Нарушение лицензионных требований КоАП

Нарушение лицензионных требований КоАП

— ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ — Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

— ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ — Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Нарушения лицензионных требований, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ:

отсутствие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой, и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением, высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста; отсутствие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, сертификата специалиста; отсутствие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих высшее или среднее фармацевтическое либо высшее или среднее ветеринарное образование, сертификат специалиста; отсутствие повышения квалификации специалистов реже 1 раза в 5 лет.

— ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ — Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение лицензионных требований, за которые предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ:

отсутствие помещений и оборудования, принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующих установленным требованиям; несоблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами требований статей 53 и 54 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения; несоблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества; несоблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных препаратов для ветеринарного применения правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения; несоблюдение требований статьи 57 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств», запрещающей продажу фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств; несоблюдение лицензиатом правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.

В ГНС напомнили, что 18 декабря 2019 года вступил в силу Закон от 2.10.2019 г. №139-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности».

Законом вместо аннулирования лицензии введено приостановление действия лицензии в полном объеме или частично. Одновременно предусмотрена возможность обжалования плательщиком решения органа лицензирования относительно приостановления действия лицензии.

Напомним, что проверить вашего контрагента на благонадежность и осуществлять его дальнейший мониторинг можно с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Вы можете проверить контрагента, который вас интересует, прямо сейчас, оформив заявку на тестовый доступ к сервису. Также до 28 декабря вы можете приобрести CONTR AGENT со скидкой до 40%.

Меняются также порядок и основания привлечения к административной ответственности за нарушения, связанные с хозяйственной деятельностью без лицензий.

Так, с 18 декабря 2019 года за торговлю (оптовую, розничную, экспорт, импорт) спиртом этиловым, коньячным, плодовым и розничную торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями без лицензии вместо ст. 156 КУпАП будет применяться ч. 1 ст. 164 (штраф от 1000 до 2000 НМДГ (от 17000 до 34000 грн).

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 164 КУпАП за деятельность с нарушением лицензионных условий ответственность не предусмотрена. Однако, нарушением будет считаться деятельность в период приостановления действия лицензии, если законодательством не предусмотрены условия функционирования субъекта хозяйствования в этот период.

Установлена административная ответственность за нарушение лицензиатом срока уведомления органа лицензирования об изменении сведений, указанных в заявлении и приложенных документах, — штраф от 250 до 500 НМДГ (4250 — 8500 грн).

Невыполнение лицензиатом распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий — влечет за собой наложение штрафа от 500 до 1500 НМДГ (8500 — 25 500 грн).

Ответственность за осуществление розничной или оптовой торговли алкогольными напитками или табачными изделиями без марок акцизного налога или с подделанными марками этого налога и в дальнейшем будет определяться ст. 156 КУпАП, которой предусмотрено наложение штрафа от 200 до 600 НМДГ (от 3400 до 10 200 грн) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли.

Привлекать к ответственности за нарушение по вопросам лицензирования за ст. 164 КУпАП как и сейчас будут суды на основании протоколов уполномоченных лиц органов лицензирования.

Напомним, предпринимателям открыли круглосуточную горячую линию

Верховный Суд впервые взыскал с бывшего директора компании убытки в размере 4,3 млн грн

-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ СОСТАВА СТАТЬИ 14.1 КОАП

С.В. КАЗАКОВ,

старший преподаватель кафедры «Право» Всероссийского заочного финансово-экономического института Научная специальность: 12.00.14— административное право, финансовое право, информационное право

E-mail: kazakofT@yandex.ru

Аннотация. Раскрыты квалифицирующие признаки состав правонарушения ст. 14.1 КоАП. Ключевые слова: предпринимательская деятельность, лицензия, регистрация, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.

QUALIFYING SIGNS OF STRUCTURE OF ARTICLE 14.1. KOAP

£ V. KAZAKOV,

the senior teacher of chair «Right» of the all-Russia correspondence financial and economic institute

Состав ст. 14.1 КоАП состоит из четырех пунктов. Выделим и обозначим особенности каждой из них, так как на практике следует иметь точное представление об их сущности для правильной и точной квалификации. Сложность в правильной квалификации этой статьи также обусловлено тем, что она является бланкетной. Для полного и обоснованного установления и юридического закрепления точного соответствия между признаками совершенных неправомерных проступков и признаками состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.1, необходимо обращаться к другим нормам права.

Пункт 1 ст. 14.1 КоАП предусматривает осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. Исследование признаков осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации свидетельствует о том, что при квалификации деяния незарегистрированной будет считаться деятельность, если она осуществляется без образования юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя. То есть организация осуществляет предпринимательскую деятельность, не зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя либо юридического лица, в следующих случаях:

• в период подачи документов на государственную регистрацию, не дожидаясь принятия решения по вопросу регистрации. Например, организация подала все документы для регистрации на законных основа-

ниях и начала осуществлять предпринимательскую деятельность, не дождавшись решения о государственной регистрации;

• вопреки отказу (законному или незаконному) в государственной регистрации. Отказ возможен на основании ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В данном случае нельзя осуществлять предпринимательскую деятельность. Если организация либо гражданин считают отказ в государственной регистрации незаконным, они имеет право обжаловать решение в судебном порядке. При этом лицо обязано прекратить осуществлять любую предпринимательскую деятельность до вынесения решения суда о незаконном отказе в регистрации организации.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место и при ведении ее после аннулирования государственной регистрации. Этот момент считается после исключения ее из Книги государственной регистрации. После этого осуществление предпринимательской деятельности будет считаться незаконным.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации будет иметь место и в том случае, когда свидетельство о государственной регистрации было поддельным. Использование поддельного документа требует дополнительной квалификации по ч. 3 ст. 327 УК.

При квалификации проступка, предусмотренного ст. 14.1 КоАП, следует отличать регистрацию кредитных

НАУКИ

организаций от постановки на учет в органах налоговой инспекции, внебюджетных фондах: фондах обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и Пенсионном фонде РФ. Постановка на учет производится в целях налогового контроля над налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 83 НК. В том случае, когда юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель при наличии обычной регистрации занимаются предпринимательской деятельностью, эту деятельность следует квалифицировать именно по признаку отсутствия регистрации.

При осуществлении большого перечня видов деятельности одной государственной регистрации недостаточно, необходимо их лицензирование.

Следующей формой незаконного предпринимательства является осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (п. 2 ст. 14.1 КоАП). Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. В случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа. Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлены условия для получения лицензии на соответствующий вид деятельности. В лицензии предусматривается вид деятельности, который организация либо индивидуальный предприниматель могут осуществлять.

Отсутствие лицензии как документа у субъекта деятельности, например, в случае его утраты, повреждения не означает, что деятельность осуществляется без лицензии, так как специальное разрешение, зафиксированное в реестре, остается действительным независимо от наличия или отсутствия документа у организации в конкретный момент.

Лицензия на осуществление определенной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, осуществляющими лицензирование в соответствии с Федеральным законом «О ли-

цензировании отдельных видов деятельности». Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет, если иное не предусмотрено законом. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Порядок выдачи лицензии осуществляется на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензионный режим выполняет следующие функции:

• легитимационную (придание предпринимательской деятельности законного основания);

• элиминативную (отбор субъектов, предполагающих осуществление отдельных видов деятельности);

• регулирующую (устанавливает условия, которые юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать в своей работе);

• контрольно-надзорную за соблюдением лицензионных требований и условий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• защитно-обеспечительную, гарантирующую интересы клиентов;

• информационно-статистическую (учет выданных лицензий в специальном реестре).

Лицензия на осуществление банковских операций должна содержать следующие сведения: регистрационный номер лицензии, наименование организации с указанием ее организационно-правового статуса, перечень деятельности, которые имеет право осуществлять эта организация, сведения о лице, подписавшем лицензию.

Государство устанавливает в определенном порядке возможность субъекта осуществлять какой-либо вид деятельности безотносительно к предполагаемому объему этой деятельности. После получения разрешения субъект волен осуществлять данный вид деятельности в том объеме, который ему посилен и экономически целесообразен. При этом лицензиат, кроме разрешения на осуществление деятельности, ничего не получает из предметов материального мира. В связи с тем что объектом правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП, являются общественные отношения в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности, представляется, что по смыслу закона отсутствие этой лицензии обра-

НАУКИ

зует состав правонарушения, предусмотренного этой статьей.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда оно обязательно, состоит в занятии лицензионным видом предпринимательской деятельности лицом:

• не прошедшим регистрации в соответствии с законом;

• имеющим свидетельство о государственной регистрации, но не имеющим лицензии на право осуществления определенного вида предпринимательской деятельности, в том числе: а) после подачи документов на лицензирование, но до получения решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; б) после получения решения об отказе в выдаче лицензии на данный вид деятельности; в) по лицензии одной деятельности, выданной на другой вид деятельности или другому физическому или юридическому лицу; г) в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии); д) в случае прекращения срока действия лицензии и т.п.

Лицензия выдается с целью не контроля над качеством осуществления банковской деятельности, а сохранения стабильности рыночной системы в стране.

Еще одной формой незаконного осуществления предпринимательской деятельности является осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (п. 3 ст. 14.1 КоАП). Под нарушением лицензионных требований и условий понимается нарушение формально-определенных требований, установленных нормативными актами, которое может быть допущено на стадии как получения лицензии, так и осуществления предпринимательской деятельности. Нарушения могут быть как общими, так и специальными. Фактически содержание условий лицензирования подвергается расширительному толкованию и дополняется за счет сведений, содержащихся в документе, подтверждающем наличие лицензии и решения о предоставления лицензии.

Пункт 4 постановления Пленума Верховного от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» гласит, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринима-

тельской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионных требований, и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К общим нарушениям лицензионных требований и условий относится передача лицензии другому лицу. Вид деятельности, на осуществление которой получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию субъектом. Запрещается передача (продажа) лицензии какому-либо другому лицу либо организации. Лицо, осуществляющее деятельность на основании лицензии, «купленной» у другого субъекта предпринимательской деятельности, признается осуществляющим такую деятельность без лицензии. Не могут быть переданы отдельные полномочия по осуществлению лицензируемой деятельности по доверенности другим организациям.

А.С. Коренев предложил относить к нарушениям лицензионных условий и требований нарушения на стадии получения лицензии, в частности предъявление подложных документов1. Т. Устинова под лицензионными условиями и требованиями понимает соблюдение соответствующих мер предосторожности при занятии конкретным видом деятельности, несоблюдение которых может представлять опасность или нарушать гарантированные Конституцией РФ права и свободы2. Многие исследователи сходятся в мысли, что нарушения лицензионных требований и условий должны носить грубый и преднамеренный характер3. Е.В. Эминов предлагает относить к нарушениям лицензионных требований и условий несвоевременное выполнение лицензионных требований и условий4.

Рассматривая вопрос о наличии или об отсутствии нарушений лицензионных требований и условий, следует учитывать положения тех нормативных правовых актов, которые содержат дополнительные (специальные) требования к квалификации лицензиата5.

2 Устинова Т. Условная ответственность за незаконное предпринимательство // Налоговая адвокатура. 1999. № 3. С. 45.

3 Аванесян Г.С. Уголовно-правовая охрана предпринимательской деятельности. Ульяновск, 2000. С. 130; Жеребцов А.П. Проблемы уголовной ответственности за нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности: автореф. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 61.

5 Плотников С.А. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство: автореф. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 110.

Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред

1. К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) либо указанное лицо не выполнило требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или оно не выполнило требование Правил дорожного движения Российской Федерации о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен;

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) утратил силу. — Федеральный закон от 01.05.2019 N 88-ФЗ;

з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы;

и) на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов;

к) владелец транспортного средства при заключении договора обязательного страхования предоставил страховщику недостоверные сведения, что привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии;

л) вред был причинен указанным лицом при использовании транспортного средства с прицепом при условии, что в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере осуществленного страхового возмещения к оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена или могла быть выявлена в момент проведения технического осмотра этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

4. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.

5. Регрессное требование о возмещении вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу в случае причинения вреда его здоровью либо к его родственникам или наследникам в случае его смерти в результате дорожно-транспортного происшествия с участием этого транспортного средства.

6. К профессиональному объединению страховщиков, осуществившему компенсационную выплату лицам, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, переходит право требования потерпевшего к лицам, указанным в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в размере осуществленной компенсационной выплаты.

Документ утратил силу

Архив ноябрь 2011 года

| <<< Навигация

(Утратило силу, Приказ N 242 от 12.11.99 г.)
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
27 августа 1998 г.
г.Минск
Зарегистрировано в Реестре Государственной регистрации 10.09.98 г., регистрационный номер 2674/12.

УТВЕРЖДАЮ Министр юстиции Республики Беларусь Г.Н.Воронцов 27.08.1998 г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Министерство финансов Министерство промышленности Республики Беларусь Республики Беларусь Министр Заместитель министра Н.П.Корбут В.Г.Галко 21 августа 1998 г. 16.08.1998 г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Министерство экономики Министерство предпринимательства Республики Беларусь и инвестиций Заместитель министра Республики Беларусь Ю.И.Енин Министр 20 августа 1998 г. А.Ю.Сазонов 26.08.1998 г.

# — Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь

N 71 от 01.04.99 г.

(вступил в силу 07.04.99 г.)

## — Приказ Министерства юстиции Республики Беларусь

N 153 от 13.07.99 г.

(вступил в силу 27.07.99 г.)
1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет порядок выдачи, использования и аннулирования лицензии на право оказания субъектами хозяйствования юридических услуг, за исключением частной нотариальной деятельности, профессиональной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах.

1.2. К юридическим услугам, на оказание которых необходимо получение лицензии в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1991 года N 386, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21 августа 1995 года N 456 и настоящим Положением, относятся:

— участие в подготовке приказов, инструкций, договоров и других правовых документов, связанных с деятельностью субъектов хозяйствования, в том числе по их регистрации;

— дача консультаций и разъяснений физическим и юридическим лицам по различным отраслям права, в том числе по регистрации и деятельности оффшорных компаний;

— участие в подготовке необходимых документов для заключения договоров между субъектами хозяйствования;

— подбор материалов, составление проектов нормативных актов, исковых заявлений, жалоб, связанных с рассмотрением споров в хозяйственном суде, а также подготовка жалоб в прокуратуру и иные государственные органы;

— участие в рассмотрении споров в хозяйственном суде.

2. Порядок выдачи и использования лицензии.

2.1. Лицензия на право оказания юридических услуг может быть выдана:

## — юридическому лицу, внесенному в Реестр государственной регистрации Республики Беларусь, штат которого, за исключением технического и вспомогательного персонала, состоит из юристов (не менее 2) с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее 3 лет после окончания высшего учебного заведения ##;

— гражданину, зарегистрированному в качестве предпринимателя, осуществляющему свою деятельность без образования юридического лица, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет, после окончания высшего учебного заведения;

— гражданину, не занимающемуся предпринимательской деятельностью, имеющему высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 3-х лет, после окончания высшего учебного заведения.

2.2. Лицензия на право оказания юридических услуг может быть не выдана:

— юридическому лицу, в штате которого имеются признанные в установленном порядке недееспособные работники ## слова исключены ##;

— гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

— гражданам, уволенным из правоохранительных и других органов, предприятий, учреждений, организаций за виновные действия;

— юридическому лицу, в уставе которого отсутствует вид деятельности — оказание юридических услуг.

2.3. Лицензия на право оказания юридических услуг выдается Министерством юстиции Республики Беларусь на основании решения Комиссии по вопросам выдачи лицензий на право оказания юридических услуг Министерства юстиции и заявления лица, изъявившего желание заниматься этим видом деятельности.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

а) юридическим лицом:

— нотариально удостоверенная копия свидетельства о регистрации юридического лица;

— нотариально удостоверенная копия устава юридического лица;

— штатное расписание юридического лица;

— нотариально удостоверенные копии дипломов о высшем юридическом образовании юристов, состоящих в штате юридического лица;

— нотариально удостоверенные копии трудовых книжек юристов, имеющих высшее юридическое образование и состоящих в штате юридического лица;

— справки о приеме на работу юристов;

— документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии;

б) гражданином, зарегистрированным в качестве предпринимателя:

— нотариально удостоверенная копия свидетельства о регистрации физического лица в качестве предпринимателя;

— нотариально удостоверенная копия диплома о высшем юридическом образовании;

— нотариально удостоверенная копия трудовой книжки;

— справка о приеме на работу;

— документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии;

в) гражданином, не занимающимся предпринимательской деятельностью:

— нотариально удостоверенная копия диплома о высшем юридическом образовании;

— нотариально удостоверенная копия трудовой книжки;

— справка о приеме на работу;

— документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии.

При проведении собеседования и получении лицензии заявителем должен быть предъявлен паспорт.

При необходимости Министерство юстиции может истребовать и иные документы, подтверждающие возможность субъекта хозяйствования заниматься оказанием юридических услуг.

2.4. Лицензия на право оказания юридических услуг выдается сроком на 5 лет.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Срок действия лицензии может быть продлен на 5 лет.

2.5. За выдачу лицензии на право оказания юридических услуг с юридических лиц взимается плата в размере 15 минимальных заработных плат, а за продление лицензии — в размере 7 минимальных заработных плат.

За выдачу лицензии на право оказания юридических услуг с предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, и с граждан взимается плата в размере 2 минимальных заработных плат, а за продление лицензии — в размере 1 минимальной заработной платы, установленной на день подачи в полном объеме документов в Министерство юстиции, что подтверждается соответствующей регистрацией в журнале по учету поступившей корреспонденции.

2.6. Лицензия на право оказания юридических услуг, форма которой утверждается Министерством юстиции Республики Беларусь, должна содержать следующие реквизиты:

а) лицензия для юридических лиц:

— наименование органа, выдавшего лицензию;

— полное наименование юридического лица, его юридический адрес;

— наименование вида деятельности, на которую выдана лицензия;

— регистрационный номер лицензии;

— дата выдачи лицензии;

— срок действия лицензии;

б) лицензия для граждан зарегистрированных в качестве предпринимателя и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью:

— наименование органа выдавшего лицензию;

— фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, оказывающего юридические услуги;

— наименование вида деятельности, на который выдана лицензия;

— регистрационный номер лицензии;

— дата выдачи лицензии;

— срок действия лицензии.

2.7. Лицензия подписывается Министром юстиции или его заместителем и заверяется гербовой печатью Министерства юстиции. Оригинал лицензии выдается заявителю, а ее ксерокопия остается в лицензионном деле гражданина (юридического лица) в Министерстве юстиции.

2.8. Передача лицензии другому лицу не допускается.

2.9. При ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физического лица, выданная им лицензия теряет юридическую силу и должна быть возвращена в течение 10 дней со дня наступления вышеназванных условий в Министерство юстиции.

2.10. Министерство юстиции ведет учет лицензий в книге регистрации выдачи лицензий на право оказания юридических услуг.

2.11. В случае утраты лицензии, лицензиат обязан в 10-дневный срок подать заявление в Министерство юстиции о выдаче дубликата лицензии.

Министерство юстиции выдает дубликат лицензии, о чем делается соответствующая запись в книге регистрации выдачи лицензий на право оказания юридических услуг. За выдачу дубликата лицензии взимается плата в размере 50 процентов ее стоимости.

Взимаемая плата за выдачу лицензии или ее дубликата зачисляется в доход республиканского бюджета.

2.12. До выдачи дубликата, в случае утраты лицензии, лицензиат осуществляет свою деятельность на основании временного разрешения, выданного Министерством юстиции.

2.13 Решение о выдаче (продлении) или об отказе в выдаче (продлении) лицензии на право оказания юридических услуг принимается Министерством юстиции в течение 30 дней со дня подачи заявления с приложением необходимых документов.

В выдаче лицензии может быть отказано в случае:

— наличия в представленных документах недостоверной информации;

— если в представленных документах или в результате собеседования не подтверждается необходимая профессиональная подготовка заявителя или его возможность обеспечения оказания юридических услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.14. Лицензия или решение об отказе в ее выдаче (продлении) выдаются в 5-дневный срок со дня принятия соответствующего решения.

В случае отказа юридическому или физическому лицу в выдаче лицензии на право оказания юридических услуг, повторное заявление о выдаче лицензии на данный вид деятельности, может быть подано в Министерство юстиции не ранее 6 месяцев со дня отказа в ее выдаче.

2.15. Получение лицензии физическими и юридическими лицами осуществляется не позднее чем в месячный срок со дня принятия решения о ее выдаче.

При наличии уважительной причины, срок выдачи лицензии может быть продлен Министром юстиции или его заместителем.

2.16. Решение об отказе в выдаче (продлении) лицензии выносится Комиссией, оформляется в письменной форме и подписывается председателем Комиссии. В решении об отказе в выдаче (продлении) лицензии должны быть указаны причины отказа.

2.17. Решение Комиссии по вопросу профессиональной непригодности заявителя, выявленной в результате собеседования, является окончательным и обжалованию не подлежит.

2.18. Отказ в выдаче (продлении) лицензии может быть обжалован в суд или хозяйственный суд в течение 30 дней со дня вынесения решения.

3. Приостановление действия лицензии.

3.1. Приостановление действия лицензии на право оказания юридических услуг осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь и означает запрет на осуществление данного вида деятельности до возобновления срока действия лицензии.

3.2. Основанием для приостановления действия лицензии является:

— несообщение в 10-дневный срок Министерству юстиции об изменениях и дополнениях, внесенных в учредительные документы, а также об изменении юридического адреса (места жительства — для физического лица) лицензиата или места оказания юридических услуг;

— несообщение в 10-дневный срок в Министерство юстиции об открытии филиалов, отделений, представительств, оказывающих юридические услуги;

— приостановление государственными органами деятельности юридического или физического лица в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;

— непредставление физическим лицом нотариально удостоверенной копии свидетельства предпринимателя в месячный срок, со дня получения лицензии на право оказания юридических услуг;

— нарушение порядка рекламирования деятельности по оказанию юридических услуг;

— однократное грубое нарушение физическим или юридическим лицом норм осуществления деятельности по оказанию юридических услуг;

— подача физическим лицом, имеющим лицензию на право оказания юридических услуг, заявления о его поступлении на службу в государственный аппарат;

— наличие других оснований, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь и нормативными актами Министерства юстиции Республики Беларусь, принятыми в пределах его компетенции по вопросам лицензирования юридических услуг.

3.3. В случае выявления нарушения лицензиатом данного Положения, Министр юстиции Республики Беларусь вправе приостановить действие его лицензии и организовать проверку всех обстоятельств нарушений.

3.4. Лицензиат, получивший решение о приостановлении действия лицензии, обязан в установленный срок представить в Министерство юстиции документальное подтверждение устранения нарушения, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии.

3.5. Срок, на который приостанавливается действие лицензии на право оказания юридических услуг, включается в общий срок ее действия.

3.6. Приостановление ## (возобновление) ## действия лицензии на право оказания юридических услуг производится приказом Министерства юстиции Республики Беларусь.

Лицензия, действие которой приостановлено, сдается лицензиатом в Министерство юстиции в 10-дневный срок со дня принятия такого решения.

3.7. Решение о приостановлении действия лицензии на право оказания юридических услуг может быть обжаловано в суд или хозяйственный суд в 30-дневный срок со дня его принятия.

4. Аннулирование лицензии.

4.1. Аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь и означает запрет на данный вид деятельности.

Основанием для аннулирования лицензии является:

— заявление физического или юридического лица об аннулировании лицензии;

— осуждение лица, имеющего лицензию, за умышленное преступление и вступление приговора суда в законную силу;

— признание лица в установленном порядке ограниченно дееспособным или недееспособным;

— неустранение нарушений, явившихся основанием для принятия решения о приостановлении действия лицензии;

— осуществление деятельности по оказанию юридических услуг, в период приостановления действия лицензии;

— передача лицензии (копии лицензии) другому физическому или юридическому лицу;

— невыполнение юридическим или физическим лицом предписаний, либо распоряжений государственных органов по вопросам оказания юридических услуг;

— создание препятствий уполномоченным должностным лицам в осуществлении проверки деятельности по оказанию юридических услуг;

— ликвидация (реорганизация) юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

— неосуществление деятельности по оказанию юридических услуг более шести месяцев;

— непредставление отчета о результатах деятельности по оказанию юридических услуг в установленный настоящим Положением срок;

— повторное или грубое нарушение юридическим или физическим лицом осуществления деятельности по оказанию юридических услуг;

— неполучение лицензии в срок, установленный подпунктом 2.15 настоящего Положения;

— непредставление физическим лицом заявления о приостановлении действия лицензии на право оказания юридических услуг в 30-дневный срок со дня его поступления на службу в государственный аппарат;

# — нарушение физическим или юридическим лицом действующего законодательства и нормативных актов Министерства юстиции Республики Беларусь, принятых в пределах его компетенции по вопросам лицензирования юридических услуг, а также наличие других оснований, предусмотренных действующим законодательством. #

4.2. Аннулирование лицензии на право оказания юридических услуг производится приказом Министра юстиции Республики Беларусь, о чем лицензиат обязан немедленно уведомить своих клиентов, а также обязан сдать лицензию в Министерство юстиции в течение 10 дней со дня издания приказа.

4.3. Об аннулировании лицензии на право оказания юридических услуг Министерство юстиции Республики Беларусь сообщает в Главную государственную налоговую инспекцию Республики Беларусь или органы местного самоуправления по месту регистрации лицензиата.

4.4. Решение об аннулировании лицензии на право оказания юридических услуг может быть обжаловано в суд или хозяйственный суд в течение 30 дней со дня принятия такого решения.

Заявление субъекта хозяйствования или гражданина о повторной выдаче лицензии на право оказания юридических услуг может быть подано в Министерство юстиции не ранее чем через год со дня принятия решения о ее аннулировании.

4.5. Информация о выдаче лицензии на право оказания юридических услуг или о ее аннулировании публикуется Министерством юстиции Республики Беларусь в средствах массовой информации, которые определяются Министром юстиции Республики Беларусь либо его заместителем.

5. Порядок образования и деятельности Комиссии по вопросам выдачи лицензий на право оказания юридических услуг.

5.1. Комиссия Министерства юстиции Республики Беларусь по выдаче лицензий на право оказания юридических услуг состоит не менее чем из 5 человек. Ее персональный состав утверждается приказом Министра юстиции Республики Беларусь.

Председатель Комиссии является заместитель Министра юстиции.

Заседания Комиссии ведет председатель Комиссии или его заместитель. При отсутствии председателя Комиссии или его заместителя их обязанности исполняет по решению Министра юстиции Республики Беларусь один из членов Комиссии.

5.2. В обязанности Комиссии входит:

— рассмотрение заявлений и прилагаемых к ним документов физических и юридических лиц;

— проведение собеседования с целью подтверждения необходимой профессиональной подготовки у физических и юридических лиц для последующего оказания юридических услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь;

— вынесение решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии на право оказания юридических услуг физическим и юридическим лицам.

5.3. Ход рассмотрения Комиссией заявлений и других документов, проведение собеседования и решение по их результатам отражается в протоколах заседаний Комиссии, которые подписываются председателем и секретарем Комиссии. Протоколы ведет секретарь Комиссии.

5.4. Решение по результатам собеседования принимается Комиссией путем открытого голосования простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов, при равенстве голосов окончательное решение принимает председатель Комиссии.

При возникновении разногласий среди членов Комиссии по результатам голосования о профессиональной подготовленности претендента на лицензию Министр юстиции вправе предложить ему пройти повторное собеседование на последующем заседании Комиссии. При отказе от повторного собеседования претендент на лицензию вправе вновь подать заявление о выдаче лицензии на право оказания юридических услуг согласно абзацу 2 подпункта 2.14 пункта 2 настоящего Положения.

5.5. Комиссия вправе не рассматривать, а впоследствии аннулировать заявления и прилагаемые к ним документы физических и юридических лиц о выдаче лицензии на право оказания юридических услуг, в случае их неявки без уважительных причин на собеседование 2 раза.

5.6. Окончательное решение по вопросам Комиссии находится в компетенции Министра юстиции Республики Беларусь. # Министр юстиции Республики Беларусь вправе отказать в выдаче или приостановить выдачу лицензии на право оказания юридических услуг в случае установления факта нарушения лицом действующего законодательства. #

6. Особые условия использования лицензии на право оказания юридических услуг.

6.1. Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, должны создать все необходимые условия для надлежащего обслуживания граждан и организаций.

Для этого в соответствии с Кодексом законов о труде Республики Беларусь они могут нанимать технических работников и вспомогательный персонал.

Юридические и физические лица, оказывающие юридические услуги, должны иметь: оригиналы учредительных документов (для юридических лиц), документальное подтверждение по открывшимся филиалам, отделениям, представительствам (при условии их наличия), свидетельство о Государственной регистрации предпринимателя (для физических лиц), оборудованные помещения, оргтехнические средства, книгу регистрации оказываемых юридических услуг (пронумерованную, прошнурованную и скрепленную печатью), документацию по бухгалтерскому учету, ## тарифы ## на оказываемые юридические услуги, договора по оказанию юридических услуг и другие документы по организации делопроизводства.

# Юридическое лицо, занимающееся оказанием юридических услуг, должно иметь в штате не менее 2 юристов с высшим юридическим образованием и стажем работы по данной специальности не менее 3 лет после окончания высшего учебного заведения. #

## 6.2. Каждая юридическая услуга, оказанная физическим и юридическим лицом, должна быть зарегистрирована в книге регистрации оказываемых юридических услуг с указанием взысканной платы, формируемой в соответствии с действующим законодательством. Прием наличных денег производится с выпиской квитанций, зарегистрированных в налоговых органах. ##

6.3. Юридические и физические лица, занимающиеся оказанием юридических услуг, по результатам своей деятельности за год обязаны представлять отчет об оказании юридических услуг Министерству юстиции (управлениям юстиции) не позднее 15 февраля каждого года.

6.4. Контроль за деятельностью юридических и физических лиц по оказанию ими юридических услуг, соблюдению действующего законодательства, а также настоящего Положения осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь и управлениями юстициями облисполкомов (Мингорисполкома).

7. Ответственность за нарушение Положения.

7.1. В случае оказания юридических услуг без лицензии, физические и юридические лица несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Республики Беларусь.

7.2. Незаконная выдача лицензии уполномоченным на то должностным лицом, влечет за собой ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.

8. Заключительные положения.

8.1. Настоящее Положение вступает в действие со дня его Государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь и официального опубликования.

8.2. Признать утратившим силу Положение о порядке выдачи и использования лицензии на право оказания юридических услуг, утвержденное Министерством юстиции 23 октября 1996 года (регистрационный номер 1648/12 от 6 ноября 1996 года), изменения и дополнения к Положению, утвержденные Министерством юстиции 27 февраля 1997 года (регистрационный номер 1797/12 от 1 апреля 1997 года) и изменения и дополнения, утвержденные Министром юстиции 20 октября 1997 года (регистрационный номер 2145/12 от 31 октября 1997 года).

Право Беларуси 2007

карта новых документов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *