Нормы расхода масел и смазок

Нормы расхода масел и смазок

Содержание

Расход моторного масла определяется в зависимости от того количества, которое выгорает в двигателе. Излишнее потребление моторного масла может говорить либо о плохом его качестве (смазка тогда чрезмерно выгорает), либо о неисправности самого двигателя (происходит утечка, чаще всего через сальники клапанов и маслосъемные кольца). Все будет зависеть от конкретных цифр и дополнительных симптомов, которые могут проявляться при угаре смазывающей жидкости.

Как рассчитывается расход масла в двигателе

Для определения нормы в расчет берется не величина пробега, а именно расход топливного ресурса. Такой показатель является более точным, нежели пройденное расстояние, ведь когда вы стоите в пробках, масло истощается еще больше, а одометр не меняет своего значения.

Расхода масла в двигателе принято рассчитывать по его объему затраченного на сжигание 100 литров топлива.

Чтобы узнать норму расхода масла в двигателе вашего автомобиля нужно воспользоваться расчетной формулой и калькулятором или же используйте эту онлайн форму. Она предполагает подсчет допустимого количества масла на угар согласно типу двигателя, объему работающего масла и количества расходуемого топлива с учетом состояния поршневой группы.

Расчетные формулы расхода масла

Общий фактический расход масла на угар за цикл его работы (от замены до замены) можно рассчитать по формуле:

Qy = ∑q + (Qз-Qсл),

Где ∑q — масло, долитое в течение цикла (между ТО); Qз — залитое при заправке; Qсл – слитое при замене.

А вот расход залитого масла в литрах на 100 литров топлива определяют так:

Mз = V / (P*k),

Где V — емкость системы смазки двигателя; P – расходуемое топливо k — коэффициент, учитывающий износ поршневой группы (k – для дизельного авто 1,25; бензинового 1,15; турбо 1,3).

Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более 5 лет.

Норма расхода моторного масла на угар

Для легкового транспорта нормальным показателем угара является расход 0,005 — 0,025% на 100 литров топлива, что приблизительно составляет от 5 до 25 граммов масла на 1 тыс. км. В изношенном двигателе может достигаться до 0,1% и 100 гр. на 1000 км соответственно. Ну, а если авто работает на пределе или имеет турбированный или дизельный агрегат, то такая норма будет еще больше.

Для грузовых длинномеров норма расхода масла 0,3 — 0,4% от расхода топлива. В расчетной формуле используется количество спаленного топлива и долитого масла за этот период. Но такой расчет расхода масла, предполагаемый автопроизводителем Scania, актуален лишь для тяжелых авто с большим двигателем. Расчеты расхода смазочной жидкости в легковых машинах, как с дизельным так и бензиновым моторами, имеет несколько другой вид.

Норма расхода моторного масла на 100 л. топлива для легковых автомобилей

Тип двигателя Допустимый угар
В процентах, % 100 л. топлива В граммах, г. на 1000 км
Новый Изношенный Новый Изношенный
Бензиновый 0,005 – 0,025 0,025 – 0,1 5 до 25 25 – 100
Турбированный 0,05 – 0,08 0,5 – 1 до 100 100 – 300
Дизельный 0,035 – 0,25 0,3 – 0,8 30 – 55 до 200
Роторный 0,5 – 1,2 1 – 2 500 – 1000 до 2000

Для карбюраторных автомобилей ВАЗ нормой считается расход от 0,3 до 0,4 л. на 100л горючего.

Бензиновый двигатель работающий на пределе своих возможностей может потреблять от 0,4 до 0,6%, при 100 л. израсходованного топлива, что приблизительно 400 – 600 граммов моторного масла на 1000 км пробега. С дизельным точно такая же ситуация, — потребления смазки двигателем увеличивается на 0,5%. Но если это форсированные турбодизели с двумя турбинами, то расход может достигать до 3% объема масла заливаемого в мотор.

Имейте в виду, что нормы расхода масел значительно увеличиваются для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

Средний показатель расходуемого двигателем моторного масла после пробега 150 тыс. км составляет 0.35 — 0.55 л.

Методика определения расхода масла

Уровень масла по щупу

Определение действительного значения удельного расхода моторного масла на угар проводится пробегом 200-300 км. Автомобиль при проведении контрольного заезда должен быть технически исправен. Уровень масла в картере должен быть между метками «МАХ» и «MIN» щупа двигателя. Перед контрольным пробегом необходимо прогреть двигатель, температура масла должна быть 80-85°С. Слив масла производить на ровной площадке. Из поддона оно должно стекать в течение 15 мин. Для точности результата желательно определять не объем, а именно вес поскольку количество смазки оставшейся в фильтре можно узнать лишь взвесив его.

Как пользоваться калькулятором

Одну из основных ролей в данном расчете играет объем сжигаемого топлива и объем работающего масла, а также тип двигателя. Именно относительно этого объема и специфики работы ведется расчет удельного расхода масла.

Для расчета удельного расхода масла в двигателе необходимы такие данные:

  1. В поле «топливо» — введите средний расход горючего в литрах, на 1`000 км. пробега (по умолчанию и исходя из расчетных формул это 100 литров);
  2. В поле «масло» — объем масла что регламентируется производителем как необходимое при заливке;
  3. Выберите тип двигателя и отметьте, если машина эксплуатируется уже больше 5 лет
  4. Нажмите «рассчитать».

Учтите, что результаты, калькулятора расчета допустимой нормы расхода моторного масла, являются общим случаем и для некоторых двигателей (предполагаемых спецификой конструкции) могут быть неточными, и нуждаться в корректировке.

Такой расчетный калькулятор может быть незаменимым помощником для расчета нормы расхода смазочных материалов предназначенной для оперативного учета удельного потребления моторного масла при обосновании потребности в них. Ведь если и не все, то многие автолюбители довольно настораживающее относятся к расходу масла в двигателе. Данный сервис покажет, укладываетесь ли вы в номинальные значения. Если нет, то у вас появится объективный повод искать причины и возможные неполадки.

Каков итог

То есть если двигатель в порядке, то он масла практически не берет, и вам не потребуется доливать до следующей замены. Его уровень будет находится в допустимых границах на мерном щупе (в пределах отметок мин./мах.). Но есть случаи, когда производитель указывает нормы расхода для конкретного силового агрегата (некоторые моторы едят масло), тогда его доливка считается естественной и не является неисправностью, но она в среднем не превышает 1-2 стаканов от замены до замены.

Важно понимать, что чем интенсивнее работает двигатель, тем больше масла сгорает в нем. Так, например, чем больше количество оборотов, тем больше масла будет оставаться в цилиндрах двигателя автомобиля. Хотя не стоит забывать не только о режиме работы двигателя, но и его конструкции. А еще не следует пренебрегать допусками моторных масел и заливать горюче-смазочные материалы сомнительного качества.

Часто задаваемые вопросы

  • Формула расчета расхода масла

    Расчет расхода масла можно проводить на угар, за цикл его работы между ТО и расход на 100 литров спаленного топлива. Формулы для этих двух вариантов расчета будут отличаться.
    Угар моторного масла от замены до замены считается по формуле:
    Qy = ∑q + (Qз-Qсл), где ∑q – это количество доливаемого масла, Qз – масло что заливалось в мотор при замене, Qсл – количество масла которые слилось.
    Чтобы подсчитать расход залитого масла, которое понадобилось долить лишь за период 100 литров спаленного автомобилем топлива формула расчета имеет вид:
    Mз = V / (P*k), где V – это емкость всей системы смазки двигателя, P – израсходованное топливо, k – коэффициент износа поршневой (отличается в зависимости от двигателя, если дизельный, то используется — 1,25; бензиновый — 1,15; турбо — 1,3).

  • Расчет расхода масла на 100 л топлива

    Чтобы выполнить расчет расхода масла на 100 л. топлива нужно полный объем масляной системы двигателя (указывается в технической документации автомобиля) разделить на произведение потраченного топлива и коэффициент износа. Так, например, если в двигатель необходимо заливать 4,7 литров масла, то при 100 литрах топлива потребленных двигателем допускается 30 граммов расхода масла. Таким образом можно посчитать расход масла двигателя и своего автомобиля используя формулу.

  • Норма расхода моторного масла на 100 л. топлива

    В двигателе легкового автомобиля расход масла может считаться нормальным в количестве 0,005 – 0,0025% на 100 л. топлива, что равно 5 – 25 г. на 1 тыс. км. Количество необходимого масла для долива в мотор со значительным пробегом считается нормой даже при 0,1% на сто литров израсходованного топлива. Если это автомобиль с карбюраторной системой питания допустимый показатель может быть еще выше на 0,2%. Для грузовиков норма расхода моторного масла в пределах 0,3 – 0,4% от расхода топлива.

Приложение №9

Нормы расхода смазочных материалов

1. Нормы расхода смазочных материалов предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них.

2. Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100л расхода топлива.

3. Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.

4. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

5.Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации.

6. Для мотоциклов, мотопомп, судов и катеров, механизированного инструмента и аварийно-спасательного оборудования разрешено устанавливать нормы расхода смазочных материалов на основании технической документации заводов-изготовителей указанных механизмов (наставлений, руководств и инструкций по эксплуатации и обслуживанию, технических условий, паспортов).

7. Для двухтактных двигателей норма расхода масла для приготовления смеси 1:40.

8. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел, специальных жидкостей и смазок на 100л общего расхода топлива автомобиле

9.Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок на 100л общего нормируемого расхода топлива:

Наименование

Моторные масла

(л)

Трансмиссионные и гидравлические масла

(л)

Спец. масла и жидкости

(л)

Пластичные (консистентные) смазки

(кг)

Легковых, грузовых автомобилей и автобусов, работающих на бензине

2,4

0,3

0,1

0,2

Грузовых автомобилей и автобусов, работающих на дизельном топливе

3,2

0,4

0,1

0,3

Внедорожных автомобилей, самосвалов, работающих на дизельном топливе

4,5

0,5

0,2

Норма расхода масел ПТС ( плавающий транспортер).

Наименование

Расход масла на100 кмпути (л)

Расход масла на плаву (л/час)

ПТС

11,0

4,0

Примечание.

1.Для пожарных машин, у которых при работе специального агрегата одновременно работает счетчик пройденного пути спидометра, норма расхода жидкого топлива не устанавливается. Учет расхода топлива в этом случае производится по показанию счетчика пройденного пути спидометра и по норме расхода жидкого топлива на100 кмпробега. ( 1м/ч-50л).

2.Для мотоциклов, мотопомп, пожарных судов и катеров, механизированного инструмента и аварийно-спасательного оборудования разрешено устанавливать временные нормы расхода смазочных материалов на основании технической документации заводов-изготовителей указанных механизмов (наставлений, руководств и инструкций по эксплуатации и обслуживанию, технических условий, паспортов и т.п.).

Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Рослесхоза
от 13 сентября 1999 года N 180

Общие положения

В состав сборника «Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве» вошли индивидуальные нормы расхода ГСМ на основные виды работ: лесокультурные (работа в питомниках, корчевка пней на вырубках тракторными агрегатами, сплошная обработка почвы под лесные культуры, питомники и сельскохозяйственные культуры, посев и посадка леса, агротехнический и лесоводственный уход); лесозащитные работы (опрыскивание, опыление и аэрозольная обработка лесных культур); лесохозяйственные работы (рубки ухода в молодняках, при прореживании, проходных и санитарных рубках, трелевка древесины); гидромелиоративные и лесоосушительные работы, строительство дорог (работы по подготовке трасс под лесоосушительную сеть, работы по устройству лесоосушительной сети на подготовленной трассе); противопожарные мероприятия; транспортные работы.
Индивидуальная норма расхода горюче-смазочных материалов — это норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или за единицу рабочего времени, применительно к определенным условиям производства работы.
В нормы расхода топлива на работу машин не включаются: расход топлива на капитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до места капитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания и обкатку капитально отремонтированных составных частей машины, обкатку машины после капитального ремонта перед пуском в эксплуатацию), потери топлива при хранении и транспортировании нефтепродуктов и на другие ремонтно-хозяйственные нужды, не связанные с осуществлением непосредственно технологического процесса.
В нормы расхода топлива не включаются затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением режима работы, несоблюдением требований к качеству поставляемого топлива и другие нерациональные затраты.
Кроме того, в норму расхода топлива тракторами не включены расходы топлива на переезды от места стоянки машин к месту работы в начале и конце смены, а также переезды от участка к участку в течение смены, превышающие, в общей сложности, 10 км.
В тех случаях, когда действующие в отдельных хозяйствах местные нормы расхода топлива ниже приведенных в настоящем сборнике типовых норм, то действующие местные нормы должны быть сохранены.

Указания по применению норм расхода горюче-смазочных материалов

1. Нормы расхода топлива механизмами на механизированных работах, выполняемых в лесном хозяйстве, в основном, рассчитаны в весовых единицах (кг) на единицу выполненных работ (га, км).
В случае необходимости перевода норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов в объемные единицы измерения (литры) следует использовать следующее соотношение:

где:
V — расход топлива и ГСМ, литры;
G — расход топлива и ГСМ, кг;
Y — плотность топлива, кг/л (для дизельного топлива — 0,825, для бензина — 0,74).
Определение плотности нефтепродуктов (топлива, масел) и приведение плотности к фактической температуре осуществляется по ГОСТ 3900-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности» и производится с помощью нефтеденсиметра (ареометра).
Ниже приводится плотность жидкого топлива и смазочных масел при +20 °С.

Таблица 1. Плотность автомобильного и дизельного топлива и смазочных масел при +20°С

Таблица 1

2. Расход топлива, приведенный в нормативных таблицах, установлен для летних условий эксплуатации тракторных агрегатов при температуре воздуха +20°С и выше. При средней температуре окружающего воздуха ниже +20°С нормы расхода должны быть умножены на температурный коэффициент К =1,01.

3. Нормы расхода смазочных масел на техническое обслуживание тракторов принимаются в % отношении к израсходованному дизельному топливу по норме и приводятся в таблице 2.

Таблица 2. Нормы расходов смазочных масел на техническое обслуживание тракторов

Таблица 2

4. Норма расхода автомобильного бензина для пусковых двигателей составляет 1,5% от расхода дизельного топлива по норме.

5. Нормы расхода ГСМ на рубки ухода составлены для третьего разряда высоты вырубаемой части древостоя (высота над уровнем моря — до 500 м).

6. Нормы расхода топлива при лесокультурных работах рассчитаны на оптимальные составы и режимы работы тракторных агрегатов для площадей с уклоном до 5°, расположенных в равнинных условиях, с высотой над уровнем моря до 500 м.
Агрегат обрабатывает только тракторопроходимые, с точки зрения безопасности, участки (до 12°), элементы рельефа свыше 12° объезжаются.
На работы, выполняемые на склонах балок и оврагов, нормы расхода топлива устанавливаются с помощью коэффициентов поправки. Коэффициенты поправки приведены в таблице 3.

Таблица 3. Коэффициенты поправки влияния рельефа на расход топлива

Таблица 3

7. При работе тракторных агрегатов на каменистой почве расход топлива на соответствующие работы следует увеличивать с учетом поправочных коэффициентов на каменистость почвы. Коэффициенты поправки приведены в таблице 4.

Таблица 4. Коэффициент поправок на каменистость почвы

Таблица 4

8. В случае применения типовых норм расхода топлива тракторными агрегатами при работе в горных условиях приведенные в таблицах нормативы следует скорректировать на высоту местности над уровнем моря (таблица 5).

Таблица 5. Коэффициенты поправок на высоту над уровнем моря

Таблица 5

Длина гона, м

Высота над уровнем моря, м

До 200

1,04

1,08

1,12

1,06

1,09

1,14

Более 600

1,07

1, 12

1,16

9. Для почв с различной степенью влажности нормы расхода топлива следует рассчитывать с помощью поправочных коэффициентов (таблица 6).

Таблица 6. Поправочный коэффициент на влажность почвы

Таблица 6

10. Нормы расхода горюче-смазочных материалов приведены для районов с умеренным климатом.
При работе машин в других климатических зонах зимняя норма расхода топлива корректируется (таблица 7).

Таблица 7. Поправочный коэффициент для зимнего расхода топлива в различных климатических зонах

Таблица 7

Климатические зоны

Поправочный коэффициент

I — Южные районы

0,96

II — районы с умеренным климатом

1,00

III — Северные районы

1,04

IV — районы Крайнего Севера и приравненные к ним

1,08

Перечень районов с особыми климатическими условиями приводятся ниже.

Перечень местностей с отнесением их к особым климатическим зонам

I зона — Южные районы.
Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия, Ингушская Республика, Республика Ичкерия, Карачаево-Черкесская Республика, Ставропольский и Краснодарский края, Республика Адыгея.
II зона — районы с умеренным климатом.
Астраханская область, Республика Башкортостан, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская области, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Кировская, Костромская, Кемеровская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пермская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Самарская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская области, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Ульяновская и Челябинская области, Чувашская Республика и Ярославская область.
III зона — Северные районы (кроме районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера).
Хабаровский край, Иркутская и Тюменская области, Красноярский край, Томская область, Республика Коми, Читинская, Новосибирская и Омская области, Алтайский край, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Карелия, Мурманская и Архангельская области.
IV зона — районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, Мурманская область, Архангельская область (районы: Лешуконский, Пинежский, Мезенский), Республика Коми (районы: Иншинский, Ижемский, Печорский, Троицко-Печерский, Усть-Цлемский, Удорский, Ухтинский), Томская область (районы: Чаинский, Александровский, Бачкарский, Верхнекетский, Карчасокский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский), Красноярский край (районы: Илимтийский, Туруханский, Мотычинский, Богучанский, Кежемский, Енисейский, Северо-Енисейский, Удерейский, Байкитский Тунгусско-Чунский), Иркутская область (районы: Бодайбинский, Бартский, Казачинско-Ленинский, Котангский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский и Усть-Кутский), Республика Бурятия (районы: Баунтовский и Северо-Байкальский), Читинская область (районы: Каларский, Тунгеро-Олекминский и Тунгокоченский), Республика Саха (Якутия), Хабаровский край (районы: Охотский, Николаевский, Советско-Гаванский, Верхнебуринский, им.Полины Осипенко, Тахтинский, Тугуро-Чумиканский и Ульчский, Дунинский и Амульгский сельсоветы Комсомольского района), Амурская область (районы: Джалтулакский, Зейский и Селемджинский), Приморский край (районы: Кавалеровский, Ольгинский, Тернейский и Тетюхинский), Сахалинская, Магаданская и Камчатская области.

11. Для тракторов, имеющих срок службы более нормативного, применяется поправочный коэффициент 1,05.

Работы в питомниках

1.1. Заготовка лесных семян
Содержание работы: подготовка тракторного агрегата к работе (осмотр и ежесменное техническое обслуживание агрегата, заправка, пуск и прогрев двигателя), получение задания, переезд к месту работы, сбор шишек с подъемом рабочих в крону деревьев и спуском вниз, переезд от дерева к дереву, переезд к месту стоянки.

Сбор шишек на лесосеменных плантациях и постоянных лесосеменных участках

Нормы расхода топлива на сбор шишек на лесосеменных плантациях (ЛСП) и постоянных лесосеменных участках (ПЛСУ)
Нормы расходы жидкого топлива (кг) на выработку 1 кг семян в стационарных сушилках (калининского типа)

НОРМЫ РАСХОДА
жидкого топлива (кг) на выработку 1 кг семян
в стационарных сушилках (калининского типа)

1.2. Внесение минеральных удобрений в питомниках
Содержание работы: подготовка тракторного агрегата к работе, получение задания, внесение минеральных удобрений для основной или дополнительной подготовки почвы в питомниках, обслуживание агрегата (дозаправка двигателя ГСМ, подъезд для погрузки на расстояние до 300 м и заправка агрегата удобрением, регулировка рабочих органов), сдача выполненной работы.

Внесение минеральных удобрений в почву (до 400 кг/га)

Нормы расхода топлива на внесение минеральных удобрений в почву

1.3. Внесение органических удобрений в питомниках
Содержание работы: подготовка тракторного агрегата к работе, получение задания, внесение органических удобрений для основной или дополнительной подготовки почвы в питомниках, обслуживание агрегата (дозаправка двигателя ГСМ, подъезд для загрузки на расстояние до 300 м и заправка агрегата удобрением, регулировка рабочих органов), сдача выполненной работы.

Внесение органических удобрений в почву (до 50 т/га)

Нормы расхода топлива на внесение органических удобрений в почву

1.4. Предпосевная подготовка почвы в питомниках
Содержание работы: подготовка тракторного агрегата к работе (осмотр и ежесменное техническое обслуживание агрегата, заправка, пуск и прогрев двигателя), получение задания, проверка качества работы и технологическая регулировка рабочих органов, сплошное фрезерование почвы, обслуживание агрегата в течение смены (очистка рабочих органов), сдача выполненной работы.

Предпосевная подготовка почвы

Нормы расхода топлива на предпосевную подготовку

1.5. Посев семян в питомниках
Содержание работы: подготовка тракторного агрегата к работе (осмотр и ежесменное техническое обслуживание агрегата, заправка, пуск и прогрев двигателя), получение задания, проверка качества работы, технологическая регулировка рабочих органов (проверка и установка нормы высева, регулировка равномерности высева, глубины хода сошников и т.д.), посев семян, обслуживание агрегата в течение смены (очистка рабочих органов), сдача выполненной работы.

Посев семян в посевном отделении питомника

Нормы расхода топлива на посев семян

1.6. Прикатывание посевов в питомниках
Содержание работы: подготовка тракторного агрегата к работе (осмотр и ежесменное техническое обслуживание агрегата, заправка, пуск и прогрев двигателя), получение задания, проверка качества работы и технологическая регулировка рабочих органов, прикатывание посевов, обслуживание агрегата в течение смены (очистка рабочих органов), сдача выполненной работы.

Прикатывание посевов

Нормы расхода топлива на прикатывание посевов

1.7. Мульчирование и присыпка посевов в питомниках
Содержание работы: подготовка тракторного агрегата к работе, получение задания, присыпка и мульчирование посевов, обслуживание агрегата (дозаправка двигателя ГСМ, подъезд для загрузки на расстояние до 300 м и заправка агрегата удобрением, регулировка рабочих органов), сдача выполненной работы.

Мульчирование и присыпка посевов

Нормы расхода топлива на мульчирование и присыпку посевов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *