Налоговая нагрузка
Содержание
- Представление о налоговой нагрузке
- Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
- Главные критерии при ОСНО
- Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
- Что определяет величину нагрузки по прибыли
- Формула налоговой нагрузки по НДС
- Что определяет величину нагрузки по НДС
- Что такое налоговая нагрузка
- Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году
- Как посчитать налоговую нагрузку
- Формулы расчетов для разных видов налогообложения
- Нагрузка по НДС
- Дополнительно
- Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
- Что такое налоговая нагрузка
- Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
- Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
- Итоги
Представление о налоговой нагрузке
Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) — достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:
- Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
- Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.
Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:
- Выручкой (с НДС или без НДС).
- Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
- Налоговой базой для расчета конкретного налога.
- Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
- Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.
Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.
Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.
Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.
О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2019-2020 годах (формула)».
Если вам нужно посчитать налоговую нарузку по УСН, поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:
- Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
- Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).
Обратите внимание! В настоящее время письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.
Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.
Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:
- Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
- Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
- Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
- Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
- Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.
Главные критерии при ОСНО
Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.
При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:
- Убытки, отраженные в декларации.
- Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.
По НДС рассматривают в совокупности два показателя:
- Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
- Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.
По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.
Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:
ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),
где:
ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;
Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;
Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.
Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.
Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.
Что определяет величину нагрузки по прибыли
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:
- Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
- Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
- Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.
Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:
- Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
- Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
- Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.
В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.
Формула налоговой нагрузки по НДС
Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.
Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:
ННндс = 100 × Нндс / НБрф,
где:
ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ).
Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:
ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),
где:
ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ);
НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).
Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:
- продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
- продаже предприятия как комплекса;
- СМР;
- авансам полученным.
Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.
Что определяет величину нагрузки по НДС
Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:
- Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
- Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.
Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.
На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:
- Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
- Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
- Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.
На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:
- Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
- Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.
О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».
Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:
- Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
- Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
- Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
- Наличием СМР, приводящих к росту базы.
- Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.
Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.
Рассчитать налоговую нагрузку можно с помощью калькулятора на сайте ФНС, о котором мы рассказывали .
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Налоговая нагрузка — один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. ФНС на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2019 год. Татьяна Амелина, генеральный директор компании «Невская Перспектива», рассказывает, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.
Что такое налоговая нагрузка
Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.
Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.
Безопасные значения налоговой нагрузки в 2020 году
Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году:
Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2) |
2019 год |
|
Налоговая нагрузка, % |
Справочно: фискальная нагрузка по СВ, % |
|
Всего |
11,2 |
3,5 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство — всего |
4,5 |
5,2 |
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях |
3,4 |
4,8 |
лесоводство и лесозаготовки |
8,7 |
7,6 |
рыболовство, рыбоводство |
10,1 |
6,0 |
Добыча полезных ископаемых — всего |
41,4 |
1,7 |
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего |
50,9 |
1,1 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
11,4 |
3,6 |
Обрабатывающие производства — всего |
7,6 |
2,1 |
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий |
20,9 |
2,1 |
производство текстильных изделий, одежды |
8,0 |
4,3 |
производство кожи и изделий из кожи |
10,0 |
5,3 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
1,6 |
3,6 |
производство бумаги и бумажных изделий |
4,8 |
1,9 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
8,9 |
3,8 |
производство кокса и нефтепродуктов |
4,2 |
0,2 |
производство химических веществ и химических продуктов |
3,0 |
2,3 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
6,9 |
3,1 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
6,9 |
2,8 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции |
9,3 |
3,4 |
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
4,0 |
2,1 |
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки |
9,9 |
4,4 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
11,7 |
5,1 |
производство электрического оборудования |
7,5 |
3,3 |
производство прочих транспортных средств и оборудования |
6,5 |
4,7 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
5,8 |
1,5 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего |
7,1 |
2,4 |
производство, передача и распределение электроэнергии |
8,3 |
2,1 |
производство и распределение газообразного топлива |
1,3 |
1,7 |
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха |
7,1 |
4,6 |
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений — всего |
9,9 |
5,1 |
Строительство |
11,9 |
4,7 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего |
2,8 |
1,1 |
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт |
2,9 |
1,0 |
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
2,5 |
0,8 |
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
3,7 |
2,1 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания — всего |
10,5 |
6,2 |
Транспортировка и хранение — всего |
6,4 |
4,6 |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки |
7,3 |
6,6 |
деятельность трубопроводного транспорта |
6,1 |
2,2 |
деятельность водного транспорта |
8,3 |
4,2 |
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность |
15,9 |
11,6 |
Деятельность в области информации и связи — всего |
17,2 |
5,5 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
25,0 |
6,0 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги |
17,9 |
10,0 |
Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.
Как посчитать налоговую нагрузку
В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:
- выручка берется без акцизных сборов и НДС;
- страховые взносы исключаются из расчета;
- доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
- в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.
Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:
Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов ÷ Доходы × 100.
Пример расчета
Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 рублей. При этом страховые взносы составили 330 000 рублей. Выручка компании — 9,5 миллиона рублей (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:
850 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 8,94.
Нагрузка по страховым взносам равна:
330 000 ÷ 9 500 000 × 100 = 3,47.
Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми за 2019 год. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам — 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов — предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.
📌 Реклама
Формулы расчетов для разных видов налогообложения
Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.
Для организаций на ОСНО
Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) ÷ Выручка × 100, где:
- сумма НДС берется из строки 40, раздел 1 декларации НДС;
- величина налога — из строки 180, лист 2 декларации на прибыль;
- выручка — из строки 2110 бухгалтерской отчетности.
Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО
Налоговая нагрузка = НДФЛ ÷ Общая сумма налогооблагаемого дохода × 100, где:
- НДФЛ берется из строки 40, раздел 1 декларации 3-НДФЛ;
- величина дохода — из строки 60, раздел 2 декларации 3-НДФЛ.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН
Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога ÷ Сумма полученного дохода × 100, где:
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН
Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога ÷ Сумма полученных доходов × 100, где:
- величина налога берется из строки 50, раздел 2 декларации по ЕСХН;
- сумма дохода берется из строки 10, раздел 2 декларации по ЕСХН.
Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.
Нагрузка по НДС
Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:
Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:
- сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
- сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.
Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.
ФНС РФ опубликовала данные по налоговой нагрузке и рентабельности по отраслям за 2016 год.
Данные о налоговой нагрузке за 2017 год ФНС опубликует до 5 мая 2018 года, когда будут обработаны результаты налоговых деклараций и отчетности за 2017 год.
Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ определены Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Суть этих критериев в том, что ФНС указывает 12 признаков, по которым налоговики определяют «подозрительных» налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.
Рекомендую проверить свою налоговую нагрузку и рентабельность с отраслевыми значениями.
Налоговая нагрузка
Так, критерием под номером 1 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:
«Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).»
ФНС РФ использует данные по налоговой нагрузке следуюшим образом — сравнивает налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с налоговой нагрузкой той отрасли, в которой этот налогоплательщик осуществляет свою деятельность. Если налоговая нагрузка конкретного налогоплательщика существенно ниже отраслевой, то налоговый орган «присматривается» к такому налогоплательщику. Возможно это признак незаконной налоговой оптимизации.
Обычно, сначала к такому налогоплательщику поступает запрос, с просьбой пояснить причину низкой налоговой нагрузки. Затем, налоговый орган может провести выездную налоговую проверку такого налогоплательщика.
Поэтому указанную ФНС РФ налоговую нагрузку по видам экономической деятельности обычно называют как «безопасную налоговую нагрузку по видам экономической деятельности (по отраслям)».
В 2016 году в целом налоговая нагрузка немного снизилась до 9,6% (в сравнении с 9,7% в 2015 году)
Больше всего выросла налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви — 7,3% в 2016 году (6,2% в 2015 году).
Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — 4,3% в 2016 году (3,5% в 2015 году).
Производство кокса и нефтепродуктов — 4,7% в 2016 году (2,6% в 2015 году).
Больше всего снизилась налоговая нагрузка в 2016 году в отраслях:
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — 35,6% в 2016 году (41,5% в 2015 году).
Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации — 11,6% в 2016 году (13,4% в 2015 году).
Химическое производство — 3,5% в 2016 году (4,2% в 2015 году).
Строительство — 10,9% в 2016 году (12,7% в 2015 году).
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 15,4% в 2016 году (17,2% в 2015 году).
Подробнее о налоговой нагрузке:
Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) — налоговая нагрузка по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ)
Рентабельность
Так, критерием под номером 11 (п. 4 Приложения 1 и Приложение 2) указан признак:
«Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.»
Подробнее о рентабельности:
Рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) — рентабельность по видам экономической деятельности (по отраслям) определяется ежегодно федеральной налоговой службой Российской Федерации (ФНС РФ).
Ссылки
Налоговую нагрузку по видам экономический деятельности за последний год и предыдущие годы можно скачать с сайта ФНС РФ по ссылке (в формате Excel):
Налоговая нагрузка по отраслям (nalog.ru)
Там же можно скачать рентабельность по видам экономический деятельности (в формате Excel):
Значения среднеотраслевых финансовых показателей по видам деятельности (nalog.ru)
09.02.2020
Дополнительно
Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году — опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».
Материалы по теме «Налоговый контроль»
Словари:
Словарь
Налоговый словарь
Словарь бухучета
Юридический словарь
Словарь инвестора
Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:
Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
- Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
- До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
- С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
О том, как проводят выездную проверку, читайте в статье «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
Что такое налоговая нагрузка
Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:
- степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
- обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.
1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.
Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
- для государства в целом или по его регионам;
- по отраслям хозяйства страны или регионов;
- по группе сходных предприятий;
- по отдельным хозяйствующим субъектам;
- на конкретного человека.
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:
- выручка (с НДС или без него);
- доходы;
- источник уплаты налога (прибыль или затраты);
- вновь созданная стоимость;
- ожидаемый доход или планируемая прибыль.
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Кому нужно знать величину налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:
- анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
- планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
- анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.
К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:
- высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
- максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.
Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.
Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:
- привести к снижению налогового бремени;
- помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
- спрогнозировать результаты работы на перспективу.
Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».
Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:
- приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
- письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.
ВАЖНО! Несмотря на то, что письмо ФНС № АС-4-2/12722 с формулами расчета налоговой нагрузки по налогу на прибыль и НДС отменено, полагаем, что эти формулы все также целесообразно использовать для самоконтроля.
В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). Важно, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены страховые взносы. Также в расчете не участвуют ввозной НДС и налоги, уплаченные в качестве налогового агента (кроме НДФЛ).
Для расчета нагрузки по отдельным налогам можно использовать следующие формулы:
- По налогу на прибыль:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;
Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.
Расчетный пример, а также информацию о том, какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль является низкой, смотрите в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к К+ получите бесплатно.
- По НДС (1-й способ):
ННндс = Нндс / НБрф,
где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;
НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).
- По НДС (2-й способ):
ННндс = Нндс / НБобщ,
где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;
НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).
Подробнее см. «Налоговая нагрузка по НДС: от чего зависит и как рассчитать?».
Проверить свои расчеты налоговой нагрузки по НДС, а также долю вычетов на предмет налогового риска, вы можете с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Доступ к К+ можно получить бесплатно, прямо сейчас.
- Для ИП:
ННндфл = Нндфл / Дндфл,
где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;
Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;
Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.
- Для УСН:
ННусн = Нусн / Дусн,
где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;
Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Дусн — доход по УСН-декларации.
- Для ЕСХН:
ННесхн = Несхн / Десхн,
где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;
Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Десхн — доход по ЕСХН-декларации.
- Для ОСНО:
ННосно = (Нндс + Нп) / В,
где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;
В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).
К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.
В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом отмененного письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.
Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.
Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.
Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.
Для упрощения расчетов предлагаем вам использовать калькулятор налоговой нагрузки с сайта ФНС. С его помощью вы не только подсчитаете свою нагрузку, но получите сравнение со средними показателями по отрасли. Где найти и как пользоваться калькулятором, мы рассказывали .
Каков допустимый уровень налоговой нагрузки
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте .
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».
Итоги
Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.