Неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств

Неэффективное и нецелевое использование бюджетных средств

Содержание

Перед изучением Обзора рекомендуем предварительно ознакомиться с его оглавлением.

I. Общие положения о неэффективном использовании бюджетных средств и имущества

I. Общие положения о неэффективном использовании бюджетных средств и имущества

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который установлен ст.34 БК РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В п.23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» определено, что при рассмотрении споров об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств следует учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Законодательство предусматривает предупредительные меры, направленные на более эффективное использование средств. Согласно нормам ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в контракты должно быть включено обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (<Письмо> Минфина России от 11.12.2014 N 02-02-04/63862 <О порядке применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения размера ответственности по контракту>).

На основании типовых контрактных положений за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает заказчику штраф в размере:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн.рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн.рублей до 50 млн.рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн.рублей до 100 млн.рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн.рублей (<Письмо> ФАС России от 21.10.2014 N АЦ/42516/14 «О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей»).

Решения суда в отношении эффективности использования имущества

2.1. Решения в пользу субъектов экономической деятельности

2.1.1. Неэффективного использования имущества не произошло, департамент и предприниматель имели право заключить договор

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.05.2015 N Ф01-1224/2015 по делу N А82-9825/2014
Исковые требования: Прокуратура Ярославской области обратилась в Арбитражный суд Ярославской области в интересах субъекта Российской Федерации — Ярославской области в лице уполномоченного органа — Правительства Ярославской области с заявлением, к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области и индивидуальному предпринимателю Федюкину Александру Александровичу о признании недействительным пункта 3.2 соглашения от 25.06.2013 N 44 о взаимодействии по вопросам использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги Перелески — Шапошницы — Романово, заключенного между Департаментом и Предпринимателем.
По мнению прокуратуры, на реализацию Департаментом полномочий по взиманию штрафа с организаций, осуществляющих строительство объектов дорожного сервиса, в отсутствие законных оснований для такой ответственности, что препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов при выполнении строительных работ и эксплуатации объектов дорожного сервиса и влечет неэффективное использование данного имущества, а следствием этого является недополучение бюджетом денежных средств.
Решение суда: Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.10.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015, производство по делу в части требований о признании недействительными пунктов 3.3 и 3.4 соглашения прекращено в связи с отказом Прокуратуры от данных требований; в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 3.2 указанного соглашения отказано.
В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.05.2015 N Ф01-1224/2015 по делу N А82-9825/2014 в удовлетворении требования отказано, поскольку стороны вправе установить в соглашении ответственность за неисполнение обязательств.
Позиция суда: Заключение оспоренного соглашения прямо предусмотрено действующим законодательством. В этой связи Департамент, как уполномоченный орган и собственник автомобильной дороги имел право заключить с Предпринимателем соглашение от 25.06.2013 N 44 о взаимодействии по вопросам использования полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги Перелески — Шапошницы — Романово с подъездом к деревне Тараскино в Переславском районе Ярославской области.
Суд обоснованно указал, что оспоренная часть соглашения не нарушает интересы публично-правового образования, в частности, Ярославской области, в защиту которых выступает Прокуратура, а напротив, направлена на обеспечение законного и рационального использования придорожной полосы и соблюдения при этом обязательных технических норм.

2.1.2 Передача автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение предприятия императивными нормами права не запрещена

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.12.2014 N Ф01-4847/2014 по делу N А38-714/2014
Исковые требования: администрация городского округа «Город Йошкар-Ола», Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», муниципальное унитарное предприятие «Город» обратились в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлениями о признании незаконными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 23.01.2014 по делу N 02-11/22-13.
Решение суда: Решением суда от 30.04.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 решение оставлено без изменения.
В Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.12.2014 N Ф01-4847/2014 по делу N А38-714/2014 требование удовлетворено, поскольку передача автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение предприятия императивными нормами права не запрещена и поскольку антимонопольный орган пропустил срок привлечения к ответственности.
Позиция суда: Собственник муниципального имущества вправе передать в хозяйственное ведение созданного им унитарного предприятия любое движимое или недвижимое имущество, за исключением случаев, когда на такую передачу установлен императивный запрет федеральным законом. Мнение о разрешительном порядке формирования имущества унитарного предприятия при наличии прямого указания в законе противоречит принципам диспозитивности норм гражданского права.
Указанный запрет законом не установлен.
Определение способа осуществления дорожной деятельности органами местного самоуправления в законодательстве не установлено. Следовательно, исходя из общих положений гражданского законодательства, публичные органы могут создавать унитарные предприятия для осуществления такой деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных унитарных и муниципальных предприятиях» муниципальное унитарное предприятие может быть создано в случае необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена.
Из материалов дела следует, что автомобильные дороги городского округа «Город Йошкар-Ола» в количестве 355 единиц переданы из казны муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в хозяйственное ведение МУП «Город».
Поскольку передача автомобильных дорог общего пользования в хозяйственное ведение унитарного предприятия императивными нормами не запрещена, суды обоснованно признали допустимым их закрепление в хозяйственное ведение за МУП «Город» на основании распоряжения КУМИ г.Йошкар-Олы от 31.03.2009 N 187 «О приеме-передаче муниципального имущества».

2.1.3. Не доказано неэффективное использование средств бюджета при длительном неиспользовании имущества

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2014 по делу N А63-7814/2013
Исковые требования: ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ставропольскому краю» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае о признании недействительными пунктов представления руководителя Росфиннадзора о ненадлежащем исполнении бюджета от 31.05.2013 N 45 (далее — представление; измененные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда: Решением от 31.01.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014, заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными, не соответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации, пункты 1.1, 1.2, 1.3 представления.
В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2014 по делу N А63-7814/2013 требование удовлетворено частично, поскольку не доказан факт неэффективного использования средств федерального бюджета.
Позиция суда: Росфиннадзор провел проверку правомерности использования и сохранности материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. В ходе проверки установлено неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств.
Однако суд подчеркнул, что вопросы временного неиспользования имущества (закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления) по различным причинам (пришедшее в негодное состояние, сломавшееся, неиспользуемое ввиду временного отсутствия необходимости в данном имуществе и т.д.) частью 1 статьи 296 Кодекса не регламентируются, так как в данной статье отражены вопросы владения и пользования имуществом в соответствии с целями деятельности и назначением имущества. Соответственно, суды правомерно пришли к выводу, что неиспользование данного имущества по каким-либо причинам не может считаться нарушением требований пункта 1 статьи 296 Кодекса.
В связи с этим основания для признания неэффективным использования учреждением внештатных единиц техники и инвентаря отсутствуют.
Суды правомерно признали спорные пункты представления Росфиннадзора недействительными, в связи с недоказанностью фактов неэффективного либо нецелевого использования учреждением бюджетных средств, а также нарушение оспариваемым представлением в данной части прав и законных интересов учреждения.

2.2. Решения не в пользу субъектов экономической деятельности

2.2.1. Лесопожарная техника не эксплуатировалась

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2013 по делу N А78-8980/2012
Исковые требования: Государственное учреждение «Противопожарная служба Забайкальского края» обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.09.2012 N 02-12/53 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Забайкальском крае
Решение суда: Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 января 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.06.2013 по делу N А78-8980/2012 в удовлетворении требования отказано.
Позиция суда: на основании приказа от 13.08.2012 N 112-р/п ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае проведена проверка использования учреждением субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2011 году на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования, в ходе которой установлено неэффективное использование материальных ценностей на сумму 34771230 рублей, в нарушение статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации не приняты меры по обеспечению результативности и эффективности использования имущества, приобретенного за счет средств субсидии из федерального бюджета.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования мероприятий по приобретению специализированной лесопожарной техники и оборудования для оснащения специализированных государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.
Поскольку, как установлено судами, вышеперечисленная лесопожарная техника ГУ ПС Забайкальского края не эксплуатировалась, что учреждением не оспаривается; доказательства принятия мер по обеспечению результативности и эффективности использования полученной техники учреждением в материалы дела не представлены, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности ТУ Росфиннадзора в Забайкальском крае нарушения учреждением статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая, что при использовании определенного бюджетом объема средств, то есть 10 единиц лесопожарной техники, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата при выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению мер пожарной безопасности в лесах.
Ссылки ГУ ПС Забайкальского края на то, что субсидии из федерального бюджета оно не получало, 10 единиц лесопожарной техники не приобретало, несостоятельны, поскольку техника была приобретена в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидий за счет субсидий, выделенных бюджету Забайкальского края, и передана учреждению для реализации целей, указанных в его Уставе.

2.2.2. В компетенцию уполномоченного органа не входит заключение договоров аренды в целях обеспечения деятельности органов местного самоуправления, связанной с государственной регистрацией актов гражданского состояния, в том числе путем предоставления арендованных помещений в безвозмездное пользование

Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 N 309-ЭС15-14468
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2015 N Ф09-4970/15 по делу N А50-25257/2014
Исковые требования: Заместитель прокурора Пермского края обратился в Арбитражный суд Пермского края к Комитету записи актов гражданского состояния Пермского края обществу «Саммит», администрации с иском о признании недействительными (ничтожными) договора долгосрочной аренды здания (сооружения) от 12.12.2012 N 12/12/2012, заключенного между обществом «Саммит» и Комитетом; договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 18.02.2014, заключенного между Комитетом и администрацией, и применении последствий недействительности ничтожных сделок.
Решение суда: Решением суда от 02.02.2015 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда отменено в части взыскания с администрации и Комитета государственной пошлины в доход федерального бюджета. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.07.2015 N Ф09-4970/15 по делу N А50-25257/2014 требование удовлетворено.

Включение расходов предприятия в расчет налогооблагаемых сумм должно производиться по принципу экономической обоснованности. При этом четкого понятия обоснованности расходов не содержит ни один законодательный акт. Критерий носит оценочный характер, что порождает целый ряд вопросов и спорных ситуаций в ходе налоговых проверок. Как избежать экономически необоснованных расходов и претензий фискальных органов, расскажет статья.

Какие расходы являются необоснованными

Согласно ст. 252 НК РФ в расчет по налогу можно включить расходы:

  • обоснованные экономически;
  • подтвержденные документально;
  • выраженные в денежной форме.

Нормы указанной статьи связаны с нормами ст. 346.16 НК РФ, следовательно, критерии относятся как к расчетам по налогу на прибыль, так и упрощенному налогу.

На практике из сказанного следует, что ФНС вправе не признать экономически обоснованными некоторые расходы, несмотря на отсутствие жестких запретов в законодательстве на включение в расчеты тех или иных видов затрат:

  1. Затраты, согласно законодательству, не имеющие отношения к экономической деятельности, которую осуществляет налогоплательщик.
  2. Затраты на оплату услуг консультантов, аудиторов, юристов, рекламных агентств без детализации выполненных работ и использования этих работ в хозяйственной деятельности.
  3. Материальные расходы, не предусмотренные производственной технологией или используемые сверх технологических нормативов.
  4. ТМЦ (работы, услуги), приобретаемые по ценам выше средних рыночных, по аналогичным товарным позициям.
  5. ТМЦ, используемые в производстве продукции, реализуемой в дальнейшем по ценам ниже стоимости ТМЦ. Аналогично — в отношении работ и услуг.
  6. Затраты, не связанные с получением доходов организацией или с намерением их получить.
  7. Расходы, понесенные вне рамок деятельности, направленной на получение дохода, не имеющие цели получения дохода (уменьшения убытка), завышенные, по сравнению с нормативными показателями, не признаются экономически оправданными.

Важно! Налогоплательщик обязан построить свой документооборот так, чтобы из заключенных договоров, первичных документов, учетных регистров, оправдательных, справочных документов было видно, какие товары, работы и услуги впоследствии были включены в расчет налога и с какой целью были понесены те или иные затраты. При проверке ИФНС, прежде всего, обратит внимание на их связь с предпринимательской деятельностью.

Как выявить и минимизировать необоснованные расходы

Выявление необоснованных расходов организации является приоритетной целью ее руководства. Принятые вовремя меры помогут не только избежать проблем в ходе налоговых проверок, но и обнаружить внутренние резервы, позволяющие получить больше дохода, сэкономить ресурсы. Как правило, начинают с внутреннего аудита, в ходе которого сплошным или выборочным методом проверяется, соответствуют ли затраты:

  • технологии производства, характеру экономической деятельности по существу;
  • нормативам, установленным внутренними документами организации или законодательством РФ (нормы списания ГСМ, командировочные расходы, расходы на производство продукции на основании внутренних расчетов экономической службы, и др.);
  • критерию экономической целесообразности.

Проверяются оправдательные и иные документы, отражающие затраты, правильность оформления, наличие необходимых реквизитов (во избежание претензий при проверках и т.п.).

Прежде чем подписать договор с контрагентом, предполагающий расходы, необходимо рассчитать его экономические последствия. На основании полученных данных руководитель принимает решение, считать будущие затраты обоснованными либо нет. Так, если ИФНС отказывает в возмещении крупной суммы НДС, то привлечение консультанта-профессионала с оплатой услуг существенно ниже спорной суммы будет экономически обоснованным. В то же время проведение маркетинговых опросов потенциальных потребителей, если у фирмы нет проблем с реализацией продукции, обоснованным назвать нельзя, поскольку их экономическая выгода не поддается оценке.

Полностью избежать экономически необоснованных расходов, даже в части, ограниченной статьями НК РФ, как правило, не удается.

Следует установить внутренние лимиты таких расходов и контролировать их соблюдение:

  • командировочные расходы, проезд с учетом статуса и категорий работников;
  • представительские расходы, аналогично предыдущему пункту;
  • расходы на подарки к праздникам и юбилеям;
  • расходы культурно-массовые мероприятия.

Обоснованность расходов и налоговый контроль

При осуществлении налоговых проверок сотрудники ИФНС зачастую руководствуются принципом, по которому доказывать обоснованность расходов обязан налогоплательщик. При этом они ссылаются на ст. 64 Арбитражного Процессуального кодекса РФ, положения НК РФ, обосновывая свое мнение следующим:

  • исходя из норм НК налогоплательщик формирует налоговую базу самостоятельно;
  • исходя из норм АПК налогоплательщик не освобождается от обязанности доказывать свои требования фактами, которые являются основой требований.

Однако такая позиция является как минимум спорной, а по сути — неверной. В том же АПК ст. 200-5 прямо содержит указание на обязанность ИФНС предоставить доказательства необоснованности расходов организации.

Важно! При подозрении на искусственное завышение цены налоговые органы пользуются ст. 40-3 НК РФ. Установленный норматив – не более 20% отклонения от рыночных цен по аналогичным позициям товаров, работ, услуг. Норма представительских расходов – не более 4% от затрат на оплату труда в течение года (ст. 264-2 НК РФ).

Отражение необоснованных расходов в учете

Рассмотрим пример: организация участвует в благотворительной программе перечислением взносов в сумме 175000,00 рублей. С точки зрения налогового законодательства, такие затраты будут необоснованными, поскольку не ведут к получению дохода (ст. 270-16,34 НК РФ). Попытка включения их в расчет налогооблагаемой базы с целью ее уменьшения может привести к применению в отношении организации штрафных санкций.

В бухгалтерском учете благотворительные взносы отражаются на сч.91.:

  • Дт 91/2 Кт 76 — 175000,00 руб. — отражена сумма благотворительного взноса.
  • Дт 76 Кт — 51,50 — 175000, 00 руб. — перечислен благотворительный взнос.
  • Дт 99/ПНО Кт 68 /Налог на прибыль — 35000,00 руб. — отражено постоянное налоговое обязательство (175000,00*20%= 35000,00).

Важно! Если организация получила в результате своей деятельности убыток, это не может служить основанием для признания расходов экономически необоснованными. В статье 252 НК РФ отсутствует обоснование затрат по результату деятельности хозяйствующего субъекта. Аналогично и затраты, направленные на снижение убытков, являются обоснованными (см. письмо Минфина №03-03-04/4/69 от 27-10-05).

Определяющей является направленность на получение дохода, а не результат хозяйственной деятельности в период осуществления расходов.

Главное

  1. Обоснованность расходов определяется организацией.
  2. Понесенные расходы должны быть, прежде всего, направлены на получение прибыли в рамках вида деятельности, заявленной организацией.
  3. Затраты, не отвечающие этому требованию, а также понесенные сверх установленных законодательно норм, являются экономически необоснованными. Их невозможно включить в расчет по налогу и уменьшить налоговую базу.
  4. Контроль необоснованных расходов и расходов, которые могут быть признаны ФНС необоснованными, осуществляет руководство организации.
  5. В ходе налоговой проверки бремя доказательств необоснованности расходов налогоплательщика возложено на фискальные органы.

При работе с программой 1С, пользователь может столкнуться с сообщением «Обнаружено неправомерное использование данного программного продукта». Рассмотрим, как убрать данную ошибку.

Причины появления

Сообщение появляется при первом входе в базу после обновления конфигурации. При этом используются данные о программе 1С и сведения учетной записи, которая была создана при регистрации конфигурации, проверяется наличие договора ИТС на Портале 1С: ИТС.

Проверка выполняется для файловых информационных баз и на сервере версии МИНИ (клиент-серверный вариант 1С:Предприятие, рассчитанный на подключение 5 сеансов пользователей). Для конфигураций базовых версий проверка не производится.

Результат проверки отображается в окне справки О программе: кнопка Главное меню — Справка — О программе.

Если в данном окне видим, что проверка лицензионного использования выполнена успешно, значит, программа 1С связалась с Центром защиты обновлений и получила подтверждение лицензионного использования конфигурации.

Технология защиты

Начиная с Платформы 8.3.7 разработчики включили в большинство своих конфигураций проверку лицензионного использования конфигурации. Этим 1С борется с «пиратским» использованием 1С. Для этого разработчики добавили в программный код несколько новых модулей Клиент Лицензирования, где проверяется соответствие настроек клиента лицензирования данным аутентификации Интернет-поддержки.

Если проверка лицензионного использования конфигурации не проводилась, то в окне справки О программе указывается соответствующая информация.

Для проведения проверки должна быть подключена интернет-поддержка пользователей в 1С. Если подключения нет, то после обновления конфигурации при входе в базу данных, появляется сообщение:

Если нажать на кнопку Ввести позже, сообщение будет периодически отображаться на экране до тех пор, пока интернет-поддержка не будет подключена, а проверка — выполнена. До этого момента в окне О программе будет указываться, что проверка лицензионного использования не выполнялась.

В настоящее время отсутствие проверки лицензионного использования конфигурации не приводит к блокировке работы программы 1С. Разработчики пока дают возможность работать и без нее. Поэтому, если данные с пин-кодами утеряны и по каким-то причинам их трудно восстановить в Центре лицензирования 1С, можно не настраивать интернет-поддержку в программе, чтобы не запускать указанную проверку.

Результат проведенной проверки записывается в служебные таблицы программы и имеет значение: PDF

  • Истина — успешная проверка;
  • Ложь — проверка не пройдена.

Именно по этим данным и обновляются сведения об использовании конфигурации в окне справки О программе.

Пример успешного выполнения проверки лицензионного использования.

Пример не пройденной проверки лицензионного использования.

Для успешной проверки лицензионного использования конфигурации должны быть соблюдены условия:

  • Установлена лицензионная программа.
  • Программа 1С должна быть зарегистрирована в личном кабинете.
  • На программу версии ПРОФ должен быть оформлен договор ИТС.
  • Подключена интернет-поддержка в 1С.

Регистрация программного продукта и договор ИТС

Регистрация программного продукта

Любой приобретаемый программный продукт должен быть зарегистрирован на портале 1С: ИТС (кнопка Зарегистрировать программный продукт).

При проверке лицензионного использования конфигурации происходит проверка этих данных и могут появиться сообщения:

  • Программа не зарегистрирована на сайте в личном кабинете пользователя.
  • Не настроена интернет-поддержка пользователей в программе.

Если у вас есть логин и пароль пользователя, то их необходимо ввести в соответствующие поля и нажать кнопку Войти. В случае, если программа 1С не зарегистрирована, можно, нажав ссылку Нет логина и пароля, перейти на сайт 1С и, указав нового пользователя, зарегистрировать свой программный продукт в личном кабинете. PDF

Наличие подписки ИТС для версий ПРОФ

Для программ 1С (кроме базовых версий) обязательным условием их использования является наличие подписки ИТС (Информационно-технического сопровождения). Без нее пользователь может пользоваться программой, но не может устанавливать обновления.

На портале ИТС в личном кабинете будут находиться сведения об используемых программных продуктах (вкладка Программные продукты) и сведения о действующих договорах ИТС (вкладка Договоры).

Подключение интернет-поддержки

Подключение интернет-поддержки — необходимое условие запуска проверки лицензионного использования конфигурации. Рассмотрим настройку Интернет-поддержки на примере программы 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0.

Настройку Интернет-поддержки пользователей в программе 1С можно произвести в разделе Администрирование — Настройки программы — Интернет-поддержка и сервисы.

После нажатия кнопки Подключить, появится окно подключения Интернет-поддержки, где необходимо ввести логин и пароль от личного кабинета и нажать кнопку Войти.

После ввода данных подключения появится надпись, что подключена Интернет-поддержки для пользователя Имя пользователя.

Отключение интернет-поддержки

Если сообщение появляется при подключенной Интернет-поддержке, необходимо обратить внимание на то, что, возможно, был использован другой логин и пароль от личного кабинета, в котором данный программный продукт не зарегистрирован. В таком случае, нажмите кнопку Отключить и поддержка будет отключена.

На запрос программы 1С об отключении поддержки отвечаем Да.

И далее, нажав кнопку Подключить, вводим правильные данные.

После настройки Интернет-поддержки, сообщение программы 1С об обнаружении неправомерного использования данного программного продукта появляться не будет.

Узнать дополнительно о лицензировании, механизме и настройках клиента лицензирования

См. также:

  • Ошибка ввода пинкода. Пинкод не укомплектован в 1С 8.3
  • Печатная форма недоступна 1С 8.3 при вызове внешней печатной формы
  • Записи регистра сведений стали неуникальными при обновлении 1С
  • Ошибка печати в 1С: как исправить
  • Если Вы еще не являетесь подписчиком системы БухЭксперт8:

    Активировать демо-доступ бесплатно →

    или

    Оформить подписку на Рубрикатор →

    После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

    Помогла статья?

    Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

    Ларцева Л. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

    В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов бюджетной системы РФ автономным и бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, целевые субсидии предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Рассмотрим, в каких случаях целевые субсидии подлежат возврату в бюджет и как отразить в бухгалтерском учете операции по возврату.

    Согласно Порядку № 59 к целевым субсидиям относятся субсидии, предоставляемые в целях:

    • выплаты стипендий;

    • выплаты вознаграждения (премий) российским спортсменам по итогам выступлений на международных соревнованиях;

    • осуществления мероприятий по ремонту (капитальному ремонту) объектов движимого (недвижимого) имущества;

    • благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании учреждений спорта;

    • приобретения особо ценного движимого имущества;

    • содержания имущества; и др.

    Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением в соответствии с типовой формой (типовая форма соглашения о предоставлении из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н).

    Операции с целевыми субсидиями, поступающими учреждению, учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).

    Возврат целевой субсидии при отсутствии потребности в ней

    Согласно п. 9 Порядка № 59 не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению (возврату) в федеральный бюджет в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 82н (далее – Порядок № 82н). Вместе с тем такие остатки могут быть использованы учреждением в очередном финансовом году на те же цели при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии, согласованного с Минфином.

    Если учреждение планирует использовать в текущем году остатки целевой субсидии, образовавшиеся на начало года, оно должно представить не позднее 20 мая (или первого рабочего дня, следующего за указанной датой) в территориальный ОФК сведения об операциях с целевыми субсидиями на 20__ год (ф. 0501016) с указанием разрешенного к использованию остатка целевых средств (п. 3 Порядка № 82н).

    Обратите внимание: срок представления сведений (ф. 0501016) сокращен. В прошлом году такие сведения представлялись до 1 июля.

    При непредставлении сведений (ф. 0501016) в обозначенный срок территориальный ОФК не позднее десятого рабочего дня после 1 июня текущего финансового года (или первого рабочего дня, следующего за названной датой) осуществляет взыскание остатков целевых субсидий путем их перечисления на счет, открытый на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления остатков целевых субсидий в доход федерального бюджета (п. 3 Порядка № 82н).

    При этом, не дожидаясь взыскания указанных средств, учреждения при отсутствии утвержденных сведений (ф. 0501016) обязаны самостоятельно перечислить соответствующие неподтвержденные остатки целевых средств в доход федерального бюджета не позднее 1 июня текущего финансового года (п. 34 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета»).

    Бухгалтерский учет. Согласно Указаниям № 65н, письмам Минфина РФ от 29.04.2016 № 02-05-11/25399, от 14.01.2016 № 02-01-09/787 суммы возврата в бюджет средств в объеме остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели не подтверждено, подлежат отражению в 2017 году по статье 180 «Прочие доходы», а в 2018 году – по подстатье 183 «Доходы от субсидии на иные цели» КОСГУ.

    В силу п. 21 Инструкции № 157н учет операций, производимых за счет целевых субсидий, ведется с применением в 18-м разряде номеров бухгалтерских счетов кода вида финансового обеспечения 5 «Субсидии на иные цели».

    Операции по возврату в бюджет остатков целевых субсидий при неподтверждении потребности в таких остатках в бухгалтерском учете бюджетных (автономных) учреждений спорта будут отражены следующими проводками (п. 93, 94, 133 Инструкции № 174н, п. 96, 97, 161 Инструкции № 183н):

    Бюджетные учреждения

    Автономные учреждения

    Дебет

    Кредит

    Дебет

    Кредит

    Увеличение задолженности по возврату неиспользованных остатков целевых субсидий

    11000000000000180
    5 205 81 560*

    11000000000000180
    5 303 05 730

    11000000000000180
    5 205 81 000*

    11000000000000180
    5 303 05 000

    Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

    11000000000000180
    5 303 05 830

    11000000000000000
    5 201 11 610

    11000000000000180
    5 303 05 000

    11000000000000000
    5 201 11 000

    Уменьшение задолженности перед бюджетом при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах (если остаток не перечислялся в бюджет)

    11000000000000180
    5 303 05 830

    11000000000000180
    5 205 81 660*

    11000000000000180
    5 303 05 000

    11000000000000180
    5 205 81 000*

    Поступление средств из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели

    11000000000000000
    5 201 11 510

    11000000000000180
    5 205 81 660*

    11000000000000000
    5 201 11 000

    11000000000000180
    5 205 81 000*

    * Обратите внимание: в связи с введением дополнительной детализации по кодам КОСГУ (введением кода 183 для отражения целевых субсидий) будут пересматриваться и аналитические счета для отражения расчетов по целевым субсидиям. В частности, планируется ввести счет 0 205 83 000 «Расчеты по субсидиям на иные цели». Соответствующие новшества содержатся в проектах приказов Минфина о внесении изменений в инструкции № 174н, 183н. С принятием таких изменений для отражения операций по возврату целевых субсидий вместо счета 5 205 81 000 будет необходимо применять счет 5 205 83 000.

    Пример 1.

    На основании соглашения, заключенного с учредителем, бюджетному учреждению в 2017 году была перечислена на отдельный лицевой счет целевая субсидия на капитальный ремонт спортивной площадки. Сумма субсидии составила 500 000 руб. В целях проведения ремонтных работ на всю сумму субсидии был заключен контракт с подрядчиком. Аванс по контракту – 150 000 руб. Контрактом предусмотрена поэтапная сдача работ. В текущем финансовом году были сданы работы стоимостью 450 000 руб., что отражено в отчете о расходах, произведенных за счет целевой субсидии. Последний этап работ планировалось завершить в начале 2018 года. В связи с этим на конец финансового года образовался неиспользованный остаток целевой субсидии – 50 000 руб. Учредителем подтверждена потребность в названных средствах и принято решение об использовании остатка субсидии в 2018 году в целях оплаты завершающих ремонтных работ. До принятия указанного решения средства не перечислялись в доход бюджета.

    В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражены следующим образом:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    2017 год

    Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

    11000000000000000
    5 201 11 510

    11000000000000180
    5 205 81 660

    500 000

    Забалансовый счет 17 (КОСГУ 180)

    Перечислен аванс подрядчику

    11000000000000243
    5 206 25 560

    11000000000000000
    5 201 11 610

    150 000

    Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225)

    Начислены расходы на капитальный ремонт на основании подписанных актов выполненных работ

    11000000000000243
    5 401 20 225

    11000000000000243
    5 302 25 730

    450 000

    Зачтен ранее перечисленный аванс

    11000000000000243
    5 302 25 830

    11000000000000243
    5 206 25 560

    150 000

    Произведен расчет с подрядчиком за выполненные этапы работ
    (450 000 — 150 000) руб.

    11000000000000243
    5 302 25 830

    11000000000000000
    5 201 11 610

    300 000

    Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 225)

    Начислена задолженность по возврату в бюджет остатка неиспользованной на конец года целевой субсидии

    11000000000000180
    5 205 81 560

    11000000000000180
    5 303 05 730

    50 000

    2018 год

    Уменьшена задолженность перед бюджетом по возврату неиспользованного остатка субсидии при принятии решения о наличии потребности в целевых средствах

    11000000000000180
    5 303 05 830

    11000000000000180
    5 205 81 660*

    50 000

    * С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 нужно будет применять счет 5 205 83 000.

    Пример 2.

    Академии физической культуры и спорта (автономное учреждение) на основании соглашения, заключенного с учредителем, в 2017 году из бюджета предоставлена целевая субсидия на выплату стипендий в сумме 270 000 руб. Согласно отчету сумма подтвержденных расходов за счет целевой субсидии составила 262 000 руб. Неиспользованный остаток субсидии в размере 8 000 руб. учреждение самостоятельно возвратило в бюджет в конце 2017 года.

    В бухгалтерском учете данные операции будут отражены следующим образом:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

    11000000000000000
    5 201 11 000

    11000000000000180
    5 205 81 000

    270 000

    Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 180)

    Начислены расходы на выплату стипендий

    11000000000000340
    5 401 20 296

    11000000000000340
    5 302 91 000

    262 000

    Перечислены стипендии на банковские карты получателей (студентов)

    11000000000000340
    5 302 91 000

    11000000000000000
    5 201 11 000

    262 000

    Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 296)

    Начислен доход по предоставленной целевой субсидии в сумме расходов, подтвержденных отчетом

    11000000000000180
    5 205 81 000

    11000000000000180
    5 401 10 180

    262 000

    Отражена задолженность по возврату в бюджет неиспользованного остатка субсидии

    11000000000000180
    5 205 81 000

    11000000000000180
    5 303 05 000

    8 000

    Перечислены остатки субсидий в доход бюджета

    11000000000000180
    5 303 05 000

    11000000000000000
    5 201 11 000

    8 000

    Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610)

    Пример 3.

    Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что в 2018 году учредителем подтверждена потребность в остатках неиспользованной субсидии. Данные остатки будут направлены на выплату стипендий в 2018 году.

    Поскольку в описанном случае изначально остатки неиспользованной субсидии были перечислены в конце в 2017 года в бюджет, поступление таких средств на счет учреждения в 2018 году отразится следующим образом:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Поступили средства из бюджета (в сумме остатка неиспользованной субсидии) при принятии решения о наличии потребности в ее использовании на соответствующие цели

    11000000000000000
    5 201 11 000

    11000000000000180
    5 205 81 000*

    8 000

    Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183)

    * С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.

    Возврат целевой субсидии при выявлении нарушений в ее использовании

    Еще одно основание для возврата целевой субсидии в бюджет – выявление по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений в порядке ее использования, в частности, нецелевое использование субсидии.

    Целевые субсидии должны быть израсходованы в строгом соответствии с целями их предоставления, обозначенными в соответствующих соглашениях. Контроль за использованием целевых субсидий могут осуществлять учредители, а также органы государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся:

    • Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований – органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля;

    • Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций – органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

    Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» средства, израсходованные не по целевому назначению, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления названных нарушений.

    Кроме того, за нецелевое использование средств субсидии (то есть направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением) бюджетное (автономное) учреждение может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ (Письмо Федерального казначейства от 10.08.2017 № 07-04-05/09-665).

    Бухгалтерский учет. Операции по возврату в бюджет средств субсидий в случае выявления по результатам государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования данных субсидий отражаются в бухгалтерском учете учреждений спорта следующими проводками (п. 152, 133 Инструкции № 174н, п. 180, 161 Инструкции № 183н, Письмо Минфина РФ от 07.02.2017 № 02-06-10/6527):

    Бюджетные учреждения

    Автономные учреждения

    Дебет

    Кредит

    Дебет

    Кредит

    Начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

    11000000000000180
    5 401 10 183*

    11000000000000180
    5 303 05 730

    11000000000000180
    5 401 10 183*

    11000000000000180
    5 303 05 000

    Перечисление (возврат) остатков субсидий в доход бюджета

    11000000000000180
    5 303 05 830

    11000000000000000
    5 201 11 610

    11000000000000180
    5 303 05 000

    11000000000000000
    5 201 11 000

    * Код 183 КОСГУ применяется с 2018 года.

    Пример 4.

    В 2018 году в бюджетное учреждение (спортивная школа) поступила целевая субсидия в сумме 100 000 руб. По результатам проверки порядка ее использования было выявлено нарушение – нецелевое использование средств в сумме 7 000 руб. Средства, использованные не по назначению, были возвращены в бюджет. До момента проверки субсидия была израсходована частично.

    В бухгалтерском учете учреждения операции по возврату средств будут отражены следующим образом:

    Дебет

    Кредит

    Сумма, руб.

    Поступила целевая субсидия на отдельный лицевой счет

    11000000000000000
    5 201 11 000

    11000000000000180
    5 205 81 660*

    100 000

    Увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ 183)

    Начислена задолженность в сумме выявленных к возврату в бюджет денежных средств по результатам финансового контроля

    11000000000000180
    5 401 10 183

    11000000000000180
    5 303 05 730

    7 000

    Возращены средства субсидии в бюджет

    11000000000000180
    5 303 05 830

    11000000000000000
    5 201 11 610

    7 000

    Увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 610)

    * С принятием изменений в инструкциях № 174н, 183н вместо счета 5 205 81 000 необходимо будет применять счет 5 205 83 000.

    Как правило, нецелевое использование субсидий выявляется проверяющими по итогам полного расходования такой субсидии. Возникает вопрос: за счет каких средств возвращать в бюджет средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в данной ситуации?

    Отсутствие средств субсидии не отменяет обязанность учреждения по возврату в бюджет части субсидии, использованной не по целевому назначению. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 15.12.2017 № 02-07-10/84803, для возврата учреждения могут привлечь средства, полученные от приносящей доход деятельности. В том же письме приведены проводки по отражению возврата средств субсидии в случае выявления их нецелевого использования. Рассмотрим эти проводки на примере.

    Пример 5.

    Воспользуемся условиями примера 4 и предположим, что целевая субсидия на момент проверки была израсходована полностью. В связи с этим для возврата нецелевых средств были привлечены собственные доходы учреждения.

    С учетом разъяснений, приведенных в Письме Минфина РФ № 02-07-10/84803, операции по возврату отражаются следующими проводками:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *