Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности в России

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности в России

Аронов А. В., Антонов И. Ю., Товгазова З. А

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

14. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.10)

14.1. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аронов Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора

Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

av.aronov@migsu. ranepa. ru

Антонов Игорь Юрьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования экономики Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Товгазова Зарина Анатольевна, соискатель

Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: стабильная динамика привлечения инвестиций является предпосылкой достижения устойчивых темпов экономического роста. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает в себя как прямое участие в финансировании инвестиционных проектов развития наукоемких производств, высокотехнологичных отраслей экономики, так и стимулирование инвестиционной деятельности, в том числе посредством налоговой политики. В статье анализируются особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности в России, рассматриваются основные методы и формы реализации.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционные процессы, налоговое регулирование, налогообложение, стимулирование, эффективность.

TAX REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY IN RUSSIA: FORMS AND METHODS OF IMPLEMENTATION

Aronov Aleksandr V., doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Finance of the public sector

Antonov Igor Yu., PhD in law, associate Professor of the Department of state regulation of economy

Tovgazova Zarina A., applicant

Для успешного развития стратегического инвестирования необходима государственная поддержка. Четко обоснованная с научной точки зрения государственная инвестиционная по-

литика позволяет повысить темпы социально-экономического развития страны, а также доходы федерального бюджета. Инвестиционные процессы, происходящие в современных усло-

Проблемы экономики и юридической практики

6’2018

виях, связаны со сложившимися на макро — и микро- уровнях финансово-экономическими показателями. Ведущую роль в регулировании инвестиционных процессов государство отводит налоговой политике. Используя различные налоговые инструменты, государство формирует таким образом «налоговый климат, который тесно связан с инвестиционным климатом» в целом .

Налоговая система Российской Федерации, действующая в современных условиях, обладает выраженной фискальной направленностью. По мнению исследователей, подобная ситуация зачастую является препятствием в повышении инвестиционной активности экономических субъектов. Отсутствие комплексного подхода к созданию эффективной системы налоговых льгот по стимулированию инвестиционной активности также является проблемой, сдерживающей экономическое развитие. Поэтому важнейшая задача налогового регулирования заключается в создании благоприятных условий для повышения эффективности инвестиционной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед государством постоянно стоит задача поиска реальных источников и стимулов инвестиционной деятельности, создания необходимых условий для формирования инвестиционной активности и потока инвестиционных ресурсов. Одним из важнейших источников инвестиционной активности являются налоговые инструменты. Существуют различные налоговые способы регулирования инвестиционной деятельности. Так, прямое действие возлагается на ассигнования, субвенции и субсидии, в то время как налоговые льготы имеют косвенное воздействие на инвестиции.

Анализ опыта зарубежных стран показывает, что политика сокращения инвестиционных налоговых льгот приводит к тому, что налоговая система лишается своей регулирующей функции, возможности стимулировать приоритетные высокотехнологичные направления производственного развития. В федеративных государствах существует разветвленная сеть региональных и местных налогов. Их доля в доходах местных бюджетов составляет от 30% до 70%. Наряду со значительной самостоятельностью субъектов Федерации имеются и обратные случаи. Так, в Швейцарии верховная власть может издавать, предписания против необоснованных налоговых льгот. В федеративных государствах конкретные ставки, стимулирующие инвестиции, устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации.

В основе научно обоснованного налогового регулирования экономических процессов лежит использование особых функций, присущих налогам и налогообложению. Большинство исследователей выделяют у налогов три основные функции -фискальную, регулирующую (распределительную) и стимулирующую. При этом в рамках каждой из вышеназванных функций формируется особая функциональная специализация налоговых отношений.

По мнению Н.В. Медведевой, «налоговое регулирование основано на комплексном использовании всех функций налогов в их взаимосвязи и формировании мультипликационного (интеграционного) эффекта налогообложения, который характеризует общую направленность действия налоговой системы в целом, определяет ее влияние на развитие производства и экономический рост» .

Налоговое стимулирование роста инвестиций в развитие производства осуществляется также на основе использования налогов и их функций В экономических исследованиях рассматривается значительное количество концепций повышения

стимулирующей функции налогообложения в развитии не только предпринимательства, но и роста инвестиционной составляющей производства.

В современных условиях существует большой спектр форм и методов налогового стимулирования инвестиционной активности, включая налоговые ставки, амортизационную политику, налоговые льготы, налоговые каникулы, инвестиционный налоговый кредит, налоговую амнистию, специальные налоговые режимы, реструктуризацию налоговой задолженности и другие методы.

В целом значительное число экономистов отмечает, что на современном этапе развития экономики, роста инвестиционных программ эффективность новых инвестиций, прежде всего, обусловлена степенью развитости налогового стимулирования инвестиционной деятельности.

Как отмечает Н.В. Медведева, «в противовес административным методам регулирования (методы прямого воздействия) … налоговые методы регулирования не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом роста производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства» .

Выделение особенностей, сути и содержания инвестиций позволяет по-новому взглянуть на процессы налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Очевидно, что для разных случаев инвестирования реального сектора экономики имеют значение разные способы и инструменты налогового стимулирования. То, что подходит в одном случае, может в другом случае оказывать противоположный эффект.

Главная задача налогового регулирования, направленного на стимулирование инвестиций, должна быть нацелена на создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Что может достигаться совершенствованием системы налогов, механизмом начисления амортизации и использования амортизационных отчислений, установления специальных налоговых режимов.

Ряд исследователей выделяют методы прямого государственного регулирования инвестиционных процессов, которые реализуются такими способами, как:

— «целевое финансирование инвестиционных проектов;

— создание государственно-частного партнерства;

— предоставление льготного кредитования в государственных кре-дитно-банковских структурах;

— государственное страхование рисков и т.д.» .

Как показывает анализ инвестиционной деятельности развитых зарубежных стран, одним из наиболее эффективных инструментов является инвестиционный налоговый кредит. В статье 66 Налогового кодекса Российской Федерации обозначено, что «инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои

Аронов А. В., Антонов И. Ю., Товгазова З. А

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов» .

Как отмечают исследователи, «к достоинствам данного метода можно отнести стимулирование предпринимателей к инвестированию в расширение производственных мощностей или замены технически и морально устаревших основных фондов» .

Для учета и всестороннего анализа степени эффективности налогового стимулирования инвестиций важное значение имеет, по нашему мнению, оценка влияния стимулирующего налогообложения на инвестиции на макро- и на микро-уровнях.

Налоговое стимулирование во многом связано со структурой и особенностью инвестиций. Причем особую значимость имеет структура капитальных вложений. Отраслевая структура инвестиций характеризуется соотношением затрат в различные отрасли народного хозяйства. Конкретные изменения в отраслевой структуре определяются темпами и пропорциями развития отрасли народного хозяйства и экономики в целом. Соответственно можно говорить о налоговом стимулировании инвестиций в разрезе отраслей народного хозяйства, их взаимозависимости.

Так, ряд исследователей считает, что в современных условиях социально-экономического развития «более быстрыми темпами должны развиваться отрасли, обеспечивающие ускорение научно-технического прогресса (информационные технологии, биохимия и т.д.), наукоемкие отрасли (атомная, авиационная, космическая промышленность и т.д.), отрасли перерабатывающей промышленности, сферы услуг, а также отрасли производственной инфраструктуры» . Следовательно, налоговое стимулирование должно быть нацелено, в первую очередь, на поддержку перечисленных отраслей.

Некоторые исследователи отмечают не только необходимость государственной поддержки высокотехнологичных отраслей экономики, но и говорят о необходимости стимулирования эффективной «реализации точечных инвестиционных проектов, способствующих запуску механизма инвестиционного мультипликатора и отличающихся повышенной коммерческой и бюджетной эффективностью» . Именно эффективность капиталовложений в реальный сектор российской экономики должна быть одним из важнейших приоритетов в развитии государственной инвестиционной политики.

С другой стороны, для анализа роли и значения стимулирующей функции налогообложения большое значение имеет анализ технологической структуры капитальных вложений. Прежде всего, это соотношение активной и пассивной части основных производственных фондов действующего предприятия.

Эффективность налогового стимулирования может быть оценена как на стадии — «инвестиционные ресурсы — вложение средств», так и на стадии «вложение средств — результат инвестирования». Очевидно, что с позиций налогового стимулирования крайне важно контролировать процессы, связанные с вложением (инвестированием) средств, получаемых в результате налоговых льгот.

С другой стороны, не менее важно оценивать результативность этих вложений, которая определяется увеличением налогооблагаемой базы, ростом массы налогов. Без роста массы налогов отсутствует экономическая и политическая целесообразность налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Поэтому налоговое стимулирование инвестицион-

ной деятельности определяется как взаимосвязь процессов предоставления налоговых преференций и получения налоговых доходов в будущем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности не связано с осуществлением других экономических мер, направленных на развитие инвестиционных процессов. Как отмечает В. Чубаров, «правильное сочетание элементов регулирования инвестиционной деятельности обеспечивает высокую результативность государственной налоговой и инвестиционной политики» .

В целом вся совокупность связей и отношений по использованию налоговых стимулов в реализации инвестиций в различных формах на всех структурных уровнях экономики образует экономическое содержание государственной налоговой политики, является ключевым элементом экономической системы. Посредством налогового стимулирования формируются важнейшие пропорции экономической деятельности, осуществляется общественно значимый процесс между накоплением, потреблением и инвестированием.

Сравнительный анализ отечественной практики с методами и формами решения проблем налогообложения инвестиционной деятельности развитых стран должно привести к избежанию традиционных ошибок и созданию налоговых механизмов, эффективных в российских условиях. В экономике России отсутствуют четкие институциональные сигналы, налоговое стимулирование которых бы эффективно поощряло инвестиции в новые знания и технологии. В значительной мере можно утверждать, что действующее законодательство либо нейтрально по отношению к нововведениям, либо недостаточно нацелено на рост инвестиционной активности. В связи с чем было бы целесообразно внесение возможных изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

В современных условиях необходимы эффективные налоговые механизмы, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, как один из важнейших факторов устойчивого экономического роста. При этом стимулирование инвестиций должно опираться на комплексную реализацию мер в развитии бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,18%.%.

Список литературы:

2. Медведева Н.В. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации: автореферат на соискание ученой степени к.э.н. М., 2007.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671

4. Подшиваленко Т.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. М., 2005.

5. Филимонова Е.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности в регионе: автореферат на соискание ученой степени к.э.н. СПб., 2008.

7. Чубаров В. и др. Налоговый маневр — 2014: взгляд бизнеса и власти. М., 2014. 256 с.

Проблемы экономики и юридической практики

6’2018

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Аронова А.В., Антонова И.Ю., Товгазовой З.А. на тему: Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в России:

формы и методы реализации Целью роста инвестиционной составляющей в российской экономике, одним из определяющих факторов роста инвестиционной привлекательности России является инвестиционно ориентированная налоговая система. В течении последних десятилетий в развитых странах были апробированы десятки методов для создания и регулирования благоприятного инвестиционного климата. И одним из самых главных выводов явилось то, что, в первую очередь, необходимо развивать и

внедрять принципы налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности. Поэтому статья, в которой анализируются особенности налогового регулирования инвестиционной деятельности в России, написана на актуальную и востребованную тему.

Проведенный анализ позволяет авторам прийти к научно обоснованному выводу о том, что для совершенствования налогового регулирования необходима корректировка налоговой политики в области инвестиционной деятельности. Комплексная реализация данных мер позволит увеличить приток внешних и внутренних инвестиций со стороны значимых инвесторов.

Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации в научном издании, рекомендованном ВАК России.

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС при Президенте РФ

М.Г. Полозков

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ

DOI 10.26425/1816-4277-2017-11-134-140

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема налогового стимулирования инвестиционной активности в Российской Федерации в современных экономических условиях. Показано, что в кризисных экономических условиях при дефиците финансовых ресурсов налоговое стимулирование является ключевым механизмом, обеспечивающим реализацию инвестиционных программ естественных монополий и проектов импортозамещения. Определены задачи налоговой политики и сформулированы рекомендации по совершенствованию ряда налогов в целях стимулирования инвестиций в российскую экономику.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, инвестиционная активность, налоговая политика, развитие экономики, НДС, инвестиционный налоговый кредит.

Vadim Ponkratov TAX STIMULATION OF INVESTMENT

Nikolay Kuznetsov ACTIVITY IN RUSSIA

Keywords: tax incentives, investment activity, tax policy, economic development, VAT, investment tax credit.

Перед российской экономикой стоит амбициозная задача по осуществлению инновационного прорыва. Многолетний недостаток капиталовложений обостряет вопрос: либо в ближайшие годы российские предприятия смогут нарастить новые, более производительные основные фонды, либо российская экономика проиграет конкурентную борьбу.

Роль государства в повышении инвестиционной активности предприятий может быть реализована либо посредством прямого участия государства в финансировании проектов или в капитале предприятий, осуществляющих инвестиции, либо посредством различных механизмов косвенного воздействия (все виды налоговых и таможенных льгот, государственные гарантии и т.п.). В условиях глобального финансово-экономического кризиса, сокращения государственного бюджетного фонда и ограничения доступа к зарубежному фондированию, внутренние источники финансирования инвестиций выходят на главные роли. Одним из таких источников являются собственные средства предприятий, оставшиеся после налогообложения .

© Понкратов В.В., Кузнецов Н.В., 2017

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 16-02-00658.

УДК 336.02 : 336.645.1

В.В. Понкратов Н.В. Кузнецов

Снижение налоговой нагрузки путем уменьшения налоговых ставок или освобождения от уплаты налога предоставляет налогоплательщику возможность иметь дополнительные финансовые ресурсы для осуществления инвестиций в модернизацию производства, обновление технологии . Государство в этом случае не имеет никаких гарантий, что высвобождаемые денежные средства будут потрачены на желаемые цели. В российских условиях даже добропорядочные налогоплательщики тратят на цели экономического развития не более трети высвободившихся ресурсов. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики — адресность и целевой характер принимаемых мер .

Таким образом, сегодня инвестиционная сфера в России требует эффективных мер государственного регулирования, однако ее специфика и неразвитая технологическая инфраструктура затрудняют механизм предоставления государственной поддержки.

Задачи налоговой политики Российской Федерации до 2030 г.:

1) обеспечение безрискового формирования доходной части бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;

2) повышение качества нормативно-правовой базы в области налогообложения;

3) стимулирование инновационной деятельности;

4) оздоровление структуры экономики Российской Федерации;

5) стимулирование фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;

6) стимулирование создания и развития перерабатывающих производств.

7) стимулирование экспорта продукции с более высокой степенью добавленной стоимости;

8) повышения качества налогового администрирования;

9) поддержка социальных отраслей и программ;

10) поддержка программ перевооружения производства, обновления основных производственных фондов;

11) создание стимулов для внедрения современных технологий и выпуска экологически чистой продукции;

12) сокращение возможности применения различных нелегитимных методов и схем минимизации налогообложения;

13) упрощение форм налоговой отчетности для субъектов малого бизнеса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом, эффективность фискальных инструментов считается зависимой как от факторов общей экономической конъюнктуры, например, провалов рынка, так и от самой организации этих инструментов. Поэтому фискальные меры, популярные в странах Организации экономического сотрудничества и развития, вряд ли с легкостью могут быть применены в российской экономике .

Сформулируем предложения по совершенствованию конкретных налогов, имеющие своей целью создание условий для инвестиционного развития и модернизации экономики Российской Федерации, а также преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса.

1. Совершенствование налога на добавленную стоимость. Необходимо снизить ставку НДС (до 12-14 %) и тщательнейшим образом рассмотреть вопрос о замене его налогом с оборота (налогом с продаж). В результате снижения ставки НДС следует ожидать:

— изменения качества экономического роста (модернизация производства, рост секторов с высокой добавленной стоимостью, инвестиции в человеческий капитал);

— повышения конкурентоспособности налоговой системы;

— упрощения налоговой системы вследствие унификации ставки НДС;

— дополнительного роста ВВП на 0,6-0,7 процентных пункта (п.п.) за первые три года после снижения ставки налога на добавленную стоимость;

— создания стимулов для снижения розничных цен и возможностей по замедлению инфляции;

— легализации теневых оборотов (стоимость злоупотреблений сопоставима с размером пониженной ставки);

— расширения налоговой базы по налогу на прибыль, социальным сборам, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество, и как результат — увеличения доходов бюджетной системы ;

— создания предпосылок для реализации тех инвестиционных проектов, которые были невыгодны ранее;

— появления возможности реализации более долгосрочных инвестиционных проектов;

— снижения издержек предприятий за счет уменьшения привлекаемых средств для проектного финансирования.

Снижение НДС до 12 % будет способствовать развитию обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок и несырьевой экспорт, со значительным числом рабочих мест и высокой инвестиционной активностью. Сокращение высокой нагрузки по НДС обеспечит наибольший рост выпуска в обрабатывающих отраслях и практически не повлияет на экспортно -ориентированные отрасли. Наибольший эффект от снижения НДС получит машиностроение, где сейчас доля НДС в налоговых платежах превышает 40 %.

По сравнению с сырьевым сектором, обрабатывающие отрасли создают большее количество рабочих мест и проявляют более высокую инвестиционную активность. В России на каждые 20 млн руб. выпуска в обрабатывающих отраслях промышленности приходится 18 рабочих мест, а добывающей промышленности — только 1,5. Инвестиции в основной капитал машиностроительных предприятий в 1,2 раза превышают объем прибыли в отрасли, а добывающие отрасли промышленности реинвестируют не более двух третей прибыли .

Снижение ставки НДС ускорит рост инвестиций и промышленного производства. Эффект влияния введения единой ставки НДС в размере 12 % на темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) оценивается производственным методом счета суммарно за 2013-2014 гг. примерно в 0,6-0,7 п.п., за три года — 0,8 п.п.

Особенно благотворно снижение ставки НДС скажется на деятельности капиталоемких отраслей с невысокой прибыльностью, таких как энергетика. Кредитно-финансовые институты, в частности зарубежные банки, обращают особое внимание на наличие НДС в общей стоимости инвестиционных проектов, подлежащих финансированию, и склонны довольно консервативно расценивать как оперативность возмещения и (или) вычета указанных сумм, так и в целом возможность их возврата. Это приводит к росту необходимости привлечения кредитных средств.

Помимо абсолютного увеличения потребностей в финансировании за счет применимости к стоимости строительства НДС, следует также обратить внимание на следующее. Несмотря на реформы в области администрирования НДС, проблемой являются практические сложности в возмещении и (или) вычете «входящего» НДС как в процессе реализации инвестиционной программы (что формально предусмотрено действующим законодательством, однако на практике сопряжено с рядом сложностей), так и после ввода объектов в эксплуатацию. В результате существенные суммы НДС, по сути, «замораживаются» на срок до нескольких лет, в то время как соответствующие денежные средства могли бы эффективно направляться предприятиями отрасли на осуществление новых инвестиций. Например, по подсчетам одной из российских энергетических компаний, снижение НДС позволило бы увеличить ее инвестиционную программу примерно на 6 % как за счет уменьшения налоговых выплат, так и за счет сокращения расходов по обслуживанию привлекаемых кредитов .

Снижение ставки НДС повысит вероятность привлечения финансирования для всех концессионных проектов, поскольку уменьшит потребность в финансировании для каждого конкретного проекта.

Таким образом, снижение ставки НДС является наиболее результативной мерой, обеспечивающей необходимый структурный эффект в экономике. Положительное структурное влияние от сни-

жения НДС не может быть достигнуто за счет альтернативных мер, таких как расширение инвестиционных премий и вычетов, а также увеличения Инвестиционного фонда. Инвестиционные стимулы более выгодны предприятиям, уже осуществляющим инвестиции, и в меньшей степени стимулируют начало инвестиций. По сравнению с Инвестиционным фондом, снижение ставки НДС не требует процедур отбора проектов и контроля над исполнением инвестиционных соглашений. Кроме того, снижение ставки НДС действует на все предприятия, независимо от масштаба их деятельности .

2. Совершенствование таможенного обложения. С целью обеспечения условий для перевооружения и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции необходимо ускорить работу по установлению режима беспошлинного ввоза оборудования для различных отраслей промышленности.

3. Совершенствование процедуры предоставления инвестиционного налогового кредита. Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов может быть связана со значительными первоначальными затратами для инвестора и длительным сроком окупаемости проекта. В этой связи предоставление инвестиционного налогового кредита (далее — ИНК) юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, могло бы выступить одним из факторов, способствующих привлечению негосударственных инвестиций в различные сферы, компенсирующих низкую норму прибыли проектов, а также способствующих обновлению и расширению имущественной базы компаний, развитию инфраструктуры .

Для этого следует упростить процедуру предоставления инвестиционного налогового кредита.

Порядок предоставления организациям инвестиционного налогового кредита установлен статьями 66-68 части первой Налогового Кодекса РФ . ИНК может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований.

1. Проведение этой организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В данном случае ИНК предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для вышеперечисленных целей.

2. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. В данном случае ИНК предоставляется на сумму, определяемую по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

3. Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком по федеральному налогу на прибыль, по любым региональным налогам (например, налогу на имущество организаций) и местным налогам (например, по земельному налогу). Срок кредитования может быть установлен от 1 года до 5 лет.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. Решение о предоставлении организации ИНК принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В договоре об ИНК должны быть оговорены: налог, по которому предоставлен кредит; сумма кредита; срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты; порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом

залога, либо поручительство; ответственность сторон; положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока действия договора реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием предоставления инвестиционного налогового кредита, либо условия такой реализации (передачи).

ИНК предполагает обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того, по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В настоящее время количество предприятий, получивших инвестиционные налоговые кредиты, крайне мало . Причиной этого является излишне сложная административная процедура получения инвестиционного налогового кредита. Например,процедура получения права на инвестиционный налоговый кредит по федеральным налогам включает в себя рассмотрение заявления заинтересованного лица (организации) одним департаментом уполномоченного органа, затем следует процедура многоступенчатого согласования принятого решения с другими департаментом уполномоченного органа, юридическая экспертиза представленных документов и дальнейшее согласование и т.п. Если речь идет о предоставлении ИНК по налогу, зачисляемому в различные бюджеты (например, налог на прибыль, зачисляемый в федеральный и региональный бюджет), процедуру получения кредита следует пройти дважды .

Обратим внимание и на то, что поскольку сумма инвестиционного налогового кредита ограничена суммой налоговых платежей, зачисляемых в бюджет, постольку организации с невысокой рентабельностью, у которых налоговые платежи не значительны, не могут рассчитывать на получение необходимых для инвестиционных проектов суммы кредита.

Сформулируем возможные предложения по совершенствованию предоставления инвестиционного налогового кредита:

— увеличить срок предоставления инвестиционного налогового кредита;

— ограничить максимальную процентную ставку по кредиту (максимум % ключевой ставки ЦБ РФ), предоставляемому субъектами РФ и муниципальными образованиями;

— упразднить ограничение по сумме инвестиционного налогового кредита.

С помощью инвестиционных налоговых кредитов государство может стимулировать расширение и обновление основных фондов, финансировать перспективные направления инвестиционной и инновационной деятельности. В случае кредитования государство получает дополнительный источник бюджетных доходов. Получение инвестиционных налоговых кредитов может оказать существенное положительное влияние на текущие и будущие результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на эффективность реализуемых им инвестиционных и инновационных программ и т.п.

Предложенные меры налогового стимулирования во взаимосвязи с иными мерами государственной политики позволят стимулировать инвестиционное развитие российской экономики и будут способствовать ее модернизации, а также снижению зависимости доходов бюджетной системы от сырьевого экспорта.

Библиографическийсписок

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. — 1998. — 3 авг. — № 31. — ст. 3824.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» . — Режим доступа: СПС «Консультант-Плюс».

3. Ахмадеев, Р. Г. Эффективность налоговой политики в сфере инноваций / Р. Г. Ахмадеев, М. Е. Косов // Финансовая жизнь. — 2017. — № 1. — С. 74-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Кузьмина, Надежда Александровна, 2011 год

1. Конституция РФ / ЬИр/Мх^.сопБикаг^.ги

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации / http//www.consultant.ru

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с учетом изменений и дополнений) / Ьир/Л\г\¥\¥.сопзи11ап1:.ш

7. Федеральный закон от 22.08.96г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / Ьцр//\¥\уш.сопзикаЩ.ги

9. Федеральный закон от 22.02.99г. № Зб-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» / 11Цр//\т\у.consultant.ru

10. Федеральный закон № 39-Ф3 от 25.02.99г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» / ИЦр/Л¥\\^.соп8икап1.ги

12. Федеральный закон от 07.04.99г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда в Российской Федерации» / ЬЦр//ш\у\у.сопзика^.ги

13. Федеральный закон от 31.12.99г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» / Ьйр/Лу\у\у.соп8икап1.ги

14. Федеральный закон № 160-ФЗ от 09.07.99г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» / Ьйр/Мшш.consultant.ru

15. Федеральный закон от 27.12.00г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» / Ьир//\у\¥Ш.сопзикап1.ги

16. Федеральный закон РФ № 156-ФЗ от 29.11.01г. «Об инвестиционных фондах» / Ьцр//\у\¥\¥.consultant.ru

18. Федеральный Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.03г. № 13 1-ФЗ / 1Шр/Лу\¥\у.consultant.ru

20. Федеральный закон от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / Ьйр/Лу^лу.сопзикаЩ.ги

21. Федеральный закон РФ от 30.12.2006г. № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами» // Российская газета, № 297, 31.12.2006г.

23. Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27 декабря 1991 года N 21 16-1 (с изменениями и дополнениями). / 1Шр//уАУ,\у.па1о§.ги.

24. Закон Российской Федерации от 11.10.91г. № 1738-1 «О плате за землю» / consultant.ru

25. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. / ЬЦр/Мшш.сопзика^.ги.

26. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года№ 1734-1 / Ы1р//улу\¥.consultant.ru

27. Закон РФ от 07.12.91г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» / Ьир//\у\у\у.consultant.ru

28. Закон РФ от 10.07.92г. № 3266-1 «Об образовании» / ЬЦр/Лулуш.сопзика^.ги

30. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» 1992 г. / Иир/Лулучу.consultant.ru

31. Указ Президента Российской Федерации № 1306 от 04.11.03г. «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области» / Мичуринская жизнь. 2003. — № 157 (163) (ноябрь, 18), с. 1

32. Постановление Правительства Российской Федерации № 374 от 31.03.98г. «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» / Ьир//\у\¥\¥.соп8икап1.ги.

34. Постановление Правительства Российской Федерации № 1249 от 12.11.99г. «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости» / Ьйр/Лу-мш.сопБикапи-и

35. Постановление Правительства Российской Федерации: № 1272 от 20.11.99г. «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С» / Ийр/Луш^у.consultant.ru

37. Постановление Верховного Совета от 14 июля 1990 г. «О создании зон свободного предпринимательства» / Иир//\у\у\у.consultant.ru

38. Постановление Верховного Совета от 13 сентября 1990 г. «О создании зон свободного предпринимательства» / Иир/Лучуш.сопзикапи-и

39. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 10 от 20.05.98г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов» / Ьир/Лулулу.сопБика^.ги

40. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 17 от 28.05.98г. «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра инвестиционных фондов» / 11ир//\у\¥\у.сопзикап1.ги

41. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг: № 5 от 31.08.99г. «Об утверждении Положения о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов» / Ьйр//\у\у\¥.соп8и11:ап1;.ги

42. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) / Ьир/Лу^лу.сопзикаЩ.ги.

43. Инструкция ГНС РФ от 15 мая 1996 года №42 «По применению Закона Российской Федерации «О государственной пошлине». / ЬЦр/Лу^уш.па^.ги.

44. Инструкция Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н «По применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций». / ЬЦр//шшш.сопзииап1.ш.

45. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 / ЬИр/Л^т. сопэи ltant.ru

46. Письмо Госналогслужбы РФ от 1 июня 1994 г. «О некоторых вопросах налогообложения иностранных инвестиций» / Ьйр//\¥\УЛ¥.соп8икап1ги

47. Закон Тамбовской области от 21.11.97г. № 139-3 № «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области» / Ьйр/Л*л¥\у.сопзикап1.ги

48. Закон Тамбовской области от 24.03.00г. № 106-3 «Об областном бюджете на 2000 год» / Ьир/^\у\у.соп8ика^.ги

49. Закон Тамбовской области от 29.12.00г. № 153-3 «Об областном бюджете на 2001 год» / ЫЬрНwww.consultant.ru

52. Закон Тамбовской области № 182-3 от 23.12.03г. «Об областном бюджете на 2004 год» / http//www.consultant.ru

54. Закон Тамбовской области № 269-3 от 30.11.04г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области» / http//www.consultant.ru

55. Закон Тамбовской области № 93-3 от 31.10.06г. «О программе «Реформирование региональных финансов Тамбовской области на 2006-2008 годы» / http//www.consultant.ru

56. Закон Тамбовской области от 05.12.07г. № 303-3 «О государственной инвестиционной политике Тамбовской области и государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Тамбовской области» / http//www.consultant.ru

57. Закон Тамбовской области № 327-3 «О программе социально-экономического развития Тамбовской области на период 2007-2010 годы» // tamlaws.ru

58. Постановление Администрации Тамбовской области № 237 от 04.04.02г. / http//www.consultant.ru

59. Постановление Администрации Тамбовской области № 498 от 10.05.07г. «Об утверждении порядка и оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот» / http//www.consultant.ru

61. Алпатов A.A. Выступление на Третьей Всероссийской Конференции «Особые экономические зоны России новые возможности для инвесторов», 17 октября 2007г., г. Москва

62. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. 2004. — № 5 (май)

63. Ахмятжанов Т. 3. Роль и место инвестиций как объекта бухгалтерского учета и экономического анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 12

64. Аширов Д. Всякая ли налоговая льгота зло? // Российский экономический журнал. — 1997. — № 3. — с. 106-108.

65. Багудин Д. В. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформации; российский и зарубежный опыт / www.auditorium.ru

66. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 478 с.

67. Барулин С. В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики // Финансы. 1996. — № 1.-е. 25-29

68. Барулин С. В. Финансы: учебник / С. В. Барулин. М.: КНОРУС, 2010.-640 с.

69. Барулин С. В., Жирова Г. В., Специальные налоговые режимы: теоретические и организационные основы // Финансы. 2003. — № 10. — с. 34

70. Басов А. В. Налогообложение инвестиционной деятельности в странах с развитой рыночной экономикой // «Журнал российского права», №№ 10-11, октябрь, ноябрь 2002г.

71. Басов А.И. Финансово-кредитное регулирование инвестиционного процесса в России. М.: Финансы и статистика, 2002. — с. 16

72. Бетин О.И. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2002. — 256 с.

74. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1998. — 859 с.

76. Бочаров В. В. Корпоративные финансы. СПб: Питер, 2001. — 256с.

77. Бочаров В. В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. —М.: Финансы и статистика, 1993. — 144 е.: ил., с. 5

78. Брызгалин А. В. Мифы современного налогообложения // Налоговый вестник. 1997. — № 4. — с. 10-15.

80. Брызгалин A.B. Справедливость как основной принцип налогообложения // Финансы. 1997. — № 8. — с. 28-29

82. Бюджетная система России: Учебно-методическое пособие Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, ДАНА, 1999. -540 с.

83. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник // Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. -М.: Юрайт, 1999. 621 с.

84. В Правительстве России обсудили вопросы налоговой политики // Налоги (газета). 2010. — № 12

85. Васильев C.B. Специальный налоговый режим как инструмент налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансовое право.- 2008. № 9

87. Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности // Экономист. 1998. — № 4. — с. 69-78

88. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. СПб, 1912.-е. 467

89. Волошина И. Н. Налоговые и финансовые методы стимулирования процесса внутреннего накопления // Финансы. 2000. — № 1.-е. 42-44

90. Воронов Ю. В. В России все не так . // ЭКО. 2000. — № 4. — с. 7377

92. Гаврилова О. П. Коновалова Н. П. О первых итогах применения нового порядка начисления амортизации основных средств для целей налогообложения // Налоговый вестник. 2004. — № 12

93. Глухов В. В., Бахрамов Ю. М. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. СПб: Специальная литература, 1995. — 429 с.

94. Гончаров В. В. Руководство для высшего управленческого персонала в 3-х томах. Том 3. М.: МНИИПУ, 2001. — 848 с.

95. Гордеева О.В. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности // Налоги. 2009. — № 48. — с. 7 -14

96. Гудковский В. Мы еще только в начале пути! // Тамбовская жизнь.- 2004. № 141 (23085).-с. 3

97. Дадашев А. 3. Совершенствование налоговой политики при переходе к инновационному типу экономического развития // Финансы-2009. -№6

98. Дадашев А. 3. Формирование налогового механизма стимулирования инвестиций в основной капитал // Экономический анализ: теория и практика. 2008. — № 4

100. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: т. 1-4. -М.: Русский язык, 1978. Т. 2. И-О, 1979.-780 с.

101. Джантуханова Э. В. Налоговое стимулирование — инструмент государственного регулирования инвестиций / Экономика строительства. -2006. № 2

102. Жидкова Е.Ю. Моделирование льготного налогообложения прибыли предприятий производственной сферы в Российской Федерации // Все о налогах. -2010. -№ 3. с. 3 — 10

103. Журавлева О.О. Правовые принципы налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в инновационной сфере//Журнал российского права. 2010. — № 5. — с. 20 — 28

106. Игнатова Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики // Финансовая газета. 2008. — № 35

107. Инвестиции работают на каждого жителя Тамбовской области // Тамбовская жизнь. 2004. — № 227 — 228 (23167 — 23168). — с. 2

109. Караваева И. В. Вопросы развития налоговой реформы в налоговом кодексе // Финансы. 1998. -№ 12.-е. 17-19

110. Кобзарь-Фролова М. Н. Налогово-правовые проблемы инвестирования в российскую экономику иностранного капитала // Налоги и налогообложение. 2008. — № 10

112. Комарова И. Ю. Льготы по налогу на прибыль, проблемы и пути их решения // Финансы. 1998. — № 11.-е. 24-26

114. Кравцова Н. И. Направления совершенствования амортизационной политики в системе стратегического финансового менеджмента коммерческих организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 14

115. Краснов Ю. К. Налоговая политика в отношении льгот // Налоговая политика и практика. 2004. — № 1.-е. 16 — 20

116. Кудрин А. Л. Федеральный бюджет: итоги и задачи // Финансы. -2003. -№ 1.-е. 3 8

117. Курс экономики: Учебник. — 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 716 с.— (Серия «Высшее образование»)

118. Левкина Н. Н. Современные методы оценки эффективности инвестиций в объекты интеллектуальной собственности // Экономический анализ: теория и практика. 2009. — № 12

120. Львов Д. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма // Вопросы экономики. 2000. — № 2. — с. 90-106

121. Майфат A.B. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2006.

122. Малис Н. И. Некоторые проблемы налогообложения прибыли // Финансы. 2002. — № 10. — с. 41 — 45

123. Малис H.H. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно // Финансы. 2010. — № 5. — с. 42 — 46

124. Мамедов A.A. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги (журнал). 2009. — № 5. — с. 38-42

125. Маталасова Е. С. Общие вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности в экономике Российской Федерации / http://www.xserver.ru

126. Минаев Б. А. Изменения в налогообложении добавленной стоимости // Финансы. 2000. — № 4. — с. 42-44.

128. Михайлов Е.В., Рожков Ю.В. Финансово-кредитные методы регулирования инвестиционных рынков. Л.: ЛФЭИ, 1991.

129. Мичуринск наукоград РФ: уже есть первые итоги // Мичуринская жизнь. — 2004. — № 106 (294). — с. 1-2

130. Мороз С.П. Инвестиционное право: Курс лекций. Алматы: КОУ,2008

132. Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998. — 600 с.

134. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д. Г. Черника. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 656 с.

136. Несмиянов А. Управление амортизационными отчислениями для целей исчисления налога на прибыль // Финансовая газета. 2004. — № 51

137. Никинская Е.С. Налоговое регулирование инвестиционной сферы в развивающихся экономиках // Налоги. 2010. — №3. — с. 26-30

138. Новый старый знакомый . // Экономика и жизнь. 2001. — № 2 (январь). — с. 31.

139. О налоговой политике в России до 2013 года // Финансы. — 2010. — № 3. с. 31 -32.

140. Об итогах поступления налогов и сборов в 2003 году и задачах на 2004 год // Налоговая политика и практика. 2004. — № 3. — с. 4 — 9.

141. Обзор актуальных новостей // Налоги. 2010. — № 12. — с. 3 — 9

142. Обзор изменений и перспективы налоговой политики России // Налоги и налогообложение. 2010. — № 3. — с. 4 — 1 1

143. Общая теория налогов и налогообложения: Учебное пособие / Под ред. Самоева Р. Г. М.: «Приор», 2000. — 176 с.

144. Оганян К. И. Основные направления совершенствования налогообложения прибыли // Финансы. 2000. — № 5. — с. 34-35

145. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1986. 797 с.

146. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Инвест-Фонд, 1995. — 496 с.

147. Павлова JI. П. Проблемы совершенствования налогообложения в РФ // Финансы. 1998. — № 1. — с. 23-26

148. Павлова С. В. Налоговая реформа как составляющая инвестиционной политики // Российский налоговый курьер. 2003. — № 20.

150. Пансков В. Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности // Финансы. 2009. — № 2

151. Пансков В. Г. О некоторых назревших проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник. 1999. — № 6. — с. 4-12

152. Пансков В. Г. О некоторых проблемах налогового законодательства // Налоговый вестник. 2001. — № 4. — с. 22-26.

153. Пансков В. Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. 2000. — № 1. — с. 33-37.

155. Пиняскина О.В. О правовой природе инвестиционной деятельности // Банковское право. 2010. — № 2. — с. 15-22

157. Полежарова JI.B. О налоговых льготах и будущем налога на прибыль // Налоговый вестник. 2009. — № 8

158. Пономарева E.H. Принципы государственного регулирования коллективных инвестиций в России и за рубежом: сравнительный анализ // Законодательство и экономика. 2008. — № 1

159. Постников А.Е., Павлушкин A.B., Помазанский А.Е. О полномочиях органов государственной власти субъектов Российской

160. Федерации в сфере инвестиционной деятельности // Журнал российского права. 2010. — № 7. — с. 18-26

161. Предложения ТПП РФ по налоговому стимулированию инновационной деятельности // Налоги и налогообложение. 2008. — № 1

163. Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1996. 191 с.

164. Пушкарёва В.М. Либеральный поворот налоговой политики в России // Финансы. 2001. — №1. — с. 24-27.

165. Регионы России: острая потребность в инвестициях // http://bujet.ru/article/80271.php, 09 июня 2010

166. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России.-М. 2003.-705 с.

167. Сабуров Е., Чернявский А. Причины неплатежей в России // Вопросы экономики. 2000. — № 6. — с. 55-69.

168. Сажина М. А. Налоговую систему России необходимо совершенствовать // Финансы. 1996. — № 7. — с. 20-22.

170. Семенов С. А, Мокрышев И. Ю. Прибыль поправка на региональные льготы // Учет. Налоги. Право. — 2005. — № 18

172. Сидорова Н. И. Сравнительный анализ налога на прибыль в РФ и в индустриально развитых странах // Финансы. 1998. — № 10. — с. 19-22.

173. Слипенчук М. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности // Финансовое право. — 2002. — № 3.

174. Смушкин А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». ООО «Новая правовая культура», 2007.

175. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 1632 с.

176. Степашин С. Хронические болезни налоговой сферы // Экономика и жизнь. 2001. — № 9 (март). — с. 4.

177. Телятников Н. Б. Реструктуризация: проблемы и решения // Финансы. 1998. — № 10. — с. 25-26.

178. Терехова Е.В. Финансово-правовые аспекты современного управления инвестициями // Финансовое право. 2008. — № 8

179. Финансовое право. Учебник. / Под ред. Н. И. Химичевой. М.: Издательство БЕК, 1996. — 525 с.

180. Финансовое право: Учебник / Под ред. Проф. О. Н. Горбуновой. -М.: Юристъ, 1996. 400 с.

181. Финансы. / Под ред. В. М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1995. -432с.

183. Хорошавкина A.B. Отсрочка уплаты налога: правила стали четче Интервью с С.А. Таракановым. // Главная книга. -2010. -№ 18. с. 13- 16

184. Хритинин В. Ф. Налоговая реформа в России // Финансы. 1997. -№ 7.-с. 29-32.

185. Черепанов Н. С. Основы правового регулирования инвестиционной деятельности // Предпринимательское право в рыночной экономике. 2004. — №5.-с. 30

186. Черник Д. Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-382 с.

187. Черник Д. Г., Морозов В. П. Оптимизация налогообложения. Учебно-практическое пособие. — М.: ООО «ТК Велби», 2002.— 336 с.

188. Черник Д. Г., Собирать нужно налоги, а не штрафы // Консультант 2002. — № 12. — с. 8 — 11.

189. Шаталов С. Д. Льготы: быть или не быть // Экономическая газета.2000. № 5 (февраль). — с. 9

190. Шаталов С. Д. Налоги, которые мы выбираем, налоги, которые выбирают нас // Консультант. 2002. — № 1. — с. 9 — 12.

191. Шаталов С. Налог на прибыль пора менять // Экономика и жизнь.2001. № 4 (февраль). — с. 4.

192. Шаталов С. Налоговый кодекс: каким ему быть? // Экономика и жизнь. 2000. — № 17 (апрель). — с. 2-3.

194. Щеглова Н. В. Формирование налоговой политики организации // Финансы. 2000. — № 2. — с. 26-29.

195. Экономика: Учебник. / Под ред. доц. А. С. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1996. — 632 с.

196. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.:ИНФРА-М, 1999,- 429 с.

197. Якушев А.О. О некоторых финансово-правовых проблемах стимулирования инвестиционной деятельности в регионах // Налоги и налогообложение. 2008. — № 9 200

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *