Объект электросетевого хозяйства

Объект электросетевого хозяйства

Оптимизированы процедуры технологического присоединения построенных или реконструированных объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2015 года №1044, подписанном Председателем кабинета министров Дмитрием Медведевым.

Указанное постановление вносит изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

«В рамках «дорожной карты» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» оптимизированы процедуры технологического присоединения в части сокращения срока присоединения в отношении построенных (реконструированных) объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно. При этом вместо разрешительной процедуры устанавливается порядок направления в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору уведомления о готовности на ввод объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций в эксплуатацию, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, присоединение которых осуществляется (по одному источнику электроснабжения) по третьей категории надежности (см. п.п. г п. 7 вышеуказанного постановления). Это будет способствовать упрощению документооборота при технологическом присоединении потребителей к электрическим сетям и сокращению сроков этого присоединения», — говорится в документе.

Также в Правила внесены изменения, направленные на приведение их в соответствие с Федеральным законом «Об электроэнергетике». Устанавливаются исключительные случаи технологического присоединения потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а также к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Вопрос от 30..08.2018:

В каком случае не требуется получение разрешения на допуск вновь вводимой в эксплуатацию (реконструированной) электроустановки сетевой организации?

Ответ Ростехнадзора: В соответствии с пунктом 18_1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств сетевая организация в отношении построенных (реконструированных) ею в целях осуществления технологического присоединения объектов в рамках исполнения технических условий объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно, максимальная мощность которых не превышает 150 кВт по второй категории и 670 кВт по третьей категории надежности, оформляет акт осмотра (обследования) электроустановки и направляет в адрес органа федерального государственного энергетического надзора уведомление о готовности на ввод в эксплуатацию объекта.

Внешнее электроснабжение включает в себя воздушные и кабельные линии, ведущие от районных трансформаторных подстанций и подстанций меньшей мощности до ГРЩ жилых и производственных зданий. Наша компания осуществляет проектирование внешнего электроснабжения с напряжением от 0,4 кВ до 35 кВ с жёстким соблюдением действующих нормативов.

Это один из наиболее ответственных этапов при подключении электроустановки к сетям или при существенном изменении её схемы. От корректности составления проекта зависит эффективность и безопасность её эксплуатации, а также время прохождения всех согласований в сбытовой компании и Ростехнадзоре.

Схема внешнего электроснабжения в части её реализации чрезвычайно сложна. Необходимость получения бесконечного числа согласований значительно затрудняет и затягивает процесс. Наши специалисты начинают разрабатывать проект внешнего электроснабжения после получения технического задания на проектирование и техусловий на присоединение от энергетической кампании. Висттех имеет многолетний положительный опыт взаимодействия со всеми энергоснабжающими организациями. В результате мы всегда добиваемся максимально выгодных техусловий, предлагаемых нашему заказчику, и получаем необходимую заказчику мощность.

Проект внешнего электроснабжения выполняется для достижения надёжной и долгосрочной работы сетей и электрооборудования. В рамках проектирования рассчитываются нагрузки, защита линии при коротком замыкании, потери напряжения, утечки токов, планируется оптимальная схема размещения осветительного оборудования и его спецификация. В состав проекта внешнего электроснабжения входит:

  • техническое задание от заказчика;
  • подготовка рабочих документов на возведение распределительных (ОРУ, ЗРУ, КРУ), распределительных трансформаторных и трансформаторных подстанций мощностью 0,4-35 кВ (ТП, РП, КТП);
  • подготовка документов на перевооружение и реконструкцию работающих систем;
  • расчёт установки вновь возводимых и реконструкции действующих воздушных сетей мощностью от 0,4 до 35 кВ, ВЛ-10 кВ и ВЛ-35 кВ полностью, системы наружного освещения жилых массивов и посёлков;
  • подготовка документов на прокладку кабелей мощностью 0,4–35 кВ, включая проект выноса электросетей за пределы участка застройки;
  • проект электроснабжения стройплощадки;
  • подбор альтернативных вариантов для бесперебойного и временного электрообеспечения;
  • получение техусловий от поставщика электроэнергии;
  • согласование проекта на внешние сети электроснабжения с поставщиком электроэнергии, с владельцами территорий, проведение госэкспертизы и независимой экспертизы проектной документации.

Проектирование внешнего электроснабжения мощностью 0,4 кВ выполняется при подключении потребителей к источнику электроснабжения или реконструкции существующей схемы. Подключение может выполняться кабельной или воздушной линией. В первом случае типовой проект внешнего электроснабжения отражает выбор трассы кабельной линии, выбор сечения кабеля, типа изоляции и т.д. В случае воздушной линии проектировщик должен выбрать марку провода, тип опор, изоляторов, секционирующих устройств и т.д. На основании проекта выполняется дальнейший монтаж внешних сетей электроснабжения. После того, как закончены все электромонтажные работы, введённая в строй сеть должна полностью соответствовать выполненному проекту.

Нередко заказчики сталкиваются с тем, что проектные организации не выполняют требования ПУЭ издание 7, ПТЭЭП, СП31-110. В результате на основании таких проектов строятся внешние системы электроснабжения, которые уже при сдаче их в эксплуатацию и во время пломбирования узла учёта, не отвечают нормативным требованиям. Другим распространённым просчётом является поспешность заказчика, который начинает выполнять строительство сетей сразу после того, как от проектировщиков получена схема внешнего электроснабжения без получения согласований имеющегося проекта. В итоге стоимость объекта сильно возрастает. Во избежание серьезных последствий в процессе эксплуатации выбирайте профессиональных проектировщиков.

Внешнее электроснабжение включает в себя воздушные и кабельные линии, ведущие от районных трансформаторных подстанций и подстанций меньшей мощности до ГРЩ жилых и производственных зданий. Наша компания осуществляет проектирование внешнего электроснабжения с напряжением от 0,4 кВ до 35 кВ с жёстким соблюдением действующих нормативов. Это один из наиболее ответственных этапов при подключении электроустановки к сетям или при существенном изменении её схемы. От корректности составления проекта зависит эффективность и безопасность её эксплуатации, а также время прохождения всех согласований в сбытовой компании и Ростехнадзоре.

Проект внешнего электроснабжения выполняется для достижения надёжной и долгосрочной работы сетей и электрооборудования. В рамках проектирования рассчитываются нагрузки, защита линии при коротком замыкании, потери напряжения, утечки токов, планируется оптимальная схема размещения осветительного оборудования и его спецификация. В состав проекта внешнего электроснабжения входит:

— техническое задание от заказчика;

—подготовка рабочих документов на возведение распределительных (ОРУ, ЗРУ, КРУ), распределительных трансформаторных и трансформаторных подстанций мощностью 0,4-35 кВ (ТП, РП, КТП);

— подготовка документов на перевооружение и реконструкцию работающих систем;

— расчёт установки вновь возводимых и реконструкции действующих воздушных сетей мощностью от 0,4 до 35 кВ, ВЛ-10 кВ и ВЛ-35 кВ полностью, системы наружного освещения жилых массивов и посёлков;

— подготовка документов на прокладку кабелей мощностью 0,4–35 кВ, включая проект выноса электросетей за пределы участка застройки;

— проект электроснабжения стройплощадки;

— подбор альтернативных вариантов для бесперебойного и временного электрообеспечения;

— получение техусловий от кампании поставщика электроэнергии;

— согласование проекта на внешние сети электроснабжения.

Проектирование внешнего электроснабжения мощностью 0,4 кВ выполняется при подключении потребителей к источнику электроснабжения или реконструкции существующей схемы. Подключение может выполняться кабельной или воздушной линией. В первом случае типовой проект внешнего электроснабжения отражает выбор трассы кабельной линии, выбор сечения кабеля, типа изоляции и т.д. В случае воздушной линии проектировщик должен выбрать марку провода, тип опор, изоляторов, секционирующих устройств и т.д. На основании проекта выполняется дальнейший монтаж внешних сетей электроснабжения. После того, как закончены все электромонтажные работы, введённая в строй сеть должна полностью соответствовать выполненному проекту.

Нередко заказчики сталкиваются с тем, что проектные организации не выполняют требования ПУЭ издание 7, ПТЭЭП, СП31-110. В результате на основании таких проектов строятся внешние системы электроснабжения, которые уже при сдаче их в эксплуатацию и во время пломбирования узла учёта, не отвечают нормативным требованиям. Другим распространённым просчётом является поспешность заказчика, который начинает выполнять строительство сетей сразу после того, как от проектировщиков получена схема внешнего электроснабжения без получения согласований имеющегося проекта. В итоге стоимость объекта сильно возрастает.

Во избежание серьезных последствий в процессе эксплуатации выбирайте профессиональных проектировщиков. Для того, чтобы наружное электроснабжение на вашем объекте не давало досадных сбоев, мы предлагаем привлекать специалистов уже в период получения техусловий. Такой подход даст возможность максимально точно и наиболее эффективно учесть требования заказчика и надзорных организаций в разрабатываемом проекте на наружное электроснабжение.

У компании Висттех большой опыт в разработке проектов внешнего электроснабжения сетей различной мощности.

Информация об изменениях:

Статья 3 изменена с 1 января 2021 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ и Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 141-ФЗ

См. будущую редакцию

Статья 3 изменена с 28 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 471-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 3. Определение основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

электроэнергетика — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;

Единая энергетическая система России — электроэнергетическая система, которая расположена в пределах территории Российской Федерации и централизованное оперативно-диспетчерское управление которой осуществляется системным оператором Единой энергетической системы России;

электроэнергетическая система — совокупность объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, связанных общим режимом работы в едином технологическом процессе производства, передачи и потребления электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

субъекты электроэнергетики — лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;

потребители электрической энергии — лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;

потребители мощности — лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;

оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее — оптовый рынок) — сфера обращения особых товаров — электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;

субъекты оптового рынка — юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка;

розничные рынки электрической энергии (далее — розничные рынки) — сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

объекты электросетевого хозяйства — линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

услуги по передаче электрической энергии — комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учетом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона;

оперативно-технологическое управление — комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских команд и распоряжений;

оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике — комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике — оперативно-диспетчерское управление, осуществляемое в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих обязательным требованиям;

энергосбытовые организации — организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность;

цены (тарифы) в электроэнергетике — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее — цены (тарифы);

социальная норма потребления электрической энергии (мощности) — определенное количество (объем) электрической энергии (мощности), которое потребляется населением и приравненными к нему категориями потребителей, в пределах которого и сверх которого поставки электрической энергии (мощности) осуществляются по различным регулируемым ценам (тарифам);

величина перекрестного субсидирования — размер финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей;

двусторонний договор купли-продажи электрической энергии — соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора;

абзац утратил силу с 2 августа 2019 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 262-ФЗ

См. предыдущую редакцию

комбинированная выработка электрической и тепловой энергии — режим работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии;

коммерческий учет электрической энергии (мощности) — процесс измерения количества электрической энергии и определения объема мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии (мощности) для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность, а также за связанные с указанными поставками услуги;

расчетный период — период, единый для целей определения коммерческим оператором цен покупки и продажи электрической энергии, мощности, услуг и иных допускаемых к обращению на оптовом рынке объектов и установленный в соответствии с правилами оптового рынка, утвержденными Правительством Российской Федерации;

ценовые зоны оптового рынка — территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и на которых происходит формирование равновесных цен оптового рынка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и правилами оптового рынка;

неценовые зоны оптового рынка — территории, которые определяются Правительством Российской Федерации и в границах которых оптовая торговля электрической энергией (мощностью) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам);

технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы — энергетические системы, находящиеся на территориях, которые определяются Правительством Российской Федерации и технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;

зона свободного перетока электрической энергии (мощности) (далее — зона свободного перетока) — часть Единой энергетической системы России, в пределах которой электрическая энергия и мощность, производимые или планируемые для поставок на генерирующем оборудовании с определенными техническими характеристиками, при определении сбалансированности спроса и предложения на электрическую энергию и мощность, в том числе для целей перспективного планирования, могут быть замещены электрической энергией и мощностью, производимыми или планируемыми для поставок с использованием другого генерирующего оборудования с аналогичными техническими характеристиками в той же зоне свободного перетока, а замена электрической энергией и мощностью, производимыми на генерирующем оборудовании, расположенном в иной зоне свободного перетока, может быть осуществлена только в пределах ограничений перетока электрической энергии и мощности между такими зонами. При этом совокупные технические характеристики генерирующего оборудования в пределах зоны свободного перетока должны соответствовать требованиям, установленным системным оператором и необходимым для обеспечения нормального режима работы соответствующей части энергетической системы;

гарантирующий поставщик электрической энергии (далее — гарантирующий поставщик) — коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию;

веерное отключение — обусловленное технологическими причинами ограничение (полное или частичное) режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, по причинам, не связанным с исполнением потребителем электрической энергии своих договорных обязательств или техническим состоянием его энергопринимающих устройств;

территориальная сетевая организация — коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;

установленная генерирующая мощность — электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта;

максимально доступная генерирующая мощность — часть установленной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности, не используемой для производства электрической и тепловой энергии по причине технической неисправности таких объектов;

рабочая генерирующая мощность — часть максимально доступной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики, выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации;

объекты электроэнергетики — имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства;

организации коммерческой инфраструктуры — организации, на которые в установленном порядке возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры;

энергетическая эффективность электроэнергетики — отношение поставленной потребителям электрической энергии к затраченной в этих целях энергии из невозобновляемых источников;

возобновляемые источники энергии — энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках;

манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) — совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем:

подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);

подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации;

подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти;

манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) — совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность;

надежность электроэнергетической системы — способность электроэнергетической системы осуществлять производство, передачу электрической энергии (мощности) и снабжение потребителей электрической энергией в едином технологическом процессе и возобновлять их после нарушений;

устойчивость электроэнергетической системы — способность электроэнергетической системы сохранять синхронную работу электрических станций после отключений линий электропередачи, оборудования объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок;

энергопринимающая установка, энергопринимающее устройство — аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы;

энергосбытовая деятельность — деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;

лицензирование энергосбытовой деятельности — деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности (далее — лицензирующий орган), по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, прекращению действия лицензий, формированию и ведению сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности;

лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности (далее — лицензия) — специальное разрешение на право осуществления энергосбытовой деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом;

интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) — совокупность функционально объединенных компонентов и устройств, предназначенная для удаленного сбора, обработки, передачи показаний приборов учета электрической энергии, обеспечивающая информационный обмен, хранение показаний приборов учета электрической энергии, удаленное управление ее компонентами, устройствами и приборами учета электрической энергии, не влияющее на результаты измерений, выполняемых приборами учета электрической энергии, а также предоставление информации о результатах измерений, данных о количестве и иных параметрах электрической энергии в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), утвержденными Правительством Российской Федерации.

объект микрогенерации — объект по производству электрической энергии, принадлежащий на праве собственности или ином законном основании потребителю электрической энергии, энергопринимающие устройства которого технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт, функционирующий в том числе на основе использования возобновляемых источников энергии и используемый указанным потребителем для производства электрической энергии в целях удовлетворения собственных бытовых и (или) производственных нужд, а также в целях продажи в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков, в случае, если объем выдачи электрической энергии таким объектом по производству электрической энергии в электрическую сеть не превышает величину максимальной присоединенной мощности энергопринимающих устройств указанного потребителя и составляет не более 15 киловатт и если для выдачи электрической энергии такого объекта в электрическую сеть не используется электрическое оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в здании, в том числе входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

ГАРАНТ:

25 апреля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 19-П по делу о проверке конституционности п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и их оказания. Согласно оспариваемой норме собственники объектов электросетевого хозяйства, не являющиеся территориальной сетевой организацией, не вправе препятствовать передаче через их объекты электроэнергии для потребителя и требовать за это плату.

Обстоятельства, послужившие поводом для обращения в КС

Напомним, ранее «АГ» писала о том, что АО «Верхневолгоэлектромонтаж-НН» является собственником объектов электросетевого хозяйства, а ранее имело статус территориальной сетевой организации, оказывающей услугу по передаче электроэнергии сторонним организациям. Четыре года назад из-за несоответствия нововведенным критериям по решению региональной службы по тарифам компания лишилась этого статуса, а затем и своих ключевых контрагентов. Так, гарантирующий поставщик и территориальная сетевая организация в одностороннем порядке расторгли заключенные с заявителем договоры поставки электроэнергии и оказания услуги по ее передаче.

Впоследствии компания предъявила иск на 2 млн руб. к бывшему контрагенту в лице гарантирующего поставщика электроэнергии о взыскании неосновательного обогащения. Суды отказались взыскать с ответчика расходы истца, связанные с оказанием услуги по передаче электроэнергии потребителям, ссылаясь на п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и их оказания. В связи с этим и последовала жалоба в Конституционный Суд.

По мнению заявителя, спорная норма неконституционна в силу ограничения права собственности в отношении объектов электросетевого хозяйства. Будучи собственником этих объектов, компания не может отказаться от них и не имеет права оказывать услугу по передаче электроэнергии. Таким образом, собственник такого имущества несет необоснованные некомпенсируемые расходы, в то время как гарантирующий поставщик получает прибыль, без затрат используя чужие объекты электросетевого хозяйства.

КС признал нарушение Конституции

Изучив обстоятельства дела, Конституционный Суд нашел жалобу заявителя обоснованной. Как пояснил Суд, Закон об электроэнергетике определяет лишь общие принципы организации экономических отношений в этой сфере, а также основные принципы госрегулирования и контроля в ней. К этим принципам, в частности, относятся: обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса добросовестных потребителей; обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электроэнергии; обеспечение недискриминационных и стабильных условий для бизнеса в сфере электроэнергетики; обеспечение доступности электроэнергии для потребителей и защита их прав.

Ссылаясь на ряд собственных правовых позиций, КС напомнил о том, что госрегулирование отношений между организациями электроэнергетической отрасли и потребителями призвано не только обеспечить доступность услуг последним, но и гарантировать защиту права собственности и бизнеса участников таких правоотношений.

Действующее законодательство наделяет правом на оказание возмездной услуги по передаче электроэнергии потребителям розничных рынков лишь территориальные сетевые организации. Они оказывают названную услугу на основании соответствующего договора о возмездном оказании услуг и установленного тарифа. Ужесточение критериев для соответствия статусу территориальных сетевых организаций объективно направлено на их сокращение и возможную консолидацию. Так, недотягивающие до статуса территориальной сетевой организации владельцы электросетевого хозяйства могут объединиться («укрупниться») с другими, приобрести или взять в аренду дополнительные объекты или, наоборот, реализовать их.

Если организация, переставшая отвечать критериям территориальной сетевой организации, не предпринимает действий по восстановлению данного статуса, она переходит в разряд потребителей электрической энергии. С момента утраты такого статуса любое произведенное ранее технологическое присоединение энергопринимающих устройств иных потребителей электроэнергии к объектам ее электросетевого хозяйства приобретает значение опосредованного присоединения.

Собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства после утраты ими статуса территориальной сетевой организации обязаны продолжать эксплуатацию принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства в качестве потребителей электроэнергии. При этом они не вправе препятствовать перетоку через их объекты электросетевого хозяйства электроэнергии иным потребителям и требовать за это плату.

Со ссылкой на сложившуюся судебную практику Конституционный Суд отметил, что запрет требовать плату за переток электроэнергии означает не только запрет на получение дохода от этой деятельности, но и запрет на возмещение им понесенных расходов (в том числе по содержанию таких объектов). Тем не менее такая деятельность способствует передаче электроэнергии потребителям территориальными сетевыми организациями, поэтому переток энергии фактически осуществляется в интересах последних.

«Если собственники (владельцы) объектов электросетевого хозяйства, заключившие договоры о технологическом присоединении с потребителями электрической энергии в качестве территориальных сетевых организаций, утратили этот статус, такие собственники (владельцы) в дальнейшем не вправе в одностороннем порядке расторгнуть названные договоры или изменить их существенные условия, в том числе в силу действия принципа однократности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. В результате такие собственники (владельцы) вынуждены самостоятельно оплачивать стоимость потерь электрической энергии, возникающих в связи с обеспечением ими ее перетока через свои объекты электросетевого хозяйства иным потребителям электрической энергии, договоры о технологическом присоединении с которыми они заключили в существенно иных экономических условиях», – отмечено в тексте постановления Конституционного Суда.

При этом расходы, которые вышеуказанные субъекты несут в связи с обеспечением перетока электроэнергии ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены ими в статусе территориальной сетевой организации, не могут расцениваться как принятые добровольно. Возложение данных расходов исключительно на указанных собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства не соответствует конституционным критериям и нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

С учетом изложенного КС РФ признал оспариваемую норму неконституционной в той мере, в какой она исключает для собственника (владельца) объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электросетям территориальной сетевой организации энергопринимающие устройства иных потребителей, возможность возмещения понесенных им расходов по обеспечению перетока электроэнергии тем ее потребителям, договоры о технологическом присоединении с которыми были заключены им в статусе территориальной сетевой организации.

В этой связи Суд распорядился о пересмотре вынесенных в отношении заявителя судебных решений и поручил Правительству РФ внести необходимые изменения в текущее в правовое регулирование в срок не позднее 1 января 2020 г.

Эксперты «АГ» назвали разъяснения КС долгожданными

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Анна Устюшенко отметила долгожданный характер постановления Конституционного Суда, которое, по ее мнению, должно было появиться еще раньше. «До настоящего времени складывалась весьма непростая ситуация: при применении спорной нормы нарушались основные принципы гражданского законодательства, а суды настаивали на формальном ее соблюдении, объясняя несправедливость оспариваемого положения сплетением двух разнонаправленных интересов: публичного и частного», – пояснила эксперт.

По словам Анны Устюшенко, принятие постановления, в котором КС РФ указал на необходимость не только компенсировать расходы иного владельца сетей, связанные с потерями электроэнергии, но и издержки на содержание сетей (что особенно важно), должно положить начало реализации в этом вопросе принципа возмездности использования чужого имущества.

При этом она указала на два недостатка судебного акта: «Во-первых, нельзя не отметить некую робость Конституционного Суда, который, рассматривая конкретное дело, не вышел за его пределы. Так, в постановлении Суда дано указание правительству предусмотреть механизм реализации принципа платности использования чужого имущества только в отношении иных владельцев сетей – бывших территориальных сетевых организаций. И снова за рамками судебного разъяснения оставлен вопрос в отношении иных владельцев сетей, которые сетевыми организациями не являются, но имеют столько же проблем с потерями и содержанием электросетевого хозяйства».

Второй недостаток, по словам эксперта, заключается в отсутствии четкой позиции КС относительно механизма компенсаций: «Вопрос полностью отдан на откуп Правительства РФ, а потому до 2020 г. остается только гадать, какой вариант решения проблемы будет предложен. И будет ли поручение Суда выполнено своевременно. Обещанного, как говорится, три года ждут… Очень надеюсь, что не в этом случае».

Руководитель антимонопольной практики ФБК Legal Сергей Ермоленко полагает, что обжалуемая норма по своей сути является одним из проявлений экономики «национальных чемпионов», на которую политическое руководство страны нацелилось, начиная с 2000-х гг.

По словам эксперта, КС правильно установил, что применение оспариваемой нормы ведет к укрупнению электросетевых компаний. «Вслед за Президентом РФ и Правительством РФ судьи Суда считают, что такое укрупнение может признаваться целесообразным в целях повышения надёжности сетевой инфраструктуры. Конкуренция в этом случае второстепенна, и это, к сожалению, редко вызывает сомнения со стороны судебной власти. Вопрос был лишь в том, за чей счет должна оплачиваться эта улучшенная надежность – за счет относительно небольших частных сетевых хозяйств, лишенных возможности делать бизнес на передаче энергии в результате соответствующей государственной политики, или за счет конечных потребителей, ради которых и создается экономика «национальных чемпионов”», – считает Сергей Ермоленко.

По словам эксперта, Конституционный Суд решил, что сетевые хозяйства не должны оплачивать «из своего кармана» возникающие в их сетях энергопотери и поддержку инфраструктуры, но решение вопроса о том, кто и как именно это должен компенсировать, отложил на 2020 г., поручив эту задачу Правительству РФ. «Смущает, что КС вроде бы как выявил намерение государства на императивное укрупнение электросетевого хозяйства, но при этом смог лишь в будущем компенсировать расходы владельцев сетей – т.е. никак не отреагировал на саму тенденцию по укрупнению игроков. Впрочем, полномочия Суда в любом случае ограничены предметом жалобы, которая, по всей видимости, не касалась вопросов обеспечения конкуренции на рассматриваемом рынке», – предположил Сергей Ермоленко.

В свою очередь адвокат АП Краснодарского края Анатолий Железняк расценил комментируемый судебный акт как начало новой реформы в электроэнергетике. По словам эксперта, Конституционный Суд попытался удовлетворить интересы всех сторон энергетического рынка, однако в выигрыше по-прежнему остаются государство и крупные сетевые компании. «Признав ситуацию на рынке передачи электричества неадекватной, Суд не стал вмешиваться в тренд на своего рода национализацию энергосистемы. Можно предположить, что она будет осуществляться в пользу крупных государственных компаний путем передачи им электросетей мелкими собственниками. Причем вынужденно и фактически бесплатно», – пояснил адвокат.

Однако Анатолий Железняк предположил, что даже в случае имплементации разъяснений постановления КС РФ на практике существующая правовая система в этой сфере не позволит развиваться небольшим сетевым компаниям из-за слишком больших издержек на обслуживание и развитие сетей, а также солидных юридических рисков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *