Охрана окружающей среды 2018

Охрана окружающей среды 2018

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года № 1982-XІІ
Об охране окружающей среды

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.06.2019 г.)

О внесении изменений см. Закон РБ от 18.12.19 г. № 272-З (см. сроки вступления в силу).

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе, и их определения

Статья 2. Законодательство об охране окружающей среды

Статья 3. Основные задачи законодательства об охране окружающей среды

Статья 4. Основные принципы охраны окружающей среды

Статья 5. Объекты отношений в области охраны окружающей среды

Статья 6. Субъекты отношений в области охраны окружающей среды

Статья 7. Основные направления государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья 8. Органы, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

Статья 81. Компетенция Президента Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в области охраны окружающей среды

Статья 10. Полномочия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области охраны окружающей среды

Статья 11. Полномочия местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЭКОЛОГОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ РЕШЕНИЙ, ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДОКЛАДОВ ПО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ

Статья 12. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды

Статья 13. Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду

Статья 14. Защита права на благоприятную окружающую среду

Статья 15. Права и обязанности общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, иных юридических лиц

Статья 151. Общественные экологи

Статья 152. Общественные обсуждения проектов экологически значимых решений, отчетов об оценке воздействия на окружающую среду, экологических докладов по стратегической экологической оценке

ГЛАВА 4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Статья 16. Право природопользования

Статья 17. Лицензирование в области охраны окружающей среды

ГЛАВА 5. НОРМИРОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ

Статья 18. Нормирование в области охраны окружающей среды

Статья 19. Основные требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

Статья 20. Нормативы качества окружающей среды

Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Статья 22. Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ

Статья 23. Нормативы образования отходов производства

Статья 24. Нормативы допустимых физических воздействий

Статья 25. Нормативы допустимого изъятия природных ресурсов

Статья 26. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду

ТРЕБОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ОБЪЕКТАМ НВОС РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ

Во исполнение статьи 8.2 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

ТРЕБОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К ОБЪЕКТАМ НВОС РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ

«Справочник эколога» № 4 2020 / Азбука эколога

С 2019 г. Федеральным законом № 7-ФЗ установлены различные требования к нормированию, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), организации производственного экологического контроля в зависимости от категории объекта НВОС.

Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

Итак, рассмотрим требования для различных объектов.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ ОБЪЕКТОВ

Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):

• паспортизация отходов I–IV классов опасности.

Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;

• ведение учета в области обращения с отходами.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).

Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;

• предоставление сведений в государственный кадастр отходов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.

Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).

Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;

• представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).

Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ I КАТЕГОРИИ

Требования для объектов I категории:

• получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).

Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;

К сведению

КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):

• технологические нормативы;

• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;

• нормативы допустимых физических воздействий;

• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

• требования к обращению с отходами производства и потребления;

• согласованную программу ПЭК;

• срок действия КЭР.

• оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;

• разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).

Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).

Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).

Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;

• представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).

Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.

Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).

Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ II КАТЕГОРИИ

Требования для объектов II категории:

• представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).

Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.

К сведению

ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):

• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;

• код объекта НВОС;

• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);

• информация о реализации природоохранных мероприятий;

• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;

• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.

Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;

• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).

Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ III КАТЕГОРИИ

Требования для объектов III категории:

• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);

• представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);

• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);

• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);

• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);

• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);

• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);

• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);

• представление отчета по форме № 4-ОС(для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);

• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).

Обратите внимание

Согласно требованиям санитарного законодательства все природопользователи, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (независимо от категории НВОС), должны разработать нормативы предельно допустимых выбросов и пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу в Роспотребнадзоре.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ IV КАТЕГОРИИ

Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:

• паспортизация отходов I–IV классов опасности;

• ведение учета в области обращения с отходами;

• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);

• представление сведений в государственный кадастр отходов;

• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;

• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).

Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.

ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ БЕЗ КАТЕГОРИИ

«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требование — расчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).

Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).

Е.В. Казанцева, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр техники и технологии по направлению «Защита окружающей среды»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2020.

!!! Особенности организации и проведения плановых, внеплановых проверок в 2020 годуЭлектронный сервис Самопроверка.РФСправочная информация (адреса и телефоны центрального аппарата, межрайонных отделов, поднадзорные территории отделов)Доклад об осуществлении министерством экологии регионального государственного экологического надзора и о его эффективности за 2019 год.Планы проведения проверок на 2020 годПрофилактика нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического надзораПоказатели результативности и эффективности регионального государственного экологического надзора министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской областиОбъекты регионального государственного экологического надзора, отнесенные к категориям высокого, значительного рискаПубличные обсуждения правоприменительной практикиОбщественный экологический контрольПеречни должностных лиц Минэкологии Нижегородской области и ГБУ НО «Экология региона», уполномоченных составлять протоколы (КоАП НО и КоАП РФ) и рассматривать дела (КоАП НО)Паспорт приоритетного проекта «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях» (2018-2025 г.г.)ПРОЕКТ! Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении регионального государственного экологического надзораОрганизация и проведение надзорных мероприятийПеречень правовых актов, содержащих обязательные требованияРеестр документов, запрашиваемых в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора в соответствии с действующим законодательствомПланы проведения проверок на 2017 годПланы проведения проверок на 2018 годПланы проведения проверок на 2019 годРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2017 годуРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2018 годуРезультаты проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2015г.План проверок министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2012 годПлан проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2014 годПлан проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области на 2013 годФакт незаконного недропользования выявлен в Кулебакском районе Нижегородской областиИнформация о выявленных нарушениях в подведомственных организациях в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности за 2012 годВ Дзержинске пресечена незаконная добыча недрГражданин республики Беларусь привлечен к административной ответственности за слив из цистерны остатка этилакрилата на обочину дорогиДоклад об осуществлении министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области регионального государственного экологического надзора и о его эффективности за 2012 годРезультаты проведения проверок министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2016 годуРезультаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2019 годуРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2019 годуРезультаты проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 годуРезультаты проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в 2020 годуПлановые проверки ГБУ «Экология Региона»

Чем полезна статья: в статье перечислены документы по охране окружающей среды, которые должны быть на вашем предприятии.

Справочно: охрана окружающей среды – далее ООС.

Справочно: юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, обязаны обеспечивать осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведения измерений, в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными правовыми актами Республики Беларусь, в том числе техническими нормативными правовыми актами (ст. 94 Закона РБ от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (в ред. от 22.01.2013, с изм. от 31.12.2013) (далее – Закон об охране окружающей среды).

Производственный экологический контроль является важнейшим элементом природоохранной деятельности промышленного предприятия. А как известно, ни один вид контроля не обходится без документального оформления, поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим документооборот в области окружающей среды.

Первый документ, о котором пойдет речь это инструкция по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее — инструкция по осуществлению производственного экологического контроля).

Порядок разработки данного локального документа изложен в постановлении Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 11.10.2013 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и признании утратившим силу постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 17 марта 2004 г. № 4» (далее – постановление № 52).

Инструкция по осуществлению производственного экологического контроля утверждается решением (приказом, распоряжением) природопользователя, т.е. руководителем предприятия.

Особое внимание, следует уделить разделу «Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников природопользователей, организация проведения инструктажа, предусмотренного законодательством».

В качестве обязательных условий Инструкция должна содержать:

— перечень работников, организующих и осуществляющих производственный экологический контроль, которые должны проходить профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в области охраны окружающей среды, а также периодичность ее проведения (утверждает наниматель);

— перечень работников, занятых на работах, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, которые должны проходить профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в области охраны окружающей среды, а также периодичность ее проведения (утверждает наниматель);

— вид инструктажа, предусмотренного законодательством, его программу, периодичность его проведения, необходимую документацию по регистрации проведенного инструктажа (определяет должностное лицо ответственное за ООС на предприятии в соответствии с действующим законодательством).

Как вы понимаете, одной инструкцией система документов по охране окружающей среды не ограничивается.

Помимо инструкции, на предприятии необходимо:

— издать приказ о назначении ответственных за производственный экологический контроль (по участкам, цехам и пр.);

— организовать проведение инструктажей и их регистрацию, обучение (в том числе проведение семинаров на тему «Охрана окружающей среды») среди работников предприятия ;

— организовать осуществление производственного экологического контроля, оформление его результатов, информирование руководства предприятия о результатах контроля.

Приказ о назначении ответственных лиц

Руководитель юридического лица, хозяйственная и иная деятельность которого оказывает вредное воздействие на окружающую среду, назначает приказом (распоряжением) должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.

Эти же функции может выполнять и специальное подразделение, которое наниматель может создать при необходимости, а на небольшом предприятии функции ответственного по вопросам производственного экологического контроля могут быть возложены например, на руководителя структурного подразделения.

Кроме того, исходя из требования нормативных правовых актов в сфере охраны объектов растительного мира, приказом (распоряжением) нанимателя должны быть назначены ответственные за:

— за обращение с объектами растительного мира; инвентаризацию объектов растительного мира с нанесением их расположения на карту-схему;

— озеленение, проведение мероприятий по сохранению объектов растительного мира.

Также необходимо назначить ответственных за:

— составление и своевременное предоставление в порядке, установленном законодательством, отчета 1-ос (вода), своевременное получение разрешения на спецводопользование;

— ведение и учет первичной учетной документации (ПОД-1, ПОД-2,ПОД-8,ПОД-10), по проведению мероприятий производственного экологического контроля (включая акты, протоколы и результаты проведения инструментальных замеров состояния атмосферного воздуха, на границе санитарно-защитной зоны, на рабочих местах), организацию проведения инвентаризации отходов производства, разработку и согласование инструкций и локальных нормативных правовых актов в области ООС;

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением норм предельно-допустимых выбросов согласно проекта нормативов допустимых выбросов, контроль за соблюдением времени работы источников выбросов, заполнение журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов, предоставление исходных данных для расчета экологического налога инженеру по ООС (назначают руководителей структурных подразделений, осуществляющих выброс);

— за организацию раздельного сбора, хранения подготовки к вывозу, транспортировки, первичный учет (заполнение ПОД-9) образующихся в подразделениях отходов производства, содержание площадок временного хранения отходов производства (назначают руководителей структурных подразделений, в которых образуются отходы производства);

— организацию и контроль рационального использования водных ресурсов; ведение журналов по форме: ПОД-6 «Журнал учета водопотребления и водоотведения водоизмерительными приборами и устройствами»; ПОД-7 «Журнал учета водопотребления (водоотведения) неинструментальными методами»; ПОД-8 «Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод»; составление отчета 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании воды»;

— организацию и координацию деятельности организации по обращению с отходами производства;

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением норм предельно-допустимых выбросов согласно проекта нормативов допустимых выбросов, контроль за соблюдением времени работы источников выбросов, заполнение журнала учета времени и режима работы стационарных источников выбросов, предоставление исходных данных для расчета экологического налога инженеру по ООС (назначают руководителей структурных подразделений, осуществляющих выброс);

— организацию раздельного сбора, хранения подготовки к вывозу, транспортировки, первичный учет (заполнение ПОД-9) образующихся в подразделениях отходов производства, содержание площадок временного хранения отходов производства (назначают руководителей структурных подразделений, в которых образуются отходы производства).

Справочно: обязанность ведения экологического паспорта предприятия определена ст. 37 Закона об охране окружающей среды).

Справочно: экологический паспортом предприятия – это документ, включающий данные по использованию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, ресурсов (природных и вторичных) и определению влияния производства на окружающую среду.

Экологический паспорт

Практически все субъекты хозяйствования (далее- субъекты), действующие в республике являются природопользователями, однако не все субъекты должны вести экологический паспорт предприятия. Субъекты, для которых ведение паспорта обязательно, определены Инструкцией о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденная постановлением Минприроды РБ от 07.06.2013 № 25 (далее – Инструкция).

А теперь разберемся, какие требования предъявляются к паспорту:

-паспорт подлежит утверждению руководителем организации, индивидуальным предпринимателем;

— паспорт заполняется в количестве, определенном природопользователем, и хранится у него.

Внимание! Экологический паспорт надо вести по форме, определенной Стандартом.

-паспорт должен содержать титульный лист установленной формы (приложение Б к Стандарту) и обязательные разделы:

— общие сведения о природопользователе;

— производственная характеристика природопользователя;

— охрана атмосферного воздуха;

— использование земельных ресурсов;

— водопотребление и водоотведение;

— обращение с отходами производства;

— сведения о транспорте предприятия;

— мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;

— программа осуществления производственного аналитического контроля и (или) локального мониторинга в области охраны окружающей среды.

В паспорт также включается картографический материал, указанный в п. 6.13 Стандарта.

Проверку паспорта осуществляют специалисты территориальных органов Минприроды при осуществлении государственного экологического контроля.

Справочно: СТБ 17.01.00-01-2012 «Экологический паспорт предприятия» (далее – Стандарт). Обратите внимание, что Инструкция установила критерий, основанный на видах деятельности субъектов, а Стандарт установил критерий, основанный на уровне влияния субъекта на окружающую среду при эксплуатации объектов

Перечень необходимых организационных документов по вопросам ООС на предприятии

1.Приказы, распоряжения по предприятию по вопросам ООС.

2.Планы мероприятий по охране окружающей среды по предприятию и отчеты об их выполнении.

3.Документы, подтверждающие необходимую профессиональную подготовку или переподготовку работников, ответственных за экологическую безопасность.

4.Инструкция по обращению с отходами производства.

5.Инструкция по осуществлению производственного экологического контроля.

6.Журнал инструктажа по экологической безопасности.

Дмитрий Щербина, инженер по охране труда.

§ 5. Объекты охраны окружающей среды

(естественные системы; природные ресурсы и иные объекты охраны; особо охраняемые территории и объекты)

Под объектами охраны окружающей среды понимаются ее составные части, находящиеся в экологической взаимосвязи, отношения по использованию и охране которых урегулированы правом, поскольку представляют экономический, экологический, рекреационный и иной интерес. Объекты классифицируются по трем группам.

Естественные системы

К этой группе относятся экологические системы и озоновый слой, имеющие глобальное значение. Они обеспечивают непрерывный процесс обмена веществ и энергии внутри природы, между природой и человеком, представляя природную среду обитания человека. Как уже отмечалось, под окружающей средой и ее охраняемыми объектами понимаются только природные компоненты: в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят товароматериальные объекты, созданные человеком; части природы, вышедшие из экологической связи с природой (изъятая из нее вода — в кране, изъятые из естественных условий животные); элементы природы, не представляющие в данное время социальной ценности или охрана которых пока невозможна.

Например, озоновый слой является важнейшей частью околоземного пространства, серьезно влияющей на состояние теплообмена между Землей и Космосом. Государства предпринимают меры для его охраны, (подробнее они рассматриваются в теме об охране атмосферного воздуха). Не все они реализуются в достаточной мере. Еще труднее государствам договориться и охранять более удаленные от Земли пространства от загрязнения летательными аппаратами, исследовательскими, наблюдательными устройствами.

Охране подлежат природные или географические ландшафты — естественные комплексы, в которые входят природные компоненты, находящиеся во взаимодействии, образующие рельеф местности. Типичные ландшафты — горные, предгорья, равнинные, холмистые, низменности. Они учитываются и используются при строительстве городов, прокладке дорог, организации туризма.

Таким образом, охране от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения подлежит то, что находится на территории России или над ней, а также то, что может быть охраняемо с помощью современных технических средств и посредством правового регулирования.

Природные ресурсы и иные объекты охраны

Основных отдельных природных ресурсов и объектов, подлежащих охране, шесть: земля, ее недра, воды, леса, животный мир, атмосферный воздух (анализу их охраны посвящаются отдельные темы особенной части учебника).

Под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Самыми ценными являются сельскохозяйственные земли, предназначенные для земледелия (пахотные угодья) и животноводства. Они ничем не могут быть заменены, подвергаются ветровой и водной эрозии, засорению и загрязнению и поэтому заслуживают повышенной охраны. Земли сельскохозяйственного назначения составляют 37% всех земель страны, но их площадь постоянно убывает вследствие роста городов, строительства дорог, водохранилищ, прокладки линий электропередач и связи. Несельскохозяйственные земли служат пространственным операционным базисом для размещения других отраслей народного хозяйства.

Недрами считается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для изучения и освоения. К недрам относится и поверхность земли, если она содержит запасы полезных ископаемых. Главных проблем две — комплексное использование минеральных ресурсов ввиду их невозобновляемости и захоронение в недра отходов, особенно токсичных. Правовое регулирование охраны недр земли осуществляется в Федеральном законе «О недрах» 1995 г.

Воды — вся вода, находящаяся в водных объектах. Воды могут быть поверхностные и подземные; водный объект — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Основная задача в использовании водобеспечение надлежащего питьевого водоснабжения, предупреждение загрязнения и истощения вод от промышленных и бытовых сбросов. Основным актом в этой области является ВК РФ 1995 г.

Объектами охраны являются леса и иная растительность, их главная функция — удовлетворение потребностей в древесине, выработка кислорода («легкие планеты»), рекреация. Проблемы — переруб, захламление, пожары, воспроизводство лесов. Основное правовое регулирование охраны, рационального использования и защиты лесов осуществляется ЛК РФ 1997 г.

Животный мир, микроорганизмы, генетический фонд также являются объектами охраны окружающей среды. Животный мир — это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Его охрана осуществляется на основании Федерального закона «О животном мире» 1995 г.

Микроорганизмы или микрофлора — это микробы, преимущественно одноклеточные простейшие существа — бактерии, дрожжи, грибы, водоросли, различимые только под микроскопом, находятся в почве, воде, пищевых продуктах, организме человека. Наука перестает делить их на полезные и болезнетворные: в экологической взаимосвязи они являются частью среды обитания и поэтому подлежат изучению.

Под охраняемым генетическим фондом понимается совокупность видов живых организмов с их проявившимися и потенциальными наследственными задатками. Деградация природной среды может привести к необратимым изменениям растений и животных, к появлению мутантов, т. е. особей с несвойственными генетическими признаками.

Своеобразным объектом охраны является атмосферный воздух, в котором воплощается естественная среда, окружающая человека. Современными актуальными проблемами считаются предупреждение шумов и радиации — специфических воздействий на человека, передаваемых преимущественно через атмосферный воздух. Его охрана осуществляется в соответствии с Законом РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» 1982 г.

Особо охраняемые территории и объекты

Все достигаемые природные объекты — компоненты окружающей среды подлежат охране, но особой охраны заслуживают специально выделенные территории и части природы. В нашей стране их территория составляет около 1,2%. Это заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу.

Регулирование их охраны и использования осуществляется на основе Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г. Основными проблемами являются сохранение и наращивание особо охраняемых территорий и объектов и поддержание в них объявленного особого заповедного режима (их рассмотрению также посвящается особая тема).

? Контрольные вопросы

• Что такое принципы охраны окружающей среды?

• Каковы основные принципы охраны окружающей среды?

• Что означает устойчивое развитие и в чем его основная стратегия?

• Какие используются формы правового обеспечения экологических отношений?

• Каковы принципы и основы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды? В чем их значение? Каков их правовой характер?

• Какова классификация объектов охраны окружающей среды?

• Какие шесть основных природных ресурсов подлежат правовой охране?

Темы рефератов

• Роль принципов охраны окружающей среды в экологическом праве.

• Проблемы взаимоотношения экономики и экологии: общее и особенное.

• Этапы и стадии функционирования правовой экологической системы.

Литература

• Правовая охрана окружающей природной среды в странах Восточной Европы. М.: Высшая школа. 1990.

• Экологическое право России. Сборник нормативных актов. / Под ред. А. К. Голиченкова. М., 1997.

• Бринчук М. М., Дубовик О. Л., Жаворонкова Н. Г., Колбасов О. С. Экологическое право: от идей к практике. М.: РАН, 1997.

• На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Центра экологической политики России. М., 1996-1998.

• Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М., 1993.

• Правовая реформа: концепции развития российского законодательства. М.: ИЗиСП, 1995.

• Дуглас О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975.

• Злотникова Т. В. Законодательные основы экологической безопасности в Российской Федерации. М., 1995.

• Колбасов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

• Краснова И. О. Экологическое право и управление в США (предисловие С. А. Боголюбова). М.: Байкальская академия, 1992.

• Робинсон Н. А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США (послесловие О. С. Колбасова). М.: Прогресс, 1990.

• Сравнительный обзор законодательства государств-участников СНГ. М., 1995.

• Постановление Правительства РФ «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции о сотрудничестве в области регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях» от 22 ноября 1997 г.

• Постановление Правительства РФ «Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к договору об Антарктике» от 18 декабря 1997 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *