НК ст 171

НК ст 171

Арбитражный суд Уральского округа представил на своем сайте итоговую справку, посвященную вопросам применения налогового законодательства.

1. Влияет ли факт представления уточненной (корректирующей) налоговой декларации после завершения камеральной налоговой проверки на подлежащий уплате штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации?

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Таким образом, представление налогоплательщиком уточненной (корректирующей) налоговой декларации после завершения камеральной налоговой проверки не освобождает его от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.

При этом размер штрафа подлежит исчислению исходя из размера недоимки, установленной проведенной проверкой.

2. Правомерно ли применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, в случае, когда налогоплательщик истребованные налоговым органом по требованию документы представил по месту проведения выездной налоговой проверки?

На основании п. 1, 2 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 93 НК РФ отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 119 и 129.4 названного Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В силу п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (абз. 1, 3 п. 12 ст. 89 НК РФ).

Из положений ст. 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика (за исключением случаев, когда у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение), где должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, должна быть обеспечена возможность ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Из содержания данной правовой нормы не следует, что затребованные документы должны быть представлены налогоплательщиком именно по месту нахождения налогового органа.

В ст. 93 НК РФ также отсутствует прямое указание на необходимость представить затребованные документы в налоговый орган. Данной статьей не установлен запрет представления документов, затребованных в ходе проводимой на территории налогоплательщика выездной налоговой проверки, по месту ее проведения.

Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика представление истребуемых документов по месту проведения проверки не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.

3. Является ли плательщиком налога на добавленную стоимость Управление по наружной рекламе администрации муниципального образования, осуществляющее деятельность по заключению с хозяйствующими субъектами возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в муниципальной собственности?

В силу подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ в целях главы 21 Кодекса не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования могут участвовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступая на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права (муниципальным образованиям) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).

Порядок участия муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен в ст. 125 ГК РФ. Так, в п. 2 ст. 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Управление по наружной рекламе, являясь структурным подразделением администрации муниципального образования и осуществляющее управленческие функции в пределах своих полномочий в области размещения объектов наружной рекламы, в том числе по заключению возмездных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и другом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования, муниципальное имущество в оперативное управление не получало, при этом плата за возможность установки и эксплуатацию рекламных конструкций вносилась хозяйствующими субъектами в местный бюджет. Указанное свидетельствует о том, что возможность установки и эксплуатации рекламных конструкций предоставлялась хозяйствующим субъектам непосредственно муниципальным образованием как собственником соответствующего имущества на основании ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 ФЗ «О рекламе».

Таким образом, Управление по наружной рекламе администрации муниципального образования в названной ситуации плательщиком НДС не является. Наличие у структурного подразделения администрации муниципального образования статуса юридического лица, равно как и заключение им возмездных договоров от своего имени, а не от имени муниципального образования, в данном случае с учетом положений ст. 125 ГК РФ не имеет определяющего значения и не исключает возможности применения подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Зависит ли право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) от использования данных товаров или результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, а также от начала использования товаров либо результатов работ (услуг) в такой деятельности?

В соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

Согласно абз. 1 п. 5 ст. 171 НК РФ вычеты данных сумм налога производятся в порядке, установленном абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ.

Положениями абз. 1, 2 п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено данной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Порядок принятия к вычету сумм НДС, указанных в п. 6 ст. 171 НК РФ, не ставит в зависимость право на вычет от планов и намерений налогоплательщика использовать результат работ в облагаемой либо не облагаемой НДС деятельности.

В случае последующего использования объекта в деятельности, которая не облагается НДС, ранее принятые к вычету суммы НДС подлежат восстановлению налогоплательщиком на основании подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Подлежит ли применению правило, предусмотренное п. 5 ст. 340 НК РФ, при реализации налогоплательщиком добытой руды, комплекс технологических операций по доведению которой до соответствующего стандарта (золотосодержащего цинкового цементата) налогоплательщиком фактически не осуществлен?

Согласно п. 5 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, производится исходя из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговым периоде (а при их отсутствии — в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации химически чистого металла без учета НДС, уменьшенных на расходы налогоплательщика по его аффинажу и доставке (перевозке) до получателя.

При этом стоимость единицы указанного добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерениях) содержания химически чистого метала в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла.

Исходя из буквального толкования п. 5 ст. 340 НК РФ содержащееся в нем правило установлено для определения стоимости добытого драгоценного металла.

Следовательно, если объектом реализации у налогоплательщика является не добытый драгоценный металл (золото), а окисленная золотосодержащая руда, комплекс технологических операций по доведению которой до соответствующего стандарта (золотосодержащего цинкового цементата) налогоплательщиком фактически не осуществлен, оснований для расчета налога на добычу полезных ископаемых по правилам п. 5 ст. 340 НК РФ исходя из стоимости химически чистого металла не имеется.

Иное толкование вышеуказанной нормы и применение ее к рассматриваемым правоотношениям, а именно определение размера налога на добычу полезных ископаемых в отношении золотосодержащей руды исходя из стоимости реализации химически чистого металла, ведет к нарушению п. 3 ст. 3 НК РФ, в силу которого налоги должны иметь экономическое основание.

Возможен ли зачет авансовых платежей в счет предстоящих платежей в порядке ст. 78 НК РФ в случае, когда авансовые платежи исчислены и уплачены налогоплательщиком исходя из кадастровой стоимости, утвержденной нормативным актом, при наличии оснований для перерасчета авансовых платежей в связи со вступлением в законную силу судебного акта, которым кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости?

Согласно п. 1, 4, 14 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика и приложенного судебного акта.

Правила, установленные ст. 78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Пунктом 2 ст. 397 НК РФ установлено, что в течение налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики (организации или индивидуальные предприниматели) уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 396 НК РФ.

Из системного толкования п. 1 ст. 391, п. 1, 5, 6, 7 ст. 396, п. 2 ст. 397 НК РФ, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что данные о кадастровой стоимости, установленной в размере рыночной подлежащим исполнению судебным актом, должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной вступившим в законную силу судебным актом, то есть изменение кадастровой стоимости земельного участка судебным актом в течение налогового периода дает налогоплательщику право произвести перерасчет сумм авансовых платежей за отчетный период (квартал), определенных как одна четвертая налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 5 ст. 396 НК РФ). Следовательно, налогоплательщик имеет возможность произвести зачет излишне уплаченных авансовых платежей в счет предстоящих платежей.

Восстановление НДС, ранее принятого к вычету, — что это?

При приобретении товаров (работ, услуг) предъявленный НДС покупатель-налогоплательщик принимает к вычету. Однако входной НДС при определенных условиях необходимо восстановить к уплате. Что такое восстановление НДС?

Восстановление НДС, ранее принятого к вычету, — это операция, при которой ранее принятый к вычету НДС должен быть восстановлен, то есть уплачен в бюджет.

Заметим, что случаи, при которых необходимо восстановление НДС,регламентированы законодательно (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Подробности см. в материале «Когда восстанавливать НДС».

См. также «Откорректировали перечень оснований для восстановления НДС».

Восстановление НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам) при уменьшении их стоимости

Если после приобретения товаров (работ, услуг, имущественных прав) происходит уменьшение стоимости, количества, тарифа, то ранее принятый к вычету по данной операции НДС необходимо восстановить (пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановление должно производится на наиболее раннюю дату:

  • дату поступления корректировочного счета-фактуры на уменьшение стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав);

Подробности см. в материале «Что такое корректировочный счет-фактура и когда он нужен?»

  • дату поступления первичных документов, подтверждающих уменьшение стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Восстанавливается в данном случае разница между суммами НДС до и после изменения стоимости (абз. 2 пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Восстановление НДС по товарам (работам, услугам), используемым в операциях, облагаемых по ставке 0%

С 01.01.2015 из Налогового кодекса РФ исключили норму, согласно которой ранее при использовании товаров, работ, услуг, основных средств и нематериальных активов в операциях, облагаемых НДС по ставке 0%, требовалось восстановление налога (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Одновременно входной налог по товарам, работам, услугам и имущественным правам, которые участвуют в производстве нового продукта, облагаемого по нулевой ставке налога, должен быть принят к вычету по особым правилам. Вычет происходит в момент определения налоговой базы согласно ст. 167 НК РФ при соблюдении условий п. 3 ст. 172 НК РФ.

Если при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), участвующих в облагаемых по нулевой ставке операциях, НДС был принят к вычету, то такой налог, по мнению чиновников, придется восстанавливать и принимать к вычету позже (письмо Минфина России от 13.02.2015 № 03-07-08/6693).Восстановленный НДС должен быть принят к вычету на момент определения налоговой базы согласно ст. 167 НК РФ.

Восстановление НДС по имуществу, внесенному в качестве вклада или взноса

В операциях с имуществом, используемом в качестве вклада или взноса, НДС восстанавливают:

  1. При использовании имущества, нематериальных активов для вклада в уставной капитал хозяйственных обществ, товариществ или взноса в паевые фонды кооперативов. Исключение составляют взносы имуществом в паевые инвестиционные фонды (письмо Минфина России от 15.01.2008 № 03-07-11/09) и вклады по договору простого товарищества (постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 2196/10).
  2. При использовании имущества и нематериальных активов для взносов по договору инвестиционного товарищества.
  3. При использовании имущества для пополнения целевого капитала некоммерческой организации согласно Федеральному закону от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».

НДС восстанавливается в том периоде, который соответствует дате документа по передаче имущества в полном объеме.

Основные средства и нематериальные активы являются исключением из этого правила: по этому виду имущества восстановление происходит в части, пропорциональной остаточной стоимости без переоценки (абз. 2 пп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). При этом глава 21 НК РФ не устанавливает правила определения остаточной стоимости основных средств. Минфин России считает, что формировать в бухгалтерском учете остаточную стоимость необходимо уменьшением остаточной стоимости на сумму дооценки, скорректированную с учетом амортизации (письмо Минфина России от 02.08.2011 № 03-07-11/208).

Восстановленный НДС должен указываться в документах о передаче имущества (имущественных прав) и нематериальных активов. Данные документы являются основанием для принятия объекта к учету и сумм НДС к вычету в случае, если объект будет использоваться в операциях, облагаемых НДС (абз. 3 пп. 1 п. 3 ст. 170, п. 11 ст. 171, п. 8 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 21.11.2011 № 03-07-11/317 и 11.11.2009 № 03-07-11/294). Продавец имущества не может учесть суммы восстановленного НДС в расходах по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 02.08.2011 № 03-07-11/208).

Восстановление НДС с авансов полученных

Предоплатная система расчетов подразумевает получение аванса и уплату с этих сумм НДС продавцом. Покупатель же имеет право принять данные суммы к вычету (п. 1 ст. 154, п. 12 ст. 171, п. 9 ст. 172 НК РФ).

С 01.10.2014 изменен порядок восстановления НДС: сумма НДС, ранее предъявленная к вычету на основании полученного от продавца счета-фактуры на аванс, восстанавливается покупателем в полном объеме, если отгрузка равна или превышает сумму аванса, и восстанавливается согласно счету-фактуре на отгрузку, если она меньше аванса.

Все нюансы восстановления НДС с аванса вы найдете в статье «Когда и как покупателю восстановить НДС с перечисленного аванса».

Бухгалтерские проводки по восстановлению НДС

При операциях восстановления НДС проводки формируются следующим образом:

Дт 19 Кт 68 — восстановление НДС на товары работы и услуги;

Дт 912 Кт 19 — включение восстановленной суммы НДС в состав прочих расходов.

Пример:

ООО «Ладога» приобрело в феврале 2020 г. у поставщика ООО «Кенон» партию материалов на сумму 219 000 рублей, в том числе НДС — 36 500 рублей. Налог был принят к вычету на основании счета-фактуры ООО «Кенон» и отражен в декларации по НДС за I квартал 2020 года.

В апреле произошло изменение цены на поставленный материал, и ООО «Кенон» приняло решение о предоставлении скидки в размере 5% общей стоимости. По данному факту компании ООО «Ладога» был представлен корректировочный счет-фактура.

Скорректированная стоимость партии товара составила 203 300 рублей, в том числе НДС — 33 883 рублей.

Согласно налоговому законодательству, ООО «Ладога должно восстановить разницу сумм НДС:

36 500 ‑ 33 883 = 2 617 руб.

Данная сумма должна быть включена в декларацию во II квартале 2020 года.

Бухгалтерские проводки по восстановлению НДС следующие:

В 1-м квартале 2020 года:

Дт 60 Кт 51 — 219 000 руб. (оплачена партия материалов);

Дт 10 Кт 60 — 182 500 руб. (получена партия материалов от ООО «Кенон»);

Дт 19 Кт 60 — 36 500 руб. (отражен входной НДС по приобретенным материалам);

Дт 68 Кт 19 — 36 500 руб. (входной НДС принят к вычету);

Во 2-м квартале 2020 года:

Дт 10 Кт 6 — 2 617 руб. сторно (уменьшена стоимость полученных материалов в соответствии с уведомлением поставщика о предоставленной скидке и корректировочным счетом-фактурой);

Дт 19 Кт 60 — 2 617 руб. сторно (уменьшен входной НДС по приобретенным материалам в соответствии с уведомлением поставщика о предоставленной скидке и корректировочным счетом-фактурой);

Дт 19 Кт 68 — 2 617 руб. (восстановлена сумма НДС по корректировочному счету-фактуре).

Если происходит восстановление НДС по имуществу, передаваемому в качестве вклада или взноса, то у передающей стороны восстановленный налог учитывается в составе финансовых вложений (по дебету Дт 58).

Принимающей стороне, согласно рекомендациям чиновников (письма Минфина России от 30.10.2006 № 07-05-06/262 и УФНС России по г. Москве от 04.07.2007 № 19-11/063175), следует отразить суммы восстановленного налога записью «Дт 19 Кт 83».

Данные рекомендации были сделаны на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденном приказом Минфина России от 10.12.2002 № 126н, и Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденном приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

Итоги

Восстанавливать НДС нужно в случае, исли активы, по которым НДС был заявлен к возмещению, стали использоваться для необлагаемых налогом операций. Все случаи, когда нужно восстанавливать НДС, поименованы в ст. 170 НК РФ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Новая редакция Ст. 171 НК РФ

1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи;

3) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 настоящего Кодекса не признается территория Российской Федерации, за исключением операций, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса.

Абзац четвертый исключен.

2.1. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы налога и указанием идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации. Сведения о таких иностранных организациях (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и дата постановки на учет в налоговых органах) размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2.2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со статьей 161 настоящего Кодекса либо при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

3. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 6, 6.1 и 6.2 статьи 161 настоящего Кодекса, а также исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с настоящей главой. Налоговые агенты, осуществляющие операции, указанные в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса, не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям.

Положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой либо исчислил налог в соответствии с абзацем вторым пункта 3.1 статьи 166 настоящего Кодекса.

4. Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику — иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав или уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику — иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту. Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату при условии постановки налогоплательщика — иностранного лица на учет в налоговых органах Российской Федерации.

4.1. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками — организациями розничной торговли по товарам, реализованным физическим лицам — гражданам иностранных государств, указанным в пункте 1 статьи 169.1 настоящего Кодекса, в случае вывоза указанных товаров с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (за исключением вывоза товаров через территории государств — членов Евразийского экономического союза) через пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

5. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Положения настоящего пункта распространяются на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента в соответствии с пунктами 2, 3 и 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также на налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса.

6. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при выполнении работ (оказании услуг) по созданию нематериального актива.

В случае реорганизации вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным реорганизованной (реорганизуемой) организацией для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, создания нематериальных активов, принимаемые к вычету, но не принятые реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету на момент завершения реорганизации.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 настоящего Кодекса при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению в случаях и порядке, предусмотренных статьей 171.1 настоящего Кодекса.

Абзац пятый утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац шестой утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац седьмой утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац восьмой утратил силу с 1 января 2015 г.

Абзац девятый утратил силу с 1 января 2015 г.

7. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2015 г.

8. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком, налоговыми агентами, указанными в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса, с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав.

9. Исключен.

10. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком в случае отсутствия документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

11. Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой.

12. Вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налоговым агентом, указанным в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса, с сумм оплаты, частичной оплаты, перечисленных в счет предстоящего приобретения товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 настоящего Кодекса.

13. При изменении стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца (покупателя, исполняющего обязанности налогового агента в соответствии с пунктом 8 статьи 161 настоящего Кодекса, налоговых агентов, указанных в пунктах 4, 5 и 5.1 статьи 161 настоящего Кодекса) этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных (приобретенных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

При изменении в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого увеличения, подлежит вычету у покупателя этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

14. Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при ввозе товаров по итогам налогового периода, в котором истек 180-дневный срок с даты выпуска этих товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, могут быть приняты к вычету после использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и подлежащих налогообложению в соответствии с настоящей главой.

Комментарий к Статье 171 НК РФ

До 1 января 2006 г. обязательным условием для вычета НДС по купленным товарам (работам, услугам, имущественным правам) являлась уплата налога поставщикам и подрядчикам. Это было прописано в ст. ст. 171 и 172 НК РФ. С 1 же января 2006 г. это требование из указанных статей исчезло. Таким образом, теперь к вычету можно принять и тот НДС, который еще не уплачен поставщикам и подрядчикам. Для вычета достаточно оприходовать покупку и получить от поставщика соответствующий счет-фактуру.

Вычетам подлежит и налог, уплаченный таможенникам при импорте, а также налоговыми агентами, которым пришлось удержать, а затем перечислить в бюджет НДС. Кроме того, вычетом вправе воспользоваться не только покупатели, но и продавцы. Например, при возврате им товара (в том числе в течение действия гарантийного срока). Для них сумма вычета — тот налог, который они уплатили при отгрузке товара покупателю. То же самое касается налога, уплаченного при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа заказчика от этих работ (услуг). При этом вычет возможен только после отражения в учете записей по корректировке в связи с возвратом или отказом от товаров (работ, услуг). Но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (проезд к месту служебной командировки и обратно, включая пользование в поездах постельными принадлежностями, а также наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Об этом сказано в п. 7 ст. 171 НК РФ. Там же говорится, что если расходы для целей налогообложения прибыли принимаются по нормативам, то суммы налога по ним подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам. Часть налога, приходящаяся на сверхнормативные затраты, уплачивается за счет собственных средств организации. Есть мнение, что это правило касается лишь командировочных и представительских расходов, так как приведено сразу же после упоминания о них. Однако, на наш взгляд, оно касается всех расходов, которые нормируются при расчете налога на прибыль, ведь соответствующей оговорки интересующая нас фраза не содержит. Поэтому вычет нормирован и в отношении рекламных затрат, часть которых уменьшает налогооблагаемую прибыль в пределах норматива. Конечно, при условии, что налогоплательщик отказался от льготы, предоставляемой по передаче товаров (работ, услуг) в рекламных целях.

Однако по-прежнему есть случаи, когда для того, чтобы принять НДС к вычету, оплата налога поставщику все же обязательна. Это условие действует, когда:

— речь идет о ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

— покупатель выступает налоговым агентом;

— товар возвращают продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока);

— имеет место отказ от купленных товаров или выполненных работ;

— возвращают оплату, частичную оплату в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора;

— в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) используют собственное имущество (в том числе векселя третьего лица);

— выполняют строительно-монтажные работы для собственного потребления;

— речь идет об уплате сумм налога по командировкам и представительским расходам, а также правопреемником реорганизованной организации.

Статья 171 НК РФ предусматривает вычет НДС по материалам, работам и услугам, которые были использованы при строительстве для собственных нужд, налог, начисленный на стоимость строительно-монтажных работ, а также НДС по работам, выполненным подрядчиками и заказчиками-застройщиками.

Другой комментарий к Ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации

Вопросы, связанные с правомерностью принятия налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость к вычету, — краеугольный камень всей правоприменительной практики, связанной с исчислением и уплатой данного налога.

Порядок и условия применения налоговых вычетов установлены в статьях 171 и 172 НК. Право налогоплательщика на вычет налога на добавленную стоимость возникает, если товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, приняты на учет, а также предъявлен счет-фактура, оформленный в соответствии с требованиями статьи 169 НК. До 01.01.2006 также обязательным условием являлось наличие документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость.

Только при выполнении совокупности перечисленных условий налогоплательщик вправе предъявить налог на добавленную стоимость к вычету. Каких-либо иных условий для применения налоговых вычетов НК не предусматривает.

В НК такое условие, как осуществление в налоговом периоде налогооблагаемых операций, для применения налоговых вычетов прямо не закреплено.

Тем не менее Минфин России еще в письме от 08.02.2005 N 03-04-11/23, ссылаясь на пункт 1 статьи 166 НК, в соответствии с которым сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, разъяснял, что в случае, если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не исчисляет, то принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), оснований не имеется. В связи с этим указанные налоговые вычеты производятся не ранее того отчетного периода, в котором возникает налоговая база по налогу на добавленную стоимость.

В 2009 г. Минфин России дополнительно закрепил данную позицию.

Финансовое ведомство в письме от 01.10.2009 N 03-07-11/245 указало, что в случае если налогоплательщик в налоговом периоде налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не исчисляет, то принимать к вычету суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) неправомерно.

При этом специалисты Минфина России «скромно» отметили, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данном письме.

Судебная практика, сформировавшаяся по рассматриваемому вопросу, придерживается именно другого понимания его разрешения.

При этом следует отметить, что при единообразии судебной практики существуют несколько обоснований того, что вычет НДС можно применять и в случае неосуществления в налоговом периоде налогооблагаемых операций.

В Постановлении ФАС Московского округа от 17.03.2009 N КА-А41/1603-09 суд указал, что при отсутствии объекта налогообложения налоговая база равна нулю, что не препятствует применению вычета.

ФАС Московского округа в Постановлении от 11.03.2008 N КА-А40/1244-08 и ФАС Центрального округа в Постановлении от 05.06.2008 N А64-4677/07-19 отметил, что в силу статьи 174 НК налогоплательщик обязан подавать декларацию (и, соответственно, определять налоговые обязательства) по итогам каждого налогового периода. Поэтому отсутствие в периоде операций, облагаемых НДС, не может являться основанием для отказа в применении вычетов.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 03.05.2006 N 14996/05 указал, что при соблюдении названных в статье 172 НК условий налогоплательщик вправе принять к вычету из общей суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, суммы налога, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом нормами главы 21 НК не установлена зависимость вычетов налога по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги). Реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является в силу закона условием применения налоговых вычетов.

Отметим, что налоговые органы в своей позиции единообразны.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 12.03.2009 N 16-15/021505 отметило, что законодательство не связывает право применения налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) с непосредственной реализацией этих товаров (работ, услуг) в соответствующем налоговом периоде.

Применение налоговых вычетов при отсутствии у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде сумм налога, исчисленных к уплате в бюджет согласно статье 166 НК, законодательством не предусмотрено.

Следовательно, налогоплательщик не имеет права в текущем налоговом периоде на вычет сумм НДС при отсутствии у него в налоговом периоде операций, которые облагаются НДС, и (или) поступлений денежных средств, увеличивающих налоговую базу.

Таким образом, указанные налоговые вычеты производятся не ранее того отчетного периода, в котором возникает налоговая база по НДС.

В судебной практике встречаются споры относительно права налогоплательщика на налоговые вычеты сумм НДС, если счет-фактура выставлен физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.

В письме от 11.10.2004 N 03-04-11/165 Минфин России разъяснил, что физические лица плательщиками налога на добавленную стоимость не являются.

В статьях 169, 171 — 172 НК установлены условия для реализации налогоплательщиками своего права на налоговые вычеты.

Таким образом, физические лица, у которых нет статуса индивидуального предпринимателя, не считаются плательщиками НДС и соответственно не могут выставлять счета-фактуры на суммы оплаченных товаров (работ, услуг).

Исходя из изложенного и поскольку без счетов-фактур принять к вычету НДС нельзя, права на налоговые вычеты сумм НДС, если счет-фактура выставлен физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, у налогоплательщика нет.

В судебной практике встречаются споры по вопросу необходимости для целей правомерности применения налоговых вычетов ведения раздельного учета сумм налога на добавленную стоимость по операциям, как облагаемым, так и не облагаемым данным налогом: налогоплательщик одновременно осуществляет операции по приобретению товаров (работ, услуг), подлежащие налогообложению, и операции по реализации ценных бумаг (векселей), освобождаемые от налогообложения на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК России.

В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Исходя из пункта 1 статьи 39 НК, передача права собственности на товары признается реализацией товаров.

Пунктом 3 статьи 38 НК установлено, что товаром для целей НК признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Статьей 128 ГК закреплено, что ценные бумаги относятся к имуществу.

Как указано в письме Минфина России от 06.06.2005 N 03-04-11/126, передача права собственности на вексель третьего лица, в том числе в обмен на товары, в целях применения НДС признается реализацией векселя, освобождаемой от налогообложения. Следовательно, налогоплательщик обязан применять правила пункта 4 статьи 170 НК.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 20.12.2004 N 24-11/83009 также разъясняет, что при передаче векселя третьего лица в счет оплаты за приобретаемые товары (работы, услуги) у передающей организации возникает операция по реализации ценной бумаги, которая не облагается НДС на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 149 НК.

Из данного письма, а также письма МНС России от 15.06.2004 N 03-2-06/1/1372/22 можно сделать вывод, что налогоплательщик в указанной ситуации должен применять нормы пункта 4 статьи 170 НК.

В судебной практике по данному вопросу существует противоположная позиция.

Суды приходят к выводу, что положения пункта 4 статьи 170 НК подлежат применению только в случае, если налогоплательщик осуществляет реализацию векселей по договорам купли-продажи. В том случае, когда вексель (как собственный, так и третьего лица) используется в качестве средства платежа за приобретенные товары (работы, услуги), правила пункта 4 статьи 170 НК применению не подлежат.

1. Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 — 158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы:

1) утратил силу с 1 января 2006 г.;

2) полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);

3) полученных в виде процента (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;

4) полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем, применяющим положения пункта 5 статьи 170 настоящего Кодекса, товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, за исключением реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса;

5) исключен.

2. Положения пункта 1 настоящей статьи не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых в соответствии со статьями 147 и 148 настоящего Кодекса не является территория Российской Федерации.

3. В налоговую базу не включаются:

1) денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

2) денежные средства, полученные специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Комментарий к Ст. 162 НК РФ

Статья 162 НК РФ устанавливает особенности определения налоговой базы по НДС

с учетом сумм, связанных с оплатой за товары расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Неустойка за нарушение договоров

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Надо сказать, что арбитражные суды могут прийти к выводу, что с суммы неустойки НДС платить не нужно. Скажем, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 27 августа 2003 г. по делу N А33-89/03-С3н-Ф02-2684/03-С1 пришел к выводу, что полученные штрафы никак не связаны с оплатой за продукцию.

Согласно ст. 146 НК РФ НДС облагают операции по реализации товаров (работ, услуг). При этом налоговая база — это цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки в договоре. Таким образом, оплатой считаются деньги, получаемые продавцом в пределах цены договора. Неустойка же на цену продукции (работ, услуг) никак не влияет. Ее начисляют сверх этой цены, компенсируя возможные или реальные убытки потерпевшей стороне. То есть это не что иное, как плата за нарушение договорных обязательств.

Кроме того, налоговая база увеличивается лишь в том случае, если деньги получены за проданные товары (работы, услуги), то есть, по сути, являются выручкой от реализации. В то же время санкции за нарушение условий сделки относят к внереализационным доходам и в выручку от реализации не включаются.

Таким образом, неустойку нельзя рассматривать как средства, связанные с оплатой реализованной продукции (работ, услуг). Следовательно, НДС с этой суммы платить не нужно. Однако налоговики вряд ли согласятся с таким подходом. Поэтому если фирма предпочтет этот вариант, свою правоту ей придется отстаивать в суде.

По мнению Минфина России при принятии решений налоговыми органами о правомерности применения (неприменения) налогоплательщиками указанной нормы НК РФ следует руководствоваться в том числе Постановлением Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. N 11144/07 в отношении спора между налоговым органом и ОАО «Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер» по вопросу обложения налогом на добавленную стоимость сумм, полученных обществом за просрочку исполнения обязательств контрагентом.

В данном Постановлении указано, что суммы неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств, полученные обществом от контрагента по договору, не связаны с оплатой товара в смысле упомянутого положения ст. 162 НК РФ, поэтому обложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Поэтому в отношении сумм неустойки как ответственности за просрочку исполнения обязательств по оплате товаров, полученных продавцом от их покупателя, следует руководствоваться вышеуказанным Постановлением Президиума ВАС РФ.

В то же время если полученные продавцами от покупателей суммы, предусмотренные условиями договоров в виде неустойки (штрафа, пени), по существу не являются неустойкой (штрафом, пеней), обеспечивающей исполнение обязательств, а фактически относятся к элементу ценообразования, предусматривающему оплату товаров (работ, услуг), то такие суммы включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании вышеназванной нормы ст. 162 НК РФ (Письмо Минфина России от 4 марта 2013 г. N 03-07-15/6333, направленное для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 3 апреля 2013 г. N ЕД-4-3/5875@).

Денежные средства, не связанные с оплатой товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются. Например:

а) суммы отступных, полученные арендодателем от арендатора в случае отказа арендатора от

аренды, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются (Письмо Минфина России от 18 августа 2014 г. N 03-07-11/41194);

б) денежные средства, полученные в виде процентов по банковскому вкладу (депозиту), в налоговую

базу по налогу на добавленную стоимость не включаются (Письмо ФНС России от 2 декабря 2013 г. N

ГД-4-3/21469 «О направлении Письма Минфина России»);

в) денежные средства в виде субсидий, получаемые из бюджета на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг) (Письма Минфина России от 1 февраля

2013 г. N 03-07-11/2142, от 26 марта 2013 г. N 03-07-11/9457, от 6 марта 2012 г. N 03-07-11/64);

г) премии (поощрительные выплаты), в том числе за достижение определенного объема закупок

непродовольственных товаров, полученные покупателем товаров, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у покупателя не включаются (Письма Минфина России от 9 октября 2013 г. N 03-07-11/42059, от 22 апреля 2013 г. N 03-07-11/13674).

Дисконт по векселю

Если организация при продаже товаров (работ, услуг, имущественных прав) получила собственный вексель покупателя, то при расчете НДС есть свои особенности.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы дисконта или процентов по векселям. Налогом облагается та часть дисконта (процентов), которая превышает размер процента, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования Банка России. В расчет берется ставка, действовавшая в том периоде, когда вексель находился у продавца. НДС с облагаемой части дисконта определяют по расчетной ставке. То есть сначала его умножают на 18%, а затем делят на 118%. Так сказано в п. 4 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, на основании вышесказанного проценты и дисконты по векселям облагаются НДС при наличии 2 условий:

а) вексель выдан в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги), облагаемые НДС;

б) и ставка процента (дисконта) по векселю превышает ставку рефинансирования Банка России. В силу п. 3 ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления).

Процентами по векселю считается доход, начисляемый на номинал векселя по ставке, указанной в векселе. Дисконт — это доход, который определяется как разница между ценой реализации векселя и его номиналом.

Определить сумму НДС с процентов (дисконта) по векселю можно следующим образом:

Проценты, рассчитанные исходя

НДС с процентов Проценты из ставок рефинансирования

(дисконта)

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 21 февраля 2017 г.

Случаи, когда принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, предусмотрены ст. 170 НК РФ. Один из вариантов – это восстановление НДС с аванса выданного. Как это будет отражаться в налоговой декларации по НДС, расскажем в нашей консультации.

НДС с аванса выданного

Напомним, что налогоплательщик НДС, перечисливший оплату (в т.ч. частичную) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), может принять к вычету НДС с предоплаты (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Сделать это можно будет, если договором предусмотрена предоплата и от продавца получен счет-фактура на «авансовый» НДС (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Однако приняв НДС с аванса к вычету, в дальнейшем его придется восстановить. Сделать это нужно будет в том квартале, в котором товары (работы, услуги), в счет которых перечислен аванс, будут приняты на учет, или в том квартале, в котором изменились условия договора или договор был расторгнут, а предоплата возвращена поставщику (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ). Восстановить НДС придется и в случае списания «авансовой» дебиторки (например, при истечении срока исковой давности) (Письма Минфина от 23.06.2016 № 03-07-11/36478, от 17.08.2015 № 03-07-11/47347).

Как отразить восстановленный НДС в декларации

Указывается, что по строке 080 «Суммы налога, подлежащие восстановлению, всего» отражаются суммы налога, подлежащие восстановлению на основании положений гл. 21 НК РФ (п. 38.5 Порядка, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

Сюда относится не только НДС, восстанавливаемый с выданного аванса поставщикам, но и, к примеру, НДС, восстанавливаемый по объектам недвижимости, или при переходе на УСН.

А по строке 090 «Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ» выделяются из общей суммы восстановленного НДС строки 080 тот НДС, который был принят к вычету при перечислении аванса, а сейчас восстанавливается в связи с получением ценностей, расторжением договора или списанием долга перед поставщиком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *