Новый закон о судимости

Новый закон о судимости

В первую очередь отметим, что на основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе в ОВД) на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие установленным законом квалификационным требованиям, а также способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, содержится в ч. 5 ст. 17 Закона о службе в ОВД, а исчерпывающий перечень оснований, при которых сотрудник не может находиться на службе в органах внутренних дел, – в ч. 1 ст. 14 Закона о службе в ОВД.

В этих нормах каких-либо указаний на невозможность прохождения службы в органах внутренних дел при наличии судимости у близких родственников не содержится.

Что касается непосредственно процесса отбора граждан для прохождения службы в ОВД, то он детально урегулирован разд. I Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 (далее – Порядок).

В частности, из п. 19.3 Порядка следует, что кандидат для поступления на службу в ОВД лично предоставляет заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.05.2012 № 680-р «Об утверждении формы анкеты, подлежащей представлению гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации». При анализе содержания пунктов анкеты, подлежащих заполнению, можно сделать вывод о том, что указание на наличие судимостей у близких родственников не предусмотрено.

Далее из п. 29 Порядка следует, что сообщенные кандидатом для поступления на службу в ОВД сведения о себе и близких родственниках проверяются путем проверки по учетам органов внутренних дел и органов безопасности.

При этом Порядок не содержит никаких положений, позволяющих принять решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел по причине наличия судимости у кого-либо из близких родственников кандидата.

Наконец, что касается позиции высших судебных органов по рассматриваемому вопросу, можно обратить внимание на решение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 № АКПИ17-46, из которого следует, что наличие сведений о судимости близких родственников как самостоятельное основание для отказа в приеме на службу в ОВД в законодательстве не предусмотрено.

Кроме этого, в рассматриваемом решении отмечается о недопустимости отказа в поступлении на службу в ОВД только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации, приведенных выше норм права и позиции высшего судебного органа можно сделать вывод о том, что каких-либо препятствий для поступления на службу в ОВД при наличии судимости у близкого родственника не имеется.

По мнению экспертов, чтобы будущие правила заработали, потребуется в том числе изменить формат справок о судимости, которые выдает людям МВД. Также нужна процедура, по которой судимые много лет назад люди смогут обменять старые справки с пятнами на новые — без пятен. При условии, что их истории будут попадать под действие нового закона.

Напомним, в конце прошлого года Верховный суд России внес в Госдуму пакет законопроектов с предложениями изменить систему наказания за нетяжкие преступления. Пожалуй, центральная идея проекта — освобождать от уголовной ответственности людей, которые совершили преступление впервые, раскаялись и компенсировали ущерб. Если три условия сошлись, судимости у человека не будет. Но ему назначат «меры уголовно-правового характера»: любое наказание, кроме лишения свободы.

До этого инициатива была поддержана главой государства. Сейчас Госдума готовит законопроект к первому чтению. Если закон будет принят, то он по всем правилам получит и обратную силу. Ведь закон, улучшающий положение человека, распространяется и на прошлое.

Сторонники проекта не раз заявляли, что одна из целей — не ставить клеймо судимости на случайно оступившегося человека.

Справка с пятном калечит жизнь хуже, чем тюрьма. Из тюрьмы еще можно выйти. А со справкой о судимости человек до конца дней будет неполноценным. Хорошая работа, успешная карьера — это не для него.

Профессор кафедры уголовного права Университета имени Кутафина, доктор юридических наук Иван Клепицкий напомнил «РГ», что несколько лет назад были приняты поправки в Трудовой кодекс, запрещающий гражданам, имеющим судимость по целому ряду статей, выполнять трудовые функции, связанные с оказанием услуг несовершеннолетним. В первую очередь запрет коснулся лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Не только преподавать в школе, но и вести детский кружок судимым нельзя. Ни шахматный, ни художественный, никакой.

Однако этим дело не ограничилось. Табличку «нельзя» для судимых повесили везде, где труд так или иначе может быть связан с несовершеннолетними. Скажем, в любую больницу может попасть 17-летний молодой человек. Значит, даже медсестер с судимостью нигде быть не должно. В коммерческие зубные клиники сегодня часто водят маленьких детей. Поэтому стоматолог, попавший в неприятную историю, обязан забыть о стоматологии.

Как рассказывают юристы, круг лиц, на которых распространяется запрет, широк. Человек, совершивший по неосторожности ДТП или превысивший пределы необходимой обороны и покалечивший напавшего на него хулигана, не сможет работать даже клоуном в цирке. Так как заведения культуры тоже в запретном списке.

Из-за одной ошибки или даже случайности даже приличный член общества официально становится изгоем. А это, без преувеличения, миллионы людей. Куда им податься? Грабить и воровать? Не вариант, хочется верить.

По словам экспертов, после принятия закона, был изменен и формат справки о судимости МВД.

Теперь там указываются и данные даже о закрытых делах, прекращенных по нереабилитирующим обстоятельствам. Скажем, по амнистии, примирению сторон и прочее. То есть человек в принципе виноват, но по каким-то причинам не был наказан. Если законопроект Верховного суда будет принят, сведения о том, что человек привлекался к уголовной ответственности, все равно окажутся в справке. И пятно останется. Ведь с точки зрения работодателя — самого обычного начальника, как и все, не желающего лишних проблем, — будет не важно, судимый перед ним кандидат или только привлекавшийся. Легче сказать «прощай», чем заглянуть в раскаявшуюся душу. Поэтому эксперты полагают, что потребуется изменить и форму справки МВД.

Как рассказали «РГ» в Палате молодых законодателей при Совете Федерации, представители палаты подготовят соответствующие замечания на законопроект, который сейчас как раз отправлен в рассылку для сбора отзывов. Палата также намерена обратиться в научно-консультативный совет при Верховном суде России с просьбой детально разъяснить, как будет применяться обратная сила закона. Некоторые ученые-правоведы считают, что прошлую судимость сбросить со счетов невозможно. Как рассказал в беседе с «РГ» Иван Клепицкий, если человек уже отсидел срок по статье, которую потом смягчили или вовсе убрали из УК, то ничего не изменишь. Или, допустим, объявляется амнистия, и под нее мог бы попасть осужденный, только-только выплативший штраф, но — все, наказание исполнено, деньги назад не вернут. Точно также, по его словам, и с судимостью: раз она есть, она есть, и никуда не деться. Тем не менее, вопрос не закрыт.

«В Уголовном кодексе специально предусмотрены институты снятия и погашения судимости, чтобы снять с человека все ограничения, связанные с судимостью, — говорит заместитель председателя Палаты молодых законодателей при СФ Николай Бурматов. — Главная проблема в том, что, например, трудовое законодательство, нормы избирательного права и т.п. начинают использовать судимость гражданина, даже снятую и погашенную, как основание в ограничении его прав. Поэтому в первую очередь нужно говорить о правильном применении уже действующих законов. Что же касается предлагаемого законопроекта, то в данном случае речь о том, чтобы избавить человека от неприятных последствий, связанных с судимостью, если его случай попадает под действие нового закона, А это не то же самое, что вернуть годы, проведенные в тюрьме. Это реальная вещь. Поэтому при работе над законопроектом нужно учитывать соответствующие положения Трудового кодекса.

Возможно, и там потребуются какие-то изменения. Также и научное сообщество, и законодатели должны разработать порядок, как после вступления в силу закона (если он будет принят) улучшить положение тех, кто ранее был судим при обстоятельствах, указанных в этом законе. Снимать ли с них судимость, выдавать ли новые справки, все это требует проработки».

Кстати, в прошлом году поправки в Трудовой кодекс несколько смягчили правила. Если дело человека было закрыто по нереабилитирующим обстоятельствам, то его могут допустить к запретной работе с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних. Но чиновники — люди априори осторожные. Получить от них такие разрешения, по мнению экспертов, задача практически нереальная.

Общая информация Административные подразделения Управление кадров Нормативные документы О получении справки об отсутствии судимости

С 07.01.2011 вступили в силу изменения, внесенные в ст. 65 ТК РФ Федеральным законом от 23.12.2010 №387-ФЗ. В частности, установлено, что при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работодатель вправе затребовать справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии со статьей 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; подготовки; справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Эта справка выдается в порядке, предусмотренном Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (утв. Приказом МВД России от 07.11.2011 №1121). Вышеуказанную справку можно получить по следующим адресам: г. Москва, ул. Велозаводская, д. 6–а, тел. 8(495)694-77-40, а также в многофункциональных центрах по месту жительства. Кроме того, хотим обратить Ваше внимание, что справку об отсутствии судимости можно заказать через личный кабинет портала госуслуг. Заказ справки через портал госуслуг позволит Вам получить справку в более короткие сроки. При предоставлении государственной услуги в электронной форме заявителю обеспечивается: доступность для копирования и заполнения заявителем заявления в форме электронного документа; возможность подачи заявителем с использованием сети Интернет, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» заявления о предоставлении государственной услуги; возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной услуги. При направлении заявителем обращения в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный заявителем, направляется электронное сообщение, подтверждающее поступление его обращения в МВД России.

Скачать приказ МВД России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *