Нормы международного финансового права

Нормы международного финансового права

В экономической и юридической науке действует доктрина, согласно которой система норм МФП опосредует становление и функционирование международной финансовой системы. Поэтому главные цели системы норм МФП заключаются в следующем:

  • — обеспечить стабильность платежных балансов государств;
  • — унифицировать правопорядок при транснациональном движении валютно-финансовых потоков;
  • — содействовать через совокупность оборачиваемых финансовых ресурсов мира (мировых финансов) развитию международной торговой и инвестиционной системы;
  • — создать адекватный мировой экономике валютнофинансовый режим кредитования, расчетов и инвестиций;
  • — регламентировать общие подходы к национальному и международно-правовому режиму контроля и мониторинга за правомерностью исполнения финансовых обязательств и денежных операций.

Система норм МФП формируется под воздействием общих функций мировых финансов, которые, обслуживая экономику государств, составляют официальные и частные золотовалютные резервы, публичные денежные фонды, стабилизационные и страховые резервы государств, предоставляются на национальном и мировом уровне в виде помощи, продаются на международном рынке капитала, переводятся в ценные бумаги и иные финансовые обязательства, перераспределяются через налоговые, таможенные и иные обязательные платежи в бюджеты государств.

Участниками международно-правовых финансовых отношений являются публичные субъекты (государства; международные организации; трансграничные организации, объединяющие капиталы лиц различной национальной юрисдикции) и частные лица (юридические и физические).

Совокупность юридических норм, регулирующих международные финансовые отношения, состоит из «сложного конгломерата» правовых регуляторов различной юридической принадлежности, относящихся к самостоятельным национальным, международным и интеграционным правовым системам. Поэтому в равной мере нормы МФП могут быть отнесены как к международному публичному, так и к международному частному праву. При этом нормы-принципы, правовые обычаи и обыкновения, доктрины, судебные и корпоративные прецеденты, резолюции и рекомендации международных организаций, модельные, типовые законы имеют не менее сильное регулятивное влияние на мировой финансовый правопорядок, чем нормы межгосударственных договоров и соглашений.

Это объясняется тем, что финансовое право государств недостаточно унифицировано и гармонизировано по сравнению, например, с торговым правом. В результате суверенные государства в некоторых сферах финансовой деятельности (расчетной, кредитной, на мировом рынке ценных бумаг и финансовых услуг) «вынуждены» считаться со сложившейся практикой делового финансового оборота и предоставлять частноправовым участникам международной финансовой системы право самостоятельно действовать в рамках мировых «заведенных правил и порядков».

Как справедливо отмечают исследователи международноправовых финансовых отношений, практически на всем мировом пространстве развитые рыночные государства оставили в действии «общедозволительный» правовой режим, в соответствии с которым в механизме правового регулирования международных финансовых отношений действует принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом».

Система норм МФП строится под воздействием внутреннего финансового, гражданского, конкурентного, корпоративного права государств, международного публичного и частного права, транснационального инвестиционного права, платежного и банковского права, наднационального интеграционного права.

В то же время система этих норм имеет свою специфику с точки зрения международного публичного права, международного частного права и внутригосударственного финансового права.

«Публичным» финансовое право в национальной правовой системе делают административно-правовые нормы о функциях финансового контроля, осуществляемого государственными органами, и публичные обязанности частных субъектов платить налоги, таможенные сборы, быть получателями и распорядителями бюджетных средств из государственных и муниципальных бюджетов. В мировой практике финансового сотрудничества государств и частных лиц органы государственной власти отдельных стран не вправе осуществлять функции государственного финансового контроля в том смысле, как это понимается в национальном финансовом праве. Это исключает вмешательство национальных органов финансового контроля в мировые финансы и придает международным финансовым правоотношениям или финансовым правоотношениям с иностранным элементом расчетно-платежный, информационно-распределительный, имущественный и иной стоимостной характер, предполагающий использование частноправового регулирования.

В международной сфере государственный финансовый контроль заменяется понятием «международного финансового мониторинга», как системы наблюдения, оценки эффективности финансовых операций для предотвращения финансовых правонарушений и борьбы с терроризмом.

Публично-правовой характер норм МФП проявляется в расширении международного сотрудничества государств на межправительственном уровне для выработки универсальных конвенций и соглашений с участием ООН, МВФ, УНИДРУА, ЮНСИТРАЛ, ВТО, МТП и других международных организаций по вопросам выработки единых правовых условий и стандартов в мировом финансовом обороте.

Международный частноправовой характер МФП проявляется в доминирующей роли обычаев мирового финансового оборота, международных судебных прецедентов в кредитной, расчетной, валютной, инвестиционной, фондовой, ценовой сфере. Сформировалось прецедентное право МВФ как часть международного валютного права.

На сегодняшний день идут научные споры о месте МФП в российской правовой системе, как подотрасли или отрасли международного публичного или частного права. Сторонники различных взглядов на природу МФП имеют свои убедительные аргументы, однако его научная оценка еще не скоро будет единообразной.

Нормы МФП можно классифицировать в зависимости от регулируемых ими групп правоотношений, а именно нормы, регулирующие международные финансовые отношения:

  • — между государствами и МФО в связи с распределением и перераспределением мировых финансовых ресурсов (на двусторонней и многосторонней основе) для оказания финансовой помощи и обеспечения стабильности торгового оборота и мировых финансовых рынков;
  • — между международными организациями, государственными органами, финансовыми учреждениями, публичными денежными фондами по поводу формирования валютных резервов государств, для обеспечения устойчивого и унифицированного режима валютных операций с участием юридических лиц различной национальной принадлежности;
  • — по кредитованию и расчетам в транснациональной банковской деятельности;
  • — по срочным договорам (контрактам) участников клиринговой и депозитарной деятельности на международных фондовых биржах;
  • — публичных и частных субъектов по контролю и мониторингу операций с денежными средствами в целях предотвращения финансовых правонарушений в мировом финансовом обороте;
  • — по организации деятельности международных финансовых центров (оффшорных зон) и трастовых компаний и контролю за ними;
  • — по реструктуризации долгов между государствами и частными кредиторами и должниками;
  • — по предотвращению двойного налогообложения и взаимной защите капиталовложений.

Оглавление Введение 2 1. Понятие теории финансов и ее возникновение 5 1.1. Значение финансов и возникновение финансовой мысли 5 1.2. Возникновение и развитие науки о финансах в России. 11 2. Развитие и становление науки финансового права в России 17 2.1. Русская финансовая литература и становление науки ФП в России 17 2.2. Современное состояние науки финансового права в России. 24 Заключение 32 Список использованной литературы 34 Введение

На уровне государства финансы играют важную роль. Без них невозможно представить деятельность государства, поскольку финансы являются инструментом для выполнения государственных задач. Поскольку важны сами финансы, то особую важность приобретает и финансовая наука. Изучение истории финансовой науки позволит нам проследить, как финансовая практика и теоретические исследования ставили на ногу финансовую науку, развивавшуюся в рамках политической экономии. Выделение её в самостоятельную науку означало формирование её как науки о финансах государства.Наука о финансах является достаточно молодой, хотя сами финансы возникли с возникновением государства. Русская финансовая наука начала развиваться позднее западноевропейской. И хоть в XVII в. такие ученые как Крижанич, Котошихин и Посошков описывают финансовое состояние России и даже предлагают способы пополнения казны, но возникновение финансовой науки как таковой связывается с иностранными учеными, которые приглашались правительством. И первыми представителями финансовой науки в России были немцы (Шлецер, Шторх и Якоб). В результате в России развилась самостоятельная довольно обширная финансовая литература, и в цикле университетских предметов была включена наука финансового права. Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями. Во-первых, одной из самых динамично развивающихся и политически напряженных отраслей права в современных условиях является финансовое право. В условиях рыночной экономики несовершенство финансового законодательства может привести к повторению финансовых кризисов, к недостаточно эффективному финансированию ряда жизненно важных сфер. Кроме того, продолжаются дискуссии о перспективах развития налоговой системы, о таможенном и финансовом законодательстве. Во-вторых, сложившиеся правоотношения к концу XX века в России потребовали создания новой финансовой системы, что повлекло за собой необходимость скорректировать отдельные принципиально важные положения финансово-правовой науки. Отсутствие отечественной теоретической базы явилось одной из главных причин неэффективности бюджетной и налоговой политики России новейшего времени. В-третьих, изучение истории развития финансовой науки в России поможет понять логику развития современной финансовой системы, определить стратегические направления совершенствования финансового законодательства. Объектом исследования является финансовая наука в России. Предмет исследования – эволюция финансовой науки в России. Целью написания данной курсовой работы является изучение истории развития финансовой науки в России. Общая цель достигается с помощью решения следующих задач: раскрыть значение финансов и определить возникновение финансовой мысли; показать развитие финансовой науки; проанализировать русскую финансовую литературу и показать становление финансовой науки в России; показать вклад русской финансовой мысли в развитие науки о финансах поэтапно; определить современное состояние финансовой науки в России. В курсовой работе используются методы исследования, такие, как методы анализа и синтеза, метод сравнений и аналогий, метод обобщений и другие. Методологическую базу исследования составили научные труды ученых в области финансовой науки, таких как Н.С.Мордвинов, П.И.Тургенев, М.Ф.Орлов, Л. В. Ходский, А. И. Буковецкий и другие, а также данные научных экономических журналов и газет.

Заключение

Сильно не задумываясь, можно ответить, что финансовая система РФ — это совокупность органов финансово-кредитных организаций, которые занимаются осуществлением финансовой деятельности в государстве, используя для этого фонды денежных средств. При этом юристы и экономисты определяют данное понятие по-разному. В этой статье мы постараемся разобраться в том, как устроена структура финансовой системы. Рассмотрим мы точки зрения различных исследователей этого вопроса. Экономический взгляд на систему финансов В экономической литературе финансовая система РФ рассматривается как некое обобщающее понятие, характеризующее совокупность финансов предприятий различной организационно-правовой формы, страхования и государства. При этом экономисты выделяют элементы и внутри этих категорий. Так, финансы организаций и учреждений делятся на денежные средства коммерческих и некоммерческих организаций. А страхование бывает личным, имущественным, социальным, страхованием рисков или, например, ответственности. Но финансовая система Российской Федерации, как уже упоминалось выше, — это и государственные финансы, в составе которых особое место отводится государственному бюджету, внебюджетным фондам и государственным кредитам. Таким образом, экономисты в рассмотрении данного понятия основное свое внимание уделяют не законодательству в рассматриваемой области, а сложившимся традициям в его определении. Финансовая система РФ: мнение юристов Что касается юридической литературы, то ее авторы находят предлагаемую коллегами-экономистами структуру недостаточной, ведь в ней не отражаются особенности развития государства на этапе перехода к рыночным отношениям. Именно поэтому финансовая система РФ с юридической точки зрения рассматривается как совокупность финансовых учреждений и институтов. Состоит она из следующих элементов: бюджетная система (федеральный, республиканский, краевой, областной бюджет); другие централизованные и децентрализованные целевые фонды; финансы субъектов хозяйствования; личное и имущественное страхование; государственный и банковский кредит. Как видите, юристы ориентируются на законодательство Российской Федерации в области ее бюджетного устройства, характеризуя финансовую систему. Следует отметить, что этот подход является гораздо более целесообразным, так как он дает более ясное понимание рассматриваемого понятия. Структура финансовой системы РФ Многие ученые, однако, предпочитают более простую классификацию составляющих финансовой системы. По их мнению, выделить следует только бюджетную систему, в которую входят бюджеты всех уровней, различные государственные фонды и кредиты, а также страхование и финансы предприятий. При этом они обращают внимание на то, что финансовая деятельность присуща всем ветвям власти и является, по сути, их особой рабочей задачей. И, наконец, они отмечают, что структура российских финансов пока находится в процессе формирования.

Список литературы

Главная → Каталог → Под общ. ред. Соколовой Э.Д.; отв. ред. Ильин А.Ю. → Юридическая → «Финансовое право. Учебник»

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 14.11.2018
ISBN: 9785392284030
Язык:
Объем текста: 480 стр.
Формат:

Введение

Общая часть. Раздел I. Введение в теорию науки финансового права. Глава 1. Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права, как юридическая наука, как учебная дисциплина

Глава 2. Нормы и формы (источники) финансового права

Глава 3. Финансово-правовые отношения: общая характеристика

Раздел II. Финансы и финансовая система государства, финансовая деятельность. Глава 4. Финансы и финансовая система государства и общества

Глава 5. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований как важнейшее направление государственного управления в области финансов

Раздел III. Финансовый контроль. Глава 6. Финансовый контроль — важнейшая составляющая финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансово-правовая ответственность

Глава 7. Финансовое правонарушение и финансово-правовая ответственность как вид юридической ответственности

Особенная часть. Раздел IV. Бюджетное право, бюджетный процесс, государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный долг, страхование. Глава 8. Бюджетное право Российской Федерации

Глава 9. Бюджет и бюджетное устройство Российской Федерации

Глава 10. Правовые основы доходов и расходов бюджетов. Сбалансированность бюджетов

Глава 11. Бюджетный процесс

Глава 12. Правовой режим бюджетных и государственных внебюджетных фондов

Глава 13. Финансирование деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений

Глава 14. Финансово-правовые основы страхования

Раздел V. Основы налогового права Российской Федерации. Глава 15. Налоговое право Российской Федерации

Глава 16. Система налогов и сборов Российской Федерации

Глава 17. Налоговый учет и налоговый контроль

Глава 18. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах

Раздел VI. Денежное обращение и расчеты, банковская деятельность, ценные бумаги, валютное право. Глава 19. Правовые основы денежного обращения и расчетов в Российской Федерации

Глава 20. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации

Глава 21. Финансово-правовой режим государственных (муниципальных) ценных бумаг

Глава 22. Валютное регулирование

Глава 23. Валютный контроль

Раздел VII. Международное финансовое право. Глава 24. Теоретические основы международного финансового права

Глава 25. Практические подходы к реализации норм международного финансового права

Словарь терминов

Введение

Финансовое право является публичной отраслью российского права, призванной регулировать общественные отношения, возникающие в сфере финансов. Финансово-правовое регулирование приобретает особое значение на современном этапе развития общества, когда еще существуют проблемы в экономике и праве, большинство стран мира подвержено экономическому кризису, в том числе и Российская Федерация. Для успешного развития государства и общества в современных условиях необходимы кардинальные изменения в финансовой, бюджетной, налоговой политике, поскольку без финансовых ресурсов в условиях товарно-денежных отношений невозможно сделать рывок в экономике и в других сферах общественной жизни.

Финансовое право. Учебник

В настоящем учебнике излагаются основные понятия, принципы и методы финансового права, анализируются его нормы, источники, финансовая деятельность государства и муниципальных образований, рассматриваются финансовые отношения, финансовая система государства, освещаются правовые вопросы финансового контроля и финансово-правовой ответственности, подробно исследуются отдельные подотрасли и институты финансового права Российской Федерации. Доктрина учебника «Финансовое право» разработана на трудах многих известных ученых-юристов, отражающих воззрения на место и роль финансового права в системе российского права, правовое регулирование финансовой деятельности государства, функционирование отдельных институтов финансового права в условиях рыночных отношений.<br /> В учебнике отражены последние изменения в российском бюджетном законодательстве, законодательстве о налогах и сборах, страховом и банковском законодательстве. Учебник поможет студентам сформировать целостное представление о финансовом праве и финансовой системе государства.<br /> Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования четвертого поколения.<br /> Издание подготовлено с учетом изменения законодательства на 1 февраля 2018 г.<br /> Для студентов и преподавателей юридических факультетов вузов, а также обучающихся по специальностям «Налоги и налогообложение», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит».

379

Под общ. ред. Соколовой Э.Д.; отв. ред. Ильин А.Ю. Финансовое право. Учебник

Под общ. ред. Соколовой Э.Д.; отв. ред. Ильин А.Ю. Финансовое право. Учебник

В настоящем учебнике излагаются основные понятия, принципы и методы финансового права, анализируются его нормы, источники, финансовая деятельность государства и муниципальных образований, рассматриваются финансовые отношения, финансовая система государства, освещаются правовые вопросы финансового контроля и финансово-правовой ответственности, подробно исследуются отдельные подотрасли и институты финансового права Российской Федерации. Доктрина учебника «Финансовое право» разработана на трудах многих известных ученых-юристов, отражающих воззрения на место и роль финансового права в системе российского права, правовое регулирование финансовой деятельности государства, функционирование отдельных институтов финансового права в условиях рыночных отношений.<br /> В учебнике отражены последние изменения в российском бюджетном законодательстве, законодательстве о налогах и сборах, страховом и банковском законодательстве. Учебник поможет студентам сформировать целостное представление о финансовом праве и финансовой системе государства.<br /> Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования четвертого поколения.<br /> Издание подготовлено с учетом изменения законодательства на 1 февраля 2018 г.<br /> Для студентов и преподавателей юридических факультетов вузов, а также обучающихся по специальностям «Налоги и налогообложение», «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *