Некоммерческая организация регистрация

Некоммерческая организация регистрация

УДК 340.1

ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНЫХ СУБЪЕКТОВ ПРАВА

И.В. Самылов

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

В статье исследуется природа коллективных субъектов права и предлагается их систематизация. Рассматривается соотношение понятий «коллективный субъект права» и «юридическое лицо».

Ключевые слова: субъект права, юридическое лицо

Тема коллективных субъектов права в современной отечественной литературе исследуется в основном в двух аспектах. Теоретики проявляют интерес к проблеме в связи с необходимостью выработки общего определения понятия субъекта права и создания общей классификации субъектов. В рамках отраслевых наук, в первую очередь в гражданском праве, она затрагивается главным образом в процессе разработки теории юридического лица, которая на протяжении многих десятилетий поддерживает неослабевающий интерес исследователей.

Представляется, что в самом общем виде в современной литературе можно выделить два подхода к пониманию места коллективных субъектов в общей системе субъектов права.

Первый подход исторически тесно связан с традицией, сложившейся в немецкой науке в начале XIX в., согласно которой всякие субъекты права, не являющиеся естественными индивидами, обозначаются общим термином «юридическое лицо», после чего исследование темы переносится в рамки старой юридической дискуссии о природе и сущности юридического лица. Первоначально, еще во второй половине XIX в., такой подход прочно утвердился в отечественной литературе по гражданскому праву, находившейся под сильным влиянием германской доктрины . В последующем из учебников по гражданскому праву тот же подход распространился в литературе по общей теории. Так, Е.Н. Трубецкой в своем известном учебнике «Энциклопедия права» писал: «Субъектом права называется всякий, кто способен иметь права, независимо от того, пользуется он ими в действительности или нет». При этом отмечал, что кроме людей субъектами права могут быть еще и «лица собирательные, искусственные, созданные для удовлетворения общих потребностей или же для осуществления коллективных целей группы частных лиц, причем эти собирательные лица носят название лиц юридических» .

Аналогичный подход был представлен в литературе советского периода, правда, в то время узкий цивилистической термин «юридическое лицо» обычно заменялся более общим: «организация». Так, Н.Г. Александров придерживался мнения, что все субъекты права делятся на граждан и организации, к числу которых относятся государственные, кооперативные, общественные объединения и государство в целом . В свое время, еще в 70–80-е гг. ХХ в., этот подход был подвергнут справедливой критике, тем не менее в современной литературе он имеет немало последователей. Более того, под влиянием конструкции юридического лица в научный и практический оборот в последние годы прочно вошло созданное по аналогии канцелярское словосочетание «физические лица», которое активно вытесняет очевидных и понятных «людей», «граждан» или «индивидов». В итоге в большинстве случаев при исследовании субъектов права выделяют две разновидности: физические и юридические лица. В лучшем случае к первым двум добавляют государство и иные публичные образования; в худшем – последние рассматриваются как особая разновидность юридического лица. Так, авторы учебника «Проблемы теории государства и права» под общей редакцией В.С. Нерсесянца различают в рамках субъектов права вообще две разновидности: люди и организации. В частном праве это физические и юридические лица; в публичном – органы государства и должностные лица . Авторы другого курса с тем же наименованием дают следующее определение: «Субъекты права – это граждане (физические лица) и юридические лица, которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей». Классификация субъектов предлагается следующая: физические лица, юридические лица, государство, субъекты федерации и муниципальные образования . А.Б. Венгеров отмечает, что согласно современным теоретическим воззрениям субъектами правоотношений могут быть физические лица (индивиды) и «организационно оформленные коллективные образования» , но из дальнейшего изложения становится ясно, что под такими образованиями понимаются также исключительно юридические лица . Аналогичный подход господствует в литературе по отраслевым юридическим дисциплинам.

Представляется, что такой подход преувеличивает значение свойства юридического лица для определения правосубъектности и не учитывает обширного и разнообразного состава коллективных субъектов, имеющих вполне определенный правовой статус, но не зарегистрированных в качестве юридического лица.

В научной литературе не раз отмечалось, что перечень субъектов права не ограничивается физическими и юридическими лицами. Так, И.А. Покровский писал: «Современная жизнь далеко не исчерпывается союзами, приобретшими качество самостоятельного субъекта прав, она каждый день создает бесчисленные коллективы, которые имеют характер социального единства, но которые не удовлетворяют требованиям закона о юридических лицах и часто даже определенно не желают им удовлетворять. В таких случаях для права создается чрезвычайно трудное положение. С точки зрения строгой последовательности надлежало бы все подобные коллективы просто игнорировать, трактовать их как простые товарищества, для третьих лиц значения не имеющие. Но такая последо­вательность шла бы слишком вразрез могущественным требованиям жизни и потому в действительности не осуществляется» . Вопрос состоит в том, какое место такого рода коллективы занимают в ряду прочих субъектов, в чем особенность их правоспособности, если она вообще имеется.

В истории права коллективы действуют в качестве субъектов с древнейших времен, в то время как понятие юридического лица получило закрепление в праве сравнительно недавно. Разного рода коллективные образования, не имеющие организационно оформленного статуса, и сегодня признаются субъектами прав в конституционном, административном праве и других отраслях. Так, Конституция РФ называет «многонациональный народ» Российской Федерации носителем суверенитета и источником власти (ст. 3). Очевидно, что указанное положение носит во многом идеологический и декларативный характер, вместе с тем большинство специалистов склонно положительно решать вопрос о конституционной правосубъектности народа . Далее, в ст. 68 и 69 Конституции РФ говорится о правах отдельных народов, населяющих Российскую Федерацию, в том числе о правах «коренных малочисленных народов». Права последних, кроме того, получили закрепление в специальном законодательном акте – Федеральном законе РФ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ . Часть 1 ст. 8 указанного закона содержит перечень таких прав, причем характерно, что права народов как таковых отличаются от прав, принадлежащих отдельным представителям таких народов (ч. 2 той же статьи). Интересно, что ст. 14 закона допускает возможность судебной защиты прав малочисленных народов через их уполномоченных представителей. Правосубъектность народов в конституционном праве в настоящее время – практически общепризнанный факт. В науке международного права признается правосубъектность народов (наций), борющихся за независимость . Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20 июля 2000 г. №104-ФЗ определяет общину как форму самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, по кровнородственному или территориально-соседскому признакам в целях защиты их среды обитания и сохранения и развития традиционного образа жизни (ст. 1) . В принципе закон требует обязательной государственной регистрации созданной общины, вместе с тем в соответствии со ст. 8 закона община считается созданной с момента принятия решения об ее организации (а не с момента регистрации), а ст. 22 устанавливает порядок ликвидации незарегистрированных общин. Избирательное законодательство до недавнего времени признавало возможность участия в выборах избирательных блоков, не имеющих статуса юридического лица . Согласно ст. 3 Федерального закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «…Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица» . Статья 7 Федерального закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ говорит о правах религиозной группы, которой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица . В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. №10-ФЗ профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться; в этом случае они не приобретают прав юридического лица, однако данный факт не исключает возможности реализации иных прав данного объединения . Из современного трудового законодательства исчез термин «трудовой коллектив». «С легкой руки законотворцев, – пишет по этому поводу В.Н. Скобелкин, – понятие «трудовой коллектив» стало заменяться неопределенным термином «работники»… Все эти новации и умолчания выглядят несколько странно: коллективы-то ведь существуют и порой заявляют о себе решительно и громко» . Не вдаваясь в суть дискуссии, существующей в науке трудового права по данному вопросу, отметим лишь, что многие специалисты продолжают говорить о правах и интересах трудового коллектива в целом, т.е. его фактической правосубъектности, и выступают за придание таким правам некой законной формы выражения и реализации . Выше мы перечислили лишь те коллективные субъекты, правоспособность которых в тех или иных отношениях, при отсутствии организационной структуры и свойств юридического лица, прямо признается или признавалась ранее законом. Игнорировать обозначенные коллективы было бы неверным.

Таким образом, общая классификация субъектов права должна включать не только организации и юридические лица, но и коллективы, не имеющие оформленных организационных свойств.

В свете изложенного более последовательным представляется второй подход к пониманию субъектов права, который был высказан в науке в 70-х гг. ХХ в. Первоначально В.Я. Бойцов применительно к сфере государственного права подверг критике деление субъектов на индивидуальные и коллективные (организации), предложив, в свою очередь, трехчленную классификацию; при этом он выделил следующие группы: социальные индивиды, социальные образования (организации) и социальные общности (народ, нации, трудовые коллективы и территориальные объединения людей). По мнению В.Я. Бойцова, социальные общности, в отличие от социальных образований, не обладают четко выраженной организационной оформленностью . Как было замечено, идея В.Я. Бойцова оказалась плодотворной и приемлемой не только для конституционного права, хотя терминология, предложенная автором, не вошла в научный оборот . В дальнейшем его подход к классификации субъектов получил признание в литературе по общей теории права. Так, В.И. Леушин предлагает следующую общую классификацию субъектов права: индивиды, организации (делятся на государственные, в том числе само государство, и негосударственные) и социальные общности (народ, нация, население региона и трудовой коллектив) . Автор, к сожалению, не дает определения последней группе, отмечая лишь, что общности являются субъектами права только в особых, предусмотренных законом, случаях и действуют обычно через государственные и общественные организации . Схожий подход использует В.М. Сырых, выделяя те же три группы субъектов, к которым, однако, не относит государство, занимающее особое место. Автор при этом замечает, что отличительным признаком организации является наличие статуса юридического лица в гражданском праве, а «особенность правосубъектности социальных общностей состоит в том, что они не составляют организационно оформленного коллектива, а представляют собой социальный субъект как целое» .

Следует признать, что, хотя такой подход полнее отражает действительную систему субъектов права, сама по себе трехчленная классификация субъектов права не вполне логична, ибо и организации, и социальные общности являются по сути объединениями людей, т.е. коллективными субъектами, и как таковые они противостоят индивидуальным субъектам. Такая позиция, в частности, получила отражение в курсе лекций «Теория государства и права» под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько. Н.И. Матузов, являющийся автором соответствующей главы, пишет, что субъекты права подразделяются на индивидуальные и коллективные. При этом верно отмечается, что не всякий коллектив может быть субъектом права, и предлагается вполне приемлемое определение коллективного субъекта: «Субъектами права являются лишь более или менее значительные, устойчивые постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур» . Однако предлагаемая здесь же классификация таких коллективных субъектов, на наш взгляд, не может не подвергнуться критике; автор выделяет десять видов, в том числе: государство, государственные органы и учреждения, общественные объединения, административно-территориальные единицы, субъекты РФ, избирательные округа, религиозные организации, промышленные предприятия, иностранные фирмы и, наконец, «специальные субъекты (юридические лица)» . Недостатками предложенной классификации являются очевидное отсутствие единого критерия, а также логическая непоследовательность: религиозные организации рассматриваются как разновидность общественных объединений, так же как и субъекты федерации – как разновидность административно-территориальных единиц. Кроме того, нечетко определено место последнего элемента классификации, поскольку свойствами юридического лица могут обладать и общественные объединения, и промышленные предприятия, и иностранные фирмы.

Полагаем, что логичнее было бы, во-первых, в рамках общей теории выделять наряду с индивидами коллективные субъекты права, которые можно рассматривать как относительно устойчивые объединения людей, характеризующиеся определенной степенью единства воли и цели, а также определенной внутренней организацией. В рамках данной категории, далее, можно также выделить две разновидности: организации и общности. Любой коллективный субъект обладает некоторой внутренней организацией, обеспечивающей возможность принятия общих решений. Однако, для того чтобы выступать вовне как единое лицо, вступать в конкретные правоотношения, необходима четкая внутренняя структура, позволяющая совершать юридические акты, а также проявлять некоторые другие качества в зависимости от сферы правовых отношений и требований объективного права (наличие обособленного имущества, возможность юрисдикционной защиты прав и т.п.). Такие качества присущи организациям, общности же их лишены, поэтому сфера их правосубъектности ограничивается кругом отношений, которые ряд авторов предлагает именовать «общими» или «общерегулятивными» . В гражданском обороте, к примеру, общности выступают, как правило, используя правосубъектность своих членов. Не следует при этом забывать о том, что граница между организациями и общностями достаточно условна и исторически изменчива. Так, к примеру, еще на рубеже XIX–XX вв. в науке вопрос о правовом статусе торговых обществ (общество с ограниченной ответственностью и даже акционерное общество) был весьма спорным , сегодня же их правосубъектность в качестве организации и юридического лица ни у кого не вызывает сомнений.

Организации, в свою очередь, можно классифицировать по различным основаниям, выделяя, к примеру, публичные (государство, административно-территориальные образования, государственные и муниципальные органы) и частные (общественные объединения, хозяйственные общества и товарищества). Универсальным критерием организованности в современном праве для частных объединений является статус юридического лица: именно он позволяет коллективному субъекту выступать в обороте от своего имени, нести обязанности и быть субъектом ответственности. Для публичных организаций статус юридического лица является второстепенным и необязательным, поскольку эти образования создаются государством, которое в каждом случае может придать создаваемому образованию свойства организованности, не закрепляя за ним качеств юридической личности; правосубъектность организаций в публичном праве выражается в их компетенции, закрепленной в законе, уставе или положении. Так, правосубъектность самого государства, административно-территориальных образований и государственных органов при осуществлении власти никогда не зависела от наличия или отсутствия статуса юридического лица. Более того, в ряде современных исследований отстаивается идея не только общеправовой, но и гражданской, а также процессуальной правоспособности государственных органов без образования юридического лица . В.Г. Голубцов, к примеру, в указанной статье справедливо пишет, что «возражения против предоставления общей гражданской правоспособности государственным органам без образования юридического лица основаны большей частью на психологических мотивациях, чем на правовых», и отмечает также тенденцию, прослеживаемую в ряде судебных решений, состоящую в признании государственных органов (не юридических лиц) стороной в гражданских и арбитражных процессах .

Предложенный выше подход к пониманию системы субъектов права позволяет, на наш взгляд, выявить определенную логику в соотношении понятий «коллективный субъект права» и «юридическое лицо». В ряде современных исследований, касающихся проблемы юридического лица, правильно улавливается ее суть и предлагаются способы решения. Так, С.И. Архипов, представляя в своих работах особый, «интегративный» подход к пониманию феномена юридического лица, верно замечает, что юридическое лицо «заключает в себе идею чистой правовой формы, в равной степени приложимой и к коммерческой организации, и к государству, муниципиям, и даже к отдельному человеку, желающему в правовых отношениях выступать не от своего имени, а обособленно, как другой субъект права, другая правовая личность» . Нельзя не согласиться и с другим утверждением автора, согласно которому значение формы юридического лица в настоящее время выходит за рамки гражданско-правовой сферы и должно пониматься в общеправовом контексте . Но при этом в концепции С.И. Архипова превалирует все то же стремление абсолютизировать юридическое лицо, заменить этим формальным понятием реально действующие субъекты социальных и правовых отношений. Это видно, к примеру, из определения, в котором родовой категорией для юридического лица признается «субъект права»: «Юридическое лицо есть субъект права, созданный путем обособления качеств, свойств, иных элементов правовой личности человека и их объединения в другой форме… приложимой к государству, муниципальным образованиям, частным корпорациям, иным социальным субъектам, отвечающим требованиям волеспособности и целостности (единства)» . Вторым возможным субъектом права при таком подходе, очевидно, является собственно физическое лицо, и тем самым круг субъектов исчерпывается. В итоге С.И. Архипов получает ту же двухчленную конструкцию, которая, может быть, подходит для гражданского права, но совершенно непригодна для общей теории: субъектами права являются индивиды (что не вызывает сомнений) и юридические лица (некие «целостные» и «волеспособные» субъекты – категория с аморфным и неопределенным содержанием, включающая в себя все прочие возможные проявления правосубъектности).

Многочисленные попытки определить юридическое лицо как субъект права, вскрыть его сущность, обнаружить некий «субстрат» юридического лица, предпринимаемые лучшими представителями юридической науки на протяжении последних двухсот лет, до сих пор не привели к приемлемому решению вопроса. Причина неудачи, на наш взгляд, состоит в том, что статус юридического лица признается правом за совершенно различными по внутренней природе образованиями; попытка одним общим определением охватить все эти образования не может быть успешной. Возможное решение вопроса состоит в том, чтобы признать, что юридическое лицо или, точнее, юридическая личность есть лишь некое свойство, статус, признаваемый государством за определенными коллективными субъектами с целью упростить и упорядочить их участие в некоторых правовых отношениях. Признавая за субъектом статус юридического лица, государство обеспечивает возможность такому субъекту выступать в определенных, прежде всего имущественных, отношениях в качестве единого лица. При этом внутреннее содержание, структура таких субъектов могут быть сколь угодно разнообразными. Юридическая личность является универсальным способом, позволяющим таким разнообразным образованиям участвовать в обороте по одинаковым правилам, абстрагируясь от их внутренней специфики. В образной форме аналогичная мысль была высказана Н.М. Коркуновым: «Это (юридическое лицо. – И.С.) не более, как особый технический прием, упрощающий определение взаимных отношений заинтересованных при этом людей… Понятие юридического лица играет как бы роль скобок; как в алгебре, мы, не совершая самых действий, заключаем выражения соединенными знаками и — в скобки, для упрощения дальнейших вычислений, так и однородные интересы известной группы лиц мы заключаем в понятие юридического лица и затем определяем отношение этой коллективной личности к другим» .

Первоначально юридическая личность была выработана в римском праве для усовершенствования условий участия в гражданском обороте организованных коллективов, однако впоследствии в силу универсальности изобретенного способа те же правовые средства были использованы для других целей. Поэтому понятие «юридическое лицо» не является тождественным понятиям «организация» или «коллективный субъект права», оно ни в коем случае не может заменять их в теории права. С одной стороны, праву известны организованные коллективные субъекты, не имеющие статуса юридического лица (государство, административно-территориальные образования, государственные органы); с другой – в ряде случаев государство признает статус юридической личности за определенным имуществом (лежачее наследство в римском праве) или отдельным индивидом (единоличная корпорация в странах общего права, общество одного лица). Кроме того, не следует забывать, что статус юридического лица приобретает значение для правоспособности коллективных субъектов на определенном этапе развития права. И лишь совсем с недавних пор законодательство стало придавать статусу юридического лица межотраслевое значение.

Библиографический список

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

Пункт 2 изменен с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 407-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

Статья 19 дополнена пунктом 6 с 13 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 407-ФЗ

6) организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до отмены такого решения.

Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем общественного объединения в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

ГАРАНТ:

Гражданский кодекс Российской Федерации дает понятие некоммерческой организации, такой признается организация, не имеющая основной своей целью извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между своими участниками.

Также допускается возможность осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено уставом некоммерческой организации, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае некоммерческая организация должна иметь достаточное для осуществления приносящей доход деятельности имущество рыночной стоимостью не менее 10 000 рублей.

Деятельность некоммерческих организаций регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, также действует Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Федеральный закон «Об общественных объединениях», ряд других специальных законов, которые действуют в части не противоречащей Гражданскому кодексу РФ. В связи с тем, что в гражданское законодательство подверглось серьезным изменениям, в том числе в части некоммерческих организаций, в переходный период часто возникают сложности по вопросам применения норм права, ввиду отсутствия единообразной практики применения.

Виды некоммерческих организаций НКО

В отличие от предыдущей редакции Гражданского кодекса, в настоящее время установлен закрытый перечень некоммерческих организаций:

1) общественные организации, сюда следует относить, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2) ассоциации (союзы), к этой форме относятся, в том числе, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

3) фонды, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;

4) товарищества собственников недвижимости, сюда относятся, в том числе, товарищества собственников жилья;

5) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) потребительские кооперативы, к которым относятся, в том числе, жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

8) учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономные некоммерческие организации;

10) религиозные организации;

11) публично-правовые компании.

Более подробно про каждый вид некоммерческой организации Вы можете посмотреть информацию на нашем сайте.

Государственная регистрация некоммерческих организаций в Минюсте

Решение о государственной регистрации межрегиональных, региональных общественных организаций, ассоциаций (союзов), фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями принимают Территориальные органы Минюста России.

Решение о государственной регистрации общероссийских общественных организаций, международных организаций, политических партий, отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями принимает Центральный аппарат Минюста России.

Государственная регистрация товариществ собственников недвижимости и потребительских кооперативов осуществляется налоговыми органами.

Сроки государственной регистрации НКО

Общий срок предоставления государственной услуги центральным аппаратом Минюста России и его территориальными органами, без учета времени на исполнение функций регистрирующим органом, не должен превышать:

33 дней в отношении общественных организаций,

30 дней — политических партий,

одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций

17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций.

При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации (НКО) течение указанного срока прерывается не более чем на три месяца.

Направление документов в регистрирующий орган осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации.

На основании принятого решения о государственной регистрации некоммерческой организации и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в центральный аппарат Минюста России или его территориальный орган.

Подготовка документов для регистрации НКО. Перечень документов, необходимых для регистрации некоммерческих организаций.

Регистрация некоммерческих организаций (НКО) в Минюсте процесс достаточно сложный и трудоемкий.

Перед тем как приступить к подготовке документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации необходимо определиться с наименованием некоммерческой организации. В соответствии с требованиями закона наименование некоммерческой организации должно отражать характер её деятельности, т.е. в наименовании НКО должно быть видно, чем она занимается. Также необходимо провести проверку наименования некоммерческой организации на предмет того, что некоммерческая организация, с таким наименованием уже зарегистрирована, т.е. имеет исключительное право на его использование.

Для регистрации НКО предоставляется следующий комплект документов:

  • заявление (по форме Р11001), подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • устав некоммерческой организации;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;
  • сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении к заявлению);
  • документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей);
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.

Более подробно о порядке составления каждого из документов, которые представляются для государственной регистрации НКО Вы можете посмотреть информацию на нашем сайте.

Центр правовой поддержки НКО предлагает комплексный набор услуг по регистрации некоммерческих организаций и сопровождению их деятельности.

Более того, мы предлагаем эксклюзивные условия на регистрацию НКО, узнать о которых можно, позвонив по телефону: +7 (495) 565-34-10

Некоммерческие организации – это юридические лица, которые создаются для достижения общественных благ. Порядок их учреждения зафиксирован в ФЗ «О некоммерческих организациях».
Регистрация некоммерческих организаций выглядит следующим образом:
сбор документации и оплата государственной пошлины
передача документов в уполномоченный территориальный орган;
если вердикт положительный, то документация передается в ИФНС, который вносит сведения в ЕГРЮЛ;
передача итоговых документов заявителю;
подтверждение постановки на учет в ИФНС и внебюджетных фондах.
Данная процедура имеет существенные отличия от процесса регистрации коммерческих организаций. Например, сроки: для фирм окончательный вердикт принимается в течение 5 дней, а для НКО – 14.
Значительные отличия связаны с государственным органом, который выносит решение о регистрации: для коммерческих организации – это ИФНС РФ, а для некоммерческих организаций – Министерство юстиций РФ.
Регистрация НКО осуществляется после передачи в уполномоченный орган следующих документов:
заявление;
учредительная документация (3 экземпляра);
вердикт об учреждении НКО с указанием органов управления (2 экземпляра);
информация об учредителях (2 экземпляра);
квитанция об уплате пошлины;
данные о местонахождении постоянно действующего органа;
при употреблении в названии НКО имени, символики, а также полного наименования другого юридического лица должны быть представлены документы, подтверждающие соответствующие права;
выписка из реестра иностранных организаций (при необходимости).
Данный пакет документации отличается от того, который предоставляют коммерческие организации при регистрации
При принятии решения о создании НКО необходимо учитывать, что в законе содержатся определённые ограничения, касающиеся физических и юридических лиц, которые не могут выступать в роли учредителей. Так, к ним относятся:
иностранные граждане, в отношении которых вынесен вердикт о нежелательности пребывания в РФ;
лица, находящиеся в списке фирм и физических лиц, в отношении которых существует информация об их причастности к экстремистской или террористической деятельности;
лицо, признанное виновным в совершении преступления, имеющего признаки экстремистской деятельности;
лицо, не соответствующее предъявляемым к учредителям НКО требованиям (в отношении НКО отдельных видов).

Планируется создание физическим лицом автономной некоммерческой организации (далее — НКО) с целью осуществления деятельности — предоставление услуг в сфере культуры.
Какова процедура регистрации НКО с организационно-правовой формой «автономная некоммерческая организация» в сфере культуры, а также обязательные сведения, необходимые для включения в учредительные документы?

25 сентября 2018

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Федерального закона 12.01.1996 N 7-ФЗ, далее — Закон о некоммерческих организациях).
Автономной некоммерческой организацией (далее — АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. АНО может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов (ч. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
НКО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее — Закон о госрегистрации) с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации НКО (ч. 1 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
Решение о государственной регистрации (об отказе в регистрации) НКО принимается Министерством юстиции РФ (далее — Минюст) или его территориальным органом (ч. 1 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях; Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании НКО осуществляется Федеральной налоговой службой (далее — ФНС) на основании принимаемого Минюстом (территориальным органом) решения о регистрации (ч. 3 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях; постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Документы, необходимые для регистрации, представляются в Минюст или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании НКО. К таким документам отнесены:
1) заявление по форме N Р11001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его ФИО, места жительства и контактных телефонов.
Заявителем при создании юридического лица может выступать учредитель (учредители), либо руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, а также иное физическое лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пп. «б», «в» и «д» п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, письмо ФНС России от 14.05.2014 N СА-4-14/9238);
2) учредительные документы НКО в трех экземплярах.
Для АНО, учредителем которой является гражданин, таким документом является устав (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Требования к уставу НКО установлены п. 2 ст. 123.24 ГК РФ и ст. 14 Закона о некоммерческих организациях.
Устав АНО должен содержать сведения о:
— наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация» и указание на характер ее деятельности (Законом также могут быть установлены определенные требования (запреты) к использованию некоторых слов, указывающих на род деятельности, в наименовании юридического лица);
— месте нахождения;
— предмете и целях ее деятельности (основной целью деятельности не может быть извлечение прибыли);
— составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
— филиалах и представительствах;
— источниках формирования имущества НКО;
— порядок внесения изменений в устав, порядок использования имущества в случае ликвидации НКО и иные положения, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами;
3) решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины.
Это может быть платежное поручение с отметкой банка, квитанция, выдаваемая плательщику банком. Вместе с тем такие документы могут не представляться, если информация об уплате государственной пошлины содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (п. 3 ст. 333.18 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, пп. 2 п. 30 и п. 47 Административного регламента, смотрите также разъяснения специалистов ФНС России).
Госпошлина уплачивается в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 4000 рублей;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО.
Минюст (его территориальный орган) при отсутствии установленных ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях оснований для отказа (приостановления) в регистрации не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о регистрации и направляет в ФНС сведения и документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ.
ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст (его территориальный орган). Минюст (его территориальный орган) не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от ФНС выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Червинская Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *