Нормативные значения

Нормативные значения

Симонова В.А., кандидат экономических наук, старший преподаватель Томм В. А.

(Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского)

НОРМАТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ БАЛАНСА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассмотрены законодательные акты, нормирующие финансовые коэффициенты, сформирована оптимальная структура баланса на основе законодательных нормативов, проанализировано соответствие среднеотраслевых балансовых показателей нормативным значениям, встречающимся в законодательстве РФ.

Ключевые слова: нормативные значения, финансовые коэффициенты, структура баланса.

В современных рыночных условиях, обусловленных ситуацией неопределенности и конкурентной борьбой, хозяйствующие субъекты должны использовать все имеющиеся у них возможности оставаться финансово устойчивыми и поддерживать достаточный уровень ликвидности для обеспечения своей кредитоспособности . Для оценки устойчивого финансового состояния предприятия кредиторами и инвесторами в числе прочих финансовых расчетов проводится анализ финансовых коэффициентов. Проведение анализа финансовых коэффициентов достаточно сложная процедура, которая включает в себя методологическое обоснование, решение проблем использования различного рода финансовой информации и ее обработки . На сегодняшний день законодательство дает алгоритмы расчетов различных финансовых коэффициентов, а так же определенные нормативные значения к каждому конкретному показателю, трактуя их как нормы, которые фирма должна соблюдать для поддержания финансовой устойчивости и ликвидности . Главная проблема современного законодательства в области финансового анализа заключается именно в том, что оно, главным образом, не адаптировано под различные отраслевые особенности функционирования той или иной фирмы, не учитываются особенности производственного процесса и его длительности, материально-технического обеспечения, потребности в заемных средствах, других факторов . Рекомендуемые значения основных финансовых коэффициентов, которые регламентируются законодательными актами РФ представлены в таблице №1.

Таблица 1

Сводная таблица нормативных значений финансовых коэффициентов встречающихся в законодательных актах

Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент быстрой ликвидности Коэффициент при мобилизации средств Коэффициент структуры Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами Коэффициент мобилизации собственных оборотных средств

1 2 3 4 5 6 7

Формула Та То ДС + КФВ -1- Дз Зп То Зк Ск СОс Та СОс Ск

Приказ Минэкономики 1 — 2 > 1 0,5 — 0,7 < 0,7 > 0,1 0,2 — 0,5

№118

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7

Методические

рекомендации №ВК477 1,6 — 2 0,8 — 1 — — — —

Положение

ЦБРФ №337-П

Приказ Миннауки РФ №212 > 2 — — — > 0,1 —

Максималь-

ное/минимальн 1-2 0,6-1,5 0,5-0,7 <0,7 >0,1 0,2-0,5

ое значения

Все это говорит о том, что применение законодательно установленных нормативов в области финансового анализа будет не адекватно отражать действительное положение дел фирмы . Поэтому, финансовый анализ должен включать в себя отраслевые особенности, понимания функционирования той или иной отрасли для формирования ряда ключевых нормативов ее деятельности. Так в США ключевым показателем ликвидности является коэффициент текущей ликвидности. Он адаптирован под различные отрасли и их особенности. Законодательно в Российской Федерации такой практики не существует . Так по данным Министерства торговли США, коэффициент текущей ликвидности принимает следующие значения для различных отраслей промышленности (которые относятся к реальному сектору экономики): машиностроение — 1,47; химическая промышленность — 1,3; текстильная и легкая промышленность — 1,41; нефтяная и угледобывающая промышленность — 1,0; производство продуктов питания — 1,25; издательская деятельность — 1,67; розничная торговля — 1,5.

В настоящее время в экономически развитых странах нормативное значение коэффициента текущей ликвидности, равное двум, рассматривается всего лишь как «безопасное значение», так как ликвидных средств должно быть достаточно для безусловного выполнения краткосрочных обязательств, и их соотношение не должно приближаться к пороговому значению, равному единице . Нужно заметить, что все законодательные акты Российской Федерации нормирующие финансовые коэффициенты являются лишь рекомендательными. На сегодняшний день нет строго оговоренных норм, касательно финансовых коэффициентов, по которым можно было бы признать хозяйствующий субъект неплатежеспособным и объявить его банкротом, не учитывая оговоренные меры о просроченных задолженностях перед партнерами и (или) государством в ФЗ №127 «О банкротстве (несостоятельности)» . То, что законодательные акты являются рекомендательными, уже свидетельствует о том, что они потенциально предполагают различные отклонения от нормативов в силу отраслевых особенностей функционирования хозяйствующего субъекта. Но на сегодняшний день нет норм колебаний основных коэффициентов относительно различных отраслей. Ранее уже были попытки сформировать ряд показателей отражающих неудовлетворительную структуру баланса. Главной целью было вовремя пресечь проблемный хозяйствующий субъект и применить к нему процедуры банкротства с той целью, чтобы он не принес убытков своим партнерам, контрагентам и прочим кредиторам т.к. ухудшение финансового положения вследствие реального банкротства партнеров является неблагоприятным для экономики в целом . Такой практикой являлось формирование законодательных актов о банкротстве (несостоятельности) хозяйствующих субъектов. При оценке удовлетворительной структуры баланса использовались показатели текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, а в заключение в зависимости от того, соответствовали первые два показателя установленным нормам или нет, рассчитывался коэффициент восстановления или утраты платежеспособности . Такая методика, безусловно, не дает точную оценку фи-

нансового состояния и это видно на эволюции законодательного акта о банкротстве (несостоятельности). Последний вариант законодательного акта ФЗ № 127 «о банкротстве (несостоятельности)» не содержит каких-либо нормативов финансовых коэффициентов . Это вызвано сложностью проведения финансового анализа и учета всей информации характеризующую успешность хозяйствующего субъекта. Главными критериями признания фирмы банкротом стала значительная просроченная задолженность платежей пред партнерами и государством. На основе именно этого открывается дело о банкротстве, а финансовые коэффициенты используются лишь как косвенное обоснование . Именно такой ход дел объясняет то, что на сегодняшний день нет законодательного акта, который бы охарактеризовал финансовые нормы для каждой отрасли. Для того, чтобы охарактеризовать оптимальную структуру бухгалтерского баланса в соответствии с установленными законодательством РФ нормами, нами была математически решена система ограничений, сформированная в соответствии с таблицей № 1 :

Г А1+А2+А3+А4+А5/К3 > 1 А1+А2+А3+А4+А5/К3 < 2 А1+А2+А3/К3 > 0,8 А1+А2+А3/К3 < 1 ) А4/К3 > 0,5 ] А4/К3 < 0,7 К2+К3/К1 < 0,7

А1+А2+А3+А4+А5-К3/А1+А2+А3+А4+А5 > 0,1 А1+А2+А3+А4+А5-К3/К1 > 0,2 А1+А2+А3+А4+А5-К3/К1 < 0,5

Решив систему ограничений с помощью математической программы используя функцию поиска решения, мы получили множество вариантов. Наиболее усредненные или статичные нормы статей баланса приведены в таблице №2 .

Таблица 2

Оптимальная структура бухгалтерского баланса в соответствии с законодательными актами РФ

Наименование статей бухгалтерского баланса Оптимальное статичное значение долей статей бухгалтерского баланса Колебания долей статей, при которых выполняются требования законодательства РФ

Внеоборотные активы 53,88 45 — 63

Оборотные активы 46,07 36 — 54

Запасы 13,02 4,71 — 22,14

Дебиторская задолженность 20,35 10,82 — 30,99

Денежные средства и их эквиваленты 3,4 1 — 6,21

Прочие оборотные активы 9,17 6,02 — 11,84

Капитал и резервы 51,83 48,25 — 55,88

Долгосрочные финансовые вложения 19,53 12,54 — 25,50

Краткосрочные финансовые вложения 28,61 26,12 — 34,17

Если проанализировать соответствие отраслей законодательным нормативам предоставленных в таблице №3 и полученным оптимальным значением статей бухгалтерского баланса то можно увидеть, что более половины проанализированных отраслей относятся к разделу несоответствия законодательству . Это говорит не о том, что отраслевая структура имеет определенные проблемы, а лишь о том, что их структура баланса не соответствует требованиям законодательных актов в силу отраслевых особенностей, но при этом такие хозяйствующие субъекты не являются финансово неустойчивыми .

Таблица 3

Таблица соответствия отраслевой структуры законодательным актам

Доли статей в итоге бухгалтерского баланса в % Внеоборотные активы Оборотные активы Запасы Дебиторская задолженность Денежные средства и их эквиваленты Прочие оборотные активы Капитал и резервы Долгосрочные финансовые обязательства Краткосрочные финансовые обязательства

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отрасли с полным соответствием законодательным актам (5/22).

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 63,98 36,02 4,71 13,26 6,21 11,84 54,76 20,21 25,01

Оптовая и розничная торговля 49,99 50 8,59 30,99 3,52 6,9 55,88 12,54 31,56

Металлургическое производство и производство готовы 50,04 49,95 14,51 19,84 4,03 11,57 50,1 23,77 26,12

металлических изделии

Химическое производство 45,4 54,51 15,18 26,41 2,37 9,55 50,18 15,64 34,17

Рыболовство, рыбоводство 60,10 39,89 22,14 10,82 0,91 6,02 48,25 25,50 26,23

Отрасли с частичными отклонениями от законодательных актов (5/22 .

Сельское хозяйс

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Когда фирма списывает МПЗ

К материально-производственным запасам относятся сырье, материалы, товары, готовая продукция, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, канцелярские товары, запчасти, топливо и т. д. Этот список можно найти в пункте 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

ПБУ 5/01 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 180н об утверждении ФСБУ 5/2019 «Запасы». Однако годовую отчетность за 2020 год мы сдаем еще вместе со старым ПБУ и используем пока его нормы.

Традиционно МПЗ списывают при выбытии в таких случаях:

  • при продаже или безвозмездной передаче;
  • при передаче в производство или для управленческих нужд.

Их также списывают, но гораздо реже, когда становится ясно, что никаких экономических выгод от их использования или даже продажи не предвидится. Причина — ухудшение в процессе хранения их качества или товарного вида. Также они могут морально устареть, когда, например, на товар нет спроса или продукция, для которой предназначены запчасти, снята с производства.

В этом случае отдельные наименования из перечисленных видов запасов как раз и приобретают это неблагозвучное название «неликвиды». То есть становятся ими.

А почему их списывают реже? Да потому, что они длительное время не используются и не реализуются. И «находят» их, как правило, во время инвентаризации перед составлением годового отчета.

Вот тогда их и списывают. Исходя их сказанного, причин и оснований для списания может быть несколько:

  • как пришедшие в негодность по истечении срока годности;
  • как морально устаревшие.

Понадобятся документы, которыми нужно оформить списание.

Документальное оформление

Если во время инвентаризации выявились неликвиды, инвентаризационная комиссия должна составить акт на списание.

Форму акта на списание можно разработать самостоятельно, не забывая об обязательных реквизитах первичного документа по Закону о бухучете.

Из него должно быть ясно, что, сколько, по какой цене за единицу, на какую сумму и по какой причине списывается. Обязательно укажите в акте, что виновные лица не установлены, и что инвентаризационная комиссия постановила списать данные запасы в связи с их непригодностью для дальнейшего использования.

Также в акте нужно отразить, что делать со списанными МПЗ — уничтожить их или передать на утилизацию сторонней организации.

Факт уничтожения нужно зафиксировать в акте об уничтожения. В нем укажите дату совершения операции, количество запасов. Подписать акт должна отдельная комиссия.

Если вы передаете свои неликвиды сторонней организации для утилизации или на уничтожение, то для учета расходов, связанных с утилизацией (уничтожением), понадобится акт их передачи этой организации.

Напомним, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Например, неликвидные компьютеры и мониторы относятся к IV классу опасности.

Налоговый учет списания неликвидов

Стоимость списанных морально устаревших неликвидных МПЗ, запасов с истекшим сроком годности и затраты на их утилизацию (уничтожение) можно включить включите в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом, как указал Минфин в письме от 23 апреля 2019 г. № 07-01-09/29286:

  • списание должно быть правильно оформлено документально;
  • МПЗ приобретались ранее для предпринимательской деятельности;
  • обязанность утилизации (уничтожения) конкретных просроченных запасов предусмотрена законодательством.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Списание товаров с истекшим сроком годности

Что же касается НДС, то восстанавливать его при списании материалов, которые непригодны для дальнейшего использования, не нужно. НК такая обязанность не предусмотрена (см., например, письма Минфина от 15 мая 2019 г. № 03-07-11/34572, от 15 марта 2018 г. № 03-03-06/1/15834).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подключить бератор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *