Неприменение ККМ

Неприменение ККМ

Вопрос: Подскажите,пожалуйста, размер штрафа за не применение онлайн кассы и срок давности

Сообщаю Вам следующее:

За неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год, который исчисляется:

(или) с момента совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);

(или) с момента обнаружения нарушения, если оно относится к длящимся (например, отсутствие кассового аппарата у фирмы, обязанной его применять).

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

В ситуации, если при наличии ККТ организация не выдала чек в случае, когда она должна была его выдать, правонарушение не считается длящимся. Каждый акт приема наличных денежных средств считается отдельным правонарушением. Срок давности исчисляется с момента невыдачи чека.

В ситуации, когда организация не имеет КТТ, при наличии обязанности осуществлять расчеты с применением КТТ, правонарушения будет длящимся. Срок давности исчисляется с момента обнаружения налоговыми органами.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.

За неприменение ККТ в установленных законодательством РФ о применении ККТ случаях предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Повторное совершение вышеуказанного административного правонарушения, если при этом сумма расчетов без применения ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн руб. и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП).

При этом под неприменением ККТ следует понимать не только фактическое неиспользование ККТ, но и использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах, также использование ККТ, не включенной в Государственный реестр (Постановление Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин»).

При этом ведение Государственного реестра ККТ отменяется. ФНС России уполномочена вести свой реестр ККТ и реестр фискальных накопителей (Письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»).

Таким образом, осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием обычной (не онлайн) ККТ без фискального накопителя является неприменением ККТ и влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

{Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за неприменение онлайн-ККТ, если используются обычные кассы? (Консультация эксперта, 2019) {КонсультантПлюс}}

Какие штрафы установлены за нарушение порядка применения ККТ

Штраф могут наложить за следующие правонарушения:

  • неприменение ККТ;
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, или применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
  • непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков);
  • ненаправление (невыдача) покупателю (клиенту) кассового чека.

Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ. Такой вывод следует из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

1.1. Штрафы за неприменение ККТ (работу без кассового аппарата)

Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • на должностных лиц (ИП) — в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • на организацию — в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф заменяется на предупреждение, если неприменение ими ККТ обнаружено впервые (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Важно! Использование после 1 июля 2017 г. ККТ без фискального накопителя, в том числе снятой с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, рассматривается как неприменение ККТ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

В то же время, если организация (ИП) приняла все необходимые меры для перехода на работу с ККТ с фискальным накопителем, но после 1 июля 2017 г. по вине поставщика продолжает использовать ККТ старого образца (с ЭКЛЗ), то она не должна быть привлечена к административной ответственности. В такой ситуации необходимо выдавать покупателям (клиентам) документы на бумажных носителях, подтверждающие факт расчетов (Письмо Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392).

Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчетов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.

Готовое решение: Какая ответственность предусмотрена за нарушение порядка применения ККТ (КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Законом, утвердившим порядок перехода на кассовые аппараты с функцией передачи данных в ИФНС в электронном виде, также были внесены поправки в КоАП РФ. Они направлены прежде всего на ужесточение санкций за неприменение кассовой техники.

Срок давности за ККТ-нарушения увеличился

Раньше он составлял 2 месяца от момента совершения правонарушения до момента вынесения «штрафного» постановления <2>. И если, к примеру, с момента невыдачи кассового чека покупателю проходило больше времени, то наказать за это вас уже не могли.

Конечно же, 2-месячный срок был слишком мал, налоговики <3> часто просто не успевали завершить процедуру, необходимую для наложения санкции. И вот законодатели исправились.

(!) Теперь срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о ККТ составляет 1 год <4>, который исчисляется:

(или) с момента совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);

(или) с момента обнаружения нарушения <5>, если оно относится к длящимся <6> (например, отсутствие кассового аппарата у фирмы, обязанной его применять).

Для справки

Административное расследование проводится тогда, когда после выявления правонарушения назначаются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат <7>.

Кроме того, налоговые органы получили возможность проводить административное расследование по ККТ-нарушениям <7>. Его срок не может превышать 1 месяца (в исключительных случаях — 2 месяцев) с момента возбуждения дела о правонарушении <8>.

———————————

<2> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ (ред., действ. до 15.07.2016).

<3> Часть 1 ст. 23.5, п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.

<4> Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

<5> Часть 2 ст. 4.5 КоАП РФ.

<6> Пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5.

<7> Часть 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

<8> Часть 5 ст. 28.7 КоАП РФ.

Какова теперь цена ККТ-нарушений

Раньше все ККТ-нарушения охватывались ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, соответственно, и штрафы за них были одинаковые <9>:

— для фирмы — от 30 000 до 40 000 руб.;

— для ее руководителя (предпринимателя) — от 3000 до 4000 руб.

Сейчас ст. 14.5 Кодекса сильно «поправилась»: в ней уже 15 частей, пять из которых так или иначе связаны с неприменением кассовых аппаратов.

Также в КоАП появилось следующее новшество. Лица, совершившие нарушения освобождаются от ответственности, если они добровольно <24>:

— письменно заявят в ИФНС о допущенном нарушении;

— исправятся, то есть исполнят соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

Причем освобождение сработает при одновременном соблюдении следующих условий:

— на момент обращения нарушителя с «признательным» заявлением в налоговую инспекцию она не располагала сведениями и документами о совершенном нарушении;

— представленные в налоговый орган сведения и документы ясно указывают на то, что правонарушение имело место.

В отношении этого новшества больше вопросов, чем ответов. Например, зачем мне идти «сдаваться» в ИФНС, если о моем нарушении налоговики пока ничего не знают и у меня есть возможность его исправить? Видимо, жизнь покажет, в каких конкретно ситуациях освобождение будет действовать.

Статья: Наказывать за неприменение ККТ станут строже и… разнообразнее (об усилении ответственности за нарушения, связанные с неиспользованием кассовых аппаратов. Комментарий к Закону от 03.07.2016 N 290-ФЗ) (Суховская М.Г.) («Главная книга», 2016, N 16) {КонсультантПлюс}

Скажите, а можно ли каким-либо образом избежать ответственности за неприменение ККТ?

В примечании к ст. 14.5 КоАП сказано, что лицо, добровольно заявившее в налоговый орган в письменной форме о неприменении им ККТ, либо о применении им контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо о применении им контрольно-кассовой техники с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации контрольно-кассовой техники и порядка ее применения, может быть освобождено от «кассовой» ответственности. Однако, во-первых, для этого следует:

— добровольно в письменной форме заявить в налоговый орган о допущенном нарушении;

— добровольно, до вынесения постановления по делу исполнить обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой возникла административная ответственность.

При этом от ответственности заявитель будет освобожден при одновременном выполнении двух условий:

— если на момент обращения лица с заявлением налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;

— если представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

{Статья: «Кассовые» правонарушения: «ответственные» моменты («Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2016, NN 40, 41) {КонсультантПлюс}}

Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Их истечение является императивным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Часть 2 рассматриваемой нормы регламентирует, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В связи с этим следует отметить, что согласно разъяснениям, приведенным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 5), при применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Заметим при этом, что сам КоАП РФ понятия длящегося правонарушения не приводит.

Внимание! Неприменение ККТ при осуществлении денежных расчетов не считается длящимся правонарушением, поскольку оно является оконченным в момент неприменения названной техники при осуществлении денежных расчетов.

Статья: Суд решил («Главная книга», 2006, N 3) {КонсультантПлюс}

Давность привлечения к административной ответственности — это срок, по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, не относится к длящимся, оно считается совершенным в момент приема наличных денежных средств без применения ККТ.

В статье 4.5 КоАП РФ определено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

При длящемся административном правонарушении этот срок исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Выполнение работ без применения ККТ не является длящимся правонарушением.

На основании пункта 6 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, срок давности по делам о привлечении к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой машины нельзя считать длящимся сроком и определять с момента обнаружения правонарушения.

«Практика рассмотрения коммерческих споров: Анализ и комментарии постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» (выпуск 12) (под ред. Л.А. Новоселовой, М.А. Рожковой) («Статут», 2010) {КонсультантПлюс}

Поскольку нет оснований считать неприменение ККТ длящимся правонарушением <9>, каждый акт приема наличных денежных средств считается отдельным правонарушением.

Статья 284. Нарушение порядка

применения контрольно-кассовых

машин

1. Неприменение

контрольно-кассовой машины

при осуществлении на территории

Республики Казахстан денежных

расчетов, производимых

при торговых операциях,

выполнении работ, оказании услуг

посредством наличных денег,

а также применение

контрольно-кассовой машины,

являющейся неисправной или

не состоящей на учете

в органе государственных

доходов по месту

использования, –

влечет штраф

на частных нотариусов,

частных судебных

исполнителей,

субъектов малого

предпринимательства

в размере семи,

на субъектов среднего

предпринимательства –

в размере пятнадцати,

на субъектов крупного

предпринимательства –

в размере двадцати пяти

месячных расчетных

показателей.

3. Невыдача чека контрольно-кассовой

машины или товарного чека либо выдача

чека контрольно-кассовой машины или

товарного чека на сумму больше или

меньше уплаченной за товар или услугу –

влечет штраф на частных нотариусов,

частных судебных исполнителей,

субъектов малого

предпринимательства

в размере десяти, на субъектов

среднего предпринимательства –

в размере пятнадцати, на субъектов

крупного предпринимательства –

в размере двадцати месячных

расчетных показателей.

5. Нарушение сроков подачи налогового

заявления для внесения изменений в

регистрационные данные контрольно-

кассовой машины, замены

(восстановления) книги учета наличных

денег или книги товарных чеков, а также

при технической неисправности

контрольно-кассовой машины,

устранение которой невозможно

без нарушения целостности

пломбы органа государственных доходов, –

влечет штраф на частных нотариусов,

частных судебных исполнителей,

субъектов малого

предпринимательства в размере

пятнадцати, на субъектов среднего

предпринимательства – в размере

двадцати, на субъектов крупного

предпринимательства – в размере

двадцати пяти месячных расчетных

показателей.

9. Незаполнение книги учета наличных

денег при эксплуатации контрольно-

кассовой машины либо несоответствие

показаний сменных отчетов данным книги

учета наличных денег на соответствующую

дату, либо непроведение записи в книге

учета наличных денег при осуществлении

в контрольно-кассовой машине операций

аннулирования ошибочно введенной

суммы или возврата наличных денег за

реализованные товары, выполненные

работы, оказанные услуги –

влечет штраф на частных нотариусов,

частных судебных исполнителей,

субъектов малого

предпринимательства

в размере десяти, на субъектов

среднего предпринимательства –

в размере пятнадцати, на субъектов

крупного предпринимательства –

в размере двадцати

месячных расчетных показателей.

11. Несоответствие показаний отчета о

текущем состоянии кассы сумме

наличных денег в кассе на момент

снятия фискального отчета с учетом

сумм приема и выдачи наличных денег,

не связанных с реализацией товаров,

выполнением работ, оказанием услуг,

отраженных в книге учета наличных

денег, выявленное в ходе налоговой

проверки, –

влечет штраф на частных

нотариусов, частных судебных

исполнителей, субъектов малого

предпринимательства в размере

десяти, на субъектов среднего

предпринимательства – в размере

пятнадцати, на субъектов крупного

предпринимательства – в размере

двадцати месячных расчетных

показателей.

За применение онлайн-касс с ошибками или неприменение, если такая обязанность есть, можно получить предупреждение или штраф. Это регулирует КоАП. Рассказываем, какие виды нарушений могут быть и какими штрафами они грозят.

Штраф за неприменение ККТ

Штраф за отсутствие ККТ для ИП

Штраф за отсутствие или неприменение кассы для расчета зависит от суммы, не внесенной в кассу.

Для должностных лиц и ИП штраф составляет от четверти до половины размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей.

Например: Иван должен был поставить кассу и бить чеки в своем обувном магазине с 1 июля 2018 года. О такой обязанности он не знал. Инспекторы пришли с проверкой 17 марта 2019 года. За это время Иван продал примерно 700 пар обуви по 1 500 рублей каждая. Общая сумма расчетов без кассы составила 1 050 000 рублей. Его штраф составит от 262 500 рублей до 525 000 рублей.

Штраф за отсутствие ККТ для ООО

Для юридических лиц размер штрафа за отсутствие или неприменение ККТ составляет — от ¾ до 1 размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штрафы за нарушение применения ККТ

Нарушение Санкции
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, нарушение порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения. Для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Cанкция за нарушение порядка и условий применения ККТ будет действовать только с 1 февраля 2017 года.
Непредставление документов и информации по запросам налоговых органов, нарушение сроков представления. Для должностных лиц или ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).
Невыдача покупателю кассового чека или БСО на бумажном носителе, ненаправление этих документов в электронной форме. Для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф 2 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Обратите внимание: при повторном неприменении ККТ организациям и ИП могут приостановить деятельности на срок до 90 суток, если совокупная сумма расчетов, проведенных без кассы, составит один млн рублей или более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Штраф или предупреждение можно получить в течение года после того, как совершено правонарушение.

Как избежать штрафа

Чтобы избежать штрафа, нужно обнаружить ошибку раньше ФНС, исправить ее и сообщить об исправлении в инспекцию.
Важно соблюсти два условия: первое — на момент обращения налоговый орган не располагает соответствующими сведениями и документами об этом правонарушении, второе — представить сведения и документы, которых будет достаточно для установки правонарушения.

Кому положено иметь кассу и зачем

С точки зрения государства, контрольно-кассовые аппараты выполняют важную роль:

  • обеспечивают государственный контроль за налично-денежным обращением;
  • поддерживают налоговый контроль за полнотой сбора налогов;
  • являются для владельцев бизнеса инструментом учета и контроля товаров, оплаты продавцов;
  • при помощи чеков подтверждают факт покупки товара и позволяют регулировать качество.

Поэтому не удивительно, что периодически вводятся новые требования по применению фискальной техники. В 2020 году для всех субъектов предпринимательства установлена ответственность за отсутствие кассового аппарата, кроме отдельно перечисленных в законе. Освобождены от применения ККТ организации и ИП, осуществляющие деятельность в сферах, указанных в ст. 2 ФЗ-54.

Индивидуальные предприниматели, освобожденные от использования онлайн-касс

Вправе не применять ККТ следующие категории ИП:

  • без работников, с которыми заключены трудовые контракты, реализующие товары собственного производства, оказывающие услуги или выполняющие работы, если расчеты производятся за такие товары, работы, услуги;
  • на патенте, кроме работающих в сфере торговли, общепита, оказывающих транспортные услуги и занимающихся иными видами деятельности, перечисленными в ст. 2.1 ФЗ-54;
  • на профналоге, введенном для самозанятых, который ИП вправе применять. По ФЗ-422 от 27.11.2018 они формируют чек в специальном приложении.

Не применяется в силу прямого указания в законе штраф за отсутствие онлайн-кассы у ИП без работников в сфере услуг (ФЗ-129 от 06.06.2019). Но только до 01.07.2021, после этой даты им потребуется установка ККТ.

Введены штрафы для водителей и кондукторов за невыдачу чека в общественном транспорте

Нормами Федерального закона №171-ФЗ от 03.07.2019 с 01.10.2020 установлена административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники при продаже билетов в общественном транспорте и при расчетах за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Но до 01.10.2020 действовала отсрочка по применению штрафных санкций по отношению к водителям и кондукторам.

Теперь их будут наказывать по ст. 14.5 КоАП РФ как должностных лиц.

Величина санкции зависит от характера совершенного правонарушения:

  • за неприменение ККТ — штраф в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • за повторное неприменение ККТ — дисквалификация на срок от года до двух лет;
  • за невыдачу чека клиенту или отказ в направлении его электронной версии выбранным способом — предупреждение или штраф в размере 2000 рублей.

Иногда штраф за ККТ можно отменить!

При некоторых условиях наказания за неиспользование кассовой техники есть возможность избежать. Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, какие это ситуации и что требуется сделать.

Что необходимо для установки

Для использования кассового аппарата в работе организации или ИП зарегистрируйте его. Соберите необходимый пакет документов и обратитесь в налоговую инспекцию. Вам понадобятся:

  • заявление о регистрации кассового аппарата;
  • техническая документация на оборудование фискального контроля;
  • действующее соглашение о техническом обслуживании со специализированным центром, занимающимся расчетно-кассовым оборудованием.

Чтобы избежать проблем при использовании, которые повлекут за собой штраф:

  • изучите информацию о нарушениях при эксплуатации контрольно-кассового аппарата;
  • выясните размер персональной ответственности руководителей.

Штраф за отсутствие

Общая информация о том, какой штраф за отсутствие кассового аппарата ожидает налогоплательщика и его предельный размер, изложена в ст. 14.5 КоАП РФ. В 2020 году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. ФЗ-171 от 03.07.2019 определил, за что штрафуют по новым правилам с 01.07.2020.

За применение оборудования, не соответствующего установленным требованиям, последуют такие санкции:

  • предупреждение или штраф для должностных лиц от 1500 до 3000 рублей;
  • ООО, ИП и другие юридические лица наказываются предупреждением или наложением штрафа от 5000 до 10 000 рублей.

Определен обязательный штраф за отсутствие кассового аппарата для ИП и руководителей организаций:

  • на должностных лиц — от 1/4 до 1/2 суммы расчета, но не менее 10 000 рублей;
  • на юрлиц — от 3/4 до 1 размера суммы расчета, но не менее 30 000 рублей.

При повторном нарушении, если сумма расчетов составила от 1 000 000 рублей:

  • должностное лицо лишается права торговли на срок от года до двух лет;
  • в отношении ИП и юридических лиц — приостановка деятельности на срок до 90 суток.

ВАЖНО! Остальные санкции за непредоставление информации в ФНС и ненаправление чека остались без изменений.

Покажем в таблице действующие виды и суммы ответственности.

Нарушение Вид наказания и размер штрафа в рублях
1. Штраф для ИП за отсутствие кассового аппарата — п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ 25–50% от выручки, но не менее 10 000
  • повторное нарушение (совокупный доход за оба раза — 1 000 000 рублей включительно и выше) — п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
Приостановка деятельности на срок от года до двух лет
2. Штраф за отсутствие кассы у ООО:
  • первичное нарушение — п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
75–100% прибыли, но не менее 30 000
  • повторное нарушение (совокупный доход за оба раза — 1 000 000 рублей включительно и выше) — п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
Приостановка деятельности на срок до 90 дней
3. Штраф для должностных лиц:
  • первичное нарушение — п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
25–50% налички, полученной без использования ККТ, но не менее 10 000
  • повторное нарушение (совокупный доход за оба раза — 1 000 000 рублей включительно и выше) — п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ

Дисквалификация на срок от года до двух лет

Размер налагаемых санкций прямо зависит от выручки за период работы без кассового аппарата. И штраф за отсутствие ККМ при УСН рассчитывается с учетом специфики этого вида налогового режима. В отдельной таблице — штрафы за нарушения применения контрольно-кассовой техники.

Вид нарушения Размер штрафа в рублях
Для ИП Для организации Для должностных лиц
КТ зарегистрирована с нарушениями, используется несоответствующая модель фискального накопителя — п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ От 1500 до 3000 От 5000 до 10 000

От 1500 до 3000

Нарушения в порядке предоставления данных и документов в ФНС — п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ От 1500 до 3000 От 5000 до 10 000

От 1500 до 3000

Покупателю не выдан кассовый чек — п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ 2000 10 000 2000

Теперь коротко о том, кто штрафует за отсутствие кассового аппарата. Применение ККМ контролирует ФНС (943-1 от 21.03.1991). Она же определяет вид административной ответственности. При осуществлении этих контрольных функций налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних дел в пределах их компетенции (п. 2 ст. 7 54-ФЗ).

Кого не оштрафуют

В ст. 2 54-ФЗ представлен перечень сфер деятельности, занимаясь которыми предприниматели освобождаются от использования онлайн-касс и денежных взысканий за это. Перечислим конкретно, кого не оштрафуют за отсутствие онлайн-ККТ:

  • торговля периодическими печатными изданиями;
  • реализация ценных бумаг;
  • обеспечение питанием учащихся и сотрудников образовательных учреждений;
  • разносная торговля;
  • продажа в киосках безалкогольных напитков в розлив, мороженого;
  • окраска и ремонт обуви и др. (ст. 2 54-ФЗ);
  • владельцев аптечных пунктов, которые находятся в сельской местности.

ИП, ведущим деятельность в труднодоступных местностях с численностью населения не более 10 000 человек, штраф за работу без кассы не грозит. Но они обязаны выдать чек по требованию клиента.

ИП, работающие в местах, удаленных от интернет-связи, не освобождаются от использования кассовой техники с фискальными накопителями, но вправе не отчитываться ОФД о каждой проведенной операции. Они передают данные единовременно.

ВАЖНО! Если нарушение состоялось, чтобы избежать ответственности за отсутствие ККТ у ИП в 2020 году или за отклонения от правил пользования, сообщите о нем в налоговый орган самостоятельно. Предоставьте доказательства вины, достаточные для установления события административного нарушения. Заявление подайте в электронном виде в личном кабинете ККТ. Он находится на официальном сайте ФНС. Направить заявление следует не позднее трех рабочих дней за днем добровольного устранения нарушения.

Сроки и стоимость

Процедура регистрации онлайн-кассы займет 5–7 рабочих дней с момента подачи заявления. Вы получите от ФНС:

  • разрешение на использование кассы;
  • ее регистрационную карточку.

Обязательные расходы на приобретение и установку приведем в таблице.

Оборудование и подключенные услуги Кто использует Стоимость (в рублях)
Касса Все От 4000 до 60 000
Фискальный накопитель (ФН) Все

6000 — на год

12 000 — на 3 года

Услуги ОФД (оператор фискальных данных) Все, кроме жителей удаленных от связи местностей 3000 в год
Услуги интернета Все, кроме жителей удаленных от связи местностей От 100 до 3000 в месяц
Электронная подпись Для регистрации кассы через интернет 2600 в год
Товароучетная программа Для ведения базы товаров и указания товара в чеке До 30 000
Джакарта Для продавцов алкоголя 2000 в год
Услуги сервисного центра (настройка, обновления) Для настройки и обслуживания оборудования От 5500 в год
Атон Хаб Для продавцов алкоголя без компьютера, если касса не работает с ЕГАИС 10 000 в год
Сканер штрихкодов

2Д — для ЕГАИС,

1Д — для ускорения внесения товара в базу

От 3000
Весы Для продуктовых магазинов От 2300
Принтер этикеток Для печати штрихкодов и ценников От 11 000

ВАЖНО! Онлайн-кассу разрешено взять напрокат. Например, на время увеличения сезонной торговой нагрузки. Стоит это 1500–2300 рублей в месяц и зависит от комплектности оборудования.

Отсутствие ККТ: как защитить свои права и избежать штрафа?

11.09.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 8 (113), сетнябрь 2019.

В июле 2018 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 192ФЗ, который внес существенные изменения в Закон № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники (ККТ). Был урегулирован вопрос о необходимости использовать кассу, если деньги от покупателя (физического лица) поступают на банковский счет продавца; появились новые требования, предъявляемые к чекам и БСО в различных ситуациях. Значительная часть предпринимателей на патентной системе получили полное освобождение от ККТ, некоторым была предоставлена отсрочка.

Подробно о применении ККТ в 2019 году рассказывалось в предыдущем номере «Первой полосы» № 07 (112) в статье «Онлайн-кассы: третий этап реформы применения ККТ в 2019 году». В данной статье остановимся на спорных вопросах, которые возникают при проверках предпринимателей, установлении проверяющими органами фактов неприменения ККТ, составлении административных протоколов и обжаловании постановлений налогового органа в судебном порядке за неприменение ККТ.

Основные требования, предъявляемые к ККТ, закреплены в п. 1 ст. 4 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Новые технические характеристики и параметры функционирования ККТ, наподобие тех, которые еще в советское время были разработаны Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ в актах и решениях, принятых в период с 1994 по 2004 год, в настоящее время не разработаны и законодательно не установлены.

Однако есть разъяснение Минфина РФ в Письме от 02.06.2011 № 03-01-15/4-71 «О применении ККТ», в котором указано, что согласно классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1, ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования от 5 до 7 лет включительно). Следовательно, после исключения кассового аппарата из Госреестра ККТ он может применяться максимум до 7 лет с момента введения в эксплуатацию, включая модернизацию. В настоящее время ведется работа по дальнейшему нормативно-правовому обеспечению реализации положений законодательства о ККТ.

На первый взгляд все понятно. Законодатель предусмотрел, что за несоблюдение положений Закона № 54-ФЗ в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ индивидуальный предприниматель будет привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

Однако если налоговый орган допустит процессуальные нарушения, это позволит оспорить штраф за неприменение ККТ.

Порядок ведения кассовых операций с денежной наличностью на территории РФ установлен Центральным банком Российской Федерации — Указанием от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 № 32404) и Указанием от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», которые вступили в силу с 1 июня 2014 года.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц ― от 4 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц ― от 40 000 до 50 000 рублей.

Кроме того, административные штрафы за неприменение ККТ, за нарушения в порядке ее эксплуатации предусмотрены ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно этой норме неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц ― в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;
  • на юридических лиц ― от 3/4 до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Виды нарушений в сфере кассовых операций и применения ККТ, за которые могут привлечь к административной ответственности, указаны в ст. 14.5, 15.1 КоАП РФ.

Несмотря на то что законодатель четко прописал порядок действий налогового инспектора в случае выявления факта неприменения ККТ и меры воздействия на предпринимателя, на практике налоговые органы нередко расширяют свои компетенции и допускают нарушения, в результате которых возможно оспорить наложение штрафа за неприменение ККТ. Какие доводы помогут индивидуальным предпринимателям оспорить наложение штрафа за нарушение в работе с ККТ, расскажу на примере конкретного гражданского дела.

Фабула дела

Индивидуальный предприниматель владеет пилорамой в 30 километрах от города Тара Омской области, отпускает пиломатериал за наличный расчет и по банковским картам. Онлайн-кассу должен был установить с 1 июля 2018 года, но своевременно этого не сделал.

Через год, 2 июля 2019 года, на пилораму приехал налоговый инспектор, составил административный протокол, а начальник ФНС утвердил постановление, в котором назначил штраф за год работы индивидуального предпринимателя в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Факт продажи товара за наличный расчет предприниматель не отрицал. Отсутствие ККТ объяснил незнанием законодательства. Цифра штрафа составила несколько сотен тысяч рублей. Проблема состояла в том, что оспорить постановление ФНС возможно было только в суде при наличии веских оснований, так как ККТ фактически отсутствовала. Предприниматель не согласился с наказанием и попросил меня понизить штраф до разумной цифры в суде.

Обжалование постановления ФНС в суде

Как избежать штрафа? Конечно, лучше сразу не нарушать закон. Но в ситуации, когда протокол уже составлен, найти решение тоже возможно. Я изучил документы, законодательство, судебную практику, переговорил с налоговым инспектором.

Решение было следующим: обжаловать постановление путем подачи иска в суд, но к судебному заседанию ККТ в виде онлайн-кассы уже должна быть установлена в административном помещении на пилораме, зарегистрирована в ФНС, а чеки отправлены клиентам на мобильный телефон или по электронной почте. Рассуждал так: установка и регистрация онлайнкассы усилит позицию доверителя и позволит понизить сумму штрафа в суде. Мы согласовали позицию, и я обжаловал постановление ФНС путем подачи административного иска в суд.

На первом судебном заседании сторона истца ходатайствовала о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

Ходатайство сторона истца аргументировала следующим образом:

  • ИП относится к субъектам малого предпринимательства;
  • административное правонарушение совершено впервые;
  • вред здоровью и жизни людей, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства не причинен, материальный ущерб отсутствует;
  • онлайн-касса зарегистрирована в ФНС, персонал обучен, работает, чеки направлены по абонентским номерам или по электронной почте покупателям, что истец подтвердил документами и свидетельскими показаниями.

Ответчик просил в иске отказать в полном объеме без учета вышеизложенного. Суд выслушал стороны, установил, что пилорама занимается распилом и перемещением древесины и относится к субъектам малого бизнеса. ИП законодательство о ККТ ранее не нарушал, вся сумма дохода за отчетный год оприходована и отражена в отчетности, онлайн-касса на дату судебного заседания зарегистрирована, и чеки направлены покупателям по абонентским номерам или посредством электронной почты.

Решение суда

В итоге суд признал истца виновным в совершении административного правонарушения, но заменил административный штраф предупреждением, руководствуясь ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Налоговый орган судебное решение в апелляционном порядке не обжаловал. Таким образом, удалось добиться наказания в виде предупреждения вместо штрафа в несколько сотен тысяч рублей.

Пример из моей практики показывает, что возможны два варианта обжалования постановления налогового органа о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в случае неприменения в установленных федеральными законами случаях ККТ). Это снижение штрафа или признание незаконным привлечения к административной ответственности предпринимателя в судебном порядке.

Возможно ли снизить сумму штрафа?

Если налоговый инспектор выявил нарушение, штрафа не избежать. Выявив факты нарушения законодательства о применении ККТ, контролеры составят протокол об административном правонарушении (ст. 28.2 КоАП РФ). Назначение административного наказания оформляют вынесением постановления. Протокол об административном правонарушении направляется в налоговый орган. Срок рассмотрения дела ― 15 дней (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ).

Однако можно попытаться снизить размер штрафа без обращения в суд и без составления административного протокола. Уменьшить до одной трети возможно даже сумму минимального штрафа. Законные способы снижения суммы штрафа указаны в ч. 3, 4 ст. 4.1; ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ.

В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере одной трети минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2, 4, 6 ст. 14.5 настоящего Кодекса (ч. 3, 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Возможность снизить штраф есть в следующих случаях:

1. наказание назначено за одно из трех нарушений:

  • неприменение ККТ (кроме повторного неиспользования контрольно-кассовой машины (ККМ), если сумма расчетов (непробитых чеков), осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более (ч. 3 ст. 14.5 КоАП);
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением законодательства РФ о применении ККТ (ч. 4 ст. 14.5 КоАП);
  • ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме (ч. 6 ст. 14.5 КоАП).

2. указанное лицо признало наличие события вменяемого административного правонарушения и добровольно исполнило до вынесения постановления ФНС по делу об административном правонарушении обязанность, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой лицо привлекается к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия указанного лица и оформляется в порядке, предусмотренном ст. 29.10 настоящего Кодекса (ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Для понижения административного наказания в виде одной трети минимального размера административного штрафа в соответствии с ч. 3, 4 ст. 4.1, ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ нужно в течение 15 дней (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ) обратиться к руководителю налогового органа с мотивированным заявлением об уменьшении размера административного штрафа, ссылаясь на п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которым «судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях… могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей».

Также можно указать норму п. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 28.6 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2, 4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ.

Когда решение ФНС неправомерно?

Решение ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ может быть признано неправомерным в судебном порядке в следующих случаях.

1. Проведение налоговым органом контрольной закупки.

В соответствии со ст. 13 Закона № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Учитывая положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, согласно которым не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, материалы проверочной закупки не могут расцениваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона и подтверждающие событие административного правонарушения.

2. Отсутствие у ФНС доказательств, подтверждающих факт продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В том случае, если административным органом не представлены сведения о проданной продукции и оказанных услугах, их стоимости, датах продажи (оказания) с применением ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах, а также в случае отсутствия данных о денежных расчетах за проданный товар или оказанную услугу.

3. Истечение сроков давности относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, ― по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

4. Если штраф наложен за те нарушения в работе с наличными, которые не перечислены в ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

Перечень нарушений в порядке ведения кассовых операций, за совершение которых организацию и ее должностных лиц могут оштрафовать, является закрытым. В него включены:

  • осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленного лимита;
  • неоприходование либо неполное оприходование в кассу денежной наличности;
  • несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств;
  • накопление в кассе наличных денег сверх лимита остатка наличных, установленного самой организацией.

На практике налоговые инспекторы расширяют свои компетенции и штрафуют индивидуального предпринимателя, например за то, что он выдал деньги под отчет работнику, который не отчитался по ранее полученному авансу.

В этом случае имеется факт нарушения порядка выдачи наличных денежных средств под отчет, а не порядка ведения кассовых операций.

А за нарушения, допущенные при выдаче денег под отчет, административный штраф не предусмотрен. Можно привести другой пример: несвоевременное оприходование денежных средств в кассу не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

5. По причине приостановления санкции за неприменение ККТ в ряде случаев.

Федеральным законом от 03.07.2019 № 171-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 КоАП РФ» внесены изменения в ст. 14.5 КоАП РФ. Согласно которым до 1 июля 2020 года приостановлено действие ч. 2–4 и 6 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольнокассовой техники при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

Вывод

Нарушение налоговым органом процедуры оформления указанных документов, ошибки, а также нарушение сроков рассмотрения протокола является основанием для признания неправомерным постановления ФНС о привлечении к ответственности за отсутствие ККТ.

Цыгал Михаил Рафаилович​,

адвокат Адвокатской палаты Омской области, регистрационный номер 55/1283 (Омск).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *