оказание услуг и т.д.), чем указанный в подпунктах 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ то ЖСК будет выступать полноценным плательщиком НДС.

При применении общей системы налогообложения налог на прибыль организаций является одним из основных исчисляемых налогов. ЖСК также обязан исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций.

Налоговой базой, в т.ч. и для жилищно-строительного кооператива является доход, уменьшенный на величину расходов.

Однако согласно ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. К целевому финансированию относится в т.ч. средства бюджетов выделяемых жилищным и жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» и на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Не облагаются налогом на прибыль средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающие на счета ЖСК, которые осуществляют и (или) финансируют деятельность, направленную на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Также при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления, полученные некоммерческой организацией (ЖСК) безвозмездно от собственников жилья на проведение ремонта общего имущества. К целевым поступлениям, в т.ч. относятся паевые взносы.

При этом налогоплательщики – получатели (ЖСК) целевых поступлений и целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов (расходов).

Согласно п. 2 ст. 289 НК РФ ЖСК вправе представлять налоговую декларацию по упрощенной форме по истечение налогового периода, в случае отсутствия обязательств по уплате налога.

Налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации имеющее имущество, признаваемое объектом налогообложения (п. 1 ст. 373 НК РФ).

Таким образом, согласно кодифицированному закону, в случае если ЖСК имеет имущество, то в таком случае жилищно-строительный кооператив обязан исчислять и уплачивать налог на имущество организаций.

Однако на территории Краснодарского края действует закон от 26.11.2003 № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций», согласно которому жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы освобождаются от уплаты налога на имущество организаций (ст. 3).

Но в силу ст. 386 НК РФ такие организации не освобождаются от представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в налоговый орган.

При наличии транспортных средств, признаваемых в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом налогообложения, зарегистрированные на организации (ЖСК), такая организация признается налогоплательщиком транспортного налога. Таким образом, и некоммерческие организации в лице жилищного или жилищно-строительного кооператива обязаны исчислять и уплачивать транспортный налог.

Единственным послаблением для ЖСК может быть то, что транспортные средства, используемые для осуществления деятельности ЖСК зарегистрированы не как грузовые автомобили, а как самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, то в отношении последних установлена более низкая налоговая ставка.

Налогоплательщиком земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 398 НК РФ на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, если ЖСК обладает земельным участком вышеуказанными способами, то признается плательщиком земельного налога. А если земельные участки, находящиеся под домом или прилегающей территории принадлежат жильцам, то плательщиками налога признаются жильцы. Кроме того, не редки такие случаи, когда ЖСК является собственником земельного участка и, исходя из чего, является плательщиком земельного налога, но заявляет льготу по уплате налога, так как жильцами многоквартирного дома является льготируемая категория граждан (пенсионеры, инвалиды, ветераны герои России и СССР и т.д.), в данном случае налоговый орган откажет в применении налоговой льготы и попытается доначислить земельный налог.

Итак, основы применения общей системы налогообложения ЖСК отражено выше, но такая некоммерческая организация вправе применить специальный налоговый режим. Применить ЖСК спецрежим может только в виде упрощенной системы налогообложения, иные спецрежимы не вправе применять, так как или не подходит вид деятельности (ЕНВД), или не подходит статус налогоплательщика (ЕСХН, ПСН).

Упрощенная система налогообложения (УСН) может применяться в отношении двух объектов налогообложения и с применением двух налоговых ставок:

  • доходы, ставка 6 %;
  • доходы, уменьшенные на величину расходов, ставка 15 %.

Для применения УСН необходимы определенные критерии: представление в определенный срок уведомление о применении УСН, отсутствие филиалов и представительств, доля участия учредителя-организации, средняя численность, остаточная стоимость основных средств и т.д.

При применении УСН налогоплательщик освобождается от уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество.

Облагаемые и необлагаемые доходы при применении УСН в основном определены в статьях 249, 250, 251 НК РФ, которые относятся к главе налог на прибыль организаций, отчасти и расходы при УСН схожи с расходами при исчислении налога на прибыль организаций. Таким образом, определение налоговой базы при расчете суммы налога по УСН частично идентично с налогом на прибыль организаций.

Кроме общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов в налоговом законодательстве существует понятие единая (упрощенная) налоговая декларация.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется по иным налогам лицом (налогоплательщиком), в т.ч. и ЖСК, не осуществляющим операции, в результате которых происходит движение денежных средств по расчетному счету и не имеющим объектов налогообложения.

Таким образом, налогообложение ЖСК отличается от налогообложения любой другой организации, тем, что является некоммерческой организацией целью которой не является извлечение прибыли, основной вид деятельности не облагается НДС, часть получаемых доходов по налогу на прибыль организаций и УСН не облагаются, особый порядок представления налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций, в Краснодарском крае освобождаются от уплаты налогом на имущество, а уплата земельного и транспортного налога зависит от наличия объекта налогообложения.

Итак, исходя из вышеизложенного налогообложение ЖСК в принципе не является особо сложным, но всё таки есть свои тонкости и сложности. Наше юридическое бюро помимо услуг по вопросам налогообложения предлагает и иные юридические услуги для Вас, к примеру, такие как: представление интересов в суде, консалтинг и аутсорсинг, взыскание уплаты коммунальных платежей с должников, составление договоров, узаконивание перепланировки, перевод помещения из жилого в нежилое и иное сопровождение деятельности.

Цены на услуги юристов и адвокатов зависят от задач.

Звоните прямо сейчас! Поможем!

РЕШЕНИЕ от 8 июня 2018 г. N СА-4-9/11150@

Федеральной налоговой службой получена жалоба товарищества собственников недвижимости «Х» (далее — ТСН «Х», Товарищество, Заявитель) от 11.04.2018 на уведомление Межрайонной ИФНС России (далее — Инспекция) от 16.11.2017 о необходимости представления Заявителем налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2017 года (далее — Уведомление) и решение УФНС России (далее — Управление) от 01.02.2018, а также дополнение от 11.05.2018 к жалобе от 11.04.2018 (далее — жалоба).

Как следует из материалов жалобы, Инспекцией направлено в адрес Заявителя Уведомление, в котором Товариществу предложено в срок до 01.12.2017 уточнить свои налоговые обязательства в Инспекции или представить налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2017 года.

Товарищество, не согласившись с Уведомлением, обратилось с жалобой от 11.12.2017 в Управление.

По результатам рассмотрения данной жалобы Заявителя Управлением вынесено решение от 01.02.2018 об оставлении жалобы Товарищества от 11.12.2017 без удовлетворения.

Считая Уведомление и решение Управления от 01.02.2018 необоснованными, Товарищество обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу.

Заявитель в жалобе сообщает, что в связи с внесением в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) и иные акты законодательства Российской Федерации изменений в части организационно-правовой формы обществ СНТ «Х» 03.07.2017 преобразовано в товарищество собственников недвижимости «Х».

02.12.2017 Товариществом получено Уведомление, направление которого, по мнению Заявителя, нарушает нормы статьи 50 и главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), а также статей 57, 58 Гражданского кодекса.

Заявитель в жалобе сообщает, что ТСН «Х» является правопреемником СНТ «Х», которое до универсального правопреемства применяло упрощенную систему налогообложения (далее — УСН). После реорганизации вид деятельности ТСН «Х» не был изменен.

Товарищество отмечает, что из анализа положений главы 26.2 Кодекса следует, что в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования вопрос о порядке применения УСН данной организацией не регламентирован. Из положений Гражданского кодекса и статьи 50 Кодекса следует, что в случае реорганизации организации в форме преобразования к правопреемнику переходят все права и обязанности его предшественника, права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не прекращаются и не изменяются. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих переход права на применение УСН в порядке универсального правопреемства.

Таким образом, в случае преобразования юридического лица право на применение УСН в составе всего объема прав и обязанностей реорганизованного юридического лица переходит к правопреемнику.

На основании вышеизложенного ТСН «Х» считает, что Заявитель является полным правопреемником СНТ «Х», имеющим право на применение УСН.

Также Заявитель в жалобе сообщает, что применение системы налогообложения в виде УСН было подтверждено Товариществом посредством направления 09.12.2017 в Инспекцию заявления.

В жалобе Заявитель указывает, что в силу пункта 2 статьи 346.11 Кодекса применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

В связи с изложенным, по мнению Заявителя, отказ в применении УСН, выраженный в Уведомлении и решении Управления от 01.02.2018, обязывает Заявителя представлять налоговые декларации и уплачивать налоги по общей системе налогообложения, которые он не обязан представлять и уплачивать.

Следовательно, налоговые органы незаконно возлагают на Товарищество дополнительные обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При указанных обстоятельствах Товарищество просит признать незаконными Уведомление и решение Управления от 01.02.2018, а также действия должностных лиц Инспекции, выразившиеся в требовании от Заявителя представления налоговой отчетности по общей системе налогообложения; провести служебные расследования на предмет соответствия занимаемой должности в отношении заинтересованных должностных лиц; признать ТСН «Х» применяющим УСН с 03.07.2017.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Товарищества, оценив и исследовав материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 Кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

Положениями статьи 346.13 Кодекса установлены порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения.

В силу пункта 1 статьи 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Из пункта 2 статьи 346.13 Кодекса следует, что вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Перечень лиц, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен пунктом 3 статьи 346.12 Кодекса.

Так, подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса определено, что организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 Кодекса, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

На основании пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Таким образом, юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 50 Кодекса правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.

Согласно пункту 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Таким образом, при отсутствии в главе 26.2 Кодекса специальных правил, регулирующих применение упрощенной системы налогообложения в случае реорганизации юридического лица, у вновь созданного юридического лица в результате преобразования не прекращается право на применение данного специального налогового режима, применявшегося его правопредшественником.

Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.04.2018 N 309-КГ17-21454.

Из материалов жалобы следует, что ТСН «Х» создано 03.07.2017 путем реорганизации в форме преобразования из СНТ «Х», которое до реорганизации применяло упрощенную систему налогообложения, что не оспаривается Заявителем и Инспекцией.

Инспекция, считая, что в силу положений пункта 2 статьи 346.13 Кодекса Заявитель как вновь созданная организация должен был представить уведомление о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве о постановке на учет, направила в адрес Товарищества Уведомление о представлении ТСН «Х» налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2017 года.

Вместе с тем, по мнению ФНС России, при направлении Уведомления Инспекцией не учтено следующее.

При преобразовании СНТ «Х» в ТСН «Х» с учетом указанных положений Гражданского кодекса и Кодекса права и обязанности СНТ «Х» в полном объеме перешли к ТСН «Х».

Следовательно, ТСН «Х» правомерно исходило из сохранения у него в неизменном состоянии права на применение специального налогового режима в виде УСН как неотъемлемого элемента своей правоспособности.

При этом Инспекцией не установлены обстоятельства, свидетельствующие об утрате ТСН «Х» права на применение УСН в соответствии со статьей 346.13 Кодекса.

При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба считает, что Уведомление не подлежит исполнению Заявителем.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральная налоговая служба сообщает, что жалоба товарищества собственников недвижимости «Х» подлежит удовлетворению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *