НДС импорт

НДС импорт

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации нужно платить налог на добавленную стоимость за некоторыми исключениями, которые предусмотрены статьей 150 НК РФ.

Импортеры должны посчитать и перечислить НДС со стоимости ввозимых товаров. Причем делать это должны даже те организации и предприниматели, которые применяют специальные режимы налогообложения или освобождены от уплаты НДС.

Под импортерами понимаются организации и индивидуальные предприниматели, которые ввозят товары на территорию РФ, либо от имени которых декларируются товары, либо другие лица, которые декларируют ввоз товаров (например, перевозчики).

Ставка налога зависит от вида ввозимых товаров и составляет 10% или 18%.

Порядок уплаты и отчетности отличается в зависимости от того, входит ли страна, откуда ввозится товар, в ЕАЭС.

НДС при импорте товаров из стран, входящих в ЕАЭС

Согласно договору о Евразийском экономическом союзе, подписанном в Астане 29 мая 2014 года, налоговой базой будет стоимость ввозимых товаров на дату принятия их на учет или наступления срока платежа по договору лизинга. Если ввозятся подакцизные товары, то к стоимости нужно прибавить сумму акциза.

Налоговую базу умножают на ставку налога и получают НДС к уплате.

Перечислить его нужно в течение 20 дней по истечении месяца ввоза товара. Например, если товар ввезли в августе 2018 года, то перечислить ввозной НДС нужно до 20 сентября 2018 года.

В этот же срок нужно сдать налоговую декларацию по НДС. Для этого используют форму отчета, утвержденную Приказом ФНС России № СА-7-3/765 от 27 сентября 2017г. Декларацию сдают все импортеры, включая тех, кто применяет специальные режимы налогообложения. Вместе с декларацией импортер сдает пакет документов, подтверждающих импорт.

При импорте товаров из стран ЕАЭС не действует требование сдавать декларацию НДС исключительно в электронном виде. Импортеры могут сдать бумажный вариант отчета, за исключением следующих случаев:

  • среднесписочная численность за прошлый год составила больше 100 человек;

  • организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков.

Место перечисления налога и сдачи отчетности – инспекция ФНС по месту учета организации-импортера.

НДС при импорте товаров из стран, не входящих в ЕАЭС

Согласно статье 160 Налогового Кодекса налоговая база будет складываться из таможенной стоимости приобретённых товаров, таможенной пошлины и акцизов (если они есть).

Получателем налога в этом случае будет не налоговая инспекция, а таможня. НДС уплачивается в составе таможенных платежей.

Декларацию по налогу на добавленную стоимость в этом случае сдают обычную, которую заполняют и при операциях на внутреннем рынке. Сроки те же, что для обычной декларации – до 25 числа по истечении отчетного квартала.

Организации и предприниматели, которые в общем случае не являются плательщиками НДС, при импорте товаров из стран, не входящих в Таможенный союз, декларацию по НДС сдавать не должны. Это, в частности, те организации, которые применяют специальные режимы налогообложения.

Бухгалтерское обслуживание от 1 667 руб./мес

Вычет НДС при импорте

Принять к вычету импортный НДС можно при наличии подтверждающих документов и после того, как ввезенные товары будут приняты на учет, а налог уплачен в бюджет. Реквизиты подтверждающих документов должны быть зарегистрированы в книге покупок.

Если импортер применяет специальный режим налогообложения или освобождён от обязанностей налогоплательщика, он уплаченный НДС к вычету принять не может.

Также нельзя принимать к вычету импортный НДС, если ввезенные товары будут использоваться в операциях, которые не облагаются налогом на добавленную стоимость.

В этих случаях импортный НДС включают в стоимость товаров и услуг.

При исчислении и возмещении импортного НДС нужно учитывать множество нюансов. Станьте пользователем интернет-бухгалтерии «Моё дело» — и вы сможете получать бесплатные консультации экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения. В избранное Нажмите Ctrl+D чтобы добавить страницу в избранное 0 нравится Поделиться:

Налогообложение импортных операций

Содержание Введение. 2 Глава 1: Фискальная и регулирующая функции налогов при импорте товаров в Российскую Федерацию. 4 Глава 2: НДС и другие налоги при осуществлении импортных операций. 12 1. Порядок исчисления и уплаты импортных таможенных пошлин. 12 2. Порядок исчисления и уплаты акцизов. 15 3. Порядок исчисления и уплаты НДС. 21 Глава 3: Перспективы развития системы налогообложения импортных операций в РФ. 24 Заключение. 29 Список использованной литературы: 31 Приложение 1. 33
Введение.
Мировая экономика базируется на мировом рынке, материальной основой которого служит научно-технический прогресс и стимулируемое им общественное разделение труда. Практически все национальные экономики интегрированы в международное разделение труда и связанные с ним экономические отношения. Некоторые страны влились во всемирное хозяйство в связи с потребностями их собственного развития, другие же были втянуты в международное разделение труда и международные экономические отношения до становления своих национальных рынков. Естественно, что эти обстоятельства обусловили специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае, но, несмотря на наличие характерных черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло на сегодняшний день стороной, вероятно, ни одно государство в мире, — международная торговля товарами и услугами. Составной частью этого направления является импорт, то есть ввоз товаров и услуг на внутреннюю территорию страны. Импорт необходим любой стране для получения продуктов, не производимых в стране, продуктов, эффективность производства которых ниже, чем в других странах, или при существовании повышенного спроса внутри страны на определенные товары. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов. Предприятие, желающее «раздвинуть” рамки своей хозяйственной деятельности за территорию Российской Федерации, сталкивается с такими вопросами, как правила экспорта-импорта товаров и услуг, порядок валютных операций при экспорте-импорте, процедуры выхода на мировой рынок. Немаловажную роль здесь играют и вопросы, связанные с порядком налогообложения внешнеэкономической деятельности. От государства в данной ситуации требуется создание таких условий функционирования, которые бы способствовали реализации целей внешнеэкономической политики страны. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства. Цель курсовой работы — проанализировать действующую систему налогообложения импорта товаров в Российской Федерации с точки зрения реализации регулирующей и фискальной функций основных налоговых инструментов и посмотреть, какие на сегодняшний день есть перспективы для ее дальнейшего развития. Данная цель раскрывается в курсовой работе, включающей в себя три основных главы. В первой главе основное внимание уделяется теоретическим аспектам налогового регулирования импорта, во второй — основным видам налогов при импорте товаров ( импортные таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость ), а также порядку их исчисления и взимания, и, наконец, в третьей главе будут рассмотрены перспективы развития налогообложения импорта товаров в складывающихся экономических условиях. Глава 1: Фискальная и регулирующая функции налогов при импорте товаров в Российскую Федерацию.
Сущность налога как экономической категории проявляется в действии через его функции. Функции показывают, как реализуется общественное назначение налогов в качестве инструмента стоимостного перераспределения совокупного общественного продукта. В разных литературных источниках можно встретить различное количество выделяемых функций, названия которых зачастую не совпадают, но смысл сводится к следующему: налоги выполняют фискальную и регулирующую функции. Фискальная является исторически первой и основной функцией налогов. Она связана с формированием доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов. Регулирующая функция появилась позднее, но от этого она не становится менее важной, так как связана с государственным регулированием экономики. Экономическая сущность налогов находит воплощение в конкретных их видах, каждый из которых, обладая специфическими особенностями и назначением, тем не менее в своей основе имеет то общее, существенное, что отличает налоги от других финансовых категорий, а значит, каждый налог реализует фискальную и регулирующую функцию. Налоги и платежи налогового характера, взимаемые при импорте товаров, не являются исключением. Далее автор подробнее остановится на проявлении фискальной и регулирующей функции данных налогов. Основным инструментом налогообложения импорта товаров в Российской Федерации являются таможенные пошлины. В законе «О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 года №5003-1 импортная таможенная пошлина рассматривается как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза. Хотя с формальной точки зрения таможенная пошлина не рассматривается как налог, она, по сути, является косвенным налогом, взимаемым государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Фискальное значение этого налога, как и любого другого, состоит в наполнении доходной части государственного бюджета, однако основная роль, возложенная государством на таможенные пошлины, — регулирование ввоза товаров, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике. Как и любой другой косвенный налог, таможенная пошлина включается в цену товара, увеличивает ее и, в конечном счете, «ложится на плечи” покупателю, который приобретает импортный товар. Таким образом, таможенная пошлина, увеличивая цену товара, тем самым снижет его привлекательность, а значит и конкурентоспособность, на рынке. Этим и достигается защита внутреннего рынка и интересов национальных товаропроизводителей. В Российской Федерации таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с установленными ставками, тарифными льготами и преференциями. Они устанавливаются, изменяются и отменяются в соответствии с Законом «О таможенном

1 2 3 4 последняя

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 февраля 2020 г.

По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС. Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: плательщики НДС, освобожденные от обязанностей плательщиков НДС, а также организации и ИП на спецрежимах (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2020 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 20%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 20%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Налоговая база определяется на дату принятия импортированных товаров на учет (п. 13 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за февральский импорт нужно отчитаться перед ИФНС не позднее 20.03.2020.

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в марте 2020 г., то перечислить ввозной НДС нужно не позднее 20.04.2020.

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

Что уплачивается КБК
НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 1000 110
Пени по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 2100 110
Штраф по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 3000 110

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как налоговый агент. Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог удерживается из суммы, перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.

Условия применения вычета

Уплаченный на таможне НДС по импортированным товарам можно принять к вычету (п. 1, 2 ст. 171 НК РФ) при соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен для операций, облагаемых НДС;
  • товар принят к учету (оприходован на баланс организации);
  • факт уплаты НДС подтвержден первичными документами.

При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза НДС уплачивается не на таможне, а через налоговую инспекцию (ст. 4, 72 договора о Евразийском экономическом союзе, п. 13 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе). Подробнее о том, как получить налоговый вычет в такой ситуации, см. Как принять к вычету НДС, уплаченный при импорте из Таможенного союза.

НДС принимается к вычету, если ввезенный товар был помещен под одну из четырех таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз;
  • переработка вне таможенной территории.

Такие условия вычета установлены пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

При ввозе товаров на территорию России НДС может быть уплачен через посредника, действующего по поручению и за счет импортера. В таком случае у импортера есть основания принять к вычету суммы налога, уплаченные посредником. Если же НДС при ввозе товаров уплачен иностранной организацией (поставщиком) или посредником (агентом, комиссионером), действующим по ее поручению, воспользоваться налоговым вычетом импортер не вправе. Об этом сказано в письме Минфина России от 14 июня 2011 г. № 03-07-08/188.

В некоторых случаях НДС, уплаченный на таможне, к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретаемых товаров. Это нужно сделать, если импортируемые товары:

  • используются в операциях, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения);
  • используются для производства и реализации продукции, местом реализации которой территория России не признается;
  • ввозит организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 Налогового кодекса РФ, или организация, не являющаяся плательщиком НДС (например, применяющая специальный налоговый режим);
  • предполагается использовать в операциях, которые не признаются реализацией согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Такие правила установлены пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при импорте, если иностранному продавцу перечислена лишь часть суммы контракта? Ввезенные товары приняты к учету и предназначены для перепродажи.

Ответ: да, можно.

В указанной ситуации организация выполнила все условия для вычета:

  • НДС перечислен в бюджет;
  • товары приняты к учету;
  • товары будут использоваться для перепродажи.

Что же касается не погашенной перед иностранным продавцом задолженности, то препятствием для вычета это не является (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Такой подход подтверждается и разъяснениями налоговой службы (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 18 апреля 2003 г. № 24-11/21291).

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС при ввозе оборудования, внесенного в уставный капитал организации иностранным учредителем?

Ответ: да, можно, но только в случае, если такое оборудование не входит в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 372.

Если оборудование не входит в данный перечень, то при его ввозе на таможне организация заплатит НДС независимо от причин, по которым оборудование ввозится в Россию. По общему правилу передача имущества в уставный капитал НДС не облагается (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Однако решение о передаче имущества в уставный капитал иностранный учредитель принимает в тот момент, когда имущество находится за пределами России. Это означает, что операция по передаче взноса в уставный капитал тоже происходит за границей. При таких обстоятельствах организация ввозит в Россию не имущество, предназначенное для взноса в уставный капитал, а свою собственность. Поэтому, если ввозимое оборудование предназначено для использования в операциях, облагаемых НДС, никаких ограничений для налогового вычета НДС, уплаченного на таможне, нет. Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 25 января 2006 г. № ММ-6-03/62. Такой же позиции придерживаются и арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 февраля 2007 г. № КА-А40/13730-06, от 6 декабря 2006 г. № КА-А41/11591-06).

Если оборудование входит в данный перечень, то его ввоз на таможенную территорию России НДС не облагается. При этом основание, по которому оборудование ввозится в Россию (покупка, вклад в уставный капитал), значения не имеет. Это следует из положений пункта 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ. Поскольку при ввозе оборудования организация не заплатит НДС на таможне, у нее не будет основания для предъявления суммы налога к вычету.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при импорте, если сумму налога организация оплатила за счет заемных средств?

Ответ: да, можно.

В Налоговом кодексе РФ сказано, что принять к вычету можно НДС, уплаченный на таможне. Никаких ограничений по источнику уплаты налога в законодательстве нет (п. 2 ст. 171 НК РФ). Поэтому сам по себе факт уплаты ввозного НДС за счет заемных денежных средств не лишает плательщика права на вычет.

Такой точки зрения придерживается Минфин России в письме от 24 августа 2005 г. № 03-04-08/226.

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС, уплаченный на таможне при импорте, с учетом дополнительной суммы, начисленной на основании корректировки таможенной стоимости к грузовой таможенной декларации?

Ответ: да, можно.

Форма корректировки декларации на товары является неотъемлемой частью таможенной декларации (абз. 3 п. 2 Порядка, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 289). Поэтому при соблюдении прочих условий для вычета по НДС организация вправе учесть корректировку таможенной стоимости и принять к вычету фактически уплаченную сумму налога (см., например, письмо УМНС России по г. Москве от 7 июля 2003 г. № 24-11/36764).

Документальное оформление

Документами, подтверждающими право на вычет при импорте товаров, являются:

  • внешнеэкономический договор (контракт);
  • инвойс (счет);
  • таможенная декларация. При оформлении таможенной декларации в электронной форме с использованием ЕАИС – ее бумажная копия (письмо Минфина России от 2 марта 2015 г. № 03-07-08/10606);
  • платежные документы.

На практике для уплаты НДС при ввозе товаров некоторые импортеры перечисляют на счет таможни аванс, из которого при возникновении обязанности по уплате налога таможня списывает необходимую сумму (ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). По мере списания этих сумм в счет уплаты НДС импортер при соблюдении установленных правил может применять налоговые вычеты. При этом у таможни следует запросить Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (п. 4 ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза). Данный отчет (наряду с документами, перечисленными выше) является подтверждением факта использования аванса на уплату налога.

Принимать к вычету суммы авансовых платежей до их зачисления в счет уплаты НДС импортеры не вправе. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июня 2012 г. № 03-07-08/158.

При ввозе импортного товара счет-фактуру не оформляйте. Номер таможенной декларации укажите в графе 3 книги покупок (подп. «е» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А реквизиты платежного поручения, подтверждающего уплату НДС, – в графе 7 книги покупок (подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Таможенные декларации (их копии, заверенные руководителем организации или главным бухгалтером) и платежные документы, подтверждающие уплату НДС, храните в течение четырех лет (абз. 5 п. 13 и абз. 3 подп. «а» п. 15 приложения 3 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).

Наряду с платежными документами, свидетельствующими об уплате НДС на таможне, можно использовать подтверждение по форме, утвержденной приказом ФТС России от 23 декабря 2010 г. № 2554. Этот документ подтверждает уплату НДС при импорте товаров и выдается таможней по требованию организации. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 11 июня 2015 г. № 03-07-08/33992 и от 5 августа 2011 г. № 03-07-08/252.

Транспортные документы, свидетельствующие о перемещении товаров через границу России, для подтверждения права на вычет НДС не требуются (письмо Минфина России от 13 марта 2012 г. № 03-07-08/69).

Период применения вычета

Ситуация: в какой момент возникает право на вычет НДС, уплаченного на таможне при импорте?

Право на вычет НДС, уплаченного на таможне, возникает в том квартале, когда импортированные товары были приняты на учет, и сохраняется за импортером в течение трех лет с этого момента. Например, если товары были приняты к учету 30 июня 2015 года, то право на вычет НДС, уплаченного на таможне при ввозе этих товаров, сохраняется за покупателем до 30 июня 2018 года (п. 3 ст. 6.1 НК РФ).

Уплаченный на таможне НДС можно принять к вычету при соблюдении следующих условий:

  • товар приобретен для операций, облагаемых НДС, либо для перепродажи;
  • товар оприходован на баланс организации;
  • факт уплаты НДС подтвержден.

НДС принимается к вычету, если ввезенный товар был помещен под одну из четырех таможенных процедур:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • временный ввоз;
  • переработка вне таможенной территории.

Такой порядок применения вычета следует из положений пунктов 1, 2 статьи 171 и пунктов 1, 1.1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Собственное имущество организации и все совершенные ею хозяйственные операции отражаются на соответствующих счетах бухучета (cт. 5, п. 3 ст. 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Таким образом, принятие к учету – это отражение стоимости имущества на счетах бухучета, которые для этого предназначены.

Если речь идет о товарно-материальных ценностях, принятие на учет – это момент, когда их стоимость отражена на счете 10 «Материалы» или счете 41 «Товары» с оформлением соответствующих первичных документов (например, приходного ордера по форме № М-4, товарной накладной по форме № ТОРГ-12). Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 30 июля 2009 г. № 03-07-11/188.

Вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, производится в полном объеме после их принятия на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ).

При оприходовании импортных товаров необходимо учитывать особенности, связанные с определением момента перехода права собственности на товары от продавца к покупателю. Этот момент (например, отгрузка товаров перевозчику, оплата товаров покупателем, пересечение товарами границы России и т. д.) должен быть зафиксирован во внешнеторговом контракте. Если такой оговорки нет, датой перехода права собственности следует считать момент исполнения продавцом своего обязательства по поставке товара. Обычно этот момент связывают с переходом рисков от продавца к покупателю, который в свою очередь определяется по положениям Международных правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2010».

Если импортные товары растаможены, но право собственности на них еще не перешло к покупателю, они могут быть приняты к учету за балансом. Например, на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В этом случае покупатель тоже имеет право на вычет НДС, уплаченного на таможне. Такой вывод можно сделать из письма ФНС России от 26 января 2015 г. № ГД-4-3/911.

Подробнее о порядке предъявления к вычету НДС в зависимости от их принятия на учет см.:

  • по оборудованию, требующему монтажа, – Как оформить в учете поступление основных средств, требующих монтажа;
  • по объектам, учтенным на счете 08, – При каких условиях входной НДС можно принять к вычету.

Вычет при изменении таможенной стоимости

Ситуация: как отразить в налоговой отчетности НДС, излишне уплаченный на таможне и принятый к вычету? Переплата образовалась из-за неправильного определения таможенной стоимости товаров таможней. По решению суда переплата была возвращена организации.

Сумму НДС, которую таможня возвращает организации по решению суда, отразите в налоговой декларации за тот период, в котором судебное решение вступило в силу.

Право на вычет НДС, уплаченного на таможне при импорте товаров, возникает у организации при одновременном выполнении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Сведения об НДС, уплаченном на таможне, указывают в книге покупок. В графе 3 книги покупок отражают номер таможенной декларации (подп. «е» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). А в графе 7 книги покупок – дату и номер платежного поручения, подтверждающего уплату НДС на таможне (подп. «к» п. 6 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137). Показатели книги покупок служат исходными данными для заполнения соответствующих разделов декларации по НДС (п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Корректировка таможенной стоимости товара и соответствующей ей суммы налога по судебному решению является основанием для уточнения ранее заявленных вычетов. Поскольку из-за неправильного определения таможенной стоимости вычет был завышен, излишне возмещенную сумму НДС нужно восстановить. Сделать это следует в том квартале, в котором судебное решение вступило в силу. Уточненную декларацию за период, в котором была отражена завышенная сумма вычета, подавать не надо. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 апреля 2014 г. № 03-07-15/15870 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7606).

Контролирующие ведомства считают, что уменьшение таможенной стоимости импортированного товара с возвратом излишне уплаченного НДС не является основанием для уточнения налоговых обязательств прошлых периодов. Дело в том, что уточнять ранее представленную налоговую отчетность нужно лишь в тех случаях, если в ней были обнаружены ошибки, допущенные плательщиком (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Однако и корректировку таможенной стоимости при ввозе товара, и отмену этой корректировки по решению суда нельзя рассматривать как ошибку организации-импортера. Ведь до тех пор, пока суд не принял такое решение, уплата завышенной суммы НДС по требованию таможни и отражение этой суммы в налоговой декларации были вполне обоснованными. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление ФАС Московского округа от 21 октября 2011 г. № А40-151153/10-140-889).

Бухучет

При применении вычета по НДС сделайте проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– принят к вычету НДС, уплаченный на таможне.

Пример отражения в бухучете НДС, уплаченного на таможне по импортированным в Россию товарам

ООО «Альфа» импортирует из Германии партию неподакцизных товаров. Таможенная стоимость партии – 12 500 евро. Ставка таможенной пошлины по данному виду товаров – 20 процентов. Данные товары облагаются НДС по ставке 18 процентов. Таможенные сборы составили 2000 руб.

Право собственности на товары перешло к организации 16 января. В этот же день «Альфа» представила декларацию к таможенному оформлению груза.

Таможенная стоимость равна цене сделки. Условный курс евро на 16 января составил 39,50 руб./EUR. Таким образом, таможенная стоимость партии товара в рублях на эту дату составит:
12 500 EUR × 39,50 руб./EUR = 493 750 руб.

Сумма таможенной пошлины, которую организация должна заплатить на таможне, составит:
493 750 руб. × 20% = 98 750 руб.

Сумма НДС, которую «Альфа» должна заплатить на таможне по данной партии товара, составит:
(493 750 руб. + 98 750 руб.) × 18% = 106 650 руб.

Сумму таможенных сборов и пошлин бухгалтер «Альфы» отразил на субсчете «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Бухгалтер организации сделал в учете такие проводки:

Дебет 41 Кредит 60
– 493 750 руб. – оприходованы импортированные товары;

Дебет 41 Кредит 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам»
– 100 750 руб. (98 750 руб. + 2000 руб.) – включена таможенная пошлина и таможенные сборы в стоимость импортированных товаров;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 106 650 руб. – отражен НДС, подлежащий уплате на таможне;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам и сборам» Кредит 51
– 100 750 руб. – уплачена ввозная таможенная пошлина и таможенные сборы;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 106 650 руб. – уплачен НДС на таможне.

Сумму налога, уплаченного на таможне, «Альфа» может принять к вычету. В учете бухгалтер организации сделал проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 106 650 руб. – принят к вычету НДС, уплаченный на таможне.

Учет НДС при спецрежимах

Ситуация: как учесть НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, если организация применяет специальный налоговый режим?

НДС, уплаченный на таможне при импорте, можно учесть либо в стоимости имущества, либо в составе расходов.

Порядок учета зависит:

  • от того, какой налоговый режим применяет организация;
  • от вида импортируемого имущества (основные средства или другие товары).

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются плательщиками НДС по операциям, связанным с ввозом товаров на территорию России (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Однако принять к вычету сумму НДС, уплаченного при ввозе товаров, такие организации не вправе (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров, они могут учесть либо в их стоимости, либо в составе расходов.

Если организация применяет упрощенку, сумму НДС, уплаченного на таможне, включайте:

1) при ввозе основных средств – в их стоимость (независимо от выбранного объекта налогообложения) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);

2) при ввозе товаров, предназначенных для перепродажи:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость товаров (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • если единый налог уплачивается с разницы между доходами и расходами – в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом в уменьшение налоговой базы такие расходы относите по мере реализации импортированных товаров и при условии, что эти товары оплачены поставщику (письмо Минфина России от 20 января 2010 г. № 03-11-11/06);

3) при ввозе сырья и материалов, предназначенных для использования в производстве:

  • если единый налог уплачивается с доходов – в стоимость сырья и материалов (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • если единый налог уплачивается с разницы между доходами и расходами – в состав расходов (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При этом в уменьшение налоговой базы суммы НДС относите после их фактической уплаты (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 сентября 2012 г. № 03-11-06/2/128 и ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886.

Если организация применяет ЕСХН, сумму НДС, уплаченного на таможне, включайте:

  • при ввозе основных средств – в их стоимость (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ);
  • при ввозе сырья, материалов, а также товаров, предназначенных для перепродажи, – в состав расходов (подп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). При этом в уменьшение налоговой базы суммы НДС относите после их фактической уплаты (абз. 3–4 подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

Если организация применяет ЕНВД, сумму НДС, уплаченного на таможне, включайте в стоимость ввезенного имущества (в т. ч. основных средств) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). При этом на расчет ЕНВД такие расходы влияния не оказывают (п. 1 ст. 346.29 НК РФ).

НДС при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РБ у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство и не зарегистрированных в качестве налогоплательщика в налоговых органах РБ — уплачивает в бюджет белорусская организация или ИП — в случае, если в соответствии с НК РБ местом реализации признается Республика Беларусь.

Данный порядок закреплен статьей 92 НК РБ.

Место реализации товаров (ст. 32 НК РБ) признается территория РБ:

  • если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь.
  • при реализации товаров плательщиком РБ плательщику другого государства — члена Евразийского экономического союза, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и завершена в другом государстве — члене Евразийского экономического союза, местом реализации такого товара признается территория РБ, если на ее территории товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав определяется в соответствии со статьей 33 НК РБ.

Подробнее о комиссионной торговле иностранным товаром.

Ситуация 1. Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органах, приобрела на территории РБ товары и передала их (без вывоза) белорусскому комиссионеру для реализации на территории РБ. В этом случае комиссионер-белорус становится обязанным исчислить НДС со всей стоимости реализованных товаров. Дата реализации будет определяться датой отгрузки товаров от комиссионером-белорусом покупателям (п. 5 статьи 100 НК РБ). Комиссионер обязан выставить ЭСЧФ покупателям на сумму предъявленного им НДС.

Ситуация 2. Если комиссионер-белорус ввозит товар комитента-нерезидента для реализации на территории РБ. Комиссионер в данном случае уплачивает НДС на ввоз товара. Если комиссионер исчислил и уплатил НДС при ввозе товаров, при дальнейшей их реализации на территории Республики Беларусь налоговая база НДС по такой реализации равна нулю — пункт 12 статьи 98 НК РБ.

Ситуация 3. Если белорусская организация приобрела на территории РБ у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговом органе РБ, товар в собственность, то она обязана от суммы приобретения исчислить НДС. По покупкам, произведенным на территории республики у нерезидентов, в строке 3 «Дата совершения операции» счета-фактуры проставляют дату, которая соответствует моменту фактической реализации (МФР) — дате оплаты (предоплаты) либо иного прекращения обязательств (далее — дата оплаты) (ч. 1 п. 5 ст. 100 НК; абз. 2 ч. 1 п. 40 Инструкции N 15). Суммы НДС, уплаченные в бюджет, организация вправе принять к вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления (п. 2.3, ч. 1 п. 3, абз. 3 п. 14-1 ст. 107 НК). Вычет производится на основании ЭСЧФ, составленного покупателем-белорусом при приобретении товара на территории республики у нерезидента (п. 1, абз. 2 ч. 4 п. 8 ст. 106-1, абз. 3 п. 5-1 ст. 107 НК).

Обратите внимание: НДС исчисляется при приобретении на дату оплаты нерезиденту, при реализации комиссионного товара (переданного для реализации на территории РБ) — на дату отгрузки комиссионером покупателям товаров.

Вычеты по НДС по ситуациям 1 и 2 у комиссионера не производятся. Сумма этого НДС предъявляется комитенту для возмещения. Следует отметить, что суммы поступающего возмещения по НДС не учитываются, как доходы у комиссионера при расчете налога на прибыль.

Что касается приобретения услуг у иностранных организаций с местом реализации РБ — то датой реализации для исчисления НДС признается момент оплаты услуг (в т.ч. аванса или другого прекращения обязательства перед нерезидентом — например, уступкой требования).Сумма базы для обложения НДС определяется по курсу оплаты. Причем налог на доходы не считается исполнением обязательства перед нерезидентом. Поэтому для расчета суммы НДС берется база до вычета налога на доходы (первоначально выставленная нерезидентом сумма за услуги).

Пример при оплате нерезиденту частями: Иностранная организация, не состоящая на учете в налоговом органе Республики Беларусь, оказала белорусской организации рекламные услуги по акту от 12.03.2018 стоимостью 600 евро. По сроку не позднее 20.04.2018 представлена декларация по налогу на доходы, исчислен и уплачен налог 90 евро. Оплата производится в 4 этапа. Налог на доходы удержан из первой суммы оплаты. Как определяется налоговая база для исчисления НДС согласно требованиям ст. 92 НК?

Ответ: Налоговая база для исчисления НДС при перечислении оплаты иностранной организации за оказанные рекламные услуги определяется при первом платеже — в сумме платежа плюс сумма налога на доходы, далее — от суммы платежа.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав в данной статье будет рассмотрено укрупненно.

Так, с операциями, связанными с недвижимым имуществом, в т. ч. возводимом: строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, услуги экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, услуги авторского и технического надзора за строительством и др.) — признается место нахождения недвижимого имущества.

Инжиниринговые, дизайнерские услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом — в сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации данных услуг определяется по месту деятельности покупателя, а в сделках с резидентами других государств — по месту нахождения недвижимого имущества.

Работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами (хранение, монтаж, сборка, ремонт, техническое обслуживание и др.), находящимися на территории РБ — признается РБ, за пределами РБ — признается территория иностранного государства. Подходы едины и для сделок с резидентами государств — членов ЕАЭС, и для сделок с резидентами иных государств.

Услуги в сфере культуры, искусства, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, а также услуги в сфере обучения (образования) (за исключением обучения в дистанционной форме), если они фактически оказываются на территории РБ — то РБ, иначе территория иностранного государства.

Услуги в сфере обучения (образования) в дистанционной форме их получения — в отношениях с резидентами ЕАЭС — место учреждения образования, с другими государствами — по мету покупателя услуг.

Место реализации работ (услуг) определяется по месту деятельности (нахождения) их покупателя:

  • консультационные, в том числе тематические семинары, лекции, тренинги, саммиты;
  • бухгалтерские, юридические, аудиторские, рекламные, услуги по обработке информации (за исключением услуг, оказываемых в электронной форме);
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
  • услуги по предоставлению (найму) персонала в случае, если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • инжиниринговые дизайнерские непосредственно связаны с имуществом, которое не относится к недвижимому в соответствии со ст. 130 ГК Республики Беларусь;
  • услуги лица (поверенного, агента), привлекающего от своего имени для основного участника договора (контракта) либо от имени основного участника договора (контракта) (доверителя, принципала) другое лицо для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных соответственно подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК и подп. 4) п. 29 Протокола;
  • работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
  • услуги по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц (веб-сайтов);
  • услуги по созданию баз данных;

Услуги в электронной форме также определяется по месту деятельности (нахождения) их покупателя:

  • права на использование программного обеспечения (включая компьютерные игры), баз данных, их обновлений и дополнительных функциональных возможностей через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, а также электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть Интернет, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра и (или) прослушивания через сеть Интернет;
  • рекламные услуги в сети Интернет, в том числе с использованием программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети Интернет, а также предоставление места и времени для рекламы в сети Интернет;
  • yслуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети Интернет;
  • yслуги, осуществляемые автоматическим способом через сеть Интернет, при вводе данных покупателем услуг, автоматизированные услуги по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в том числе сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  • услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  • обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет;
  • ведение статистики на сайтах в сети Интернет (приравнивается к обработке информации)

Определение места реализации работ (услуг) в различном порядке в зависимости от резидентства контрагента: ЕАЭС или другие государства

  • Услуги по представлению информации — если ЕАЭС — то место деятельности продавца, другие государства — место покупателя;
  • Услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию — если ЕАЭС — то место продавца (как услуги не предусмотренные подп. 1) — 4) п. 29 Протокола. В сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя, так как услуги классифицируются как услуги по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуги по его техническому обслуживанию;
  • Услуги, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях), в том числе с использованием программных продуктов и электронных платформ («электронные посреднические услуги»). Примером таких услуг является сервис Uber . Примером таких услуг являются услуги компании Booking.com B.V . Определение места реализации таких услуг осуществляется в различном порядке. В сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации услуг определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги, а в сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя;

Услуги в электронной форме:

  • Услуги по предоставлению через сеть Интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки). В сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации услуг торговых площадок определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги, как услуги, не предусмотренные подп. 1) — 4) п. 29 Протокола. В сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя;
  • Обеспечение и (или) поддержание присутствия в сети Интернет для личных целей или в целях осуществления предпринимательской деятельности, поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети Интернет), обеспечение доступа к ним других пользователей сети Интернет, предоставление пользователям возможности их модификации, оказание услуг по администрированию информационных систем.в сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации услуг по обеспечению присутствия в сети, администрированию интернет-ресурсов определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги как услуги, не предусмотренные подп. 1) — 4) п. 29 Протокола. В сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя;
  • Хранение информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть Интернет. В сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации услуг по хранению информации определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги как услуги, не предусмотренные подп. 1) — 4) п. 29 Протокола. В сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя;
  • Предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе. В сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации услуг по предоставлению вычислительных мощностей определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги как услуги, не предусмотренные подп. 1) — 4) п. 29 Протокола. В сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя;
  • Виртуальный хостинг, виртуальный сервер. В сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации услуг виртуального хостинга определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги как услуги, не предусмотренные подп. 1) — 4) п. 29 Протокола. В сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя;
  • Предоставление доступа к поисковым системам в сети Интернет. В сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС место реализации услуг по предоставлению доступа к поисковикам определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое оказывает услуги как услуги, не предусмотренные подп. 1) — 4) п. 29 Протокола. В сделках с резидентами иных государств — по месту деятельности (нахождения) покупателя.

Место реализации работ (услуг), отдельно не поименованных соответственно в ст. 33 НК и п. 29 Протокола независимо от места нахождения контрагента по сделке ЕАЭС или другое государство определяется по месту деятельности (нахождения) лица, которое их выполняет (оказывает):

  • транспортно-экспедиционные услуги и услуги по перевозке товаров, пассажиров и их багажа;
  • фрахт транспортных средств;
  • услуги по сопровождению и охране грузов;
  • услуги по страхованию;
  • услуги по сертификации товаров;
  • услуги по экспертизе документов;
  • посреднические услуги;
  • услуги по предоставлению, найму персонала в случае, если персонал работает не в месте деятельности покупателя;
  • услуги по регистрации доменных имен

Место реализации имущественных прав независимо ЕАЭС или другое государство определяется по месту деятельности (нахождения) покупателя имущественных прав:

  • реализация (передача) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, за исключением услуг в электронной форме на объекты авторских и смежных прав: произведения науки, литературы, искусства, архитектуры, компьютерные программы и иные произведения; исполнения, фонограммы, передача организаций эфирного или кабельного вещания;
  • Реализация (передача) имущественных прав (кроме прав на объекты интеллектуальной собственности

Место реализации при сдаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и внаем имущества

При передаче в аренду (финансовую аренду (лизинг)), внаем имущества место реализации определяется одинаково в сделках с резидентами государств — членов ЕАЭС и в сделках с резидентами иных государств:

при передаче недвижимого имущества — по месту нахождения недвижимого имущества;
при передаче транспортных средств — по месту деятельности (нахождения) арендодателя (лизингодателя);
при передаче иного движимого имущества — по месту деятельности (нахождения) арендатора (лизингополучателя)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *