НДС на золото в России

НДС на золото в России

Правительство Российской Федерации не утвердило проект закона об отмене НДС на продажу золота в слитках российским гражданам.

Специальная законодательная комиссия при кабинете министров РФ не оказала поддержку законопроекту, предусматривающему отмену НДС, распространяющегося на продажу золотых мерных слитков частным лицам. Данная мера была призвана создать альтернативу валютным накоплениям и сделать покупку золота более привлекательной для населения. Такая информация содержится в официальном документе, который был разработан законодательной комиссией в ответ на представленный законопроект.

В этом документе поясняется, что отмена НДС на продажу аффинированного золота в виде слитков, а также отмена необходимости оставлять золотые слитки на платное хранение в банке, возможны лишь в случае внедрения системы отслеживания оборота драгметаллов, с предотвращением продажи слитков золота на цели производства. Данная трактовка соответствует главным политическим задачам государства относительно бюджета, налогов, таможенной и тарификационной деятельности на период до 2020 года.

Поэтому законопроект об изменении Налогового кодекса в отношении продажи и других операций с золотыми слитками, слишком опережает время, независимо от необходимости хранения этих золотых слитков в обычном или Центральном банке. Таким образом, Кабинет министров не одобрил текущую редакцию закона. Указанная законодательная инициатива предусматривала также отмену НДС на операции с золотым ломом и продуктами переработки золота с целью его реализации или получения аффинированных драгоценных металлов. Отмена НДС должна была коснуться их продажи, осуществляемой налогоплательщиками. Покупателями в данном случае выступают коммерческие кредитные учреждения, Банк России, специализированные фонды в регионах, а также российский государственный фонд драгоценных камней и драгметаллов. По мнению членов кабинета министров Российской Федерации, ратификация законопроекта создаст неравенство среди организаций, добывающих драгметаллы в плане уплаты НДС.

Что предлагает законопроект?

Законодательная инициатива по отмене НДС на операции с золотом предложена еще летом 2019 года группой депутатов Госдумы РФ. На сегодняшний день данный законопроект был отклонен. Его авторы руководствовались целью создать золотую альтернативу сбережению средств граждан в иностранной валюте, а также выгодного для экономики России инвестиционного инструмента в виде золота, что крайне важно в сложившейся тяжелой финансовой ситуации.

Большинство россиян не рассматривает покупку золота в слитках, как способ сбережения накоплений. Так происходит потому, что сегодняшнее налоговое законодательство предписывает коммерческим банкам продавать слитки золота частным лицам с обязательной уплатой последними 20-процентного НДС. Обратная продажа золотых слитков банку происходит уже без уплаты налога на добавленную стоимость. Это касается и случая хранения слитков золота в самих этих банках. Так описывают сложившуюся непростую ситуацию создатели проекта закона в своем пояснении.

Законопроект также ссылается на международный опыт. Исследования Всемирного совета по золоту показывают зависимость между системой налогообложения и спросом со стороны частных инвесторов на золотые слитки прямая. Сегодня НДС в России самый большой. Он составляет 20%. И это притом, что во многих государствах продажа инвестиционных драгметаллов вообще освобождена от налогов. Именно поэтому востребованность золотых слитков среди частных инвесторов в Российской Федерации составляет всего 4 тонны ежегодно. Это всего 1.3% от объемов производства (307 тонн золота, по данным на 2017 год). В Китае этот же показатель составляет 280 тонн или 61% от ежегодно добываемых 453.5 тонн.

Обложение приобретения очищенных драгметаллов 20-процентным НДС при последующей их продаже делает покупку золотого лома более прибыльной. Поэтому применение серых экономических схем в плане оборота отходов и лома благородных металлов приводит к тому, что государство ежегодно недополучает 11 миллиардов рублей, которые могли бы поступать в бюджет в виде НДС от операций с аффинированным золотом.

В числе преимуществ законопроекта авторы называют исключение использования схем ухода от уплаты НДС, а также новую возможность применения золотых слитков, как выгодной альтернативы сохранения сбережений простыми людьми. Кроме того, предлагаемые изменения системы налогообложения позволят привлечь больше инвестиций в сферу добычи золота и обеспечат равноправное участие всех игроков рынка в процессе продажи и оборота драгметаллов. Нововведения также приведут к увеличению налоговых сборов за счет банков и добывающих предприятий, которые будут платить налог на прибыль.

Другие прогнозы цен и аналитика рынка:

  • Курс золота: ралли продолжится
  • Прогноз цены серебра: тяжелое начало недели
  • Цена золота откатилась от уровня $1 600

Президент России Владимир Путин подписал в прошлую пятницу закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, согласно которому был отменен НДС на инвестиции в золото и другие драгметаллы, что касается банковских операций.

Закон предполагает, что банковские операции с драгметаллами (за исключением монет), а также инвестиции в банковские счета в форме драгметаллов отныне не будут облагаться налогом в 20%. Однако в нем ничего не говорится об упразднении 20%-ного НДС на покупку физических драгметаллов в форме слитков.

Согласно прогнозам российской газеты «Известия», в ближайшие пять лет спрос на драгметаллы, такие как золото и серебро, может вырасти до 50 тонн в год, что в 15 раз больше текущего показателя.

«Инвестиции в золото станут одним из главных способов накопления средств в государственной казне, поскольку этот драгметалл защищен от инфляции доллара США», — говорится в газете.

В то же время центральный банк России продолжает увеличивать объемы покупок золота; так, например, в июле было куплено 300 тыс. унций драгметалла. Это привело к росту золотых резервов до 71,3 млн. унций, или 2218 тонн. Совокупная стоимость резервов в настоящее время составляет 101,9 млрд. долларов.

Согласно официальным данным, на долю желтого металла сейчас приходится 19,6% совокупных резервов России.

Как сообщает Всемирный золотой совет, за последнее десятилетие золотые резервы в России увеличились с 2% до 19% (к концу четвертого квартала 2018 года).

В этом году Россия купила в общей сложности 3,4 млн. унций или 96 тонн золота, добавляя значительные объемы ежемесячно. Центральный банк страны приобрел 600 тыс. унций в июне, 200 тыс. унций в мае, 550 тыс. унций в апреле, 600 тыс. унций в марте, 1 млн. унций в феврале и 200 тыс. унций в январе.

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности не поддержала законопроект об освобождении от налога на добавленную стоимость (НДС) операций по реализации драгоценных металлов в слитках с целью создания альтернативного доллару США средства накопления населения. Об этом говорится в официальном отзыве правительства, одобренном на заседании комиссии, сообщает ТАСС.

В отзыве сказано: «В отношении установления освобождения от НДС операций по реализации аффинированных драгоценных металлов… следует отметить, что… освобождение от налогообложения НДС таких операций может быть реализовано при условии создания и обеспечения функционирования автоматизированной системы прослеживаемости оборота драгоценных металлов, предотвращающей реализацию металлов в слитках на производственные цели… В связи с этим предложение о внесении в Налоговый кодекс изменения, предусматривающего освобождение от НДС операций по реализации драгоценных металлов в слитках вне зависимости от помещения этих слитков в хранилище Центрального банка РФ или хранилища банков, является преждевременным. Правительством РФ законопроект в представленной редакции не поддерживается».

Законопроект об освобождении от НДС операций по реализации драгоценных металлов был внесен группой сенаторов в июне 2019 г. Он не прошел первое чтение. По мнению авторов документа, в настоящее время «в условиях сложившейся экономической ситуации» возникла необходимость создания альтернативного доллару США средства накопления населения, а также привлекательного инструмента инвестирования в российскую экономику.

Авторы в пояснительной записке ссылаются на данные Всемирного совета по золоту, согласно которым частный инвестиционный спрос напрямую зависит от системы налогообложения в странах. В тексте законопроекта говорится, что в РФ ставка НДС в размере 20% — самая высокая, «в то же время во многих странах инвестиционное золото НДС не облагается». По этой причине в России, уверены сенаторы, при производстве 307 т золота (в 2017 г.) частный инвестиционный спрос составил только 4 т (1,3% от производства). В пояснительной записке отмечается, что в Китае при добыче 453,5 т золота частный инвестиционный спрос составил около 280 т (61% от добычи).

Об обложении НДС операций по реализации драгоценных металлов

Л.В. Чураянц,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

1. Изменения, внесенные в обложение НДС операций по реализации драгоценных металлов

Главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлен порядок обложения НДС операций по реализации драгоценных металлов, согласно которому по данным операциям предусмотрено налоговое освобождение, а также применение налоговой ставки 0 %.
До введения в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» налогообложение операций по реализации драгоценных металлов осуществлялось с учетом следующих норм НК РФ, а именно: налогоплательщики, занимавшиеся добычей драгоценных металлов или их производством из лома и отходов, содержавших драгоценные металлы, были вправе применять налоговую ставку 0 % только при выполнении установленных подпунктом 6 п. 1 ст. 164 НК РФ требований, согласно которым налогообложение производилось по налоговой ставке 0 % при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществлявшими их добычу или производство из лома и отходов, содержавших драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России, банкам.
При этом п. 8 ст. 165 НК РФ было установлено, что налогоплательщики, осуществлявшие добычу драгоценных металлов или их производство из лома и отходов, содержавших драгоценные металлы, и реализовавшие данные драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России, банкам, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов должны были представлять в налоговые органы следующие документы:
1) контракт (копию контракта) на реализацию драгоценных металлов;
2) документы, подтверждавшие передачу драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России, банкам.
Согласно п. 10 ст. 165 НК РФ документы, указанные в п. 8 ст. 165 настоящего Кодекса, представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 % одновременно с представлением налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 % в установленный ст. 174 НК РФ срок.

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ внесены изменения в ст. 165 НК РФ, а именно: подпункт 2 п. 8 Кодекса был дополнен словами «их копии» после слова «документы».
Таким образом, поскольку действие вышеуказанного положения Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, налогоплательщик, осуществляющий добычу драгоценных металлов или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, при реализации драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России, банкам вправе представлять в налоговые органы начиная с 1 января 2002 года для обоснования применения налоговой ставки 0 % копии требуемых документов.
Статьей 9 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ внесены изменения в ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», которой было предусмотрено, что реализация драгоценных металлов Национальному банку Республики Беларусь с 11 июня 1997 года по 1 января 2001 года не подлежала обложению НДС.
В соответствии с налоговым законодательством налогоплательщик при осуществлении расчета на возврат (зачет) излишне уплаченного НДС в указанных периодах должен произвести восстановление сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) и возмещенных из бюджета, и, соответственно, на эту сумму уменьшить размер сумм НДС, предъявляемых к возврату (зачету).
До 1 января 2003 года — момента вступления в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» согласно ст. 21 вышеуказанного Федерального закона не подлежала налогообложению (освобождалась от налогообложения) на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 9 п. 3 ст. 149 НК РФ реализация:
— руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержавших драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа;
— драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России и банкам;
— драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Банку России и банкам;
— драгоценных металлов в слитках Банком России и банками при условии, что эти слитки оставались в одном из сертифицированных хранилищ (в Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков).
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ расширены налоговые освобождения при реализации драгоценных металлов.
С учетом вышеизложенного с 1 января 2003 года в соответствии с подпунктом 9 п. 3 ст. 149 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) освобождается от налогообложения на территории Российской Федерации реализация:
— руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа;
— драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банку России и банкам;
— драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Банку России и банкам;
— драгоценных металлов в слитках Банком России и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (в Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков).
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ установлено налогообложение по налоговой ставке 0 % при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, в том числе фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 21 вышеуказанного Федерального закона п. 2 ст. 1 вступил в силу с 1 января 2003 года.
С 1 января 2003 года согласно подпункту 6 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Банку России, банкам.
Необходимо особо обратить внимание читателей журнала на тот факт, что Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ не внесены изменения в ст. 165 НК РФ в части представления документов для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов при реализации вышеуказанными налогоплательщиками драгоценных металлов фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации. Вне зависимости от этого налогоплательщики, осуществляющие добычу драгоценных металлов или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и реализующие данные драгоценные металлы фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов обязаны также представлять в налоговые органы следующие документы:
1) контракт (копию контракта) на реализацию драгоценных металлов;
2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

2. Особенности применения налоговых вычетов при реализации драгоценных металлов

В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (с 1 января 2003 года), Банку России, банкам.
Пунктом 8 ст. 165 НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие добычу драгоценных металлов или их производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и реализующие данные драгоценные металлы Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России, банкам, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов представляют в налоговые органы следующие документы:
1) контракт (копию контракта) на реализацию драгоценных металлов;
2) документы (их копии), подтверждающие передачу драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Банку России, банкам.
Согласно п. 10 ст. 165 НК РФ вышеуказанные документы представляются налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0 % одновременно с представлением налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0 % в установленный ст. 174 настоящего Кодекса срок.
Если налогоплательщик осуществляет операции, облагаемые по налоговой ставке 20 %, а также по налоговой ставке 0 %, он обязан вести раздельный учет таких операций, так как порядок налоговых вычетов в этих случаях различен.
При налогообложении по налоговой ставке 20 % для правомерного зачета (возмещения) сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) необходимо выполнение условий ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:
— приобретаемые товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;
— сумма НДС фактически уплачена поставщику товаров (работ, услуг);
— товары (работы, услуги) приняты налогоплательщиком к учету;
— имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика товаров (работ, услуг).
Порядок применения налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (с 1 января 2003 года), Банку России, банкам изложен в п. 3 ст. 172 настоящего Кодекса, согласно которому вычеты сумм налога производятся только при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 8 ст. 165 НК РФ.
Размер налоговых вычетов (возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при производстве и реализации товара, облагаемого по налоговой ставке 0 %, должен определяться только в доле фактически использованных вышеуказанных материальных ресурсов при производстве и реализации данных драгоценных металлов.
Это установлено разделом IV «Порядок заполнения декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов» действующей инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, а именно: по строке 220 показываются суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), стоимость которых относится на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, использованных при производстве и реализации товаров (работ, услуг).
В п. 4 ст. 176 НК РФ изложен порядок возмещения путем зачета (возврата) НДС налогоплательщикам, осуществляющим добычу драгоценных металлов или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, и реализацию драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации (с 1 января 2003 года), Банку России, банкам, согласно которому возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Особо следует обратить внимание читателей журнала на применение налоговой ставки 0 % организациями, осуществляющими работы по геологическому изучению недр.
Согласно Закону РФ от 21.09.1992 N 2395-1 «О недрах» лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами» разрешается предоставление совмещенных лицензий, включающих несколько видов пользования недрами (поиски, разведка, добыча полезных ископаемых). В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Если организация осуществляет проведение геолого-разведочных и поисково-оценочных работ на основании лицензии на право пользования недрами с указанием в ней видов работ «поиск и оценка месторождений россыпного и рудного золота» и у нее нет лицензии на добычу драгоценных металлов, она не вправе применять налоговую ставку 0 % и предъявлять к налоговым вычетам суммы налога по использованным товарам (работам, услугам).
Право на применение налоговой ставки 0 % возникало бы у данной организации только при наличии у нее лицензии (совмещенной лицензии) с указанием в ней вида работ «добыча драгоценных металлов» и, соответственно, при ведении раздельного учета по видам работ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *