Незавершенное строительство 2018

Незавершенное строительство 2018

Прежде всего, объекты незавершенного строительства наряду со зданиями и сооружениями относятся к недвижимости, т.е. их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, что установлено ст. 130 ГК РФ. Значит, на объекты незавершенного строительства распространяется тот же правовой режим, что и на объекты, законченные строительством. Таким образом, чтобы стать объектом купли-продажи, объект незавершенного строительства должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке.
Порядок регистрации объектов недвижимости, как законченных строительством, так и нет, установлен Законом N 122-ФЗ. Порядок государственной регистрации права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества определен ст. 25 этого Закона:

— если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство(п. 3);
— если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство, с учетом положений п.3 с. 25(п. 4).
Из сложившейся арбитражной практики следует, что к незавершенным строительством относятся объекты, строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда. В п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» также разъяснено: право собственности на объект недвижимости, не завершенный строительством, подлежит регистрации, только если он не является предметом действующего договора строительного подряда и при необходимости собственнику совершить с этим объектом сделку.
Если право собственности на объект, не завершенный строительством, не зарегистрировано в предусмотренном законом порядке, он не может быть объектом гражданско-правовых сделок. По этому вопросу в настоящий момент сложилась широкая арбитражная практика. Договор купли-продажи объекта, не завершенного строительством, на который отсутствует зарегистрированное право собственности, считается недействительным. Также нельзя такой объект:
-сдавать в аренду;
— передать в качестве вклада в уставный капитал;
— внести в качестве вклада в совместную деятельность.
При регистрации права собственности на незавершенный строительством объект организация обязана уплатить государственную пошлину. Величина и порядок ее уплаты установлены гл. 25.3 НК РФ. В соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества составляет для юридических лиц 22 000 руб., для физических лиц — 2000 руб.
Продажа незавершенного строительством объекта осуществляется на основании договора купли-продажи. Правовые основы этого договора регулируются положениями гл. 30 ГК РФ. В соответствии со ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи продавец обязуется передать в собственность покупателю земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. Согласно нормам ст. 551 ГК РФ переход права собственности на объект, не завершенный строительством, подлежит государственной регистрации
На сегодняшний день ни представление кадастрового паспорта не требуется ( это даже могут счесть нарушением), ни, тем более, представление проектно-сметной документации не требуется. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения. Правоустанавливающим документом на земельный участок может быть документ, подтверждающий либо право собственности, либо право пользования данным земельным участком. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе. Для государственной регистрации незавершенного строительством объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) нужно представление лишь правоустанавливающего документа на земельный участок. Таким образом, проектно-сметная документация не является документом, необходимым для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства. А что касается документа, содержащего описание объекта недвижимого имущества, и содержащего сведения, необходимые для внесения в ЕГРП, то таковым документом ранее являлся кадастровый паспорт, но так как сейчас кадастровый паспорт не представляется, а сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте считаются сведениями подраздела I ЕГРП, то этот документ также не является необходимым для проведения государственной регистрации.
Статья 239.1.ГК введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ
1. Если иное не предусмотрено законом, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов.
Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект.
3. Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.
4. Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости.
Если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.
5. Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.
6. Правила настоящей статьи применяются также в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключен без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, при условии, что строительство этого объекта не было завершено.
Положения статьи 239.1 не распространяются на случаи, если договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключен до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Вопрос 15. Возникновение прав на вновь созданный объект недвижимости. Самовольная постройка (ст. 219,222 ГК, ст. 25, 25.3 122-ФЗ, Приказ Росрегистрации от 08.07.07 № 113 «Об утв. метод.рекоменд. о порядке гос. регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты», ст. ст. 51, 55 Град. Кодекса, 250-ФЗ от 23.07.2013).
Объект нового строительства как объект права признается существующим с момента государственной регистрации права; до момента государственной регистрации вновь создаваемая недвижимая вещь юридически не существует. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собст-ти на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права, регистрируется на основании прав.док-та на зем.уч-к на котором расположен объект, а также разрешения на ввод объекта в экспл., если требуется получение такого разрешения. Представление правоустанав.документа на указан. зем.уч-к нетребуется если право заявителя зарегистрировано ранее. Разрешение на ввод, если требуется, запрашивается органом осуществл. Гос.регистрацию, если заявитель не представил такое разрешение. (п. 1 ст. 25 ФЗ-122, ФЗ-250 23.07.2013г.)
Собственник земельного участка приобретает право собст-ти на здание, сооружение или иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему земельном участке, при условии соблюдения в ходе строительства требований закона и иных правовых актов, в том числе градостроительных и строительных норм и правил. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.(п.3 ст.25.3 ФЗ 122)
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в ред. ФЗ от 20.03.2011г № 41-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ).
2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
До 1 марта 2015 года (продлено до 1 марта 2018г) разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.(п.4 ст.25.3 ФЗ-122)
Ст. 222 ГК РФ Самовольная постройка
​1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222.​
3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Горэлектротранс не знает, что делать с недостроенным общежитием
Горэлектротранс не знает, как поступить с принадлежащим ему недостроем на улице Трефолева, 10. Стройка пустует с начала 90-х годов прошлого века.
Трехэтажное здание из силикатного кирпича на Трефолева, 10, появилось ориентировочно в 1991–1992 годах. Сейчас оно пустует. У дома нет кровли, на верхних незакрытых этажах растут деревья.
В ГУП «Горэлектротранс», которому принадлежит здание, корреспонденту «Карповки» сказали, что с этим объектом связана «достаточно давняя история». Дом достался организации «в наследство» от ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления. ТТУ строило на этом месте для своих сотрудников общежитие, но строительные планы пришлось отменить по известным историческим причинам.
Никакие работы на этом объекте не ведутся уже много лет, хотя Горэлектротранс в окне заброшенного дома вывесил щит с надписью «идет реконструкция здания общежития». На вопросы нашего корреспондента о том, когда же дом отремонтируют, введут в эксплуатацию или, в конце концов, продадут, в организации не могут дать вразумительного ответа: «Пока все приостановлено. Действий никаких не происходит. Вопрос решается», — говорят там.
И тем не менее все на том же информационном щите, расположенном на стройке, указаны сроки реконструкции: январь 2010 года — январь 2013 года. Их в Горэлектротрансе также прокомментировать не смогли.

Об утверждении Положения об учете объектов незавершенного строительства

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 24 апреля 2018 года N 71
Об утверждении Положения об учете объектов незавершенного строительства

В соответствии с пунктом 1 раздела 1 поэтапного плана снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утвержденного первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым 31 января 2017 г. N 727п-П13, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об учете объектов незавершенного строительства.

Министр
В.КУНИЖЕВ

Положение об учете объектов незавершенного строительства

Утверждено
к приказу
Министерства строительства,
жилищно-коммунального
и дорожного хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики
от 24 апреля 2018 г. N 71

Настоящее Положение об учете объектов незавершенного строительства определяет основные требования к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета объектов незавершенного строительства независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Учету подлежат объекты незавершенного строительства, при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

I. Общие положения

1.1. Основной задачей учета объектов незавершенного строительства Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее — Минстрой КБР) является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов незавершенного строительства.

1.2. Для целей настоящего Положения объектами незавершенного строительства признаются объекты капитального строительства — здание, строение, сооружение, строительство которых не завершено (за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек) и при строительстве которых были использованы средства бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (далее — объекты незавершенного строительства).

Учет и ведение реестра объектов незавершенного строительства в подведомственных Минстрою КБР учреждениях (далее — Реестр) возлагаются на отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР.

II. Положение учета

2.1. Отделом бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР осуществляется ведение Реестра по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

2.2. Учет объектов незавершенного строительства сопровождается присвоением объекту незавершенного строительства реестрового номера.

2.3. Ведение Реестра осуществляется на основании карт Сведений об объектах незавершенного строительства, принадлежащих правообладателям на вещном праве по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Положению.

2.4. Реестр хранится и обрабатывается с соблюдением требований информационной безопасности, обеспечивающих конфиденциальность, целостность, доступность, подотчетность, аутентичность и достоверность информации.

В целях предотвращения утраты сведений, содержащихся в Реестре, отдел бухгалтерского учета и отчетности формирует резервные копии Реестра, которые хранятся в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналами, с соблюдением условий и требований, предусмотренных для оригиналов.

2.5. Ведение Реестра осуществляется путем внесения сведений об объекте незавершенного строительства в карты сведений об объекте учета в соответствующих разделах Реестра и исключения из них изменившихся сведений об объекте незавершенного строительства, принадлежащем правообладателям на вещном праве.

2.6. Документом, подтверждающим факт учета объектов незавершенного строительства в Реестре, является выписка из Реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера объекта незавершенного строительства и иные достаточные для идентификации объекта учета сведения по их состоянию в Реестре на дату выдачи выписки из него.

Выписка из Реестра, содержащая номер и дату присвоения реестрового номера объекта незавершенного строительства, является документом, необходимым для осуществления полномочий собственника по совершению сделок с объектом незавершенного строительства.

2.7. Ведение Реестра осуществляется на бумажных и электронных носителях.

Реестр на электронных носителях включает в себя хранение сведений об объекте незавершенного строительства и правообладателе, предшествующих изменению информации в Реестре.

В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажном носителе.

2.8. Документы Реестра подлежат постоянному хранению. Уничтожение, а также изъятие из Реестра каких-либо документов или их частей не допускается. Правила хранения документов Реестра определяются отделом бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР, а передача их на постоянное хранение в государственные архивы осуществляется в установленном порядке.

2.9. По окончании календарного года в срок до 1 марта лицо, ответственное за ведение Реестра, выводит Реестр на бумажный носитель. Отпечатанный Реестр подшивается, проклеивается, опечатывается печатью учреждения и подписывается министром.

2.10. Неотъемлемой частью Реестра являются документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте незавершенного строительства.

2.11. Реестр включает в себя следующую информацию (при наличии):

а) наименование объекта незавершенного строительства, адрес (местоположение);

б) тип и назначение объекта незавершенного строительства;

в) правообладатель объекта незавершенного строительства;

г) мощность объекта незавершенного строительства;

д) число, месяц и год фактического прекращения строительства объекта незавершенного строительства и количество лет, в течение которых велось строительство объекта незавершенного строительства, согласно документам бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствующим актам или иным документам, подтверждающим указанные сведения;

е) проектная стоимость объекта незавершенного строительства согласно проектной документации, размер средств, выделенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на его строительство, размер освоенных при строительстве средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно копиям документов бухгалтерского учета либо иных документов, подтверждающих указанные стоимости;

ж) предложения о дальнейшем использовании объекта незавершенного строительства (возобновление строительства, передача другим субъектам хозяйственной деятельности, отчуждение, консервация, списание выполненных работ и затрат по объектам незавершенного строительства и др.) с их кратким обоснованием.

2.12. В течение 14 дней с момента создания объекта незавершенного строительства учреждение-правообладатель направляет в отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР заполненную карту сведений об объекте незавершенного строительства по установленной настоящим Положением форме, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений. Учреждение-правообладатель объекта незавершенного строительства должен обеспечить государственный кадастровый учет объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2.13. Сведения об объекте незавершенного строительства вносятся отделом бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР в Реестр в течение 14 дней с момента поступления от правообладателя объекта незавершенного строительства карты сведений об объекте незавершенного строительства или изменении фактических данных.

2.14. Учет объектов незавершенного строительства и внесение в карты сведений об объектах новой информации могут осуществляться также по результатам проверочных мероприятий учреждения-правообладателя.

2.15. Отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за несвоевременное предоставление или ненадлежащее предоставление сведений об объекте незавершенного строительства либо предоставление недостоверных и (или) неполных сведений о нем в уполномоченный орган.

2.16. При изменении сведений об объекте незавершенного строительства учреждение-правообладатель для внесения в Реестр новых сведений в 14-дневный срок со дня получения документов, подтверждающих изменения сведений, или окончания срока представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (при изменении балансовой, восстановительной или остаточной стоимости объекта незавершенного строительства или основных средств (фондов) правообладателя), направляет в отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР следующую информацию:

а) запись об изменениях сведений об объекте незавершенного строительства по форме согласно приложению N 3 (далее — запись об изменениях Сведений);

б) документы, подтверждающие новые сведения об объекте незавершенного строительства.

2.17. Для исключения из Реестра сведений об объекте незавершенного строительства обязано в 14-дневный срок со дня получения таких сведений направить в отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР следующую информацию:

а) запись о прекращении права собственности на имущество по форме согласно приложению N 4 (далее — запись о прекращении права собственности на имущество) для исключения сведений из карты сведений об объекте незавершенного строительства;

б) документ, подтверждающий прекращение права собственности на объект незавершенного строительства.

2.18. Отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР в 14-дневный срок со дня получения документов правообладателя обязан провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) об учете в Реестре под постоянным реестровым номером, исключении изменившихся сведений об объекте незавершенного строительства из Реестра и внесении в него новых сведений об объекте незавершенного строительства или исключении всех сведений о нем из Реестра, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

б) о приостановлении процедуры учета в Реестре в следующих случаях:

— установлены неполнота и (или) недостоверность сведений, содержащихся в документах правообладателя;

— у должностного лица уполномоченного органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности документов правообладателя и содержащихся в них сведений;

— документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

2.19. В случае принятия решения, указанного в подпункте «а» пункта 2.12 настоящего Положения, уполномоченный орган обязан в день принятия решения учесть в Реестре под постоянным реестровым номером, исключить из Реестра изменившиеся сведения об объекте незавершенного строительства и внести новые сведения об объекте незавершенного строительства либо исключить все сведения о нем из Реестра.

2.20. В течение 3 рабочих дней объекту незавершенного строительства присваивается постоянный реестровый номер, исключении изменившихся сведений об объекте незавершенного строительства из Реестра и внесении в него новых сведений об объекте незавершенного строительства или об исключении всех сведений о нем из Реестра.

2.21. В случае принятия решения, указанного в подпункте «б» пункта 2.12 настоящего Положения, уполномоченный орган обязан в день принятия решения приостановить процедуру учета и известить об этом правообладателя (с обоснованием принятия такого решения).

2.22. Учреждение-правообладатель в течение 30 дней со дня получения извещения о приостановлении процедуры учета обязано дополнительно направить в отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР карты сведений об объекте незавершенного строительства, записи об изменениях сведений или записи о прекращении права собственности на имущество, содержащие также недостающие и (или) уточненные сведения и подтверждающие их документы. При этом дополнительно направленные правообладателем документы должны соответствовать установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

2.23. В случае, если правообладатель в течение 3 рабочих дней со дня получения извещения направит в отдел бухгалтерского учета и отчетности Минстроя КБР заявление с указанием причин о необходимости продления срока представления дополнительных документов более чем на 30 дней, указанный срок продлевается уполномоченным органом, но не более чем на 90 дней со дня приостановления процедуры учета. Извещение о продлении указанного срока направляется правообладателю в течение 3 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления правообладателя.

Приложение N 1. Реестр объектов незавершенного строительства

Приложение N 1
к Положению
об учете объектов
незавершенного строительства

п/п

Наименование объекта незавершенного строительства

Тип и назначение объекта

Правообладатель

Мощность объекта незавершенного строительства

Число, месяц и год фактического прекращения строительства

Количество лет, в течение которых велось строительство объекта

Проектная стоимость здания или сооружения,

тыс. руб.

Размер средств выделенных из бюджетов бюджетной системы РФ (федеральный, областной, местный),

тыс. руб.

Размер освоенных при строительстве средств из бюджетов бюджетной системы РФ (федеральный, областной, местный),

тыс. руб.

Предложения о дальнейшем использовании объекта незавершенного строительства

Приложение N 2. Карта сведений об объекте незавершенного строительства

Приложение N 2
к Положению
об учете объектов
незавершенного строительства

КАРТА

СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

N _____________________________________________

(присваивается уполномоченным органом)

Вид

(здание, сооружение и/или единый недвижимый комплекс)

Кадастровый (условный) номер:

от «__» _____________ 20__ г.

Номер регистрации права:

(свидетельство, иной документ; наименование иного вещного права)

Адрес (местоположение):

Наименование:

Тип:

Назначение:

Инвентарный номер

Инвентарный номер, литер

Дата ввода в эксплуатацию

Срок строительства

Дата фактического прекращения строительства

Степень завершенности строительства (процентов)

Предложения от «__» ___________ 20__ г. по дальнейшему использованию

(Стоимость (рублей):

первоначальная

балансовая

восстановительная

остаточная

проектная

средств, выделенных из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

освоенных средств из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

Документы-основания ограничения оборота

Сведения о земельном участке,

в пределах которого находится объект незавершенного

строительства

Кадастровый номер:

Площадь (кв. м):

Категория земель:

Форма собственности:

Ограничение (обременение):

Вид ограничения (обременения):

Площадь части (кв. м):

Номер регистрации ограничения (обременения)

от «__» ____________ 20__ года

Дата возникновения

Дата прекращения

Лицо. в пользу которого установлено ограничение (обременение)

ОГРН

или ОГРНИП

Карта N

Документы-основания ограничения (обременения)

Условия страхования объекта учета (его части) и гражданской ответственности в договоре аренды

Договор страхования: объекта учета (его части)

Страховщик:

ОГРН

объекта учета (его части)

Иные сведения о договоре страхования:

гражданской ответственности _____________________________

Наименование правообладателя:

Руководитель (заместитель руководителя)

Ф.И.О.

подпись

дата

Наименование уполномоченного органа:

Руководитель (заместитель руководителя)

Ф.И.О.

подпись

дата

Приложение N 3. Запись об изменениях сведений об объекте незавершенного строительства

Приложение N 3
к Положению
об учете объектов
незавершенного строительства

Наименование объекта незавершенного строительства _________________________

Реестровый номер __________________________________________________________

Особенности бухгалтерского учета операций с незавершенным строительством

Понятие незавершенного строительства тесно связано с понятием незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы. В соответствии с п. 4 ПБУ 7 это — капитальные инвестиции в строительство, изготовление, модернизацию, реконструкцию, приобретение объектов необоротных материальных активов, которые на дату баланса не введены в эксплуатацию, а также авансовые платежи для финансирования строительства. Из приведенного следует, что незавершенное строительство — это капитальные инвестиции в строительство, реконструкцию, модернизацию, приобретение зданий и сооружений, ввод в эксплуатацию которых на дату баланса не осуществлен. В соответствии с пп. 5.3 ПБУ 7 и п. 7 Методических рекомендаций № 561 незавершенные капитальные инвестиции выделены как отдельная группа основных средств.

Согласно п. 48 Методических рекомендаций № 561 расходы на строительство (изготовление), приобретение и улучшение объектов основных средств от начала и до завершения строительных работ и ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями (незавершенным строительством). Такие расходы группируются по следующим направлениям:

  • проектно-изыскательские работы включают работы, связанные с проектированием (архитектурное и строительное проектирование конструирования несущих и оградительных конструкций, проектирование внутренних и внешних инженерных сетей, систем и сооружений, технологическое проектирование и т. п.) и изысканиями (инженерно-геологические, инженерно-гидрогеологические, инженерно-гидрометеорологические, эколого-геологические работы, лабораторные исследования, а также составление отчета по таким работам);
  • строительные работы включают такие работы, как рытье котлованов, устройство фундаментов, возведение несущих и оградительных конструкций зданий и сооружений, электромонтажные, сантехнические, отделочные, реставрационные, ремонтные работы, работы по консервации и т. п.;
  • монтаж оборудования включает монтаж внутренних и внешних инженерных сетей, систем, приборов и средств измерения и т. п.;
  • приобретение оборудования для последующего монтажа — теплооборудование, подъемное оборудование, электрооборудование, охранно-сигнализационное оборудование и т. п.;
  • приобретение инструментов, инвентаря, а также оборудования, не требующего монтажа (временные титульные сооружения, строительные инструменты и т. п.);
  • другие расходы капитального характера (например, технический надзор за строительством и т. п.).

В п. 49 Методических рекомендаций № 561 определены особенности отражения хозяйственных операций, касающихся выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ:

  • при подрядном способе выполнения строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ стоимость выполненных и оформленных в установленном порядке работ отражается по дебету счета учета капитальных инвестиций в корреспонденции со счетом учета задолженности подрядчикам;
  • при хозяйственном способе выполнения строительно-монтажных работ учет расходов ведется на счете учета капитальных инвестиций в корреспонденции со счетами учета запасов, услуг вспомогательных производств, износа основных средств, расчетов по заработной плате и отчислениям на социальное страхование, расчетов за услуги машин и механизмов и т. д. В таком же порядке отражаются расходы на содержание строительных подразделений предприятия;
  • стоимость оборудования, приобретенного заказчиком для последующего монтажа, отражается по дебету счета учета капитальных инвестиций после его передачи для выполнения монтажных работ по установке оборудования, в корреспонденции со счетом учета производственных запасов;
  • если по условиям договора на строительство обеспечение оборудованием возлагается на подрядчика, то заказчиком стоимость оборудования с учетом расходов на монтаж отражается в составе капитальных инвестиций согласно счетам подрядчика.

В соответствии с Инструкцией № 291 расходы на осуществление для собственных нужд предприятия строительства как хозяйственным, так и подрядным способом отражаются на субсчете 151 «Капитальное строительство». Также на данном субсчете ведется учет оборудования, подлежащего монтажу в процессе строительства, и авансовых платежей для финансирования строительства. Основные бухгалтерские записи при осуществлении операций, указанных в п. 49 Методических рекомендаций № 561, следующие:

  • при подрядном способе — дебет субсчета 151 — кредит счетов 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по другим операциям»;
  • при хозяйственном способе — дебет субсчета 151 — кредит счетов 13 «Износ необоротных активов», 20 «Производственные запасы», 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», 28 «Товары», 37 «Расчеты с разными дебиторами», 95 «Финансовые расходы».

Ввод объектов незавершенного строительства в эксплуатацию (как объектов капитальных инвестиций) отражается на основании акта ввода в эксплуатацию бухгалтерской записью — дебет счета 10 «Основные средства» — кредит счета 151 (это следует из п. 17 приложения к Методическим рекомендациям № 561).

В Балансе согласно п. 15 ПБУ 2 стоимость незавершенных капитальных инвестиций в строительство, осуществляемых предприятием, отражается в статье «Незавершене будівництво» (строка 020).

В процессе осуществления хозяйственной деятельности часто возникают ситуации, когда объекты незавершенного строительства предприятие планирует не достраивать, а использовать по другому назначению, например продать, ликвидировать, внести в уставный капитал другого юридического лица. Рассмотрим более подробно особенности бухгалтерского учета и отражения в финансовой отчетности вышеуказанных операций.

Продажа объекта незавершенного строительства отражается в следующем порядке:

  • перевод объекта незавершенного строительства в соответствии с требованиями п. 6 ПБУ 27 в состав оборотных активов: дебет субсчета 286 «Необоротные активы и группы выбытия, содержащиеся для продажи» — кредит субсчета 151;
  • выручка от реализации объекта незавершенного строительства отражается по кредиту субсчета 712 «Доход от реализации прочих необоротных активов» в корреспонденции с субсчетом 377 «Расчеты с прочими дебиторами»;
  • стоимость объекта незавершенного строительства отражается по дебету субсчета 943 «Себестоимость реализованных производственных запасов» в корреспонденции со субсчетом 286.

Списание объекта незавершенного строительства в результате его ликвидации отражается бухгалтерской записью: дебет субсчета 976 «Списание необоротных активов» — кредит субсчета 151. Кроме того, осуществляются следующие записи:

  • отражена заработная плата рабочих, осуществлявших демонтаж (разборку) объекта: дебет субсчета 976 — кредит счета 66 «Расчеты по оплате труда»;
  • отражены отчисления на социальные мероприятия: дебет субсчета 976 — кредит счета 65 «Расчеты по страхованию»;
  • отражены услуги сторонних подрядчиков (машины и механизмы, вывоз строительного мусора и т. п.): дебет субсчета 976 — кредит счета 68 «Расчеты по прочим операциям»;
  • отражены полученные товарно-материальные ценности в результате ликвидации объекта: дебет счета 20 «Производственные запасы» — кредит субсчета 746 «Прочие доходы от обычной деятельности».

Передача объекта незавершенного строительства в качестве взноса в уставный капитал. В соответствии со ст. 114 ГКУ предприятие может быть участником хозяйственного общества, если законом не установлено ограничение на такое участие. В этом случае согласно ст. 115 этого Кодекса участник имеет право передать имущество в уставный (составной) капитал общества. Следовательно, предприятие имеет право осуществлять взнос в уставный капитал хозяйственного общества объектом незавершенного строительства. В бухгалтерском учете такого предприятия — участника операции по передаче объекта незавершенного строительства в уставный капитал общества в обмен на корпоративные права отражаются следующим образом:

  • переведен объект незавершенного строительства в состав оборотных активов: дебет субсчета 286 — кредит субсчета 151;
  • передан объект незавершенного строительства в уставный капитал другого предприятия: дебет субсчета 377 — кредит субсчета 746;
  • начислены налоговые обязательства по НДС: дебет субсчета 746 — кредит субсчета 641/НДС;
  • списаны по себестоимости незавершенные капитальные инвестиции: дебет субсчета 943 — кредит субсчета 286;
  • получены документы на корпоративные права: дебет субсчета 141 «Инвестиции связанным сторонам по методу учету участия в капитале» — кредит субсчета 377;
  • отражен финансовый результат от операции по передаче объекта незавершенного строительства в обмен на корпоративные права: дебет субсчета 746 — кредит субсчета 793 «Результат прочей обычной деятельности».

Особенности осуществления инвентаризации объектов незавершенного строительства

Поскольку объекты незавершенного строительства относятся к основным средствам, являющимся активами предприятия, они также подлежат инвентаризации в случаях, предусмотренных законодательством Украины.

В соответствии с пп. 11.9 Инструкции № 69 при инвентаризации объектов незавершенного капитального строительства:

  • инвентаризационная комиссия обязана проверить, не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но монтаж которого фактически не начат, а также состояние законсервированных объектов, строительство которых временно приостановлено, установить причины и основания для их консервации;
  • на построенные объекты, которые фактически введены в эксплуатацию, но прием и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, а также на завершенные, но по каким-либо причинам не введены в действие объекты, в отдельных инвентаризационных актах указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию таких объектов.

Пунктом 13 Положения № 158 (нормы которого согласно п. 11 Инструкции № 69 должны применяться во всех случаях проведения инвентаризации) предусмотрено, что до утверждения новых форм первичного учета предприятия и организации при инвентаризации применяют типовые формы первичной учетной документации по инвентаризации, утвержденные постановлением № 241. Для этого случая предусмотрена имеющаяся форма № 1-инв «Инвентаризационная опись основных средств» (утверждена постановлением № 241).

Отражение результатов инвентаризации объектов незавершенного строительства в бухгалтерском учете производится следующими бухгалтерскими записями:

  • оприходование выявленных при инвентаризации ранее неучтенных объектов незавершенного строительства: дебет счета 151 — кредит счета 746;
  • списание на расходы стоимости недостающего объекта незавершенного строительства: дебет счета 977 — кредит счета 151;
  • отнесение стоимости недостающего объекта на увеличение сальдо забалансового субсчета 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» при выявлении недостачи;
  • отнесение стоимости недостающего объекта на уменьшение сальдо забалансового субсчета 072 при погашении недостачи.

Налоговый учет операций с объектами незавершенного строительства

Налог на прибыль

В соответствии с пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона о прибыли расходы на самостоятельное изготовление основных фондов для собственных производственных нужд, включая расходы на выплату заработной платы работникам, непосредственно занятых на изготовлении таких основных фондов. Согласно пп. 8.4.2 п. 8.4 ст. 8 этого Закона балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увеличивается на сумму всех производственных расходов, связанных с их изготовлением и вводом в эксплуатацию, а также на сумму расходов, имеющих другие источники финансирования. То есть применительно к расходам на строительство такие расходы, связанные со строительством объекта основных фондов группы 1, до момента ввода в эксплуатацию готового объекта не подлежат амортизации. Они накапливаются, а после ввода в эксплуатацию объекта (здания, сооружения) на сумму таких расходов формируется балансовая стоимость отдельного объекта группы 1, которая и подлежит амортизации.

Если предприятие — плательщик налога на прибыль продает объект незавершенного строительства, то такая операция подлежит отражению в налоговом учете в том же порядке, что и продажа непроизводственных основных фондов. В соответствии с пп. 8.1.4 п. 8.1 ст. 8 Закона о прибыли в состав валовых доходов включаются доходы, полученные (начисленные) от продажи, а в состав валовых расходов — сумма расходов, связанных с изготовлением непроизводственных фондов, — в данном случае объекты незавершенного строительства приравниваются к непроизводственным фондам, поскольку до ввода в эксплуатацию они не используются в хозяйственной деятельности предприятия.

Если предприятие передает объект незавершенного строительства в уставный капитал другого предприятия, то такая операция по своей сущности приравнивается к продаже товаров в соответствии с п. 1.31 ст. 1 Закона о прибыли — при такой операции происходит передача права собственности в обмен на корпоративные права. При этом стоимость объекта, по которой осуществлен взнос в уставный фонд (без учета НДС), включается в состав валового дохода согласно пп. 4.1.1 п. 4.1 ст. 4 этого Закона как доход от продажи товаров (работ, услуг). В соответствии с пп. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли в состав валовых расходов включается общая сумма расходов, связанных с созданием объекта незавершенного строительства, как расходов, связанных с подготовкой, организацией, ведением производства, продажей продукции (работ, услуг) и охраной труда. Также при расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов согласно п. 5.9 ст. 5 Закона о прибыли стоимость передаваемого объекта также подлежит учету.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. «б» п. 198.1 ст. 198 Налогового кодекса право на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту возникает при осуществлении операций по приобретению (строительству, сооружению, созданию) необоротных активов (в том числе в связи с приобретением и/или ввозом таких активов в качестве взноса в уставный фонд). Согласно абзацу третьему п. 198.3 ст. 198 этого Кодекса в состав налогового кредита включаются суммы НДС, начисленные (уплаченные) в связи с приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в частности при их импорте, с целью дальнейшего использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности. При этом право на начисление налогового кредита возникает независимо от того, начали ли основные фонды использоваться в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности в течение отчетного налогового периода, а также от того, осуществлял ли плательщик НДС налогооблагаемые операции в течение такого отчетного налогового периода (абзац четвертый п. 198.3 ст. 198 Налогового кодекса). То есть суммы НДС, уплаченные (начисленные) при строительстве объекта основных средств, включаются в состав налогового кредита независимо от того, составлен акт ввода в эксплуатацию объекта или нет.

Согласно п. 198.2 ст. 198 указанного Кодекса датой возникновения права на налоговый кредит является, в частности, дата события, произошедшего ранее, либо:

  • дата списания денежных средств с банковского счета на оплату товаров/услуг;
  • дата получения товаров/услуг, что подтверждено налоговой накладной.

Операции по продаже объекта незавершенного строительства (в том числе и передача в уставный капитал другого предприятия) попадают под обложение НДС, поскольку такие операции являются операциями по продаже (реализации) товаров и в соответствии с п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса базой обложения НДС в данном случае является договорная (контрактная) стоимость продажи, но не ниже обычной цены. При этом дата возникновения налоговых обязательств по НДС определяется согласно п. 187.1 ст. 187 Налогового кодекса, а именно на дату, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит какое-либо из событий, произошедших ранее, либо:

  • дата зачисления денежных средств от покупателя/заказчика на банковский счет или дата оприходования денежных средств в кассе налогоплательщика, а в случае отсутствия таковой — дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем налогоплательщика;
  • дата отгрузки товаров, а при их экспорте — дата оформления таможенной декларации, удостоверяющая факт пересечения таможенной границы Украины, оформленная согласно требованиям таможенного законодательства.

В заключение рассмотрим на условных примерах порядок отражения основных операций с объектами незавершенного строительства в бухгалтерском и налоговом учете.

♦ Пример 1

ООО «Хатинка» осуществляло строительство оптового склада. Были понесены следующие расходы:

  • приобретены строительные материалы на сумму 225 000 грн., кроме того НДС 20% — 45 000 грн.;
  • оплачены проектные работы в сумме 3750 грн., кроме того НДС 20% — 750 грн.;
  • использованы материалы, ранее приобретенные для собственных хозяйственных нужд, — 4200 грн.;
  • начислены заработная плата рабочим строительной бригады предприятия, задействованным на строительстве склада, — 9000 грн., отчисления в социальные фонды — 3420 грн.;
  • оплачены услуги сторонних подрядных организаций (услуги строительных машин и механизмов, вывоз строительного мусора) — 3000 грн., кроме того НДС 20% — 600 грн.

Из-за тяжелого экономического положения (нехватки оборотных средств, сокращения численности покупателей и объема реализации) руководство предприятия приняло решение о приостановлении строительства, а затем — о продаже недостроенного объекта за 300 000 грн., кроме того НДС 20% — 60 000 грн. Расходы на оформление договора купли-продажи составили 1000 грн. (без НДС).

В бухгалтерском и налоговом учете вышеприведенные операции отражаются следующим образом (табл. 1):

Таблица 1


п/п

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый
учет

Дт

Кт

Валовые доходы

Валовые расходы

Приобретены строительные материалы у поставщика согласно накладной

225 000

Отражен налоговый кредит согласно налоговой накладной

641/НДС

45 000

Перечислены денежные средства поставщику согласно выписке банка

270 000

Подписан акт приема-передачи проектных работ

Отражен налоговый кредит согласно налоговой накладной

641/НДС

Перечислены денежные средства проектной организации согласно выписке банка

Использованы на строительстве материалы, ранее приобретенные для текущих хозяйственных нужд

— 4200,00*

Использованы на строительстве стройматериалы

225 000

Начислена заработная плата рабочим строительной бригады

Начислены отчисления в социальные фонды

Оформлены документы по приему-передаче услуг по работе строительных машин и механизмов, по вывозу строительного мусора

Отражен налоговый кредит со стоимости услуг согласно налоговым накладным

641/НДС

Оплачены услуги сторонних организаций согласно банковской выписке

Переведен объект незавершенного строительства из необоротных активов в состав оборотных, содержащихся с целью продажи, согласно бухгалтерской справке

248 370

Отражены расходы по заключению договора купли-продажи

Реализован объект незавершенного строительства согласно накладной и акту приема-передачи

3 600 000

300 000

Начислены налоговые обязательства по НДС

641/НДС

60 000

Списана себестоимость объекта незавершенного строительства согласно бухгалтерской справке
(3750 + 4200 + 225 000 + 9000 + 3420 + 3000)

24 8370

248 370

Отнесена сумма дохода на финансовый результат

300 000

Отражены поступившие от покупателя денежные средства на расчетный счет согласно банковской выписке

360 000

Отнесена себестоимость на финансовый результат

248 370

Отнесены на финансовый результат расходы на сбыт

♦ Пример 2

В случае если строительство объекта завершено и объект введен в эксплуатацию, бухгалтерские записи с № 1 по № 13 аналогичны записям, приведенным в примере 1, а согласно акту ввода в эксплуатацию объекта эта операция отражается бухгалтерской записью: дебет счета 103 — кредит счета 151 на сумму 248 370,00 грн. Далее начиная со следующего месяца после ввода в эксплуатацию в бухгалтерском учете ежемесячно производится начисление амортизации — бухгалтерская запись — дебет счета 93 «Расходы на сбыт» — кредит счета 131 «Износ основных средств» на сумму в зависимости от избранного предприятием метода начисления амортизации. В налоговом учете амортизация начисляется согласно пп. 8.3.2 п. 8.3 ст. 8 Закона о прибыли начиная со следующего квартала после ввода в эксплуатацию и по нормам, предусмотренным пп. 8.6.1 п. 8.6 ст. 8 Закона № 334/94-ВР в расчете на налоговый квартал для объектов группы 1, то есть 2%.

♦ Пример 3

ООО «Транспортник» осуществляло строительство для собственных нужд цеха по комплексному ремонту автомобилей. Строительство не закончено, все расходы аккумулированы на субсчете 151, дебетовое сальдо составляет 248 000 грн. Собрание учредителей ООО «Транспортник» приняло решение согласиться с предложением учредителей создаваемого предприятия — ООО «Суперавто» стать одним из его соучредителей и внести в качестве взноса в уставный капитал новосозданного предприятия объект незавершенного строительства — недостроенный цех по комплексному ремонту автомобилей. Стоимость, по которой объект будет передаваться в уставный капитал, определена в размере 270 000 грн., кроме того НДС 20% — 54 000 грн., согласована с учредителями ООО «Суперавто».

В бухгалтерском и налоговом учете ООО «Транспортник» эти операции отражаются следующим образом (табл. 2):

Таблица 2


п/п

Содержание
хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый
учет

Дт

Кт

Валовые доходы

Валовые расходы

Переведен в состав оборотных активов объект незавершенного строительства

248 000

Передан объект незавершенного строительства в уставный капитал другого предприятия

324 000

270 000

Отражены налоговые обязательства по НДС

641/НДС

54 000

Отнесен доход от операции на финансовый результат

270 000

Списана себестоимость объекта незавершенного строительства

248 000

248 000

Отнесены расходы на финансовые результаты

248 000

Отражено получение документов на корпоративные права

324 000

Добавить в «Нужное»

Обновление: 9 февраля 2017 г.

Каждое отечественное предприятие обязано проводить инвентаризации. Данное предписание прямо следует из содержания Федерального закона «О бухгалтерском учете», распространяется на все организации и не зависит от их форм собственности. Указанной проверке подлежат активы, ценности, отдельные структурные элементы компании или же незавершенное производство. Бланк акта инвентаризации нормативно не разработан.

Общие положения об инвентаризации

На территории Российской Федерации основным документом, определяющим порядок проведения сверки фактического состояния активов с данными бухгалтерского учета, являются Методические указания. Поименованный документ утвержден Министерством Финансов России 13 июня 1995 года путем издания Приказа № 49.

Общими основаниями для инициирования проверки являются:

  • случаи, прямо перечисленные Минфином РФ в Указаниях;
  • собственная воля предприятия.

Каждая сверка начинается с издания руководством компании распоряжения, в котором назначаются:

  • срок инвентаризации;
  • объект ревизии;
  • поименный состав комиссии, наделенной правом проведения проверки.

Следует подчеркнуть, что в силу пункта 2.1 Указаний Министерства финансов России генеральный директор компании самостоятельно определяет количество сверок в году, их сроки, а также объекты. Какого-либо запрета на инвентаризацию незавершенного строительства, равно как и иного имущества, названный орган исполнительной власти Российской Федерации не предусмотрел.

Минфин РФ этим же Приказом утвердил примерные формы документов, используемых предприятием при инвентаризации. Однако бланков формуляров, применяемых для ревизии «незавершенки», министерство не опубликовало.

Другой орган — Госкомстат Российской Федерации — своим Постановлением от 18.08.1998 N 88 разработал и утвердил официальные формуляры и описи, используемые при сверке активов и обязательств организации. Однако форму бланка инвентаризации незавершенного производства указанный выше акт нормотворчества также не содержит.

Надо помнить, что на территории России в настоящее время нет строго обязательных к применению актов и описей инвентаризации. Каждое отечественное юридическое лицо вправе как использовать документы, утвержденные Госкомстатом, так и разработать собственные формуляры.

Инвентаризация объектов незавершенного строительства

Министерство финансов Российской Федерации в пункте 3.27 Методических указаний, утвержденных Приказом от 13.06.1995 № 49, разработало порядок инвентаризации неоконченного производства и будущих расходов.

В соответствии с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанном положении, для надлежащего и правильного оформления инвентаризации НЗП предприятию следует:

  • определить фактическое количество изделий, производство которых не завершено;
  • выявить текущую комплектность такой продукции;
  • рассчитать остаток «незавершенки» по аннулированным и приостановленным заказам.

Для правильного оформления указанной ревизии в качестве бланка инвентаризационной описи незавершенного производства можно воспользоваться разработанным Госкомстатом России в Постановлении от 18.08.1998 N 88 актом за № ИНВ-3 с видоизменением некоторых столбцов.

Соответствующие формуляры составляются отдельно по каждому производственному участку. Обязательным условием является сдача полуфабрикатов на период проведения инвентаризации на склад. Все имущество, не задействованное в изготовлении товара, в ревизии неоконченного производства не участвует.

Министерство финансов Российской Федерации в своих Методических указаниях отметило, что инвентаризация незавершенного производственного строительства – это проверка как возведенных, но не оформленных надлежащим образом объектов недвижимости, так и зданий или строений, возведение которых не окончено или не начиналось.

В силу пункта 3.32 Методических указаний при инвентаризации незавершенного строительства обязательно проверяются:

  • состояние таких объектов;
  • включение в состав зданий оборудования, монтаж которого не начинался.

Следует помнить, что официальная форма соответствующего документа органами власти России не утверждена и не разработана, а потому каждая организация имеет право самостоятельно разработать и утвердить в своей учетной политике соответствующий формуляр.

Важно отметить, что данные о приостановленном строительстве должны учитывать сведения, содержащиеся в соответствующих унифицированных формах КС-17 и КС-18, а также в иных документах.

Если же объект достроен, но не введен в эксплуатацию, то на него составляется отдельный акт инвентаризации незавершенного строительства.

В качестве заключения следует отметить, что при самостоятельной разработке формуляра для ревизии «незавершенки» можно воспользоваться официальной формой № ИНВ-3, утвержденной Госкомстатом России.

Общие разделы можно оставить без значимых изменений, адаптировав под собственные нужды лишь табличную часть бланка. При этом образец акта инвентаризации незавершенного производства не будет существенно отличаться от оформления «незавершенки».

Скачать образец акта инвентаризации незавершенного строительства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *