Несостоятельность банкротство

Несостоятельность банкротство

адвокат Осадчий П.Ю.

Финансовая ситуация, сложившаяся сегодня на Украине, не дает многим предприятиям успешно вести свою хозяйственную деятельность. Многие из когда-то эффективно работавших структур приходят в упадок. Для выхода из сложившейся ситуации должники используют механизм банкротства, который предлагается действующим законодательством, в частности Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее — Закон). Ведь процедура, предусмотренная этим Законом, является достаточно эффективным инструментом для восстановления платежеспособности предприятия. Принятый в 1999 году Закон сместил главные акценты в законодательстве о банкротстве. Если в прежней редакции Закона ставка делалась на возвращение долгов кредиторам, что во многих случаях приводило к ликвидации предприятия, то теперь главная цель — оздоровить компанию и возобновить ее платежеспособность.

При банкротстве должника Закон устанавливает четыре процедуры. Это процедуры распоряжения имуществом, санации, ликвидации и мировое соглашение. Таким образом, стандартная процедура банкротства начинается с процедуры распоряжения имуществом. На эту процедуру назначается арбитражный управляющий, являющийся распорядителем имущества. Кандидатура арбитражного управляющего утверждается хозяйственным судом. Хозяйственный суд может рассмотреть кандидатуру управляющего, которая предоставляется должником или комитетом кредиторов, инициирующим кредитором или же государственным органом по вопросам банкротства в том случае, если не менее 25 % акций предприятия находится в государственной собственности.

В настоящий момент в Агентстве по вопросам банкротства создана комиссия, производящая отбор арбитражных управляющих. Обратиться в эту комиссию может любой участник дела о банкротстве. Затем кандидатура такого управляющего передается на утверждение в Минэкономики, и только после этого — в хозяйственный суд.

Арбитражный управляющий оповещает всех кредиторов о возбуждении дела о банкротстве должника, составляет реестр кредиторов и тем самым определяет долю каждого из кредиторов, входящих в совет кредиторов. Такой реестр утверждается впоследствии арбитражным судом. Арбитражный управляющий осуществляет надзор за деятельностью руководителей предприятия с тем, чтобы сохранить такое предприятие для правомерного и справедливого удовлетворения требований всех кредиторов.

Если арбитражный управляющий, комитет кредиторов и суд согласны с тем, что предприятие сможет восстановить свою платежеспособность, то после завершения процедуры распоряжения имуществом начинается процедура санации, которая вводится хозяйственным судом. Процедура санации назначается по решению суда. На этом этапе назначается руководитель санации, им может быть, например, распорядитель имуществом. Руководитель санации принимает на себя полномочия собственника и руководителя предприятия, затем разрабатывает план санации, который согласовывается с кредиторами. В установленных законом случаях этот план согласовывается с Фондом госимущества или другим органом, уполномоченным управлять госимуществом. После этого руководитель санации предоставляет его в суд, и только после этого осуществляет план санации.

Одним из элементов процедуры санации может быть реализация имущества. Процедуру реализации имущества при банкротстве организует арбитражный управляющий. При этом продажа такого имущества сможет освободить предприятие от ненужных расходов или обеспечить поступление средств, необходимых для расчетов с кредиторами. Кроме того, реализация имущества возможна в процессе реорганизации предприятия. Если же речь идет о ликвидации предприятия, т. е. когда оно прекращает хозяйственную деятельность и остается «голое» имущество, то Закон предусматривает процедуру его продажи. При реализации имущества арбитражный управляющий может заключить договор с любой организацией, которая специализируется на этой деятельности.

Таким образом, рассматривая действующее законодательство в области банкротства, можно сделать вывод о том, что в основном все процедуры прописаны достаточно четко и подробно. Однако, как известно, на практике процедура банкротства используется не только для того, чтобы «оздоровить» предприятие, но и для того, чтобы сознательно распродать все активы и имущество предприятия-должника. И именно на этой стадии процедуры банкротства возникают наибольшие трудности в выяснении всех обстоятельств, связанных с продажей имущества банкрота. Ведь выяснить, кто покупает имущество и что это за специализированные предприятия, которые помогают арбитражному управляющему реализовывать его, практически не представляется возможным. Потому как нет даже примерного перечня или статистики предприятий, с которыми сотрудничают арбитражные управляющие, т. е. о «прозрачности» отношений здесь и речи быть не может. А ведь практика показывает, что на этапе реализации имущества как раз и формируется почва для злоупотреблений.

Как ни парадоксально, но сам Закон имеет к подобным злоупотреблениям довольно отдаленное отношение. Он служит лишь официальным прикрытием для дальнейших ухищрений, связанных с реализацией имущества, организацией торгов и установлением цены. После возбуждения дела о банкротстве предприятие остается «один на один» со своими кредиторами и арбитражным управляющим, и государственные органы в процедуру банкротства практически не вмешиваются. В этой связи возрастает роль хозяйственного суда, без согласия которого не может быть принято ни одно серьезное решение относительно судьбы предприятия и его имущества. Поэтому цивилизованность и законность проведения процедур банкротства во многом зависит от ответственности суда, его компетентности и качества принимаемых им решений. Не менее актуальны и проблемы организации торгов по реализуемому имуществу.

Кто и когда признает компанию банкротом

В рыночных условиях банкротство компаний — явление нередкое. Порядок банкротства несостоятельных компаний регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Для отдельной группы предприятий банкротство проходит в особом порядке, регулируется специальными нормативными актами и в данной статье рассматриваться не будет. К этой группе относятся:

  • градообразующие организации;
  • сельскохозяйственные организации;
  • финансовые организации;
  • стратегические предприятия и организации;
  • субъекты естественных монополий;
  • застройщики.

Кого считают банкротом?

Не всякую компанию, испытывающую финансовые трудности, можно считать банкротом. Чтобы компания официально стала банкротом, необходимо выполнение трех условий:

1. У предприятия должны быть признаки банкротства. Они определены в п.2 ст.3 Закона № 127-ФЗ как неспособность юридического лица погасить денежные требования кредиторов либо задолженность по налогам и сборам в течение трех месяцев с даты, когда долг должен быть погашен.

2. Сумма долга, не погашенного в течение трех месяцев, должна быть не менее 100 000 руб. (п.2 ст.6 Закона № 127-ФЗ).

3. Должно быть вынесено решение арбитражного суда о признании компании несостоятельной (банкротом).

Таким образом, если решения арбитражного суда нет, то даже при выполнении первых двух условий компания не будет считаться банкротом.

Банкротство как механизм избавления от долгов было придумано еще в древнем Риме. На сегодняшний день в мировой практике банкротство – действенный механизм, позволяющий компании, попавшей в тяжелое финансовое положение, реструктуризировать долги и продолжить коммерческую деятельность. В Российском законе о банкротстве предусмотрены также процедуры, направленные на «реанимацию» предприятия-должника: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Однако в большинстве случаев к выздоровлению они не приводят и начинается завершающая стадия банкротства – конкурсное производство. Практика арбитражных судов показывает, что восстановить платежеспособность должника-банкрота удается лишь в редких случаях. Как следует из аналитического отчета ВАС РФ за 2008 г. <1>, в 78% случаев по результатам наблюдения суд принимал решения о признании должников несостоятельными (банкротами) и введении в отношении их процедуры конкурсного производства. Таким образом, механизм банкротства предусматривает два различных направления: первое — «лечение» должника, восстановление его платежеспособности, второе — ликвидация предприятия-должника. В России наибольшее распространение получило второе направление, так что понятие банкротства стало синонимом ликвидации предприятия с долгами.

Чем же привлекателен механизм банкротства? Прежде всего, возможностью погасить долги, не расплачиваясь с кредиторами: при ликвидации предприятия-должника все требования кредиторов считаются погашенными.

Обратите внимание!

Не могут быть признаны банкротами (п.1 ст.65 ГК РФ):

  • казенные предприятия;
  • учреждения;
  • политические партии;
  • религиозные организации.

Кто может обратиться в арбитражный суд с заявлением для возбуждения дела о банкротстве?

Дело в арбитражном суде возбуждается только на основании заявления. Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд могут направить:

  • само предприятие-должник;
  • кредиторы;
  • уполномоченные на это органы (налоговая инспекция).

Для кредиторов и налоговой инспекции инициирование дела о банкротстве должника является их правом. Для должника же инициирование дела о банкротстве в большинстве случаев является обязанностью и лишь в отдельных случаях — правом. Таким образом, в суд могут поступить одновременно три заявления: от предприятия-должника, его кредитора и от налоговой инспекции.

Закон позволяет лицу, первым направившему заявление о банкротстве, выбрать и предложить для утверждения арбитражному суду кандидатуру арбитражного управляющего. А это может нести в себе определенные выгоды.

Кто такой арбитражный управляющий?

Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в деле о банкротстве. От него во многом зависит судьба банкрота, а также то, сколько долгов сможет получить кредитор.

Как правило, банкротство — результат недостаточно грамотного руководства компанией. Поэтому предприятию-банкроту арбитражный суд назначает управляющего, обладающего соответствующими опытом и знаниями. Этот управляющий так и называется — «арбитражный». По замыслу, арбитражный управляющий должен быть»экономическим врачом» для «заболевшего» предприятия. Однако российская арбитражная практика показывает, что чаще всего арбитражному управляющему приходится выполнять функции «похоронной команды» в стадии конкурсного производства.

В деле о банкротстве арбитражный управляющий должен соблюдать независимость и непредвзятость и действовать одновременно в интересах противоположных сторон: и банкрота, и его кредиторов.

Банкротство по инициативе должника

Банкротство по заявлению должника является легитимной и весьма эффективной процедурой ликвидации юридического лица, неспособного рассчитаться с долгами. Самой быстрой, а значит, и дешевой эта процедура будет, если подать заявление о банкротстве в период ликвидации. В отношении предприятия сразу же возбуждается завершающая стадия банкротства — конкурсное производство. Предприятие-должник ликвидируется по упрощенной процедуре банкротства. Банкротство же в процессе обычной хозяйственной деятельности — это долгий и достаточно дорогостоящий процесс, длящийся обычно несколько лет.

Закон о банкротстве устанавливает обязанность руководителей несостоятельного предприятия возбуждать в отношении собственного предприятия дело о банкротстве. Однако из-за неэффективности реабилитационных процедур этот механизмом достаточно редко используется с целью восстановления жизнеспособности предприятия. К тому же, для собственников и руководителей предприятий установлена значительная финансовая ответственность. Бизнесмены, вне зависимости от формы собственности предприятия (учредители ООО, акционеры ОАО, ЗАО), могут поплатиться личным имуществом. Произойдет это в том случае, если суд докажет: предприниматели знали, что долги компании превысили ее активы, но в течение месяца не подали заявления о банкротстве (п.1, п.2, ст.10 Закона № 127-ФЗ).

Несомненно, инициирование процедуры банкротства (в данном случае как синонима ликвидации) самим должником содержит для него явные преимущества: возможность выбора «своего» арбитражного управляющего; блокирование действий кредиторов в отношении имущества предприятия; защиту от исполнения судебных решений по взысканию долгов; возможность продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица, возможность перепродать»своим людям» наиболее интересные ликвидные активы предприятия до начала банкротных процедур.

Однако здесь и кроются наиболее опасные риски для руководителей предприятия-должника, которых необходимо защитить от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. Для того чтобы максимально снизить указанные риски, необходимо тщательно проанализировать такие понятия, как «преднамеренное банкротство» и «фиктивное банкротство».

Признаки преднамеренного банкротства установлены ст.196 УК РФ и представляют собой действия как прямого, так и косвенного характера, направленные на «создание или увеличение неплатежеспособности как до признания или официального объявления должника банкротом, так и в период банкротства», связанные прежде всего с получением определенных имущественных или неимущественных выгод для заинтересованных лиц.

Что касается фиктивного банкротства, в соответствии со ст.197 УК РФ это — заведомо ложное объявление должником о своей несостоятельности при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Как правило, в этих целях должник значительно преувеличивает сумму кредиторской задолженности, опираясь на фиктивные первичные документы, увеличивающие показатели пассива баланса.

Таким образом, для руководства, подавшего заявление о своем банкротстве, существуют серьезные риски уголовного преследования. Поэтому до подачи заявления о банкротстве руководителем предприятия следует проанализировать риски обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве.

Выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства можно только на основании бухгалтерских документов. Недобросовестное предприятие может «потерять» документы, чтобы невозможно было определить его действительное финансовое положение, выявить умысел в действиях руководства. Поэтому в Закон о банкротстве введена следующая норма: если у предприятия отсутствуют документы бухгалтерского и налогового учета либо эти документы содержат недостоверную информацию, руководитель совместно с предприятием за свой счет погашает все долги (п.5 ст.10 Закона № 127-ФЗ).

Законом о банкротстве установлены случаи, в которых предприятие обязано обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом.

В процессе обычной хозяйственной деятельности заявление в арбитражный суд должен подать руководитель предприятия (п.1 ст.9 Закона № 127-ФЗ), если:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
  • иные случаи, предусмотренные Законом № 127-ФЗ.

Заявление в арбитражный суд руководитель должен направить не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Если предприятие находится в стадии ликвидации, роль органов управления выполняет ликвидационная комиссия. В результате инвентаризации имущества и обязательств может быть выявлено, что денежных средств и средств от продажи имущества недостаточно для расчетов с кредиторами. В этом случае предприятие должно ликвидироваться в порядке банкротства. С заявлением в арбитражный суд должна обратиться ликвидационная комиссия в течение десяти дней с момента проведения инвентаризации.

Банкротство по инициативе кредитора

Проанализируем, в каких случаях банкротство может быть инициировано кредиторами.

Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может не любой кредитор. Закон о банкротстве вводит понятие конкурсного кредитора, т.е. кредитора по денежным обязательствам.

Денежными обязательствами могут быть:

  • задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
  • суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
  • задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения;
  • задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Таким образом, покупатель, перечисливший предоплату и не получивший товар, не может инициировать процедуру банкротства. По договору поставки должник обязан поставить товар, а не уплатить деньги. Покупателю сначала нужно будет превратить обязательство поставщика в денежное. Это возможно в случае расторжения договора, новации долга и т.д.

Обратите внимание!

В сумму денежного требования для инициирования банкротства не включаются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды.

Для конкурсных кредиторов Закон о банкротстве также устанавливает ограничения в праве на обращение в суд:

  • с даты возникновения долга должно пройти три месяца;
  • размер долга должен быть не менее 100 000 рублей;
  • долг должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда.

Как же быть кредитору, чьи требования составляют менее ста тысяч? Следует найти товарищей «по несчастью», объединить с ними свои требования и подать совместное заявление в суд. Такое заявление подписывается конкурсными кредиторами, объединившими свои требования (п.5 ст.39 Закона № 127-ФЗ).

Кредиторы, подавая заявление о признании должника банкротом, несут риск дополнительных расходов: если у должника недостаточно средств, то на них могут лечь судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в силу п.3 ст.59 Закона о банкротстве. Если такое неприятное событие все же произошло, то кредитор-заявитель может попытаться вернуть понесенные расходы. При продолжении дела о банкротстве должника выплаты, осуществленные заявителем в счет погашения таких расходов, компенсируются при погашении требований кредиторов по текущим платежам в порядке удовлетворения требований кредиторов той очереди, к которой относились осуществленные заявителем выплаты.

Как мы уже говорили, банкротство не является действенным механизмом взыскания долгов. Это обусловлено двумя причинами: к моменту банкротства с предприятия-должника, как правило, уже нечего взять; при этом финансировать процедуру банкротства вынужден кредитор.

Поэтому в России банкротство по инициативе кредиторов интересно последним в большей степени как возможность покупки предприятия по бросовым ценам. Банкротство зачастую используется как один из механизмов рейдерского захвата. По некоторым экспертным оценкам, ущерб от рейдерства для экономики страны достигает от 20 до 50 млрд. долларов ежегодно <2>, а прибыль от бизнеса по захвату предприятий составляет от 100 до 500% вложенных средств <3>.

Обратите внимание!

С 1 октября 2011 г. в Налоговый кодекс РФ (п. 4.1 ст. 161 НК РФ) введено правило, согласно которому покупатели (за исключением физлиц) имущества и имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, являются агентами по НДС. Они должны исчислить налог расчетным методом, удержать полученную сумму из выплачиваемых доходов и перечислить ее в бюджет.

До этой даты налоговыми агентами являлись уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества органы, организации или предприниматели (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Однако не все так просто.

В соответствии с п.3 ст.65 ГК РФ очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Требование об уплате НДС согласно абз.5 п.2 ст.134 Закона №127-ФЗ относится кчетвертой очереди текущих требований. При этом у должника вполне могут быть более приоритетные требования, о чем покупатель имущества банкрота и не знает.

В свете этого возникает вопрос: должен ли покупатель имущества должника, признанного банкротом, исполнять обязанности налогового агента по НДС?

По данному вопросу существует две точки зрения.

В то же время противоположную позицию занял Высший арбитражный суд. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.13 №11 суд указал, что цена, по которой имущество должника-банкрота (в том числе предмет залога) реализовано, должна полностью (без удержания НДС) перечисляться покупателем должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику. Должник самостоятельно как налогоплательщик исчисляет НДС по итогам налогового периода и уплачивает его в установленные сроки с учетом того, что требование об уплате налога относится к четвертой очереди текущих требований.

Банкротство по инициативе уполномоченного органа

ФНС России уполномочена представлять интересы государства в делах о банкротстве (постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).

В случае неисполнения должником требований ФНС России принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

  • не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа;
  • в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

В данном случае можно говорить о приоритете защиты интересов государства по отношению к интересам частных субъектов. Конкурсный кредитор должен сначала получить судебное решение, тогда как налоговой службе достаточно самостоятельно вынести решение о взыскании задолженности. Таким образом, налоговая служба получает право занять в реестре кредиторов более выгодное положение, чем конкурсные кредиторы. В то же время, срок для обращения в арбитражный суд налоговой службой существенно меньше, чем у конкурсных кредиторов.

Для инициирования банкротства налоговым органом размер задолженности предприятия по налогам должен составлять не менее ста тысяч рублей.

С налоговой можно «договориться»

В последние годы преобладающее количество дел о банкротстве было инициировано налоговой службой. Однако фискальные органы поняли, что через банкротство неплательщиков налогов пополнить бюджет вряд ли удастся. В настоящее время государство не намерено банкротить всех налогоплательщиков, испытывающих финансовые трудности. Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет получить отсрочку или рассрочку по уплате налога сроком до одного года. Основанием для получения отсрочки может быть угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога (пп.3 п.2 ст.64 НК РФ). В налоговую инспекцию нужно будет подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований (п.5 ст.64 НК РФ).
Очевидно, что в России банкротство в качестве механизма восстановления жизнеспособности предприятия, находящегося в тяжелом финансовом состоянии, и способа взыскания долгов кредиторами не является действенной мерой. Поэтому, как и во все времена, главной гарантией стабильности бизнеса остается умение выбирать надежных партнеров, способных к конструктивному диалогу.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Каковы последствия для работника предприятия после введения в нем процедуры банкротства?

Как показывает практика, большая часть задолженности по заработной плате возникает до введения процедур банкротства. Вместе с тем, и после принятия арбитражным судом заявления о признании организации банкротом, введении процедуры наблюдения заработная плата в отсутствие реальной производственной деятельности продолжает начисляться.

При этом введение наблюдения не является основанием для расторжения трудовых договоров, отстранения руководителя или иных органов управления. Они продолжают осуществлять свои полномочия.

Требования работников, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, подлежат погашению как текущие.

При этом преимущественное погашение зарплаты невозможно, так как до погашения долгов по зарплате в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, расходы различным специалистам, привлеченным для реализации процедуры банкротства.

Требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, включаются во вторую очередь реестра требований кредиторов арбитражным управляющим на основании бухгалтерской документации, исполнительных документов, переданных арбитражному управляющему судебными приставами. Исключение указанных требований из реестра возможно только на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Какие действия необходимо предпринимать при введении процедуры банкротства?

Работникам рекомендуется избирать на общем собрании работников уполномоченного представителя работников, чьи полномочия должны быть подтверждены протоколом собрания работников должника. Последний подлежит направлению арбитражному управляющему и в арбитражный суд.

Избирать представителя рекомендуется на начальном этапе – при введении процедуры наблюдения.

Представитель работников вправе:

— участвовать во всех собраниях кредиторов без права голоса, знакомиться с протоколами собраний и иными документами;

— обжаловать действия арбитражного управляющего.

Как обжаловать действия арбитражного управляющего?

Обращения в отношении деятельности арбитражных управляющих могут быть поданы работниками непосредственно в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий.

При выявлении в действиях арбитражного управляющего нарушений законов саморегулируемой организацией в отношении арбитражного управляющего применяются меры дисциплинарной ответственности.

Работники вправе обращаться в органы прокуратуры, уполномоченные возбуждать дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обращения работников в отношении действий арбитражных управляющих могут быть направлены в территориальные органы Росреестра для рассмотрения и принятия предусмотренных законом мер как в орган по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Жалобы кредиторов о нарушении арбитражными управляющими их прав и законных интересов также рассматриваются Арбитражным судом Республики Башкортостан.

Отстранение арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей осуществляется Арбитражным судом Республики Башкортостан, в том числе по требованию конкурсных кредиторов.

Законодательством предусмотрена возможность взыскания с арбитражного управляющего убытков, которые причинены в результате неисполнения им возложенных обязанностей, при наличии вступившего в законную силу решения суда, устанавливающего факт причинения таких убытков.

версия для печати

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 8 августа 2017 г.

Основанием для банкротства юридического лица является его неплатежеспособность, то есть неспособность удовлетворить требования кредиторов (ст. 2, п. 2 ст. 3 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ – далее Закона N 127-ФЗ). Подать заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом может руководитель организации-должника (а в некоторых случаях он должен это сделать), конкурсный кредитор, уполномоченный орган, работник или бывший работник, конечно, при наличии у заявителя требований к должнику (п. 1 ст. 7 Закона N 127-ФЗ). Если суд примет заявление о признании должника банкротом, то далее компания-должник должна будет пройти несколько стадий банкротства.

Стадии банкротства юридического лица: схема

Признание компании несостоятельной начинается с процедуры наблюдения, которая является обязательной в отличие от других процедур, применяемых при банкротстве. В ходе наблюдения должно быть проведено первое собрание кредиторов, на котором принимается решение о следующей процедуре в отношении должника. Это может быть финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение (ст. 74 Закона N 127-ФЗ). Таким образом, с учетом наблюдения всего Закон N 127-ФЗ предусматривает 5 возможных стадий банкротства юридического лица.

Схематично основные этапы банкротства можно представить так.

На каждом этапе банкротства юридического лица (кроме мирового соглашения) для проведения соответствующей процедуры утверждается арбитражный управляющий – это гражданин РФ, являющийся членом СРО арбитражных управляющих (ст. 2, п. 1 ст. 20 Закона N 127-ФЗ).

Стадии банкротства предприятия Арбитражный управляющий
наблюдение временный управляющий
финансовое оздоровление административный управляющий
внешнее управление внешний управляющий
конкурсное производство конкурсный управляющий

Что касается мирового соглашения, то оно может быть заключено на любом этапе банкротства (п. 1 ст. 150 Закона N 127-ФЗ). Соответственно, в зависимости от применяемой процедуры банкротства решение о его заключении со стороны организации-должника принимает:

  • или руководитель организации;
  • или внешний управляющий;
  • или конкурсный управляющий (п. 2 ст. 150 Закона N 127-ФЗ).

То есть утверждать еще кого-то на место арбитражного управляющего конкретно для заключения мирового соглашения нет необходимости.

О каждой из упомянутых стадий банкротства вы может прочесть отдельный материал на нашем сайте.

Восстановление платежеспособности должника

Участие третьих лиц в восстановлении платежеспособности должника в различных процедурах банкротства

Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом, либо третьими лицами в процедурах банкротства

Закон определяет порядок и особенности исполнения обязательств должника определенными субъектами.
Эти субъекты — любые лица, в частности собственник имущества должника — унитарного предприятия, любой из учредителей (участников) должника, любой из кредиторов.

Смысл правил состоит в том, что до окончания внешнего управления любое лицо, желая прекратить конкурсный процесс, может это сделать в любое время.

Указанная цель достигается двумя способами:

— удовлетворение требований каждого кредитора в соответствии с реестром, осуществляемое самим субъектом(копия реестра должна быть предоставлена управляющим субъекту, выразившему желание исполнить обязательства должника);
— предоставление должнику средств, достаточных для удовлетворения всех требований кредиторов (управляющий должен соответствующую информацию направить субъекту при получении сообщения о его намерениях).

В обеих ситуациях предполагаемое удовлетворение должно быть одновременным и полным, т.е. необходимо учитывать все требования, внесенные в реестр на момент удовлетворения (а не на момент перечисления средств).

Субъект, готовый исполнить все требования кредиторов, обязан письменно уведомить арбитражного управляющего и кредиторов о начале удовлетворения требований. В течение недели после получения уведомления арбитражный управляющий должен отказывать всем остальным субъектам в принятии аналогичных уведомлений, а также в принятии исполнения обязательств должника от иных субъектов.
Это уведомление будет считаться недействительным, если в течение недели субъект, его направивший, не приступил к исполнению требований кредиторов, а также если он приступил, но не закончил исполнение в течение месяца после направления уведомления.

Закон обязывает кредиторов принять предлагаемое им исполнение от кого бы оно ни исходило, а также обязывает должника осуществить удовлетворение требований за счет предоставленных средств.

В случае просрочки по вине кредитора, т.е. при невозможности удовлетворения его требований в связи с нарушением им обязанности по предоставлению сведений о себе (например, реквизитов банковского счета), либо иного уклонения от принятия исполнения, денежные средства могут быть внесены в депозит нотариуса.

Нормы закона определяют условия, на которых осуществляется предоставление денежных средств должнику. Определение в Законе таких условий означает, что заключение соответствующего договора не обязательно. Денежные средства считаются предоставленными на условиях беспроцентного займа с исполнением до востребования, однако не ранее окончания срока внешнего управления.

Конкурсное производство

Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, которые предусмотрены внешним управлением. По результатам рассмотрения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или утверждения арбитражным судом мирового соглашения.

Особенности реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника

В процедуре наблюдения

Руководитель должника в течение 10 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций.

Должник вправе осуществить увеличение своего уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. В этом случае государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений учредительных документов должника должна быть осуществлена до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Меры по восстановлению платежеспособности должника в процедуре финансового оздоровления

Учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

Обеспечение может быть представлено:

— залогом (ипотекой);
— банковской гарантией;
— государственной или муниципальной гарантии;
— поручительством;
— иными способами, не противоречащими Федеральному закону.

В случае нарушения должником графика погашения задолженности лица, предоставившие обеспечение, вправе погасить требования кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Меры по восстановлению платежеспособности должника в процедуре внешнего управления

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

— перепрофилирование производства;
— закрытие нерентабельных производств;
— взыскание дебиторской задолженности;
— продажа части имущества должника;
— уступка прав требования должника;
— исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
— увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
— размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
— продажа предприятия должника;
— замещение активов должника;
— иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Особенности финансового планирования в различных процедурах банкротства

Возможно отметить следующие особенности финансового планирования в различных процедурах банкротства:

1. Наибольший состав целей и задач функции планирования имеет место при осуществлении процедуры внешнего управления. На процедуре наблюдения не присутствует функция планирования.
2. На большинстве процедур банкротства в качестве цели или задачи присутствует восстановление платежеспособности. Более того, данная задача (цель), есть результат осуществления всех функций управления.

Главной целью финансового анализа является подготовка предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства. Для того чтобы сделать выводы, необходимо использовать показатели финансового анализа, операционного анализа. Несмотря на то, что набор показателей определен Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, методика расчета показателей, а также их количественная характеристика может отличатся и зависит от профессионализма арбитражного управляющего. Изучение элементов операционного анализа за счет взаимопроникновения методов – качественная методическая база и для финансового планирования

Использование методов финансового прогнозирования и финансового планирования при подготовке предложений временного управляющего о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника

Инструментарий, используемый при прогнозировании, не специфичен, а заимствуется из планирования либо из анализа.

Существуют различные классификации подобных методов, в частности, одна из них предполагает градацию методов анализа на неформализованные и формализованные Первые основаны на описании аналитических зависимостей. К ним относятся методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц и т.п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеет интуиция, опыт и знания аналитика .
Ко второй группе относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. Известны десятки этих методов; в свою очередь, их можно условно разбить на группы в рамках второго уровня классификации. Перечислим некоторые из них: методы факторного анализа; традиционные методы экономической статистики; математико-статистические методы; методы экономической кибернетики и оптимального программирования; экономические методы; методы исследования операций и теории принятия решений.

Состав целей и задач финансового планирования предопределяется финансовым состоянием предприятия (в первую очередь платежеспособностью предприятия) и требованиями изложенными в нормативных акта, имеющих характер законов или внутренних положений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *