Нормативы кредитного риска

Нормативы кредитного риска

Глава 7. Совокупная величина риска

по инсайдерам банка (Н10.1)

7.1. Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (H10.1) регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком.

7.2. Норматив H10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам (капиталу) банка. Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1) рассчитывается по следующей формуле:

SUM Крси

H10.1 = ——— х 100% <= 3%, где

К

Крси — величина i-го кредитного требования к инсайдеру

банка, кредитного риска по условным обязательствам кредитного

характера и срочным сделкам, заключенным с инсайдером за вычетом

сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным

требованиям в соответствии с Положением Банка России N 254-П и

Положением Банка России N 283-П, определенная с учетом взвешивания

на коэффициенты риска, установленные в отношении соответствующих

активов в соответствии с пунктом 2.3 настоящей Инструкции.

Показатель Крси рассчитывается в отношении инсайдеров банка в



Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой деятельности коммерческих банков. В статье рассмотрены основные методики и группы показателей, которые используются для оценки финансовой устойчивости коммерческого банка в РФ.

Ключевые слова: финансовая устойчивость, коммерческий банк, методики оценки устойчивости, методика Банка России, методики рейтинговых агентств, методика Кромонова

Многие современные государства демонстрируют эффективное использование банковского сектора, как в целях решения экономических проблем, так и в целях формирования устойчивого развития экономики .

В этом случае коммерческие банки являются катализаторами экономического развития благодаря активному участию в инвестировании экономических преобразований.

Вершинина Т.Р в своей статье выражает следующее мнение: «Финансовую устойчивость можно определить, как с позиций узкого понимания (ликвидность, платежеспособность банка), так и с позиций широкого понимания — восстановление своего состояния после воздействия различных дестабилизирующих факторов (под восстановлением состояния понимается способность банка вернуться в прежнее положение, продолжив выполнять свои функции и достигать поставленных целей и задач)» .

Данное определение содержит:

‒ результативный подход к пониманию финансовой устойчивости, указывающий на то, что её поддержание обеспечивается выполнением банком заданных параметров его деятельности;

‒ ресурсный подход, определяющий то, что банк привлекает денежные средства в целях размещения их на рынке.

Однако, современные условия, открывая новые возможности для развития коммерческих банков, одновременно содержит риски для их финансовой устойчивости, так как банки вынуждены адаптироваться к изменившимся макроэкономическим условиям.

В итоге, финансовая устойчивость коммерческих банков, то есть способность своевременно выполнять все взятые на себя обязательства перед клиентами, собственниками, сотрудниками, регулятором и обеспечивать непрерывность своей деятельности, может ухудшаться.

Об этом судят по состоянию показателей финансовой устойчивости (таблица 1).

Таблица 1

Показатели финансовой устойчивости коммерческих банков

Группы показателей

Качественные показатели

Количественные показатели

Показатели надежности

срок деятельности банка с момента его государственной регистрации, перечень банковских лицензий; наличие структурных подразделений;

уровень технологического развития

показатели мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности; показатели платежеспособности

Показатели финансовой гибкости

уровень конкурентоспособности банка; качество управления

показатели рыночной стоимости банка, рентабельности активов и капитала

Показатели финансовой стабильности

показатели агрессивности кредитной политики, уровня риска

показатели качества активов и пассивов

Показатели финансового равновесия

доля на рынке банковских услуг; ассортимент оказываемых услуг, сегментация клиентской базы банка

объем и показатели достаточности собственного капитала; показатели объема, темпов роста и структуры ресурсной и клиентской базы

Сложные экономические условия работы коммерческих банков России, требуют от них больших усилий для поддержания финансовой устойчивости, для чего наряду регулирующими (управление актива и пассивами, оптимизация ресурсов, диверсификация деятельности) используются стабилизирующие (снижение уровня риска, формирование страховых резервов, повышение прибыльности) методы .

В статье Пономарева Н.А предлагает три вида методик определения финансовой устойчивости: «методика Банка России, методики рейтинговых агентств и авторские методики» .

Представим данные методики в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика методик оценки финансовой устойчивости вРФ

Показатель

Методика Банка России

Методика агентства «Эксперт РА»

МетодикаВ.С.Кромонова

Капитал банка

Показатель достаточности капитала. Показатель общей достаточности

Достаточность капитала. Коэффициент финансового рычага.

Генеральный коэффициент надежности (КД

Коэффициент качества капитала

Коэффициент защищенности капитала

(Кб)

Активы банка

Качество ссудного портфеля. Качество активов. Просроченные кредиты. Объёмы созданных резервов. Концентрация крупных кредитных рисков (в том числе на инсайдеров и на акционеров)

Просроченная задолженность. Объём принятого обеспечения. Объём созданных резервов и др.

Коэффициент мгновенной ликвидности (К2) Кросс-коэффициент (Кз)

Ликвидность банка

Коэффициенты ликвидности. Структура обязательств по срокам. Зависимость от МБК. Риск вексельных обязательств

Коэффициенты ликвидности, зависимость банка от рынка МБК

Генеральный коэффициент ликвидности (К4)

Доходность и рентабельность операций банка

ROA, ROE. Структура доходов и расходов. Чистая процентная маржа

ROA, ROE, чистая процентная маржа

Коэффициент фондовой капитализации прибыли (К6)

Как показывает анализ данных табл.2, каждая методика имеет свои достоинства и недостатки.

Методика Банка России имеет, как достоинство, значительное количество показателей, позволяющих проанализировать большую часть сторон функционирования банка, также неоспоримым достоинством является стандартизированность методики. Хотя она не лишена недостатков, к ним можно отнести большую трудоёмкость определения значительного количества коэффициентов .

Методики рейтинговых агентств, хотя и обобщают в себе значительное количество коэффициентов, также имеют недостаток. Рейтинги национальных рейтинговых агентств обычно на 2–3 ступеньки выше международных рейтингов. Также у банка есть возможность отказаться от публичного объявления рейтинга, если он его не устраивает, или провести рейтингование по желанию банка.

Авторские методики разнообразны, они одни базируются на расчёте и анализе коэффициентов устойчивости банка (А. К. Муравьева, Е. А. Тархановой), другие на эконометрических моделях оценки устойчивости банка (А. А. Пересецкого, О. П. Овчинниковой, А. Ю. Бец). Рассмотрена методика на основе интегрального метода В. С. Кромонова. Она также обладает недостатком, в ней не учитывается прибыльность банка.

Самыми эффективными, на взгляд автора, является методика Банка России.

Вторым немаловажным признаком финансовой устойчивости банков является ее динамика, способность возвращаться в исходное состояние после какого-либо стороннего воздействия. Финансовая устойчивость определяет способность банка противостоять внешним влияниям. Это определяет уровень работоспособности кредитной организации, так как для нормального функционирования и развития она должна быть нечувствительна к влиянию негативных факторов. В особенности это становится актуальным в связи с устойчивыми кризисными явлениями в современной экономике.

Повышение финансовой устойчивости банка достигается путем проведения комплекса мероприятий, направленных на укрепление позиций кредитной организации в банковской системе в целом. Прежде всего, это происходит путем оптимизации финансового состояния и создания эффективной стратегии развития банка.

Традиционно степень финансовой устойчивости определяется такими характеристиками, как ликвидность, циркуляция денежных потоков, платежеспособность, достаточность капитала, прибыльность от отдельных услуг и операций.

Ликвидность — одно из определяющих условий финансовой устойчивости кредитной организации. Многие экономисты склонны указывают на важнейшую роль ликвидности в сохранении стабильности банка. Банк признается ликвидным при условии достаточности его наличных средств и прочих ликвидных активов для погашения долгосрочных финансовых обязательств .

Степень ликвидности банка оценивается по Инструкции 1 Банка России «О порядке регулирования деятельности банков». Степень ликвидности определяется путем сравнения коэффициентов конкретной кредитной организации, рассчитанных по методам Центробанка, с установленными нормами. Банк России осуществляет регулярный контроль над поддержанием коэффициентов ликвидности на необходимом уровне.

Одной из главных причин снижения ликвидности является рост просроченной задолженности. Особенно остро эта проблема стоит в современный период экономической нестабильности.

Несогласованность активов и пассивов также является существенной причиной нарушения ликвидности банка. Во избежание этого необходимо диверсифицировать мало ликвидные активы в активы с большей ликвидностью, привлекать вклады на более длительные сроки, а также находить дополнительные источники привлечения ресурсов.

Достаточность капитала также является критерием надежности банка. Его размер определяет способность кредитной организации сохранять стабильность в кризисные периоды, т. е. говорит возможности банка стойко переносить убытки без вреда для собственной платежеспособности. Достаточность капитала указывает на доверие акционеров и клиентов к деятельности банка, на качество менеджмента.

Капитал ограничивает масштабы операций, проводимых банками, и оценка его величины производится согласно Положению ЦБРФ «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 26.10.2011 года № 159-П, принятого в соответствии с нормами Базельского комитета по банковскому надзору.

Для повышения финансовой устойчивости банкам необходимо контролировать не только достаточность капитала, но и обращать внимание на его качество .

Важным моментом в определении степени финансовой устойчивости являются прибыльность. Оценка прибыльности банковской деятельности проводится с целью определения ее достаточности для дальнейшего успешного функционирования кредитной организации.

В частности, речь идет о своевременном и полном покрытии расходов, вызванных невозвратом банковских активов, формировании внутрибанковских источников затрат на развитие кредитной организации и повышение уровня ее конкурентоспособности.

Таким образом, в целях повышения финансовой устойчивости банкам необходимо уделять внимание не только достаточности, но и поддерживать на должном уровне качество собственного капитала, следить за качеством активов, привлекать на обслуживание стабильных клиентов, контролировать движение денежных потоков, соблюдать баланс привлечения и размещения ресурсов. Существует несколько факторов, по которым происходит развитие банковской сферы в направлении улучшения качественных показателей ее деятельности.

Первый заключается в главенствующей роли банков в финансовом обеспечении экономического подъема, что невозможно без существенного усиления инвестиционной активности.

Никакие другие финансовые институты не способны обеспечить должный уровень инвестиционной активности. Инвестиционные потребности промышленных структур под силу обеспечить только крупным стабильным банкам, имеющих долгосрочные связи с промышленным производством. К сожалению, в современных кризисных условиях желание банков развивать инвестиционную деятельность неизбежно сталкивается с ее финансовой невыгодностью. В данном случае меры поддержки в первую очередь должны исходить от государства. Прежде всего, речь идет об уменьшении обязательных резервных требований со стороны Банка России, освобождение от налогов доходов банка, полученных от долгосрочных кредитов, поддержке проектов, направленных на развитие реального сектора экономики .

Следующим необходимым направлением совершенствования банковского сегмента является расширение комплекса финансовых услуг, предоставляемых банками своим клиентам. Необходимость диверсификации обусловлена рыночными условиями, в которых потребности хозяйствующих субъектов в новых видах финансовых услуг постоянно растут.

В настоящее время наиболее продуктивно развивающиеся кредитные организации занимаются активной разработкой новых банковских продуктов. Если сравнивать перечень услуг, предлагаемых отечественными кредитными организациями в настоящее время, с услугами, предоставляемыми банками в странах с развитой рыночной экономикой, где, по разным оценкам, таких услуг от нескольких сотен до нескольких тысяч, можно понять, насколько сложную и серьезную работу еще предстоит проделать банковской системе по мере формирования развитого рынка.

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Финансовая устойчивость является важнейшей характеристикой стабильности банковской системы в условиях рыночной экономики. Ее обеспечение — одна из наиболее актуальных проблем деятельности кредитных организаций.

В процессе изучения трудов отечественных и зарубежных экономистов было выявлено отсутствие единого подхода к определению понятия «Финансовая устойчивость банка». В данной работе понятие было уточнено и конкретизировано, в результате можно говорить о том, что финансовая устойчивость кредитных организаций — это комплекс характеристик деятельности банка, указывающий на его способность стабильно функционировать, качественно оказывая весь спектр услуг и принося доход в долгосрочной перспективе, независимо от внешних изменений экономической и конкурентной среды .

Для повышения и поддержания финансовой стабильности необходимо осуществлять комплекс мероприятий, направленных на укрепление позиций кредитной организации в банковской системе в целом. Это внимание не только к достаточности, но и качеству собственного капитала, привлечение устойчивых платежеспособных клиентов, контроль над движением денежных потоков, соблюдение необходимого баланса привлечения и размещения ресурсов.

Можно выделить ряд направлений, по которым необходимо производить совершенствование банковского сегмента в целях повышения его финансовой устойчивости. Одно из них — понимание ключевой роли банков в существенной повышении стабильности экономики, которое невозможно без значительного увеличения инвестиционной активности. В условиях финансового кризиса стремление кредитных организаций к инвестиционной активности наталкивается на ее экономическую нецелесообразность. В связи с этим необходима существенная поддержка со стороны государства в виде снижении резервных требований и освобождения инвестиционного направления от налогов. Создание условий для повышения инвестиционной деятельности кредитных организаций напрямую отвечает государственным интересам России.

Второе актуальное направление повышения финансовой устойчивости банков — диверсификация банковской деятельности, расширение круга оказываемых банком услуг. Безусловно, Диверсификация банковских продуктов станет существенной необходимостью в самой недалеком будущем.

Банки, для повышения финансовой устойчивости могут проводить комплекс следующих мероприятий:

‒ необходимо разработать и внедрить внутреннюю систему управления финансовой устойчивостью;

‒ развитие системы стресс-тестирования;

‒ внедрение методов Базеля II и элементов Базеля III в систему управления финансовой устойчивостью;

‒ проведение работы с банковскими рисками, особенно обратить внимание на требования к заемщикам, совершенствование системы мониторинга за действующими кредитными договорами;

‒ взаимодействие всех отделений банка для поддержания финансовой устойчивости банка.

Таким образом, на современном этапе экономики России, характеризующемся переходом к интенсивной модели экономического роста с целью преодоления структурного кризиса, обеспечение финансовой устойчивости коммерческих банков имеет определяющее значение.

По всей совокупности коммерческих банков финансовая устойчивость оценивается как стабильная, что удалось добиться благодаря своевременным действиям монетарных властей и самостоятельно принятым банками мерам. На это указывают результаты стресс-тестов ЦБ РФ.

Однако, риски для ухудшения финансовой устойчивости коммерческих банков все же имеются, о чем свидетельствует снижение показателя достаточности собственных средств, а также существенное падение рентабельности активов и капитала.

Поэтому, требуется продолжение программ господдержки и активные усилия со стороны самих банковских учреждений. Только в этом случае коммерческие банки смогут обеспечить финансово устойчивое функционирование и реализовать потенциал в ускорении процессов реструктуризации российской экономики.

Литература:

Банк России устанавливает нормативы, которые обязана выполнять каждая кредитная организация в нашей стране. В случае несоблюдения нормативов регулятор может взыскать с кредитной организации штраф, ввести запрет на осуществление ею некоторых банковских операций (например, на прием вкладов от населения, назначить в банке временную администрацию), а в некоторых случаях даже отозвать у банка лицензию. Впрочем, иногда ЦБ идет навстречу кредитной организации и в индивидуальном порядке может изменить на срок до шести месяцев нормативы для «проштрафившегося» банка.

Всего ЦБ предписывает соблюдать 9 нормативов. Основными из них принято считать норматив достаточности капитала Н1 (минимум 8%) и нормативы ликвидности Н2 (минимум 15%), Н3 (минимум 50%), Н4 (максимум 120%). Кроме того, банки должны выполнять следующие нормативы:

Н6 (максимум 25%) – максимальный размер риска на одного заемщика и группу связанных заемщиков;

Н7 (максимум 800%) – максимальный размер крупных кредитных рисков;

Н9.1 (максимум 50%) – максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам);

Н10.1 (максимум 3%) – совокупная величина риска по инсайдерам банка;

Н12 (максимум 25%) – норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц

Порядок расчета нормативов можно узнать из Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков».

17 (41) — 2010

Денежно-кредитная политика

УДК 336.76/. 77(07)

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ИНВЕСТИЦИИ

С. к. СЕМЁНОВ,

доктор экономических наук, ведущий инженер отдела анализа инвестиций E-mail: semenov_sk@mail.ru Инженерно-технический центр «Газпром добыча Астрахань»

к. С. СЕМЁНОВ,

студент института экономики E-mail: kost_240789@mail.ru Астраханский государственный технический университет

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема нормативного регулирования банковской деятельности приобрела в последнее время еще большую актуальность. В работе проанализированы различные аспекты использования в России обязательных экономических нормативов.

Ключевые слова: банк, обязательный экономический норматив, регулирование, инвестиции.

В период финансового кризиса повышаются роль и ответственность государственного регулирования экономикой, в частности денежно-кредитного. Авторы предлагают рассмотреть использование обязательных экономических нормативов банков как одного из дополнительных инструментов денежно-кредитной политики, который одновременно применяется и в пруденциальном банковском надзоре.

Одним из методов регулирования и надзора за функционированием банков (через банковскую отчетность) являются экономические нормативы, которые «в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать…» кредитным организациям согласно ст. 62 Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Экономические нормативы широко применяются во всем мире, но ни в одной стране нет такого широкого спектра и большого количества нормативов, как в России. Так, в Японии утверждаются нормативы, регулирующие достаточность собственного капитала, ликвидность активов, предоставление крупного кредита и выплату дивидендов. В Германии регулируются достаточность собственного капитала, ликвидность и предоставление крупных кредитов. Причем в России вместо одного общего норматива ликвидности, как в развитых странах, действуют сразу три (Н2, Н3, Н4), а по кредитным рискам — четыре (н6, Н7, Н9.1, Н10.1).

Экономическим нормативам дана характеристика в ст. 62-72 названного закона, хотя в ст. 35 эти нормы не названы в списке основных инструментов денежно-кредитного регулирования.

Одна из основных задач нормативов — лимитирование кредитной экспансии коммерческих банков, что при излишнем ограничении может вызвать нехватку денег в экономике.

Обязательные экономические нормативы имеют денежно-кредитную экономическую сущность. Они являются относительными (процентными), кроме перечня видов имущества в неденежной фор-

ме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала. Это следующие нормативы:

• предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации;

• максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

• максимальный размер крупных кредитных рисков;

• нормативы ликвидности кредитной организации;

• нормативы достаточности собственных средств (капитала);

• размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

• минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

• нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

• максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам). Значение экономических нормативов настолько велико, что представляется целесообразным рассмотреть эти нормы не только как инструмент «обеспечения устойчивости кредитных организаций», а значительно шире — в плане влияния нормативов как инструмента государственной денежно-кредитной политики на экономику России в целом и на эффективность работы банков.

С 1 апреля 2004 г. действует инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об обязательных нормативах банков», которая существенно отличается от старой, отмененной инструкции Центрального банка РФ от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой инструкцией с сохранением прежней нумерации и названий нормативов, с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений нормативов Н2 и Н3.

Новый документ увеличился в объеме почти в полтора раза за счет положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями в конце месяца схем искусственного приведения этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами.

Величина капитала является базой для исчисления большинства других относительных нормативов, когда капитал фигурирует в числителе или

знаменателе расчетной формулы, и, таким образом, является одной из нескольких (чаще всего двух) величин, определяющих значение норматива.

Относительные, «дробные» нормативы, определяемые соотношением в разнообразном сочетании групп (устанавливаются пропорции и взаимозависимость) активов и пассивов, активов и активов, пассивов и пассивов, где в числителе или знаменателе чаще всего фигурирует расчетная величина капитала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Капитал банка, используемый при расчете экономических нормативов, в соответствии с положением Банка России от 10.02.2003 № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» определяется как сумма основного и дополнительного капиталов, уменьшенная на целый ряд показателей, например допущенных убытков.

И если вычитание из собственных средств убытков и некоторых других корректировок вполне оправдано, то вызывает сомнение целесообразность уменьшения капитала на многие другие активы банка. Взять, например, расчетное уменьшение капитала за счет недосозданных резервов на возможные потери по ссудам и под другие возможные потери. Это представляется дополнительным, двойным «наказанием» за недосоздание резервов, кроме собственно санкций, применяемых к банкам за создание резерва в меньшем размере, чем предусмотрено нормами.

Уменьшение собственных средств за счет определенных корректировок суммы капитала ухудшает значения большинства обязательных экономических нормативов вплоть до критического (максимального или минимального) уровня. При этом величина собственных средств находится в числителе или знаменателе расчетных формул.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1 регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Этот индикатор ограничивает объем активных операций в зависимости от капитала. Норматив стимулирует увеличение капитала банка, что позволяет расширить объем активных операций, улучшить качество активов: чем они менее рискованны, тем большую их сумму может аккумулировать банк в пределах Н1.

Норматив достаточности капитала банка определяется как соотношение размера капитала банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 установлено в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка: для банков с

17 (41) — 2010

Денежно-кредитная политика

размером капитала не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, — 10 %; для банков с размером собственных средств менее названной суммы — 11 %.

Дифференциация нормативов стимулирует укрупнения и слияния кредитных организаций, так как предельно допустимые значения для банков с капиталом выше установленной планки ниже, чем для малых и средних банков.

Для контроля за состоянием ликвидности банка, т. е. его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, установлены нормативы, которые регулируют риски потери банком ликвидности. Эти показатели определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов, а также как отношение ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легко реализуемых активов) и суммарных активов.

Норматив мгновенной ликвидности банка Н2 ограничивает риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования, скорректированных на определяемую в установленном Банком России порядке величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) до востребования.

Для выполнения норматива требуется в основном «замораживание» соответствующих сумм денег на корсчетах в Банке России и кредитных организаций развитых стран, а также в кассе банка, что сокращает активные операции банка, так как данные средства практически не приносят дохода. Норматив также стимулирует сокращение пассивов до востребования. Снижение предельно допустимого значения норматива позволяет расширять активные операции.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 установлено с 01.04.2004 в размере 15 % (уменьшение с 20 %). Либерализация этого и других нормативов ликвидности произведена указанием Банка России от 31.03.2008 № 1991-У. При этом коммерческие банки получили возможность принимать решение об учете в знаменателе расчетной формулы соответствующих корректировок по обязательствам банка с целью оптимизации фактических значений нормативов.

Норматив текущей ликвидности банка Н3 регулирует риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных

дней. Показатель определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов по счетам до востребования и со сроком исполнения обязательств в ближайшие 30 календарных дней, скорректированных на установленную Центральным банком РФ величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций) с соответствующими сроками исполнения обязательств.

Для выполнения норматива необходимы поддержание соответствующей структуры активов и пассивов, приобретение необходимых сумм ликвидных, поэтому и низкодоходных, активов, что снижает прибыльность банка.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 установлено в размере 50 % (снижение с 70 %). Уменьшение норматива способствует увеличению активных операций, как и снижение Н2, т. е., в этих случаях Банк России несколько смягчает нормативные требования.

Норматив долгосрочной ликвидности банка Н4 ограничивает риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше одного года, к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше года, скорректированным на установленную эмиссионным банком величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц (кроме кредитных организаций).

Увеличение максимально допустимого значения позволило бы банку наращивать объем активных операций, в том числе инвестиций. Аналогичный эффект (здесь и во всех нормативах, где капитал фигурирует в числителе или знаменателе расчетных формул) вызвал бы отказ от уменьшения расчетной величины капитала на упоминавшиеся выше корректировки.

Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков Н6 регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении названных лиц и определяет максимальное отношение к капиталу банка совокупной суммы кредитных требований учреждения к заемщику или группе связанных заемщиков. Индикатор лимитирует кредитные операции банка, не позволяя среднему банку обслуживать крупного клиента и группу связанных заемщиков в части выдачи крупных (относительно капитала) ссуд.

Предельно допустимое значение норматива не изменилось, однако фактически имеет место ужесточение норматива за счет корректировки методики его расчета. В совокупную сумму ссудных требований кредитной организации к банку-заемщику теперь дополнительно включается величина средств на корреспондентских счетах банка-кредитора в каждой из кредитных организаций-контрагентов. Это уменьшает возможности кредитования банком-кредитором банка-заемщика и активные операции в целом, тем более что остатки на корсчетах не являются ссудой в чистом виде (по ним могут и не начисляться проценты, что обязательно для ссуды), а чаще используются для межбанковских расчетов.

Таким образом, ужесточение Н6 через методику расчета подрывает не только межбанковский кредитный рынок, но и систему расчетов по корреспондентским счетам, делая ее неконкурентоспособной по отношению к расчетам через Банк России.

Норматив максимального размера крупных кредитных рисков Н7 регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное соотношение ее и размера собственных средств банка.

Норматив ограничивает кредитные операции в отношении суммарной величины крупных кредитов (каждая ссуда — свыше 5 % капитала).

Норматив Н9.1 максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное соотношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам банка.

Норматив ограничивает кредитование участников (акционеров) банка, которые часто являются надежными и выгодными клиентами, формирующими доходную и, главное, ресурсную базу банка и обеспечивающими востребованность размещения кредитов банка.

Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка Н10.1 регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное соотношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам и капитала банка.

Иногда инсайдеры являются также важнейшими клиентами банка, и этот норматив подобно Н9.1 ограничивает активные операции.

Норматив использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц Н12 регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к капиталу банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н12 конкретно регламентирует (ограничивает) именно инвестиционную деятельность банка максимально допустимым значением вложения в акции, приобретенные для инвестирования (исключая суммы, уменьшающие расчетный показатель собственных средств) и частично для перепродажи в отношении к капиталу банка.

Здесь риск вложения в акции (доли) лимитирован Центральным банком РФ в части инвестирования в акции (доли) дочерних и зависимых юридических лиц во второй раз — впервые через корректировки уменьшения капитала, что представляется чрезмерным.

Повышение максимально допустимых значений Н12 позволило бы увеличить инвестиции банка в реальный сектор экономики России.

Банки используют разнообразные схемы, позволяющие им не превышать предельно допустимых значений обязательных экономических нормативов. Чаще всего используется искусственное увеличение капитала (например за счет ссуд, выдаваемых самими банками), что одновременно «улучшает» значения обязательных экономических нормативов, где в числителе или знаменателе фигурируют собственные средства, в первую очередь Н1 — норматив достаточности капитала.

Для соблюдения нормативов ликвидности банки практикуют взаимное открытие корреспондентских счетов. В целях выполнения Н6 банк может предоставлять ссуды подставным фирмам, переводящим затем деньги конечному получателю, у которого есть уже ссудная задолженность в этом банке.

Банк России достаточно часто вносит коррективы и дополнения в соответствующие нормативные акты, регламентирующие обязательные экономические нормативы, адекватно и активно реагируя на изменения на финансовых рынках. Это корректировки «пороговых» значений (последний пример — Н2, Н3), методики расчета (капитал), перевод нормативов из обязательных в оценочные и обратно (отмененный Н11 — максимальный размер привлеченных вкладов населения). Это введение новых норм как отклик на конкретные изменения в банковской сфере. Например, не действующий ныне Н14 — норматив ликвидности по операциям с драгметаллами — был

17 (41) — 2010

Денежно-кредитная политика

установлен с активизацией российских банков на рынке драгоценных металлов.

Для повышения надежности кредитных учреждений Банк России с течением времени может ужесточать требования к исполнению банками экономических нормативов — изменением как методики расчетов, так и предельно допустимых значений. Или, напротив, осуществлять либерализацию, например снижение двух нормативов ликвидности с 01.04.2004.

Сокращение числа обязательных экономических нормативов также благотворно влияет на активные операции банков, включая инвестиционную деятельность, в частности освобождая от лимитирования нормативами некоторые операции банков и снижая зарегулированность банковского сектора в целом.

Радикальное сокращение обязательных экономических нормативов Банк России произвел в 2004 г. Отменен показатель Н8 — максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика), который лимитировал привлечение банком средств одного или связанных между собой клиентов (по отношении к капиталу). Кроме того, Н8 несколько ограничивал конкуренцию между кредитными учреждениями, так как не позволяет малому или среднему банку осуществлять расчетно-кассовое обслуживание крупного клиента.

Ликвидирован норматив Н9 — максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника), ограничивающий кредитование одного крупного акционера (участника).

Следующий не действующий ныне норматив Н10 — максимальный размер кредитов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу. Индикатор лимитировал кредитование одного крупного инсайдера и связанных с ним лиц.

Очередной отмененный норматив Н11 — максимальный размер привлеченных во вклады средств населения по отношению к собственным средствам. Значение этого норматива для большинства банков было очень велико, ибо деньги населения являются самым стабильным, а для многих учреждений — основным источником кредитных ресурсов. Ряд банков из-за этого ограничения не могли увеличить (возможно, на более выгодных для граждан условиях) прием средств населения во вклады, что могло быть одной из причин хранения на руках наличных денег, особенно инвалюты.

Отмененный норматив Н11.1 — максимальный размер обязательств банка перед нерезидентами: банками и финансовыми организациями (также по

отношению к капиталу). Показатель ограничивал увеличение сумм обязательств российских банков перед зарубежными кредитными и финансовыми учреждениями.

Ликвидированный Н12.1 ограничивал инвестиции банка в доли (акции) других юридических лиц к капиталу — приобретение акций (долей) одного юридического лица из круга клиентов, в отношении которых рассчитывался Н12.

Отмененный норматив риска собственных вексельных обязательств Н13 лимитировал по отношению к капиталу банка привлечение средств клиентов под собственные векселя и банковские акцепты с учетом 50 % забалансовых обязательств банка из индоссамента векселей, авалей и вексельного посредничества. Норматив был введен письмом Центрального банка РФ от 20.08.1996 № 315 как реакция монетарных властей на значительные объемы выписки и насыщение денежного оборота банковскими векселями. Максимально допустимое значение норматива с баланса на 01.10.1996 устанавливалось в 200 %, с 01.03.1997 — 100 %. Объем векселей банков в обращении на 01.12.1997 соответствовал приблизительно 10 % денежной массы М2; за счет выписки векселей банковская система на 01.011998 сформировала 4,4 % привлеченных ресурсов.

Однако введение Н13 и его быстрое увеличение вдвое, по мнению экспертов, практически не повлияло на объемы выпуска векселей в обращение. Главная причина проведенной операции видится не в заботе об устойчивости банков, а в стремлении сделать процессы выписки векселей более контролируемыми, тем более что банковские векселя — наиболее ликвидные векселя, являются суррогатом денег, их выпуск в оборот осуществляется без регистрации и близок эмиссии базовых денег.

Отмененный норматив ликвидности по операциям с драгметаллами Н14 ограничивал активные операции с драгоценными металлами в физической форме.

Указанием Центрального банка РФ от 18.02.2005 № 1549-У ликвидирован норматив общей ликвидности Н5. Он регулировал (ограничивал) общий риск потери банком ликвидности и определял минимальное отношение ликвидных активов к суммарным активам банка. Для выполнения этого показателя требовалось приобретение необходимых сумм достаточно ликвидных активов по отношению к суммарным активам (за вычетом обязательных резервов). Минимально допустимое числовое значение норматива Н5 было определено в размере 20 %. Может быть, имело бы смысл, напротив, оставить этот обобщающий норматив вместо трех

норм ликвидности Н2 — Н4: мгновенной, текущей и долгосрочной.

При ужесточении нормативов чаще всего в экономике сокращаются спрос и предложение денег, кредитные ресурсы и активные операции банков. К примеру, уменьшение максимально допустимого значения норматива Н12 баланса банка на 01.07.1996 с 45 до 35 % и до 25 % — на 01.01.1997 при прочих равных условиях почти в 2 раза в течение полугода сократило возможность вложения собственных средств банка в акции (доли) других юридических лиц.

В то же время устойчивость банковской системы должна укрепляться как следствие стабилизации и роста экономики России, в частности при активизации банковской деятельности, регулирование которой должно предполагать не только достижение надежности, но и стимулирование эффективности функционирования кредитной системы и инвестиционной активности банков.

Существующие же предельно допустимые значения экономических нормативов, а также методика расчета капитала, думается, не стимулируют, а лимитируют активные операции банков, ограничивают предложение денег, что является составной частью современной денежно-кредитной политики России. Причем ужесточение допустимых значений нормативов (или изменение методики расчета в этом направлении) происходит порой в очень сжатые сроки и часто в кратное число раз, а либерализация, напротив, проводится медленно и плавно.

Понятно и в некоторой степени оправданно стремление Центрального банка РФ к достижению международных стандартов. К примеру, взвешивание риска по категориям банковских активов, используемое при расчете норматива Н1, более или менее соответствует принципам Базельского соглашения. Однако от этих стандартов достаточно далека сама банковская система России.

Сумма активов банков напрямую зависит от предложения денег, уровня монетизации ВВП. При сжатой, недостаточной для развития экономики денежной массе, низком уровне монетизации ВВП банкам просто не из чего формировать свои активы и пассивы из-за нехватки в обращении национальных денег. Отчасти по этой причине кредитные организации все большую часть своих активов формируют в иностранной валюте, пытаются расти за счет инвалютных активов, что является и признаком долларизации.

Обязательные экономические нормативы, выполняя важные регулирующие функции, в то же

время, особенно при завышенных предельно допустимых значениях, стерилизуют (связывают) часть денежной массы, сокращают ее активную составляющую через ограничение операций банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая изложенное, следует считать обязательные экономические нормативы инструментом государственной денежно-кредитной политики, сдерживающим экспансию (активные операции) банков, включая инвестиции; стимулирующим рост их капитала, а также средством пруденциального банковского надзора (через отчетность банков).

В то же время обязательные экономические нормативы с известной долей условности можно отнести к дополнительным инструментам денежно-кредитного регулирования. При сильном влиянии как метода пруденциального надзора их эффективность как инструмента денежно-кредитной политики ограниченна, и ее трудно отследить (оценить). Это методы специфического, избирательного действия, они изменяются редко, т. е. не считаются средствами быстрого реагирования.

Обязательные экономические нормативы не служат для оперативного управления банковской ликвидностью при кризисных ситуациях, поэтому их использование во время финансовых потрясений представляется нецелесообразным. Корректировка нормативов может привести одновременно к увеличению ликвидности, активизации банковской деятельности в целом и к ослаблению банковского надзора, или наоборот, что не отвечает принципам антикризисного регулирования.

Список литературы

1. Мамонова И. Д. Основные направления повышения эффективности банковского надзора в России. М.: Финансы и статистика, 2003.

2. О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков»: указание Центрального банка РФ от 18.02.2005 № 1549-У.

3. О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года № 110-И «Об обязательных нормативах банков»: указание Банка России от 31.03.2008 № 1991-У.

4. О внесении изменений в инструкцию ЦБ РФ от 30.01.1996 № 1 «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций» и в письмо ЦБ РФ от 16.07.1996 № 304 «О порядке взыскания штрафов за нарушение кредитными организациями обязательных экономических нормативов»: письмо Центрального банка РФ от 20.08.1996 № 315.

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

6. Об обязательных нормативах банков: инструкция Банка России от 16. 01.2004 № 110-И.

Банковская деятельность является одной из наиболее важных, регулируемых государством сфер деятельности. Это обусловлено тем, что в процессе работы коммерческого банка затрагиваются имущественные интересы широкого круга юридических и физических лиц, которые выступают его акционерами (участниками), вкладчиками и кредиторами. Деятельность банков подвержена влиянию целого ряда рисков, эффективное и комплексное управление которыми определяет долгосрочную перспективу успешного функционирования каждого конкретного банка и банковской системы в целом. Стабильность банковской системы имеет важное значение для всей экономики страны.

Банки как предприятия системного риска самостоятельно обеспечивают свою ликвидность и финансовую устойчивость. Вместе с тем специфика их деятельности и необходимость защиты интересов широкого круга лиц, доверивших банкам свои свободные ресурсы и сбережения, побуждают государство посредством института лицензирования и надзора осуществлять эффективный контроль за правомерностью совершаемых ими операций, состоянием ликвидности и финансовым положением.

В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы России, защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России устанавливает и контролирует в порядке пруденциального надзора соблюдение банками ряда обязательных нормативов их деятельности. В настоящее время ЦБ РФ установлено 10 обязательных нормативов. Эти нормативы призваны контролировать деятельность банков по важнейшим направлениям, что следует из их распределения по следующим группам:

норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1);

В процессе аудита обязательных нормативов деятельности банков как основополагающий нормативный документ используется Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16.01.2004 № 110-И.

Кроме того, заслуживают внимания, в частности, указания Банка России по уточнению требований:

к минимальному размеру уставного капитала банков (№ 586-У от 24.06.99);

определению размера собственных средств (капитала) банка при расчете обязательных нормативов в соответствии с Положением ЦБ РФ от 10.02.2003 № 215-П;

учету рыночных рисков при расчете экономических нормативов начиная с 2000 г. в соответствии с Положением Банка России от 24.09.99 № 89-П;

порядку расчета кредитного риска по инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах в соответствии с Приложением 2 к Инструкции № 110-И;

порядку расчета кредитного риска по срочным сделкам в соответствии с Приложением 3 к Инструкции № 110-И;

порядку расчета резервов на возможные потери по прочим активам в соответствии с Положением Банка России от 09.07.2003 № 232-П.

Целями проверки являются:

  • 1) подтверждение достоверности расчета банком фактических значений обязательных нормативов на проверяемую отчетную дату и оценка их выполнения;
  • 2) проверка постановки аналитического и внесистемного учета по отдельным балансовым счетам на предмет возможности использования его данных для расчета значений обязательных нормативов;
  • 3) проверка системы сбора, состава, полноты и достоверности информации, запрашиваемой головным банком от филиалов для расчета обязательных нормативов (для банков, имеющих филиалы);
  • 4) анализ в динамике за проверяемый период хода выполнения банком обязательных нормативов.

Для проверки обязательных нормативов у банка следует запросить следующие документы:

расчеты фактических значений обязательных нормативов на все даты за проверяемый период;

сводные справки по банку о нормативах, не соответствующих установленным нормативным значениям на отчетные и внутримесячные даты проверяемого периода; последнюю проверяемую отчетную дату:

оборотную ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (ф. № 101 бухгалтерской отчетности);

расчет собственных средств (капитала) банка (в соответствии с Положением Банка России «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» от 10.02.2003 № 215-П);

расчет активов, взвешенных по степени риска; расшифровки отдельных балансовых счетов для расчета экономических нормативов деятельности банка в соответствии с Приложением 1 к Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И;

расшифровки отдельных балансовых счетов по срокам привлечения и срокам размещения (направления) средств; данные о крупных кредитах;

данные о кредитах, предоставленных акционерам (участникам); данные о кредитах, предоставленных инсайдерам; данные о дочерних и зависимых предприятиях и организациях; сведения о собственных средствах банка, инвестированных на приобретение долей (акций) других юридических лиц;

сводную справку по банку о нормативах, не соответствующих установленным нормативным значениям;

сведения, составляемые банком по форме Приложений 2 и 3 к Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И.

В ходе аудита прежде всего устанавливается, какое подразделение (служба) банка занимается расчетом обязательных нормативов. При собеседовании с ответственными за этот участок сотрудниками соответствующего подразделения (службы) банка должны быть рассмотрены:

система сбора информации для расчета обязательных нормативов, представляемой различными службами, отделами головного банка, а также филиалами банка. Здесь оцениваются порядок составления форм, по которым собираются необходимые данные, наличие подписей ответственных за их достоверность лиц, сроки представления таких сведений в сводное подразделение (службу) банка, занимающееся расчетом обязательных нормативов;

достаточность информации, запрашиваемой от соответствующих отделов головного банка, а также от филиалов банка;

порядок обработки собранной информации ответственным подразделением (службой) банка, в том числе проведение проверки достоверности представленных сведений на основе их сравнения со значениями балансовых счетов головного банка, филиала и банка в целом;

характер происхождения компьютерной программы, по которой работает банк, для расчета обязательных нормативов, т.е. является ли используемая программа продуктом разработки данного банка или ЦБ РФ. В случае применения банком собственной программы аудиторам следует оценить ее соответствие и полноту учета в ней требований Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И;

составление и использование в банке для расчета обязательных нормативов расшифровки отдельных балансовых счетов по срокам привлечения и срокам размещения (направления) средств.

Таким образом, аудиторами проводится оценка надежности системы внутреннего контроля банка в плане сбора, проверки и сведения информации, получаемой от различных подразделений банка, в том числе от его филиалов, для расчета обязательных нормативов деятельности банка. Высокая надежность этой системы позволяет аудиторам делать вывод о большей вероятности правильного расчета банком установленных нормативов и соответствующим образом корректировать объем предстоящих работ.

Далее в ходе проверки на основании запрошенной у ответственного подразделения (службы) проверяемого банка информации аудиторами оцениваются по данным банка фактическое выполнение и динамика значений обязательных нормативов на все даты в течение проверяемого периода, в том числе на последнюю отчетную дату. В случае установления фактов нарушения значений отдельных обязательных нормативов аудиторы выясняют у банка причины таких нарушений и наличие решения (предписания) территориального учреждения Банка России по данным нарушениям.

Следующим этапом аудита является проверка правильности расчета банком фактических значений обязательных нормативов на проверяемую отчетную дату. Такая проверка начинается с определения правильности расчета кодовых значений (расшифровок) отдельных балансовых счетов для обязательных нормативов в выборочном порядке по головному банку и по филиалам банка. Учитывая, что достоверность расчета кодовых значений балансовых счетов зависит от правильной постановки в банке (включая филиалы) аналитического учета, от достоверности информации, представляемой различными службами, отделами головного банка, а также филиалами банка, проверку их расчета следует проводить всем составом аудиторской группы. Это обусловлено распространенным на практике распределением участков работы между аудиторами исходя из их специализации на проверке отдельных банковских операций.

Аудиту подвергаются запрошенные у банка данные расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета обязательных нормативов (по форме Приложения 1 к Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И). В зависимости от распределения обязанностей по аудиту между членами аудиторской группы производится распределение кодов для уточнения их значений, принимаемых в расчете отдельных обязательных нормативов. Для этого аудиторами прежде всего оценивается по своему участку организация аналитического и внесистемного учета по отдельным балансовым счетам на предмет возможности использования его данных для расчета значений обязательных нормативов. Аудиторы выполняют непосредственный перерасчет кодовых значений балансовых счетов и сравнивают их сданными банка.

По отдельным кодам их фактические значения могут быть уточнены на основании представления банком по предварительному запросу аудиторов дополнительной информации в виде данных о крупных кредитах (код 8998), данных о кредитах акционерам (участникам) банка и списка акционеров (участников) банка с указанием их доли в уставном капитале банка (код 8926), данных о кредитах инсайдерам банка и списка инсайдеров банка (код 8925), расшифровки отдельных балансовых счетов по срокам привлечения и срокам размещения (направления) средств (коды 8918, 8989, 8991, 8996, 8997), расшифровки дебиторской задолженности (по срокам возникновения и срокам погашения) (например, коды 8970, 8989) и др.

Проверенные уточненные значения кодов сообщаются ответственному сотруднику аудиторской группы, на которого возложена работа по окончательной проверке правильности расчета фактических значений всех обязательных нормативов. Этот аудитор проверяет правильность расчета банком величины собственных средств (капитала) на проверяемую отчетную дату и с учетом внесенных изменений в значения кодов, если такие имеются, осуществляет его перерасчет. Подтвержденное аудиторами значение собственного капитала банка подлежит пересчету по курсу евро и сравнению для определения его достаточности с действующими нормативными требованиями Банка России, закрепленными в Указании ЦБ РФ «О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций, а также для кредитных организаций, ходатайствующих об изменении вида с небанковской кредитной организации на банк» от 24.06.99 № 586-У. Целесообразно проанализировать и динамику изменения размера собственного капитала банка за ряд отчетных дат в течение проверяемого периода с выявлением основных тенденций такого изменения.

Далее в ходе аудита проверяется правильность распределения банком активов по группам риска, при необходимости аудиторами вносятся соответствующие исправления.

С учетом проведенной ранее аудиторской проверки правильности расчета кодовых значений отдельных балансовых счетов и величины собственных средств (капитала) банка производятся перерасчет значений всех обязательных нормативов его деятельности и оценка их фактического выполнения на проверяемую отчетную дату. Особо тщательному контролю подлежат обязательные нормативы, когда их значения по данным банка находятся практически на грани их невыполнения. Если в ходе проверки с учетом внесенных аудиторами корректировок фактические значения показателей ухудшаются по сравнению с расчетом банка и выходят за рамки установленных значений, то необходимо провести перерасчет всех значений этих нормативов на предыдущие даты проверяемого периода.

Заключительным этапом аудита обязательных нормативов является анализ их реальной динамики и фактического выполнения на все отчетные и внутримесячные даты за проверяемый период. Данное обстоятельство учитывается аудиторами при выражении мнения по поводу возможности продолжения проверяемым банком деятельности и исполнения обязательств в течение следующего отчетного периода.

Банки в соответствии с законодательством несут ответственность за достоверное и правильное составление расчетов обязательных нормативов и расшифровок отдельных балансовых счетов для расчета обязательных нормативов. Аудиторская проверка обязательных нормативов может служить эффективным инструментом воздействия, объективно дополняющим контроль за соблюдением банками обязательных нормативов, который законодательно возложен на территориальные учреждения Банка России по месту открытия корреспондентского счета банка.

Располагая материалами независимой аудиторской проверки, в случае нарушения банком обязательных нормативов территориальное учреждение Банка России применяет меры воздействия к банку в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *