Налоговая реформа в России

Налоговая реформа в России

Содержание

Налоговая политика — это действия государства в области налогов и налогообложения. План намерений и действий в налоговой сфере, предпринимаемых государством, разрабатывает Минфин России (абз. 5 ст. 165 Бюджетного кодекса РФ).

Налоговая политика России

Налоговая политика является только частью стратегии развития государства. Налоговая политика не может существовать обособленно от планов развития других направлений социально-экономической политики. Объединить все направления позволяет закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Документ «Основные направления налоговой политики» содержит следующую информацию:

  1. Налоговая нагрузка, анализ и уровень. Сравнение этого показателя в России и зарубежных странах.
  2. Меры, планируемые в рассматриваемом периоде.

Таким образом, документ, посвященный налоговой политике, имеет стройную и последовательную структуру.

ВАЖНО! Предлагаемые меры не применяются обособленно, а являются последовательным продолжением предыдущих действий государства. Кроме того, анализируется текущая ситуация в мире.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе

До появления ч. I НК РФ налоги и сборы в РФ регулировались отдельными нормативными актами. Веденная в действие 31.07.1998 ч. I НК РФ стала 1-м документом, в котором была обобщена информация о видах налогов, налогоплательщиках, налоговом контроле, налоговых правонарушениях и другая информация, общая для всех налогов.

Следующим шагом в наведении налогового порядка стала ч. II НК РФ. В ней появились главы, посвященные отдельным налогам, касающиеся их плательщиков, налоговой базы, деклараций и сроков.

Достаточно революционным стало введение гл. 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Она вступила в действие 01.01.2002. Именно тогда произошло выделение налогового учета. У многих хозяйственных операций появилась двойная оценка, возникли новые понятия: ОНА, ОНО.

Сейчас НК РФ — это документ, который содержит полную информацию о налоговой системе. Именно в него вносятся изменения при смене налоговой политики.

Налоговая политика на современном этапе развивается в следующих направлениях:

  1. Определен перечень налогов. В последнее время этот список не увеличивался.
  2. Причесывается порядок расчета существующих налогов, устраняются неточности в формулировках, учитываются изменения, вносимые в другие нормативные акты.
  3. Совершенствуется система налогового администрирования.
  4. Критерии проверок стали доступными.
  5. Появились налоговые каникулы.

Налоговая политика на современном этапе направлена на совершенствование действующего законодательства.

Основные направления налоговой политики на 2017-2019 годы

Документ, содержащий основные направления налоговой политики на данный временной промежуток, представленный Минфином России, был одобрен Правительством РФ 13.10.2016. Называется он «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Раздел «Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2017 году и плановом периоде 2018-2019 годов» начинается с исполнения Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ.

С целью стимулирования малого и среднего бизнеса предполагается, что:

  • Физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями и при этом оказывают некоторые виды услуг другим физическим лицам, освободить от уплаты НДФЛ и страховых взносов до 31.12.2018 при условии, что они добровольно подадут уведомление об осуществлении ими такой деятельности. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.
  • ИП на ПСН и ЕНВД предоставят возможность уменьшения налога на сумму приобретения онлайн-кассы в размере 18 000 руб. за 1 аппарат. Эта мера реализована с принятием закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 27.11.2017 № 349-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2018.
  • ИП на патенте предоставят возможность уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов (по аналогии с плательщиками на ЕНВД и УСН).
  • Несвоевременная уплата патента будет исключена из оснований для прекращения ПСН. Эта мера реализована с 01.01.2017 с принятием закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 № 401-ФЗ.

Физических лиц предполагалось освободить от налогообложения купонного дохода по облигациям (с 01.01.2018 доходы от облигаций, эмитированных российскими организациями в рублях с 01.01.2017, облагаются НДФЛ по аналогии с банковскими вкладами, закон «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.04.2017 № 58-ФЗ). То есть с 01.01.2018 в налоговую базу попадает не вся сумма купонного дохода, а разница между суммой выплаты процентов (купона) и суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.

В качестве других мер в области налоговой политики в 2017-2019 годах планировалось:

  • Выявить неналоговые платежи, имеющие налоговую природу, и включить их в Налоговый кодекс.
  • Совершенствовать трансфертное ценообразование, исключив из-под налогового контроля цены по сделкам между лицами, которые находятся и осуществляют деятельность на территории одного субъекта РФ.
  • По налогу на прибыль — сбалансировать бюджет субъектов РФ в части перераспределения ставок налога на прибыль, предоставление льготы для налогоплательщиков, создающих в Дальневосточном регионе объекты внешней инфраструктуры, переноса на будущее убытка в сумме, не превышающей 50% от налоговой базы текущего периода.
  • По НДС — совершенствовать порядок налогообложения.
  • По акцизам — увеличить акцизы на вина, табачную продукцию. Внести изменения в ст. 193 НК РФ, позволяющие предупредить манипулирование запасами готовой продукции и снижение бюджетных расходов, когда в преддверии повышения ставок акциза налогоплательщики на конец года накапливают запасы подакцизной (табачной) продукции, при производстве которой акциз уплачивается по ставкам текущего года.
  • По НДПИ — уточнить понятийный аппарат НК РФ в части определения термина «участок недр», рассмотреть механизмы увеличения доходов бюджета, не предполагающие увеличение налоговой нагрузки на добычу нефти, увеличить ставки НДПИ при добыче природного газа для организаций — собственников Единой системы газоснабжения и аффилированных с ними лиц.
  • По имущественным налогам — включить в базу по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, объекты капитального строительства, поставленные на кадастровый учет, но права собственности на которые не зарегистрированы.
  • Совершенствовать налоговое администрирование в части увеличения размера пени для юридических лиц; внесения в НК изменений, не предполагающих увязку уплаты налога (сбора, страхового взноса) и характеристик лица, которые осуществляют их уплату; урегулирования порядка уплаты госпошлины в МФЦ без взимания комиссии; предоставления возможности заблаговременного переноса срока уплаты налога, уменьшение штрафа для физических лиц в случае уплаты недоимки и пени до вступления в силу решения о привлечения к ответственности за налоговое правонарушение.
  • Оптимизировать действующие налоговые льготы путем их поэтапной отмены.

Часть из этих мер в настоящее время уже реализована, часть только готовится к реализации.

Прочитать, как осуществляется налоговый контроль в РФ, можно в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды».

Налоговая политика государства на 2018-2020 годы

Основные направления налоговой политики государства на 2018 и плановые 2019-2020 годы можно посмотреть в проекте «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», размещенном на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации 03.10.2017.

См. также «Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды».

В проекте этого документа декларируется:

  • неповышение уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков;
  • завершение работы по систематизации правил установления и взимания неналоговых платежей;

См. материалы:

«Изменения в администрировании сборов: Минэкономразвития заступилось за бизнес»;

«Правительство решит вопрос по неналоговым платежам».

  • сокращение теневого сектора экономики в результате изменения администрирования доходных поступлений за счет:
    • полного охвата розничной торговой сети онлайн-кассами, которая обеспечивает онлайн-передачу данных на серверы ФНС;
    • интеграции информационных систем и систем управления рисками налоговых и таможенных органов;
    • создание системы сквозной прослеживаемости движения товаров от этапа таможенного оформления до реализации конечному потребителю и запуска пилотного проекта по внедрению этого проекта на территории ЕАЭС;
    • постепенное распространение систем прослеживаемости (ЕГАИС, маркировка) на другие товарные группы;
    • интеграция информационных массивов государственных внебюджетных фондов и налоговой службы;
    • запуск единого государственного реестра записей актов гражданского состояния и создание федерального регистра сведений о населении;
    • автообмен налоговой информацией в целях противодействия уклонению от уплаты налогов с использованием низконалоговых юрисдикций;
  • предоставление инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль (действует с 01.01.2018);
  • включение в состав безнадежных долгов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, задолженности гражданина, призванного банкротом (действует с 01.01.2018).
  • расширение круга лиц, имеющих право на применение ставки НДС 0% при экспорте за счет отказа от признака иностранного покупателя экспортируемых товаров как условия подтверждения вычета;
  • установление нулевой ставки НДС при реализации услуг по воздушным перевозкам пассажиров и багажа, если пункт назначения или отправления расположен на территории Калининградской области (действует с 01.01.2018);
  • уточнение правил взимания таможенного НДС при ввозе товаров физическими лицами;
  • признание налоговыми агентами по НДС покупателей отдельных видов товаров (лома и отходов цветных металлов, вторичных алюминиевых сплавов, сырых шкур) (действует с 01.01.2018);
  • пресечение злоупотреблений с использованием режима единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) за счет признания плательщиков ЕСНХ плательщиками НДС (на основании закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.11.2017 № 335-ФЗ с 01.01.2019 применение ЕСХН не освобождает от НДС);
  • ограничение количества объектов недвижимости (их общей площади), в отношении которых ИП может применять ПСН по такому виду деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений;
  • уточнение видов деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД и ПСН;
  • закрепление критериев самозанятых граждан, которые освобождаются от уплаты НДФЛ до 01.01.2019;

О планах Минфина РФ по налогообложению ИП и самозанятых лиц смотрите в материале «Нас ждет новый налоговый режим?».

  • предоставление возможности налоговому агенту уведомлять налогоплательщика НДФЛ о невозможности удержать налог как письменно, так и посредством электронных сервисов;
  • снятие ограничения по возрасту инвалида 1-й или 2-й группы, который находится на обеспечении родителя (усыновителя, попечителя, опекуна) для применения налогового вычета по НДФЛ;
  • уточнение видов деятельности, при осуществлении которых плательщики на УСН будут вправе применять пониженные тарифы страховых взносов;
  • уточнение порядка признания расходов для исчисления НДС при реализации доли в уставном капитале; выходе из состава участников общества; реализации (погашении) ценных бумаг;
  • предоставление льгот по НДПИ организациям, которые реализуют инвестиционные проекты в Дальневосточном регионе;
  • продление увеличенной ставки НДПИ при добыче нефти;
  • изменение в порядке определения показателей, используемых при расчете НДПИ при добыче газа;
  • совершенствование порядка исчисления акцизов, уточнение идентификационных признаков средних дистиллятов;
  • сохранение ставок акцизов на 2018-2019 годы без изменений (кроме бензина и дизельного топлива) и индексация ставок акцизов на 2020 год;
  • установление дифференцированного подхода к определению размера госпошлины за выдачу лицензии на торговлю алкоголем в зависимости от количества мест осуществления деятельности.

Нефтедобывающие компании ожидает введение новой системы налогообложения — налога на добавленный доход (НДД). Предполагается, что он будет распространяться на пилотные объекты, включающие как новые, так и зрелые месторождения. Налоговой базой по этому налогу предполагается установить расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом фактических эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. А ставка по налогу рассматривается на уровне 50%.

См. материал «С 2019 года появится новый налог».

Основные направления налоговой политики на 2018 год

Итак, чего же нам ждать от государства в 2018 году:

  1. Совершенствования налогового администрирования.
  2. Создания кодекса неналоговых платежей.
  3. Сокращения федеральных льгот и передачи полномочий по установлению льгот на региональный (местный уровень).
  4. Изменения налогового законодательства, затрагивающего либо отдельные категории налогоплательщиков, либо отдельные операции по различным видам налогов.

В целом налоговая политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы.

Итоги

Обычно Минфин России задолго до начала наступающего года публикует на своем сайте налоговую политику — перечень мероприятий, которые планируется провести в ближайший год. В ней рассматриваются планы и на 2 последующих года. Но проект налоговой политики на 2018-2020 годы был размещен на сайте Минфина РФ только 03.10.2017 и до настоящего времени не был одобрен Правительством РФ. С помощью налоговой политики Минфин России пытается выполнить следующие основные задачи: создать предсказуемые фискальные условия, сбалансировать федеральный и региональные бюджеты, сократить теневой сектор экономики. Частично планы Минфина РФ по решению этих задач уже реализованы, и в НК РФ внесены соответствующие изменения, а какие-то меры еще разрабатываются. Останутся планы Минфина Россиитолько планами или будут реализованы путем изменения законодательства о налогах и сборах, покажет время.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Не все знают, что начало масштабной налоговой реформе в России положил Указ Президента от 08.05.1996 № 685. Весьма примечательный документ, между прочим! Напоминает современные послания президента, но во многом играл роль закона.

Основными направлениями налоговой реформы тогда были названы:

1. Сокращение числа налогов.

2. Построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство и непротиворечивость, а также неизменность в течение финансового года системы налогов.

3. Облегчение налогового бремени производителей продукции.

Что же мы видим сегодня?

1. В середине 90-х в стране в результате местного «налоготворчества» насчитывалось около сотни налогов. Сегодня Налоговый кодекс содержит 15 обязательных платежей, включая страховые взносы, и 5 спецрежимов, каждый из которых предусматривает свой платеж. Всего 20 официальных налогов и сборов (скоро к ним добавится налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья – НДД). И еще порядка 50 «неофициальных» – так называемых неналоговых платежей, удивительно похожих на налоги и сборы. Итого 70. Это только на федеральном уровне. Что на региональном, не знает никто. Возможно, на ту же сотню и выходим.

2. Если разделить количество дней в году на количество изменяющих законов (46 в 2017 году), то получается, что сейчас Налоговый кодекс меняется «в среднем» раз в 8 дней. Другими словами, «период стабильности» Кодекса – одна неделя.

Да, новые налоги вводятся с нового календарного года. Но система налогов – это не только их перечень, но и основные параметры. Так что неизменность в течение финансового года системы налогов обеспечить по-настоящему не удалось.

С целью единства и непротиворечивости правового регулирования налогообложения, как известно, был принят Налоговый кодекс. При этом знакомых каждому налогоплательщику случаев несогласованности, коллизий и прямых противоречий в нем не счесть. Например, согласно п. 2 ст. 4 НК Федеральная налоговая служба не вправе издавать нормативные акты по вопросам налогообложения. Точка. В то же время, сам Налоговый кодекс предусматривает десятки случаев, когда налоговому ведомству законодатель прямо делегирует полномочия по изданию нормативных актов (что неопровержимо подтверждается их регистрацией в Минюсте). Нет, но да…

3. Что касается налоговой нагрузки, то она снижена, и не только на производителей, если речь идет о номинальной нагрузке. Если же мы говорим о реальной нагрузке, то учитывая состоявшийся в целом выход из тени, нагрузка повысилась. Об этом свидетельствует и увеличение размеров бюджетов всех уровней. Но тут надо еще посмотреть долю налогов в ВВП в 90-е и тогда делать окончательные выводы.

Кроме того, Указом предлагалось:

— развитие налогового федерализма (в результате сегодня налоговая система России стала еще ближе к налоговым системам унитарных государств, но это скорее следствие политических процессов; впрочем, ситуация начинает меняться: признан, хотя и не всегда соблюдается, принцип «двух ключей», когда речь идет о федеральных льготах по региональным и местным налогам);

— сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения (с 2001 года количество льгот было резко сокращено, однако нельзя не заметить, что в последние десять лет льготы раздают налево и направо);

— увеличение роли экологических налогов и штрафов (тогда еще никто не знал, что Конституционный суд без публичного рассмотрения вынесет печально известное Определение от 10.12.2002 № 284-О, призванное преодолеть окольным путем решение Верховного суда и спасти плату за загрязнение, установленную не законом, а Правительством. Определение, которое лишило государство эффективного администрирования платы за загрязнение, а также появившихся в дальнейшем утилизационного и экологического сборов. Определение, которое запустило процесс появления все новых и новых «неналогов»;

— проведение в 1996 году налоговой амнистии для организаций (ближайшая амнистия была проведена в 2007 году для граждан).

Благодаря Указу появилось понятие технических ошибок (сегодня это ст. 81 НК): если налогоплательщик самостоятельно выявил и сообщил налоговым органам об ошибках, допущенных при составлении и расчете налоговых платежей, такие ошибки не признавались налоговыми правонарушениями.

А самая известная инновация, внедренная именно Указом – счета-фактуры, сакральный смысл которых российские бухгалтеры и инспектора не смогли постичь за много лет (изменения наметились лишь в последние три года благодаря АСК НДС-2, а также решениям Конституционного и Верховного судов о том, что если продавец выставил счет-фактуру и сделал начисление, то покупатель имеет право на вычет, даже если операция по закону не облагается).

С одной стороны, ставки понизились, экономика во многом обелилась, расширив налоговую базу, прошла кодификация, налоговая служба перестроила свою работу.

С другой стороны, не удалось:

— заметно сократить количество налогов;

— обеспечить непротиворечивость налогового законодательства и стабильность налоговой системы;

— развить налоговый федерализм;

— сократить льготы;

— создать работоспособную систему экологических платежей.

С тех пор Налоговый кодекс правится перманентно.

Наиболее активная фаза налоговой реформы пришлась на «нулевые», когда активно пополнялась новыми главами вторая часть Кодекса. Но и в последние годы поправки тоже были довольно заметны.

Только за последние восемь лет появились торговый сбор и патенты, имущественные налоги переведены на исчисление от кадастровой стоимости, администрирование страховых взносов вернулось налоговой службе, розница перешла на онлайн-кассы. Налоговый кодекс пополнился принципиально новыми институтами: появился целый новый раздел – V.1 (ТЦО), введены КГН, налоговый мониторинг, международный автоматический обмен финансовой информацией, понятия контролируемых иностранных компаний и фактического получателя дохода. Законодательно определены пределы налоговой экономии, предусмотрены особенности налогообложения региональных инвестпроектов. Не говоря уже об ощутимых изменениях налога на прибыль, НДС, акцизов и других платежей.

Итак, двадцать лет назад был принят Налоговый кодекс (часть первая). Он прошел стадию бурного развития. Казалось бы, налоговая реформа завершилась, и надо лишь устранить недоделки. Ведь даже в президентском послании 1 декабря 2016 г. прозвучало осторожное предложение провести «настройку» налоговой системы и в дальнейшем ее существенно не менять.

Что же будет дальше?

А вот что. Налоговый кодекс… заново перепишут.

В опубликованных недавно рекомендациях Парламентских слушаний на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» содержится такой примечательный пункт:

«2.6. Новая редакция Налогового кодекса Российской Федерации

Основным законодательным актом налоговой системы Российской Федерации является НК РФ, принятый в 1998 году. Будучи законом прямого действия, он был призван кодифицировать правила налогообложения, существовавшие на тот момент в десятках нормативных актах, и создать правовую основу для формирования налогового законодательства Российской Федерации. Однако за прошедшие 20 лет это значение НК РФ во многом было утрачено и он стал трудноприменимым. Так, в настоящее время НК РФ представляет собой набор большого количества отсылок как к нормам самого НК РФ, так и к актам Правительства Российской Федерации или актам региональных и местных органов власти. При этом частое и порой несистемное внесение изменений в него влечет возникновение противоречий между содержащимися в нем нормами, порождая необходимость внесения новых изменений.

В связи с этим, участниками парламентских слушаний поддержано предложение о необходимости подготовки новой редакции НК РФ, разработанной на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений».

По совпадению или нет, но ровно такую же идею высказывает председатель комитета по бюджету и налогам Госдумы А.М. Макаров с самого начала этого года на Гайдаровском, Сочинском, Питерском экономических форумах, а теперь вот и на Парламентских слушаниях.

Из официальной стенограммы Слушаний от 09.07.2018:

«Так вот в этой связи возникает вопрос, что мы могли бы сделать? Что можно было бы добавить к тому, что сегодня предлагается? Почему я сейчас об этом говорю? Вот, скажем, налоговая политика, никто не сомневается, что это важнейший инструмент. Но вот в этом месяцев, в июле, 20 лет, как мы приняли общую часть Налогового кодекса. Это был лучший объективный документ 20 лет тому назад. А сегодня он отстает, сегодня он не соответствует тем возможностям, которые наработаны налоговой службой. Просто когда он писался, мы даже представления не имели о цифровизации, мы не имели представления о тех возможностях, которые сегодня возникнут. И получается, что Налоговый кодекс сегодня тормозит те возможности, которые есть для того чтобы решать эти проблемы. Правда, мы пытаемся это успешно решить. Мы, например, более 40 законов, поправок в Налоговый кодекс принимаем ежегодно. Уже в эту сессию, например, у нас к принятию 25 налоговых законов. Чтобы было понятно, налоговых законов за это время, за 20 лет мы приняли более 600. Это несколько десятков тысяч поправок. С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия просто невозможно. Объективно нужна новая редакция Налогового кодекса».

Как вы думаете, что все это значит? Правильно, новую работу для юристов, консультантов и аудиторов: консультации, семинары, споры…

А как же иначе, ведь если задумка лишь в том, чтобы переписать Кодекс набело, изложить его грамотным русским языком (наконец-то!), понятным если не каждому гражданину, то хотя бы каждому бухгалтеру, то смысловые изменения неизбежны.

Если хотя бы «просто» перенумеровать статьи «по порядку», да поменять/добавить/удалить какие-то фразы, да слова переставить, «чтоб было красиво», неизбежно полетит вся экосистема Налогового кодекса, вся его «грибница»: многочисленные официальные и неофициальные разъяснения, многолетняя судебная практика, привязанные к конкретным пунктам и абзацам — все надо будет отыскивать заново и заново открывать (толковать).

Даже если поменять несколько слов в предложении, его содержание неизбежно изменится (а иначе зачем менять?). По крайней мере, появится повод для нового прочтения. Тут можно только еще раз порадоваться за налоговых специалистов, бухгатеров, инспекторов, адвокатов, судей, разработчиков программных средств и средств массовой информации – они без работы в ближайшие десять лет точно не останутся. Как и депутаты комитета по бюджету и налогам.

Если же цели более серьезные, чем поддержание занятости населения, то хотелось бы понимать, что это за цели. Для чего переписать? Чтобы что?

Например, в качестве недостатка называется большое количество отсылок как к нормам самого Налогового кодекса, так и к актам Правительства или актам региональных и местных органов власти. Но без отсылочных норм законы практически невозможны, да и не нужны, это знает с первого курса каждый юрист. Исключить внутенние ссылки и «втянуть» все подзаконные акты в тело Кодекса – это можно, конечно. Только что это изменит, кроме того, что текст разрастется с тысячи печатных страниц, как сейчас, до пяти, а то и десяти тысяч? И того, что править Кодекс надо будет во много раз чаще! А осенью, как следует из тех же Рекомендаций, Госдума собирается включить в Налоговый кодекс еще пяток-другой налогов-неналогов…

Новую редакцию предлагается разработать «на основе накопленного опыта правового регулирования налоговых отношений». Сравнивая 53-е Постановление ВАС РФ о налоговой выгоде и статью 54.1 НК, можно представить, что ждет в таком случае Кодекс и всех нас. Именно на этом примере все мы, свято верящие в прогресс, отчетливо поняли и убедились, что новое – не всегда хорошее. Суды ведь сказали вслед за ФНС, а Верховный суд подтвердил, что новая статья не применяется к старым проверкам и текущим спорам. Почему? Да потому что не предусматривает никаких дополнительных гарантий защиты прав налогоплательщиков.

С Налоговым кодексом сегодня работать как с законом прямого действия действительно невозможно. Но он и не был никогда таковым, с самого начала подразумевая целый пласт подзаконных актов. Удалось лишь отказаться от инструкций как обязательных для налогоплательщиков нормативных актов, но их место закономерно заняли многотысячные письма Минфина и ФНС. И вряд ли нужно «выпрямлять» Кодекс, отсекая возможность приказов и официальных разъяснений — это изначально нежизнеспособная и совершенно негибкая система в нашу-то эпоху перемен.

Переписать закон заново — дело нехитрое. Но переписать Кодекс на принципиально ином качественном уровне, так, чтобы в нем стало меньше неясностей, пробелов и противоречий, хватит ли у нынешней Думы переписывалки?

Новая редакция неизбежно приведет к новому столкновению интересов и противоборству различных общественных сил, к изменению status quo, это надо понимать.

Лично я уверен, что налоговое законодательство и дальше будет заметно меняться, именно поэтому предлагаю ввести существенную отсрочку изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков.

Лично я давно мечтаю переписать Налоговый кодекс человеческим языком, с соблюдением юридических принципов, правил законодательной техники, логики, здравого смысла и все такое. Еще с тех пор, как двадцать лет назад, в кризисном августе 1998 года, работал над первым профессиональным комментарием к свежепринятому Кодексу (посмотрите ради интереса, как выглядела самая первая редакция части первой: читать ее было невозможно, но зато говорилось о принципе справедливости налогообложения).

Мечтаю, но знаю, что сейчас это объективно невозможно без существенной перетряски норм с риском их ухудшения для налогоплательщиков и «закручивания гаек». Поэтому что же хотят уважаемые «участники парламентских слушаний» получить на выходе, пока не понимаю, но очень хочу понять.

На мой взгляд, для начала работы над новой редакцией Налогового кодекса нужны по меньшей мере веские политические гарантии и правовые механизмы неухудшения положения налогоплательщиков, а также объявление целей «редактирования». По большей мере — создание институтов качества, например, таких, как при подготовке и доработке Гражданского кодекса, остающегося общероссийским примером высокого уровня законотворческой работы.

Пока же мы услышали лишь некие претензии депутатов к качеству закона. По сути — признание собственного многолетнего брака («частое и порой несистемное внесение изменений»). Если это повод «позвать редактора», то повод сомнительного свойства. Но точно не причина, и тем более не цель.

И в завершение…

Помните недавнее определение КС от 11.10.2016 № 2152-О, которым было одобрено не просто внесение поправок в законопроект во втором чтении, а его полное переписывание, в том числе включение нового налога (торгового сбора)?

Как готовятся и принимаются налоговые законопроекты во втором чтении, мы можем узнать, например, из стенограммы принятия 21 ноября 2008 г. во втором чтении законопроекта № 122143-5 (стал Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

«Макаров А.М. Коллеги, мне очень сложно говорить, извините, ради бога, мы просто работали до 8 часов 30 минут утра сегодня, поэтому я буду очень благодарен, если представитель правительства, конечно, не будет меня слушать, я понимаю, что неинтересно, он это всё знает, но всё-таки хотя бы даст мне говорить. Спасибо.

Председательствующий. Андрей Михайлович, действительно, хочу попросить вас секундочку подождать. Я обращаюсь к залу. Вот Макаров говорит в полный голос, но даже здесь мне слышно очень плохо, потому что идёт страшный гул из зала. Коллеги, если у кого-то есть настоятельная необходимость поговорить, пожалуйста, делайте это вот там, в холле, не делайте этого в зале. Очень трудно слушать докладчика. Я прошу тишины. Пожалуйста, Андрей Михайлович.

Федоткин В. Н. По ведению. Уважаемые коллеги, законопроект очень большой, почти шестьдесят поправок поддерживается и восемь отклоняется. Нам его раздали только при входе в зал. Вот как можно сегодня его качественно принимать, если депутаты на ходу… даже пролистать не успели? Мне это непонятно».

1573 год – учрежден Приказ Большого Прихода. Впервые в России создан государственный орган, объединивший под своим управлением сбор основных государственных доходов.

1653 год – утвержден первый Торговый устав. Впервые в едином документе сведены общие правила сбора и правила исчисления торговых пошлин, который стал прообразом налогового кодекса.

1665 год — учрежден Приказ Большой Казны.

1699 год – учреждена Бурмистерская палата и ее отделения на местах, возглавляемых бурмистрами. Впервые создан прообраз современного налогового ведомства – с единым центральным органом и подразделениями на местах.

1718 год – учреждена Камер-Коллегия, ведающая государственными доходами и Штатс-Контор-Коллегия, ведающая государственными расходами. Впервые выделено отдельное ведомство по составлению смет государственных расходов.

1755 год – Камер-Коллегия заменена Казенной палатой. Впервые в рамках единого налогового ведомства объединены налоговые сборы и таможенные пошлины.

1780 год – Казенная палата заменена Экспедицией государственных доходов, которая просуществовала всего несколько лет и была разделена на самостоятельные экспедиции по доходам, расходам и ревизии счетов. Впервые создано единое финансовое ведомство, объединяющее в себе управление государственными доходами, расходами и контрольные функции.

1802 год – учреждено Министерство финансов – с департаментами, ведающими как доходами, так и расходами государства.

1811 год – выделено из состава Министерства финансов Государственное казначейство – ведающее расходами, и ведомство Государственного контролера – финансовый контроль и ревизия счетов. С переходом к регулярному составлению и утверждению государственных бюджетов (росписей) казначейство вновь было возвращено в систему министерства финансов.

1885 год – учреждены в составе казначейств ведомства податных инспекторов, исчислявших прямой налог от дохода.

1898 год – введен промысловый налог. Кроме того в этот период большое значение имел налог с недвижимого имущества, а также сборы с аукционных продаж, векселей и заемных писем.

1917 год – учрежден Народный комиссариат финансов РСФСР.

1918 год – введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных рабочих. 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена буржуазия и зажиточное крестьянство.

1919 год – в составе Наркомфина РСФСР создано Центральное налоговое управление с подчиненными ему налоговыми органами на местах.

1920 год – отдел косвенных налогов передан из Наркомфина РСФСР в ведение ВСНХ РСФСР.

1921 год –замена продразверстки продовольственным налогом. В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства — Центральное налоговое управление Наркомфина РСФСР реорганизовано в Управление налогами и доходами.

1923 год — учрежден Наркомфин СССР. К концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений — действовало 86 видов платежей в бюджет.

1930-1932 года — в СССР была проведена налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий, около 60, были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства.

1941 год — Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до начала 90-х годов.

1946 год – Наркомфин СССР преобразован в Министерство финансов СССР.

1990 год – в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 №76, Приказом Министерства финансов РСФСР от 06.03.1990 №50л.с.в составе Министерства финансов создана государственная налоговая инспекция. Начала формироваться мощная система с трехуровневой иерархией управления: центральный аппарат, региональное звено (инспекции по республикам, краям, областям) и местные налоговые инспекции по районам и городам.

1991 год – Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: базовый Закон Российской Федерации от 27 декабря «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», содержащий перечень налогов, Закон Российской Федерации от 27 декабря «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон Российской Федерации от 6 декабря «О налоге на добавленную стоимость», Закон Российской Федерации от 7 декабря «О подоходном налоге с физических лиц», Закон Российской Федерации от 18 октября «О дорожных фондах в Российской Федерации», Закон Российской Федерации от 06 декабря «Об акцизах», и другие законы по отдельным видам налогов.

1993 год – создан Государственный реестр предприятий. Начата разработка программы информатизации Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов, как составной части федеральной программы информатизации России. На налоговые органы возложены функции по контролю за применением контрольно-кассовых машин.

1996 год – введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

1998 год – Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года № 1635). Начало кампании по массовому присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам. Налоговым органам переданы функции по контролю за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.

1999 год — введена в действие I часть Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая основные принципы налогообложения.

2001 год – Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря утверждена Федеральная целевая программа «Развитие налоговых органов (2002-2004годы)». Введена в действие II часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость», Глава 22 «Акцизы», Глава 23 «Налог на доходы физических лиц», Глава 24 «Единый социальный налог (взнос)»). На налоговые органы возложены функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведению Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Налоговым органам переданы функции сбора взносов в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог).

2002 год – введены в действие Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и Глава 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых». Повсеместное внедрение системы электронной обработки данных, как стандарта в работе территориальных налоговых органов. Организовано предоставление налоговых деклараций в электронном виде. Подключение территориальных налоговых органов к ведомственной телекоммуникационной сети.

2003 год – отменен налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств, введены в действие Глава 28 НК РФ – «Транспортный налог», а также Глава 26.2 НК РФ (упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства) и Глава 26.3 НК РФ (система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход). Централизация процессов регистрации юридических лиц по принципу «одного окна».

2004 год – в ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу. Введены в действие новые главы II части НК РФ – Глава 29 «Налог на игорный бизнес», Глава 30 «Налог на имущество организаций», сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (Глава 25.1 НК РФ), а также единый сельскохозяйственный налог (Глава 26.1). Отменен налог с продаж. Указом Президента Российской Федерации Федеральной налоговой службе переданы функции уполномоченного органа в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и по принятию решений о переносе сроков уплаты налогов в форме отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов.

2005 год – введена Глава 25.3 НК РФ «Госпошлина», Глава 31 НУ РФ «Земельный налог». Введен новый водный налог (Глава 25.2 НК РФ) и отменена плата за пользование водными объектами.

2007 год – внедрена услуга оплаты налоговых платежей через устройства самообслуживания «Электронная касса» отделений Сбербанка и коммерческих банков. В системе налоговых органов создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров. Ограничены полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

2008 год – выполнен проект «Модернизация налоговой службы-2».

2009 год – предоставление новой услуги налогоплательщикам- «Узнай свою задолженность» через Интернет-сайт ФНС России и посредством СМС-информирования. Функции по контролю за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции переданы Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка.

2010 год – замена единого социального налога страховыми взносами. Реализована возможность направления документов на государственную регистрацию и налоговой и бухгалтерской отчетности с использованием Единого портала государственных услуг. Внедрена государственная услуга, предоставляемая в электронном виде по средством Интернет-сайта ФНС России, по информированию налогоплательщиков – физических лиц о суммах задолженности по налогам – «Личный кабинет налогоплательщика».

2012 год – внедрение сервиса по электронной регистрации. Запуск сервиса «Личный кабинет для налогоплательщиков – физических лиц».

Фото: Андрей Дорожный

Если от самых высоких налогов лучше бежать в Сомали и Бурунди, то от самых странных из них пока можно скрыться в России. Но статусу страны без нелепых сборов постоянно угрожают инициативы законотворцев. «ДП» вспомнил самые безумные из них.

На днях премьер-министр Дмитрий Медведев высказался против давно обсуждаемого налога на бездетность. «Этот налог… был самым непопулярным налогом в советский период. Потому что люди, особенно мужики, не могли понять — я ничего не сделал, никакого преступления не совершил, не являюсь злостным алиментщиком, почему я должен платить этот налог, и тем не менее с меня эти деньги дерут», — сказал он. Почему премьер-министр считает, что налоги должны платить исключительно те, кто совершил какое-то преступление — конечно, отдельный вопрос.

Что плохого в ведении туристического налога в России Авторская колонка

Что плохого в ведении туристического налога в России

893

Между тем страны с самыми высокими налогами давно известны. Например, если судить по НДФЛ, то это Норвегия, Швеция и Нидерланды. Известно и куда бежать от непосильного налогового бремени, в этом случае можно скрыться на Вануату, Каймановых островах или в Сомали, а если есть желание сильно не отрываться от цивилизации – можно спрятать доходы где-нибудь в Андорре или Монако. А вот куда деться от странных налогов – большой вопрос. Почти каждая страна мира уже успела ввести хоть один совершенно не вяжущийся со здравым смыслом налог. Бассейн, солнце, тень, чипсы и даже гипс – все это уже облагается налогом в разных странах. Россиянам в этом плане в некотором смысле повезло. Мысли о введении идиотских налогов время от времени посещают законотворцев, но с завидной регулярностью здравый смысл все же берет вверх и соответствующие инициативы так и не становятся реальностью. «ДП» вспомнил, какие идеи сумасшедшего налогообложения грозили России в последние несколько лет.

Что предложили: налог на безбрачие

Кто предложил: борец за нравственность Алексей Комаровский

Уровень неадекватности: 10

Кстати, упомянутый налог на бездетность сложно отнести к нереализованным инициативам. Он был введен в Советском Союзе в 1941 году. В 1992 году вслед за СССР исчез и налог на бездетность, но попытки вернуть его с тех пор так и не прекращались. Зачастую подобные инициативы принадлежали представителям РПЦ или обычным борцам за развитие духовности. Так, в 2005 году руководитель общественной организации «За духовность и нравственность» Алексей Комаровский предложил ввести и налог на безбрачие. А священник Максим Обухов поддержал эту идею.

Что предложили: налог на веру

Реклама

Кто предложил: блогеры

В России иностранные туристы смогут вернуть часть налогов с покупок Налоги

В России иностранные туристы смогут вернуть часть налогов с покупок

237

Уровень неадекватности: 10

В 2013 российская блогосфера, утомленная и взволнованная подобными инициативами а также увеличением количества религиозно оскорбленных, извергла из себя идею ввести налог на веру. Особо «гениальные» авторы инициативы предположили, что такой налог сможет служить доказательством истинной веры и лишит возможности всяких случайных личностей жаловаться на оскорбление чувств верующих. В этот момент стало понятно, что народные инициативы могут быть даже хуже, чем идеи законотворцев со стажем.

Что предложили: налог на шашлык

Кто предложил: депутат Владимир Петров

Уровень неадекватности: 7

В 2015 году депутат законодательного собрания Ленинградской области Владимир Петров предложил ввести некий «лесной сбор». Название этого налога можно было бы легко перепутать с наименованием зубной пасты. Чтобы избежать подобной путаницы, в народе инициативу Владимира Петрова быстро переименовали в «налог на шашлык». Предполагалось, что россияне раз в несколько месяцев будут платить где-то по 500 рублей за право разводить в лесу шашлыки и разводить костры. Сама по себе инициатива выглядела достаточно разумной, но официальное название, а также некоторые детали придавали ей ярко выраженный оттенок абсурдности. Например, отмечалось, что от сбора будут освобождены те, кто пришел в лес собирать травы и молиться.

Реклама

Что предложили: туристический налог

Кто предложил: Министерство по делам Северного Кавказа

Уровень неадекватности: 8

С 2008 года Австрия, Италия и Германия и другие европейские страны постепенно начали вводить специальный сбор в наиболее привлекательных для путешественников городах. Так называемый туристический налог в том или ином виде ввел уже целый ряд стран. Это может быть сбор в размере 1-3 евро за проживание в отелях и хостелах или плата за то, чтобы выехать из страны. Неудивительно, что идея повторить этот успех уже не раз посещала и российских чиновников. Например в прошлом году предлагалось ввести такой налог для туристов, посещающих Северных Кавказ. Но одно дело курортный налог на Мальдивах, Ибице или в Риме и совсем другое — брать с туристов деньги за то, что те решили (более уместным будет все-таки сказать «решились») отдохнуть в Назрани или Нальчике, скорее этим отважным стоило бы доплатить. Внутренний и въездной туризм в России (а особенно в регионах) только-только начал преодолевать зачаточную стадию развития, и проблем в этой сфере еще много, а туристический налог может загубить развитие на корню.

Что предложили: налоги для безработных

Кто предложил: депутат Андрей Анохин

Уровень неадекватности: 9

Так уж повелось, что в большинстве случаев налоги так или иначе связаны с получением доходов. Это в принципе более чем логично. Но в 2015 году появилась идея нарушить эту добрую традицию. Тогда депутат Заксобрания Петербурга Андрей Анохин предложил ввести «налог на безработных», сбор, который предписывалось бы взимать с граждан, нигде официально не трудоустроенных. Предполагалось, такие меры сократили бы количество россиян, получающих доходы без официального оформления и, соответственно, не уплачивающих налоги. По сути, введение этого налога вернуло бы нас к советским временам и к борьбе с тунеядством. А вместе с бездельниками заодно бы начали бороться с фрилансерами и людьми, которые, например, живут за счет сдачи квартиры в аренду. К счастью, Минтруд от идеи введения налога для безработных отказался. По крайней мере пока.

Что предложили: налог на чипсы

Кто предложил: депутат Олег Михеев

Уровень неадекватности: 2

В ноябре 2015 года депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Михеев предложил ввести акцизы на такие вредные продукты, как чипсы и газировка. Цели, как всегда, были благими – так депутат собирался бороться с ожирением и диабетом в стране. Позже появилась информация, что правительство всерьез задумалось о расширении перечня подакцизных товаров за счет вредных для здоровья продуктов. Но в начале февраля от идеи все-таки решили отказаться. Может, и зря, аналогичный налог, к примеру, был введен в Венгрии еще в 2011 году.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *