Налоговое стимулирование

Налоговое стимулирование

УДК 354.17

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Нечаев А.С., Басова А.В.

Уточнена дефиниция «налоговое стимулирование инновационноактивных хозяйствующих субъектов». Предложено авторское понимание данной дефиниции в рамках регионального налогообложения. Рассмотрена взаимосвязь между региональными налогами и показателями имущественного и финансового состояния предприятия. Разработан алгоритм корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет с учетом коэффициента фондорентабельности.

Ключевые слова: инновация; хозяйствующий субъект; налогообложение; налоговая ставка; фондорентабельность.

TAXATION AS AN INSTRUMENT OF STIMULATION OF INNOVATION-ACTIVE BUSINESS ENTITIES

Nechaev A.S., Basova A.V.

Keywords: innovation; business entity; taxation; tax rate; return on assets.

Инновации — это весьма сложный организационно-экономический процесс, опирающийся на использование двух видов потенциалов: научного, связанного с новейшими технологиями и техникой, и интеллектуального, связанного со способностью менеджмента внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом обеспечения данного процесса является нахождение и рациональное использование значительных финансовых средств .

С. И. Колесников в своей пояснительной записке к Проекту Федерального Закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» заостряет внимание на том, что государство на уровне политических документов провозгласило инновационный путь развития страны, а на практике необходимая для реализации этих планов правовая база отсутствует.

В феврале 2011 года на II Форуме регионов России в ходе дискуссий были обсуждены как общие, так и частные проблемы инновационного роста, формирование условий для комплексной модернизации и механизмы инновационного развития регионов. Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев в своем выступлении подробно остановился на проекте стратегии инновационного развития России до 2020 года, подготовленном Минэкономразвития России. Особая роль в документе отведена развитию инноваций в регионах.

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что на региональном уровне одним из важнейших инструментов стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов является налоговое стимулирование.

Исследование современного состояния, тенденций и закономерностей развития инновационной сферы позволяют сделать вывод о различном характе-

ре влияния инструментов налогового стимулирования на активизацию влияния инновационной деятельности. На сегодняшний день существуют различные формы налогового стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации. Среди них можно выделить налоговые льготы, налоговый вычет, инвестиционный налоговый кредит, освобождение от налогообложения (налоговые каникулы), отсрочка (рассрочка) по уплате налогов. Однако данные формы не учитывают, насколько эффективно хозяйствующими субъектами используются основные производственные фонды, влияющие на финансовое и имущественное состояние предприятия в целом. При этом налоговые ставки по налогам в рамках регионального налогообложения устанавливаются фиксированными на весь период использования основных производственных фондов. Это соответственно не стимулирует предприятия к наиболее рациональному использованию имеющихся ресурсов и инвестированию средств в свое инновационное развитие.

В ходе анализа теоретического материала было выявлено отсутствие единого взгляда на дефиницию налогового стимулирования инновационноактивных хозяйствующих субъектов в рамках регионального налогообложения.

Таким образом, с учетом вышеизложенного следует уточнить определение налогового стимулирования инновационно-активных хозяйствующих субъектов.

Под налоговым стимулированием инновационно-активных хозяйствующих субъектов следует понимать комплекс действий, направленных на усиление заинтересованности инновационно-активных субъектов хозяйствования в эффективном использовании основных производственных фондов в процессе осуществления общественно полезной или иной поощряемой деятельности за счет перспективы получения налоговых льгот как инструмента стимулирования инновационного развития. При этом налоговое стимулирование инновационноактивных хозяйствующих субъектов в рамках регионального налогообложения

заключается в корректировке налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, на коэффициент, отражающий имущественное и финансовое состояние развивающегося инновационного предприятия.

Далее представим разработанный алгоритм корректировки налоговых ставок региональных налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации) соответствующего i-го периода для инновационно-активных хозяйствующих субъектов.

Рисунок 1 графически иллюстрирует процесс корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации. В отчетном налоговом периоде, обозначенном цифрой (1), в рамках регионального налогообложения осуществляется расчет соответствующих налогов по действующим налоговым ставкам, предусмотренным Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации. В налоговом периоде, следующим за отчетным, обозначенном цифрой (2), хозяйствующим субъектом производится расчет коэффициента фондорентабельности с помощью значений балансовой прибыли и остаточной стоимости основных производственных фондов. В зависимости от роста или снижения коэффициента фондорентабельности по приведенной ниже методике изменяются налоговые ставки налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Отчетный период .(налоговый период)-

По ставкам, установленным Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации

ДА-

Уменьшение

налоговой ставки в текущем налоговом периоде

Увеличение налоговой ставки налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль в пределах размеров ставок, установленных законами субъектов Российской Федерации

Налог на имущество организаций

С 2,2 % до 0 %

Т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортный налог

Налог на прибыль

С размера налоговой ставки, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации до 0 %

\

Рис. 1. Алгоритм корректировки налоговых ставок региональных налогов ьго периода для инновационно-активных хозяйствующих субъектов

Таким образом, перерасчет налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации в зависимости от коэффициента фондорента-бельности производится инновационно-активным хозяйствующим субъектом ежегодно.

Подчеркнем, развитие инновационной активности, переход к экономике инновационного типа — единственный способ восстановления и развития экономического потенциала России.

Ниже представлена методика корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, на коэффициент фондорен-табельности.

Обозначения, используемые для раскрытия сущности данной методики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Экономические показатели хозяйствующего субъекта, используемые для корректировки налоговых ставок налогов в рамках регионального

налогообложения

№ Показатель Обозначения

1 Год і

2 Сумма амортизации А

3 Срок полезного использования объекта основных средств N

4 Первоначальная стоимость основных средств F

5 Процент амортизации при линейном способе начисле- 1

ния амортизации без коэффициента ускорения (в долях) N

6 Остаточная стоимость основных средств R

7 Среднегодовая стоимость объектов основных средств М

8 Выручка Е

9 Балансовая прибыль Р

10 Налоговая база по транспортному налогу (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; тяга реактивного двигателя; валовая вместимость; единица транспортного средства) Bv

11 Ставка налога на имущество (в долях) t

12 Ставка транспортного налога (в долях) V

13 Ставка налога на прибыль (в долях) У

14 Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет *У

15 Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет гу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Коэффициент фондорентабельности РгЛ

17 Коэффициент рентабельности оборота РгТ

18 Сумма налога на имущество St

19 Сумма транспортного налога Sv

20 Сумма налога на прибыль Sp

21 Сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет FSp

22 Сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет RSp

23 Сэкономленная сумма налога на прибыль ЛSp

Создадим инновационную методику расчета показателей в рамках регионального налогообложения налогом на имущество организаций, транспортным налогом и налогом на прибыль в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, позволяющую снизить налоговую нагрузку хозяйствующих субъектов, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности.

Годовая сумма начисленной амортизации рассчитывается по следующей формуле 1:

А = —, где i = 1,2,3,…, N (1)

N ‘

За первый год эксплуатации величина остаточной стоимости основных средств будет равна их первоначальной стоимости. За второй год остаточная стоимость равна разнице между первоначальной стоимостью объектов основных средств и суммой начисленной амортизации т. д. Следовательно, остаточная стоимость объектов основных средств рассчитывается по формуле 2:

R = — (1 — ^) (2)

Среднегодовая стоимость объектов основных средств рассчитывается по формуле 3:

М = — ^ — i + 0,5) (3)

Произведем расчет налога на имущество по формуле 4:

st. = t •— (# — i+0,5) г N

о — • N

St = t—— (4)

В соответствии с положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог рассчитывается по формуле 5:

Sv = V • Ву (5)

Налог на прибыль согласно главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации рассчитывается по формуле 6:

Sp = у • р (6)

Расчет коэффициента фондорентабельности произведем по формуле 7:

р

Рг А = —

М

Рг Аг =———— (7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г — i + 0,5) 4 7

Тогда налоговая ставка налога на имущество организации с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается как произведение отношения коэффициента фондорентабельности предыдущего периода к коэффициенту фондорентабельности отчетного периода и налоговой ставки по налогу на имущество предыдущего налогового периода по формуле 8:

‘ = Ъ ^ 1^-< + °,5 (8)

г г-1 Р N-i +1,5 4 7

Сумма налога на имущество организации в зависимости от эффективности использования основных средств начиная со следующего налогового периода с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 9:

,• ^ •— •<^N-i + ^ (9)

г г Р N N-i +1,5

Сумма налога на имущество организации с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 10:

t1 N — 0,5) + — (10)

^ ‘ ¿2 Р-, +1,5) ^ 7

у

В соответствии с главой 28 Налогового Кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных Налоговым Кодексом. Данная ставка рассчитывается по формуле 5.

Тогда налоговая ставка транспортного налога с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается как произведение отношения коэффициента фондорентабельности предыдущего периода к коэффициенту фондорентабельности отчетного периода и налоговой ставки транспортного налога предыдущего налогового периода по формуле 11:

р-1 N — . + 0,5 /»114

V, = V. 1————— (11)

‘ Р N -, +1,5 4 7

Сумма транспортного налога начиная со следующего налогового периода с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 12:

XV, = V,. • • Ву (12)

. ,-1 Р N -, +1,5 4 7

Сумма транспортного налога с корректировкой на коэффициент фондо-рентабельности рассчитывается по формуле 13:

Ху = Ву

(у +¿^1 •(N_i±05):Vll (13)

1 ^ и \Т 4 I 1 С 47

,=2 Р N-i + 1,5

В соответствии со статьей 284 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20 процентов. При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков до 13,5

процента. Следовательно, применив разработанную нами методику в рамках налогообложения налогом на прибыль, можно добиться понижения налоговой ставки налога на прибыль до порогового значения, установленного Налоговым Кодексом для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 13,5 процента.

Налог на прибыль согласно главе 25 Налогового Кодекса Российской Федерации рассчитывается по формуле 6. Тогда сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный и региональный бюджеты, рассчитывается по формулам 15 и 16 соответственно:

FSp = /у ■ Р (15)

RSp = гу ■ Р (16)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом: FSp = 0,02; 13,5 < RSp < 18.

Следовательно, ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет с корректировкой на коэффициент фондорентабельности, может быть понижена с 18 процентов до 13,5 процента и рассчитана как произведение отношения коэффициента фондорентабельности предыдущего периода к коэффициенту фондорентабельности отчетного периода и налоговой ставки по налогу на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, предыдущего налогового периода с помощью формулы 17:

Рч N-1 + 0,5

р N-i +1,5 (17)

ГУг = ГУг-1 ■■

Сумма налога на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, начиная со следующего налогового периода с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 18:

по г, N — г + 0,5 /1 ОЛ

Яйрг = гуг , ■ Р ,———— (18)

г г-1 г -1 N-1 +1,5 47

При этом в рамках действующего налогового законодательства Я8рі мо-

жет принимать значения в пределах величин .

Сумма налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, с корректировкой на коэффициент фондорентабельности рассчитывается по формуле 19:

RSp = 0,18Р1 1 ‘р 1 ^ ~1 + 0^ (19)

~~2 N -1 +1,5

При этом RSp принимает значения в пределах установленных действую-

щим законодательством величин

0,135^ Рі;0,18^ Рі

Тогда сумма налога на прибыль рассчитывается по формуле 20:

Sp = 0,2Р1 + 0,02]Г р + (20)

1 1=2 Г! N -1 +1,5 ^ 7

При этом Sp принимает значения в пределах установленных действую-

щим законодательством величин

0,155^ Рі;0,2^ Рі

і=1 ¿=1

Таким образом, разработанная нами методика корректировки налоговых ставок налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, на коэффициент фондорентабельности призвана содействовать инновационному развитию хозяйствующих субъектов на региональном уровне, снижая налоговое бремя инновационных предприятий и тем самым высвобождая средства, инвестируемые в инновационную составляющую стратегического развития субъектов хозяйствования.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ц^:

http://base.consultantra^ons^gi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=128860/ (дата

обращения: 22.06.2012).

2. Проект федерального закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации». иКЪ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://base.consultant.ra/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=83025;frame=200/ (дата обращения: 22.06.2012).

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii .

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=128860/ (accessed June 22, 2012).

3. Hogoeva T. V. Innovacionnaja model’ jekonomiki regiona. Problemy sovremennoj jekonomiki 39, no. 3 (2011). http://www.m-

economy.ru/art.php?nArtId=3724/ (accessed June 15, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Нечаев Андрей Сергеевич, профессор кафедры экономики, маркетинга и психологии управления Ангарской государственной технической академии, доктор экономических наук

Ангарская государственная техническая академия

ул. Чайковского, д. 60, г. Ангарск, Иркутская область, 665835, Россия

e-mail: n-a-s@mail.ru

Басова Анна Владимировна, ассистент кафедры экономики, маркетинга и психологии управления Ангарской государственной технической академии.

Ангарская государственная техническая академия

ул. Чайковского, д. 60, г. Ангарск, Иркутская область, 665835, Россия

e-mail:ann168@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Angarsk State Technical Academy

60, Chajkovskogo street, Irkutsk region, 665835, Russia

e-mail: n-a-s@mail.ru

Налогообложение в каждой стране изначально имеет различные подходы и функции, а его характерные особенности, прежде всего, зависят от степени развития налоговой системы в государстве. Определенно, самой важной и значимой функцией налогообложения является фискальная, так как государство большую часть доходов получает именно при помощи поступления налогов. Однако следует отметить, что некоторые ученые рассматривают и выделяют иные функции налогообложения, такие как: регулирующую (может быть направлена на стимулирование каких-либо первоочередных и наиболее важных видов деятельности для государства, хотя с другой стороны, регулирующая политика может носить и противоположный характер – сдерживающий), социальную, контрольную и др.

При рассмотрении вопроса о социально-экономическом развитии РФ, необходимо, прежде всего, обратиться к регулирующей функции налогов, так как именно регулирование экономики при помощи налогового аспекта имеет значимое влияние во всей финансовой политике государства. Очевидно, что налоги являются наиболее важным и основным источником государственных доходов, и в разрезе представленной тематики можно говорить о том, что в дальнейшем представленные выплаты будут использоваться для обеспечения основой деятельности государства по социальной защите населения и созданию для него благоприятных условий для жизни (фискальная функция). Данный аспект очень обширный и затрагивает общенациональные интересы государства. Интересы же какой-то определенной категории налогоплательщиков, их сферы деятельности, по нашему мнению, достигаются именно посредством использования регулирующей функции налогообложения.

Стимулирующая функция налогообложения в стране достигается при помощи создания определенного комплекса мер (как экономических, так и правовых), которые направлены на создание благоприятных условий для отдельных категорий налогоплательщиков, либо касаются определенного объекта налогообложения. Данные условия достигаются с использованием корректировки общих правил налогообложения, а если говорить точнее, то путем введения налоговых льгот и иных преференций. Именно они являются основным способом осуществления стимулирующей функции налогов.

Общеизвестно, что налоговые льготы – это определенные преимущества, которые позволяют определенным категориям налогоплательщиков не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере . То есть, очевидно, что основная функция налогового льготирования состоит в снижении налогового бремени при определенных условиях. Данные льготные условия позволяют налогоплательщику использовать высвободившиеся денежные средства для развития своей деятельности, например, направлять их в определенные инвестиционные проекты и сектора экономики или же более активно заниматься экономической деятельностью.

Цели предоставления налоговых льгот достаточно ясны и очевидны, А.В. Демин в своей работе выделяет следующие:

1. Социальное выравнивание экономического положения различных категорий налогоплательщиков;

2. Как метод поощрения за особые заслуги перед обществом и государством;

3. Для стимулирования различных отраслей, которые поддерживаются государством;

4. Привлечение иностранных инвестиций и др.

В российской системе налогообложения можно выделить следующие виды налоговых льгот: изъятия, скидки, освобождения.

Прежде всего, необходимо отметить, что именно освобождение от налогов является более эффективной мерой в процессе создания благоприятных условий для ведения бизнеса, т.е. очевидно, что налоговые льготы обладают высоким стимулирующим воздействием. Кроме того, в России, как и в ряде других стран, существуют иные способы для снижения налогового бремени налогоплательщиков, все они схожи с предоставлением налоговых льгот, но с другой стороны они носят несколько иную правовую природу. Именно поэтому в последнее время стало широко использоваться понятие «налоговое стимулирование».

При первом рассмотрении сходства понятий «налоговая льгота» и «налоговое стимулирование» кажется, что они несут в себе одинаковое значение, но данное мнение будет ошибочно. Дело в том, что «налоговое стимулирование» является более широким понятием, нежели «налоговая льгота». К налоговому стимулированию можно отнести введённые Налоговым кодексом РФ специальные налоговые режимы (упрощённая система налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов детальности, единый сельскохозяйственный налог), которые призваны безусловно «облегчают жизнь» налогоплательщику, заменяя множество налогов одним (единым). Благодаря данным режимам происходит уменьшение общей налоговой нагрузки и упрощение налогового учета – это и есть основное направление налогового стимулирования. Данное введение невозможно назвать налоговой льготой (хотя оно и обладает определенным признаками льготирования), так как, обращаясь к смыслу статей 17 и 56 НК РФ, мы понимаем, что правовая природа этого понятия совсем иная.

При сравнении двух понятий также необходимо отметить, что понятие «налоговые льготы» намного ближе к деятельности налогоплательщика, в то время как «налоговое стимулирование» больше относится к деятельности государственных органов.

Налоговое стимулирование – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по установлению ими в законодательстве о налогах и сборах налоговых льгот и иных мер налогового характера, улучшающих имущественное или экономическое положение отдельных категорий налогоплательщиков или плательщиков сборов.

При изучении методов налогового стимулирования можно выделить ряд основных :

  • Уменьшение или обнуление налоговых ставок (освобождения)

Пониженные налоговые ставки по сравнению с общеустановленными применяются прежде всего для стимулирования какой-то определенной отрасли экономики, либо направлено на экономическое развитие определенного региона (территории).

  • Налоговые каникулы

Данный метод налогового стимулирования чаще всего применяется к только создавшимся предприятиям и организациям. Данные каникулы позволяют налогоплательщику не уплачивать налог на прибыль, что безусловно оказывает огромную поддержку налогоплательщику для развития и укрепления своей позиции в экономике.

  • Перенос убытков на будущее

Данная мера в большинстве случаев ориентирована на ту деятельность, при образовании которой, на начальной стадии возможны убытки. К примеру, закупка высокотехнологического оборудования.

  • Ускоренная амортизация

Этот метод позволяет налогоплательщику списывать на себестоимость определенную стоимость капиталовложений в короткий срок, нежели если бы он использовал общеустановленные нормы.

  • Инвестиционный налоговой кредит

Является наиболее перспективным методом налогового стимулирования в стране. Главным положительным эффектом для организации является его относительная «дешевизна» в сравнении с обычным банковским кредитом.

  • Выведение из-под налогообложения отдельных объектов (изъятие)

Данный вид направлен на снижение налоговой нагрузки по определенным видам налога. В этом случае происходит отказ признания государством объектами операций по реализации, доходов, стоимостей имущества. Эта практика широко распространена, так как направлена прежде всего на те сферы и области, в которых заинтересовано государство.

  • Специальные налоговые режимы и др.

Чаще всего государство осуществляет представленные методы в совокупности для достижения наибольшего результата. Прежде всего, необходимо определить для каких именно целей происходит налогового стимулирование, и только после решения поставленной задачи, происходит введение и применение способов по стимулированию налогоплательщика.

Государство обладает широким выбором применения различных мер налогового стимулирования:

Во-первых, меры, которые направлены на снижение налоговой нагрузки (либо налоговых издержек) налогоплательщика, осуществляющих деятельность, поощряемой государством.

Во-вторых, возможно создание определенных стимулов для расширения предприятия и производства, обновления основных средств, модернизации производства, дополнительного инвестирования (используя высвободившиеся средства). Наиболее распространенные методы в данной группе — это применение ускоренной амортизации, произведение вычетов из налогооблагаемой базы на расходы, которые непосредственно связаны с развитием производства.

В-третьих, меры могут быть направлены на долгосрочные инвестиции. Очевидным примером использования такого комплекса мер является ситуация с особыми экономическими зонами. Доходы инвестора обычно облагаются по пониженным ставкам, однако не смотря на эти понижения, оказывается благоприятный эффект на определенный регион.

В-четвертых, нужно выделить такую деятельность налоговой политики как стимулирование добавленной стоимости. Предоставляются определенные льготы предприятиям в прямой зависимости от величины добавленной стоимости, преследуя цель увеличения роста производства, а также ограничения экспорта сырьевых ресурсов.

И наконец, необходимо отметить стимулирующие методы в области пожертвования на общеполезные цели (налоговые вычеты).

Перечисленные меры по оказанию стимулирующего эффекта являются основными, однако их перечень открыт и государство, используя политику в области налогообложения, достигает поставленные общенациональные цели.

Одной из важнейших целей достижения сбалансированного социально-экономического развития России является стимулирование малого и среднего бизнеса. Почему это так важно? В настоящее время в России около 3-х миллионов человек являются самозанятыми. По нашему мнению, если говорить об общем развитии экономики и улучшении жизни населения, то необходимо направлять меры по налоговому стимулированию экономической деятельности тех налогоплательщиков, в те регионы, которые оказывают наибольшее влияние на социально-экономическое развитие государства. Однако, если говорить об отдельных категориях граждан, то национальная экономическая политика должна быть нацелена на поддержку малого и среднего бизнеса, так как именно он «ближе» к российским гражданам и является существенным фактором обеспечения занятости населения.

7 апреля 2015 года Президент России В.В. Путин провел заседание Государственного совета, на котором был объявлен комплекс мер по налоговому стимулированию малого и среднего бизнеса. По мнению государства, именно эти меры позволят развить и улучить ситуацию с бизнесом в России .

Как было уже сказано, около 3 миллионов человек являются самозанятыми, поэтому государство нацелено прежде всего на упрощение их деятельности. Предлагаемым решением, является ограничение всех юридически-значимых действий только приобретением патента, причем процедура регистрации ИП становится необязательной.

Вторым немаловажным этапом является максимально возможное сокращение издержек для новых организаций (прежде всего речь идет о налогообложении). Направить деятельность государства на расширение количества экономических субъектов, которым дается право на налоговые каникулы. Рассматривается вариант предоставления возможности применения налоговых каникул гражданину один раз в жизни на два года, в случае если он собрался регистрировать юридическое лицо.

Кроме всего, изменения также могут коснуться и взносов во внебюджетные фонды. Предлагается для предприятий, которые созданы впервые, на два года установить ставку всего 14 процентов.

Другим аспектом налогового стимулирования малого и среднего бизнеса является возможность расширения круга предпринимателей, которым будет предоставлено право воспользоваться специальными налоговыми режимами.

Однако предложения касаются не только непосредственной деятельности самих налогоплательщиков, но, а также и налоговых поступлений в различные бюджеты страны. Речь идет о том, что применение подобных инструментов налогового стимулирования, несомненно, может привести к выпадению определённых доходов у регионов. Решением данного вопроса может выступить передача федеральной части налога на прибыль (2%) на региональный уровень.

Не только в России используются методы налогового стимулирования, также известна и зарубежная практика. Наиболее часто используется налоговое стимулирование заемных ресурсов на цели развития бизнеса: организации используют эту норму и включают всю сумму процентов в состав расходов. В ином случае произойдет повышение экономической ставки по налогу на прибыль, а уменьшенный размер чистой прибыли ограничит все возможности фирмы по привлечению заемного капитала. Во многих странах физическим лицам предоставляется возможность уменьшать сумму подлежащего к уплате подоходного налога на величину выплаченных процентов по займам, взятым на цели производственных инвестиций. В частности, такая налоговая скидка используется в Бельгии, Германии, Греции, Дании, Испании, Канаде, Норвегии, Нидерландах, Финляндии, Швеции. Налоговая скидка в отношении процентов по займам, полученным физическими лицами для целей бизнеса, введена в Австралии, Франции, Турции, Ирландии, Японии, США (ограничена определенным размером), Великобритании (в полной сумме вычитаются только проценты по займам на деловые цели или приобретение предметов делового использования).

Для России же подобные налоговые льготы не характеры.

В целом изучая тему налогового стимулирования малого и среднего бизнеса за рубежом, можно обратиться к опыту таких государств как США и Франция. Наиболее важным фактором для развития предпринимательства является государственная поддержка. Для многих государств государственные программы по развитию малого и среднего бизнеса, также как и в России, занимают важнейшее место в экономике.

Развитие бизнеса наиболее рузельтативно проходит именно в США. Американские ученые и экономисты говорят о том, что экономическая ситуация, которая основана на частном предпринимательстве и свободной конкуренции не может существовать без развитого сектора малого и среднего бизнеса.

Для США в области бизнеса характерны следующие налоговые стимулы:

1. Уплата подоходного налога по более низким ставкам.

2. Собственники малых и средних предприятий освобождаются от налогов по доходам, полученным вследствие прироста капитала, т. е. налоговые льготы применяются к доходам, которые были получены от продажи акций «квалифицированных малых предприятий».

Что касается Франции, то также как и в России, для малого и среднего бизнеса применяются специальные налоговые режимы. В законодательстве Франции при применении упрощенных и вмененных налогов указывается величина оборота налогоплательщика. А совсем маленькие предприятия заполняют декларацию и уплачивают налоги по очень упрощенной схеме.

При рассмотрении стимулирования бизнеса в США и Франции, а также сравнив с Россией, можно сказать о том, что Россия нацелена на модернизацию и улучшения климата в сфере малого и среднего бизнеса. Учеными выделяются некоторые недостатки, которые отличают налоговые законодательства России и ряда зарубежных стран (в области налогового стимулирования малого и среднего бизнеса) :

  • минимальное количество налоговых льгот — низкая эффективность использования в интересах МСБ;
  • усложнена процедура бухгалтерского учета и отчетности предпринимателей перед налоговыми органами;
  • трудно оспорить в законодательном порядке действия налоговых органов, по-своему трактующих двойственные положения законодательства.

На данный момент стимулирование в зарубежных странах намного эффективнее чем в России, с чем нельзя не согласится. Изучая вопрос о налогообложении в стране и его развитии, необходимо учитывать, что российская налоговая система достаточно молодая и должна претерпеть определенные эволюционные преобразования, чтобы достигнуть уровня развитых зарубежных стран.

Список литературы:

1. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. – М.: РУМЦ ЮО, 2006.

2. Интернет ресурс «Агентство стратегических инициатив» http://asi.ru

3. Налоговый кодекс РФ

4. «Правовые средства налогового стимулирования инновационной деятельности» автореферат В.С. Васильев 2009 г.

7. Артемов А., Брыкин А., Шумаев В. О мерах по инновационному развитию легкой промышленности // Экономист. 2007. № 10. С. 3-12.

9. Морковкин Д.Е. Системная характеристика промышленного комплекса региона // Микроэкономика. – 2011. – № 1. – С. 96–100.

10. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере г. Санкт-Петербурга) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и Право». – 2011. – № 1. – С. 48-53.

11. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – № 2. – С. 74–80.

12. Морковкин Д.Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1. – С. 4-10.

13. Морковкин Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». – 2015. – №1. – С. 27-35.

14. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.

15. Морковкин Д.Е. Магистральные контуры современной промышленной политики России // Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Волгоград, 2015. – С. 48-50.

16. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 10 (60).

17. Незамайкин В.Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным хозяйством // Экономический анализ: теория и практика. – 2002. – № 2. – С. 22-24.

19. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Налоговая политика: состояние и перспективы // Финансы. – 2009. – № 12. – С. 35-40.

20. Сорокин Д.Е. Российская экономика: развитие и ограничители // Россия и современный мир. – 2013. – № 2 (79). – С. 48-68.

28. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов // Финансы и кредит. – 2007. – № 37 (277). – С. 62-72.

32. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. – 2008. – № 11. – С. 20-27.

Ж—i

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Дарья Михайловна МОШКОВА,

доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой налогового права, профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Аннотация. Статья посвящена особенностям налогового стимулирования инновационной деятельности в условиях инновационного развития Российской Федерации. В рамках статьи исследуются особенности налогообложения субъектов инновационной деятельности, раскрываются способы налогового стимулирования данной деятельности (освобождение от налога на добавленную стоимость, освобождение от налога на прибыль, предоставление инвестиционного налогового кредита и т.д.). Выявляются противоречия и недостатки в действующем налоговом законодательстве, регулирующем инновационную деятельность, а также порядок ее налогообложения и предоставления налоговых льгот. Также автором сформулированы предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновации, НИОКР, инновационные проекты, налогообложение, НДС, налог на прибыль организаций, инвестиционный налоговый кредит, налоговое стимулирование, налоговые льготы.

DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.110-116

D. M. MOSHKOVA,

d.m.moshkova@mail.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9

PROBLEM OF TAX STIMULATION OF INNOVATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

© Д. М. Мошкова, 201Í

УНИВЕРСИТЕТА Особенности налогового стимулирования III

L_имени O.E. Кутафина(МГЮА) инновационной деятельности В РФ

В настоящее время Российская Федерация в целях повышения своей конкурентоспособности на национальном и мировом рынках проводит специальную инновационную политику, которая является важнейшим направлением государственной политики.

В Указе, подписанном Президентом РФ В. В. Путиным 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», отмечается, что Правительству РФ при разработке национального проекта в сфере науки исходить из того, что в 2024 г. необходимо обеспечить создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок. Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642 утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, где отдельное внимание уделено исследовательской инфраструктуре и среде.

Необходимость осуществления инновационной политики также отображена в стратегических документах государства, которые определяют развитие научно-технической и инновационной сферы, таких как:

— Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года;

— Энергетическая стратегия России на период до 2030 года;

— Программа модернизации российской электроэнергетики — 2020;

— Стратегия инновационного развития России — 2020;

— Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Инновационную деятельность возможно осуществлять с использованием следующих инструментов и форм:

— НИОКР (научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы);

— ПИР (программа инновационного развития);

— государственно-частное партнерство;

— технологические платформы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— территориальные инновационные кластеры.

В целях реализации этих форм инновационной деятельности необходимо осуществлять тесное сотрудничество между государством, научными и образовательными организациями и представителями бизнеса в указанной сфере.

В свою очередь, важно отметить, что система налогообложения может как стимулировать, так и дестимулировать ту или иную сферу деятельности, в том числе инновационную.

К сожалению, изменения, вносимые в налоговое законодательство, не всегда отражают специфику деятельности конкретного сектора экономики, что приводит к уравнительному подходу в процессе применения механизма налогообложения конкретной отрасли (торговли, промышленности, инновационной деятельности).

Таким образом, предоставление налоговых преференций путем использования конкретных механизмов налогового стимулирования позволит поддержать А инновационное развитие России, субъектов, осуществляющих инновационную Л деятельность, и привлечь к участию в финансовом обеспечении указанной дея- г тельности представителей бизнеса. В Среди инструментов налогового стимулирования выделяют: налоговые ка- Е никулы, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит, специальные на- право

у )л ‘М Я^’ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

логовые режимы, специальные системы налогового учета, налоговые вычеты, учет расходов на НИОКР и др.

Однако на данный момент отсутствует единообразие в правовом регулировании обложения субъектов инновационной деятельности соответствующими налогами, так как данная сфера в нашем государстве регулируется различными нормативными актами, определяющими базовые понятия и термины по-разному.

В налоговом законодательстве не содержится определений терминов «научная деятельность», «инновации» и «инновационная деятельность» в традиционном понимании. Статьи 67, 251 и 262 НК РФ указывают на такие термины, как: «научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки», «инновационная деятельность» и «инновационные проекты», но содержание данных терминов для целей налогообложения не раскрывается.

Кроме того, в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ упоминаются «научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы», в состав которых включаются определенные виды деятельности. Следовательно, налоговое законодательство не содержит определения терминов «инновации» и «инновационная деятельность» для целей налогообложения.

В соответствие с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Учитывая вышесказанное, приоритет при раскрытии конкретного понятия или термина для целей налогообложения отдается налоговому законодательству. При отсутствии такой возможности допускается использование нормативных правовых актов иных отраслей.

Важно отметить, что совместное постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ указывает на то, что суд при рассмотрении спора не может применить положения соответствующей отрасли законодательства в том случае, когда в налоговом законодательстве содержится определение понятия или термина для целей налогообложения.

Таким образом, необходимо обратиться к другим отраслям российского законодательства для раскрытия терминов «инновации» и «инновационная деятельность». В свою очередь, отсутствие четкого закрепления данных понятий в налоговом законодательстве для целей налогообложения приводит к неэффективному использованию механизмов налогового стимулирования субъектов указанной сферы деятельности.

На данный момент отсутствует нормативный правовой акт, закрепляющий основы инновационной деятельности в Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 № ФЗ-217 «О науке и государственной научно-технической политике», который раскрывает понятие инновационной деятельности, она представляет собой деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

К основным способам налогового стимулирования субъектов инновационной деятельности можно отнести следующие:

— освобождение от НДС при реализации НИОКР и инновационных проектов;

УНИВЕРСИТЕТА Особенности налогового стимулирования

L_имени O.E. Кутафина(МГЮА) инновационной деятельности В РФ

— освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования, полученных из фондов поддержки инновационной деятельности;

— особый порядок учета расходов на инновационную деятельность;

— применение повышающих коэффициентов для расходов на НИОКР и инновационные проекты и при амортизации основных средств;

— предоставление инвестиционного налогового кредита.

Законодатель в целях стимулирования определенных видов деятельности часть операций освободил от обложения НДС. Операции, не подлежащие налогообложению, можно разделить на две категории: 1) безусловно необлагаемые;

необлагаемые по умолчанию, т.е. организации вправе отказаться от применения льготы, подав об этом соответствующее заявление в налоговую инспекцию.

В первую категорию входят льготы, перечисленные в п. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, во вторую — предусмотренные п. 3 ст. 149 НК РФ. К последним, в частности, относятся льготы по реализации результатов выполнения НИОКР.

В то же время субъект, осуществляющий НИОКР, имеет право отказаться от льгот. При этом, если налогоплательщик осуществляет несколько видов операций, подпадающих под льготу, то он вправе отказаться от использования льгот как в отношении всех или конкретных видов операций, предусмотренных различными подпунктами п. 3 ст. 149 НК РФ, так и в отношении операций, предусмотренных одним подпунктом указанной статьи.

Отказ от льгот распространяется на все без исключения сделки, осуществляемые в рамках вида деятельности, который подпадает под льготу. Период, в течение которого льгота не будет использоваться налогоплательщиком, не может быть меньше года.

Согласно налоговому законодательству освобождение от уплаты НДС предоставляется при выполнении на территории РФ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) НИОКР, осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров. В данном случае от НДС освобождаются любые НИОКР но льготой могут пользоваться только учреждения образования и науки. При этом освобождение от налогообложения предоставляется не только головным организациям, осуществляющим НИОКР, но и соисполнителям, которые также должны относиться к учреждениям науки или образования. Таким образом, для возможности получения освобождения от налогообложения на основании пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ необходимо подтвердить статус учреждения науки и образования и то, что осуществление научной и (или) научно-технической деятельности является для него основным видом деятельности;

2) НИОКР, осуществляемых за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законода- А тельством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. Л В данном случае освобождаются все исполнители НИОКР, включая соисполнителей при подтверждении источника финансирования НИОКР. В НК РФ не § содержится перечня документов, необходимых для подтверждения права на Е применение указанного освобождения; право

у )л ‘М Я^’ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

3) работ, относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР следующих видов деятельности:

— разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

— разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

— создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Данной льготой могут пользоваться все налогоплательщики. Это означает, что указанная налоговая льгота предназначена для стимулирования самого процесса инновационной деятельности.

Между тем НК РФ объединяет НИОКР с технологическими работами, не раскрывая термин «технологические работы». Необходимо обратить внимание на то, что пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ распространяет свое действие не на все НИОКР, а только на те, в составе которых выполняются определенные виды деятельности. Получается, что, например, учреждение науки может выполнять любимые НИОКР, и все они будут освобождаться от уплаты НДС (в силу пп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом другие организации, чтобы получить освобождение от уплаты НДС, должны выполнять строго определенные НИОКР, поименованные в пп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Это, в свою очередь, также не способствует широкому применению указанной льготы.

Обобщая применение льготы по НДС, можно заключить, что на практике возможно возникновение некоторых трудностей, связанных с:

— квалификацией выполненных работ как НИОКР;

— определением статуса организаций, имеющих право на указанную льготу;

— подтверждением источника финансирования НИОКР.

В налоговой системе РФ сформирована система льгот по налогу на прибыль организаций, которая позволяет государству обеспечить наиболее благоприятные условия для развития приоритетных отраслей экономики. Так, не облагаются налогом на прибыль средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии с Законом о науке, и средства, полученные из указанных фондов на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов. Указанные фонды могут быть государственными, негосударственными или международными и создаваться как юридическими лицами, так и физическими.

Налогоплательщик, получивший средства целевого финансирования, обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В случае отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

^р)ШШп1Ш Мошкова Д. М.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности налогового стимулирования II^J

L_имени O.E. Кутафина(МГЮА) инновационной деятельности в РФ

Следует отличать денежные средства, полученные из указанных фондов, от денежных средств, полученных как вознаграждение от указанных фондов в рамках государственных контрактов, либо как целевые поступления из бюджета. Такие денежные средства не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы.

Таким образом, законодатель ставит критерием, определяющим право на налоговую льготу, освобождающим доход от включения в налоговую базу по налогу на прибыль организаций, факт финансирования конкретного проекта или исследования фондами, созданными в соответствии с требованиями Закона о науке.

Помимо вышесказанного, может быть предоставлен инвестиционный кредит налогоплательщикам, осуществляющим проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется в соответствии с условиями договора, заключаемого с уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами.

Однако инвестиционный налоговый кредит предусматривает лишь возможность переноса срока уплаты налога на более поздний срок без каких-либо существенных послаблений для налогоплательщика. Более того, в НК РФ установлено ограничение по суммам, на которые уменьшаются платежи по налогу. В пункте 3 ст. 66 НК РФ указано, что данные платежи не могут превышать 50 % размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 % размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

Указанное ограничение сужает сферу применения инвестиционного налогового кредита. Важно отметить, что у налогоплательщиков, пользующихся инвестиционным налоговым кредитом, возникали проблемы и с учетом процентов по нему в целях налогообложения прибыли. Так, ФНС России посчитала, что уплачиваемые по инвестиционному налоговому кредиту проценты не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, так как они не относятся к процентам по заимствованиям гражданско-правового характера. Анализ практики, сложившейся в данной сфере, показал, что инвестиционный налоговый кредит является одной из форм заимствования, оформленной в особом порядке и подпадает под понятие долгового обязательства для целей исчисления налогооблагаемой прибыли. Свою позицию высказал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, отмечая, что отношения по предоставлению налоговых кредитов носят гражданско-правовой характер. Соответственно, проценты по инвестиционному налоговому кредиту следует учитывать в целях налогообложения прибыли.

Таким образом, механизм предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности представляет собой перспективное направление госу- А дарственной политики, так как ведет к сокращению налогового бремени указан- Л ных налогоплательщиков и к привлечению новых субъектов в данную область. г Однако необходимо всю систему налогового стимулирования инновационной § деятельности четко регламентировать в налоговом законодательстве, чтобы она Е эффективно функционировала и не носила противоречивый характер. право

/ J )Л ‘М Я^’ 1

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Так, налоговые льготы затрагивают четко определенных субъектов инновационной деятельности и связаны с дополнительными ограничениями, что приводит к их неэффективности и различным злоупотреблениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, в целях исчисления налога на прибыль необходимы связь затрат на инновационную деятельность с созданием какой-либо новой продукции или существенным обновлением производимой продукции, чтобы отнести их к расходам на реализацию инноваций, и соблюдение специального порядка учета таких расходов.

В заключение следует отметить, что инновационную деятельность сложно квалифицировать как таковую в целях налогообложения. Связано это с тем, что существует разная трактовка терминов нормативными правовыми актами, при этом отсутствуют детальные критерии отнесения деятельности к инновационной.

Из всего вышесказанного в первую очередь следует, что необходимо принять нормативный правовой акт, регламентирующий правовые основы инновационной деятельности на территории России. Кроме того, необходимо внести изменения и дополнения в налоговое законодательство, а именно регламентировать порядок обложения субъектов инновационной деятельности налогами в целях эффективного функционирования налоговой системы России.

УДК 336.02:330322(045)

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

О.В. МАНДРОЩЕНКО,

доктор экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения E-mail: olga.v-ma@yandex.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Дается оценка состояния материально-технической базы предприятий, рассматриваются такие налоговые льготы, как налоговые каникулы, пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, инвестиционный налоговый кредит, вводится новый показатель — коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности для оценки инвестиционных налоговых льгот.

Ключевые слова: налоговые льготы, инвестиционная деятельность, коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налоговые каникулы

В настоящее время важнейшим вопросом научно-практических дискуссий является система налогового стимулирования инвестиционной деятельности и ее взаимосвязь с воспроизводством основных фондов. Применение налоговых льгот и скидок может обеспечить предприятию сохранность полученных финансовых накоплений в ходе финансово-хозяйственной деятельности и финансирование ее расширения, новых инвестиций за счет увеличения собственных источников финансирования капитальных вложений. Однако в налоговом законодательстве нет стройной системы поддержки инвесторов, набора инвестиционных льгот для предприятий, активно занимающихся инвестиционной деятельностью. Поэтому актуальны вопросы оценки использования налогоплательщиками льгот путем анализа имеющихся инвестиционных преференций и разработки эффективных направлений, стимулирующих инвестиционную активность предприятий.

Известно, что с увеличением возраста оборудования значительно повышаются затраты на его капитальный ремонт, уменьшается интенсивность использования основных фондов, происходит падение производительности труда, продукция становится неконкурентоспособной по цене и качеству.

Анализируя состояние основных фондов за пять лет, следует отметить, что материально-техническую базу необходимо кардинально модернизировать. Так, коэффициент обновления основных фондов не выходит за границы 5%, коэффициент износа составляет порядка 48%, и демонстрируя тем самым стабильную величину, коэффициент выбытия — ниже 1% за последние три года (табл. 1).

Если рассматривать структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, то наибольшую долю составляют привлеченные средства. Доля собственных средств в виде прибыли и амортизации значительно ниже (табл. 2).

Отсюда закономерно возникает вопрос: какое влияние оказывает система налогообложения на развитие инвестиционной деятельности?

Учитывая то, что предприятия заинтересованы в увеличении своей прибыли как источника финан-

Таблица 1

Динамика экономических показателей

предприятий России за 2008-2012 гг., %

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Коэффициент обновления 4,4 4,1 3,7 4,6 4,8

основных фондов

Коэффициент износа 45,3 45,3 47,1 47,9 47,7

Коэффициент выбытия 1,0 1,0 0,8 0,8 0,7

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2008-2012 гг., %

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Собственные средства 35,8 34,2 37,6 38,8 39,6

В том числе:

— прибыль 18,5 16,0 17,1 17,2 17,6

— амортизация 17,3 18,2 20,5 21,6 22,0

Привлеченные средства 64,2 65,8 62,4 61,2 60,4

Таблица 3

Показатели коэффициента налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в 2008-2012 гг., млрд руб.

сирования капитальных вложении, они также заинтересованы в справедливом распределении создаваемой стоимости между ними и государством.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве показателя налогового стимулирования инвестиционной деятельности предлагается рассмотреть новый показатель-коэффициент, представляющий собой отношение чистой прибыли к сумме дохода:

Кнс =

= (1 -апр)

с-м — г ‘

а — ставка страховых взносов; 2 — заработная плата.

Из приведенной формулы следует, что чем выше коэффициент, тем более привлекательны налоговые условия для развития предпринимательства, иными словами, меньше собственных средств отвлечено на уплату налогов, и наоборот, чем ниже коэффициент, тем больше налоговая нагрузка на предприятие. Таким образом, в числителе показывается, что осталось предприятию фактически, а в знаменателе — что осталось бы предприятию, если бы оно не уплачивало налоги.

Расчеты коэффициента налогового стимулирования позволяют предположить, что налоговая нагрузка значительно увеличилась в 2009 г., а с 2010 г. она имеет тенденцию к снижению. Но в целом можно констатировать, что большинство предприятий имело низкую мотивацию к инвестиционной деятельности, поскольку меньше 50% дохода остается у предприятия для собственных нужд, в том числе на инвестиционные цели, а большая

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012

Выручка 74 185 67 435 81 196 99 978 111 582

Материальные 27 544 29 269 32 150 37 255 40 120

затраты

Заработная 17 256 19 310 20 745 23 605 25 729

плата

Среднегодовая 40 736 45 019 49 295 56 312 63 424

стоимость ос-

новных фондов

Коэффициент 0,41 0,22 0,34 0,39 0,42

налогового

стимулирования

инвестиционной

деятельности

Таблица 4

Коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в отдельных регионах в 2010-2012 гг.

Субъект Федерации 2010 2011 2012

Кировская область 0,29 0,32 0,36

Пермский край 0,31 0,35 0,39

Томская область 0,31 0,37 0,41

Республика Татарстан 0,49 0,52 0,58

Калужская область 0,47 0,51 0,53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ленинградская область 0,43 0,45 0,48

Республика Северная Осетия -Алания 0,61 0,63 0,63

часть дохода (свыше 50%) направляется на уплату налогов (табл. 3).

Аналогичная ситуация, связанная с динамикой рассматриваемого показателя, складывается в таких регионах, как Кировская область, Пермский край, Томская область. Значительно лучше данный показатель в Республике Татарстан, Калужской и Ленинградской областях, Республике Северная Осетия — Алания, где показатель варьирует от 43 до 63% (табл. 4).

В связи с этим, например в Республике Татарстан, планируется сокращать налоговые льготы, что позволит увеличить поступления в бюджет в виде налога на прибыль, налога на имущество предприятий и земельного налога в размере 6 млрд руб. *.

* Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014-2016 годы: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.01.2014 № 24.

Однако динамика показателя в целом по стране позволяет предположить, что имеющиеся налоговые преференции предприятия либо не используют, либо они недостаточно адаптированы к современным экономическим условиям.

В настоящее время наиболее распространенной из инвестиционных преференций является зачисляемая в региональный бюджет льготная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, которая может быть уменьшена региональным законодательством на 4%. Основанием для предоставления инвестиционной налоговой льготы по налогу на прибыль организаций в большинстве случаев является заключение инвестиционного соглашения между администрацией региона и налогоплательщиком, предметом которого является снижение налоговой ставки (табл. 5).

Однако условия, при которых налоговая ставка может быть уменьшена, различны. Так, в Волгоградской области предоставление пониженной ставки в диапазоне 13,5-16% напрямую связано с приростом налоговой базы по налогу на прибыль организаций текущего года по сравнению с предыдущим. В Новосибирской области пониженная ставка для инвесторов составляет от 13,5 до 15,5% в зависимости от объема капитальных вложений: при объеме инвестиций более 4% от налогооблагаемой базы применяется ставка 13,5%, от 2 до 4% — 15,5%.

Аналогичным образом предоставляется налоговая льгота в Калужской области при реализации программы модернизации производства:

— если сумма капитальных вложений составляет от 10 млн до 30 млн руб., то инвестор уплачивает налог, зачисляемый в региональный бюджет, по ставке 15%;

— от 31 млн до 70 млн руб. — по ставке 14%;

— свыше 70 млн руб. — по ставке 13,5%.

Возникает вопрос: какой эффект имеют инвесторы в результате использования льгот по налогу на прибыль организаций?

Известно, что реализация проекта сопровождается значительными затратами и срок окупаемости в среднем составляет 3-5 лет. Инвестиционной деятельностью по соглашению с администрацией в основном занимаются крупные компании, имеющие сеть филиалов, так как согласно региональным законам о поддержке инвестиционной деятельности при предоставлении налоговых льгот учитываются деловая репутация и платежеспособность инвестора, новизна технологий, используемых предприятием, поступление инвестиций в приоритетных формах (технологий, оборудования, инженерных работ) в сферу материального производства. Учитывая широкую территориальную инфраструктурную сеть инвестора, доля налогооблагаемой прибыли будет больше на той территории, где выше стоимость основных средств и среднесписочная численность работников. Отсюда использование налоговых льгот для инвесторов имеет очевидный результат.

С другой стороны, как полагают аналитики инвестиционной компании «Тройка Диалог», снижение налоговой ставки до уровня 13,5% позволяет увеличить компаниям в среднем чистую прибыль на 4-6%, что свидетельствует о положительном влиянии данной меры на увеличение потенциального источника финансирования капитальных вложений.

Вместе с тем рассматриваемая преференция практически недоступна большинству организаций, так как многие из них не подпадают под условия заключения инвестиционного соглашения.

Значительную роль в регулировании инвестиционной деятельности играет амортизационная

Таблица 5

Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот по регионам

Субъект Федерации Налог на прибыль организаций Срок предоставления Условия предоставления

Нижегородская область Снижение ставки до 13,5% — Заключение инвестиционного соглашения

Самарская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более пяти лет Заключение инвестиционного соглашения

Ростовская область Снижение ставки до 13,5% — Заключение инвестиционного соглашения

Ленинградская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости плюс два года Заключение инвестиционного соглашения

Волгоградская область Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более пяти лет Заключение инвестиционного соглашения

Новосибирская область Снижение ставки до 15,5 и 13,5% На период окупаемости —

Республика Адыгея Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости —

политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций. Статистика показывает, что за рубежом за последние 60 лет доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций возросла с 30 до 80%. В нашей стране этот показатель почти в 4 раза меньше.

В результате проведенного автором анализа групп предприятий, начислявших амортизационную премию, использовавших нелинейный метод начисления амортизации, было выявлено, что только 25-30% высвободившихся денежных средств в результате экономии платежей по налогу на прибыль организаций направляется на развитие производства. Отсюда следует, что предприятия, используя предоставленные Налоговым кодексом РФ льготы, сэкономленные денежные средства направляют на другие цели — выплату вознаграждений работникам. Поэтому целесообразно установить адресный порядок использования сэкономленных денежных средств путем создания так называемого амортизационного фонда, в котором аккумулировались бы и амортизационные отчисления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее перспективной формой налогового стимулирования является предоставление инвестиционного налогового кредита, который имеет явные преимущества для государства и финансовые выгоды для налогоплательщика.

Однако в силу разных причин он не находит широкого использования среди налогоплательщиков по следующим причинам:

— отсутствие в действующем налоговом законодательстве прозрачного механизма предоставления инвестиционного налогового кредита;

— административные барьеры;

— прямые финансовые потери налогоплательщика, так как по требованию Минфина России начисленные по данному виду кредита проценты не признаются в составе расходов для налогообложения прибыли организаций.

В подтверждение достаточно привести такой пример: в 2013 г. в Республике Саха (Якутия) был предоставлен только один инвестиционный налоговый кредит. Более того, как показывает анализ регионального законодательства, в большинстве субъектов РФ его предоставление связано с поддержкой крупных инвестиционных проектов.

В последнее время большой интерес проявляется к такому виду льгот, как налоговые каникулы. Президент России в Послании Федеральному Собранию от 12.12.2013 отметил, что все регионы

страны могут предоставлять двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. Это окупится дополнительными поступлениями в казну регионов и муниципалитетов. Это же новые предприятия, их просто ведь пока нет, а значит, нет и не будет выпадающих доходов бюджета. И наоборот: создадим условия для таких предприятий — такие доходы появятся.

Таким образом, важным моментом является определение влияния налоговых каникул на получение дохода по инвестициям, прежде всего за счет периода продолжения этих каникул.

Может сложиться следующая ситуация: организации предоставляются налоговые каникулы, например, по налогу на прибыль в тот период, когда прибыли и вовсе нет. Поэтому налоговые каникулы, предоставляемые предприятию до начала производственной деятельности, — наихудший вариант для инвестора, но наилучший для государства. Налоговые каникулы, предоставляемые до получения чистой прибыли, наиболее выгодны инвестору, но наименее — государству, так как за это время инвестор погашает непокрытый убыток прошлых лет. И в этом случае можно говорить о реальной поддержке инвестиционной деятельности со стороны государства. Кроме того, предоставлять налоговые каникулы целесообразно на основе бизнес-плана инвестиционного проекта, основным показателем в котором является срок окупаемости проекта.

Таким образом, проведенный анализ инструментов налогового стимулирования инвестиционной деятельности позволил сделать ряд выводов.

В оценке налоговых льгот и мотивации предприятий к инвестиционной деятельности целесообразно использовать предложенный автором коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционный налоговый кредит не пользуется популярностью в связи с тем, что условия его предоставления не доработаны в налоговом законодательстве, а проценты за пользование кредитом оказывают прямое влияние на уменьшение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемой в региональный бюджет, основывается на заключении инвестиционного соглашения между администрацией региона и налогоплательщиком. Учитывая особенности предмета инвестиционного договора, большинство

предприятий имеют низкую вероятность получения льготы в виде снижения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

Следствием начисления амортизации нелинейным способом и амортизационной премии должно стать формирование амортизационного фонда, в который целесообразно включать как сэкономленные денежные средства по налогу на прибыль организаций, так и суммы начисленной амортизации. Это позволит использовать средства сформированного амортизационного фонда по целевому назначению.

Перспективной формой налоговых льгот являются налоговые каникулы, эффективность которых связана со сроком их использования налогоплательщиком. По мнению автора, основанием для предоставления налоговых каникул должен быть бизнес-план инвестиционного проекта, на основании

которого определяются срок окупаемости проекта и прогнозируемое значение чистой прибыли.

^исок литературы

1. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. М.: Маркетинг, 2010.

2. Мандрощенко О.В. Основные направления оптимизации налогообложения инвестиционной деятельности малых предприятий: монография. М.: Дашков и К, 2010.

3. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006.

4. ЧерникД.Г. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2005.

TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Ol’ga V. MANDROSHCHENKO Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

efficiency of small businesses]. Moscow, Marketing Publ., 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *