О проведении проверки

О проведении проверки

Государственный контроль (надзор) в сфере образования и сопровождающие его проверки являются, наверное, одним из наиболее напряженных событий для администрации образовательной организации. Понятно, что всегда не слишком приятно, когда тебя проверяют. Однако к визиту проверяющих нужно быть готовым. Помочь разобраться в специфике государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также некоторых изменениях в его регламентации, предусмотренных новым Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», призвана данная статья.

Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Такое, достаточно, сложное и объемное понятие государственного контроля (надзора) дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), который создает законодательную базу осуществления государственного контроля (надзора) во всех сферах, за исключением специально обозначенных в Федеральном законе № 294-ФЗ областей деятельности. Сфера образования не подпадает под эти исключения, а следовательно, осуществление государственного контроля (надзора) в ней регламентируется данным Федеральным законом. Норма, прямо указывающая на это, закреплена в ч. 4 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом указывается, что положения Федерального закона № 294-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных указанной статьей.

В соответствии с п. 27 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении государственного контроля (надзора) в сфере образования особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться иными федеральными законами. В соответствии с данной общей нормой особенности организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере образования установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как федеральное полномочие и включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ в отношении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (за исключением реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ), а также организаций дополнительного образования государственный контроль (надзор) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими Российской Федерацией полномочия (это могут быть либо самостоятельные службы по контролю, надзору либо региональные министерства, департаменты, осуществляющие также управление в сфере образования).

Лицензионный контроль в отношении образовательных организаций не входит в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования, а относится к деятельности по лицензированию и осуществляется в рамкам общего регулирования Федерального закона № 294-ФЗ с особенностями, установленными Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, новый Федеральный закон № 273-ФЗ уточняет предмет федерального государственного контроля качества, ограничивая его только деятельностью образовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Так, например, в предмет федерального государственного контроля качества не может входить реализация дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования, поскольку согласно Федеральному закону № 273-ФЗ такие программы не подлежат государственной аккредитации.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований. Таким образом, под федеральным государственным надзором понимается надзор за соблюдением законодательства об образовании. Данный надзор в отношении образовательных организаций осуществляется по всей ведущейся образовательной деятельности вне зависимости от факта государственной аккредитации соответствующих образовательных программ.

Любые виды государственного контроля (надзора) осуществляются посредством проведения проверок соответствующих организаций, в рамках которых их деятельность подлежит оценке на соответствие обязательным требованиям (федеральным государственным образовательным стандартам или законодательству об образовании).

Любые проверки делятся на документарные и выездные, плановые и внеплановые.

Документарная проверка, как следует из названия, проводится путем анализа и оценки сведений, содержащихся в документах образовательной организации, и проводится по месту нахождения проверяющего органа.

К числу таких документов образовательной организации относятся, прежде всего, локальные акты, документы распорядительного характера образовательной организации, а также иные документы и информация о деятельности образовательной организации, которая может быть получена, например, из содержания официального сайта образовательной организации в сети «Интернет». Если документов, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, недостаточно, то он осуществляет соответствующий запрос о предоставлении необходимых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ образовательная организация обязана направить необходимые документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (иного должностного лица) образовательной организации. Возможно направить документы либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо отвезти с нарочным в канцелярию соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия. При передаче документов с нарочным следует получить штамп о приеме документов.

Нарушение требования о предоставлении документов может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа: для должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), а также, если невозможно оценить соответствие деятельности образовательной организации обязательным требованиям без выезда на место осуществления образовательной деятельности, то проводится выездная проверка. Очевидно, что такая ситуация возникает при осуществлении федерального государственного контроля качества образования, если предполагается не ограничиваться рассмотрением исключительно учебно-методической документации образовательной организации, а также при проведении лицензионного контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения (в этой части предмет совпадает с предметом документарной проверки), а также соответствие установленным требованиям работников организации, состояние используемых организацией при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов обязательным требования, а также самой осуществляемой образовательной деятельности. Как следует из названия, выездная проверка проводится по месту нахождения (месту фактического ведения деятельности) образовательной организации. При осуществлении выездных проверок орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вправе привлекать экспертов из числа лиц, имеющих аккредитацию, полученную в соответствии с Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689. Следует отметить, что исходя из того, что Федеральный закон № 273-ФЗ не предполагает дополнительного подзаконного регулирования деятельности по государственному контролю (надзору) в сфере образования, то привлечение экспертов осуществляется без предусмотренной ранее п. 12 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования процедуры предварительного отбора экспертов в соответствии с установленными проверяющим органом критериями отбора.

Документарные и выездные проверки могут быть плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок. План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет». Например, вот план проведения плановых проверок, размещенный на сайте Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются постановлением Правительством РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности.

Таким образом, непосредственно проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, увеличенная периодичность не касается, поскольку, как отмечалось выше, лицензионный контроль не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования. Следовательно, например, общеобразовательные организации могут быть включены в план проверок чаще, чем один раз в три года, но при этом предметом такой проверки будет только лицензионный контроль и только в отношении общеобразовательных программ, а не, например, программ профессионального обучения.

Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении) (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ, а, кроме того, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются дополнительные основания, отражающие специфику государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливаются следующие основания для проведения внеплановых проверок.

1. Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Это наиболее распространенное основание для проведения внеплановой проверки. Если в результате плановой проверки образовательной организации выдано соответствующее предписание, то контрольный орган вправе проверить факт исполнения этого предписания путем проведения выездной или документарной проверки.

2. Поступление обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из указанных категорий информации основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан или причинение такого вреда как основание для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования маловероятно. Как правило, такие факты являются основанием для проведения проверок в образовательных организациях в рамках иных видов надзора, например, государственного пожарного надзора. В качестве гипотетического примера можно предположить, что внеплановая проверка может быть проведена при наличии сообщений в СМИ о применении физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся для поддержания дисциплины. Следует отметить, что проведение проверки по указанным выше основаниям «а» и «б» требует согласования с органами прокуратуры.

Говоря о таком основании проведения внеплановых проверок как нарушение прав потребителей, следует рассмотреть само понятие «потребитель» применительно к деятельности образовательных организаций. Как известно, финансовое обеспечение образовательной деятельности может осуществляться двумя основными способами: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (ст. 99, 100 Федерального закона № 273-ФЗ) и за счет средств физических и юридических лиц по договорам оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ). Понятие «потребитель», прежде всего, установлено в Законе РФ «О защите прав потребителей» и, следовательно, распространяется только на второй случай.

Означает ли это, что обращение студентов-бюджетников о защите их прав не является основанием для проведения внеплановой проверки? Нет. Такой вывод можно сделать из анализа норм бюджетного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг». Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители», а, следовательно, их обращение о нарушении права является основанием для проведения внеплановой проверки. Такой подход содержится и в письме Рособрнадзора от 31 октября 2011 г. № 05-3992.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания, что является новеллой. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание – выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приема в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения. Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок, который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования – это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Далее. Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчет о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает прием в данную организацию (последнее последствие – важнейшая новелла Федерального закона № 273-ФЗ, ставящая административный барьер на продолжении незаконной или некачественной образовательной деятельности).

Наконец, если по возбужденному делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Федеральный закон № 273-ФЗ также предусматривает нормы, обеспечивающие публичность и доступность для потребителей образовательных услуг сведений о результатах осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 29 образовательные организации обеспечивают открытость и доступность, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.

В заключении хотелось бы отметить еще одну новеллу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не касающуюся прямо деятельности образовательных организаций. Дело в том, что исходя из норм ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона о приравнивании фактически в правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей к образовательным организациями, государственный контроль (надзор) осуществляется с 1 сентября 2013 года не только в отношении образовательных организаций, но и индивидуальных предпринимателей, что раньше законом не предусматривалось.

Таким образом, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются ряд особенностей осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, помимо некоторой специфики, уже закрепленной нормами Федерального закона № 294-ФЗ: расширены основания для проведения внеплановых проверок; термин «потребитель» охватывает теперь и обучающихся за счет средств бюджетных ассигнований; детально регламентированы последствия невыполнения предписаний об устранении нарушений, вынесенных в результате проведения проверок. Очевидно, что рассмотренная специфика призвана усилить государственное воздействие на систему образования с целью исключения проявлений незаконных практик и распространения «псевдообразования».

10.1. Проверяющие органы

Сегодня успешному развивающемуся предприятию недостаточно только производить конкурентоспособную продукцию и развивать внутреннюю корпоративную культуру. Любая производственная или торгующая фирма давно перестала быть замкнутой системой, а открытые условия существования диктуют свои собственные законы. От грамотно выстроенной работы с окружающей средой зависит, насколько успешным сможет быть не только развитие, но и само существование предприятия. И если о работе с конкурентами, клиентами и поставщиками говорилось в предыдущих главах, то сейчас самое время остановиться на построении прочных взаимоотношений с одними из самых значительных и влиятельных источников внешнего воздействия – государственно-административной системой и массовыми средствами информации. Первые отвечают за безопасность вашего бизнеса, а вторые формирует его общественное лицо. Именно от того, каким предстанет ваш бизнес в глазах деловой общественности, насколько сможет грамотно выстроить свои отношения с чиновниками и проверяющими органами, настолько легко или трудно вам будет привлечь дополнительные инвестиции, выигрывать или проигрывать тендеры на государственные заказы, привлекать или нет дополнительные необходимые вам ресурсы с рынком материалов, капитала, рабочей силы, сможете ли вы найти силы и защиту, если понадобится защитить ваше дело.

В нашей стране административно-государственный аппарат остается одной из основных угроз бизнеса. Бесконечные проверки, многочисленные административные штрафы, коррумпированность чиновников, которая проявляется во всей красе, как только вам нужно продлить ваше право на торговлю, аренду, лицензию, могут свести на нет деятельность практически любого предприятия. При этом практически невозможно выполнять сегодня все предписанные различными инструкциями и постановлениями правила, нарушения все равно, как правило, находятся, и штрафа зачастую не избежать. Поэтому сегодня многие растущие фирмы обеспечивают себе безопасность самыми разными способами – кто-то заводит штатную должность юриста, кто-то создает службу безопасности и ставит во главе ее выходца из рядов МВД, обязательно с умением договариваться со «своими», наличием связей в нужных кругах.

Но что делать начинающему предпринимателю, у которого попросту нет доходов на обзаведение такой роскошью, как личный внутрифирменный юрист? А проверять предпринимателя может несколько десятков разного рода инстанций (от налоговой инспекции, до соответствующих органов милиции, не говоря уже о пожарниках или санэпиднадзоре). Когда я пришла в наше первое семейное предприятие, а это было еще до 2001 года, проверкам не было конца. Каждая неделя, проведенная без очередного визита одного из отделов милиции, считалась маленькой удачей. А раз уж проверка пришла, то, как объясняли сами проверяющие, ничего не найти мы не можем, нас просто свои не поймут. Поэтому уж не обессудьте, давайте, чтобы мы у вас тут не копались, скажите сразу, что не так, мы напишем протокол, заплатите минимальный штраф, и вам спокойно, и нас не трогают.

Первое время мы исправно платили, и тогда проверки стали приходить все чаще (два раза в неделю, а один раз – три разных отдела три дня подряд). Вот тогда терпению настал конец. Сначала мы пробовали «надавить на совесть», нас только вчера проверяли. На что нам резонно отвечали, что количество проверок не регламентировано, могут хоть по два раза на день приходить, на что имеют полное право. Вот тогда нам и пришлось самим начать изучение наших законов, потому что только юридические знания позволяли нам законно отстоять свои права и не дать задавить себя штрафами.

Со временем методом проб и ошибок у нас выработалась своя тактика проведения переговоров с проверяющими, нас стали уважать и посещать гораздо реже, а проверки проводить не так тотально. Поэтому я на своем собственном опыте поняла, что в современном деловом мире необходимо быть хорошим специалистом в области юриспруденции, иметь у себя под рукой несколько основных кодексов, уметь грамотно проводить деловые переговоры с проверяющими органами. Истерия, страх и ссоры с проверяющими органами приводили к более негативным последствиям, чем тактичное указание на свои права, улыбка на лице и уважительное обращения по имени отчеству.

Сегодня, к счастью, количество проверок ограничено принятым Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», согласно которому плановая проверка не может проводиться чаще 1 раза в 2 года. При этом, что самое отрадное, плановые проверки не проводятся во вновь открывшихся фирмах первые три года их существования. Но данный закон имеет ограничения и не распространяется на проведение налоговых проверок или лицензионного контроля.

Для проведения внеплановой проверки предприятия должны быть основательные причины, например жалоба какого-либо человека или организации о нарушении их потребительских прав. При этом обращение не может быть анонимным. Проверка проводится также при обоснованных подозрениях об угрозе со стороны предприятия жизни и здоровью людей или экологии района.

Чем грозит проверка? Как правило, это финансовые потери, причем как в виде штрафа, который можно попытаться оспорить в суде, так и потерянных рабочих часов в результате вынужденного простоя, возможная конфискация документов и имущества (например, проб продаваемого вами товара), психологическое напряжение и испорченное настроение. Помню, после ряда проведенных проверок у продавцов порой сдавали нервы, они еще целый день приходили в себя, поэтому о доброжелательной работе с покупателями приходилось только говорить.

При проверке важно знать, какие документы должны иметь при себе проверяющие для начала проверки, какие документы, помещения, товары они могут проверит у вас, какие документы должны составить по факту проверки, какие у вас есть права, если действия проверяющих вам покажутся незаконными, а постановления – необоснованными.

Первое, что вы должны знать: если вы работаете в сфере обслуживания населения, то у вас должен быть оформлен уголок потребителя, или уголок покупателя, на котором в обязательном порядке вывешиваются следующие данные: Свидетельство о государственной регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя;

– актуальное издание Федерального закона «О защите прав потребителей»;

– копии лицензий, если ваша деятельность входит в перечень обязательно лицензируемых;

– адреса и телефоны проверяющих органов и обществ по защите прав потребителей.

Наличие такого уголка, во-первых, избавит вас от штрафа со стороны Роспотребнадзора, а во-вторых, снимет вопросы покупателей о правомерности осуществляемой вами деятельности.

Если у вас торговая точка, то список обязательных документов, которые должны находиться в месте обслуживания покупателей, заметно расширяется:

– ИНН индивидуального предпринимателя или юридического лица;

– договор об аренде, если помещение не в собственности;

– кассовый аппарат (ККМ) или (если это не противоречит перечню товаров, продаваемых без выдачи кассового чека) бланки строгой отчетности, называемые товарным чеком;

– если есть ККМ, то контрольно-кассовый журнал с вложенной в него карточкой регистрации вашей машины;

– медицинская книжка работника, если он работает с пищевыми продуктами, его трудовой договор и паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

– сертификаты и гигиенические заключения на продаваемую продукцию. При этом вместо сертификата может быть заверенная копия или указание на место его хранения в накладной на товар;

– накладная;

– санитарный паспорт;

– журнал учета проведения плановых проверок.

Это необходимо в интересах самого предпринимателя. Дело в том, что количество плановых проверок каждой торговой точки теперь ограничено, поэтому в том случае, если к вам снова придут проверяющие, у вас будет полное право объяснить им, что проверка проводилась, и показать журнал. В том случае, если у проверяющих на руках будет предписание на проведение именно плановой проверки, они не смогут нарушать закон, и будут вынуждены удалиться.

Основными проверяющими органами на сегодняшний день являются: налоговая инспекция, милиция, Роспотребнадзор, торговая инспекция, санэпиднадзор, противопожарная служба, трудовая инспекция, общество по защите прав потребителей и некоторые другие.

На моем опыте и опыте моих знакомых могу сказать, что самыми частыми гостями у малого предпринимательства бывает милиция. При этом чуть ли не все ее подразделения. Однажды в течение недели к нам пожаловали ОБЭП, паспортно-визовая служба и розыскной отдел. И все, на удивление, искали просроченную продукцию, проверяли правильность заполнения сертификатов, наличие документов на алкогольную продукцию. Как правило, милиция любила брать «на страх». Все равно найдем нарушение, давайте сократим неприятную процедуру до минимума. При проведении проверки милицией важно соблюдать корректное поведение, ни в коем случае не хамить и не грубить. Ругательство и оскорбление может стоить вашему предприятию несколько тысяч рублей, это особенно оскорбительно для наших правоохранительных органов, и они начинают «закручивать» гайки». При этом в ход могут пойти совершенно уж мошеннические действия, такие как отклеенная акцизная марка, пропавшая накладная с ценами, исчезнувший сертификат. Не знаю, изменились ли действия предприимчивых проверяющих за последние четыре года, но в 2004 году такие способы были в ходу. На грубость часто в ответ получаешь не меньшую грубость, как следствие – накаленную атмосферу и стрессовую ситуацию. Поэтому первое правило – встретить проверяющих приветливо. Конечно, можно не бросаться в крайности и чай с кофе не предлагать, но, как минимум, пригласить в кабинет. Как правило, это если и не помогает договориться, то уж точно разряжает обстановку. Второе, что вы выигрываете: проверяющие, «растаяв», начинают опускать некоторые обязательные процедуры, делающие саму проверку и ее результаты недействительными. Так, например, при заборе образцов и составлении акта могут не пригласить понятых, могут не предупредить вас об ответственности, могут не дать вам копию протокола или не выписать его вообще. Ваша задача – заметить все эти упущения, и тогда, если дело дойдет до штрафа, вы сможете опротестовать решение и выиграть дело в суде. Если штраф будет существенным, дело того стоит, а за вами дополнительно закрепиться имидж юридически подкованного предприятия, что не преминут заметить и сами проверяющие. У нас после некоторых таких юридических нюансов количество проверок снизилось в разы, более того, сама милиция стала предлагать свою помощь в разрешении дел о недостаче.

Первое, что стоит проверить – это наличие предписания. Оно должно быть выдано на проверку по конкретному адресу и с указанием конкретных причин этой проверки. Например, такая стандартная ситуация. У вас в пределах одного квартала две торговые точки, например «Тульская, 21» и «Тульская, 40». Предписание выдано на ТОЧКУ «Тульская, 21». А проверяющие заодно решили проверить и вторую точку. Тогда проверка второй точки осуществляется незаконно, и протокол юридической силы иметь не будет, даже если будут обнаружены правонарушения.

Проверять милиция может почти все – сертификаты, патенты, свидетельства о государственной регистрации, лицензии, кассовый журнал, снимать кассовый остаток, могут заинтересоваться накладными. При этом они могут изъять ряд документов, касающихся материальных ценностей, денег или кассы, но сделать это по определенной процедуре, и только если именно эти документы являются объектом выявленного нарушения. Например, не совпадают транспортно-товарные накладные на спиртные напитки с количеством находящейся продукции на складе, что говорит о продаже неучтенной алкогольной продукции.

Единственное, что не могут проверить милиционеры – это медицинские книжки ваших сотрудников, так как эту прерогативу оставил за собой Роспотребнадзор, который их и выдает.

При составлении протокола со своей стороны проявите максимум внимания, обязательно возьмите копию протокола или проставьте во всех свободных графах прочерки, иначе можете затем столкнуться с тем, что там вписано много вам незнакомого. Протокол лучше всего подписать, при этом, если вы не согласны, то так и пишите, что не согласны, обязательно поставьте число и подпись. Затем с копией протокола обязательно сходите к юристу – он подскажет, на что можно обратить внимание для признания протокола недействительным.

Налоговая инспекция имеет право на проверку только по предъявлении постановления о проведении выездной проверки. По своему опыту могу сказать, что именно проверки налоговой инспекцией были самыми безобидными. Их действительно интересовал вопрос, не нарушаем ли мы контрольно-кассовый режим, правильно ли указаны цены на товар, не торгуем ли спиртным без соответствующих разрешений. Ни медицинских книг, ни сертификатов на продукцию, ни контрольного взвешивания они не проводили, и если не находили правонарушений, то делали запись к журнале проверок и уходили. Как видно, плана по обязательному привлечению предпринимателей за правонарушения у них не было. Если налоговая инспекция хочет сделать проверку бухгалтерской отчетности вашего предприятия, обычно ей для этого совершенно не обязательно выезжать к вам на предприятие. Она может запросить нужные документы к себе. При этом вам доставят уведомление о необходимости предоставить документы, и в пятидневный срок вы обязаны предъявить копии документов. Можете не отвозить их, а отправить по почте с описью вложения. День предоставления при этом определяется по почтовому штемпелю. Пожалуй, налоговую можно отнести к достаточно лояльно настроенной проверяющей инстанции, ей главное – чтобы вы налоги уплачивали в полном объеме и в срок. При этом штрафы для индивидуальных предпринимателей за неправильно составленные отчеты достаточно невелики – в среднем от 100 до 300 рублей, за не-пробитый чек и торговлю без соответствующих документов уже больше, на физическое лицо – от 1500 до 2000 рублей, на должностное лицо – от 3000 до 4000 рублей. Правда, это при лояльном подходе к организации. Если штраф будет наложен в отношении самой организации, то суммы значительно возрастут – до 30 000-40 000 рублей, что уже ставит под угрозу сам факт существования небольшой торговой точки или магазина. Налоговой инспекции, как правило, закрытие магазина ни к чему – снизятся поступления в бюджет, поэтому, как правило, при правильно построенных взаимоотношениях штрафы накладываются на продавца.

Теперь несколько слов о Роспотребнадзоре. В отличие от всех остальных проверяющих они имеют право приходить и проверять ваши помещения без всякого предписания. При этом могут забрать образцы продукции для проведения анализа, брать соскобы, проверять, выполняются ли иные предписания, есть ли запас дезинфицирующих средств, правильно ли составлены хлорирующие растворы, есть ли в полном наличии необходимые для санитарной обработки инструменты. Кроме этого, эти органы проверяют наличие и правильность оформления гигиенических сертификатов, доброкачественность продуктов, наличие и правильность заполнения медицинских книжек, соблюдение температурных режимом хранения продуктов. Роспотребнадзор, как правило, беспокоят вопросы соблюдения санитарного законодательства, они всегда готовы консультировать, проводить дополнительные занятия. Если вы хотя бы минимально выполняете санитарные нормы и правила, штрафы с этой стороны вам не грозят. Главное – ежедневная уборка и содержание рабочего инвентаря и рабочей одежды в чистоте.

Достаточно большие штрафы, до 10 000 рублей, грозят организации за нарушение требований пожарной безопасности, например за отсутствие или нерабочее состояние пожарной сигнализации, отсутствие должного количества огнетушителей, нарушения в проведении плановых замеров электропроводки. Если остальные проверки должны проходить в дневное время суток и при обязательном присутствии руководителя организации, то пожарник может проверить ваше предприятие и в ночную смену, в выходной, если есть подозрение в нарушении правил пожарной безопасности. И если факт нарушения подтвердиться, в отдельных случаях возможно полное прекращение эксплуатации производственного или торгового помещения. Пожарники, как правило, сначала выдают предписания (с указанием необходимых ваших действий), выполнить их вы должны в десятидневный срок. Затем в любой момент может пройти контрольная проверка, и если предписание не выполнено, то вам грозит штраф.

Кроме перечисленных организаций, самыми частыми гостями у нас были представители общества по защите прав потребителей. Они любили проверять все: от сертификатов, в которых, как правило, мало что понимали, так как были студентами-волонтерами, до пробития чека и правил хранения продуктов питания. Особенных прав на проверку у этих обществ не больше, чем у обычных покупателей, штрафы и протоколы они выписывать не могут, поэтому после двух вежливых переговоров с ними о неэтичном и порой противозаконном поведении представителей организации визиты их прекратились.

Как правило, они должны приходить с обязательным направлением на проверку и служебным удостоверением. Проверяют они только соблюдение прав потребителей, в этом у них ничуть не больше прав, чем у обычного покупателя – могут попросить вас перевзвесить товар, показать накладную или сертификат на продукт, но заходить за прилавок и обследовать содержимое ваших складов права не имеют.

И наконец, раз в два года вас может посетить торговая инспекция или Роспотребнадзор. Проверяют они, как правило, одно и то же – работу с ККМ, наличие сертификатов, соблюдение ценовой политики, могут взять товары на проведение исследований их качества. Судя по моему опыту, они действительно действуют грамотно, не преступая закон и не пытаясь найти правонарушение там, где его нет. Но если у вас есть просроченный товар, вы торгуете с нарушением (без соответствующего качественного удостоверения, ваш товар недоброкачественен), штрафа вам избежать не удастся.

Как уже говорилось, практически все проверки должны проходить по предъявлении соответствующего распоряжения. В нем должны быть заполнены определенные данные, без которых распоряжение считается недействительным:

– распоряжение должно иметь номер и дату составления; на бланке должно присутствовать наименование органа, выдавшего данное распоряжение;

– название организации или физического лица, у которого предполагается проведение проверки;

– ФИО и должность лица, которое будет эту проверку осуществлять;

– цели и задачи проведения проверки. Именно это чаще всего опускается;

– основания проведения проверки;

– вид проводимой проверки (плановая или внеплановая). При проведении внеплановой проверки обоснования ее проведения;

– дата начала и окончания мероприятия;

– объект проверки.

Само распоряжение обязательно должно быть подписано руководителем или его замом, и если направления нет или оно неправильно составлено, это дает шанс признать данную проверку недействительной или вообще ее не проводить.

При проведении проверки должны быть составлены следующие документы – акт проверки, протокол об административном правонарушении, объяснения предпринимателя (составляются только по его желанию), при изъятии образцов – акт изъятия вещей и документов. При этом необходимо помнить, что любые конфискованные вещи должны быть после проведения исследования возвращены владельцу на реализацию или конфискованы и уничтожены. Они не могут просто так раствориться в воздухе или потеряться. А это на практике часто случается. У нас в магазине на экспертизу ушли три бутылки марочного вина, основанием для изъятия послужило якобы выпадение осадка, что, впрочем, совершенно допустимо по ГОСТу. Забрал, как всегда, районный ОБЭП, было это накануне ноябрьских праздников. Больше мы не видели и не слышали о нашем товаре ничего, ни возврата, ни результата экспертизы. Правда, с тех пор мы откровенно заявили, что до возвращения тех бутылок, изъятых с полным нарушением процедуры, без оставления акта изъятия, без понятых, а только с указанием в акте проверки об изъятых бутылках, на экспертизу мы ничего предоставлять не будем. А при насильственном заборе опротестуем и этот случай, и прошлый, с предъявлением соответствующих документов. Больше у нас товара не забирали. При этом вы поняли слабое место нашей милиции – полное пренебрежение законностью своих действий, процессуальные нарушения, постоянно допускаемые ими. Именно они, а не предприниматель, являются главными нарушителями, за что, согласно своим внутренним законам, могут достаточно сильно поплатиться. Поэтому, если вы обнаружите знание закона о милиции, рамках должностных полномочий, они, как правило, с этим не спорят, особенно если у вас в руках такой солидный аргумент, как сам «Закон о милиции», а перед ними стоит не трясущийся от страха продавец, а вооруженный знаниями юрист.

Акт проверки должен содержать следующие данные:

– дату, время и место составления документа, название органа, его составившего;

– ФИО и должность лица, проводившего проверку, ФИО представителя организации, в которой поверку проводили;

– результат проверки;

– подписи сторон.

Если в ходе проверки выявлены административные правонарушения, то на месте составляется протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается соответствующим проверяющим органом. Если в ходе проведения проверки или составления протокола были допущены нарушения, то сама проверка и ее итог могут быть признаны недействительными. Главное – вовремя заметить и предъявить свои доказательства в арбитражном суде, по крайней мере прецеденты по выигрыванию таких дел есть.

Самые частые правонарушения проверяющих:

– не вручается копия протокола;

– дело рассматривается без присутствия правонарушителя, и он не извещается о времени и месте рассмотрения;

– протокол не составляется на месте, между совершением правонарушения и составлением протокола проходит достаточное количество времени, больше недели;

– неправильно называется правонарушение и соответствующая статья;

– протокол не составляется вообще или составляется без соответствующих данных о месте составления, ФИО и должности составляющего, личности нарушителя, ответственности за совершенное правонарушение;

– протокол составляется в отсутствие должностного лица, подписывается продавцом.

Любое такое правонарушение в составлении соответствующего документа увеличивают ваш шанс выиграть дело в суде по признанию протокола и проведения проверки недействительными. Для этого юридические лица обращаются в арбитражный суд с иском, а физические – в государственный с соответствующей жалобой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Порядок организации и проведения проверок

Порядком организации и проведения плановых и внеплановых проверок определен Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Порядок устанавливает требования к организации и проведению плановых и внеплановых проверок, включая формы проверок, сроки проведения проверки,ограничения при проведении проверки,обязанности должностных лиц органов контроля при проведении проверки.

1. Организация и проведение плановой проверки

1.1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
1.2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
1.3. Плановые проверки проводятся на основании разработанных ежегодных планов.
1.4. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:
1) наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;
2) цель и основание проведения плановой проверки;
3) дата и сроки проведения каждой плановой проверки;
4) наименование органа государственного контроля (надзора), осуществляющего конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.
1.5. Утвержденный руководителем органа контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа в сети «Интернет» либо иным доступным способом.
1.6. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Управление направляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проект ежегодного плана проведения плановых проверок в прокуратуру для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1.7. Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря года предшествующего году проведения проверок.
1.8. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
1.9. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки или выездной проверки.
1.10. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Управлением не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления о начале проведения плановой проверки любым доступным способом.

2. Организация и проведение внеплановой проверки

2.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
2.2. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Управление обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
2.3. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 п. 2.2. настоящей главы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
2.4. Внеплановая проверка проводится в форме документарной или выездной проверки.
2.5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» части 2 пункта 2.2. настоящей главы, Управлением после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
2.5.1. Согласование проведения внеплановых проверок осуществляется на территории Орловской области Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой, на территории Курской области — прокуратурой Курской области.
2.6. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Управление вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления необходимых документов, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
2.7. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в Управление.
2.8. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в части 2 пункта 2.2. настоящей главы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Управлением не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
2.9. В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

3. Документарная проверка

3.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Управления.
3.2 Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Управления.
3.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Управления в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Управления, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора).
3.4. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Управления, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Управление направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении документарной проверки.
3.5. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Управление указанные в запросе документы.
3.6. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
3.7. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Управление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.8. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Управлении документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
3.9. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в Управление пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 3.8. настоящей главы сведений, вправе представить дополнительно в Управление документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
3.10. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Управление установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Управления вправе провести выездную проверку.
3.11. При проведении документарной проверки Управление не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки.

4. Выездная проверка

4.1. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований.
4.2. Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
4.3. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении Управления документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
4.4. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Управления, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя, заместителя руководителя Управления о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
4.5. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам Управления, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

5. Срок проведения проверки

5.1. Срок проведения выездной и документарной проверок не может превышать двадцать рабочих дней.
5.2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
5.3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящего выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
5.4. Срок проведения каждой из проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству юридического лица.

Примечание.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения (для среднего предприятия — 1000 млн., для малого предприятия — 400 млн., для микропредприятия — 60 млн. рублей).

6. Порядок организации проверки

6.1. Проверка проводится на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления.
6.2. В распоряжении руководителя, заместителя руководителя Управления указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;
8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
9) даты начала и окончания проведения проверки.
6.3. Заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Управления вручаются под роспись должностными лицами Управления, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица Управления обязаны представить информацию об этом органе в целях подтверждения своих полномочий.

6.4. По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностные лица Управления обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

8. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации. Прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания, или со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии на осуществление образовательной деятельности этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии. Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда. В случае вынесения судом решения о привлечении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, должностных лиц этих органов к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения этими органами нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования направляет в вышестоящий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предложение о рассмотрении вопроса об отстранении от должности руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, или руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *