НКО финансирование

НКО финансирование

Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Ярославский филиал

Кафедра «Менеджмента»

курсовая работа

на тему «Анализ результатов деятельности некоммерческих организаций”.

Студента группы Мтз-43 Гусевой О. В.

Ярославль 2010

Оглавление

Введение

Глава 1. Сущность анализа результатов деятельности некоммерческих организаций. Определение и основные понятия

1.1 Сущность результативности деятельности некоммерческих организаций. Способы расчета и анализ показателей результативности деятельности некоммерческих организаций

1.2 Функции анализа деятельности некоммерческих организаций

Глава 2. Характеристика ряда некоммерческих организаций. Система анализа результатов деятельности, её практическое значение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Темой моей курсовой является анализ результатов деятельности некоммерческих организаций.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью формирования эффективной системы оценки деятельности некоммерческой организации, так как продуктивность и результаты деятельности крайне важны как первопричина существования некоммерческой организации и гораздо труднее поддаются измерению и контролю, чем в бизнесе. Каждый успешный руководитель некоммерческой организации должен прежде всего ответить на вопрос — как определить результативность данной организации? Именно результативность является одним из самых важных аспектов для некоммерческой организации и принципиально отличается от оценки результатов работы в коммерческом секторе, где ведущим показателем является прибыльность.

Объектом исследования выступает ряд некоммерческих организаций, а именно НУК Ярославский Камерный Театр, Американское Общество по борьбе с раковыми заболеваниями и Армия Спасения, широко известная во всём мире.

Субъектом исследования является система анализа и оценки эффективности некоммерческих организаций.

Целью настоящей работы является анализ практического применения различных способов оценки результативности и определение влияния конкретного результата на дальнейшую эффективность деятельности некоммерческой организации. Данная цель реализуется посредством следующих задач:

  • изучение теоретических аспектов анализа эффективности в некоммерческом секторе;

  • рассмотрение проблем и их решений в анализе деятельности некоммерческих организаций;

  • проведение анализа и оценки деятельности ряда некоммерческих организаций на примере Ярославского Камерного Театра, Американского Общества по борьбе с раковыми заболеваниями и Армии Спасения;

  • установление взаимосвязи оценки результатов некоммерческой организации и дальнейшего развития организации.

1.1 Сущность результативности деятельности некоммерческих организаций. Способы расчета и анализ показателей результативности деятельности некоммерческих организаций

Результативность — высший критерий деятельности любой организации. Всякая некоммерческая организация существует ради достижения результатов в изменениях отдельных индивидов и общества в целом. Однако результативность является также и одной из самых трудных проблем для руководителя некоммерческой организации. Различий между деловыми фирмами и некоммерческими организациями не так уж много, но они крайне значительные. Возможно, самые важные из них связаны именно с аспектом результативности. Коммерческие организации обычно определяют результативность работы очень узко — в виде финансовых показателей. Если это единственный критерий результативности и цель деятельности организация вряд ли добьётся успеха. Это очень однобокий подход. Однако это очень конкретный и точный подход. Поскольку показатели прибыльности, рыночной позиции, модернизации производства или движения денежных средств очень легко подсчитать не трудно определить, улучшилось ли состояние организации.

Деятельность некоммерческой организации не связана с такими показателями. Вопрос: что можно считать «результатами» деятельности организации по-прежнему остаётся затруднительным для некоммерческого сектора. Однако ответить на этот вопрос можно. Результаты даже можно представить в виде цифр — по крайней мере, некоторые из них. В оценке эффективности деятельности большое значение придается анализу социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей деятельности некоммерческой организации. Одним из таких результатов является социальный индекс Вайсброда, коэффициент социальной рентабельности.

Социальный индекс (индекс общественности) — PI (publicness index) был введен американским ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в некоммерческих организациях. Согласно Вайсброду, индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и характером предоставляемых им услуг или производимой продукции”. Он рассчитывается по формуле:

Доходы от создания общественных благ — это благотворительные вклады, гранты, государственные дотаций и т.п. К выпуску частных благ относится реализация товаров, услуг и работ; а также членские и спонсорские взносы. В качестве единиц измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс принимает значения от 0 до бесконечности. Индекс равен нулю в коммерческих организациях культуры, которые полностью существуют за счет выпуска частных благ, т.е. взносов своих членов или средств от реализации потребительских товаров и услуг. Бесконечно большие значения социального индекса характерны для некоммерческих организаций культуры, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, т.е. вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкладов, пожертвований, грантов и субсидий.

Социальный индекс можно использовать для оценки уровня самофинансирования организаций культуры. Если индекс равен нулю, то организация культуры находится на полном самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования некоммерческие организации.

Следующий коэффициент — SR (коэффициент социальной рентабельности) рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство данного социального эффекта.

В отличие от показателя экономической рентабельности, коэффициент социальной рентабельности не всегда поддается исчислению. Измерение денежной оценки социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве случаев является крайне сложной задачей. Проявление социального эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в сфере материального производства и т.д.

На практике показатель социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы отбираемых проектов часто используют данный показатель.

В силу того, что основной целью деятельности некоммерческих организаций является не извлечение прибыли, а реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов НКО носит ярко выраженную специфику.

Процедура оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации имеет две составляющие: экономическую и социальную.

Экономическая составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а социальная составляющая — на оценке социальных результатов от выполнения проекта.

Анализ экономических результатов инвестиционных проектов НКО базируется на тех же показателях, что и для коммерческих предприятий. Это коэффициенты простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли.

При оценке инвестиционных проектов некоммерческих организаций наиболее привлекательными являются проекты с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве случаев проекты с высокими значениями социальной рентабельности являются экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная рентабельность проекта компенсировала финансовую нерентабельность проекта, т.е. сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля.

Для подобной оценки целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта TR (или общей нормы доходности). Он рассчитывается следующим образом:

Показатель общей рентабельности есть сумма экономической и социальной рентабельности, т.е. чистая прибыль от реализации проекта суммируется с денежной оценкой социального эффекта от проекта и относится к затратам, связанным с его выполнением.

Таким образом, в целях финансовой стабильности НКО должна принимать к реализации проекты с показателем общей рентабельности выше нуля.

Тем не менее, возможны ситуации, когда некоммерческая организация реализует проекты с отрицательной или нулевой общей рентабельностью, т.е. когда финансовые убытки от проекта перекрывают социальные выгоды. В этом случае финансовая стабильность некоммерческой организации должна обеспечиваться за счет государства, благотворительных организаций и т.д.

Коэффициенты рентабельности являются достаточно наглядными показателями и удобными для анализа проектов НКО.2

1.2 Функции анализа деятельности некоммерческих организаций

Перед некоммерческой организацией стоит сложная задача: прежде чем определить способы измерения продуктивности и оценки результатов деятельности организации сначала нужно решить, какие ожидаются результаты. Для многих некоммерческих организаций характерно преуменьшение важности измерения результатов. Есть искушение сказать: «Мы служим благородному делу. Мы работаем для Господа. Мы стараемся сделать жизнь людей немного лучше, и это само по себе уже результат.” Этого недостаточно. Если деловая фирма будет растрачивать ресурсы впустую постепенно она растратит свои средства. Однако некоммерческие организации существуют на средства других людей — за счёт пожертвований. Некоммерческие организации подотчётны жертвователям, они должны отчитываться за эффективное использование средств и результативность. Итак, это та сфера деятельности, которая нуждается в особенном внимании руководителей некоммерческих организаций. Однако многие организации в некоммерческом секторе по — прежнему не признают конкретных результатов. Они по — прежнему верят в то, что их работа может оцениваться только её качеством — если её вообще можно оценивать.

Есть разные виды результатов. Например, есть непосредственные результаты. Вам придётся долго работать, чтобы построить что — то новое на их основе. Возможно, эти результаты не так просто определить, но это необходимо сделать, чтобы можно было спросить: «Становимся ли мы лучше? Совершенствуемся ли мы? Расходуем ли мы свои ресурсы на то, что даёт результаты? ”

Необходимо снова и снова напоминать себе о том, что результаты деятельности некоммерческой организации можно увидеть только вне организации, не внутри неё. Некоммерческое учреждение не поставляет ни товаров, ни услуг; оно также не занимается контролем. «Продукция” этого учреждения — не обувь и не эффективные законы. Его продукция — изменённый человек. Некоммерческие организации изменяют людей. Их «продукция” — вылеченный пациент, обучающийся школьник, социально зрелый гражданин; это изменённая человеческая жизнь в целом.3

Важной основой в некоммерческой организации является миссия. Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей её деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.4

Миссия — это то, что выходит за рамки сегодняшнего дня, но определяет сегодняшний день, наполняет его. Как только теряется из виду миссия, организация теряется и начинает тратить ресурсы впустую. От миссии нужно переходить к очень конкретным задачам.

Задачи можно ставить только тогда, когда организация определит ключевые аспекты своей деятельности. Только после этого руководитель некоммерческой организации спрашивает: «Занимаемся ли мы тем, чем должны? Это по — прежнему та деятельность, которая необходима? По — прежнему ли она направлена на удовлетворение нужд и потребностей? ” И, самое главное: «По — прежнему ли мы добиваемся достаточно высоких результатов, которые оправдывают вложение наших талантов именно в этой сфере деятельности? ” Затем организация может перейти к следующему важному моменту, который часто формируется в виде такого вопроса: «По — прежнему ли мы там, где это необходимо? Не следует провести изменения? Не следует ли нам отказаться от того, чем мы занимаемся? ” Для того, чтобы точно ответить на эти вопросы необходимо постоянно анализировать деятельность и результативность организации.

Потребность в оценке деятельности некоммерческих организаций усиливается также таким явлением, как возросшая конкуренция за ресурсы в некоммерческом секторе и существующие в обществе сомнения относительно того, насколько рачительно и эффективно некоммерческие организации расходуют средства доноров, в том числе полученные из государственного бюджета, и не злоупотребляют ли они своими налоговыми привилегиями. На Западе такие сомнения питаются попадающими в прессу сведениями о непомерно высоких зарплатах руководства некоторых некоммерческих организаций и нецелевом использовании донорских средств для дополнительного фандрайзинга — по этим и иным причинам ощущается растущая потребность в «измерении добрых дел».5

Как известно, в России некоммерческая деятельность также стала предметом оживленного обсуждения, в ходе которого отмечалась возможность злоупотребления статусом НКО. Вместе с тем несомненно, что некоммерческий сектор в России имеет значительный потенциал роста и способен стать действенным фактором развития и модернизации страны.6 Тем важнее иметь возможность судить о том, в какой мере удается использовать этот потенциал. Оценки эффективности повышают прозрачность и подотчетность НКО, представляют объективную картину положения дел в некоммерческом секторе, поддерживают в нем конкурентность и дают стейкхолдерам важную информацию для принятия решений.7

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что анализ результатов деятельности — верный путь развития и роста эффективности деятельности некоммерческой организации, а это в свою очередь значит, что разработка объективных показателей, отражающих результат проделанной работы, является одной из важнейших целей некоммерческого сектора.

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб., среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании. Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

  • действовать согласно 223-ФЗ по размещению закупок;
  • публиковать исчерпывающие сведения об органах управления на своих сайтах;
  • соблюдать те же требования по раскрытию сведений на bus.gov.ru, что и бюджетные учреждения;
  • публиковать исчерпывающие годовые отчеты, исчерпывающий перечень которых должен раскрываться на сайтах правительства и региональных администраций.

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

Итак, Ваша НКО создана, зарегистрирована в установленном законом порядке и поставлена на учет во всех контролирующих органах. Это значит, что приходит момент поиска финансовых средств, за счет которых и будет производится деятельность (конечно, много мы можем выполнить за счет добровольного труда и собственных ресурсов, но для реализации серьезных проектов финансирование необходимо).

Вопрос «Где и как брать деньги?» один из самых частых и возникает еще на этапе планов по созданию НКО. Как же разобраться в понятиях, как «грант», «субсидия», «пожертвование» и т.п.?

Для начала необходимо обратиться к Законодательству Российской Федерации: законы N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и N 7-ФЗ «о некоммерческих организациях» включают статьи, определяющие возможные для НКО источники формирования имущества организации:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  2. Добровольные взносы и пожертвования;
  3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения;
  4. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  5. Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  6. Вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом;
  7. Поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  8. Внешнеэкономическая деятельность общественного объединения;
  9. Другие не запрещенные законом поступления.

Этот список важен для любой НКО, так как по сути дает список возможных источников финансирования. При этом следует учесть, что есть одно принципиальное различие между общественными объединениями и некоммерческими организациями – первые являются членскими и могут устанавливать вступительные или членские взносы.

ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ

Уставом общественного объединения может быть предусмотрена уплата членами взносов (вступительных или членских). Размер и периодичность уплаты членских взносов устанавливается решением высшего руководящего органа НКО. Денежные средства могут быть приняты от членов в кассу организации, либо перечисляться непосредственно на расчетный счет. Членские взносы не облагаются налогом на прибыль и, соответственно, не включаются в доходы организации (т.е. не включаются в расчет единого налога при применении упрощенной системы налогообложения).

Главный минус использования членских взносов как основного источника финансирования деятельности НКО очевиден – для того, чтобы этих средств хватало, необходимо иметь большое количество членов (либо установить значительную сумму взноса). Арифметика очень проста и наглядна: у одной организации 1000 членов, у другой 100, обе они установили размер членского взноса в размере 100 рублей в год. В результате первая организация имеет на свою деятельность 120 тысяч рублей, а вторая только 12 тысяч в год. И если в первом случае за счет этих средств можно обеспечить хотя бы минимальную заработную плату 1-2 специалистам, то во втором денег хватит разве что на приобретение ограниченного количества канцтоваров и расходных материалов.

Так есть ли смысл устанавливать членские взносы? Однозначного ответа нет, так как всё зависит от содержания деятельности общественного объединения. Кроме этого, следует помнить и о том, что выплачивать регулярные взносы (даже незначительные по размеру) люди предпочитают не просто так, а получая взамен какие-либо услуги. Основные права членов организации устанавливаются Уставом, но могут быть дополнены решениями руководящих органов.

Например, члены организации «Труженики тыла и ветераны труда», уплачивая незначительный взнос (порядка 10 рублей в год), получают помощь в оформлении документов и получении статуса «Ветеран труда», и эта услуга оказалась настолько востребованной, что количество членов организации составляет несколько тысяч человек. Профессиональные общественные объединения, как правило, устанавливают более высокий взнос, но и услуги предоставляемые членам у них более значительны (например, предоставление помещения для профессиональной деятельности на льготных условиях или бесплатно, обучение и т.д.).

Рекомендация только одна: при определении необходимости уплаты и размера членских взносов следует учитывать вашу целевую категорию (её финансовые возможности и потребности) и возможности общественного объединения по предоставлению каких-либо услуг и возможностей её членам.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Пожертвования от физических и юридических лиц – один из самых распространенных источников финансовых поступлений социально ориентированных НКО. В зарубежной практике (Европа, США) большинство некоммерческих организаций живут исключительно на пожертвования, однако в России это чаще всего нерегулярные разовые поступления, которые не могут обеспечить постоянную и стабильную деятельность.

Все вопросы, связанные с юридическим статусом пожертвования, регламентирует Гражданский Кодекс РФ (статья 582), согласно которой Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского Кодекса РФ.

Одним из самых важных для НКО моментов является следующий: пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (т.е. являться целевым). При этом организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Почему это так важно? В первую очередь, потому что данное условие исключает целевые пожертвования из базы для исчисления налога на прибыль (и, соответственно, налога применяемого при применении упрощенной системы налогообложения).

Еще один важный пункт указанной статьи говорит нам, что использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования. Т.е. как любой гражданин, передавший организации имущество либо перечисливший финансовые средства, вправе потребовать их возврата если организация использовала полученное по другому назначению, так и организация может потребовать возврата средств (например, полученных на реализацию конкретного проекта, но использованных на иные, не включенные в него мероприятия).

Избежать сложностей с нецелевым использованием можно только грамотной формулировкой платежных документов и ведением постоянного раздельного учета в организации. Если пожертвования сразу перечисляются на расчетный счет организации (через банки или иным способом), можно рекомендовать жертвователям конкретную формулировку (например, «целевое пожертвование на уставную деятельность организации»).

ГРАНТЫ

Еще недавно слово «грант» четко было связано с некоммерческими организациями, именно гранты являлись основным источником средств для их деятельности. В данный момент ситуация изменилось, и связано это в первую очередь с принятием Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в котором такое понятие отсутствует (т.е. органы власти и местного самоуправления, бюджеты различного уровня потеряли право их предоставлять).

Однако Налоговый кодекс это определение всё же содержит. Согласно ему, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  1. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  2. Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Обычно гранты предоставляются благотворительными фондами на реализацию конкретных проектов или мероприятий, чаще всего на конкурсной основе. Для получения финансовых средств организация должна подготовить заявку (форма предоставляется грантодателем) и приложить к ней необходимые документы (как правило, это документы, подтверждающие статус, организационно-правовую форму и сферу деятельности организации – копии свидетельств о регистрации, копия устава и другие). Большинство фондов предлагает своим потенциальным заявителям методическую и консультационную помощь в подготовке пакета документов и разработке заявки, но нередко бывает и так, что организация-заявитель должна сделать всё полностью самостоятельно (например, если грантодатель является иностранной организацией и не имеет возможности проконсультировать кого-то в другой стране и т.п.). Часто помощь в подготовке заявки на какой-то грантовый конкурс готовы оказать ресурсные некоммерческие организации региона (в Самаре такие консультации предоставляет СРОО ИЭКА «Поволжье»).

Информацию о конкурсах и предоставляемых грантах можно найти в различных источниках – на сайтах благотворительных фондов, в специализированных e-mail рассылках, на сайтах ресурсных и информационных центров для НКО, в том числе и на нашем сайте.

СУБСИДИИ

Субсидия отличается от гранта, в первую очередь тем, что это бюджетные средства. В настоящее время определение понятия «субсидия» исключено из Бюджетного Кодекса, но различные финансовые словари (на основе других нормативно-правовых актов) предлагают следующее:

Субсидия в Российской Федерации — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

С момента принятия Бюджетного Кодекса, органы власти и местного самоуправления могут предоставлять только субсидии, и не могут предоставлять гранты.

На самом деле, для некоммерческих организаций принципиальной разницы в том, участвует она в конкурсе грантов или конкурсе на предоставление субсидий, нет. Это различие больше важно самим распорядителям бюджетных средств: все документы, положения и т.п. должны утверждаться распоряжением Губернатора области и соответствовать определенным нормам и требованиям (что замедляет и затрудняет их подготовку). Также в бюджете региона или муниципального образования, должно быть предусмотрено специальное расходное обязательство по предоставлению субсидий (в случае его отсутствия, ни один орган власти или местного самоуправления предоставить субсидию не сможет).

Субсидия может предоставляться как на возмещение затрат социально-ориентированной организации (за оплату помещения, выполнение работ или услуг), так и на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере. Средства субсидий являются строго целевыми, по ним в обязательном порядке предоставляются отчеты и подтверждающие целевое использование документы, ведется раздельный учет.

Получить информацию о субсидиях, предоставляемых тем или иным Министерством или Администрацией муниципального образования можно, как правило, на официальных сайтах, в печатных изданиях, публикующих их распоряжения и приказы («Волжская Коммуна», «Самарская Газета» и др.), в специализированных подразделениях (отделы по работе с общественностью и НКО).

ДОГОВОРЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ

Еще одним источником средств для НКО могут являться бюджетные средства, полученные через процедуры торгов и котировок. Этот источник выделен отдельно от деятельности по реализации товаров и услуг по одной причине – средства, поступившие из бюджетов различных уровней при условии их целевого расходования, не облагаются налогом на прибыль (и, следовательно, не облагаются налогом, применяемым при использовании упрощенной системы налогообложения).

Сложностей и препятствий для социально-ориентированных НКО в этой системе очень много.

  • Во первых, это открытые конкурсы. То есть принять участие в них могут не только социально-ориентированные НКО, но и любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям объявленного конкурса. Существует возможность проведения конкурса среди НКО и малого предпринимательства, но в этом случае также остается конкуренция с субъектами малого предпринимательства.
  • Во вторых, в случае размещения заказа на сумму свыше 500 тысяч рублей, организация-заявитель обязана внести залог для участия в конкурсе (определенный объем денежных средств, который потом возвращается организации).
  • В третьих, НКО сложнее подтвердить целевое назначение и расходование средств, так как основным документом отчетности по таким договорам и контрактам являются акты выполненных работ, а смета часто включает расчетную стоимость услуг (а не полный список статей расходов).

Информация о конкурсах размещается на специальном сайте Главного управления по организации торгов http://www.goszakaz.samregion.ru/

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО НКО

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что все полученные от неё средства будут направлены на реализацию уставных целей. Это значит, что полученные доходы не могут распределяться между членами или руководителями напрямую. Но они могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам организации, приобретения материально-технической базы, организации мероприятий и реализации проектов и программ.

В ряде случаев, предпринимательская деятельность сама по себе может являться проектом или программой некоммерческой организации (например, создание предприятий и рабочих мест для инвалидов или социально-незащищенных категорий населения), однако правило по использованию доходов остается неизменным.

При ведении предпринимательской деятельности СО НКО обязана выполнять все нормы и требования, относящиеся к ней (включая уплату всех налогов, требования по лицензированию и так далее).

Для того, чтобы организация могла вести предпринимательскую деятельность, в ее Устав должен быть включен соответствующий раздел. В нем необходимо не указать сам факт этого, но и перечислить конкретные виды предпринимательской деятельности (формулировки типа «и другие не запрещенные законом виды деятельности» не допускаются).

Одновременно некоммерческая организация может использовать неограниченное число источников финансирования, ключевым условием при этом остается ведение раздельного учета средств и поступившего из них имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *