Обособленное подразделение отчетность

Обособленное подразделение отчетность

Содержание

Статьи — Учет в обособленных подразделениях

Бухгалтерский учет в головной организации

Напомню, что существует два способа ведения бухгалтерского учета в организациях с обособленными подразделениями — централизованный и децентрализованный. При первом способе учет всех операций, которые осуществляют обособленные подразделения, ведет головная организация. Для этого каждое обособленное подразделение передает ей все первичные учетные документы, как полученные от контрагентов, так и сформированные его работниками. На основании поступивших документов бухгалтерия головной организации отражает данные в централизованном бухгалтерском учете. При втором способе обособленные подразделения ведут бухгалтерский учет самостоятельно.

Открыли обособленное подразделение: как организовать бухгалтерский учет

Многие организации, открывшие обособленные подразделения, задаются вопросом — как организовать учет операций и документооборот между подразделениями, а также между ОП и головным офисом? И самое главное: как сформировать общую бухгалтерскую отчетность? Казалось бы, учет движения имущества между ОП и формирование сводной бухотчетности — это внутренняя кухня компании, как хотим — так и делаем. Но все-таки нужно оформить все аккуратно, чтобы ни одна цифра не потерялась и не задвоилась, иначе отчетность всей компании будет недостоверной. Мы предложим несколько способов ведения учета ОП и формирования сводной отчетности.

Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений

Правил составления бухгалтерской отчетности обособленными подразделениями организаций, выделенными на отдельный баланс, в законодательстве нет. Если организация ведет централизованный учет, то отчетность ОП ей не нужна, поскольку обычно ОП передает в головной офис лишь первичку.

Открытие обособленного подразделения: как правильно организовать бухгалтерский и налоговый учет?

А вот если учет децентрализованный, то отчетность ОП необходима, особенно когда ОП является крупным. Как составлять в этом случае бухгалтерские формы отчетности, в какие сроки их передавать из ОП в головной офис? Все эти вопросы надо осветить как в положении о документообороте, так и в учетной политике — основных документах по организации бухучета, которыми руководствуется бухгалтерия и головного офиса, и ОП.

Длительная командировка работника и регистрация обособленного подразделения

Заключение новых контрактов, участие в выставках, контроль за отгрузкой продукции контрагентом, выполнение каких-либо работ на территории заказчика — это далеко не полный список причин, по которым работника могут отправить в командировку. И порой уладить все проблемы в короткие сроки не получается. А длительная командировка может привести к необходимости регистрации в другом регионе обособленного подразделения (ОП). Это, естественно, доставит вам хлопот — начиная с постановки этого ОП на налоговый учет в течение месяца со дня его создания (Пункты 1, 4 ст. 83, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ) и заканчивая проблемами с расчетами и уплатой налога на прибыль (Пункты 1, 2 ст. 288 НК РФ), НДФЛ (Пункты 1, 7 ст. 226 НК РФ), страховых взносов (если ОП выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и начисляет выплаты своим работникам (Части 11, 12 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах…")). Посмотрим, в каких же случаях может возникнуть ОП.

Стационарное рабочее место

Создание стационарного рабочего места в организации в большинстве случаев влечет за собой возникновение ряда дополнительных обязанностей. Связано это с тем, что оборудованное стационарное рабочее место налоговики практически всегда ассоциируют с созданием нового обособленного подразделения налогоплательщика. Определить же однозначно, создано ли стационарное рабочее место, не всякий раз возможно. Непризнание же стационарного рабочего места в случае его действительного существования может негативно отразиться для организации-налогоплательщика и страхователя. В целях проведения налогового контроля организация при создании обособленного подразделения подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Следовательно, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В настоящее время налогоплательщику надлежит сообщать обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), только в налоговый орган по месту его нахождения. На это ему отводится один месяц с момента создания подразделения.

Сотрудник, выполняющий работу на дому — обособленное подразделение

Сотрудники, выполняющие работу на дому, могут быть признаны обособленным подразделением — такой вывод можно сделать на основе Письма ФНС России от 18 января 2011 г. N ПА-4-6/449. Разъяснение налоговой службы предназначено для организаций, но выводы, сделанные в Письме, заинтересуют индивидуальных предпринимателей.

Бухгалтерский учет и налогообложение при внутрихозяйственных расчетах

Вопросы исчисления, уплаты налогов при осуществлении внутрихозяйственных расчетов между обособленными подразделениями и головной организацией, соответствующее отражение этих операций на счетах бухгалтерского учета представляют особый интерес, поскольку при этом существует целый ряд нюансов.

Снятие с учета во внебюджетных фондах обособленного подразделения

Если обособленное подразделение (ОП) организации имеет свой баланс, расчетный счет и начисляет работникам выплаты, то страховые взносы за работающих в этом подразделении уплачиваются по месту его нахождения. И расчеты по взносам за каждый отчетный период подаются в ПФР и ФСС по месту нахождения ОП. Но как их заполнять и куда подавать, если посреди квартала ОП было ликвидировано? И как быстро все это надо сделать?

Регистрация и направление сведений о структурном подразделении

С 2010 г. единый социальный налог был заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ и медицинские фонды. Тема опубликованного Письма связана с особенностями регистрации страхователей.

Представительства и филиалы иностранных компаний: регистрация, бухгалтерская и налоговая отчетность

В настоящее время иностранные компании при выборе организационной формы ведения бизнеса в России отдают предпочтение созданию обособленных подразделений (представительств, филиалов и др.) иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. Подразделение иностранной компании должно быть аккредитовано и поставлено на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности в РФ с целью исчисления и уплаты налогов.

12→

Для достижения различных производственных целей юридическими лицами часто создаются обособленные подразделения (представительства, филиалы). Под этим термином подразумеваются любые структурные части компании, которые расположены не по месту ее основного нахождения и оборудованы стационарными рабочими местами (организованными более чем на 1 месяц).

Предприятие вправе вывести обособленное подразделение на отдельный баланс. Решение об этом принимается в добровольном порядке, его необходимо отразить в учредительных документах общества, положении о филиале (представительстве) и учетной политике.

Обособленное подразделение нужно зарегистрировать в ИФНС по месту нахождения.

Обособленные подразделения: как вести бухгалтерский и налоговый учет

При этом оно не приобретает статус юридического лица и самостоятельного налогоплательщика, но может перечислять определенные бюджетные платежи, а также подготавливать и сдавать отчетность по ним в ИФНС и фонды.

Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность должна отражать финансовые показатели предприятия в целом, включая все его подразделения. Она подается только по месту регистрации головной организации. При этом подразделениям, которые были выведены на отдельный баланс, необходимо вести внутреннюю отчетность. Она может включать: формы 1 и 2, оборотно-сальдовые ведомости.

НДС

Этот налог перечисляет головная организация, разбивка сумм по филиалам не производится. Декларация подается по месту регистрации юр. лица.

Налог на прибыль

Часть налога, которая идет в федеральный бюджет, уплачивается головной организацией без разбивки. Платежи в местные и региональные бюджеты производятся отдельно по местам регистрации фирмы и ее подразделений. Этот порядок установлен для всех филиалов (представительств) вне зависимости от финансовых результатов их работы и наличия собственного баланса. Отчетность сдается как головной организацией, так и подразделениями.

Налог на имущество

Налог уплачивается по месту нахождения подразделения, если оно имеет отдельный баланс и активы, подлежащие налогообложению. При этом у него возникает обязанность по сдаче расчетов и деклараций. В остальных случаях перечисление налога и сдача отчетности производится головной организацией по месту своего нахождения.

Транспортный налог

Предоставление деклараций и перечисление налога должно осуществляться по месту регистрации транспорта.

Земельный налог

Сдавать отчетность и уплачивать налог нужно по месту нахождения участков вне зависимости от наличия или отсутствия у предприятия филиалов (представительств).

Страховые взносы в ПФ и ФСС

Подразделение должно платить страховые взносы, а также сдавать соответствующую отчетность, если оно имеет свой счет, отдельный баланс и выплачивает зарплату сотрудникам. В остальных случаях эти обязанности выполняются головной организацией.

НДФЛ

Cуммы НДФЛ по филиалам и представительствам перечисляются в бюджет по месту нахождения ОП, где работникам начисляется и выплачивается доход (ст. 226, п. 7, НК РФ).

Обособленное подразделение: отчетность

Учет расчетов с обособленными подразделениями кооператива (представительствами, филиалами)

В соответствии с действующим законодательством РФ СКПК может иметь обособленные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Таковым признается любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Согласно НК РФ признание обособленные подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом, согласно ГК РФ, обособленные подразделения должны быть указаны в учредительных документах создавшего его юридического лица. Таким образом, чтобы избежать противоречий с законодательством, каждое территориально обособленное подразделение необходимо оформлять в качестве обособленного подразделения с внесением соответствующих поправок в Устав СКПК и принятием Положения по каждому такому подразделению.

Обособленные подразделения юридических лиц могут существовать в двух формах — представительств либо филиалов.

Представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.

Представительство и филиал не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего его юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительства и филиала назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. В кооперативе по каждому филиалу и представительству должно быть принято отдельное положение; кроме того, в Уставе кооператива должны содержаться сведения о каждом таком подразделении с указанием его местоположения и наименования.

Представительства и филиалы организуются по решению Правления СКПК с последующим утверждением на Общем собрании членов кооператива. На основании решения общего собрания готовится необходимая документация: Положение о филиале (представительстве), Договор о полной индивидуальной материальной ответственности, Доверенность на осуществление деятельности, Трудовое соглашение; вносятся изменения в Устав и Положения кооператива; разрабатываются штатное расписание, сметы доходов и расходов, прочие внутренние документы подразделения.

В соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля за организацией-налогоплательщиком закреплена обязанность постановки на учет в налоговых органах, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Кроме того, согласно п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.

Если филиалы, представительства и другие обособленные подразделения выделены на отдельный баланс, то для расчетов СКПК с обособленными подразделениями используется счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

К нему могут быть открыты субсчета:

79/"Расчеты по выделенному имуществу";

79/"Расчеты по текущим операциям» и др.

На субсчете 79/"Расчеты по выделенному имуществу" учитывают состояние расчетов с обособленными подразделениями СКПК, выделенными на самостоятельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.

На субсчете 79/"Расчеты по текущим операциям» учитывают состояние расчетов СКПК с подразделениями, выделенными на отдельные балансы, по текущим расчетам.

Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведут по каждому обособленному подразделению СКПК.

Обособленные подразделения отражают полученное от головной организации имущество по Д-ту счета учета имущества и К-ту счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Расчеты с подразделениями, выделенными на отдельный баланс, оформляются следующими записями:

№ п/п Содержание операции Корр. счета у СКПК Корр. счета у филиала
Д-т К-т Д-т К-т
Выделение имущества подразделению 79/"Расчеты по выделенному имуществу" 01,10,… 01,10,… 79/"Расчеты по выделенному имуществу"
Затраты на ведение деятельности подразделения 26, 91 10,70…
Возврат выделенного имущества в СКПК 01,10,… 79-1 79/"Расчеты по выделенному имуществу" 01,10,…
На расчетный счет подразделения переведены денежные средства на осуществление текущей деятельности 79/"Расчеты по текущим операциям» 79/"Расчеты по текущим операциям»
На расчетный счет СКПК поступили денежные средства от подразделения 79/"Расчеты по текущим операциям» 79/"Расчеты по текущим операциям»

При составлении финансовой отчетности СКПК включает в нее не только показатели своей деятельности, но и данные по всем структурным подразделениям. При этом в бухгалтерском балансе СКПК внутрихозяйственные расчеты специально не отражаются, так как при суммировании отчетных данных по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты» остатков по этому счету не будет, а остатки по другим счетам балансов подразделений присоединяются к остаткам по соответствующим счетам в балансе СКПК.

Для ведения бухгалтерского учета операций со структурными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, применяется специальный первичный учетный документ авизо (в пер. с итал. — уведомление, извещение). Формы авизо могут быть различными, но содержание должно быть приблизительно таким:

"Настоящим уведомляю Вас, что на основании (далее следуют описание хозяйственной операции и ссылки на соответствующие документы) в бухгалтерском учете головного офиса (или структурного подразделения) сделаны следующие записи по балансовым счетам №…

Приложение: первичные документы — в адрес головного офиса или копии — в адрес подразделения".

Форму авизо следует утвердить, как приложение к приказу об учетной политике.

Форма бухгалтерского учета для подразделений, не выделенных на отдельный баланс, не проработана в законодательстве и имеет существенные недостатки с точки зрения налогообложения и соблюдения кассовой дисциплины. Поэтому, рекомендуется выделять подразделения на отдельный баланс.

Учет расчетов, связанных с привлечением и выдачей займов

Одним из наиболее серьезных вопросов в деятельности кредитного кооператива является использование контрольно-кассовой техники.

В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 22. 05. 2003г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», контрольно-кассовая техника применяется в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. ГК РФ (гл. 42) рассматривает отношения, возникающие при договоре займа, не как выполнение работ или оказание услуг, а как пользование имуществом, в том числе – деньгами. Также отношения по договору займа не обладают признаками товара, работы или услуги, которые даны в ст. 38 НК РФ. Так, товаром признается имущество, предназначенное для реализации; работой – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение; услугой – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Налоговый учет в обособленных подразделениях

В процессе заемных отношений не реализуется имущество, и не осуществляется какой-либо деятельности, результаты которой имеют материальное или нематериальное выражение. Таким образом, расчеты по договорам займа не требуют применения контрольно-кассовой техники. Такой же позиции придерживается Минфин в письме № 03-01-15/4-121 от 01.06. 2006г.

Учет займов привлеченных

Отношения по займам, привлеченным от членов и ассоциированных членов кооператива оформляются договором займа. Заключение договора является обязательным условием, в т.ч. – для принятия займов к учету.

Формирование информации в бухгалтерском учете производится на основании данных первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, которая осуществляется с помощью первичных документов. Прием займов оформляется приходным кассовым ордером (если средства вносятся через кассу наличными денежными средствами), платежным поручением (если средства вносятся через банковский счет). Учет привлеченных займов должен обеспечивать раскрытие информации о ФИО (наименовании) члена кооператива, номере и дате договора, сроке действия, условиях начисления и выплате процентов, сумме займа и других существенных условиях. Документация для оформления операций СКПК по учету займов, привлеченных от членов (ассоциированных членов) кооператива в настоящее время не разработана, поэтому кооперативы самостоятельно разрабатывают соответствующие формы документов и учетных регистров. Все разработанные в кредитных кооперативах внутренние документы и регистры закрепляются в Учетной политике кооператива. Для учета привлеченных займов можно использовать: карточки учета займов – для ведения учета займов, ведомости учета внесенных займов – для группировки данных о принятых займах.

Займы от членов (ассоциированных членов) кооператива с позиции бухгалтерского учета, представляют собой обязательства (кредиторскую задолженность) СКПК перед членом кооператива. Такого рода задолженность рассматривается, как займы, полученные от физических и юридических лиц. Учет этих займов рекомендуется осуществлять на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — по займам, привлеченным на срок до года и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — по займам, привлеченным на срок более года.

По срокам действия договоры займа могут быть срочными и без указания сроков действия. Последние учитывают как краткосрочные.

В отличие от займов и кредитов, привлекаемых от банков и других лиц, которые нормами бухгалтерского учета разрешено отражать с учетом начисленных процентов, по займам, привлеченным от членов кооператива, необходимо вести раздельный учет основных сумм займов и начисленных процентов. К счетам 66 и 67 необходимо открыть соответствующие субсчета:

— Привлеченные займы – для учета основной суммы займов;

— Проценты по привлеченным займам – для учета начисленных процентов.

На привлеченные займы начисляются проценты, которые являются доходом членов кооператива и расходами СКПК.

Еще одним важным вопросом является распоряжение суммами займов в случае, когда срок их использования истек (по срочным договорам), а займодавец не явился для получения средств. Этот вопрос может быть решен следующими способами:

— средства могут быть переведены на банковский счет, указанный займодавцем при заключении договора;

— начисление процентов может быть приостановлено, а займодавец может забрать сумму займа с начисленными ранее процентами в любой момент (при крупных займах – предупредив кооператив заранее).

Этот вопрос следует продумать заранее, закрепить соответствующий порядок, или возможные варианты во внутренних положениях кооператива и обязательно вносить соответствующее условие в текст договора займа.

Учет привлеченных займов и расчетов по ним отражаются следующими проводками:



Отдельный баланс обособленного подразделения — перечень показателей бухгалтерского учета (финансовых показателей), с помощью которых отражается имущественное и финансовое положение обособленного подразделения в целях составления бухгалтерской отчетности организации в целом.

Комментарий

Как известно, обособленные подразделения организации (Филиалы, Представительства и иные Обособленные подразделения) не являются самостоятельными юридическими лицами, а являются частью единой организации.

В бухгалтерском учете говорят об обособленном балансе обособленного подразделения. При этом, определения этому термину в законодательстве нет.

Обособленный баланс подразделения организации возникает тогда, когда по этому обособленному подразделению формируется отдельная внутренняя бухгалтерская отчетность. Эта отдельная бухгалтерская отчетность не представляется внешним пользователям, но она используется для составления бухгалтерской отчетности самой организации. Так, чтобы составить бухгалтерскую отчетность организации нужно включить в ее состав показатели всех ее подразделений.

Внутренняя отчетность обособленного подразделения определяется самой организацией исходя из конечной цели – составления бухгалтерской отчетности организации. На практике преобладают такие подходы:

— Обособленные подразделения составляют отчетность по формам бухгалтерской отчетности – Баланс, Отчет о финансовых результатах и т.д.

— Обособленные подразделения составляют отчетность в виде обобщающих бухгалтерских регистров (оборотно-сальдовая ведомость и т.п.).

Выделять или не выделять обособленное подразделение на отдельный баланс — решение организации При этом выделение обособленного подразделения на отдельный баланс влечет определенные налоговые последствия. Так, если обособленное подразделение имеет отдельный баланс, то особенности уплаты налога по имущества такого подразделения регулируются статьей 274 НК РФ.

Статьи — Учет в обособленных подразделениях

Для бухгалтерского учета расчетов между подразделениями, выделенными на отдельный баланс, используется бухгалтерский счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Обособленное подразделение не обязательно должно иметь обособленный баланс. Так, если организация ведет централизованный учет показателей по всей организации в целом, с учетом филиалов, то отдельных показателей по филиалам не формируется и отдельного баланса подразделения не возникает.

Существуют разъяснения контролирующих органов по вопросу отдельного баланса обособленных подразделений, которые в целом подтверждают указанный выше подход (см. Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27, Письмо Минфина РФ от 02.06.2005 N 03-06-01-04/273 (п. 2), Письмо Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27, Письмо Минфина РФ от 03.06.2004 N 03-05-06/62 (п. 2), Письмо УМНС России по г. Москве от 09.06.2004 N 23-10/1/38453)).

Так, в Письме Минфина РФ от 29.03.2004 N 04-05-06/27 указано:

«Департамент налоговой политики совместно с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности сообщает следующее.
В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией.
Учитывая, что такое понятие, как "отдельный баланс", было исключено из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", считаем, что для целей применения главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс».

Оформление первичными документами

Помимо обычных первичных документов (накладные, платежные поручения и т.л.) по операциям между подразделениями организации обычно оформляют особый первичный документ, который называется "Авизо" (Извещение). Смысл этого документа в том, что в нем указывается суть произведенной операции и совершаемые бухгалтерские проводки.

Этот документ не утвержден в официальных документах, но широко применяется с установлением определенных законодательством обязательных реквизитов.

Возможная форма авизо:

(Наименование организации)

Авизо (Извещение) N _____
от _____________________

Вид операции: _______________________________________________________________
Основание: __________________________________________________________________

Наименование операции

 Дебет 79 (в кредит счетов), руб.

  Кредит 79 (в дебет счетов), руб.          

   

   Итого  

   Итого  

      

Всего       

   

_______________________                           _______________________
Должность, подразделение     (подпись)          расшифровка подписи
                                                                            (фамилия и инициалы)

Дополнительно

Авизо — извещение, посылаемое одним контрагентом другому, об изменениях в состоянии взаимных расчетов или о переводе денежных сумм, посылке товаров.

Обособленное подразделение организации

Филиал

Представительство

Счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты"

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Новые разъяснения о представлении отчетности обособленными подразделениями (Горбачева Е.И.)

Новые разъяснения о представлении отчетности обособленными подразделениями (Горбачева Е.И.)

Дата размещения статьи: 16.02.2016

У компании с обособленными подразделениями зачастую возникают вопросы по поводу представления разных видов отчетности по их работе: что требуется сдать по месту регистрации головной организации, а что — по месту нахождения подразделений. К тому же подразделения могут быть открыты и в разных районах одного муниципального образования, и в иных муниципальных образованиях, что добавляет затруднений.

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ, по большей части касаются уточнений дат определения базы некоторых налогов, дат перечисления налогов в бюджет и подобных, казалось бы, мелких вопросов, которые на практике очень существенны и нередко являются причиной судебных разбирательств из-за неоднозначного определения законодателями. Затронули изменения и деятельность обособленных подразделений, к некоторым операциям которых мы бы хотели привлечь внимание в связи с последними комментариями финансового и налогового ведомств.

Напомним, какое определение дается обособленному подразделению в Налоговом кодексе. Читаем п. 2 ст. 11: обособленное подразделение — это любое территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. В свою очередь, место нахождения — место осуществления деятельности через это обособленное подразделение. Рабочие места считаются стационарными, если они оборудованы на срок более одного месяца. Опираясь на данные определения, любая организация может однозначно заключить, есть у нее обособленные подразделения или нет, будет она их создавать или не будет.

В рамках материала мы не станем останавливаться на всех вопросах по обозначенной проблеме, поскольку существует большое количество разъяснений и Минфина, и ФНС. Прокомментируем только два Письма, вышедшие совсем недавно и связанные с поименованными выше поправками Налогового кодекса.

О представлении уточненных налоговых деклараций после изменения адреса местонахождения обособленного подразделения 

В Письме ФНС России от 20.11.2015 N СД-4-3/20373 дан ответ на вопрос о представлении уточненной декларации по налогу на прибыль обособленным подразделением в ситуации, когда первичная декларация была подана по некоторому адресу, но есть необходимость подать уточненную декларацию после смены адреса регистрации этого подразделения. Причем деятельность подразделения не прекращалась. Вопрос в том, какой КПП следует указать в уточненной декларации. По мнению налоговой службы, уточненная декларация должна быть представлена по новому адресу, но КПП нужно прописать прежнего места нахождения, как в первичной декларации. Решение, на наш взгляд, не вполне логичное, поскольку новая налоговая инспекция может и не принять отчетность с "чужим" кодом, тем более по каналам ТКС с настройкой на правильные коды территориального подчинения. К тому же в названном Письме налоговиков дополнительно сообщается, что передача документов при изменении места нахождения производится налоговыми органами своевременно в рамках установленного регламента. Думается, что при передаче персонального дела организации налоговые органы могли бы продолжать его вести с новыми реквизитами, а не "вспоминать" прошлые перемещения каждый раз при получении уточненных деклараций и расчетов. Но как бы там ни было, позиция озвучена, и налогоплательщики должны принять ее к сведению.

О представлении расчета сумм НДФЛ 

В Письме Минфина России от 19.11.2015 N 03-04-06/66970 рассмотрен вопрос о выполнении организацией функций агента по НДФЛ, в частности о том, по какому адресу направлять расчет по суммам НДФЛ, исчисленным в отношении доходов физических лиц, источником которых является данное обособленное подразделение.

Обособленные подразделения: учет и отчетность

Возникновение этого вопроса связано с новой редакцией ст. 226 НК РФ, которая уточняет порядок уплаты налога обособленными подразделениями. В Письме финансовое ведомство вполне логично связывает представление отчетности с уплатой налога в бюджет. Поэтому поясним, что же изменилось в п. 7 ст. 226 НК РФ. Ранее им было установлено, что общая сумма НДФЛ, уплачиваемая обособленным подразделением по месту своего нахождения, определяется суммой доходов его работников. Из-за этой формулировки возникали разногласия по поводу уплаты налога, исчисленного с доходов физических лиц, не являющихся работниками подразделения, но заключивших именно с ним, а не с головной организацией договоры гражданско-правового характера. Было множество разъяснений по этому поводу, содержащих, по большей части, мнение о необходимости уплаты НДФЛ с таких доходов по месту регистрации головной организации. Теперь формулировка п. 7 принципиально изменилась: по месту учета обособленного подразделения в настоящий момент следует перечислять в бюджет налог в отношении всех доходов, полученных от этого обособленного подразделения, в том числе по гражданско-правовым договорам, к примеру по договору предоставления имущества в аренду. Так что и отчетность по налогу в соответствии с уплаченными суммами нужно представлять по месту перечисления налога в целом, не выделяя среди физических лиц, получивших доход, работающих по трудовым договорам. Рассматриваемое Письмо финансистов было издано после похожего разъяснения, только не о направлении расчетов и справок по НДФЛ, а собственно о перечислении сумм налога подразделением компании. Это Письмо Минфина России от 02.11.2015 N 03-04-06/62935. В нем содержалась ссылка на новую формулировку п. 7 ст. 226 НК РФ и было обращено внимание налогоплательщиков на тот факт, что с вступлением в силу поправок (с 01.01.2016) порядок перечисления НДФЛ обособленным подразделением при выплате вознаграждения физическим лицам, не являющимся его работниками, будет аналогичен принятому ранее для работающих по трудовым договорам.

Мы привели только самые последние на сегодняшний момент ведомственные Письма на тему отчетности обособленных подразделений. В завершение обсуждения кратко перечислим "адреса" направления отчетности по основным налогам и сборам.

Вид отчетности

Адрес представления

Обоснование

Расчет в ФСС и ПФР

По месту нахождения обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, имеющих самостоятельный расчетный счет и производящих выплаты работникам. Если эти условия не соблюдаются, расчеты представляет головная организация без распределения по подразделениям

Пункт 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Письмо ФСС РФ от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п

Декларации и расчеты по налогу на прибыль

По месту нахождения обособленного подразделения, выбранного ответственным за уплату налога в данном субъекте РФ. То есть при открытии подразделения в том же субъекте, где зарегистрирована головная организация, отчетность формируется головной организацией

Статья 289 НК РФ

Отчетность по НДС

По месту учета головной организации

Пункт 5 ст. 174 НК РФ

Отчетность по налогу на имущество организаций

По месту учета подразделения, если оно выделено на самостоятельный баланс, и по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества

Статья 386 НК РФ, Письмо ФНС России от 26.06.2015 N АС-19-15/147

Отчетность по экологическим платежам

По месту нахождения подразделений, если они зарегистрированы в разных субъектах РФ

Пункт 2 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *