НКО на УСН доходы

НКО на УСН доходы

Некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения. Но есть особенности, которые свойственны только НКО. Это условия применения упрощенки, правила учета доходов и расходов, а также отличия в составе налоговой декларации. Подробно – в этой рекомендации.

Условия применения упрощенки в НКО

Некоммерческим организациям дают более мягкие условия для применения упрощенки. НКО может применять спецрежим на общих основаниях и на тех же условиях. Но два ограничения для них не действуют.

Ограничения по доле участия в 25 процентов нет. НКО может применять упрощенку, даже когда доля участия в ней другой организации более 25 процентов. Об этом прямо сказано в абзаце 3 подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Стоимость собственных основных средств может превышать 100 млн руб. Это касается только тех объектов, которые в предпринимательской деятельности не используют. То есть основных средств, которые НКО не амортизирует. По амортизируемому имуществу ограничение в 100 млн руб. учитывать нужно.

Такой вывод следует из подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 27 сентября 2013 г. № 03-05-06-02/40169.

Как учитывать доходы и расходы в НКО

Доходы и расходы в некоммерческих организациях на упрощенке учитывают по общим правилам с учетом двух следующих особенностей.

НКО на упрощенке могут не учитывать доходы по статье 251 Налогового кодекса РФ. Речь идет о взносах учредителей, участников или членов, пожертвованиях в виде работ, услуг, имущества или имущественных прав для своей уставной деятельности и т. д.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Это следует из подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 и статьи 251 Налогового кодекса РФ.

НКО с объектом «доходы» могут уменьшать единый налог на страховые взносы с зарплаты, выданной за счет любых источников. А платить зарплату НКО может как за счет целевых средств, так и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Уменьшить единый налог на страховые взносы можно независимо от этого. Об этом письмо Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-11-06/2/105.

Состав декларации по единому налогу

Состав налоговой декларации по единому налогу на упрощенке в НКО отличается от общего случая. НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Это должны делать те НКО, которые в течение года получали целевое финансирование, а также те, у кого на начало года есть остаток целевки прошлого периода, даже если в текущем поступлений не было.

Такие правила установлены разделом VIII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/352.

Главная » Предпринимателю » УСН для некоммерческих организаций в 2018 году

УСН для некоммерческих организаций в 2018 году

Вернуться назад на Некоммерческие организации 2018

При регистрации некоммерческой организации, а иногда и в процессе её деятельности, часто возникает вопрос о выборе системы налогообложения. Если у Вас возникает вопрос, стоит ли Вашей некоммерческой организации переходить на УСН, прочитайте эту статью.

На данный момент применение Упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от:

1. уплаты налога на прибыль организаций,

2. налога на имущество организаций,

3. налога на добавленную стоимость (НДС).

При этом организация уплачивает единый налог, взимаемый в связи с применением Упрощенной системы налогообложения:

а) при выборе объекта налогообложения «Доходы» — 6% со всех поступлений, признающихся доходом в соответствии с Налоговым кодексом РФ,
б) при выборе объекта налогообложения «Доходы минус расходы» — 15% с разницы между доходами и расходами, либо 1% — минимальный налог при отсутствии данной разницы (расходы полностью равны доходам либо превышают их).

Важно помнить, что полученные некоммерческими организациями ЦЕЛЕВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ, использованные по назначению в соответствии с частью 2 статьи 251 НК РФ данным налогом не облагаются. При этом организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов по полученным ею целевым поступлениям.

То есть с грантов, целевых субсидий, целевых пожертвований, взносов членов и учредителей налог не взимается.

Также при применении УСН Руководитель организации может принимать ведение бухгалтерского учёта на себя (то есть НКО может жить и работать без Главного бухгалтера, специализированной организации по предоставлению услуг по ведению бух.учета и т.п. в соответствии с законом «О бухгалтерском учете»).

Изначально Упрощенная система налогообложения включала и иные плюсы – уменьшенную ставку налогов на фонд оплаты труда и отсутствие необходимости вести бухгалтерской учет. Именно ради этого большинство некоммерческих организаций и переходили на Упрощенную систему. Однако в данное время эти положения исключены из Налогового кодекса РФ и никаких «льгот», кроме указанных выше, УСН не предполагает.

Таким образом, применение УСН однозначно выгодно некоммерческой организации, если:

1. НКО реализует товары, выполняет работы и оказывает услуги на территории Российской Федерации (в том числе социальные услуги, платные услуги своим членам и т.п.);

2. НКО имеет движимое или недвижимое имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве основных средств, т.е. имущество, предназначенное для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев и стоимостью более 40 000 рублей.

Например, помещение, автомобиль, компьютерную и бытовую технику стоимостью выше 40 000 рублей (более подробную информацию о том, что является облагаемым налогом имуществом, смотрите в соответствующей статье НК РФ).

Организация (в том числе некоммерческая) имеет право перейти на Упрощенную систему налогообложения, если:

1.

Нюансы перехода некоммерческой организации на УСН

доходы организации по итогам 9 месяцев текущего года не превышают 45 миллионов рублей (года, в котором организация подаёт уведомление о переходе на УСН);

2. средняя численность работников организации меньше 100 человек (за отчетный период);

3. организация не имеет филиалов;

4. остаточная стоимость основных средств менее 100 миллионов рублей;

5. организация не производит подакцизные товары.

Перейти на Упрощенную систему налогообложения можно с 1 января следующего календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря текущего года. В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения.

Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения. Вновь созданная организация вправе перейти на УСН в срок не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе.

Получается, что для НКО, финансируемой в рамках социальных проектов (за счет грантов и субсидий), за счет взносов членов и пожертвований и не имеющей дорогостоящего имущества (свыше 40 000 рублей) со сроком использования более года, принципиальной разницы между обычной и упрощенной системой налогообложения нет.

Однако, как только в организации появляется объект для налогообложения (например, в рамках социального проекта приобретается автомобиль или ноутбук стоимостью более 40 000 рублей), она обязана уплачивать по нему соответствующий налог до того момента, когда сможет перейти на УСН (то есть до 1 января следующего года).

Впрочем, серьёзные приобретения обычно планируются заранее и организация может рассчитать «выгодные» для неё сроки приобретения подобного имущества (до 31 декабря текущего года подать уведомление о применении УСН, а осуществить покупку уже после 1 января следующего года).

Получается, что некоммерческая организация может не торопиться с переходом на УСН до тех пор, пока в ней не появится необходимость. В то же время, применение УСН не требует значительных дополнительных затрат и незначительно увеличивает документооборот организации: добавляется лишь один документ – предоставляемая раз в год Декларация по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Если организация фактически не ведёт финансово-хозяйственной деятельности (многие начинающие НКО даже не имеют Расчетного счета, а ведут деятельность за счет личных средств, которые никак не оформляют), можно не переходить на УСН и незначительно сократить затраты времени на подготовку нулевой отчетности.

Однако если организация планирует развиваться, то есть смысл применять упрощенную систему налогообложения сразу, чтобы не подстраивать график покупок и организации новых видов деятельности под сроки перехода на УСН.



Некоммерческие организации: можно ли перейти на УСН

Новая упрощенная система налогообложения столь привлекательна, что перейти на нее не прочь даже некоммерческие организации. Могут ли они это сделать? Не будем торопиться с ответом.

Прежде вспомним условие, которому должна удовлетворять организация, чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Оно таково: по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не должен превышать 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Об этом гласит п.2 ст.346.12 НК РФ.

В п.3 ст.346.12 Кодекса приведен список ограничений по переходу на УСН. Отсутствие у организации предпринимательской деятельности и доходов от нее таким ограничением не является. Соответственно, если организация является некоммерческой, это вовсе не означает, что она не может перейти на упрощенную систему.

Стало быть, некоммерческие организации могут воспользоваться УСН? Не все так просто. Дело в том, что пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ запрещает применять УСН организациям, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25% (данное ограничение в определенных случаях не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов).

Организациями для целей налогообложения являются все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. К организациям также относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (п.2 ст.11 НК РФ).

При определении доли участия одной организации в другой следует руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Упрощенная система налогообложения в НКО

Под участием в организации понимается участие ее учредителей или участников в образовании имущества организации (ст.48 ГК РФ). Причем учредители (участники) могут иметь имущественные права в отношении организации, а могут и не иметь их.

В пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не сказано, что под непосредственным участием в организации других организаций понимается только участие учредителей и участников, имеющих в отношении этой организации имущественные права. Значит, под непосредственным участием в организации других организаций следует понимать любое участие учредителей или участников — организаций. Имеют ли они имущественные права в отношении данной организации, роли не играет.

Запомним этот вывод и поговорим о каждой организационно-правовой форме, в которой может существовать некоммерческая организация, отдельно.

Благотворительные и другие фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов гражданами и (или) юридическими лицами, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Данное определение содержится в ст.7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Таким образом, если при учреждении фонда доля имущественных взносов учредителей-организаций превысит 25% от общей суммы имущественных взносов, фонд не вправе применять УСН.

Профсоюзы

Под профсоюзом понимается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Об этом гласит ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Согласно ст.24 данного Закона источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. При отсутствии доли участия (имущественных взносов, в том числе вступительных и членских) со стороны учредителей и участников-организаций профсоюз вправе применять УСН. Точно так же можно перейти на упрощенную систему, если доля участия организаций в имуществе профсоюза не превышает 25%.

Профсоюзы могут объединяться в ассоциации и объединения. Профсоюзы являются юридическими лицами, поэтому в ассоциациях и объединениях доля участия организаций фактически составляет 100%. Соответственно, такие ассоциации и объединения не могут перейти на УСН.

Ассоциации коммерческих организаций

Коммерческие организации в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций. Такое право им предоставлено ст.121 ГК РФ.

Очевидно, что доля участия организаций в созданной ими ассоциации составляет 100%. Следовательно, ассоциация не вправе применять УСН.

Образовательные учреждения

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными или негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений). Об этом гласит ст.12 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

Учредителями образовательного учреждения могут выступать:

  1. органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы);
  3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;
  4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;
  5. российские и иностранные граждане.

Учредителями образовательного учреждения могут быть одновременно несколько лиц.

Для обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет за образовательным учреждением имущество, принадлежащее учредителю на праве собственности или арендуемое им у третьего лица.

Исходя из сказанного негосударственные образовательные учреждения, в которых доля имущественных взносов учредителей-организаций составляет более 25% от общей суммы имущественных взносов, не вправе применять УСН.

Торгово-промышленные палаты

Торгово-промышленная палата (ТПП) является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и предпринимателей. Об этом сказано в ст.1 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Источниками формирования имущества ТПП являются, в частности, вступительные и членские взносы ее членов. Если данные взносы организаций — членов ТПП составляют более 25% от общей суммы вступительных и членских взносов, территориальная палата не вправе применять упрощенную систему.

Автономная некоммерческая организация

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Целью ее учреждения является предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Об этом гласит ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Если при учреждении автономной некоммерческой организации доля учредителей-организаций превысит 25%, некоммерческая организация не вправе применять упрощенную систему.

Политическая партия

Политическая партия должна иметь региональные отделения. Под региональным отделением понимается структурное подразделение партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. Партия может иметь иные структурные подразделения. Это следует из п.п.2 и 3 ст.3 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом специального порядка их регистрации. Деятельность партии и ее региональных отделений осуществляется в полном объеме, в том числе как юридических лиц с момента государственной регистрации. Иные структурные подразделения политической партии также могут быть наделены статусом юридического лица (то есть считаться организацией для целей налогообложения).

В собственности партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, в том числе переданное политической партии ее организационным комитетом. Собственником имущества партии, включая имущество ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является партия в целом.

Таким образом, если в образовании имущества политической партии, в том числе ее структурных подразделений, участвуют другие организации и доля такого участия составляет более 25%, политическая партия и ее региональные отделения не могут применять УСН.

Бюджетное учреждение

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность такого учреждения финансируется из бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст.161 Бюджетного кодекса РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут своими действиями от имени России, субъектов РФ и муниципальных образований приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности (ст.125 ГК РФ). Государственные органы власти и органы местного самоуправления являются юридическими лицами (и, соответственно, организациями в том смысле, который вкладывает в это понятие ст.11 НК РФ).

Таким образом, если совокупная доля участия федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальных образований в бюджетном учреждении составляет более 25%, учреждение не вправе применять УСН.

Другие ограничения для перехода на УСН

Мы рассмотрели положение ст.346.12 Кодекса, запрещающее переходить на упрощенную систему организациям, доля участия в которых других организаций превышает 25%. Однако в ст.346.12 есть и другие ограничения, которые распространяются в том числе и на некоммерческие организации. В частности, не могут перейти на упрощенную систему организации, имеющие филиалы или представительства (пп.1 п.3).

Напомним, что представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст.55 ГК РФ).

Обратите внимание: перейти на УСН не могут только организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами. Они должны быть указаны в таком качестве в учредительных документах организации, наделены ее имуществом и действовать на основании положений, утвержденных организацией. Организации (в том числе некоммерческие), имеющие иные обособленные подразделения, при соблюдении всех других условий, предусмотренных ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощенную систему.

Кроме того, некоммерческая организация не вправе воспользоваться УСН, если средняя численность ее работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек либо если стоимость основных средств и нематериальных активов по данным бухучета больше 100 млн руб.

Если все условия, предусмотренные ст.346.12 НК РФ, соблюдены, некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему. Для этого ей необходимо подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения заявление не позднее срока, установленного в п.1 ст.346.13 Кодекса.

С.Б.Пахалуева

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Управление

налогообложения малого бизнеса

МНС России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *