НДС в Турции

НДС в Турции

Содержание

Одна из главных причин, по которой интерес инвесторов к Турецкой Республике не угасает – гибкая система налогообложения. В 2019 году правительство разработало множество льгот для начинающих предпринимателей, которые продолжают действовать и в 2020 году.

Невзирая на все привлекательность государства для иностранных бизнес-кругов, Турция уже три года пытается выйти из экономического кризиса. На этом фоне, правительство страны изменило некоторые законопроекты, в том числе по налоговым ставкам. Последние новости налоговой системы Турции на январь 2020 года представлены в нашем обзоре.

Как работает турецкая налоговая система

Если говорить о налогах для предпринимателей, компаний и физлиц в Турции, то важно учитывать резидентство лица. Так, в 2020 году, турецкая налоговая система работает по следующему принципу:

  • Резиденты (граждане Турции), а также иностранцы проживающие в стране по ВНЖ более 6 месяцев, обязаны платить налог на любую прибыль, в том числе получаемую в другом государстве.
  • Нерезиденты юрисдикции уплачивают налог только на тот доход, который сгенерирован непосредственно на территории Турции, а любая другая прибыль в иных странах, облагается налогом в стране проживания-резидентства физлица.
  • Примерно так же применяется налог на прибыль для компаний, зарегистрированных иностранным гражданином в турецком государстве:
    • налог на прибыль для турецких компаний (независимо от резидентства руководящего звена), рассчитывается по общему принципу наравне с другими предприятиями;
    • если филиал имеет головной офис за рубежом, то в Турции дочернее предприятие платит корпоративный налог по общеустановленным правилам, а налог на прибыль возлагается на материнское управление. Подробнее о филиалах иностранных компаний в Турции читайте в статье «Регистрация/аккредитация филиалов иностранных компаний».
  • Всего в Турции существует 3 основных вида налогов, – на прибыль, на богатство и косвенные сборы. Расчет происходит путем сложения доходов из всех источников и наложения обязательств по ежегодной выплате.

Если давать объективную оценку налоговой системе турецкого государства, то она не отличается от российской или любой другой в странах ЕС. Среди категорий доходов, облагаемых налогом в Турции – зарплата, бизнес, производство, недвижимость, вложение капитала, дивиденды и прочие источники дохода.

Новый закон о налогах в Турции в 2020 году

Новости налогового законодательства Турции в 2020 году для кого-то стали приятным известием, но для большинства заинтересованных лиц кажутся не очень радужным. Начиная с 1 января 2020 года (и далее по мере вступления законопроекта в силу), в стране будут действовать новые правила налогообложения.

Что изменилось в турецкой налоговой системе в 2020 году и как это отразится на инвестициях и бизнесе? Если вкратце, то в 2020 году в Турции действуют следующие нововведения в налоговом законодательстве:

  • согласно Закону №7194 введено три новых налога – на жилье, цифровые услуги и на имущество с высокой стоимостью;
  • максимальная ставка НДФЛ увеличится до показателей 40%;
  • относительно подачи налоговой декларации предусмотрены небольшие коррективы, а круг лиц, обязанных отчитываться перед государством, расширен;
  • снижена сумма вычитаемых расходов на автомобиль;
  • разработан и внедрен новый механизм оспаривания своих прав налоговыми органами и налогоплательщиками.

Информацию о налоговых ставках для иностранных предпринимателей в Турции можно узнать из нашей статьи «Регистрация АО в Анталии» и у консультантов международного портала InternationalWealth.info по адресу info@offshore-pro.info.

Налоги в Турции в 2020 году – что изменилось

Что нового в налоговом законодательстве Турции в 2020 году и кому от этого будет хуже или лучше?

Подоходный налог для физлиц в Турции в 2020 году – новый закон

  • Прогрессивная налоговая ставка, которая ранее составляла максимум 35%, увеличилась сразу на 5 пунктов и в 2020 году составляет 40%. Однако, стоит понимать, что такой предел будет применяться только к доходу физлиц не менее 500 000 TRY в год. В остальных случаях подоходный налог в Турции в 2020 году исчисляется по следующему алгоритму.

Подоходный налог в Турции на зарплату:

  • 15% – до 18 тысяч TRY;
  • 20% – от 18 тысяч TRY;
  • 27% – более 40 тысяч TRY;
  • 35% – доход более 148 000 и менее 500 000 TRY;
  • 40% налоговая ставка применяется в случае дохода от 500 000 TRY и более.

Подоходный налог на любой доход, кроме заработной платы:

  • 15% – до 18 тысяч TRY;
  • 20% – от 18 тысяч до 40 тысяч TRY;
  • 27% – от 40 000 до 98 000 TRY;
  • 35% – доход от 98 000 до 500 000 TRY;
  • 40% – на доход свыше 500 000 TRY.

Для заработка, отличного от зарплаты, новые правила налогообложения вступили в силу с 1 января 2020 года.

  • Также в текущем году изменились требования по налоговой отчетности для работников, трудящихся сразу у двух и более работодателей. Для них вводится обязательство по декларированию доходов 1 раз в год при суммарном превышении уровня зарплаты более установленного порога (в 2019 году сумма составляла 40 000 TRY).
  • В 2020 году в Турции продолжает действовать система tax-at-source (налог у источника), но добавлены требования для граждан, имеющих доход более 500 000 лир в год. Они обязаны подавать налоговую декларацию даже в случае получения дохода из одного источника (одного работодателя).

Справка: В соответствии со ст. 89 Закона «О подоходном налоге в Турции», работник имеет право получить налоговый вычет на школьные сборы, лечение и т.д.

  • Все льготы, за исключением расходов на транспорт, облагаются налогом. В 2020 году данное правовое поле было расширено и теперь сотрудники компаний могут пользоваться льготами на общественный транспорт в пределах установленного лимита. В прошлом году, необлагаемые налогом привилегии действовали только в пределах перевозки служащих транспортом компании.
  • Новые налоговые ставки в 2020 году в Турции также коснулись футболистов, зарплата которых с 1 января 2020 года облагается налогом в пределах 15% — 20% (в 2019 году ставка составляла от 5% до 15%). Требования по налоговой отчетности в случае дохода более 500 000 TRY также действуют в установленном порядке, в том числе по прогрессивной налоговой ставке 40%.

Важно! Старые правила по налогам действуют для игроков, заключивших контракт до 1 ноября 2019 года.

  • Налог для самозанятых граждан Турции (авторы, фрилансеры, переводчики, программисты, фотографы и т.д.) регламентируется ст. 18 Закона «О подоходном налоге» и в 2019 году рассчитывался по ставке 17% у источника дохода с отменой подоходной ставки. В 2020 году самозанятым в Турции придется раскошелиться, если их доход превышает установленный максимальный порог в 500 тысяч TRY в год. В остальных случаях правила остались без изменений.

Корпоративный подоходный налог в Турции в 2020 году – транспорт

Новым и действующим предпринимателям турецкой юрисдикции следует аккуратно арендовать и покупать технику для компании. Начиная с 2020 года в налоговом законодательстве действуют следующие тарифы:

  • Необлагаемая налогом сумма – 5 500 турецких лир в месяц, входящих в стоимость арендованного автомобиля для предпринимательской деятельности. Избыточная часть не вычитается и облагается налогом по установленной ставке.
  • При покупке транспортного средства (ТС) для турецкой компании, сумма вычета на амортизацию автомобиля ограничена. Максимальная стоимость ТС (независимо от реальной закупочной цены) составляет 135 000 лир, от которой происходит расчет амортизационных расходов.
  • Вычет по специальному налогу на покупку ТС и добавленную стоимость также ограничен суммой 115 000 лир.
  • На содержание и эксплуатацию автотранспорта новый налоговый закон вводит ограничение в размере 70%. Оставшиеся 30% облагаются налогом в полном объеме и не подлежат вычету.

Обратите внимание! Вышеизложенные правила по транспортному налогу распространяются на компании в Турции и физлиц, оказывающих услуги в данной сфере деятельности.

Цифровые услуги в Турции – налог в 2020 году

Новые правила налогообложения компаний, оказывающих цифровые услуги, распространяются на предприятия с прибылью более 750 млн TRY на международном рынке и не менее 20 млн TRY на турецком. Новая ставка будет применяться с 1 марта 2020 года и составит 7,5% на доход, полученный внутри юрисдикции.

Турция 2020 – новый налог на проживание (туристический налог)

Начиная с 1 апреля 2020 года налог для туристов и отдыхающих в гостиницах, мотелях и на курортах Турции будет взиматься со всех граждан, независимо от гражданства. Установленная налоговая ставка составляет 2%, которая в будущем будет снижена до 1%.

В обязанность собственников отелей и иных гостиничных комплексов входит:

  • указывать налог на проживание в счет-фактурах;
  • передавать отчетность через электронные заявки в налоговую инспекцию;
  • ежемесячно проводить уплату налогов в электронном формате.

Новости налогового законодательства Турции в 2020 году – налог на недвижимость

Кроме вышеупомянутых нововведений, в 2020 году в Турции также вводится налог на дорогие апартаменты, стоимость которых превышает 5 млн TRY. В зависимости от оценочной стоимость недвижимости, налог исчисляется по следующей ставке:

  • на квартиры, виллы и иные формы недвижимости стоимостью от 5 до 7,5 млн TRY (от 760 000Є до 1 150 000Є) – 0,3%;
  • для недвижимости от 7 500 000 TRY до 10 млн TRY (от 1 млн 150 тыс. евро до 1 млн 530 тыс. евро) – 0,6%;
  • если апартаменты оценены в сумму более 10 000 000 TRY (1 530 000Є) – налоговая ставка составляет 1%.

Декларация подается ежегодно в феврале, а оплата может производиться 2 раза в год – в августе и феврале.

По вопросам покупки недвижимости в Турции по инвестиционной программе, а также выбора домов для жизни и ведения бизнеса, можно получить развернутые ответы, изучив статью: «Виллы в Анталии с солнечными батареями».

Валютная биржа – новый налог на прибыль в Турции в 2020 году

Так называемый биржевой налог для игроков на валютных биржах также скорректирован правительством турецкой Республики и в 2020 году имеет следующие показатели:

  • налог на страховые и банковские операции – 0,2%;
  • президент имеет право повысить ставку в 10 раз.

Мера вступила в силу 7 декабря 2019 года.

Дополнительные изменения налогового законодательства Турции в 2020 году

Среди прочих мер, принятых на законодательном уровне турецкого государства и вступающих в силу в 2020 году, можно отметить:

  1. Новый механизм урегулирования споров между налогоплательщиком и налоговым органом, что допускает мирное решение проблемы после начала судебного процесса.
  2. По новому закону плательщику дается право предоставить документы, доказательства и внести изменения в декларацию по налогам в течение 30 дней после дня отчетности (15 число).
  3. Также в новой редакции Закона «О налогах в Турции», есть поправки по условиям внесения оплаты в государственную казну и порядку удержания налога на гонорар адвоката с проигравшей стороны, а также прочие моменты.

Получить полную консультацию по налоговой базе для предпринимателей и физлиц в Турции можно у специалистов нашего портала, а также изучив другие материалы: «Юридические услуги для бизнеса в Турции», «Международный коммерческий арбитраж для компаний в Турции». Также не стоит забывать о своих финансовых сбережениях и успеть открыть банковский счет в оффшоре в качестве запасного для бизнеса.

Наши контакты для связи: info@offshore-pro.info.

Есть ли налоговые обязательства для иностранцев в Турции, проживающих по ВНЖ более 6 месяцев в 2020 году?

Да, налоговый кодекс Турецкой Республики предусматривает уплату налога на прибыль резидентами страны, если они проживают в государстве более полугода по ВНЖ или имеют турецкий паспорт. Сумма, подлежащая расчету налога на прибыль – доход, полученный непосредственно на территории турецкого государства.

Правда ли, что туристов Турции обязали платить налог в 2020 года?

Налог на проживание туристов в Турции начал действовать с 1 апреля 2020 года и до 31 января 2020 года составит 1% от стоимости номера. В 2021 году в планах правительства страны повысить ставку до 2%.

Какие новые налоги ввели в Турции в 2020 году для граждан страны и предпринимателей?

Налог 7,5% на цифровые услуги с 1 марта 2020 года, что касается компаний с международной прибылью 750 млн лир и доходом внутри страны от 20 млн лир. Максимальная планка подоходного налога для физлиц увеличена с 35% до 40%, если сумма дохода превышает 500 тысяч TRY в год. Это также касается налога на зарплату и самозанятых граждан (фрилансеров).

Теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, но на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего предоставления информации в налоговые органы. То есть является косвенным налогом. Бремя по его выплате ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг.

Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю.

Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья).

Для Турции НДС — налог на добавленную стоимость — является относительно молодым налогом. Впервые законопроект, регламентирующий порядок уплаты и вычета НДС, был внесен на обсуждение в 1974 году. В течение 10 лет он обсуждался в Турции на различных уровнях общественного мнения, и претерпев восемь изменений, был окончательно принят только 2 ноября 1984 года, а вступил в силу 1 января 1985. С вступлением в силу в Турции закона об НДС было отменено восемь косвенных налогов на потребление, что значительно оздоровило экономику Турции. В Турции владелец компании к привычным в России счетам по расходам компании может включить в предоставляемые к вычету счетам-фактурам также счета-фактуры на покупку имиджевых вещей для себя лично, одежды, питания, счетов за ресторан, приобретенный бензин и проч. В платёжных документах в Турции НДС выделяется отдельной строчкой — KDV.

Налоговые ставки налога на добавленную стоимость в Турции:

  • Стандартная ставка НДС в Турции — 18% (также действует для объектов недвижимости и домов, общей площадью более 150 кв. м.)

  • На услуги финансового лизинга и т.п. — в зависимости от НДС на объекты лизинга

  • 8% НДС в Турции — Основные продукты питания (включая молоко, яйца, сыр, мед и пр.), свежие овощи и фрукты, билеты на концерты театр кино, книги, детское питание, мед. сыворотка, имунноглобулин, продукты крови, вакцины, фармацевтические препараты, ввозимые по разрешению и лицензии Министерства здравоохранения и пр.

  • 1% как НДС в Турции взимается с продажи домов общей площадью до 150 кв. м, некоторых сельскохозяйственных продуктов, продуктов и хлеба из пшеницы, газет, использованных двигателей, велосипедов, оборота предметов финансового лизинга (по стандартной ставке, действующей с 30 декабря 2007 г.), предоставления крови и компонентов крови для людей и животных, ритуальных услуг и пр.

Ставки подоходного налога в Турции

Как правило, индивидуальные доходы и заработки облагаются налогом на доходы по прогрессирующим ставкам, варьирующимся от 15 % до 35 %, и исчисляются нарастающим итогом.

Ставки подоходного налога в Турции на 20016 г. приведены ниже:

Налогооблагаемый доход

Налог на минимальную сумму

Ставка при превышении нормы

Выше нормы

(ТЛ)

В пределах нормы (ТЛ)

12 600

15 %

12 601

30 000

20 %

30 001

110 000

27 %

110 001

35 %

Доходы и заработки физического лица (как резидента, так и нерезидента), работающего по найму облагаются подоходным налогом. Подоходный налог в Турции в таком случае взимается и вносится организацией, которая обеспечивает доходами частных лиц, являющимся резидентами или нерезидентами. В рамках Закона о ликвидации двойного налогообложения предусматривается возможность снижения налоговых ставок или отмены налогообложения в Турции по доходам и заработкам, полученным физическими лицами – нерезидентами.

Основные частные доходы и заработки, облагаемые подоходным налогом в Турции, и соответствующие ставки подоходного налога

Частный доход, облагаемый подоходным налогом в Турции

Резидент

Нерезидент

Доходы от наемного труда (заработная плата, премии, дополнительные льготы и пр.)

15-35 %

15-35 %

Доходы от профессиональных услуг

20 %

20 %

Выставления промежуточных счетов по долгосрочным контрактам по незавершенному строительству

3 %

3 %

Доходы от продажи прав и др. нематериальных активов

Не взимается

20 %

Доходы от FOREX

Не взимается

Не взимается

Рентный доход (с материальных и нематериальных ценностей)

20 %

20 %

Доход по дивидендам

(е) 15 %

(е) 15 %

Проценты по срочным вкладам и доходы по выкупным соглашениям

15 %

15 %

Процентный доход по государственным облигациям и казначейским векселям

(а) 10 %

0 %

Прирост капитала от продажи государственных облигаций Турции и казначейских векселей Турции

(b) 10 %

(b) 0 %

Прирост капитала от продажи акций на торгах Стамбульской Фондовой Биржи (СФБ) и удерживаемых во владении менее 1 года

(с) 0 %

(с) 0 %

Прирос капитала от продажи акций инвестиционных трастов на торгах СФБ

10 %

0 %

Доход от инвестиционных фондов

(d) 10 %

0 %

  • 0 % для выпущенных до 01.01.2006 г.

  • Прирост капитала от продажи государственных облигаций и казначейских векселей, выпущенных до 01.01.2006 г. не облагается подоходным налогом в Турции. Подлежит декларированию.

  • Прирост капитала от продажи акций, приобретенных до 01.01.2006 г. или продаваемых на СФБ и удерживаемых во владении более 1 года, налогом не облагается.

  • Подоходным налогом в Турции не облагаются инвестиционные фонды, сформированные из акций, составляющих как минимум 51 % портфеля, зарегистрированных в СФБ и удерживаемых во владении более 1 года.

  • Зачет прибыли в капитал не относится к распределению дивидендов и не облагается подоходным налогом на дивиденды.

Налогоплательщики Подоходного налога в Турции

Физические лица – резиденты Турции облагаются налогом на доходы, полученные из любой точки мира, и несут полное налоговое бремя в Турции (полные налогоплательщики). Нерезиденты облагаются налогом только на заработки и доходы, полученные на территории Турции, и несут частичное налоговое бремя в Турции (частичные налогоплательщики).

К резидентам относятся физические лица, имеющие постоянное разрешение на пребывание в Турции, и те, кто пребывает на территории Турции более 6 месяцев в течение одного календарного года (временное отсутствие не может прервать продолжительность пребывания в Турции).

Гражданское законодательство определяет статус резидента как «намерение поселиться». И хотя законодательство не выделяет каких-либо объективных критериев статуса резидента, факты приобретения жилья в Турции и прекращение деловой активности за рубежом, а также наличие жизненно важных интересов (социальных и экономических) в Турции могут считаться намерением получить статус резидента в Турции.

Правило шести месяцев, описанное выше, имеет определенное исключение для экспатриантов, таких как бизнесмены, ученые, эксперты, сотрудники правительства или журналисты, прибывающие в Турцию для выполнения временной или предустановленной работы, а также лица, прибывшие в Турцию с целью образования, медицинского обслуживания, отдыха и туризма. Такие лица будут считаться нерезидентами, даже если они будут пребывать в Турции более шести месяцев календарного года.

Как правило, если физическое лицо не является резидентом Турции по вышеописанным правилам, оно также будет считаться нерезидентом для правил турецкого налогообложения. Это может повлиять на налогообложение доходов, полученных не на территории Турции, в стране-источнике дохода.

Налогооблагаемая база подоходного налога в Турции

Турция имеет единую налоговую систему, в соответствии с которой доходы, полученные из разных источников, агрегируются, и налоговая нагрузка приходится на полный агрегированный доход. В рамках единой системы Подоходный налог в Турции взимается авансовыми платежами и кредитуется в счет налоговых обязательств в поступлениях за год. Налог взимается на базе календарного года. Доходы, полученные в Турции резидентами и нерезидентами, разделяются на 7 типов:

  • Доходы от коммерческой деятельности

  • Сельскохозяйственные доходы

  • Заработная плата и вознаграждения

  • Доходы от индивидуальной трудовой деятельности

  • Выручка от объектов недвижимости в собственности (включая роялти)

  • Доходы от капиталовложений (проценты и дивиденды)

  • Другие заработки и доходы (прирост капитала)

Имеет значение источник дохода (на территории или за пределами Турции).

Иностранцы, несущие полное налоговое бремя в Турции, подвергаются налогообложению доходов, полученных как в Турции, так и за ее пределами.

Источники дохода в Турции для налогоплательщиков, несущих частичное налоговое бремя (нерезидентов) следующие:

  • Доходы от коммерческой деятельности

  • Доходы, полученные от любого рода коммерческой или производственной деятельности, проводимой в рамках бизнеса или представительства в Турции, считаются доходами, полученными в Турции

  • Сельскохозяйственные доходы

  • Доходы от сельскохозяйственных работ, осуществляемых в Турции, считаются полученными в Турции.

  • Заработная плата и вознаграждения. Заработной платой и вознаграждениями считаются денежные средства и товары, выданные в качестве компенсации работникам организации по местонахождению организации, также как и премии, которые могут предоставляться им в денежной форме.

В Турции нет различия между заработной платой и вознаграждением, то есть к «вознаграждению» относится и заработная плата. В случае, если вознаграждения выплачиваются в наличных деньгах, гарантиях, льготах, оплате сверхурочных, авансах, подписках, премиях, бонусах, накопленных процентах или процентных долях прибыли, не относимой к долевому участию, суть не меняется. Конкретные платежи, выплачиваемые работодателем от лица работников, такие как арендная плата и плата за коммунальные услуги, агрегируются и облагаются как заработная плата и вознаграждения.

Соблюдение следующих условий для физических лиц с ограниченной налоговой ответственностью означает, что вознаграждения зарабатываются в Турции:

  1. Если служба занятости представлена в Турции или,

  2. Служба «оцениваются» в Турции.

Услуги по трудоустройству относятся к оцениваемым в Турции, если размер заработной платы учитывается как расходы или издержки турецкого юридического лица.

При определении налогооблагаемого дохода, издержки, допустимые в рамках Закона о налоге на доходы, исключаются из валового дохода.

Частные лица – нерезиденты Турции, занятые в организациях, головные офисы которых расположены за пределами Турции, и получающие вознаграждение в иностранной валюте, не облагаются налом на свои доходы, если соблюдены все следующие условия (это исключение обычно относится к сотрудникам отделов взаимодействия):

  • Организация — нерезидент выплачивает вознаграждения из заработков, полученных за рубежом;

  • Выплаты вознаграждений не относятся к затратам в счет прибыли, облагаемой налогом в Турции;

  • Сумма компенсации поступает в Турцию в иностранной валюте.

Доходы от индивидуальной трудовой деятельности. Заработки от индивидуальной трудовой деятельности включают услуги, предоставляемые лицами, работающими от своего имени, использующими собственные профессиональные знания и независимыми от работодателя. Его доход поступает от самостоятельной деятельности, осуществляемой или оцениваемой в Турции – это означает, что доходы от индивидуальной трудовой деятельности, получают в Турции физические лица с ограниченной налоговой ответственностью.

Услуги, предоставляемые физическими лицами — резидентами и/или нерезидентами, облагаются подоходным налогом по ставке 20 %, и получатель услуг обеспечивает возврат подоходного налога в налоговый орган Турции от имени поставщика услуг. Если поставщик услуги нерезидент, учитываются условия ЗЛДН. Условия ЗЛДН могут предотвратить налогообложение таких доходов в Турции.

Доходы от недвижимого имущества. Доходы, получаемые от сдачи в аренду объектов недвижимости и прав собственности на эти объекты их владельцами, обладателями прав пользования или их арендаторами, облагаются налогом в Турции (если недвижимое имущество находится на территории Турции или если такие объекты собственности или права на них используются или оцениваются в Турции).

Доход, полученный физическими лицами – резидентами и нерезидентами, от сдачи в аренду недвижимого имущества и роялти по патентам и правам облагаются подоходным налогом в Турции по ставке 20 %. Этот подоходный налог может быть отменен или снижен в рамках применения Закона о ликвидации двойного налогообложения в случае, если доход получен физическими лицами – нерезидентами.

Доходы от капиталовложений. Доходами от капиталовложений (инвестиционным) считаются следующие виды доходов:

  • Дивиденды по всем типам акций

  • Заработки от долевого участия

  • Прибыль, распределяемая между председателями и членами Совета Директоров организаций

  • Проценты и доходы, вырученные от общественных и частных облигаций и казначейских векселей

  • Все доходы по процентам (по срочным вкладам, договорам РЕПО и др.)

Дивиденды, полученные физическими лицами – резидентами и нерезидентами, облагаются подоходным налогом по ставке 15 %. Прибыль, вносимая в счет капитала, подоходным налогом на дивиденды в Турции не облагается. Подоходный налог в Турции – это финальный налог для физических лиц – нерезидентов. Половина всей суммы дивидендов, полученная физическими лицами – резидентами от турецких организаций – резидентов, должна оформляться налоговой декларацией, если данная сумма дивидендов вместе с другими доходами обеспечена объектами недвижимости, и инвестиции под обеспечение превышают сумму в 22 000 ТЛ. В этом случае, они декларируются вместе со всеми такими выручками, в ежегодной налоговой декларации по уплате подоходного налога в Турции, и суммы подоходного налога по дивидендам вычитаются из общей начисленной суммы подоходного налога .

Проценты по срочным вкладам и доходы по договорам РЕПО, полученные физическими лицами — резидентами и нерезидентами, облагаются подоходным налогом по ставке 15 %. Они не декларируются в ежегодной декларации по уплате подоходного налога .

Доход от процентов по государственным облигациям и казначейским векселям (выпущенных после 01.01.2006 г.), полученный физическими лицами – резидентами, облагается подоходным налогом в Турции по ставке 10 %, для нерезидентов ставка равна 0 %. Они не декларируются в ежегодной налоговой декларации.

Доход от процентов по государственным облигациям и казначейским векселям (выпущенных до 01.01.2006 г.) облагается подоходным налогом, но ставка равна 0 %. Для физических лиц – нерезидентов, этот доход не декларируется в ежегодной налоговой декларации и подоходный налог является финальным налогом. Для физических лиц – резидентов, этот доход декларируется, если общая сумма этого дохода вместе с дивидендами, процентами и доходами от недвижимого имущества превышает 22 000 ТЛ на 2009 г. Для ценных бумаг, выраженных в ТЛ, при исчислении налогооблагаемого дохода применяется корректировка с учетом инфляции.

Прирост капитала и другие доходы. Некоторые виды прироста капитала и других доходов:

  • Выручки от продажи ценных бумаг, прав, авторских прав, патентов

  • Выручки от реализации земли, недвижимости, кораблей в течение первых 5 лет с момента приобретения

  • Выручки от передачи прав или товарищеских долей

  • Выручки от полной или частичной реализации оперативной деятельности, которая была приостановлена

  • Случайные доходы

Прирост капитала, полученный физическими лицами – резидентами от продажи акций на торгах Стамбульской Фондовой Биржи (СФБ) и удерживаемых во владении менее 1 года, облагается подоходным налогом по ставке 0 Доходы от продажи акций (i), полученные до 01.01.2006 г., или (ii) продаваемых на СФБ и удерживаемых во владении более 1 года, подоходным налогом в Турции не облагаются.

Прирост капитала, полученный физическими лицами – резидентами от продажи акций не на торгах Стамбульской Фондовой Биржи (СФБ), (если реализация акций проводится без посредничества банка или другого учреждения) облагается налогом выше прогрессивной ставки и вносится в ежегодную декларацию по уплате подоходного налога. Тем не менее, если эти акции — акции компаний — резидентов Турции удерживаются во владении более 2 лет, прирост капитала подоходным налогом в Турции не облагается.

Если акции приобретены до 01.01.2006 г., прирост капитала, полученный частными лицами – резидентами и нерезидентами от продажи акций, выпущенных турецкими компаниями – резидентами, подоходным налогом не облагается, при том условии, что он получен безвозмездно; или от проданных на СФБ и удерживаемых во владении более 3 месяцев; или не проданных на СФБ, но удерживаемых во владении более 1 года. Прирост капитала, полученный физическими лицами – резидентами и нерезидентами от продажи акций декларируется вместе с суммами прироста капитала, превышающими 17 900 ТЛ на 2009 г.

Прирост капитала от продажи государственных облигаций и казначейских билетов (выпущенных до 01.01.2006 г.) подоходным налогом не облагается. Он декларируется физическими лицами, как резидентами, так и нерезидентами, если общая сумма вместе с другими доходами от капитала превышает 17 900 ТЛ на 2009 г. 17 900 ТЛ всех доходов с капитала и исключается из налогооблагаемой базы по уплате подоходного налога. При определении налогооблагаемого дохода применяется корректировка на инфляцию.

Налогообложение акционерных опционов, предоставляемых работодателями

В отношении налогообложения акционерных опционов, предоставляемых работодателями, в Турции особых налоговых правил не предусмотрено. По основным правилам налогообложения, опционы облагаются также как и доход от наемного труда на момент исполнения опциона (нужно заметить, что срок налогообложения может изменяться в зависимости от каждого фондового опциона). К тому же, при определенных обстоятельствах, акционерные опционы облагаются гербовым сбором по ставке 0,6 % и с них могут удерживаться обязательные взносы в фонды социального обеспечения.

Вычеты по подоходному налогу в Турции

Частные лица, предоставляющие независимые профессиональные услуги, или ведущие коммерческую деятельность, могут вычитать из налогооблагаемого дохода обычные издержки от основной деятельности, включая заработную плату, арендные платежи, комиссионные сборы и стоимость коммунальных услуг. Также разрешается амортизация основных средств. Пени не вычитаются.

Доля работников во взносах по социальному страхованию и пособиях по безработице, вычитается из общей суммы дохода от наемного труда при определении налогооблагаемой базы по налогу на доходы.

Премии, выплачиваемые работником себе самому, его или ее супругу или супруге, детям по полисам персонального страхования жизни, смерти, от несчастных случаев, заболеваний, потери трудоспособности, безработицы, по материнству, рождению и образованию, также как и взносы в негосударственные пенсионные фонды, могут вычитаться из налогооблагаемой базы по налогу на доходы. Однако для вычета должны быть соблюдены следующие условия:

  • Страховой полис и пенсионный контракт должны оформляться в страховой компании, расположенной в Турции, и головной офис этой компании также должен находиться в Турции.

  • Размер ежемесячной премии, членских взносов или взносов, уплачиваемых в негосударственные пенсионные фонды, не должен превышать 10 % от зарплаты за данный месяц (премии, выплачиваемые по полисам персонального страхования, не в рамках негосударственных пенсионных фондов, не должны превышать 5 % от вознаграждения, полученного в месяц выплаты премии). Годовые суммы месячных премий, членских и других взносов также не должны превышать общую годовую сумму минимального законного вознаграждения.

Освещение, отопление, водоснабжение, обслуживание лифтов, администрация, страхование, проценты, налоги, износ, расходы по техническому обслуживанию уплачиваются физическими лицами, чьи доходы от аренды могут вычитаться из налогооблагаемой базы по аренде.

Налогообложение различных типов доходов изложено выше.

Налоговые кредиты по зарплате и вознаграждениям

«Прожиточный минимум» может вычитаться из налогооблагаемой базы по доходам от наемного труда. Прожиточный минимум на каждый месяц работы не может превышать 50 % от общей суммы минимального размера оплаты труда за месяц, действующего на начало календарного года (729 лир на первую половину 2010 года), в котором средства заработаны (максимальный уровень равен 10 % для неработающего супруга; 7,5 % — за первых двух детей и 5 % — за остальных детей).

Налоговый кредит рассчитывается путем умножения общего прожиточного минимума на 15 %. Тем не менее, сумма кредита не может превышать общую сумму налога по доходу от наемного труда, и в случае превышения не возмещается.

Прожиточный минимум не распространяется на физических лиц – нерезидентов, получающих доход от наемного труда в Турции.

Ниже приведен пример расчета ежемесячной суммы вычета по подоходному налогу в Турции для разных случаев

Возмещение убытков

Физические лица, занимающиеся частной деятельностью или физические лица, ведущие коммерческую деятельность, могут переносить налоговые убытки на будущие периоды. Перенос таких убытков обратно не разрешаются.

Приложение 1. Процедуры выплаты подоходного налога в Турции

Работодатели должны удерживать налог на доходы из заработной платы и вознаграждений работников. Все виды подоходного налога в Турции декларируются 23 числа каждого месяца и уплачиваются на 26 день следующего месяца (наличными или нарастающим итогом).

Налогоплательщик, который извлекает доходы от самостоятельной трудовой деятельности, должен рассчитывать и уплачивать авансовые платежи по налогу на доходы ежеквартально. Сумма авансового налога равняется 15 % от общего дохода. Авансовые платежи должны вноситься до 17 дня второго месяца, следующего за квартальным налоговым периодом. Уплаченные суммы авансового налога вычитаются из финальной суммы налога на доходы при подаче годовой декларации по налогу на доходы.

Ежегодные налоговые декларации должны представляться в налоговые органы с 1 по 25 марта следующего года, и взнос должен уплачиваться двумя равными платежами в марте и июле.

Налогоплательщики — физические лица – резиденты имеют возможность получения налогового кредита. Налоги, уплачиваемые за рубежом, по доходам, полученным за пределами Турции и облагаемые налогом в Турции, могут вычитаться из налогооблагаемой базы к уплате налога в Турции. Иностранные налоговые кредиты не предоставляются для частичных налогоплательщиков (нерезидентов), так как налоговые вычеты применимы только для полных налогоплательщиков.

Суммы налога к определению в качестве иностранного налогового кредита для полных налогоплательщиков ограничена суммой налога к уплате в Турции на эту же сумму дохода. Другими словами, если налоговая ставка, применяемая в другой стране, выше ставки, применяемой в Турции, разница не может считаться иностранным налоговым кредитом. Часть налога на доходы, соответствующая заработкам, полученным за рубежом, должна высчитываться на основе их процентного соотношения к доходу.

Для получения налогового вычета, описанного выше, важно:

  1. Налоги, уплачиваемые за рубежом, должны взиматься в персональном порядке на базе дохода.

  2. Выплаты налога за рубежом должны подтверждаться документами, полученными в компетентных органах и заверенными местным турецким посольством или консульством, или, если это невозможно, аналогичными представителями Турции за рубежом.

Нерезиденты, как правило, не обязаны подавать декларацию о доходах, если их заработки облагаются только подоходным налогом. Физические лица – нерезиденты, или граждане Турции, пребывающие в стране с намерением остаться или экспатрианты, получающие доходы, не облагаемые подоходным налогом в Турции, должны подавать ежегодную декларацию о доходах по другим источникам доходов, включая доход от коммерческой деятельности.

При покидании Турции, физические лица – нерезиденты должны подавать «внеочередную» декларацию о доходах за 15 дней до выезда.

Физические лица – нерезиденты, не обязанные подавать ежегодную декларацию о доходах, должны подавать специальную декларацию о доходах по своим основным прибылям, перечисленным в Кодексе по налогообложению доходов. Специальные декларации о доходах подаются в течение 15 дней после получения доходов. По доходам от самостоятельной трудовой деятельности частичных налогоплательщиков, специальная налоговая декларация подается в течение 15 дней после окончания деятельности.

Приложение 2. Налоговая льгота по иностранным доходам

Налоговый кредит доступен по иностранным налогам, выплачиваемым на сумму турецкого налога с основного дохода, полученного за рубежом.

НДС — налог на добавленную стоимость (тур. KDV)

Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость, на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведёт учёт собранного налога для последующего представления информации в налоговые органы. То есть является косвенным налогом.

Бремя по его выплате ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательной продаже товаров потребителю. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции.

Однако покупатель имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья).

Специальный потребительский налог в Турции (СПН)

Специальный Потребительский налог в Турции взимается с поставок, первичного приобретения или импорта конкретных товаров, разделенных на 4 разных группы.

Некоторые поставки, импорт и первичные приобретения могут освобождаться от Специального потребительского налога на конкретных условиях, определенных законодательством Турции в части Специального потребительского налога (т.е. экспортные поставки; импорт, первичное приобретение и поставки товаров, международным организациям и их персоналу, которые освобождены от налога на основании международных соглашений, а также дипломатическим представителям и консулам иностранных государств в Турции и их членам, обладающих дипломатическим статусом, на условиях взаимности; поставки товаров, перечисленных в группе 1 определенным общественным организациям; первичное приобретение транспортных средств лицами с ограниченными возможностями; первичное приобретение самолетов Турецкой Авиационной Ассоциацией и пр.)

Обычно Специальный потребительский налог в Турции еще называют налогом на роскошь, но это не совсем верно. Специальный потребительский налог в Турции действительно взимается и с предметов роскоши, но не только с них.

Перед тем, как открыть бизнес или просто жить в Турции, необходимо в деталях познакомиться с информацией о местных налогах. Ведь благодаря знанию о них, вы не столкнетесь с проблемами, связанных с законом, грамотно распределите денежные средства и обезопасите себя и свою семью. Именно этой теме мы посвятим статью. Каков же перечень налогов на 2020 год?

Хорошая новость в том, что в Турции налоговая система не разделяется между иностранными гражданами и местными жителями. Поэтому общие положения едины для всех. Предлагаем детально описать самые основные налоги.

Подоходный налог

Подоходный налог в Турецкой Республике учитываются все трудовые доходы, которые получают физические лица. По закону, наемные работники обязаны платить этот налог каждый месяц. Предприниматели платят этот налог в марте, июне и сентябре, разделяя его на равные доли.

Данный налог необходимо платить, если вы получаете поступления из следующих источников:

  • официальная работа;
  • продажа сельскохозяйственной продукции;
  • коммерческая деятельность;
  • аренда;
  • ценные бумаги и т.д.

Ставка на доходы связана с размером заработной платы (в лирах):

  • 15% до 8 800;
  • 20% до 22 000;
  • 27% до 50 000;
  • 35% свыше 50 000.

Вы можете быть освобождены от выплат налогов в рамках следующих случаев:

  • прибыль негосударственных пенсионных фондов;
  • прибыль инвестиционных фондов по ценным бумагам при выполнении определенных условий, предусмотренных в законе;
  • компенсации, полученные в иностранной валюте гражданами Турции, работающими в иностранных компаниях. Компенсация оплачивается из прибыли компании, полученной за границей.

Налог на недвижимость

В Турции существуют несколько налогов, связанных с покупкой и продажей недвижимости, а также с ее владением. Так, например, при получении свидетельства о собственности (ТАПУ), включается налог в размере 4% от заявленной стоимости/ Оплатить его необходимо в государственном банке в местной валюте.

Став владельцем недвижимости, вы обязуетесь вносить ежегодно около 0,1% до 0,3% от кадастровой стоимости квадратного метра застройки в регионе, а также учитывается минимальная стоимость земли. Обычно, такой налог выходит не больше 50-70 евро в год для квартиры и 100 евро в год для большого дома или виллы. Внести плату вы можете в органах местной администрации двумя частями: 50% суммы — в мае, 50% — в ноябре.

Также предусмотрены дополнительные налоги, о которых вы должны знать:

Ежегодный налог за вывоз мусора. Его размер рассчитывается муниципалитетом. Он складывается из параметров жилья: площади и расположения. В среднем, платеж не превышает 50$ в год. Внести такой налог вы можете в районную администрацию.

Если вы являетесь владельцем недвижимости, сдаете его в аренду, получая прибыль более 4200 турецких лир в год, то вы обязаны платить от 15% до 35%, учитывая размеров доходов.

Дополнительный налог на прибыль. Такой налог введен для тех, кто продает недвижимость, владея им менее 5 лет. Получается, что он равен разнице от стоимости жилья, указанной в ТАПУ и стоимостью на момент его продажи. При владении недвижимостью более 5 лет налог на прибыль не взымается.

Также в Турции есть следующие налоги:

  • Налог на добавленную стоимость — НДС
  • Гербовый сбор в Турции
  • Налог на транспортное средство
  • Налог на банковские и страховые операции
  • Налог на наследство и получение подарков
  • Налог на связь
  • Временный налог на образование
  • Таможенные пошлины товары, доставляемые или ввозимые временно на территорию Турции
  • Специальный потребительский налог
  • Другие сборы в пользу государства и пошлины в Турции

НДС считают основным косвенным налогом в Турции из-за того, что он заменил собой другие налоги на потребление.

Вы не пропустите внесенные поправки в налоговой системе Турецкой Республики, они в обязательном порядке публикуется в «Официальной газете» страны.

Несмотря на международный экономический кризис и другие вызовы, экономика страны развивается в выбранном направлении. Эксперты считают, что во многом помогает грамотная налоговая система. В 2020 году Турецкая Республика планирует привлекать в страну всё больше новых инвестиций и профессионалов своего дела.

Налоговый режим в Турции является важной составной частью экономики страны и может быть разделен на 3 главные категории:

Налоги на доходы, такие, как подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций

Косвенные налоги, такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), специальный налог на потребление (ЦTV), налог на банковские и страховые операции или гербовый сбор

Налоги на благосостояние, такие, как налог на собственность или налог на получение наследства и налог на подарки

Налоги на доходы

В Турции налоги на доходы взимаются с доходов, полученных как внутри страны, так и за ее пределами физическими лицами и корпорациями, являющимися резидентами Турции. Нерезиденты, получающие доходы в Турции посредством занятия трудовой деятельностью, владения собственностью, занимающиеся предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, являются также объектом налогообложения, но только с доходов, полученных в Турции.

Обязанность по уплате налогов физическими лицами имеет отношение: к доходам, связанным с торговлей или предпринимательской деятельностью, ведущейся на постоянной основе, к зарплате, полученной за выполненную работу в Турции, к доходам, связанным со сдачей внаем недвижимого имущества в Турции, к процентам от полученного в Турции дохода и к доходам от продажи патентов, авторских прав и других различных нематериальных активов.

Персональный налог на доходы физического лица (подоходный налог) варьируется от 15% до 40%.

С целью налогообложения, компании группируются как на акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью, так и на персональные компании (товарищества с ограниченной ответственностью и простые товарищества). Корпоративный налог взимается с вышеуказанных компаний.

Государственные предприятия и организации, находящиеся в ведении местных властей, являются также плательщиками корпоративного налога.

Подпадает ли компания под полную или ограниченную обязанность по уплате налога, зависит от того, является ли компания резидентом Турции или нет.

Компания, чье постоянное местопребывание или местонахождение администрации установлено в Турции (компания – резидент), будет иметь полную обязанность по уплате налога; в этом случае налог взимается с прибыли, полученной как внутри страны, так и за ее пределами. Если компания нерезидент ведет свою деятельность через свое отделение или совместное предприятие, она будет иметь ограниченные обязанности по уплате налога; т.е. будет являться предметом налогообложения на доходы, полученные за определенный год на территории Турции.

Если компания не присутствует в Турции, удерживание налога будет происходить с полученного дохода; например, за услуги, оказанные на территории Турции. Однако, если существует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, то в этом случае могут применяться уменьшенные ставки по удержанию налога.

Базовый налог с доходов компаний, ведущих предпринимательскую деятельность в Турции, составляет 20% (Законом № 5520 от 21.07.06г. налог с доходов компаний был уменьшен с 30 % до 20 %).

Взимание налога с дивидендов, получаемых как турецкими, так и иностранными акционерами, осуществляется по ставке 10%.

Для компаний резидентов налог взимается с доходов, полученных как внутри страны, так и за границей, но на уплату налогов с дохода, полученного за границей, предоставляется кредит (до ставки корпоративного налога на доходы, существующей в Турции, т.е. 20%).

Корпорациям предлагается уплачивать Авансовый корпоративный налог с дохода (Advanced Corporate Tax), основанный на доходах, получаемых поквартально, по ставке 30%. Авансовый корпоративный налог с дохода, уплаченный в течение налогового года является альтернативой обязанности уплаты первоначального корпоративного налога на доходы компании.

В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, турецкие компании обязаны формировать первый и второй уровень законных резервов (first and second level legal reserve) из полученных доходов. Эта обязанность не относится к отделениям компаний).

Акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью обязаны ежегодно предоставлять в резерв первого уровня 5% от чистой прибыли. Предел первого уровня законного резерва составляет 20% от оплаченного капитала. Второй уровень законного резерва составляет 10% от прибыли, распределенной после образования первого уровня легального резерва и минимальной выплаты дивидендов (5% от оплаченного капитала).

В отношении формирования второго уровня легального резерва, предела не существует, и он аккумулируется каждый год.

В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, в том случае, если легальные резервы достигли уровня 50% оплаченного капитала, они должны быть использованы на покрытие убытков или на поддержание деловой активности в случае ухудшения экономических условий или с целью предотвратить безработицу, а также противостоять негативным последствиям, связанным с безработицей.

Как правило, корпоративный налог с дохода рассчитывается на базе календарного года. Однако компании могут установить любой 12-месячный фискальный период, удобный для ведения своего бизнеса, что должно быть одобрено Министерством финансов Турции.

Компании, имеющие свое местонахождение и месторасположение администрации за пределами Турции, но учрежденные в Турции в форме отделения, являются предметом налогообложения доходов, полученных от постоянной организации, расположенной в Турции.

Налогообложение международных операций

По мере расширения внешнеэкономической деятельности зарегистрированных в Турции физических и юридических лиц, контроль за их деятельностью с точки зрения налогообложения все более усложняется. Самая крупная проблема, возникшая в связи с расширением участия Турции в мировых хозяйственных связях — проблема двойного налогообложения. Одно и то же физическое или юридическое лицо может подвергнуться налогообложению более одного раза из-за воздействия на него в этом смысле властей тех стран, в которых осуществляется его предпринимательская деятельность. Все более возникает нужда в соглашениях, предупреждающих двойное налогообложение.

В Турции предусмотрен тщательный контроль за деятельностью иностранных компаний. Законодательство о защите турецкой лиры требует от иностранных инвесторов в Турции постоянно информировать власти о своей коммерческой, финансовой деятельности, приобретении имущества, покупках, продажах и т.д. Специально оговаривается, что действующие в стране агентства и представительства компаний и лиц, проживающих вне Турции, свои доходы, полученные в Турции, могут переводить через банки и специализированные финансовые компании только после выполнения своих налоговых обязательств, т.е. вычета из указанных доходов сумм налогов и сборов.

Представители иностранных лиц в Турции, проживающих за границей и являющихся налогоплательщиками согласно турецкому законодательству полностью ответственны за этих лиц в налоговом плане перед властями. Отсутствие указанных лиц в Турции не освобождает их представителей в стране от задолженности по налогам.

Согласно ст. 9 «Закона о налоге с корпораций», в тех случаях, когда штаб-квартира, предприятие, официальное бюро, деловой центр и т.д. не находятся в Турции, однако должны выплатить властям указанный налог. Министерство финансов, с целью гарантированного обеспечения выплаты названного налога, может обязать произвести оплату тех лиц, которые имеют отношение к данной выплате.

Обращаясь к форме письменного уведомления налогоплательщика, находящегося вне Турции, налоговые органы направляют это уведомление банку-посреднику, который пересылает документ в МИД Турции. Последнее направляет документ в дипломатическое представительство или консульство Турции в стране налогоплательщика. Далее консульство или посольство, сообразуясь с практикой указанной страны, вручает уведомление соответствующим ответственным инстанциям страны. Если налогоплательщик — подданный Турции, посольство или консульство вручает уведомление ему лично.

С точки зрения нерезидентов, множество платежей, осуществляемых за границу, включая такие, как платежи за оказание профессиональных услуг и технической помощи, гонорары и суммы арендной платы, являются объектом взимания налога по ставкам, которые варьируются от 10% до 25%. В этом отношении страны, имеющие с Турцией соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, имеют значительные преимущества.

Турция подписала такие соглашения с 60 странами, и инвесторы из этих стран могут пользоваться преимуществом по сокращению взимаемых налогов.

Странами, с которыми Турция заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и которые действуют по состоянию 01.01.2007 года, являются:

Косвенные налоги

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Ставки НДС (сокращенное название на турецком языке – KDV, на английском — VAT) варьируются от 1% до 18%, но, в основном, применяется ставка в 18%. НДС, уплачиваемый местными покупателями и по импорту, рассматривается как «приобретенный НДС» (input VAT), а НДС, рассчитанный и собранный с продаж, рассматривается как «уплаченный НДС » (output VAT). «Приобретенный НДС» является налогом, включаемым продавцом в цену реализуемых им товаров и услуг, предварительно произведя вычет НДС на закупленные товары, и является противовесом «уплаченному НДС” при возврате НДС в соответствующий налоговый орган 20 числа следующего месяца. Если «уплаченный НДС” превышает «приобретенный НДС”, избыточная сумма уплачивается в соответствующий налоговый орган. Возврата наличных денег для покрытия избыточного «приобретенного НДС” не происходит, за исключением экспорта.

Существует еще так называемый «противоположный механизм уплаты НДС с расходного счета”, который применяется при расчете НДС компаниями резидентами по платежам за границу. В соответствии с этим механизмом НДС рассчитывается и уплачивается в соответствующий налоговый орган турецкой компанией от имени иностранной компании. Местная компания использует этот НДС как ”приобретенный НДС” и возмещает его в этом же месяце. Уплата такого НДС не создает налогового бремени для турецких компаний и компаний нерезидентов.

Специальный налог на потребление

Специальный налог на потребление (сокращенное название на турецком языке – «ЦTV”) был введен в августе 2002 года путем упразднения 16 различных косвенных налогов и сборов с целью приведения прямой системы налогообложения в соответствие с директивами Европейского Союза.

В отличие от НДС, взимаемого при каждой поставке, налог «ЦTV” начисляется один раз.

Существует, главным образом, 4 различных группы товаров, которые подпадают под действие налога «ЦTV”. Налоговые ставки на эти товары исчисляются в абсолютных величинах. К таким товарам относятся:

Нефтепродукты, натуральный газ, смазочное масло, растворители и производные от них

Автомобили и другие транспортные средства, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты

Табак и табачные изделия, алкогольные напитки

Товары, относящиеся к категории «люкс” (предметы роскоши)

Налог на банковские и страховые операции

Банки и страховые компании освобождены от уплаты НДС, но подвержены взиманию налога на банковские и страховые операции в размере 5% от прибыли банков по процентам от займов или, например, банковским операциям. Покупка банками или страховыми компаниями товаров и услуг облагается НДС, но это рассматривается как расход для целей возмещения.

Гербовый сбор

Гербовый сбор применяется к широкому спектру документов, включая контракты, соглашения, долговые расписки, аккредитивы, гарантийные письма, финансовые заявления, анкеты и т.п. Гербовый сбор взимается в процентах от цены документа и варьируется от 0,15% до 0,75%. В том случае, если документ не имеет выраженной монетарной цены, гербовый сбор будет исчисляться по единой установленной ставке.

Гербовый сбор уплачивается сторонами, которые подписывают документ Предметом оплаты гербового сбора является каждая копия подписанного документа или соглашения.

Налоги на благосостояние

Налоги на недвижимость

Налог при покупке недвижимости в Турции составляет 3% от стоимости, указанной в свидетельстве о собственности (в среднем 500-1000 евро), который оплачивается покупателем при получении такого свидетельства (Тапу).

Налог на полученную прибыль с продажи недвижимости.

Если физическое лицо было собственником недвижимости менее 5 лет, оплачивается налог на прибыль (разница между стоимостью объекта, указанной в Тапу и переоцененной стоимостью, утвержденной местными властями). Если прибыль не более 6 000 турецких лир, размер налога составляет 20% и увеличивается до 45 %, если прибыль составляет более 140 000 турецких лир.

Если физическое лицо было собственником недвижимости в Турции более 5 лет, данный налог не платится.

Если собственником является юридическое лицо, налог на полученную прибыль с продажи недвижимости в Турции составляет 20% независимо от размера полученной прибыли.

Налог на доход от сдачи недвижимости в аренду.

Турецкое законодательство предусматривает налогообложение для физических лиц в зависимости от суммы получаемой прибыли.

Если годовой доход собственника от сдачи жилой недвижимости в аренду не превышает 2 300 турецких лир, данный налог не взимается.

Если доход превышает 2 300 турецких лир, размер налога изменяется от 20% до 45% в зависимости от дохода. Для коммерческой недвижимости необлагаемый налогом доход составляет 14 000 турецких лир.

Для юридических лиц размер налога составляет 20%.

Ежегодный налог на недвижимость. Для расчета ежегодного налога на недвижимость в Турции используется стоимость, указанная в Тапу.

Ежегодный налог с жилой недвижимости составляет 0,2%; с коммерческой недвижимости 0,4%; с сельскохозяйственных участков 0,2%; с участков земли, имеющих разрешение на строительство коммерческих объектов 0,6 %.

На сегодняшний день сумма налога в среднем составляет: для квартир – 50-60 евро в год; для вилл – 100 евро в год.

В первые 4 года покупатель освобождается от уплаты ежегодного налога на недвижимость.

Налог на получение наследства и налог на подарки

Предметы, полученные в качестве подарков или путем получения наследства, являются предметом налогообложения по ставкам от 1% до 30% от их оценочной стоимости. Налог на получение наследства, уплаченный в иностранном государстве, вычитается из налогооблагаемых активов. Налог на получение наследства уплачивается в трехлетний период двумя платежами в год.

Налог на охрану окружающей среды

Муниципалитетам разрешено собирать налог на охрану окружающей среды как взнос, направленный на финансирование оказания некоторых видов услуг, например, сбора мусора. Этот налог взимается по фиксированной шкале, в зависимости от месторасположения дома или офиса и указывается в счете за расходование воды и уплачивается теми, кто проживает в этом доме или занимает этот офис.

Механизм взимания и удержание налога

В соответствии с системой налогообложения, существующей в Турции, некоторые налоги собираются путем удержания налога у налогоплательщика с целью обезопасить собираемость налогов. Так, удерживается налог с заработной платы служащих, платежи, производимые землевладельцам за аренду, с оплаты за оказание индивидуальным резидентам независимых профессиональных услуг, а также с гонораров, оплаты лицензий и услуг, оказанных нерезидентам. Компании в Турции несут ответственность за удержание таких налогов и должны заявлять об этом в своих налоговых декларациях.

Исполнительными государственными учреждениями в налоговой системе Турции являются местные финансовые инспекции («дефтер-дарлык») и налоговые управления («вергида-ирс»), учреждаемые Генеральным управлением государственных доходов Министерства финансов в количестве, определяемом числом налогоплательщиков. Деятельность их регулируется «Законом о порядке сбора налогов», в котором основополагающим принципом налогообложения является регулярная выплата налоговой суммы, размер которой основывается, в принципе, на поданой налогоплательщиком в налоговое управление в письменном виде налоговой декларации.

Механизм сбора налогов более всего налажен и распространен в крупных городах страны, где действует основной контингент налогоплательщиков. Как правило, в ведение местного налогового управления входит сбор подоходного налога; налога на корпорации; налога на добавленную стоимость: на наследование имущества; на транспортные средства; гербового налога, сбора при оформлении документов.

В дополнение к этим традиционным видам налогов и сборов налоговые управления ныне обязаны следить за отчислениями в Фонд развития и поддержки оборонной промышленности, Фонд поощрения социальной взаимопомощи и солидарности, фонд поддержки подмастерьев, и др. Налоговые управления занимаются также вопросами возврата налога лицам наемного труда, налога на добавленную стоимость и т.д. В крупных городах на одно налоговое управление приходится примерно 25 тыс. плательщиков налогов.

Среди обязанностей налоговых управлений — исчисление размера налогов для каждого налогоплательщика, в том числе при наследовании имущества, определение сроков выплат и отсрочек по платежам, меры по своевременному получению налоговых сумм, включая направление уведомления и судебное преследование уклоняющихся от налогов, амнистирование неплательщиков, помощь в организации бухгалтерских книг и другой документации, и т.д.

В настоящее время по настоянию МВФ правительство Турции проводит интенсивную работу над проектом нового закона о подоходном налоге. Предполагается передать проект такого закона на утверждение в Парламент страны до конца мая 2009 года.

В Законопроекте, в частности, предусматривается упразднение некоторых видов налогов, в том числе налога на наследство, налога, взимаемого с ремесленников, продающих свои товары без открытия магазина. Также подлежит отмене налог с лиц, предоставляющих услуги по ремонту, покраске, чистке и т.п. без открытия мастерской.

В проекте закона предусмотрен строгий контроль за доходами, и, особенно, за расходами налогоплательщиков. С налогоплательщиков, чьи расходы сильно превышают их доходы, будут требовать объяснения.

В законопроекте также предусматривается снижение ставок подоходного налога. Так, самая низкая ставка в 15% будет уменьшена до 10%, а самая высокая, составляющая сейчас 35%, будет снижена до 25%.

В случае утверждения Парламентом проекта нового закона о подоходном налоге, он вступит в силу с 1 января 210 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *