Обратная сила закона

Обратная сила закона

Любой нормативно-правовой акт имеет пределы своего действия в четырех «измерениях»: во времени, в пространстве, по предмету и по лицам.

Поскольку под действием закона понимается обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций, и иных субъектов права, точное установление границ действия законов является первейшим условием правового регулирования. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в силу нормативного правового акта и прекращение действия нормативно-правового акта.

Таким образом, для успешной реализации правовых предписаний необходимо точно определить с какого времени положения соответствующего нормативно-правового акта приобретают юридическую силу и до какого момента она сохраняется.

Как правило, нормативный правовой акт действует бессрочно. Однако законодатель предусмотрел возможность отступления от общего правила.

Так, в соответствии со ст. 66 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу.

На практике, как правило, крайне редко встречаются проблемы с реализацией вопросов о действии закона во времени.

По общему правилу новый закон распространяет свое действие только на правоотношения, которые имеют место после вступления его в силу. В сфере правового регулирования существует правило — «закон обратной силы не имеет». Обратная сила закона означает распространение действия нового закона на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения в действие нового закона. Как следует из ст. 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» придание закону обратной силы возможно лишь в двух случаях: а) если в самом законе об этом сказано; б) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

В то же время иногда встречается коллизия между законами, по-разному определяющими одно и то же правоотношение. Такое возникает в случае, когда правоотношение, возникшее в момент действия старого нормативно-правового акта, продолжает свое действие уже при новом нормативно-правовом акте (так называемые длящиеся правоотношения). В таких правоотношениях, длящихся во времени, каждое право должно регулироваться тем законом (за исключением случаев, специально оговоренных в нормативно-правовом акте), который действовал при возникновении соответствующего юридического факта, являющегося основанием конкретного права. Иными словами, применение правовой нормы определяется моментом формирования полного состава необходимых фактических обстоятельств (юридических фактов, а также их последствий), влекущих возникновение, изменение или прекращение определенного права.

Федун О.М., адвокат юридической консультации
Пружанского района

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.

№8(2012)

В процессе своей деятельности предприятия часто получают от налоговых органов запросы предоставить ту или иную информацию, и, как правило, руководители и бухгалтеры выполняют все предъявленные требования. Бухгалтерам некоторых предприятий приходится отвечать на 3-4 запроса в месяц. Практика показывает, что эти запросы могут, мягко говоря, не совсем соответствовать нормам действующего законодательства. Вместе с тем, необходимо знать, что полномочия налоговиков в данном отношении не безграничны, они должны действовать строго в рамках действующего законодательства.
В соответствии с п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), налоговые органы имеют право обратиться к налогоплательщикам с письменным запросом о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных на налоговые органы функций, и ее документального подтверждения. Порядок получения налоговой службой такой информации определен постановлением Кабинета Министров Украины №1245 от 27.12.2010 г.
Письменный запрос направляется плательщику налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы;
  • для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок;
  • выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов;
  • относительно налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;
  • в случае проведения встречной сверки;
  • в иных ситуациях, определенных НКУ.

Запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и обязательно содержит:

  • номер и дату;
  • ссылку на нормы законодательства, в соответствии с которыми налоговый орган имеет право на получение такой информации;
  • основания для запроса;
  • перечень запрашиваемых вопросов и подтверждающих документов;
  • санкции за неисполнение требований запроса.

Запрос считается врученным, если он послан по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или предоставлен под расписку налогоплательщику или его должностному лицу, а в случае направления в электронном виде – при поступлении сформированного программным обеспечением сообщения о доставке. В случае если запрос составлен с нарушением указанных выше требований, налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на такой запрос.
Налогоплательщики обязаны подать запрашиваемую информацию и документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, наступающего за днем поступления запроса.
Выдавать оригиналы документов за пределы предприятия по письменному запросу налоговых органов добровольно не следует (пп. 20.1.23 п. 20.1 ст. 20, п. 85.5 ст. 85 НКУ). Исключение составляют лишь случаи изъятия документов:

  • по решению суда при проведении проверок работниками налоговой милиции (абз. 3 п. 24 ст. 11 Закона Украины «О милиции»);
  • по постановлению следователя о производстве следственных действий – обыска либо выемки (ст.ст. 177, 178 Уголовно-процессуального кодекса Украины);
  • по решению суда об изъятии оригиналов первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов (п.п. 20.1.40 п. 20.1 ст. 20 НКУ).

Ответ на запрос должен содержать:
1. Номер и дату запроса налогового органа, на который предоставляется ответ.
2. Преамбулу: «Внимательно изучив…, вынуждены сообщить следующее».
3. Аналитическую часть. Необходимо провести последовательный анализ ссылок на все указанные в запросе нормативно-правовые акты, и в случае если они применены неверно либо не к месту, указать на несоответствие требованиям действующего законодательства. При желании можно разъяснить, в каких случаях требования запроса являлись бы правомерными и были бы удовлетворены.
4. Формулирование вывода о том, что указанные в запросе требования не соответствуют действующему законодательству, а потому не могут подлежать исполнению.
5. Вежливое напоминание о том, что органы государственной власти и их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (ч. 2 ст. 19 Конституции Украины).
6. Вежливое прощание.
Важно обратить внимание на то, что немотивированный отказ в предоставлении указанных в запросе документов является основанием для проведения внеплановой проверки. Поэтому отвечать на запросы налоговых органов необходимо обязательно. При этом вы либо удовлетворяете требования в запросах налоговых органов, предоставив копии всех необходимых документов, либо должны дать письменный мотивированный отказ в удовлетворении таких требований. Обязательно необходимо ссылаться на нормы действующего законодательства, которые вы считаете нарушенными, как на обоснование отказа в предоставлении запрашиваемой информации и документов. Также в ответе на запрос желательно акцентировать внимание на том, что вы являетесь законопослушным добросовестным налогоплательщиком и в случае предъявления законных требований обязуетесь незамедлительно их выполнить.

ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Что является нормативным актом? Согласно «Юридической энциклопедии» под редакцией М.Ю. Тихомирова, нормативный акт это официальный письменный документ, принимаемый уполномоченным органом; он устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативного акта.

Нормативным актом высшей юридической силы является Конституция РФ. Ст. 15 Конституции РФ гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.»

«Прямое действие» Конституции означает, что любое лицо может обратиться в суд за защитой своих прав, основывая свои требования непосредственно на Конституции, независимо от того, имеются или нет другие нормативные акты, регулирующие оспариваемые отношения.

Следующими после Конституции по степени юридической силы являются Федеральные законы, далее — указы и распоряжения Президента, за ними — постановления и распоряжения Правительства, и замыкают иерархию федеральных нормативных актов ведомственные нормативные акты. Аналогичную цепочку составляют нормативные акты субъектов федерации.

Отдельно Конституция РФ закрепляет приоритет международных договоров: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Пункт 3 ст. 15 Конституции РФ устанавливает жесткую связь между официальным опубликованием нормативного акта и его вступлением в силу: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Необходимо обратить внимание, что речь идет именно об официальном опубликовании, т. е. для того, чтобы нормативный акт стал действующим, он должен быть опубликован не в любых, а в определенных, конкретных изданиях.

Официальное опубликование. Для разных видов нормативных актов установлен разный порядок официальной публикации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации1. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации. Официальными являются также тексты актов Президента РФ и актов Правительства РФ, распространяемые в машиночитаемом виде научнотехническим центром правовой информации «Система»2.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Официальным источником также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научнотехническим центром правовой информации «Система»

Для двух федеральных органов: Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее — ФКЦБ) и Центрального Банка России (далее — ЦБР), сделано исключение из этого правила. Опубликование в информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку» актов ФКЦБ, издаваемых в пределах ее полномочий, является их официальной публикацией Официальным опубликованием нормативных актов ЦБР является их опубликование в «Вестнике Банка России»

Вступление в силу нормативного акта. Дата вступления нормативного акта в силу определяется, как правило, одним из четырех способов:

а) дата конкретно указана в самом нормативном акте;

б) наступает через определенный период после даты официального опубликования;

в) отсчитывается от даты подписания документа;

г) связана с каким-либо событием (например, гл. 17 ГК РФ вступает в силу одновременно с принятием нового Земельного кодекса).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания7. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ N 188 от 6 марта 1997 г.

Для вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер (далее именуются — нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) необходимо одно важное специальное условие: они должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не вступают в законную силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров9.

Однако наше государство изменило бы себе, если бы из каждого правила не делались исключения. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009 установлено, что постановления ФКЦБ вступают в силу со дня их официального опубликования и не подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Своеобразные требования установлены и для регистрации нормативных актов, издаваемых ЦБР. Нормативные акты ЦБР, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, должны быть зарегистрированы в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации актов федеральных министерств и ведомств11. Необходимо отметить, во-первых, что регистрируются только документы, непосредственно (?!) затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, и во-вторых, что если документ непосредственно затрагивает интересы юридических лиц, то он может применяться и без регистрации. Нормативные акты ЦБР вступают в силу со дня их опубликования в официальном издании ЦБР («Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом директоров.

Есть еще два весьма любопытных ведомства, чьи инструктивные документы не проходят регистрацию в Минюсте РФ. Речь идет о Пенсионном фонде России и Фонде обязательного медицинского страхования. Документы, выпускаемые этими органами, регулируют порядок уплаты обязательных взносов в упомянутые фонды. Следует отметить, что и порядок уплаты, и ответственность за неуплату или несвоевременную уплату взносов мало чем отличаются от налоговых платежей, но тем не менее ведомственное регулирование этих платежей закрыто для проверки специалистами Минюста РФ и нигде официально не публикуется. Все дело в том, что согласно Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 подлежат обязательной регистрации в Минюсте РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Перечень органов исполнительной власти установлен Указом Президента от 14 августа 1996 г. N 1177 (с последующими изменениями) и ввиду того, что и Пенсионный фонд России, и Фонд обязательного медицинского страхования не включены в указанный перечень, они не являются федеральными органами исполнительной власти и их документы Минюст РФ не регистрирует на вполне законных основаниях. Возникает вопрос, на который трудно дать ответ: являются ли документы, изданные этими органами, нормативными актами?

Обратная сила нормативных актов. Под «обратной силой закона» понимают распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу. Для участников правоотношений такие «сюрпризы» законодательства часто бывают весьма неприятны. В ряде случаев от подобного произвола властей мы защищены. Две важнейшие нормы о запрете обратной силы законов заложены в Конституции РФ. О нормах уголовного права говорится в ст. 54: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет», о налоговых — в ст. 57: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.» Ст. 6 нового закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установила, что «нормативные акты Банка России не имеют обратной силы». В отношении административных правонарушений (ст. 9 КоАП РСФСР) и таможенных правонарушений (ст. 234 ТК РФ) также закон не имеет обратной силы. Запрещено вводить новые нормы «задним числом» гражданским (ст. 4), лесным (ст. 4) и водным (ст. 6) кодексами.

Как добиться отмены нормативного акта? (порядок обжалования нормативно-правовых актов).

Вполне вероятно, что будет подписан и вступит в силу нормативный акт, чем-то Вас не устраивающий. Можно ли повлиять на события и отстоять свои интересы? Безусловно, стоит попытаться.

Во-первых, имеет смысл обратиться к органу, издавшему документ, с предложением внести изменения в нормативный акт или отменить его целиком.

Во-вторых, следует помнить, что в соответствии со ст. 23 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. N 4174-1 «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Российской Федерации и других подведомственных ему органов государственного управления.

В-третьих, если Вы считаете, что Ваши права нарушил документ «индивидуального» действия, т.е. затрагивающий интересы не неопределенного круга лиц, а вполне конкретные юридические лица, то Вы можете подать иск в арбитражный суд о признании данного документа недействительным. В соответствии со ст. 22 АПК РФ25 арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. Именно на ст. 22 АПК РФ следует ссылаться при обжаловании ошибочных решений госналогинспекций, распоряжений о приватизации и т.п.

В-четвертых, компетенцией по рассмотрению спора о признании недействительным правового акта, носящего нормативный характер, обладает суд общей юрисдикции Свои требования в этом случае истец должен основывать на Законе РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»

В-пятых, надо знать, что в соответствии с ранее описанной процедурой суды общей юрисдикции рассматривают все жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ. Для отмены этих типов нормативных актов следует обращаться в Конституционный Суд РФ.

Вопрос о подсудности Конституционному Суду РФ дел об отмене нормативных актов является непростым. С одной стороны, Конституционный Суд РФ 18 февраля 1997 г. принял постановление N 3-П «По делу о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1995 года «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции»», с другой — в определении от 19 марта 1997 г. N 56-О30 указал, что иные акты, кроме законов (выделено автором), подлежат обжалованию в других судах в соответствии с их компетенцией. Проверка по жалобам граждан нормативных и ненормативных актов федеральных органов государственной власти отнесена к компетенции, соответственно, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Таким образом для рассмотрения иного нормативного акта, чем закон, Конституционным Судом РФ необходимо в иске указывать на наличие спора о разграничении компетенции между органами государственной власти.

Нормативные акты отменить сложно, но можно. Федеральный закон от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» ввел новые налоги задним числом. Постановлением Конституционного Cуда РФ от 24 октября 1996 г. N 17-П32 данный закон в части сроков введения в действие новых налогов признан неконституционным. Письмо Минфина РФ, Госналогслужбы РФ, ЦБР от 22 августа 1996 г. NN 76, ВГ-6-09/597, 318, зарегистрированное в Минюсте РФ 27 августа 1996 г. (регистрационный N 1154)33, решением Верховного Суда РФ от 10 декабря 1996 г. по жалобе Жарова В. Г. и других признано незаконным.

Дата вступления в силу нормативного акта может затрагивать имущественные интересы широкого круга лиц.

Федеральным законом от 3 декабря 1994 г. N 54 — ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций»» от налога на прибыль была освобождена курсовая валютная разница. Закон вступил в силу с момента его официального опубликования. Текст закона был опубликован в «Российской газете» (10 декабря 1994 г.) и в Собрании законодательства Российской Федерации (N 32 от 5 декабря 1994. Ст. 3304.). Как правило, «Российская газета» приходит к читателям раньше, чем Собрание законодательства, и многие хозяйственники не обратили внимания на дату опубликования закона в Собрании законодательства и заплатили лишние налоги. Действительно, за период с 5 по 10 декабря 1994 г. официальный курс доллара вырос с 3249 до 3306 руб. за долл., т. е. на 57 руб. Ставка налога на прибыль составляла 35 %, т. е. за каждый доллар на валютном счете предприятия невнимательные хозяйственники заплатили 19,95 руб. лишних налогов.

Применение незарегистрированного в Министерстве юстиции документа может привести к переплате налога. Госналогслужба и Минфин РФ подготовили письмо от 17 марта 1997 г. N СШ-6- 07/209, 1-35/128 «О налогообложении инвестиционных институтов» и направили его на регистрацию в Минюст РФ. Минюст РФ в данной редакции документ регистрировать отказался и направил его с замечаниями на доработку. После внесения необходимых корректив появился новый нормативный акт — письмо с прежней датой, тем же названием, но новым номером (N СШ-4-07/11н, 1-35/128), получившее 2 апреля 1997 г. в Минюсте РФ регистрационный номер 1284 Одна организация (некое ЗАО) воспользовалась первым вариантом письма, не проверив, прошло ли оно регистрацию в Минюсте РФ. К сожалению, из-за неграмотных действий своего юридического отдела ЗАО переплатило налогов в бюджет более, чем на 100 млн руб.

Что необходимо предпринять прежде, чем использовать нормативный акт?

Во-первых, рекомендуем найти текст официальной публикации документа. При решении серьезного вопроса, безусловно, лучше использовать именно такую публикацию.

Во-вторых, следует определить, с какой даты действует данный нормативный акт, выяснить, не вносились ли в него изменения. Если это ведомственный акт, обязательно удостоверьтесь, что он прошел регистрацию в Министерстве юстиции. Документы, незарегистрированные в Министерстве юстиции, могут лишь отражать личную точку зрения того или иного государственного служащего.

В-третьих, многие компьютерные системы могут дать Вам информацию о судебных прецедентах, связанных с применением данного акта, с ними стоит познакомиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *