Налоговая кыргызской республики
Содержание
Налоговая система Кыргызской Республики
Налоговая служба Кыргызской Республики состоит из центрального аппарата Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов и территориальных органов — государственных налоговых инспекций по областям и г. Бишкеку, районам и городам.
В Кыргызской Республике сложилась двухуровневая система налогов (см. табл. 1).
Таблица 1
Перечень налогов Кыргызской Республики
№ |
Вид налога |
Ставка налога |
I. Общегосударственные налоги и сборы |
||
1 |
Подоходный налог с физических лиц |
10-20 % |
2 |
Налог на прибыль юридических лиц |
20 % |
3 |
Налог на добавленную стоимость |
20 % |
4 |
Акцизы |
См. раздел по акцизам |
5 |
Земельный налог |
По отдельной шкале |
6 |
Налог на пользование автомобильными дорогами |
0,8 % от объема товарной продукции (для промышленных предприятий) или 0,08 % от товарооборота (для торговых предприятий) |
7 |
Отчисление средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
1,5 % от стоимости реализованной продукции |
8 |
Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы |
2-15 % от стоимости выпущенной товарной продукции |
II. Местные налоги и сборы |
||
1 |
Налог с владельцев транспортных средств |
4,5-15 сомов с каждой лошадиной силы в зависимости от вида транспорта |
2 |
Курортный налог |
Не более 5 % от ММОТ за каждый день проживания |
3 |
Налог на рекламу |
Не более 3 % |
4 |
Сбор с владельцев собак |
Не более 2 ММОТ |
5 |
Сбор за право проведения аукционов, лотерей, конкурсов и выставок |
Не более 10 % от суммы призового фонда |
6 |
Сбор за парковку автотранспорта |
Не более 3 % ММОТ |
7 |
Налог за право пользования местной символикой |
Не более 0,1 % стоимости реализованной продукции |
8 |
Сбор со сделок на товарно-сырьевой бирже |
Не более 0,1 % суммы сделки |
9 |
Сбор за вывоз мусора с территорий |
Не более 25 % ММОТ |
10 |
Налог с граждан, выращивающих цветы в тепличных условиях и реализующих их населению |
Размер определяется местным кенешем (госадминистрацией) |
11 |
Гостиничный налог |
Не более 3 % ММОТ |
12 |
Налог на право охоты и рыболовства |
Не более 30 % ММОТ |
13 |
Налог с туристов, выезжающих в дальнее зарубежье |
Не более 20 % ММОТ |
14 |
Налог на видеосалоны и концертно-зрелищные мероприятия |
Размер определяется местным кенешем (госадминистрацией) |
15 |
Налог на оказание платных услуг населению и с розничных продаж |
Не более 2 % от стоимости оказанных услуг или товарооборота |
16 |
Налог на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади или их части |
0,4 % от балансовой стоимости |
Налог на добавленную стоимость
НДС представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики, включая налогооблагаемые импортные поставки.
Объекты обложения НДС:
1) налогооблагаемые поставки;
2) налогооблагаемый импорт.
Ставки НДС. Уплата НДС производится по ставке 20 % от стоимости налогооблагаемых поставок и налогооблагаемого импорта товаров (за исключением акцизного налога по подакцизным товарам) и поставок, подлежащих обложению НДС по нулевой ставке.
Порядок исчисления НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога, подлежащей уплате по всем налогооблагаемым поставкам, осуществленным в налоговый период, и суммой налога по материальным ресурсам, подлежащей зачету в тот же налоговый период.
Порядок зачета НДС. При уплате НДС в бюджет налогооблагаемым субъектам предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной или подлежащей уплате за приобретаемые материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания налогооблагаемых поставок, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Кыргызской Республики (далее — Налоговый кодекс). При этом не подлежат зачету суммы НДС, уплаченные или подлежащие уплате за приобретенные материальные ресурсы, используемые для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, освобожденных от уплаты НДС.
За исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом, НДС, уплаченный за приобретенные материальные ресурсы, работы и услуги, подлежит зачету:
1) при всех налогооблагаемых поставках товаров, выполненных работ и оказанных услуг одними налогооблагаемыми субъектами в адрес других налогооблагаемых субъектов в течение налогового периода;
2) при осуществлении налогооблагаемым субъектом всего налогооблагаемого импорта товаров за налоговый период.
При уплате НДС в бюджет налогооблагаемые субъекты имеют право на фиксированный зачет в размере 10 % от стоимости приобретенных материальных ресурсов, а по хлопку-сырцу — 12 % от его стоимости, поставляемых в соответствии с частью третьей ст. 139 Налогового кодекса и используемых в производстве для целей поставок.
Налогооблагаемым субъектам, осуществляющим строительно-монтажные работы, предоставляется право зачета суммы НДС, уплаченной за приобретаемые материальные ресурсы, используемые в производственных целях для создания налогооблагаемых поставок.
Под налоговым периодом по НДС понимается следующий период:
1) за исключением случаев, регулируемых Налоговым Кодексом, — период в один месяц, который начинается с первого числа этого месяца;
2) если налогооблагаемый субъект впервые зарегистрирован как плательщик НДС, — период, который начинается с даты выдачи регистрационного свидетельства;
3) в месяц аннулирования регистрации налогооблагаемого субъекта — период, который начинается с первого дня данного месяца и заканчивается в день аннулирования регистрации.
Место поставки товаров. Если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, местом поставки товаров считается место, куда поставщик поставил или иным способом предоставил товар в распоряжение; если поставка или предоставление в распоряжение включает транспортировку, то местом поставки товара считается местонахождение товара в момент начала транспортировки.
Местом поставки электроэнергии, газа, отопления, рефрижераторных услуг или кондиционирования воздуха считается место, где вышеперечисленные товары и услуги были получены.
Место поставки работ или услуг. Если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, местом поставки работ и услуг считается место, где эти работы выполнены или где данные услуги оказаны. Местом поставки работы или услуги, связанной с земельной собственностью или недвижимостью, считается место нахождения земельной собственности или недвижимости. Местом поставки работ или услуг по перевозке либо услуг, связанных с перевозкой, является место, где происходит транспортировка.
Импорт товаров имеет место в момент пересечения таможенной границы Кыргызской Республики в соответствии с положениями таможенного законодательства.
Освобожденными от обложения НДС поставками являются:
— поставка жилых сооружений или аренда жилых помещений;
— поставка земли, за исключением случаев ее сдачи в аренду для парковки или стоянки транспортных средств;
— поставка сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными производителями и т.д.
Освобождаются от обложения НДС следующие товары:
1) медикаменты в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики;
2) учебные пособия и школьные принадлежности, научные издания;
3) детское питание.
Экспорт товаров является поставкой с нулевой ставкой НДС, за исключением экспорта товаров в государства, применяющие в отношении Кыргызской Республики принцип «страна происхождения», и экспорта золотого сплава и аффинированного золота.
Поставка работ или услуг, связанных с международными перевозками пассажиров, багажа и грузов, является поставкой с нулевой ставкой НДС.
Акцизы
Акцизными налогами (акцизами) облагаются товары, произведенные на территории Кыргызской Республики и импортируемые на территорию Республики, перечень которых приводится в ст. 162 Налогового кодекса.
Экспортируемые подакцизные товары не облагаются акцизами при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением экспорта в другие государства-участники СНГ и случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Кыргызская Республика.
Экспорт подакцизных товаров в государства-участники СНГ, применяющие в отношении Республики принцип «страна назначения», не облагается акцизами при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт.
Плательщиками акцизного налога являются все юридические и физические лица, производящие подакцизные товары на территории Кыргызской Республики, или импортирующие подакцизные товары, или осуществляющие игорный бизнес на территории Республики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом.
Объектом обложения акцизами для товаров отечественного производства является стоимость, определяемая по ценам, не включающим акцизы, по которым производитель поставляет данный товар, или физический объем готовой продукции.
Импортируемые подакцизные товары облагаются по таможенной стоимости, определяемой в соответствии с таможенным законодательством Кыргызской Республики, или по физическому объему в натуральном выражении.
Акцизы на импортируемые товары уплачиваются в день, определяемый таможенным законодательством Кыргызской Республики для уплаты таможенных платежей.
От уплаты акцизов освобождаются следующие импортируемые товары:
1) подакцизные товары, необходимые для эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, во время следования в пути и в пунктах промежуточной остановки, а также приобретенные за границей для ликвидации аварии (поломки);
2) товары, оказавшиеся вследствие повреждения до их пропуска через таможенную границу Кыргызской Республики непригодными к использованию в качестве изделий и материалов;
3) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики, и т.д.
В настоящее время акциз взимается по следующим ставкам (см. табл. 2).
Таблица 2
Подакцизные товары |
Ставки акцизного налога |
Спирт этиловый |
70 сом./л |
Водка |
15 сом./л |
Ликеро-водочные изделия |
15 сом./л |
Крепленые напитки, крепленые соки и бальзамы |
40 сом./л |
Вина |
10 сом./л |
Коньяки |
25 сом./л |
Шампанские вина |
20 сом./л |
Пиво расфасованное |
3 сом./л |
Пиво нефасованное |
2 сом./л |
Виноматериалы |
2 сом./л |
Табачные изделия: |
70 сом./1000 шт. |
— сигареты без фильтра |
15 сом./1000 шт. |
Прочие изделия, содержащие табак |
4 сом./кг |
Ювелирные изделия из золота, платины или серебра |
15 % |
Выделанные и невыделанные меховые шкурки |
5 % |
Изделия из натурального меха |
5 % |
Пальто, полупальто, жакеты, накидки с применением отделки из меха |
5 % |
Одежда из натуральной кожи |
5 % |
Изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы |
20 % |
Огнестрельное и газовое оружие |
20 % |
Нефтепродукты: |
3000 сом./т |
— топливо реактивное |
0 сом./т |
— дизтопливо |
800 сом./т |
— мазут |
600 сом./т |
— масла и газоконденсат |
1400 сом./т |
— нефть сырая и нефтепродукты сырые (кроме АО «Кыргызнефтегаз») |
600 сом./т |
Ковры и ковровые изделия |
10 % |
Кофе и какао |
10 % |
Налог на прибыль юридических лиц
Плательщиками налога на прибыль являются все юридические лица — резиденты, осуществляющие экономическую деятельность и получающие прибыль от источника доходов как в Кыргызской Республике, так и за ее пределами, а также все юридические лица — нерезиденты, осуществляющие экономическую деятельность в составе постоянного учреждения Кыргызской Республики и получающие прибыль от источника доходов в Республике.
Объектом обложения налогом является прибыль, исчисляемая как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.
К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов как в денежной, так и в натуральной форме, а также в форме работ и услуг, включая:
— все доходы от реализации продукции (работ, услуг);
— все доходы от реализации активов, не подлежащих амортизации, с учетом корректировки их стоимости на инфляцию;
— доходы по процентам, кроме ранее обложенных налогом у источника выплаты в Кыргызской Республике;
— дивиденды;
— страховые суммы по договорам страхования, за исключением выплат по страховому случаю (событию) в части основных средств в пределах их балансовой стоимости в случае направления этих выплат на восстановление основных средств или приобретение аналогичного вида основных средств, и т.д.
Отрицательные суммы балансовой стоимости амортизируемых активов на конец года приравниваются к нулю.
Совокупный годовой доход налогоплательщика-резидента состоит из дохода, полученного налогоплательщиком на территории Кыргызской Республики и за ее пределами, а доход налогоплательщика-нерезидента — из дохода, полученного из источника на территории Республики.
Из совокупного годового дохода юридических лиц вычитаются следующие затраты, связанные с его получением:
1) на оплату труда;
2) на предоставление материальных и социальных льгот работающим;
3) все другие производственные расходы, связанные с получением дохода;
4) на страхование активов, связанных с экономической деятельностью.
Командировочные расходы подлежат вычету только в размере фактических затрат согласно представленным документам, а в случае отсутствия документов — в размере, установленном Правительством Кыргызской Республики.
Амортизационные начисления по основным средствам, используемым в производстве и подверженным износу, подлежат вычету из совокупного годового дохода юридических лиц.
Подлежащие амортизации основные средства классифицируются по пяти группам.
По зданиям, сооружениям и строениям (далее — строениям) амортизация начисляется на каждое строение отдельно. Если балансовая стоимость строений в результате износа стала ниже 45 ММОТ, то вычеты на амортизацию этих строений в текущем налоговом году разрешены на суммы, равные их остаточной балансовой стоимости.
Сумма превышения вычетов налогоплательщика над его совокупным годовым доходом (убыток) переносится налогоплательщиком на срок до пяти календарных лет в качестве вычетов из совокупного дохода соответствующего года.
Прибыль юридических лиц подлежит обложению налогом по ставке 10 %.
Прибыль общества инвалидов I и II группы, а также предприятий Кыргызского общества слепых и глухих, в которых инвалиды, слепые и глухие составляют не менее 50 % от общего числа занятых, облагается налогом по нулевой ставке.
Проценты, выплачиваемые юридическим лицам, облагаются налогом у источника выплаты по ставке 5 % от причитающейся суммы.
Доход нерезидента, не связанный с постоянным учреждением в Кыргызской Республике, подлежит налогообложению у источника выплаты без осуществления вычетов по следующим ставкам:
1) дивиденды и проценты — 10 %;
2) страховые платежи, полученные по договорам страхования или перестрахования рисков, — 5 %;
3) телекоммуникационные или транспортные услуги в международной связи и перевозках между Кыргызской Республикой и другими государствами — 5 %;
4) доходы от авторских гонораров, оказания услуг (включая услуги по управлению, консультационные услуги), от аренды и другие доходы — 30 %.
От налогообложения освобождаются прибыль общественных организаций от благотворительной деятельности и прибыль исправительно-трудовых учреждений ГУИН МВД Кыргызской Республики.
Налог на прибыль зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями (совместное предприятие) взимается в соответствии с Законом об иностранных инвестициях. Совокупный годовой доход юридических лиц уменьшается на сумму безвозмездно переданного актива, включая денежные средства, некоммерческим организациям, занимающимся благотворительной деятельностью, в размере, не превышающем 2 % налогооблагаемого дохода налогоплательщика. От налогообложения освобождаются дивиденды, полученные юридическими лицами — резидентами Кыргызской Республики.
Юридические лица обязаны ежемесячно вносить в бюджет суммы текущих платежей налога, за исключением суммы налога, удержанного у источника его дохода, не позднее 20-го числа каждого месяца.
Подоходный налог с физических лиц
Плательщиками подоходного налога являются все физические лица — резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, имеющие доход.
Члены крестьянских и фермерских хозяйств, их объединений, ассоциаций и других сельскохозяйственных формирований, для которых земля является основным средством производства и основным источником дохода, уплачивают только земельный налог.
Объектом обложения налогом является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым кодексом.
К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг.
Совокупный годовой доход включает суммы, перечисленные третьей стороне в качестве:
— взаиморасчета по задолженностям налогоплательщика третьей стороне;
— расчета в связи с прямыми или косвенными расходами, понесенными третьей стороной за налогоплательщика.
Совокупный годовой доход налогоплательщика-резидента состоит из доходов, полученных налогоплательщиком на территории Кыргызской Республики и за ее пределами.
Совокупный годовой доход налогоплательщика-нерезидента состоит из дохода, полученного из источника, находящегося в Кыргызской Республике.
В состав налогооблагаемого совокупного годового дохода не включаются суммы дооценок товарно-материальных ценностей, суммы полученных ипотечных кредитов.
Из совокупного годового дохода вычитаются следующие затраты налогоплательщика, связанные с его получением:
— на оплату труда;
— на предоставление материальных и социальных льгот работающим;
— на оплату посреднических услуг брокеров, дилеров и инвестиционных фондов по инвестированию средств в ценные бумаги;
— все другие производственные расходы, связанные с получением дохода;
— на страхование активов, связанных с экономической деятельностью.
Командировочные расходы подлежат вычету только в размере фактических затрат согласно представленным документам, в случае отсутствия документов — в размере нормативов, устанавливаемых Правительством Кыргызской Республики.
Налогооблагаемый доход у источника выплаты — физического лица подлежит обложению налогом по следующим ставкам в зависимости от совокупного дохода, полученного в календарном году:
1) до 50-кратной минимальной годовой заработной платы — 10 % с суммы дохода;
2) свыше 50-кратной минимальной годовой заработной платы — сумма налога с 50-кратной минимальной заработной платы плюс 20 % с суммы, превышающей ее.
От налогообложения освобождаются следующие виды доходов:
— доход в виде собственности, полученной в качестве наследства, подарка одним физическим лицом от другого или же в качестве гуманитарной помощи, за исключением:
собственности, полученной в качестве компенсации за труд;
собственности, полученной за оказание услуги либо выполнение какого-либо обязательства;
— алименты, получаемые на детей в соответствии с действующим законодательством;
— любой доход от передачи собственности между супругами или между бывшими супругами, произошедшей вследствие развода;
— страховые выплаты по факту смерти застрахованного лица;
— суммы компенсации от несчастных случаев на производстве и в быту;
— компенсация по причине травмы, выплачиваемая по договорам страхования здоровья или от несчастных случаев;
— доход физических лиц от реализации домашнего скота, птицы или домашней живности в живом виде или в сыром и переработанном виде и др.
Земельный налог
Земельный налог — это форма обязательной ежегодной платы в соответствующие бюджеты (республиканский и местный) за право пользования земельным участком.
Объектом налогообложения являются земельные участки.
Плательщиками земельного налога являются землепользователи независимо от форм собственности, чье право землепользования удостоверено специальным документом установленного образца — государственным актом, временным удостоверением, свидетельством на право пользования земельным участком или его долей.
Размер земельного налога по сельскохозяйственным угодьям устанавливается в зависимости от качества (плодородия) почв, месторасположения и площади земельного участка, а по землям несельскохозяйственного назначения он определяется так же, как и для земель сельскохозяйственного назначения соответствующей категории, но с учетом инфраструктуры и различной градостроительной ценности.
Базовые ставки земельного налога и порядок его уплаты принимаются ежегодно по представлению Правительства Кыргызской Республики Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызстана. На 2002 год ставки земельного налога установлены в среднем от 6,6 (для пастбищ) до 315 (для орошаемой пашни) сом/га. 90 % земельного налога направляются в городские бюджеты, 10 % — в районные.
Приняты следующие сроки уплаты земельного налога.
Годовая сумма земельного налога за право пользования сельскохозяйственными угодьями уплачивается землепользователями в размере 10 % — до 25 июня, в размере 35 % — до 25 сентября и в размере 55 % — до 25 декабря текущего года.
Прочие налоги и сборы
Налог за пользование автомобильными дорогами.
Плательщиками налога за пользование автомобильными дорогами являются все субъекты, осуществляющие экономическую деятельность и имеющие статус юридического лица, независимо от их организационно-правовых форм, видов деятельности, принадлежности и форм собственности.
Объект налогообложения — это объем товарной продукции (валового дохода, работ, услуг), складского и розничного товарооборота без НДС. Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, уплачивают налог по ставкам, установленным для каждого вида деятельности отдельно.
Юридические лица уплачивают этот налог по следующим ставкам:
а) промышленные предприятия — 0,8 % от объема товарной продукции по отпускным ценам;
б) строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные организации — 0,8 % от объема строительно-монтажных, ремонтных и буровых работ, выполняемых собственными силами;
в) предприятия государственной торговли и организации потребительской кооперации — 0,08 % от товарооборота розничной сети, а оптово-торговые организации — 0,08 % от складского товарооборота;
г) заготовительные, торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые и оптово-торговые организации — 0,08 % от складского товарооборота, включая суммы оборота «с участием в расчетах»;
е) автотранспортные организации и организации городского транспорта, состоящие на хозяйственном расчете, — 0,8 % дохода от услуг транспорта и т.д.
Налог за пользование автомобильными дорогами включается в состав расходов по внереализационным операциям.
От уплаты налога за пользование автомобильными дорогами освобождаются:
а) учреждения и организации, состоящие на государственном бюджете;
б) зрелищные предприятия, санатории, дома отдыха и пансионаты, жилищно-эксплуатационные конторы и домоуправления;
в) организации дорожного хозяйства Министерства транспорта Кыргызской Республики в части объемов работ, выполненных по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, финансируемых из бюджета;
г) средства, поступающие в порядке гуманитарной помощи;
д) предприятия и организации Кыргызского общества слепых и глухих.
Отчисления средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кыргызской Республике.
Плательщиками денежных средств, отчисляемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются промышленные, транспортные, строительные, арендные, акционерные, совместные предприятия, объединения, общественные организации, кооперативы, малые и другие предприятия, хозяйственные организации, расположенные на территории Кыргызской Республики, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, являющиеся юридическими лицами.
Отчисления денежных средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций производятся в размере 1,5 % от стоимости реализованной продукции (работ, услуг), поступлений от прочей реализации без учета НДС, акциза и включаются в издержки производства продукции (работ, услуг).
При реализации продукции за рубеж предприятия и организации уплачивают указанные отчисления в вырученной от экспорта иностранной валюте в размере 1,5 %.
Отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы. Размеры ставок установлены в процентах от стоимости выпущенной товарной продукции, которая является стоимостным эквивалентом добытого количества полезного ископаемого за конкретный период деятельности предприятия.
Плательщиками средств на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы являются все предприятия и организации — недропользователи независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, находящиеся на хозяйственном расчете и имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет в учреждениях банка, а также лица, которые в результате своей деятельности используют недра Республики для целей добычи и переработки полезных ископаемых.
Размер отчислений горнодобывающих предприятий определяется предприятиями-недропользователями как произведение ставки отчислений и стоимости произведенной (выпущенной) товарной продукции. Отчисления за попутно добываемые компоненты при разработке комплексных месторождений производятся по ставкам за основной компонент на этих месторождениях.
Исходным показателем для расчета размера отчислений является суммарная стоимость выпущенной предприятием товарной продукции за конкретный период его деятельности.
Налог на рекламу. Плательщиками налога являются предприятия и организации независимо от форм собственности, резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, их филиалы, представительства, отделения и иные обособленные подразделения по месту размещения рекламы и физические лица, рекламирующие свою продукцию.
Объектом налогообложения является стоимость работ и услуг (без НДС) на изготовление и распространение рекламы, включая работы, осуществляемые хозяйственным способом.
Ставка налога устанавливается в размере, не превышающем 3 % стоимости рекламных услуг.
Налог за оказание платных услуг населению и с розничных продаж. Плательщиками налога являются юридические и физические лица. Ставка налога, устанавливаемая местными кенешами от стоимости оказанных услуг населению, от товарооборота розничной торговли, не может превышать 2 %.
В соответствии с Налоговым кодексом в Кыргызской Республике действуют 16 видов местных налогов и сборов.
Специальные налоговые режимы
В настоящее время в Кыргызской Республике рассматривается вопрос введения в Налоговый кодекс раздела, касающегося налогообложения субъектов малого предпринимательства. Основное внимание уделяется совершенствованию упрощенной (на основе фиксированных платежей, патентов) системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства, реализующих товары (работы, услуги) конечным потребителям, определению перечня видов деятельности, подлежащих обязательному налогообложению на патентной основе, совершенствованию механизма определения стоимости патента и др.
В этой связи 7 декабря 2001 года принят Закон Кыргызской Республики «Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства», в котором определены правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики субъекты малого предпринимательства — это юридические и физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие на свой риск и под свою имущественную ответственность не запрещенную законодательством деятельность с целью извлечения прибыли независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие экономическую деятельность с объемом валовой выручки до 3 000 000 сомов в год.
Упрощенная система налогообложения предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога взамен ряда иных налогов (см. табл. 3).
Таблица 3
Премьер-министр Кубатбек Боронов подписал постановление о продлении до 1 октября сроков предоставления налоговой отчетности, отчетности по социальным взносам, а также по отчислениям на развитие и содержание инфраструктуры местного значения, сообщила пресс-служба Министерства экономики.
Отмечается, что отсрочка дается чтобы исключить скопление граждан в налоговых органах и минимизировать риски распространения COVID-19, а также в связи с обращениями бизнес-сообщества.
Арендаторов госимущества в КР освобождают от оплаты — куда звонить и что сдать
Документ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и организации за отчетные периоды II квартала 2020 года и/или с 1 июня по 31 августа вправе представлять до 1 октября 2020 года:
- налоговую отчетность, за исключением налоговой отчетности по косвенным налогам при импорте товаров в КР с территорий государств — членов Евразийского экономического союза;
- отчетность по средствам государственного социального страхования;
- отчет по отчислениям на развитие и содержание инфраструктуры местного значения (FORM STI-157).
При этом письменное заявление подавать не требуется.
Для предпринимателей выделено 4,2 млрд сомов — в какие банки КР обращаться
В ведомстве добавили, что постановление вступает в силу с 1 июля, то есть имеет обратную силу действия и означает, что, если налогоплательщик не сдал отчетность в установленные сроки (15 и 20 июля), к нему не будут применены какие-либо меры ответственности.
В Минэкономе рассказали, что в рамках восстановления экономики была разработана программа льготной финансовой поддержки субъектов предпринимательства и стимулирования деятельности предприятий, а также внедрено льготное кредитование малого и среднего бизнеса.
В настоящее время идет реализация комплексной программы посткризисного восстановления и дальнейшего развития экономики КР.
Ранее в КР было введено ограничение на выездные налоговые проверки до 1 января 2021 года.
Чего не коснется отмена налоговых проверок, читайте в отдельном материале.