Налоговый кодекс 90 статья

Налоговый кодекс 90 статья

Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.

НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.

Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.

В связи с этим данный вопрос является спорным.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.

А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.

Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.

Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.

В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.

Учитывая, что предусмотренный главой 7 АПК РФ «Доказательства и доказывание» перечень видов доказательств не является исчерпывающим, и согласно части 1 статьи 89 АПК РФ иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, налогоплательщик о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлял, судебная коллегия посчитала необходимым оценить указанные показания в числе других имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.

Суд первой инстанции отметил, что протокол допроса свидетеля составлен с нарушением действующего законодательства. Налогоплательщик является проверяемым лицом, в то время как допрошен он был в качестве свидетеля. Налоговое законодательство не предусматривает возможности вызова в качестве свидетеля самого проверяемого налогоплательщика. Получение показаний от налогоплательщика противоречит статье 51 Конституции РФ, закрепляющей положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

При оформлении показаний физического лица протоколом допроса ему не разъяснены права, предусмотренные законодательством (в том числе право на отказ от дачи показаний в отношении самого себя), что является нарушением пункта 1 статьи 51 Конституции РФ, пункта 3 статьи 90 НК РФ. При этом в судебном заседании сам предприниматель не подтвердил сведения, изложенные в протоколе допроса.

Указание статьи 90 НК РФ в протоколе допроса не может быть расценено в качестве разъяснения предпринимателю всех прав, предусмотренных законодательством. Кроме того, в названной статье отсутствует перечисление прав свидетеля по делу о налоговом правонарушении и содержится только указание на возможность отказа свидетеля от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в пункте 3 статьи 90 НК РФ конкретных законов, позволяющих свидетелю отказаться от дачи показаний, не освобождает налоговый орган об обязанности разъяснять свидетелю его право на такой отказ в силу наличия оснований, предусмотренных законодательством.

ФАС Северо-Кавказского округа, признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что протокол допроса является ненадлежащим доказательством в связи с отсутствием разъяснений положений статьи 51 Конституции РФ, исходил из того, что нормы налогового законодательства, в том числе положения статьи 90 НК РФ, или иного нормативного акта, регламентирующего деятельность налоговых органов, не устанавливают обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, разъяснять положения статьи 51 Конституции РФ.

Таким образом, протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине непредупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или неразъяснения свидетелю положений статьи 51 Конституции РФ, знание норм которой презюмируется.

Отсутствие отметки о разъяснении свидетелям положений статьи 51 Конституции РФ само по себе не может являться основанием для принятия решения о недопустимости протокола допроса в качестве доказательств по делу.

Объяснение свидетеля получено налоговым органом в рамках полномочий, предоставленных действующим налоговым законодательством, и является допустимым доказательством по делу.

Ю.М. Лермонтов

Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.

НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.

Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.

В связи с этим данный вопрос является спорным.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.

А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.

Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.

Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.

В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.

+Читать далее…

Учитывая, что предусмотренный главой 7 АПК РФ «Доказательства и доказывание» перечень видов доказательств не является исчерпывающим, и согласно части 1 статьи 89 АПК РФ иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, налогоплательщик о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлял, судебная коллегия посчитала необходимым оценить указанные показания в числе других имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.

Суд первой инстанции отметил, что протокол допроса свидетеля составлен с нарушением действующего законодательства. Налогоплательщик является проверяемым лицом, в то время как допрошен он был в качестве свидетеля. Налоговое законодательство не предусматривает возможности вызова в качестве свидетеля самого проверяемого налогоплательщика. Получение показаний от налогоплательщика противоречит статье 51 Конституции РФ, закрепляющей положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

При оформлении показаний физического лица протоколом допроса ему не разъяснены права, предусмотренные законодательством (в том числе право на отказ от дачи показаний в отношении самого себя), что является нарушением пункта 1 статьи 51 Конституции РФ, пункта 3 статьи 90 НК РФ. При этом в судебном заседании сам предприниматель не подтвердил сведения, изложенные в протоколе допроса.

Указание статьи 90 НК РФ в протоколе допроса не может быть расценено в качестве разъяснения предпринимателю всех прав, предусмотренных законодательством. Кроме того, в названной статье отсутствует перечисление прав свидетеля по делу о налоговом правонарушении и содержится только указание на возможность отказа свидетеля от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в пункте 3 статьи 90 НК РФ конкретных законов, позволяющих свидетелю отказаться от дачи показаний, не освобождает налоговый орган об обязанности разъяснять свидетелю его право на такой отказ в силу наличия оснований, предусмотренных законодательством.

ФАС Северо-Кавказского округа, признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что протокол допроса является ненадлежащим доказательством в связи с отсутствием разъяснений положений статьи 51 Конституции РФ, исходил из того, что нормы налогового законодательства, в том числе положения статьи 90 НК РФ, или иного нормативного акта, регламентирующего деятельность налоговых органов, не устанавливают обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, разъяснять положения статьи 51 Конституции РФ.

Таким образом, протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине непредупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или неразъяснения свидетелю положений статьи 51 Конституции РФ, знание норм которой презюмируется.

Отсутствие отметки о разъяснении свидетелям положений статьи 51 Конституции РФ само по себе не может являться основанием для принятия решения о недопустимости протокола допроса в качестве доказательств по делу.

Объяснение свидетеля получено налоговым органом в рамках полномочий, предоставленных действующим налоговым законодательством, и является допустимым доказательством по делу.

05 Февраля 2020

Может ли консультант присутствовать при даче показаний?

Контрольно-аналитическая работа налоговых органов представляет собой комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Она нацелена в том числе на побуждение их к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Именно эта работа является основным фактором включения компании в план выездных налоговых проверок. Одна из главных ее составляющих – проведение допросов сотрудников и директоров компаний. В качестве свидетеля для дачи показаний могут вызвать любого человека, которому, по мнению сотрудников налогового органа, известны обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 НК РФ).

(Для чего были созданы комиссии по легализации налоговой базы, кто входит в их состав и как проходят их заседания, как вести себя предпринимателю в случае вызова на заседание комиссии и что будет, если не удовлетворить ее требования, – читайте в публикации «Если предпринимателя вызвали на заседание комиссии по легализации налоговой базы».)

Присутствие налогового консультанта или юриста при даче показаний представителем компании позволит избежать некорректного отражения информации в протоколе допроса и исключить противоречия. Они не смогут отвечать на вопросы инспектора вместо клиента, но вправе разъяснять ему возможные последствия его ответов. Кроме того, сопровождение консультанта не даст инспектору возможности применять методы психологического давления.

Нужно иметь в виду: не стоит отправлять на допрос главного бухгалтера. Скорее всего, он не знает процедуру проведения заседаний комиссии в налоговой инспекции и может передать сведения, которые будут растолкованы не в пользу компании. Чтобы избежать негативного эффекта для бизнеса, руководителю лучше самостоятельно явиться на допрос вместе с консультантом и предоставить необходимую информацию.

Налоговый орган не вправе отказать в присутствии на допросе адвокату, потому что он уполномочен представлять интересы своего подопечного. В ч. 2 ст. 53 и ст. 189 УПК РФ говорится о том, что защитник имеет право делать замечания по поводу ведения допроса и консультировать своего подзащитного.

При этом инспекторы чаще против того, чтобы представителя компании сопровождал эксперт без статуса адвоката – юрист, налоговый консультант и т.д. Нередко их просят выйти из кабинета. Поскольку нормы налогового законодательства не оговаривают правила проведения допроса, инспекторы субъективно оценивают возможность нахождения сопровождающих при даче показаний. Обычно они ограничиваются устным отказом, лишенным убедительных аргументов и внятных пояснений, потому что сослаться на нормативные документы нет возможности ввиду их отсутствия.

В таких случаях представителю компании помогут нормы Конституции: допрашиваемый имеет право воспользоваться любой юридической помощью (ст. 48 Конституции) и не обязан свидетельствовать против себя (ст. 51 Конституции).

Более того, ФНС в своих разъяснениях отмечала, что Налоговый кодекс не содержит исчерпывающий перечень лиц, которые могут присутствовать при допросе1. Получается, что круг их не ограничен.

В ст. 26 Налогового кодекса говорится о том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя. Им может быть человек, который осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к ней (ст. 29 НК РФ).

Таким образом, законодательством не ограничены права и обязанности лиц, которые сопровождают предпринимателя, вызванного повесткой в налоговый орган.

1. В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.

2. Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

3. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

4. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

5. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

6. Копия протокола после его составления должна быть вручена свидетелю лично под расписку. В случае отказа свидетеля от получения копии протокола этот факт отражается в протоколе.

См. все связанные документы >>>

Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.

Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.

Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.

НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.

Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.

НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.

В связи с этим данный вопрос является спорным.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.

Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.

А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.

Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.

Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.

Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.

При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.

На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.

Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.

Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.

В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.

Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.

Учитывая, что предусмотренный главой 7 АПК РФ «Доказательства и доказывание» перечень видов доказательств не является исчерпывающим, и согласно части 1 статьи 89 АПК РФ иные документы и материалы допускаются в качестве доказательств, если содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, налогоплательщик о фальсификации доказательств в порядке статьи 161 АПК РФ не заявлял, судебная коллегия посчитала необходимым оценить указанные показания в числе других имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.

Суд первой инстанции отметил, что протокол допроса свидетеля составлен с нарушением действующего законодательства. Налогоплательщик является проверяемым лицом, в то время как допрошен он был в качестве свидетеля. Налоговое законодательство не предусматривает возможности вызова в качестве свидетеля самого проверяемого налогоплательщика. Получение показаний от налогоплательщика противоречит статье 51 Конституции РФ, закрепляющей положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

При оформлении показаний физического лица протоколом допроса ему не разъяснены права, предусмотренные законодательством (в том числе право на отказ от дачи показаний в отношении самого себя), что является нарушением пункта 1 статьи 51 Конституции РФ, пункта 3 статьи 90 НК РФ. При этом в судебном заседании сам предприниматель не подтвердил сведения, изложенные в протоколе допроса.

Указание статьи 90 НК РФ в протоколе допроса не может быть расценено в качестве разъяснения предпринимателю всех прав, предусмотренных законодательством. Кроме того, в названной статье отсутствует перечисление прав свидетеля по делу о налоговом правонарушении и содержится только указание на возможность отказа свидетеля от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в пункте 3 статьи 90 НК РФ конкретных законов, позволяющих свидетелю отказаться от дачи показаний, не освобождает налоговый орган об обязанности разъяснять свидетелю его право на такой отказ в силу наличия оснований, предусмотренных законодательством.

ФАС Северо-Кавказского округа, признавая ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что протокол допроса является ненадлежащим доказательством в связи с отсутствием разъяснений положений статьи 51 Конституции РФ, исходил из того, что нормы налогового законодательства, в том числе положения статьи 90 НК РФ, или иного нормативного акта, регламентирующего деятельность налоговых органов, не устанавливают обязанность налогового органа при составлении протокола допроса предупреждать свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, разъяснять положения статьи 51 Конституции РФ.

Таким образом, протокол, составленный налоговым органом в порядке статьи 90 НК РФ, не может быть признан ненадлежащим доказательством по причине непредупреждения свидетеля об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или неразъяснения свидетелю положений статьи 51 Конституции РФ, знание норм которой презюмируется.

Отсутствие отметки о разъяснении свидетелям положений статьи 51 Конституции РФ само по себе не может являться основанием для принятия решения о недопустимости протокола допроса в качестве доказательств по делу.

Объяснение свидетеля получено налоговым органом в рамках полномочий, предоставленных действующим налоговым законодательством, и является допустимым доказательством по делу.

Что такое налоговый допрос?

При проведении налоговых проверок инспекция может использовать определённые мероприятия налогового контроля. К ним относится допрос. По общему правилу, он проводится в помещении налоговой инспекции, а не на территории налогоплательщика. Поэтому нельзя говорить ни о каком допросе, если инспектор задаёт Вам вопросы, находясь у Вас в офисе. Это просто беседа. Поэтому Вы имеете полное право отказаться отвечать на его вопросы в ходе такого разговора. Аналогичная ситуация обстоит в случаях, когда Вам звонят по телефону и, представляясь инспектором, пытаются допросить. Налоговый кодекс не предусматривает такую форму допроса как телефонные разговор. В результате Вы имеете полное право отказаться общаться по телефону с таким человеком и положить трубку.

Не стоит забывать, что в исключительных случаях допрос может проводиться по месту пребывания свидетеля. К числу этих случаев относится болезнь, старость и инвалидность, в связи с чем свидетель лишён возможности явиться в инспекцию. При этом по усмотрению инспектора допрос может и в иных случаях проводиться за пределами налоговой инспекции. Несмотря на место проведения допроса, налоговики должны соблюдать процедуру и порядок оформления результатов допроса. Без этого допрос превращается в обычный разговор, не имеющий правовую силу.

Когда инспекторы могут пригласить на допрос?

Сотрудники налоговой инспекции могут проводить допросы свидетелей не только в рамках налоговых проверок, но и без этих проверок. Если допрос проходит в ходе налоговой проверки, то не имеет значение её вид: камеральная или выездная. Кроме того, приглашение на допрос может прийти даже если проверка проходит не в отношении Вас или Вашей компании, а когда проверяют Вашего контрагента или его контрагента. Проще говоря, существует масса случаев, когда инспекторы вправе допрашивать свидетелей. Иногда налоговики могут допрашивать свидетелей до начала налоговой проверки. Это делается с целью выявления фактов, подтверждающих предположения инспекторов о возможных нарушениях налогового законодательства со стороны налогоплательщика. В связи с этим возникает резонный вопрос могут ли результаты подобного допроса, проводимого вне рамок проверки, быть доказательством в рамках налогового спора? Однозначного ответа нет, т.к. суды по-разному смотрят на это. По мнению некоторых судей, нельзя ссылаться на такие допросы для подтверждения налогового правонарушения (постановление АС Поволжского округа от 13.02.2017 по делу № А55-11768/2015). Другие судьи считают иначе. Они полагают, что протокол допроса является надлежащим доказательством вне зависимости от того в рамках проверки он проведён или нет (постановления АС Северо-Западного округа от 25.01.2019 по делу № А66-15990/2017, АС Западно-Сибирского округа от 14.08.2018 по делу № А27-23447/2017 и АС Западно-Сибирского округа от 26.09.2017 по делу № А27-19003/2016).

Как налоговики вызывают на допрос?

Работники налогового органа могут вызывать на допрос путём направления свидетелю соответствующей повестки. Её форма должна соответствовать образцу, утверждённому письмом ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@. Иной порядок вызова на допрос не предусмотрен. Таким образом, инспекторы не могут по телефону вызвать Вас на допрос или, направив письмо в произвольной форме. В повестке должны быть указаны:

  • адрес, дата и время проведения допроса;
  • название инспекции, вызывающей на допрос;
  • наименование компании или ФИО лица, в отношении которых инспекцию интересуют сведения, которые могут быть известны свидетелю;
  • название мероприятия налогового контроля, в рамках которого возникла необходимость в проведении допроса.

К сожалению, законом не определён порядок направления этой повестки. Это означает, что налоговики могут прислать её в том числе по электронной почте. Однако неопределённость в законе позволяет свидетелю игнорировать повестку если она получена таким способом. Свидетеля нельзя привлечь к ответственности за неявку на допрос, если у налоговой отсутствуют доказательства уведомления его о предстоящем допросе. При направлении повестки по электронной почте невозможно доказать, что это почта свидетеля, и что именно он открывал электронный почтовый ящик, и что он обязан проверять его ежедневно.

Если инспекторы решат вызвать для дачи пояснений представителя налогоплательщика, то они могут направить не повестку, а уведомление о вызове налогоплательщика для дачи пояснений. Её форма утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Таким образом, повестка и уведомления являются разными документами для вызова на допрос. Принципиальное отличие между ними в том, что повестка направляется любому лицу для проведения допроса, а уведомление – только налогоплательщику для дачи пояснений.

Кого могут вызвать на допрос?

Законом практически не ограничен круг лиц, которых могут допрашивать налоговики. В качестве допрашиваемого свидетеля может выступать любой человек, который обладает или может обладать ценной для налоговой проверки информацией. При этом даже не важно фактически обладает ли он сведениями, которые интересуют инспекторов. Достаточно только предположения налоговиков, чтобы вызвать человека на допрос. Обычно на допросы вызывают руководителя, учредителя, главного бухгалтера и прочих работников компании, в том числе бывших сотрудников. Во время проверок налоговая систематически проводит допросы сотрудников, не являющихся менеджерами среднего и высшего звена — инженеров, техников, грузчиков, строителей, водителей и т.д. Конкретный список потенциальных людей, которых могут допросить, зависит от целей, стоящих перед проверяющими. Например, если инспекторы хотят проверить реальность выполненных подрядчиком работ, то они могут пригласить на допрос его руководителя, бригадира и работников, которые могли выполнять спорные работы. То есть будут допрашиваться те люди, которые смогут подтвердить или опровергнуть предположения инспекторов.

Кто не может быть допрошен ни при каких обстоятельствах?

Налоговики не вправе допрашивать людей, которые в силу своего юного возраста, физического или психического состояния не могут правильно воспринимать обстоятельства. К числу этих людей можно отнести детей в возрасте до 14 лет, глухих, слепых и лиц с психическими отклонениями. Кроме того, не могут допрашиваться люди, которые обладают необходимой для инспекторов информацией, в силу своих должностных обязанностей. Например, адвокаты, нотариусы, врачи, священнослужители, аудиторы. Перечисленные лица, ссылаясь на пункт 2 статьи 90 Налогового кодекса, могут отказаться от дачи показаний на допросе. Данная причина отказа будет уважительной и не повлечёт для человека негативных последствий. Однако закон не предоставляет Вам право определять, являетесь ли Вы свидетелем, или нет, располагаете «ценной» информацией или нет. Это право налоговиков. Если Вас или Вашего сотрудника вызвали, значит нужно явиться. Даже если Вы по условиям пункта 2 статьи 90 Налогового кодекса не можете быть допрошены. Всё равно нужно прийти и, при наличии оснований, сославшись на эту норму закону, сообщить сотруднику налоговой инспекции, что Вас нельзя допрашивать.

Зачем налоговики вызывают на допросы?

Цели вызова на допрос могут быть разными – от выяснения подробностей сделки с проверяемым налогоплательщиком, до поиска скрытых налоговых правонарушений, о которых свидетель может случайно упомянуть в ходе допроса. Допрос является одним из самых важных доказательств, на которые инспекторы ссылаются при выявлении факта налогового правонарушения. Для примера рассмотрим ситуацию, когда у проверяющих возникли сомнения в реальности поставленного налогоплательщику товара. В этом случае сотрудники налоговых органов могут допросить Ваших работников склада, грузчиков, а также водителей и руководителя поставщика. Будет сложно опровергнуть доводы налоговиков о нереальности поставки, в случае если на допросе:

  • сотрудники склада и грузчики сообщат, что не видели на складе товар от спорного поставщика;
  • руководитель поставщика сообщит, что является номинальным директором и фактически не участвует в жизни своей компании;
  • водители дадут показания, согласно которым они никогда не привозили товар поставщика на Ваш склад.

Суды при рассмотрении налоговых споров не последнее внимание уделяют анализу подобных допросов. Они охотно приобщают их к материалам судебных дел в качестве доказательств. Поэтому не стоит относиться к допросу как к некой формальной процедуре, не имеющей принципиального значения для налоговой проверки.

Если с работающими сотрудниками всё понятно, то возникает вопрос – зачем инспектору нужны показания уволенных работников. Для этого существует несколько причин:

  • бывший сотрудник скорее всего не вспомнит подробности интересующей инспекторов сделки и ответит «не помню» или «такого не было». В свою очередь налоговики подобный ответ могут истолковать следующим образом – сотрудник не подтвердил факт реальности сделки, а значит её не было и документы по этой сделке фиктивные. А это основание для отказа в вычете по НДС и учёте расходов, понесённых по сделке;
  • сотрудник может быть обижен на своего бывшего работодателя, в связи с чем на допросе расскажет о известных ему фактах нарушения работодателем налогового законодательства. Это поможет инспекторам сформировать дополнительные претензии к налогоплательщику и увеличить сумму начисленной ему недоимки.

Что могут спросить на допросе?

Обычно инспекторы знают, что хотят выяснить от допрашиваемых свидетелей. Именно поэтому они заранее готовят список вопросов. Конкретные вопросы зависят от ситуации и обстоятельств налоговой проверки. Несмотря на имеющуюся у инспекторов свободу при составлении вопросов, существует список рекомендуемых вопросов. Он утверждён письмом ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@. Эти вопросы предназначены для случаев, когда налоговики хотят выяснить процедуру выбора и проверки контрагентов. При этом у инспекторов имеется полная свобода в формулировках вопросов, которые они могут задать в процессе допроса свидетеля.

Все вопросы, которые могут быть адресованы допрашиваемому директору, можно условно разделить на три категории:

1) Формальные вопросы. По сути это вопросы общей направленности. В качестве примера можно привести следующие стандартные вопросы для руководителя:

  • Когда Вы трудоустроились в компанию?
  • Какое у Вас образование?
  • Кто назначил Вас на должность руководителя?
  • Кто занимался оформлением новых сотрудников?
  • Сколько людей работает в Вашей компании?
  • Назовите своих основных поставщиков и покупателей.
  • Кто в Вашей компании ведёт бухгалтерский и налоговый учёт?
  • Как Ваша компания ищет и выбирает новых поставщиков?

2) Вопросы, связанные с подозрительными для инспекторов фактами работы Вашей компании. Например, налоговиков могут интересовать вопросы по определённому контрагенту. Вот типичные вопросы, которые руководитель может услышать на допросе:

  • Почему Вы выбрали именно этого контрагента для заключения сделки?
  • Вы проверяли его перед подписанием с ним договора?
  • Кто в Вашей компании ответственен за выбор новых контрагентов?
  • Вы лично встречались с представителем контрагента перед заключением сделки?
  • В каких отношениях Вы состоите с руководителем контрагента: деловых или дружеских?
  • Лично Вы посещали офисе своего контрагента?
  • Кто в Вашей компании общается с данным контрагентом по вопросу исполнения условий договора?

3) Максимально критичные вопросы. Эта категория вопросов связана с конкретной сделкой или поставкой, в отношении которых у налоговиков есть подозрения в совершении налогового правонарушения. Если у них имеются предположения, что в рамках конкретной сделки произошла незаконная экономия на налогах, то инспекторы обязательно зададут директору все интересующие их вопросы. В качестве примера подобных вопросов можно привести следующие формулировки:

  • Кто привозил на Ваш склад товар от поставщика?
  • На каком транспорте доставлялся в Вашу компанию этот товар?
  • У водителей, доставлявших товар, имелись доверенности, выданные Вашим поставщиком?
  • Кто из Ваших сотрудников проверял качество и комплектность поставок от контрагента?
  • Назовите фамилии и должности сотрудников, которые осуществляли разгрузку привезённого Вам товара?
  • Где в Вашей компании хранится купленный у поставщика товар, и кто из сотрудников был ответственен за хранение?
  • Кто из Ваших сотрудников ответственен за учёт и оприходование данного товара?

Популярные ошибки свидетелей на допросе в налоговой.

1) Часто свидетели ошибочно полагают, что могут отказаться от ответа на любые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции. Она позволяет не давать показания в отношении себя и своих родственников. Возможны ситуации, когда инспектор спросит у свидетеля в чём заключается его работа в компании. А свидетель откажется отвечать на вопрос, так как эта статья Конституции разрешает делать это. Необходимо учитывать, что отказ от дачи показаний о работе компании является незаконным. Об этом указано в апелляционном определении Свердловского областного суда от 29.11.2017 по делу № 33а−20436/2017. Также неправомерным может быть признан отказ от дачи показаний о выполняемых свидетелем трудовых обязанностях (апелляционное определение Нижегородского областного суда от 27.12.2017 по делу № 33А-15220/2017). Таким образом, не стоит заблуждаться в универсальности статьи 51 Конституции, которая не поможет, если заданный инспектором вопрос не связан с личностью свидетеля.

2) Не всегда свидетели проверяют полномочия инспектора, проводившего допрос. Перед его началом рекомендуем попросить соответствующего работника налоговой предъявить своё служебное удостоверение. Отсутствие подобного документа или отказ предъявить его в развёрнутом виде может свидетельствовать об отсутствии полномочий у этого лица по проведению допроса.

3) В ходе допроса свидетели могут начать фантазировать и самостоятельно додумывать факты, которые они забыли или которые им не известны. Подобные предположения свидетеля могут негативно повлиять на выводы налоговиков и результаты всей проверки. Если инспектор выяснит, что свидетель додумывал ответы на вопросы, то такого свидетеля могут привлечь к ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Таким образом, при ответе на допросе необходимо руководствоваться известными свидетелю фактами, а в случае, если ответ не известен, не следует его придумывать исходя из своих предположений и догадок. Подобные случаи возможны, когда в должностные обязанности допрашиваемого свидетеля не входят обстоятельства, о которых спрашивают налоговики. Например, бухгалтеру могут задать вопрос о транспорте, на котором поставщики привозили спорный товар. В этом случае бухгалтер, фактически не работая на складе и не производя приёмку товара, не может знать об этих транспортных средствах. Однако, не всегда свидетель в таких ситуациях отвечает, что обстоятельства ему не известны. Вместо этого он начинает делиться с инспектором своими предположениями и идеями.

Советы и рекомендации для тех, кто собирается пойти на допрос в налоговую инспекцию.

1) Вначале на допросе налоговый инспектор просит свидетеля предъявить паспорт для того, чтобы заполнить первую страницу протокола допроса, а некоторые ещё и копию с паспорта снять захотят. Однако проверку документов, удостоверяющих личность, могут проводить только правоохранительные органы, налоговики не имеют право требовать у свидетеля паспорт, а тем более снимать с него копии. Они могут заполнить протокол по имеющимся у них сведениям, а у свидетеля есть полное право отказать инспектору в предъявлении паспорта.

2) Потом налоговики просят поставить подпись под абзацем, в котором говорится о том, что свидетель ознакомлен с ответственностью за дачу заведомо ложных показаний. Самое интересное в этом то, что обычно об ответственности они не рассказывают. Поэтому можно написать «не ознакомлен» и поставить свою подпись.

3) Отвечать на вопросы подробно не стоит, инспекторы это не оценят. Так как допрос обычно проводится по делам давно минувших дней, то стоит на все вопросы отвечать такими фразами: «Я уже не помню, так как давно было», «Мне данный вопрос надо освежить в памяти», «Этот вопрос мне надо будет уточнить». Так же всегда надо помнить, что у свидетеля есть право отказаться от ответа на некоторые вопросы, сославшись на статью 51 Конституции.

4) Ещё налоговики часто любят получать у свидетелей образцы подписей, а делать они этого не имеют права. Опять же в силу того, что отбор образцов подписей это оперативно розыскные мероприятия, которые проводить налоговики не уполномочены.

5) В ходе допроса сотрудники налогового органа могут оказывать психологическое давление на свидетеля за счёт угроз, обещаний, запугиваний, неоднозначной формулировки вопросов и так далее. Чтобы защитить свидетеля от данного воздействия и проконтролировать соответствие процедуры допроса всем требованиям закона, целесообразно обеспечить присутствие на допросе уполномоченного представителя свидетеля. Это полностью соответствует положениям части 1 статьи 48 Конституции и пункта 1 статьи 26 Налогового кодекса. Полномочия представителя (юриста или адвоката) должны подтверждаться нотариальной доверенностью или адвокатским ордером.

6) Результаты допроса оформляются соответствующим протоколом, содержание которого свидетелю следует проверить перед подписанием. Не стоит относиться к этой процедуре формально и подписывать протокол без проверки его текста. Бывают случаи, когда налоговики записывают в протокол ответы свидетеля не дословно, а исказив их. В связи с этим смысл показаний может существенно меняться. Возможны ситуации, при которых устно вопрос инспектора звучит в одном формате, а в протоколе написана абсолютно иная формулировка, не имеющая ничего общего с заданным свидетелю вопросом. Кроме того, не исключено допущение инспектором опечаток и иных ошибок при составлении протокола. При выявлении этих обстоятельств необходимо выполнить одно из следующих действий:

  • попросить налоговиков перепечатать протокол, исправив ошибки, либо
  • подписать протокол и написать в нём все свои замечания.

Таким образом, рекомендуем перед подписанием протокола внимательно ознакомиться с его содержанием и проверить корректность записанных в нём вопросов и ответов.

7) В ходе допроса Вы можете заявить о необходимости сделать перерыв или попросить перенести его на другой день. Это можно обосновать своим плохим самочувствием. Если Вам будет отказано, то можно попросить инспектора отразить это в протоколе. В случае если сотрудник инспекции отказался это сделать, то Вы вправе самостоятельно в протокол внести свои комментарии. Формулировка Вашего замечания в протоколе может быть такой – «Мою просьбу прервать допрос на 1 час в связи с плохим самочувствием налоговый инспектор проигнорировал, продолжив задавать мне вопросы».

8) Для подготовки руководителя компании к допросу нужно понять какие контрагенты интересуют налоговиков. Это можно выяснить исходя из требований инспекторов о представлении документов и пояснений. После этого потребуется порепетировать ответы на возможные вопросы инспекторов. Идеальным вариантом является ситуация, когда, идя на допрос, руководитель заранее знает какие вопросы ему могут задать и какие ответы на них нужно предоставить.

9) Лучше всего обращаться к юристам и адвокатам. Именно они помогут при анализе перечня возможных вопросов, подготовке к ответам на них и сопровождению свидетеля на допросе. Присутствие на допросе юриста или адвоката может защитить компанию и её руководителя от проблем, связанных с нарушением процедуры проведения допроса и оказанием налоговиками давления на свидетеля.

Как долго может идти допрос?

В Налоговом кодексе ничего не сказано о продолжительности допроса. Сроки проведения допроса регулируются другим документом – Уголовно-процессуальным кодексом, согласно которому допрос не может непрерывно длиться свыше 4 часов. В результате этой неопределённости в Налоговом кодексе, инспекторам не запрещено проводить затянутые по времени допросы длительностью свыше 4 часов.

Что будет, если не прийти на допрос?

В случае если Вы решите проигнорировать приглашение на допрос и не придёте в инспекцию, то это может привести к штрафу. Его размер составляет всего 1 000 рублей. А вот если прийти на допрос, но отказаться отвечать на вопросы или давать лживые ответы, то свидетеля также могут оштрафовать. Но в этой ситуации штраф составит уже 3 000 рублей.

Как оформляется налоговый допрос?

После ответа свидетеля на последний заданный ему вопрос инспектор приступает к оформлению протокола допроса. Протокол составляется по специальной форме, которая определена приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. С сентября 2018 года налоговики обязаны выдавать свидетелю копию такого протокола. Раньше подобной обязанности у них не было.

Как оспорить протокол налогового допроса?

Протокол может быть признан судом ненадлежащим доказательством в рамках налогового спора, если содержит определённые нарушения. Например, при разрешении спора суд может не учитывать протокол, если в нём отсутствуют следующие сведения:

  • информация об инспекторе, проводившем допрос;
  • информация о месте допроса;
  • подпись свидетеля;
  • отметка о том, что он предупреждён об ответственности за отказ от дачи показаний.

Ранее суды признавали протоколы ненадлежащим доказательством, если они содержали формальные нарушения (отсутствовали некоторые реквизиты или протокол не соответствовал установленной форме). Но в последнее время подходы судей изменились. Теперь они говорят, что в протоколах налогоплательщикам необходимо изучать содержание формулировок, а не строить защиту исключительно на опечатках в фамилии или неуказании точного адреса проведения допроса. Следовательно, содержание в протоколе незначительных формальных ошибок не влечёт его автоматическую отмену и признание ненадлежащим доказательством.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *