НДС 13

НДС 13

МИНСК – Беларусь с 1 января 2019 г снизила ставку налога на добавленную стоимость (НДС) на ввоз продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на 10 п.п. до 10%. Это решение закреплено новой редакцией Налогового кодекса, утвержденного законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» от 30 декабря 2018 г, основные положения которого вступили в силу 1 января 2019 г.

В соответствии с документом, НДС в размере 10% устанавливается при реализации произведенных на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории страны, произведенной в государствах ЕАЭС, следующих товаров: продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений); дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции; продукции пчеловодства; продукции животноводства (за исключением пушнины); продукции рыбоводства.

Ранее в отношении этой продукции, производимой на территории Беларуси, также применялась ставка НДС в размере 10%, а при ввозе аналогичных товаров из государств – членов ЕАЭС – 20%.

Это не соответствовало договору о ЕАЭС, по которому ставки косвенных налогов при импорте товаров в страны ЕАЭС не должны превышать ставки налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации в государстве-члене, говорится в информации пресс-службы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Коллегия ЕЭК 22 мая 2018 г уведомила Беларусь о необходимости соблюдать право ЕАЭС и устранить этот барьер на внутреннем рынке. «Правительство страны провело необходимую работу, и с 1 января 2019 г вступили в силу соответствующие изменения в Налоговом кодексе Республики Беларусь, устанавливающие равные условия налогообложения», – цитирует пресс-служба слова члена коллегии (министра) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян.

В 2019 году бюджет получит от повышения налога на добавленную стоимость более 500 млрд рублей, отчитался Минфин.

Реклама

За девять месяцев 2019 года, по оперативным данным министерства, общая сумма поступлений по внутреннему НДС (уплачивается на территории страны) выросла на 16% относительно того же периода предыдущего года (до 3,16 трлн руб.).

По ввозному НДС (уплачивается при ввозе товаров в Россию) — тоже рост. Он составил 14% (до 2 трлн руб.). Эти суммы могут корректироваться в связи с возвратами НДС.

Фискальный эффект от повышения ставки НДС оказался на уровне первоначальных ожиданий Минфина. Доходы от внутреннего НДС на товары, проданные в России, выросли на «рекордные» 25 и 22% во втором и третьем кварталах по сравнению с предыдущим годом, сообщила принадлежащему Григорию Березкину РБК директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская.

«Налоговая база расширяется, в том числе за счет вовлечения тех, кто раньше НДС не платил», — отметила она.

Рейтинговое агентство АКРА смотрит на дополнительные поступления НДС в этом году даже более оптимистично, чем Минфин. Агентство прогнозирует 545 млрд рублей от увеличения ставки, подсчитал заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов, сообщает издание.

Кроме того, в первом квартале 2019 года бюджет получал НДС еще с продаж четвертого квартала прошлого года, когда действовала прежняя ставка. Если бы НДС весь год платился по ставке 20%, дополнительные доходы бюджета могли бы превысить 700 млрд руб., уточняют в АКРА.

НДС (налог на добавленную стоимость) начисляется продавцом покупателю при реализации товаров, услуг, имущественных прав. До 2018 года ставка НДС составляла 18%. С 2019 года – 20%.

НДС традиционно считается самым собираемым налогом в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от НДПИ — налога, который уплачивается с пользователей недр за добычу нефти и газа.

В 2018 году государство получило за счет НДС более 6 трлн руб., или 31% всех доходов.

За три года два триллиона

В следующие три года бюджет получит более 2 трлн руб. от повышения ставки НДС. В 2020 году — 639 млрд руб., в 2021-м — 686 млрд руб., в 2022 году — 737 млрд руб.

По подсчетам экспертов АКРА, сборов НДС в 2020 году хватит, например, чтобы целиком профинансировать расходы федерального бюджета, например, по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды».

Эти сборы почти покроют расходы на выплаты пенсий военнослужащим и силовым ведомствам.

Негативный итог введения повышенного с 18 до 20% НДС — подорожание товаров.

Больше всего после повышения НДС выросла в цене недвижимость, автомобили, бензин, одежда, бытовая техника, медицинские и коммунальные услуги.

Больше пользы или вреда?

Не отразился рост налога только на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров и услуг. Это некоторые продукты питания, лекарства, книги, обувь, пассажирские перевозки.

При этом правительство критиковали за повышение НДС на фоне слабого экономического роста в 1,3%. Например, британская Oxford Economics подсчитала, что именно из-за повышения ставки вклад инвестиционных национальных проектов в рост ВВП в России будет сведен практически к нулю.

НДС и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) остаются двумя главными источниками доходов для федерального бюджета.

Сборы НДПИ в 2020 году составят 6 трлн руб. Из нее непосредственно «нефтяной» НДПИ — это 5,188 трлн руб. Остальная сумма – налог с газа и газового конденсата.

Как следует из проекта бюджета на 2020–2022 годы, из суммы всех поступлений следующего года в размере 20,3 трлн руб. на эти два налога придется 13,5 трлн рублей, или две трети доходной части федерального бюджета.

В августе 2020 года Государственная налоговая служба значительно уменьшила объем возмещения налога на добавленную стоимость бизнесу — до минимального с начала 2020 года.

Об этом сообщает Центр анализа публичных финансов и публичного управления при Киевской школе экономики.

Так, если в среднем в январе-июле 2020 года объем возмещения НДС бизнеса составлял 13 млрд грн, то в августе он снизился до 8,5 млрд грн.

«Это происходит несмотря на то, что объем поступлений от НДС с произведенных в Украине товаров растет. В среднем за январь-июль объем поступлений от «внутреннего» НДС составлял 20,8 млрд грн; в августе этот объем составлял 23,3 млрд грн», — говорится в сообщении.

Отмечается, что объем возмещения уменьшается уже 3 месяца подряд — начиная с июня 2020 года.

Аналитики отмечают, что такие действия могут свидетельствовать о манипуляциях с платежами по возмещению НДС с целью улучшить статистику.

«Цифры поступлений в госбюджет могли бы быть примерно на 3-5 млрд грн меньше, если бы объемы возмещения НДС оставались хотя бы на среднегодовом уровне, или увеличивались бы по мере увеличения уплаты этого налога», — сообщают в Центре.

«Во-вторых, если действительно происходит искусственное задержание или уменьшение объема возмещения, государство тем самым вымывает у бизнеса оборотные средства. И, судя по статистике, делает это чем дальше, тем более активно», — предупреждают эксперты.

«В-третьих, возникает вопрос, каким образом налоговая достигает такого эффекта, и не происходит ли это путем необоснованного блокирования регистрации накладных», — говорится в сообщении.

Экономическая правда

Существующие ставки НДС

Помимо расчетных ставок, применяемых в особом режиме (п. 4 ст. 164 НК РФ), существуют основные ставки НДС. К ним относятся:

1. Ставка НДС 0%, случаи применения которой приведены в п. 1 ст. 164 НК РФ.

См. также материал «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?».

2. НДС по ставке 10% исчисляется на основании условий, приведенных в п. 2 ст. 164 НК РФ.

См. также материалы «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%».

3. Ставка НДС 20% применяется на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.

О нюансах применения ставок НДС рассказали эксперты КонсультантПлюс:

Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Случаи применения ставки НДС 20%

Ставка НДС 20% применяется во всех случаях реализации товаров (работ, услуг), которые не относятся к пп. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ (п. 3 ст. 164 НК РФ). Поскольку перечень пп. 1, 2, 4 ст. 164 НК РФ является закрытым, подавляющее большинство операций внутри отечественного рынка облагается по ставке 20% НДС. Таким образом, применение ставки НДС 20% определяется отсутствием указанной операции по реализации в перечне обложения по основным ставкам 0 и 10% и расчетным ставкам налога.

Формула расчетных ставок НДС

Расчетные ставки соответствуют ставкам налогообложения 10% и 20% НДС. Однако рассчитываются они отношением процентной ставки НДС к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на процентную ставку (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Формулы для расчета ставок:

  • 10 / (100 + 10);
  • 20 / (100 + 20).

Случаи применения расчетных ставок НДС

Все случаи применения расчетных ставок НДС приведены в п. 4 ст. 164 НК РФ.

Расчетные ставки применяются:

  1. При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных ст. 162 НК РФ. Налоговая база по НДС может быть увеличена только на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров, то есть в ситуациях, когда фактически данные суммы являются частью выручки. Если такие суммы признаны относящимися к выручке от продаж, то они также должны облагаться налогом. Налоговая ставка по дополнительным денежным суммам зависит от ставки по основным операциям. Так, если ставка налога на основную операцию была 10%, то дополнительная сумма будет облагаться налогом 10/110, так как с этой суммы удерживается расчетный налог (п. 4 ст. 164 НК РФ). Если налогообложение основной суммы проводилось по ставке 20% НДС, то расчетная ставка для дополнительно полученных сумм, связанных с выручкой, составит 20/120.
  2. Получении авансов по предстоящей поставке или передаче имущественных прав.

См. также «Принятие к вычету НДС с полученных авансов».

  1. Удержании налога агентами по НДС.

См. подробнее в материале «Кто признается налоговым агентом по НДС (обязанности, нюансы)».

  1. Расчетная ставка НДС при реализации имущества, учитываемого вместе с налогом.

Налоговым кодексом РФ регламентировано применение расчетной ставки при реализации имущества, учитываемого вместе с налогом согласно п. 3 ст. 154 НК РФ, приобретенного на стороне. Реализация его облагается по ставке 20/120 или 10/110. К такому имуществу относятся:

  • основные средства, покупаемые за счет целевого финансирования из бюджета и оплачиваемые с учетом НДС, не подлежащего вычету (письмо Минфина России от 01.04.2010 № 03-07-11/83);
  • имущество, полученное безвозмездно и учитываемое по стоимости с учетом налога, уплаченного передающей стороной;
  • основные средства, учтенные по стоимости с учетом налога;

Кроме того, по расчетной ставке облагаются операции по реализации:

  • сельхозпродукции и продуктов переработки по п. 4 ст. 154 НК РФ;
  • автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи согласно п. 5.1 ст. 154 НК РФ.

Кроме того, расчетная ставка применяется при передаче имущественных прав согласно п. 2–4 ст. 155 НК РФ. Перечень случаев, при которых допускается использование расчетной ставки налога, является исчерпывающим (определение ВАС РФ от 24.12.2008 № ВАС-15099/08, постановление ФАС Московского округа от 29.08.2008 № КА-А40/8063-08).

Заполнение счетов-фактур по расчетным ставкам

Счет-фактура при реализации имущества, состоящего на учете предприятия по стоимости, включающей НДС, определен правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Согласно данным правилам:

  • в графу 5 вносится межценовая разница с учетом налога;
  • в графе 8 отражается расчетная сумма налога (подп. «д», «з» п. 2 правил заполнения);
  • графа 7 отражает расчетную ставку, которая применима в данной ситуации, ставка при этом указывается без символа % (т. е. 20/120 и т. д.);
  • в графах 4 и 9 указывается полная цена и стоимость продажи с НДС.

Подробнее о правилах выставления авансового счета-фактуры читайте в статье «Правила выставления счета-фактуры на аванс в 2019 — 2020 годах».

Итоги

Случаи, когда применяются расчетные ставки НДС, описаны в п. 4 ст. 164 НК РФ. Расчетные ставки НДС определяются как отношение процентной ставки НДС к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на процентную ставку. В счетах-фактурах расчетная ставка указывается в графе 7 как 20/120 или 10/110 без указания символа %.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Анищенко А. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

По умолчанию считается, что право на применение нулевой ставки НДС надо заслужить и доказать. Однако, если это нужно налоговой инспекции, оказывается, что применение нулевой ставки – вовсе не право, а прямая обязанность налогоплательщика. И судьи с этим согласны. Для примера приведем Постановление АС МО от 14.05.2020 по делу № А40-271540/2018. Но чтобы было понятнее, в чем заключается проблема, рассмотрим предысторию вопроса.

Международные перевозки

Несмотря на санкции и пандемию иностранные грузы постоянно перемещаются через территорию РФ. При этом обычно еще требуется сопровождение, которое называется транспортно-экспедиционными услугами. Что к ним относится, указано в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, например, прием, выдача, завоз-вывоз грузов, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Компании и ИП могут оказывать также услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для проведения международных перевозок.

Однако во многих случаях процессом перевозки одного и того же груза на разных участках занимаются разные компании (ИП). В каких случаях они могут (даже обязаны) применять нулевую ставку НДС? Является ли международной перевозка на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от российской таможни в месте прибытия до внутренней таможни и таможни в месте убытия из России? Какая ставка НДС применяется при оказании услуг по перевозке на основании договора транспортной экспедиции уже растаможенного иностранного товара от внутренней таможни в РФ до конечного российского потребителя? Какая ставка НДС применяется при перевозке на основании договора транспортной экспедиции иностранного товара от таможни в месте прибытия в России до внутренней таможни России?

Изначально были сомнения…

С одной стороны, есть ряд писем Минфина, из которых следует, что ставка НДС в размере 0% применяется налогоплательщиком в отношении всей стоимости перевозки или транспортировки товаров от пункта отправления, находящегося за пределами РФ, до пункта назначения, находящегося в РФ (см., например, Письмо от 24.05.2006 № 03-04-08/108).

В Письме от 18.03.2011 № 03-07-08/73 Минфин отмечает: транспортно-экспедиционные услуги, поименованные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые российская компания оказывает на основании договора транспортной экспедиции при перевозке товаров между пунктом отправления, расположенным за рубежом, и пунктом назначения, расположенным в России, подлежат обложению НДС по нулевой ставке. Это не зависит от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Однако в таком случае нужно представлять налоговикам документы, список которых приведен в п. 3.1 ст. 165 НК РФ.

С другой стороны, есть Письмо Минфина России от 11.12.2012 № 03-07-14/114, в котором говорится, что в случае если началом перевозки является пункт отправления, находящийся за рубежом, а окончанием перевозки – пункт назначения в России, услуги по перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру транзита, облагаются НДС по нулевой ставке.

В случае перевозки иностранных товаров между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, в том числе при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, от таможни в месте прибытия до внутренней таможни, такие услуги облагаются НДС по базовой ставке (сейчас составляет 20%).

Кстати, согласно Письму Минфина России от 17.10.2014 № 03-07-08/52436 услуги, связанные с перевозкой ввозимых в Россию грузов, не предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также не поименованные в других положениях п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по ставке 18% (в настоящее время – 20%).

К решению проблемы подключился Пленум ВАС

Пленум ВАС в п. 18 Постановления от 30.05.2014 № 33 обозначил свой подход: при наличии нескольких исполнителей заказа перевозки сопутствующих транспортно-экспедиторских услуг каждый из них – участник отдельного этапа выполнения общего заказа – имеет право на нулевую ставку НДС. При этом действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Последствия

В Письме от 14.06.2016 № СД-4-3/10498@ ФНС дала следующие рекомендации.

1. Транспортно-экспедиторские услуги будут облагаться НДС по ставке 0%, если одновременно выполняются два условия:

  • договор транспортной экспедиции соответствовует требованиям ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

  • услуги оказываются именно при организации международной перевозки.

При этом нужно руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленной ГОСТ Р 52298-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования».

2. В силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров судами, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ.

Что касается транспортно-экспедиционных услуг в отношении товаров, ввозимых в РФ или вывозимых из РФ и не предусмотренных в п. 1 ст. 164 НК РФ, то такие услуги облагаются НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке 18% (сейчас – 20%).

И да, при этом налоговики предложили учитывать п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33.

Однако в Письме от 22.06.2016 № 03-07-08/36183 Минфин сообщил, что оказываемые российской компанией на основании договора транспортной экспедиции услуги по перевозке товаров, ввезенных автотранспортом от российского порта до пункта назначения, находящегося на территории России, к услугам, перечисленным в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, не относятся. В других подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ они не поименованы. Поэтому в отношении таких услуг нулевая ставка НДС не применяется.

Но немного позже – в Письме ФНС России от 04.07.2016 № СД-4-3/11936@ – был сделан следующий вывод. Транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки от пункта отправления, расположенного за пределами территории РФ, до пункта назначения, расположенного на территории РФ, подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% независимо:

  • от количества перевозчиков, участвующих в оказании услуг по перевозке товаров;

  • ставки налога, применяемой налогоплательщиками-перевозчиками, которые оказывают услуги по перевозке товаров.

Без права выбора

Но вернемся к нашему примеру – делу № А40-271540/18. Общество обратилось в суд с требованием к налоговикам признать недействительным отказ в возмещении «входного» НДС. Счета-фактуры, по которым отказали, были выставлены ОАО «РЖД» на услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом.

Налоговики решили, что услуги ОАО «РЖД» должны были облагаться НДС по нулевой ставке как подпадающие под действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Компания же посчитала, что раз во всех перечисленных счетах-фактурах, выставленных ОАО «РЖД», был указан НДС по ставке 18% (дело было еще до увеличения ставки налога), суммы предъявленного НДС можно было учесть в составе налоговых вычетов.

Это не внутреннее дело

Общество оказывало услуги по международной и внутренней перевозке грузов, для чего привлекало ОАО «РЖД» и некоторые другие компании. ОАО «РЖД» по заявкам общества осуществляло внутреннюю и международную перевозку грузов, составляло внутренние и международные железнодорожные накладные, акты оказания услуг, а также выставляло счета-фактуры.

Причиной спора стали поставки из Китая. На территории КНР груз до границы перевозила местная китайская компания, а уже от границы – ОАО «РЖД». Помимо него услуги по перевозки китайских грузов на территории России обществу оказывали и другие российские компании.

Суд, рассмотрев предъявленные ему договоры о перевозке и сопутствующие ей договоры о транспортно-экспедиторских услугах, однозначно решил, что эти услуги имели место в рамках единой международной перевозки и, строго говоря, применять здесь базовую ставку налога ОАО «РЖД» не имело права.

Ноль – значит ноль!

В соответствии с п. 2, пп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, которая на основании ст. 172 НК РФ является основным документом, подтверждающим налоговые вычеты, в обязательном порядке должна быть указана налоговая ставка, соответствующая операциям, отраженным в п. 1 – 4 ст. 164 НК РФ. При этом счет-фактура, составленный с нарушением порядка, установленного п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к возмещению.

Налогоплательщик (в силу положений ст. 164, 168, 169 НК РФ), выставляющий покупателю счет-фактуру, не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ рассматриваемые в данном деле операции должны облагаться НДС по ставке 0%.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 33 оказание услуг по международной перевозке несколькими лицами само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0% всеми участвовавшими в их оказании лицами. В связи с этим нулевую ставку применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки, и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг.

Эти правила распространяются на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Международная накладная

При проведении железнодорожной перевозки в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 01.11.1951 в обязательном порядке составляется железнодорожная накладная (внутренняя или международная). В ней в том числе указываются пункт отправления и пункт назначения груза.

Такая накладная с отметками таможенников о ввозе товара на территорию РФ или о вывозе товара за ее пределы в силу пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ представляется налоговикам для подтверждения правомерности применения ставки 0% по данным услугам. Следовательно, подтверждением оказания услуг международной перевозки грузов будет являться международная железнодорожная накладная СМГС с указанием пункта погрузки за пределами территории РФ и пункта доставки в пределах территории РФ.

В данном деле налоговики установили, что по спорным операциям к актам оказания услуг и счетам-фактурам были приложены международные железнодорожные накладные СМГС с пунктом отправления из КНР и пунктом назначения в России. Это прямо подтверждает то, что спорные операции должны облагаться НДС по нулевой ставке, а применение базовой ставки НДС незаконно.

«Здесь вам не тут!»

На что все же надеялась компания? А надеялась она на п. 5 ст. 173 НК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ № 33. Однако суд отклонил ее аргументы.

В указанных норме и документе речь идет о возможности применения вычетов НДС, предъявленных по товарам, работам, услугам, реализация которых не подлежит налогообложению в силу ст. 146, 148, 149 НК РФ, но по которым контрагентом дополнительно в цену товара был включен НДС. В силу п. 5 ст. 173 НК РФ контрагент в таком случае обязан исчислить и уплатить НДС.

При реализации товаров, работ, услуг, подлежащей налогообложению, налогоплательщик обязан начислить на цену товара налог по определенной ставке (нулевой, пониженной, базовой), менять которую сам он не вправе. Поэтому в случае, если контрагент выставил налогоплательщику счет-фактуру по реализации услуг, облагаемых в силу закона по ставке 0%, указав в ней незаконно иную ставку налога, такой налогоплательщик не вправе учитывать в составе вычетов НДС, незаконно предъявленный по иной ставке.

Такую трактовку поддержали КС РФ в Определении от 15.05.2007 № 372-О-П и Президиум ВАС, например, в постановлениях от 19.06.2006 № 1964/06 и от 19.06.2006 № 16305/05. Так что ОАО «РЖД» незаконно применило к стоимости своих услуг ставку НДС в размере 18%. Общество – заказчик услуг не имело права предъявить этот незаконно начисленный налог к вычету из бюджета.

Есть нюанс…

Итак, права на вычеты у общества нет. Но что делать с НДС? Деньги-то были уплачены!

Такие ситуации (в том числе с ОАО «РЖД») встречались и ранее – см., например, Постановление ФАС ВСО от 09.04.2012 по делу № А19-8162/2011. Деньги можно вернуть. Судьи указали, что особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает. Из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, поэтому к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 1102 ГК РФ об обязанности приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. Иначе говоря, это неосновательное обогащение. Следовательно, сумма налога, рассчитанная продавцом и уплаченная покупателем по ставке, не предусмотренной законом, является излишне уплаченной и подлежит возврату (см. постановления ФАС ВСО от 22.03.2012 по делу № А19-10351/2011 и от 20.12.2010 по делу № А33-437/2010).

Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 № 16627/11 была рассмотрена аналогичная ситуация, и обнаружилось кое-какое противоречие. Дело в том, что априори подразумевается, что нулевая ставка НДС – это льготная ставка и право на ее применение нужно документально доказать.

Президиум ВАС указал, что обложение НДС соответствующих операций с применением ставки налога 0% возможно только при условии представления документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ. Эти документы представляются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией за очередной налоговый период (п. 10 ст. 165 НК РФ). В случае отсутствия надлежащего комплекта документов компания не вправе применять налоговую ставку 0% и обязана применить другую (пониженную либо базовую) ставку НДС.

Так что же получается? ОАО «РЖД» не предъявляло документов, чтобы претендовать на нулевую ставку, и правомерно применило ставку НДС 18%. Но суд, рассматривая претензии налоговиков к покупателю, решил, что ОАО «РЖД» было обязано применить ставку в размере 0%.

Иначе говоря, получается, что ОАО «РЖД» одновременно обязано применить ставку НДС в размере 0 и 18%!

Выводы

Отечественные покупатели, приобретающие услуги, которые теоретически могут облагаться по ставке НДС в размере 0%, к сожалению, должны вникать в особенности применения ставки поставщиками, с которыми они работают. В противном случае можно оказаться без вины виноватым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *