Нарушение требований охраны труда

Нарушение требований охраны труда

Константин БОНДАРЕНКО, ведущий специалист по пожарной безопасности и охране труда

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г.

Закон об охране труда — Закон Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII.

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

В 1992 году впервые не только в Украине, но и на поприще бывшего СССР был принят Закон об охране труда, определяющий основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности и принципы государственной политики в этой сфере, регулирующий отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды и устанавливающий единый порядок организации охраны труда в стране.

Главной целью охраны труда является создание на каждом рабочем месте безопасных условий труда, безопасной эксплуатации оборудования, уменьшение или полная нейтрализация действия вредных и опасных производственных факторов на организм человека и, как следствие, снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Важное место в охране труда занимает именно законодательное регулирование охраны труда.

Основным законом, гарантирующим право граждан на безопасные и здоровые условия труда, является Конституция Украины (ст. 43). Реализация этих прав осуществляется путем выполнения требований, изложенных в законодательных актах по охране труда, а именно в:

— КЗоТ;

— Законе № 1105;

— Законе об охране труда;

— Законе Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII;

— Законе Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII;

— Законе Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XIII;

— Законе Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII;

— Законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» от 08.02.95 г. № 39/95-ВР;

— Законе Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» от 30.06.95 г. № 255/95-ВР;

— Законе Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Контроль и надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда, по безопасности проведения работ возложены на Государственной комитет Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору (далее — Госгорпромнадзор), Положение о которомутверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2006 г. № 1640.

За нарушение законов и других нормативно-правовых актов об охране труда, создание препятствий в деятельности должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда, а также представителей профсоюзов, их организаций и объединений виновные лица привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности согласно закону (ст. 44 Закона об охране труда).

1. Дисциплинарная ответственность регулируется КЗоТ и предусматривает такие виды наказания, как выговор и увольнение (ст. 147).

2. Административная ответственность — это ответственность должностных лиц и работников перед органами государственного надзора, заключающаяся в применении к ним штрафных санкций.

Государственный надзор осуществляется путем проведения должностными лицами Госгорпромнадзора плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования, по результатам которых составляется соответствующий акт и предписание. При выявлении нарушений, которые могут угрожать жизни и здоровью работников, работы на предприятии или эксплуатация оборудования прекращаются, а должностные лица, допустившие нарушение, привлекаются к административной ответственности путем наложения штрафов.

Должностные лица предприятий могут быть привлечены к административной ответственности за:

— нарушение требований законодательства о труде и охране труда;

— уклонение от участия в переговорах о составлении, изменении или дополнении коллективного договора;

— нарушение или невыполнение коллективного договора;

— непредоставление информации для осуществления коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективного договора;

— невыполнение законодательных требований органов государственного надзора за охраной труда, Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, Госпожарнадзора, Минтруда;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов по безопасному проведению работ в сферах производства;

— нарушение законодательных актов и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывных материалов в сферах производства;

— невыполнение распоряжений должностных лиц органов государственного надзора за охраной труда по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды.

При повторном выявлении нарушений, составляющих угрозу здоровью и жизни работников, материалы проверки направляются в правоохранительные органы для соответствующего реагирования.

Также согласно ст. 23 Закона № 1105 страховые эксперты по охране труда Фонда социального страхования от несчастных случаев имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных этим Законом.

Согласно Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 22.06.99 г. № 1109, главные государственные санитарные врачи областей, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на водном, железнодорожном, воздушном транспорте и их заместители, а также главные государственные санитарные врачи объектов с особым режимом работы в пределах соответствующих административных территорий (объектов) имеют право выдавать постановления о наложении штрафа и в предусмотренных законом случаях применять финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства.

Статья 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение требований законодательных и других нормативных актов по охране труда влечет наложение штрафа на виновных лиц в следующих размерах:

— на работников — от 2 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан;

— на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Лица, на которых наложен штраф, вносят его в кассу предприятия по месту работы (ст. 43 Закона об охране труда).

3. Материальной ответственностью предусмотрено возмещение убытков, причиненных предприятиями работникам (или членам их семей), пострадавшим от несчастного случая либо профзаболевания.

Статья 130 КЗоТ предусматривает, что работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации в результате нарушения возложенных на них трудовых обязанностей.

При этом права и законные интересы работников гарантируются путем установления ответственности только за прямой действительный ущерб, только в пределах и порядке, предусмотренных законодательством, и при условии, что такой ущерб причинен предприятию, учреждению, организации виновными противоправными действиями (бездействием) работника. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полный размер причиненного ущерба, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При наличии указанных оснований и условий материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или криминальной ответственности.

На работников не может быть возложена ответственность за ущерб, относящийся к категории нормального производственно-хозяйственного риска, а также за неполученную предприятием, учреждением, организацией прибыль и за ущерб, причиненный работником, находившимся в состоянии крайней необходимости.

Работник, причинивший ущерб, может добровольно покрыть его полностью или частично. С согласия собственника или уполномоченного им органа работник может передать для покрытия причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.

Статья 132 КЗоТ предусматривает, что за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинен ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Материальная ответственность сверх среднего месячного заработка допускается только в случаях, указанных в законодательстве.

Однако ст. 134 КЗоТ предусматривает случаи, на основании которых работники несут материальную ответственность в полном размере ущерба, причиненного по их вине предприятию, учреждению, организации. Приведем некоторые из них:

— между работником и предприятием, учреждением, организацией согласно ст. 1351 КЗоТ заключен письменный договор о взятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение целостности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или других целей;

— имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

— ущерб нанесен действиями работника, имеющими признаки действий, преследуемых в уголовном порядке;

— ущерб нанесен работником, бывшим в нетрезвом состоянии;

— ущерб нанесен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;

— в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, организации при выполнении трудовых обязанностей;

— ущерб нанесен не при выполнении трудовых обязанностей.

4. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и безопасности труда предусмотрена УКУ.

Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью пострадавшего, наказывается штрафом до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на такой же срок.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового (ст. 271 УКУ).

Кроме того, УКУ предусмотрена ответственность за нарушение специальных правил безопасности, которые касаются выполнения работ повышенной опасности и требуют квалификации согласно ст. 272 — 275 УКУ.

Ответственность за преступления, предусмотренные ст. 271 — 275 УКУ, наступает независимо от формы собственности предприятия, на котором работает виновное лицо.

Верховный Суд Украины разъяснил сроки, применяемые в диспозиции указанных статей. Понятие «вред здоровью пострадавшего» включает случаи, связанные с нанесением лицу средней тяжести или легких телесных повреждений. Понятие «угроза гибели людей или наступления иных тяжких последствий» следует понимать как изменение в состоянии производственных объектов, в результате которых «возникает реальная опасность для жизни людей или реальная опасность причинения (наступления) ущерба указанным в этих статьях благ». А тяжесть вероятных последствий определяется в зависимости от размера материального ущерба, ценности благ, подвергавшихся угрозе, количества лиц, которые могут пострадать от опасных действий и т. д.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016 – 94, а также Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, подразделяют работников по характеру их трудовых функций на следующие категории:

  1. Руководители (директора, управляющие и их заместители, главные бухгалтер, инженер, механик, технолог, энергетик, заведу­ющие, начальники, мастера, прорабы и т.д.) осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделении и исполнителей и др.;
  2. Специалисты (администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспекторы, механики, техники, экономисты, юрисконсульты и др.) заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач;
  3. Другие служащие (технические исполнители), к которым относятся агенты, дежурные, коменданты, машинистки, операторы, секретари, учетчики, экспедиторы, выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и пр.;
  4. Рабочие (работники рабочих профессий), начиная от авербандщика и заканчивая юстировщиком, выполняют трудовые обязанности по своей профессии или по виду работ.

Необходимость обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выдвигает проблемы охраны труда в число неотложных социальных задач, решение которых непосредственно связано с соблюдением руководителями и каждым работником требований охраны труда.

В связи с этим должностной инструкцией руководителя наряду с выполнением функций, предусмотренных квалификационной характеристикой должности, устанавливается обязанность обеспечения здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполните­лей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда.

Подобным образом должностная инструкция специалиста, технического исполнителя кроме функций, определенных квалификационной характеристикой должности, должна предусматривать обязанность соблюдения на каждом рабочем месте законодательства об охране тру­да, а при наличии подчиненных также контроль за выполнением ими требований охраны труда.

Ответственность за нарушение законодательства по охране труда — это санкции, предусмотренные различными нормативными актами за неисполнение требований нормативных актов в сфере трудовых отношений.

Правила безопасной организации рабочего процесса и виды ответственности за нарушение требований охраны труда (ОТ) установлены действующим законодательством РФ. Требования разработаны для обеспечения безопасных условий трудовой деятельности работника. Обязанность их соблюдать установлена законодателем как для работодателя, так и для работника. В ст. 21 указано, что работник обязан исполнять установленные требования ОТ. Наиболее часто применяемый вид ответственности — административный, хотя возможна и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. Хотя, конечно, для того, чтобы суд применил статьи Уголовного кодекса, должно произойти серьезное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью работников.

Распространенные случаи

Чаще всего ответственность за нарушение законодательства по охране труда наступает в следующих случаях:

  • несоблюдение правила об обязательном проведении инструктажа по безопасному ведению работ (отсутствие стажировки, отказ от проверки знаний, привлечение неподготовленного сотрудника, отсутствие обучения руководящего состава предприятия и т.д.);
  • несоблюдение установленного режима труда и отдыха (привлечение к деятельности сотрудника в ночное время и выходные без его согласия, привлечение к сверхурочной работе, отсутствие ее учета, несоблюдение требований к продолжительности непрерывного отдыха);
  • отсутствие индивидуальных средств защиты;
  • допуск на объект без проведения обязательного медосмотра;
  • отсутствие аттестации рабочих мест;
  • несоблюдение установленного порядка расследования несчастных случаев;
  • несоблюдение правил эксплуатации приборов и аппаратов;
  • организация работ, не отвечающая обязательным требованиям.

Виды

Дисциплинарная ответственность

Замечание, выговор и даже увольнение, при наличии оснований, например, при установлении признака неоднократности нарушения, — это дисциплинарные взыскания за нарушение требований охраны труда. Они перечислены в ст. 192 ТК РФ. Иногда для увольнения достаточно и однократного существенного нарушения, если наступили тяжкие последствия (пп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ). Применяются эти виды дисциплинарных взысканий только в отношении работников, занимающих на предприятии определенную должность.

ВАЖНО! Наказание не может быть назначено, если с момента его обнаружения проступка прошло более месяца.

Материальная ответственность

Наказать рублем можно, в соответствии с главами 38 и 39 ТК РФ, как работодателя, так и сотрудника. В соответствии со ст. 238, 246 ТК РФ при определении ущерба, причиненного работником, учитывается следующее:

  • возмещается только прямой действительный ущерб, упущенная выгода не принимается во внимание;
  • должна быть установлена вина и связь проступка с возникшими последствиями;
  • ущерб определяется по фактическим потерям с учетом рыночных цен.

При этом администрация наделена правом не подвергать трудящегося наказанию в соответствии со ст. 240 ТК РФ.

При установлении совершения виновного правонарушения в части организации деятельности и рабочих мест наступает административная ответственность за нарушение требований охраны труда (по ст. 5.27.1 КоАП РФ). Накладываются штрафы исключительно на руководство, должностных лиц, организацию или предприятие:

на должностных лиц и ИП — от 2000 до 5000 рублей;

на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей.

При повторном нарушении штрафы достигают 40 000 в первом случае и 200 000 во втором.

Уголовная ответственность

Предусмотрена только в определенных случаях. Если будет установлено нарушение требований охраны труда, повлекшее смерть человека или причинение тяжкого вреда здоровью, наказание будет применено по ст. 143 УК РФ. Привлекаться могут только физические лица, на которых была возложены обязанности по соблюдению правил ОТ.

При нанесении тяжкого вреда: до 40 000 (или доход за 18 месяцев, или исправительные работы до 2 лет, или лишение свободы до 2 лет).

При смерти 1 человека: принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет.

При смерти 2 и более лиц: срок до 5 лет.

Акт о нарушении требований охраны труда

Для того чтобы установить ответственность работника за нарушение требований охраны труда и задокументировать выявленные случаи несоблюдения правил ОТ, составляется акт. Унифицированной формы акта нет, но стоит предусмотреть все реквизиты документа, принятые на практике в делопроизводстве, и внести все необходимые данные:

  • данные организации (или оформить документ на бланке);
  • дату, время и место составления;
  • данные сотрудника, комиссии, оформивших акт;
  • суть самого проступка с детальным описанием случившегося;
  • пояснения участвующих лиц;
  • рекомендации по соблюдению правил охраны труда;
  • приложение: документы, объяснительные, докладные;
  • подписи всех участвующих, включая нарушителя.

Составление акта поможет избежать споров и установить конкретных виновников неисполнения требований охраны труда.

Наряду с санкциями за невыполнение правил ОТ существует и ответственность за нарушение правил техники безопасности; она может наступить как при неисполнении законодательно установленных норм, так и при отклонении от условий организации деятельности предприятия, признанных обязательными в локальных нормативных актах.

Как обжаловать взыскания

Порядок обжалования зависит от вида взыскания. Например, сотрудник может обжаловать дисциплинарное наказание в течение 3 месяцев, в трудовую инспекцию или суд. Для постановлений об административных правонарушениях установлены иные сроки: 10 дней. Приговор по уголовному делу обжалуется также в десятидневный срок (ст. 389.4 УПК РФ). Для обжалования, в зависимости от объекта и субъективной стороны дела и вида ответственности, составляется документ (жалоба, претензия, заявление), в котором вышестоящая инстанция уведомляется об ошибках, допущенных при расследовании случая (фактических или в применении норм закона), несогласии привлеченных или иных лиц в соответствии со ст. 30.2. КоАП РФ, ст.390 ТК РФ и т.д. Также излагается просьба о пересмотре решения о применении наказания.

Основополагающие акты

Конституция РФ.

Уголовный кодекс РФ (УК РФ). Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Федеральный закон от 30.12.01 № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации”.

Постановление Правительства РФ от 27.12.10 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда”.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 N 205н (ред. от 22.11.2011) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17648).

Проект Постановления «Об утверждении СанПиН 2.2.4. -15”

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.10.2013 г. N 485 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзор»

Приказ Росстата от 19.06.2013 № 216. «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения»

Техническое регулирование

Добавить в «Нужное»

Обновление: 2 июня 2017 г.

Одной из обязанностей работодателя в сфере охраны труда (ст. 212 ТК РФ) является обучение работников безопасному выполнению работ и оказанию первой помощи при несчастных случаях. Для ее выполнения организации создают кабинеты и уголки охраны труда. Стенды по охране труда и технике безопасности – это обязательный атрибут таких помещений.

Кабинеты и уголки охраны труда

Трудовое законодательство прямо не закрепляет обязанность работодателя организовывать такие помещения. В то же время Минтрудом приняты Рекомендации по организации их работы (Постановление от 17.01.2001 № 7), которые предписывают создавать в организациях с численностью более 100 человек кабинеты, а на предприятиях, на которых трудятся менее 100 человек, – уголки охраны труда. Последние также создаются в организациях, не имеющих достаточной площади для оборудования отдельного помещения.

Кабинет и уголок охраны труда действуют в целях:

  • решения проблем, связанных с безопасностью труда;
  • информирования персонала по вопросам охраны труда;
  • пропаганды указанных вопросов.

Для этого они оснащаются учебными пособиями, информационными материалами и стендами.

В кабинете охраны труда проводятся инструктажи, обучение и проверка знаний по охране труда, семинары и консультации. Таким образом, кабинет охраны труда служит для выполнения мероприятий, предусмотренных соглашением по охране труда.

Информационные стенды по охране труда и технике безопасности

Приобретение данных стендов входит в Типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (п. 21).

В свободной продаже имеется большой выбор таких стендов. Информационные конструкции могут быть выполнены по индивидуальному заказу.

Нормативных требований к стендам по охране труда не предъявляется. Как правило, они изготавливаются из пластика, фанеры или деревянных реек. Размеры стенда зависят от объема размещаемой на них информации.

Если на предприятии отсутствует кабинет охраны труда, информационный стенд размещается в помещениях наиболее частого пребывания работников на видном месте.

На стенде обязательно размещается крупный заголовок, определяющий содержащиеся на нем сведения, например «Правила охраны труда», «Техника безопасности при работе с компьютером», «Порядок действий при пожаре». Информация на стенде может быть разделена на тематические сектора, тогда на нем должны присутствовать несколько выделяющихся заголовков.

Стенд по охране труда и технике безопасности может содержать следующую информацию:

  • инструкции по охране труда;
  • график проведения инструктажей и обучения по охране труда;
  • правила пользования средствами индивидуальной защиты;
  • правила пожарной безопасности;
  • схему эвакуации при пожаре;
  • нормативные правовые акты и локальные акты по вопросам, касающимся охраны труда;
  • график перерывов в работе и упражнения для снятия напряжения;
  • сведения о несчастных случаях на производстве и возникновении профессиональных заболеваний с указанием соответствующих рекомендаций;
  • адреса и телефоны для обращения за защитой трудовых прав;
  • телефоны экстренной помощи;
  • информацию о поступлении в кабинет охраны труда новой литературы и т.д.

Работодатель должен назначить ответственное лицо, в обязанности которого будут входить наполнение и обновление стенда.

Главное в информационных стендах – их наглядность и востребованность. Для этого текст, размещаемый на них, должен быть удобочитаем, а информация – понятна и легкодоступна. Частое обновление сведений позволит выработать у сотрудников привычку регулярно обращаться к стенду, особенно если на нем будет содержаться необходимая для работы информация. В случае выполнения данных рекомендаций информационный стенд позволит достигнуть целей, для которых он предназначен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *