Налоговые льготы для малого бизнеса

Налоговые льготы для малого бизнеса

Содержание

Специальные налоговые режимы — это режимы налогообложения, при которых субъекты бизнеса получают возможность сократить документооборот и отчетность, уплачивая фактически один налог. Ставки и порядок уплаты, условия применения определяются в НК РФ и других федеральных и местных законах. В статье представлена краткая характеристика режимов в сводной таблице.
Специальные налоговые режимы 2018 года объединяют 5 основных спецрежимов, их список пока не изменился, хотя в ближайшее время он может пополниться так называемым налогом для самозанятых. Что такое специальные режимы налогообложения, какими нормами регулируются правоотношения, возникающие по поводу их применения, разберемся далее в статье.
Понятие
Изначально при регистрации индивидуального предпринимателя или организации законодатель предусматривает применение общей системы налогообложения (ОСН или ОСНО). Для перехода на спецрежимы налогообложения потребуется решение субъекта бизнеса, оформленное в виде заявления в инспекцию ФНС по месту регистрации. О том, как написать такое заявление, мы рассказывали в статье «Уведомление о переходе на УСН». Подать заявление можно либо сразу же после регистрации, либо раз в год — до 31 декабря.
Специальный режим — это режим налогообложения, предусматривающий особый порядок подсчета и определения налога за определенный срок, в случаях и порядке, установленных фискальным законодательством. Специальные налоговые режимы кратко — это преференции для субъектов малого бизнеса, так как она предусматривает освобождение от части обязательных платежей.
По сути все они предусматривают уплату только одного обязательного платежа. Это существенно упрощает документооборот и отчетность предпринимателей и организаций, особенно субъектами бизнеса ценится возможность избежать налогообложения по НДС, так как это достаточно сложный в применении и расчете сбор в пользу государства.
Законодательное регулирование
Правовое регулирование специальных налоговых режимов опирается на положения Налогового кодекса РФ. Однако федеративное устройство нашего государства накладывает на правовое регулирование фискальной сферы свой отпечаток: регионам предоставлены определенные правомочия.
Сами спецрежимы не приобретают статус региональных, так как основные положения установлены на федеральном уровне. Однако Налоговый кодекс наделяет региональных законодателей правом определять для своего региона:

  • отрасли и виды деятельности, для которых устанавливаются спецрежимы;
  • размер налоговых отчислений;
  • условия применения налоговых льгот и т. п.

Так, региональные власти могут, в зависимости от конкретной ситуации на местах, корректировать общие положения, уточнять ставки (в случае с УСН) или виды деятельности и ставки (ЕНВД и ПСН).
Местные власти столицы, например, установили, что на территории города федерального значения ЕНВД не применяется вовсе. Поэтому чтобы применять соответствующую систему, необходимо изучить не только нормы НК РФ и федеральных законов, но и местных.
Таким образом, специальный налоговый режим — это система налогообложения, принципы которой кратко сформулированы в ст. 12 Налогового кодекса РФ. Понятие и виды специальных налоговых режимов даны в ст. 18 НК РФ. Далее рассмотрим виды спецрежимов, из описания которых станут понятны их суть, функции и задачи.

Виды
Далее представим специальные налоговые режимы, общая характеристика будет дана в сводной таблице после перечисления. Итак, полный перечень спецрежимов (полное и сокращенное наименование, принятое в нормативных актах и на практике):

  • система налогообложения (для сельскохозяйственных товаропроизводителей или единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Вид

Глава НК РФ

Краткая характеристика

Ограничения по применению

Ставка Налоговая база
ЕСНХ Гл. 26.1 Обложению подлежит разница между поступлениями и затратами по ставке 6 %. Предусмотрена только для предприятий, осуществляющих сельхоздеятельность, при количестве работников до 300 человек. 6 % Зависит от дохода

УСН

Гл. 26.2

Плательщик выбирает объект обложения — доходы или доходы минус расходы. Для первого варианта установлена ставка 6 % и для второго — 15 % (по решению региональных властей эти показатели могут быть уменьшены соответственно до 1 и 5 %).

Количество работников — 100, величина поступлений за год — 150 000 000 рублей.

Ограничения во видам деятельности указаны в ст. 346.12.

6 % или 15 % Зависит от дохода

ЕНВД

Гл. 26.3

Плательщик перечисляет 15 % (ставка может быть снижена по решению региональных властей до 7,5 %) с определенного вмененного дохода.

По количеству работников — 100.

В соответствии со ст. 346.26, определены виды деятельности, на которых она может быть применена (регионы могут расширить список).

15 % Постоянная

СРП

Гл. 26.4

Применяется юрлицами или их объединениями, являющимися инвесторами при разработке месторождения полезных ископаемых и заключившими соответствующее соглашение с государством.

Зависит от дохода
ПСН Гл. 26.5 ИП покупает патент по установленной в регионе цене на право осуществления определенного вида деятельности. Ставка составляет 6 % от возможного дохода (может быть уменьшена в регионе вплоть до 0). При этом отчетность вообще не составляется, ведется только книга учета доходов и расходов.

Только для ИП.

Количество работников — 15, величина поступлений за год — 60 000 000 рублей.

Виды деятельности перечислены в ст. 346.43 НК РФ(регионы вправе уточнить список).

6 % Постоянная

Наименование: П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 695 от 14.11.2018 г. Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования Ропшинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2019 — 2021 годы
Дата: 14.11.2018

Cкачать:ms-word

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

МО РОПШИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

МО ЛОМОНОСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№695

от 14.11.2018 г.

Об утверждении основных направлений бюджетной

и налоговой политики муниципального образования

Ропшинское сельское поселение муниципального

образования Ломоносовского муниципального района

Ленинградской области на 2019 — 2021 годы

В соответствии со ст. 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ропшинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, местная администрация Ропшинского сельского поселения

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики МО Ропшинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2019 — 2021 годы в соответствии с Приложением 1.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования на официальном сайте МО Ропшинское сельское поселение www.официальнаяропша.рф.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава местной администрации

Ропшинского сельского поселения Р.М.Морозов

Исп. Ильенко Ю.Ю.

местной администрации

№ 695 от 14.11.2018г.

1. Основные направления

бюджетной и налоговой политики муниципального образования

Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования Ропшинское сельское поселение (далее – сельское поселение) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов определяют основные цели, задачи и направления бюджетной и налоговой политики сельского поселения в области доходов и расходов бюджета, муниципального контроля в финансово-бюджетной сфере и являются основой для составления проекта бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

При подготовке Основных направлений бюджетной и налоговой политики были учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года, Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Конечным результатом проводимой налоговой политики является закрепление и развитие положительных темпов экономического роста, рост доходной части бюджета, а также повышение благосостояния жителей поселения.

Анализ налоговых расходов бюджета муниципального образования Ропшинское сельское поселение.

Налоговыми расходами являются выпадающие доходы бюджета поселения, обусловленные применением налоговых льгот, установленных решениями представительного органа муниципального образования.

Представительными органами местного самоуправления установлены налоговые льготы в виде освобождения от уплаты земельного налога в размере 100% следующим категориям налогоплательщиков:

1) Казенные и бюджетные учреждения образования, культуры и кинематографии, здравоохранения, спорта и физической культуры, социального обслуживания населения, финансируемые за счет средств муниципальных бюджетов городских, сельских поселений и муниципального бюджета Ломоносовского района;

2) Органам местного самоуправления: местной администрации Ропшинского сельского поселения и Совету депутатов муниципального образования Ропшинское сельское поселение на земли, предоставленные для обеспечения их деятельности.

Решением Совета депутатов МО Ропшинское сельское поселение от 09.10.2018г. №43 с 01 января 2019 года дополнен перечень освобожденных от уплаты земельного налога следующими категориями:

3) лицам, которым присвоено звание «Почетный житель муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области»;

4) лицам, которым присвоен знак «За заслуги перед муниципальным образованием Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Сумма выпадающих доходов составляет 250,8 тысяч рублей в год.

Освобождение от уплаты налога органов власти и учреждений, финансируемых из местных бюджетов муниципального образования Ропшинское сельское поселение и Ломоносовского муниципального района экономически обосновано, т.к. единственным источником уплаты налога для этих плательщиков являются средства, предусмотренные в указанных бюджетах.

Физическим лицам льготы не предоставляются. Земельный налог является основным доходным источником бюджета муниципального образования. Предоставление льгот отдельным категориям граждан может значительно снизить доходную часть бюджета, что приведет к снижению уровня бюджетной обеспеченности, вследствие чего муниципальное образование может стать дотационным.

Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов

Налоговая политика на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в области доходов сельского поселения ориентирована на сохранение и развитие доходных источников бюджета поселения с учетом оценки доходного потенциала.

В рамках совершенствования налогообложения имущества физических лиц с 2015 года в Налоговый кодекс введена новая глава 32 «Налог на имущество физических лиц».

Налог на имущество установлен в отношении жилых домов и помещений, гаражей (машино-мест), единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства, а также иных зданий, строений и сооружений.

Целью введения нового налога на имущество физических лиц является переход к более справедливому налогообложению исходя из кадастровой стоимости имущества, как наиболее приближенной к рыночной стоимости этого имущества.

Обеспечивая равенство налогообложения и защиту социально незащищенных категорий граждан, на федеральном уровне предусмотрены налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения, налоговые льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, а также понижающие коэффициенты, применяемые в течение первых четырех налоговых периодов после введения нового налога.

Учитывая местный характер налога, широкие полномочия по установлению налога предоставлены субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований.

На территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение устанавлены следующие ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения:

0,2 процента в отношении домов, указанных в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации;

0,1 процента в отношении квартир и комнат;

0,2 процента объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;

0,2 процента в отношении единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом);

0,3 процента в отношении гаражей и машино-мест;

0,1 процента в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

Для граждан, имеющих в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения на территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение, льготы, установленные в соответствии со статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации, действуют в полном объеме.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В Ленинградской области принят областной закон от 29.10.2015 № 102-оз «О единой дате начала применения на территории Ленинградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения». Единая дата определена 1 января 2016 года.

С 2017 года по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

С 1 января 2018 г. вступили в силу поправки в главу 31 НК РФ о земельном налоге (закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ)

Если ранее п. 5 ст. 391 НК РФ предусматривал уменьшение налоговой базы по земельному налогу на фиксированную сумму 10 000 рублей, то с вступлением в силу положений закона № 436-ФЗ необлагаемой стала величина кадастровой стоимости 600 кв. метров участка земли, являющегося объектом налогообложения.

Данный налоговый вычет по-прежнему распространяется на льготные категории налогоплательщиков – Герои Советского Союза и РФ, ветераны военных действий, инвалиды I и II групп, чернобыльцы и другие лица, перечисленные в пп. 1-7 п. 5 ст. 391 НК РФ. Кроме того, п. 5 ст. 391 НК пополнился новым подпунктом 8, утвердившим еще одну категорию льготников – пенсионеров. Федеральная льгота по земельному налогу для пенсионеров в 2018 году дает право на необлагаемые «шесть соток»:

  • лицам, получающим пенсии, назначенные согласно пенсионному законодательству,
  • мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам в возрасте от 55 лет, получающим ежемесячное пожизненное содержание согласно российским законам.

Не имеет значения, какую пенсию получает налогоплательщик, а также работает он, или нет – льгота распространяется на всех указанных лиц.

Учитывая, что множество дачных участков не превышают (или превышают ненамного) стандартные 6 соток, многим пенсионерам не придется платить земельный налог вовсе, либо его сумма для них значительно уменьшится. Вычет для пенсионеров действует при расчете налога за периоды, начиная с 2017 г. (п. 13 ст. 14 закона № 436-ФЗ).

Данные изменения могут привести к сокращению объемов поступлений от земельного налога в бюджет поселения.

В 2019 году продолжится работа по выявлению и исправлению технических ошибок и несоответствий в сведениях о земельных участках.

Основные поступления неналоговых доходов формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, продажи имущества. В целях увеличения поступлений в бюджет сельского поселения неналоговых доходов необходимо:

— повышение эффективности управления муниципальной собственностью;

— установление жесткого контроля за поступлением арендных платежей путем активизации контрольных функций главных администраторов неналоговых доходов;

— проведение анализа использования имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение;

— осуществление продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, с максимальной выгодой;

— усиление контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет администрируемых доходов.

Обеспечение полноты собираемости налогов остается важнейшей задачей администрации сельского поселения в условиях сохраняющейся нестабильности экономической ситуации.

Необходимо произвести оценку соотношения налогового потенциала и фактических поступлений налогов и сборов, определение объемов экономически обоснованных поступлений налогов и сборов в бюджет в планируемом периоде.

Одним из конечных результатов проводимой налоговой политики в Ропшинском сельском поселении является рост доходной части бюджета.

Для достижения данного результата необходимо принятие действенных мер по повышению налогового потенциала, в том числе:

— осуществление анализа обоснованности, эффективности и целесообразности предоставления налоговых льгот, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Ропшинского сельского поселения.

При этом необходимо изменить подходы к установлению новых налоговых льгот – обязательным элементом процесса введения новой льготы должна быть оценка их эффективности.

Для этого любая новая налоговая льгота должна устанавливаться на ограниченный период – например, на 5 лет или более длительный срок в зависимости от целевой направленности этой льготы. По мере приближения истечения срока действия льготы принятие решения о ее возможном продлении должно производиться с учетом результатов анализа ее эффективности;

— проведение целенаправленных мероприятий по сокращению имеющейся задолженности по налогам в рамках работы комиссий по неплатежам в бюджет.

Особое внимание при проведении комиссий необходимо уделять вопросам погашения задолженности по налогу на доходы физических лиц с учетом изменений, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения ежеквартальной налоговой отчетности по данному налогу.

Ранее задолженность по налогу на доходы физических лиц возможно было выявить только по результатам выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в соответствии с установленными планами.

Органам местного самоуправления в рамках проведения мероприятий по наращиванию налогового потенциала необходимо продолжить:

— систематическую работу с организациями, которые в качестве налогового агента не перечисляют в бюджет налог на доходы физических лиц, удержанный с работников, нарушая тем самым налоговое законодательство;

— работу по легализации заработной платы, повышению её уровня всеми работодателями не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ленинградской области.

Все вышеперечисленные меры, проводимые в рамках реализации налоговой политики, должны обеспечить поддержание сбалансированности бюджета, что позволит осуществлять финансирование расходных обязательств в полном объеме.

Основные направления бюджетной политики муниципального образования Ропшинское сельское поселение
на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов

Настоящий документ разработан на основе:

  • статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года;
  • указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
  • Прогноза социально-экономического развития МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области на 2019 — 2024 годы;
  • муниципальных программ МО Ропшинское сельское поселение;
  • основных направлений налоговой политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

Целью основных направлений бюджетной политики является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета МО Ропшинское сельское поселение и перспективного финансового плана на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета муниципального образования.

Основные цели и задачи бюджетной политики МО Ропшинское сельское поселение на 2019– 2021 годы

Целью основных направлений бюджетной политики является описание основных подходов к формированию проекта бюджета Ропшинского сельского поселения на 2019-2021 годы, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

Основные направления бюджетной политики сохраняют преемственность целей и задач, определенных в 2018 году.

Основные задачи бюджетной политики

В области доходов:

-повышение доходного потенциала бюджета поселения. Необходимо обеспечить рост доходов и повышение эффективности бюджетных расходов муниципального образования. Источниками покрытия дефицита бюджета планируются только остатки средств бюджетов;

-сбалансированность и устойчивость бюджетной системы поселения;

-отмены неэффективных налоговых льгот;

-совершенствование управления муниципальной собственностью поселения, ее эффективное использование.

В области расходов:

-улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем;

-обеспечение сбалансированности расходных полномочий и ресурсов для их исполнения;

-принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований;

-совершенствование программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления поселения;

-повышение эффективности бюджетных расходов.

-совершенствование форм муниципального финансового контроля с использованием механизмов контроля, ориентированных на определение результативности и эффективности бюджетных расходов.

В целях повышения эффективности бюджетных расходов до 70% от их общего объема будут исполняться в рамках программ. Это позволит обеспечить взаимосвязь направлений бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг с приоритетами социально-экономического развития Ропшинского сельского поселения. Руководителям ответственных исполнителей муниципальных программ необходимо чётко определять ключевые показатели результативности программ.

Повышение эффективности бюджетных расходов позволит оптимизировать бюджетные ассигнования с направлением высвобождающихся ресурсов на решение вопросов местного значения.

Основными задачами по повышению эффективности бюджетных расходов остаются обеспечение результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления, создание условий для улучшения качества предоставления муниципальных услуг.

При формировании расходной части бюджета Ропшинского сельского поселения на 2019-2021 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.

Требуют решения вопросы оптимизации затрат на содержание имущества, непосредственно не связанного с оказанием муниципальных услуг.

Бюджетная политика в области финансирования дорожного хозяйства ориентирована на повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, направляемых на ремонт и содержание автодорог и на базе имеющихся финансовых ресурсов на достижение максимально возможного результата.

С целью обеспечения безопасности дорожного движения необходимо осуществлять комплекс мероприятий по обеспечению функционирования эффективной системы содержания и ремонта дорог, основанной на оптимальном расходовании выделенных средств и материально-технических ресурсов.

В целях повышения эффективности использования объектов муниципальной собственности поселения планируется продолжить работу по регистрации права собственности и прав бессрочного пользования на муниципальное имущество.

Планируется продолжить работу по инвентаризации земельных участков, повысить эффективность использования объектов муниципальной собственности.

Будет продолжена работа по ограничению расходов на аппарат управления органов местного самоуправления сельского поселения и муниципальных учреждений.

В сфере образования будут решаться задачи по развитию потенциала молодежи. Планируется продолжить финансирование мероприятий по молодежной политике, направленных на совершенствование духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, содействие их творческому и интеллектуальному развитию, вовлечение молодежи в социальную политику, развитие созидательной активности молодежи, формирование патриотического сознания как важнейшей ценности.

Прогноз развития сферы культуры предполагает создание условий для оптимизации расходов отрасли и концентрацию финансовых ресурсов на следующих приоритетных направлениях развития:

— повышение качества муниципальных услуг в сфере культуры, установленных в соответствии с федеральным базовым перечнем услуг;

— обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры, развитие и сохранение кадрового потенциала учреждений культуры;

— обеспечение доступности к культурному продукту.

Будет продолжено поэтапное повышение средней заработной платы работников учреждений сферы культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Будет завершен капитальный ремонт здания дома культуры.

Бюджетная политика поселения в сфере физической культуры и спорта на 2019-2021 годы направлена на создание условий, обеспечивающих возможность для населения сельского поселения вести здоровый образ жизни, и на расширение возможностей для участия в физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях всех групп населения.

В целях улучшения комфортности проживания граждан в многоквартирных домах продолжится реализация региональной программы капитального ремонта домов до 2043 года. Для функционирования регионального оператора программы предусматривается ежегодный взнос в уставной капитал Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, а также софинансирование капитального ремонта домов, перенесенного на более ранние сроки.

Продолжится выявление бесхозяйных объектов с целью оформления в муниципальную собственность, а также оформление в собственность построенных объектов коммунального хозяйства.

Для резервного энергоснабжения объектов жизнеобеспечения населенных пунктов планируется приобретение еще одного автономного источника электроснабжения (дизель-генератора).

Основными направлениями по благоустройству территории поселения планируются:

— мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения Ропшинского сельского поселения, оснащение линии уличного освещения приборами учета, а также обеспечение надлежащей эксплуатации этих приборов, их сохранность и своевременную замену.

— создание новых детских площадок и переоборудование существующих;

— улучшение санитарно-гигиенической обстановки на территории Ропшинского сельского поселения.

Результат: повышение комфортности жилья, улучшение состояния дорог, освещенности и благоустройства населенных пунктов, находящихся на территории поселения.

В сфере муниципального управления следует обеспечить неукоснительное выполнение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся ограничения расходов на органы местного самоуправления.

Планирование бюджетных ассигнований на 2019-2021 годы по обеспечению деятельности органов местного самоуправления будет осуществляться с учетом проведенных мероприятий по оптимизации численности муниципальных служащих.

В связи с этим в 2019 году и плановом периоде предлагается:

-не допускать увеличения численности органов местного самоуправления сельского поселения,

-все изменения структуры и штатов этих органов следует производить в пределах существующей численности.

Бюджетная политика в сфере муниципального управления будет направлена на:

— оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления;

— соблюдение установленных нормативов формирования расходов на обеспечение деятельности органов МСУ;

— повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти за счет внедрения автоматизированных информационных систем;

— повышение качества и оперативности предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям.

Планируется финансовое обеспечение обязательств по официальному опубликованию нормативно–правовых актов органов местного самоуправления.

Для решения вопросов защиты населения и территории сельского поселения от пожаров в бюджете сельского поселения будут предусмотрены средства на противопожарные мероприятия.

В сфере межбюджетных отношений предусматривается реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности межбюджетных трансфертов.

На 2019 год в соответствии с заключенными соглашениями будет производится передача исполнения ряда вопросов местного значения Ропшинским сельским поселением в муниципальный район за счет средств межбюджетных трансфертов.

В целях выполнения требований Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 01 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» в 2019 году обеспечено достижение, установленных планами мероприятий («дорожными картами), целевых показателей уровня средней заработной платы работников учреждения культуры Ропшинского сельского поселения.

В бюджете Ленинградской области по отрасли «культура» предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на обеспечение выплат стимулирующего характера работникам муниципальных учреждений культуры Ленинградской области (из областного бюджета на указанные цели в 2018 году выделялось 50% от потребности, в 2019 году также планируется – 50%.)

Основные подходы к формированию и прогноз доходов бюджета МО Ропшинское сельское поселение на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Прогноз собственных доходов бюджета МО Ропшинское сельское поселение на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов рассчитан исходя из основных показателей социально-экономического развития и ожидаемого поступления налоговых и неналоговых доходов в 2018 году.

Прогноз поступлений по основным доходным источникам произведен в соответствии с методиками прогнозирования администрируемых доходов, разработанных в рамках реализации положений пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 574 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».

При формировании проекта бюджета области на 2019 год и на плановый период до 2021 года учитывались положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормы налогового законодательства, действующие на момент составления проекта бюджета, а также планируемые изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации и законодательство Ленинградской области в налоговой и бюджетной сферах, вступающие в действие с 1 января 2019 года.

Оценка поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет МО Ропшинское сельское поселение в 2018 году составляет 32244,9 тыс. руб., прогнозируемые поступления в 2019 году 34223,3 тыс. руб. с ожидаемым увеличением на 6%.

Поступления в бюджет налога на доходы физических лиц на 2019 год прогнозировались исходя из оценки поступлений налога в 2018 году и прогнозируемого темпа роста фонда заработной платы.

Прогнозируемые поступления налога на доходы физических лиц на 2019 и 2020 годы рассчитаны с учетом запланированных темпов роста фонда заработной платы.

В расчетах также учтен ежегодный рост социальных и имущественных налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам в рамках ежегодной декларационной кампании по налогу на доходы физических лиц, в связи с изменениями налогового законодательства.

По акцизам на нефтепродукты расчет поступлений на 2019-2021 годы осуществлен с учетом ожидаемого исполнения за 2018 год и индексации ставок акцизов по отдельным подакцизным товарам, предусмотренной налоговым законодательством Российской Федерации. На 2019 год в бюджете Ленинградской области установлен норматив отчислений по акцизам на нефтепродукты для Ропшинского сельского поселения в размере 0,05604% , что соответствует 2910,9 тыс.руб., в 2019 – 3010,2 тыс.руб., в 2020 – 3185,0 тыс.руб..

Политика в сфере финансового контроля

Проведению ответственной бюджетной политики будет способствовать дальнейшее совершенствование муниципального финансового контроля и контроля в сфере размещения заказов. В целях совершенствования контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, осуществление финансового контроля в бюджетном секторе должно быть направлено на организацию внутриведомственного контроля, усиление ответственности конкретных должностных лиц, допустивших нарушения требований Законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В сфере муниципального финансового контроля работа должна быть направлена на следующее:

— совершенствование правового регулирования муниципального финансового контроля в соответствии с изменениями бюджетного законодательства;

— усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, поступлением в бюджет средств от его использования и распоряжения;

— проведение анализа и оценки деятельности получателей средств бюджета сельского поселения, в целях определения результативности использования бюджетных средств, для выполнения возложенных на них функций и реализации поставленных перед ними задач;

— обеспечение контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ сельского поселения;

— соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями и получателями бюджетных средств;

— проведение информационной работы по предупреждению нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.

Какие льготы могут применять субъекты малого предпринимательства? Какие преференции могут получить бизнесмены, осуществляющие деятельность в приоритетных сферах экономики?

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);

  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ);

  • патентная система налогообложения (была введена Федеральным законом от 25.06.2012 г. №94-ФЗ с 1 января 2013 г.) в отношении определенных видов деятельности, осуществляемых предпринимателями.

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2019 года, если по итогам девяти месяцев 2018 года доходы не превысили 112,5 млн рублей (ст.346.12 НК РФ).

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

НЕНАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

Важно! В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).

Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов, плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.


Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.

КТО ПОДПАДАЕТ ПОД СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА?

Налоговые каникулы

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;

  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

Например, Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков — ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

РЕГИСТРАЦИЯ ООО В МОСКВЕ

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ). При этом регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ).

Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Право налогоплательщиков на уменьшение суммы ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное страхование ограничивается только тем налоговым периодом, в котором они были уплачены (пп.1 п.2 ст.346.32 НК РФ). Соответственно, сумма ЕНВД за квартал уменьшается на сумму страховых взносов, которая фактически уплачена в данном квартале. При этом не имеет значения, за какой период начислены взносы (Письма Минфина РФ от 24.10.2018 г. №03-11-11/76242, от 24.10.2018 г. №03-11-06/3/76236).

ЭКСПРЕСС-АУДИТ

Льготы для плательщиков, работающих на патенте

Патентная система налогообложения (далее по тексту — ПСН) применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;

  • производства кожи и изделий из кожи;

  • производства молочной продукции;

  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.


Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10).

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ПО ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Правительство г. Москвы снижает размер и темпы роста ставки по налогу на имущество организаций, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость (торговая, офисная, иная коммерческая недвижимость).

Соответствующие поправки были внесены в Законг. Москвы «О налоге на имущество организаций» от 05.11.2003 г. №64 (далее по тексту – Закон №64).

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;

  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;

  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника, составила не менее 2 млн. рублей.

Компании уплачивают налог в размере 25 процентов суммы налога, исчисленной в отношении расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах) помещений, используемых:

  • для осуществления образовательной деятельности и (или) медицинской деятельности;

  • научными организациями, выполняющими НИОКР за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, при условии, что указанные средства составляют не менее 30 процентов всех доходов, полученных научной организацией в отчетном (налоговом) периоде.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Артем Геодакян / ТАСС

Бизнес получит одну из самых долгожданных мер поддержки. Компаниям малого и среднего бизнеса, индивидуальным предпринимателям из пострадавших отраслей, а также социально ориентированным НКО будут списаны налоговые платежи (кроме НДС) и страховые взносы за II квартал. Такую меру поддержки 11 мая объявил президент Владимир Путин.

Весь «третий антикризисный пакет» обойдется бюджету в 800 млрд руб., рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. По словам одного из них, налоговые списания будут стоить менее 200 млрд руб.

Индивидуальные предприниматели из пострадавших отраслей также получат налоговый вычет из выплачиваемых ими страховых взносов – в размере одного минимального размера оплаты труда (12 130 руб.). На это бюджет потратит больше 30 млрд руб., рассказывает федеральный чиновник. Самозанятым также выделят по 12 130 руб. на выплату налогов в 2020 г., а уже уплаченные в 2019 г. налоги (около 1 млрд руб.) вернут.

Только за апрель 2020 г. налоговые поступления уже упали примерно на 30%, говорил 6 мая руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров. В том числе, бюджетные доходы от налога на прибыль сократились на 41% до 438 млрд руб.

Списание налогов – необходимая мера прямого действия, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Но львиная доля российских компаний, особенно из числа малого и среднего бизнеса, не признана пострадавшими, хотя они также остановили работу, подчеркивает она, им эта помощь нужна не меньше. Перечень пострадавших отраслей специфичен и до сих пор привязан к формально основному виду деятельности компаний – это ограничивает перечень тех, кто сможет претендовать на списание, поддерживает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Если поддержка будет оказываться исключительно по главному виду деятельности, это сократит число ее получателей примерно вдвое, предупреждает председатель московской «Деловой России» Денис Назаров. Нужно списать налоги всему малому и среднему бизнесу, призывает Костальгин.

Предприниматели уже жаловались, что не могут получить поддержку – она оказывается исходя из общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), получить помощь может компания, если ее основной вид деятельности попал в перечень для пострадавших отраслей. Но у компаний может быть несколько видов деятельности, а основным записан не тот, что попал в перечень пострадавших. Этот вопрос, по словам министра экономического развития Максима Решетникова, решен: если у малого или микропредприятия хотя бы один из видов деятельности отнесен к числу пострадавших, оно может воспользоваться программой. А первый вице-премьер Андрей Белоусов, исполняющий обязанности премьер-министра, поручал проработать поддержку компаний не в зависимости от списка пострадавших отраслей, а исходя из существенного падения выручки, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Критериями получения права на списание налогов могли бы также стать доля сохраненного штата или сумма налогов, которую компания платила в прошлом (и рассчитывать сумму списаний пропорционально ранее выплаченным налогам), считает руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.

Пострадавшие компании уже получали налоговые льготы от властей. Для 1,5 млн малых и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей из пострадавших отраслей сроки выплаты налогов были автоматически перенесены на конец 2020 г., затем компании получат рассрочку налоговых платежей на год. Всего автоматически было предоставлено отсрочек для таких предпринимателей на 217 млрд руб., говорил Егоров.

Остальные пострадавшие компании – их 0,5 млн вместе с индивидуальными предпринимателями – также могут получить беспроцентные налоговые отсрочки и рассрочки, но они предоставляются по заявлениям. Таких отсрочек уже предоставлено на 1,4 млрд руб. Но отсрочки предоставляются одновременно с подачей деклараций, а многие компании не работают и предоставят заявления позже, заявлял Егоров. По его оценкам, за такой помощью обратятся еще минимум 50 000 компаний. В основном это авиаперевозчики, компании из сфер общественного питания, физкультуры и спорта.

22 мая Госдума в третьем чтении приняла законопроект, который предлагает налоговые льготы для бизнеса, помогающего некоммерческим организациям. Этого документа благотворители ждали очень давно, но принятая версия устанавливает ряд ограничений.

«Такие дела» поговорили с представителями фондов и узнали, что они думают о предлагаемом законопроекте.

Заседание ГосдумыФото: duma.gov.ru

Почему компаниям невыгодно было делать пожертвования?

Сейчас, если компания решает, например, закупить маски или аппараты ИВЛ, чтобы передать их НКО, она должна заплатить налог с этих покупок. По сути, это налог на благотворительность, поэтому некоммерческие организации давно требуют его отменить.

Илья Чукалин, гендиректор Фонда президентских грантов: Сейчас, если бизнес передает какое-то купленное или произведенное им имущество НКО, он должен это отнести в свою чистую прибыль, по сути, заплатить налог на благотворительность.

Например, если бизнес покупает лекарства или средства защиты, а потом передает это НКО, то он должен отнести покупку в чистую прибыль, потому что он не имел права это так покупать для передачи. А теперь он получит возможность отнести стоимость этого передаваемого имущества на затраты, и это действительно облегчит бизнесу пожертвования в пользу НКО. Потому что если у бизнеса оборот большой, а по балансу прибыли вообще не получается, то он вообще не может делать пожертвования.

Эта норма важна, сектор НКО много раз о ней говорил. У нас есть аналогичные меры для физлиц, а в отношении юридических лиц это не работало. То есть они должны сначала заплатить налог на прибыль, а потом уже из этой очищенной прибыли отдать что-то НКО.

Что меняется для бизнеса сейчас?

Законопроект вводит две важные налоговые льготы. Во-первых, за покупку имущества, которое передадут НКО для борьбы с коронавирусом, бизнесу не нужно будет платить НДС. Во-вторых, теперь, когда компания безвозмездно передает НКО товары или деньги, то может записать это в свои расходы. Этот налоговый вычет убирает «налог на благотворительность». Но для суммы таких расходов будет лимит.

Алина Иванчикова, ведущий юрист КАФ: Законодательство предусматривает льготы для бизнеса по налогу на добавленную стоимость (НДС) и налогу на прибыль организации, но в определенных случаях.

Если мы говорим об НДС, то не будет признана объектом налогообложения передача на безвозмездной основе имущества, которое будет использовано для диагностики и лечения коронавирусной инфекции.

По Гражданскому кодексу к имуществу относятся как материальные объекты, так и нематериальные. Если с материальными понятно, например это маски или какое-то медицинское оборудование, — то к нематериальным могут относиться и денежные средства, поэтому мы можем спокойно говорить о деньгах как об имуществе — как в наличной форме, так и в безналичной.

С услугами немного сложнее. К имущественным правам относятся не только услуги, но и право требования. То есть компания может передать не саму услугу, а право требовать ее у какого-то третьего лица либо у того же лица, кто передает это право.

По налогу на прибыль говорится про имущество, безвозмездно переданное социально ориентированной некоммерческой организации — то есть те средства, которые бизнес потратит на покупку имущества и передаст потом НКО (или передаст право требования услуги). Эти расходы бизнес может отнести к внереализационным, то есть не считать их в своей расходной базе.

Кира Смирнова, директор ассоциации «Все вместе»: Законопроект затрагивает очень важную норму — возможность для компаний, поддерживающих НКО, засчитывать расходы на пожертвования во внереализационных расходах. В законопроекте речь идет о стоимости имущества, безвозмездно переданного НКО. Имущество в гражданском кодексе включает самые разные сущности, в том числе денежные средства.

Во избежание двояких трактовок в финальной версии законопроекта важно было указать, что речь идет об имуществе, в том числе денежных средствах (это было сделано только ко второму чтению, — прим. ТД). Именно денежные пожертвования поддерживают работу НКО и такая льгота для бизнеса – залог устойчивости некоммерческого сектора.

Илья Чукалин: Я считаю, что это, по крайней мере, очень важная норма, она очень много меняет. Потому что часто бизнес хочет помочь НКО, передать что-то, но у него всегда возникали юридические трудности с этой передачей. Это всегда было проблемой для НКО и бизнеса. Коллеги даже приводили пример, что выгоднее что-то выбросить или уничтожить, чем передать НКО.

выгоднее было что-то выбросить или уничтожить, чем передать НКО

Что еще важно: закон распространяет свое действие с 1 января 2020 года. Получается, что все пожертвования, которые в этом году сделаны бизнесом в это самое тяжелое время, — покупка оборудования, СИЗ, лекарств — все, что бизнес передал НКО, уже в апреле сможет быть отнесено на себестоимость, поскольку закон имеет обратное действие.

Алексей Прянишников, юрист «Правозащиты Открытки»: Предлагаемые законопроектом поправки коснутся порядка определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Прибылью, с которой уплачивается соответствующий налог, Налоговый кодекс РФ считает доходы от ведения бизнеса за вычетом расходов (дословно — «уменьшенные на величину произведенных расходов»). Расходами, уменьшающими доходы, могут быть не все расходы, а только признанные Налоговым кодексом.

При этом расходами, уменьшающими доходы, предполагается признать лишь расходы в размере, не превышающем 1% от выручки. То есть, если мы рассматриваем уровень бизнеса не выше среднего, то это микроскопическая мера, как, собственно, и все меры налогового стимулирования субъектов предпринимательской деятельности, поддерживающих НКО в России. Данная поправка лично у меня вызвала ощущение, что она является точечным механизмом предоставления налогового послабления для частного случая, связанного с одной из компаний, представителей крупного бизнеса.

Учитывая лимит для суммы расходов в 1% от выручки, такая мера абсолютно невесома для бизнеса, готового поддерживать НКО. Рассматриваемая мера не является мерой прямой государственной поддержки, чего тщетно ожидают от властей в том числе и НКО, это лишь мера для побуждения бизнеса к поддержке НКО.

Эти льготы будут за помощь всем НКО?

Сделать налоговый вычет за пожертвование можно только в ряд некоммерческих организаций: тем, кто получает гранты от Фонда президентских грантов, субсидии от федеральных и региональных властей, входят в реестр Минюста как исполнители общественно полезных услуг. Ко второму чтению этот список расширили: теперь в него входят религиозные организации и иные благотворительные организации, которые попадут в реестр наиболее пострадавших от коронавируса отраслей.

Льгота по налогу на НДС будет действовать только в том случае, если бизнес передаст имущество некоммерческим медицинским организациям.

Алексей Прянишников: Законопроект предлагает дополнить статью 265 НК таким видом расходов, как расходы в виде стоимости имущества (именно имущества, а не оказанных услуг), безвозмездно переданного не всем НКО, а лишь:

  • включенным в реестр социально ориентированных НКО, которые с 2017 года являются получателями грантов президента, получателями субсидий и грантов в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ;
  • централизованным религиозным организациям и социально ориентированным НКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации. В первоначальном варианте законопроекта, поступившего в Госдуму, данной категории организаций не было;
  • иным организациям, включенным в реестр НКО, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции. Эта категория организаций также не попала в первоначальный вариант законопроекта, но после двух чтений все же была включена в него. Следует ждать критериев для включения в реестр.

Организация должна быть специально отфильтрована через включение в ведущиеся органами власти реестры социально значимых и наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции НКО. Это в целом соответствует проводимой в последние лет десять политике по ограничению деятельности на территории России НКО, не находящихся в зависимости от власти.

Илья Чукалин: Льготами сможет воспользоваться очень широкий круг НКО. Закон предусматривает создание двух реестров.

В первый войдут все грантополучатели Фонда президентских грантов, получатели субсидий из федерального, региональных и даже местных бюджетов, а также НКО, имеющие статус исполнителя общественно полезных услуг или поставщика социальных услуг.

Для тех НКО, которые не претендовали на бюджетные средства и не получали их, предусмотрен второй реестр — критерии попадания в него должно будет определить правительство. Таким образом, льготы получат все, кто будет включен в эти реестры, а также религиозные организации и созданные ими социально ориентированные НКО. Все, кто жертвуют этому кругу организаций деньги или товары, смогут получить вычет.

Это будет довольно большой реестр: только получателей Фонда президентских грантов — восемь тысяч.

Алина Иванчикова: Важно отметить, что НКО, которые отмечаются в статье , — это только медицинские некоммерческие организации. Если говорить о налоге на прибыль, то здесь законодатель более щедрый и предусмотрел, что льготы возможны при передаче имущества социально-ориентированным некоммерческим организациям, но он их сузил до тех, кто участвует в конкурсах президентского гранта и в конкурсах, проводимых органами исполнительной власти на федеральном и местных уровнях.

. В Налоговом кодексе не указано никаких критериев отнесения к сильно пострадавшим. Получается, нужно ждать этих критериев, чтобы понимать, НКО будут попадать под эту льготу или не будут.

Не знаю, почему законодатель выбрал этот вид организаций. Из-за подводных камней может выйти так, что в каком-нибудь маленьком регионе будет постоянно выигрывать одна и та же социально ориентированная организация. Бизнес, который будет хотеть получать льготы, будет поддерживать именно эту некоммерческую организацию, а не другую такую же, которая просто не выиграла какой-то из конкурсов.

Кира Смирнова: В законопроекте упомянуты некоммерческие медицинские организации. К ним относятся как частные медицинские учреждения, например благотворительное медицинское частное учреждение «Детский хоспис», так и бюджетные медицинские учреждения. Смысл указания на некоммерческие организации в данной норме закона, насколько мы понимаем, в том, что норма не относится к организациям коммерческим, например к частным коммерческим клиникам.

Это полезно для НКО?

Это важный шаг для развития третьего сектора, сходятся представители благотворительных фондов. Однако под объявленные критерии не попадает большое количество НКО — в том числе и те, кто строит свою модель развития не по грантам.

Екатерина Шергова, директор фонда «Подари жизнь»: Мы начали говорить о необходимости законопроекта, предполагающего налоговые послабления для бизнеса, участвующего в благотворительности, еще на этапе обсуждения Концепции содействия развитию благотворительности до 2025 года. Проект концепции в 2019 году представили в Минэкономразвития. Во время пандемии мы снова активно подняли этот вопрос, в том числе я заявила о нем на встрече Медведева с НКО. Потому что во времена кризиса нам нужно поддержать тех, кто поддерживает фонды, то есть бизнес.

Наш фонд и такие крупные фонды, как например фонд Хабенского, «Живой», «Настенька», «Детские сердца» не получают государственные гранты, не входят в реестр общественно полезных услуг и в реестр поставщиков социальных услуг. Мы направили свои замечания к законопроекту, предложив расширить перечень социально ориентированных НКО, которые могут попасть под требования этого закона. Среди требований могут быть такие, которые также определят организацию как надежную, но при этом не ограничат список только на основании реестров и получения грантов.

Сегодня законопроект был принят во втором и третьем чтениях и была добавлена поправка, на основании которой критерии для включения некоммерческих организаций в указанный реестр будут устанавливаться правительством. Представители Минэкономразвития на слушаниях в Общественной палате заявили, что они собираются дополнительно включить в реестр те социально ориентированные НКО, которые находятся на пониженном тарифе страховых взносов 20%. Для «Подари жизнь» это означает, что мы попадем в реестр организаций, на которые будет распространяться данный законопроект.

Кира Смирнова: Мы объединяем 57 благотворительных организаций, опытных и эффективных, но треть примерно из них не отвечает заданным в законопроекте критериям, например «Подари жизнь», «Настенька», Фонд Хабенского. Эти фонды просто иначе строят свою финансовую стратегию, без упора на получение грантов. Это не умаляет важность их работы.

Эти фонды иначе строят свою финансовую стратегию, без упора на получение грантов

Один только фонд «Живой» за месяц закупил в больницы средств индивидуальной защиты больше чем на 20 миллионов рублей. Прекрасно, что государство нас услышало: налоговая льгота для бизнеса позволит значительно увеличить объемы привлекаемых пожертвований, а следовательно и оказываемой помощи. Но будет несправедливо «обделять» большое количество некоммерческих организаций.

Мария Черток, директор КАФ: Уже очень давно пытаются ввести все эти льготы, особенно в отношении товарных пожертвований, когда бизнес жертвует свою собственную продукцию. Например какие-то продовольственные товары или продукты для нуждающихся.

Все время упиралось в какую-то стену. И вот здесь такая ситуация , которая помогает такие решения принимать оперативно.

Илья Чукалин: Когда эта сложная полоса COVID-19 пройдет, начнет восстанавливаться бизнес. Как результат, станет больше пожертвований от бизнеса в пользу НКО, и в этом смысле начнется хорошее финансирование для проектов. Даже в тяжелое сейчас время бизнес все равно помогает НКО и волонтерам, и тем, кто нуждается. Это уже сейчас работает, просто государство пришло к выводу, что нужно облегчить положение юридически.

Митя Алешковский, директор фонда «Нужна помощь»: Во-первых, это в прямом смысле гигантская победа гражданского общества. Это случилось только потому, что в России за последние несколько лет развивается институциональная благотворительность и появляются системные благотворительные организации, которые повышают качество жизни, качество оказываемых социальных услуг и пользуются огромной поддержкой населения. Только поэтому это политическое решение было принято.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *