Оказание услуг нерезиденту

Оказание услуг нерезиденту

Разве такое бывает, чтобы при реализации товаров (работ, услуг) за пределами территории РФ начислялся НДС по российским правилам налогообложения? Оказывается, бывает, и с отдельными такими не очевидными на первый взгляд исключениями автор хотел бы познакомить читателя. При этом позиция чиновников не является истиной в последней инстанции, если у читателя есть свое мнение и оно обоснованно, то его можно попробовать отстоять в суде. Но не будем спешить, обо всем по порядку.

Вводим в курс дела

Источником возникновения нестандартной ситуации стало оказание транспортных услуг. Почему? Потому что такая услуга (если речь идет о международной перевозке) оказывается на территории не одного, а нескольких государств. И нужно определиться, к какому государству должно быть привязано косвенное налогообложение.
Выделим три основных стандартных маршрута перевозки, проходящих:
— на территории РФ (пункты отправления и назначения находятся в России);
— за территорией РФ (пункты отправления и назначения находятся за рубежом);
— на и за территорией РФ (один из пунктов отправления или назначения находится в России, а другой — за рубежом).
Налогообложение полученных доходов во всех перечисленных ситуациях различно. Так, при оказании транспортных услуг на территории РФ она признается местом реализации данных услуг и возникает объект налогообложения (пп. 1 п.

Оплата услуг за пределами рф

1 ст. 146 НК РФ). Если перевозка пассажиров или грузов проходит полностью за территорией РФ, то она не признается местом их реализации и объекта налогообложения не возникает (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Такие достаточно очевидные и логичные выводы приведены в Письме Минфина России от 20.07.2012 N 03-07-08/199, и нет оснований с ними не согласиться.
В данном разъяснении также упомянуто и налогообложение по нулевой ставке, которая, как известно, применяется к экспорту товаров (работ, услуг). При организации международных перевозок (между несколькими государствами) один из пунктов назначения должен находиться на территории РФ, чтобы она была признана местом оказания услуг (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и возник объект налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а перевозчик применил бы нулевую ставку (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом чиновники предупреждают, что законодательством не предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации перевозок товаров только в пределах России или только за пределами территории РФ.
Подведем итог: в первой ситуации (при перевозках внутри РФ) доходы облагаются НДС по ставке 18%, во второй ситуации (при перевозках за рубежом) вообще не возникает объекта налогообложения и, наконец, в третьей ситуации (при перевозках из РФ за рубеж или обратно) исполнитель транспортных услуг вправе воспользоваться нулевой ставкой.
Еще одна достаточно распространенная ситуация — это перевозки внутри Таможенного союза. Например, из России в Белоруссию или из Казахстана в Россию. Такие перевозки признаются международными (пункт отправления или назначения в разных государствах) и облагаются по нулевой ставке. Причем облагаются они в России только тогда, когда перевозчик является резидентом РФ и местом оказания услуг признается территория РФ. Это следует не только из пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, но и из норм Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе (далее — Протокол).
Согласно международному документу взимание косвенного налога при оказании услуг производится в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства. При этом местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства — члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Проще говоря, местом реализации услуг, оказываемых российской компанией, по перевозке товаров автомобильным транспортом признается территория РФ, и налогообложение таких услуг осуществляется по правилам российского Налогового кодекса. А им (в частности, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) предусмотрена нулевая ставка как в отношении услуг по перевозке товаров с территории РФ на территорию государств — членов Таможенного союза, так и в обратном направлении — из Республик Казахстан и Беларусь в Россию (Письмо Минфина России от 21.02.2014 N 03-07-13/1/7379).
Надеемся, читателю все ясно. Теперь можем перейти к нестандартной ситуации при оказании транспортных услуг.

Даем вводную

Допустим, российской и белорусской организациями заключен договор на перевозку грузов. Пункт отправления расположен в Республике Беларусь, пункт назначения — на территории стран Европейского союза. Разумно и логично, что в роли заказчика должна выступать российская, а в роли исполнителя — белорусская сторона. Ведь маршрут находится за пределами территории РФ, то есть в юрисдикции иностранных перевозчиков, с которыми российским коллегам нет смысла конкурировать на их же территории. Но в Письме Минфина России от 28.07.2014 N 03-07-РЗ/36944 рассмотрена как раз нелогичная ситуация, когда в роли заказчика — белорусская, а в роли исполнителя — российская компания. Автор рискует предположить, что российский перевозчик довез груз из России до Белоруссии, а затем экспорт груза (части или всего) был продлен в одну из стран Евросоюза, с которой договорные отношения имеет белорусский контрагент, выступающий как перепродавец.
Как бы там ни было, нестандартная ситуация имеет место и разбираться с ней нужно в первую очередь исходя из положений Протокола. Согласно ему (внимание!) местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства — члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Если на минуточку задуматься, то данную норму можно трактовать как применяемую при оказании услуг внутри Таможенного союза. Вряд ли законодатели предполагали, что нормы Протокола будут использоваться при решении вопросов налогообложения, выходящих за пределы этого межгосударственного союза.
Но финансисты руководствуются названным Протоколом буквально и делают вывод, что местом реализации услуг, оказываемых российской организацией, по перевозке товаров автомобильным транспортом в рассматриваемой ситуации (при перевозке из Белоруссии в страну Евросоюза) признается территория РФ. Как такое может быть? Согласитесь, это нонсенс — считать местом оказания транспортных услуг Россию, если ни одного метра маршрута не проходит по ее территории. Чиновники делают такой вывод на основании того, что сделка заключена между компаниями, представляющими страны Таможенного союза, а исполнитель является резидентом РФ.
Чиновники, давая свои разъяснения, почему-то посчитали уместным вспомнить то, что в силу пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по международной перевозке товаров, в том числе автомобильным транспортом, между пунктами отправления и назначения груза, один из которых расположен на территории РФ, а другой — за пределами России. Так как в нестандартной ситуации оба пункта (отправления и назначения) находятся за границей РФ, то такая международная перевозка не подпадает под "нулевое" (экспортное) обложение указанным налогом.
А значит, транспортировка товаров от пункта отправления, расположенного на территории Республики Беларусь, до пункта назначения, расположенного на территории стран Европейского союза, облагается по традиционной ставке НДС (18%). Для перевозчика это весьма неприятная новость. Почему? Потому что начисли он НДС, ему практически нечего будет поставить к вычету, так как транспортные услуги оказываются за рубежом и, если поставщики и предъявляют к уплате косвенный налог, его нельзя поставить к вычету. Да и само увеличение налоговых обязательств не обрадует ни перевозчика, ни его партнера…
Однако напомним, что рекомендации финансистов не являются нормативным актом и имеют разъяснительный характер. То есть, кто не согласен, может поступать по-своему. Автор частично высказал свое мнение, не соглашаясь с тем, что в рассматриваемой ситуации местом реализации транспортных услуг является территория РФ.

Какие привести контраргументы?

Начнем с того, что в ст. 3 Протокола прямо не упомянуты транспортные услуги, о месте реализации которых финансисты делают вывод не в пользу российского перевозчика. Давайте вместе прочтем эту статью, вернее, то, что может иметь отношение к перевозкам. Местом реализации работ, услуг признается территория государства — члена Таможенного союза, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства. Транспортные услуги по перевозке груза связаны с движимым имуществом (как с товаром, так и с транспортными средствами), причем в нашей нестандартной ситуации движимое имущество находится не в России, а в Белоруссии, из которой оно направится в страну Европейского союза. Значит, из данного правила в нашем случае следует, что местом оказания рассматриваемых транспортных услуг территория РФ не признается.
Приверженцы позиции чиновников могут указать на то, что транспортные услуги опять же прямо не поименованы в ст. 3 Протокола, а значит, определять место их оказания нужно исходя из резидентства исполнителя услуг. Это правило применяется также при аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях транспортных средств. Но у нас перевозка, а не аренда и не лизинг, поэтому ставить знак равенства здесь не стоит. Отнесение транспортных услуг к прочим, в отношении которых есть неопределенность и которые облагаются у их исполнителя, также не железный аргумент. Можно обратиться к документам, подтверждающим место реализации работ (услуг). К ним относятся:
— договор (контракт) на выполнение работ, оказание услуг, заключенный налогоплательщиками (плательщиками) государств — членов ТС;
— документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;
— иные документы, предусмотренные законодательством государств — членов ТС.
Первый из названных документов в нашей ситуации заключен между участниками Таможенного союза, значит, он свидетельствует о том, что местом реализации оказываемых услуг является одна из стран данного союза, возможно, это Россия. Однако второй документ (акт о выполнении работ, оказании услуг) как раз говорит об обратном: о том, что транспортные услуги фактически оказывались вообще за пределами России. Значит, по меньшей мере странно ее территорию признавать местом реализации таких услуг.
Кстати, рассматриваемый Протокол вскоре утратит силу. Это произойдет, как только получит путевку в жизнь Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в г. Астане 29.05.2014. К нему есть отдельный Протокол (Приложение 18) о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. По сути, он копирует предшественника — указанный таможенный Протокол, который, как мы успели убедиться, не учитывает всех возможных ситуаций, поэтому в нестандартных случаях и возникают налоговые обязательства там, где их, по идее, быть не должно. Что же делать?

Как разрешить нестандартную ситуацию?

Как говорится, безвыходных ситуаций не бывает, есть лишь неприятные решения, и одно из них — согласиться с чиновниками и уплатить налог в бюджет, но пойдет ли на это белорусский заказчик, рассчитывающий на льготное налогообложение, а не на повышенные издержки по доставке груза? Ему проще нанять белорусского перевозчика, который применит национальное законодательство и льготную ставку при оказании экспортных услуг (перевозка товаров за рубеж). Таким образом, заказчик выходит из сферы действия Протокола.
Другой вариант исключения одной из сторон договора на транспортное обслуживание из числа тех, кто является резидентом государства — члена Таможенного союза, следующий: можно обязанность по доставке груза попробовать переложить с его отправителя на получателя в Европейском союзе. Тогда налогообложение будет регулироваться по соглашениям, заключенным Республикой Беларусь с одним из государств данного союза, резидентом которого является исполнитель услуг.
Таким образом, освободиться от российского косвенного налогообложения за рубежом в рассматриваемой ситуации можно, если услуги будет оказывать нерезидент РФ. Если же все-таки исполнителем является российская транспортная компания, а участок от Белоруссии до страны Евросоюза считается продолжением перевозки груза из России в Белоруссию, то целесообразно объединить два контракта и участка в один, в котором пункт отправления находится в РФ, а пункт назначения — за рубежом. И не важно, что часть маршрута проходит по территории Таможенного союза, перевозка для целей косвенного налогообложения считается международной и к ней применяется нулевая ставка налога <1>.
———————————
<1> Дополнительно см. статью М.С. Пархомова "О ставке НДС при реализации транспортно-экспедиционных услуг по международным перевозкам", N 5, 2014.

А можно ничего не менять и считать, что оказываемые услуги не признаются объектом российского косвенного налогообложения исходя не из казуистики, а из реального положения вещей (фактического оказания услуг за пределами территории РФ). Тогда нужно быть готовым к тому, чтобы отстаивать эту позицию, в том числе и в судебном порядке.

* * *

Подведем итог. Оказание транспортных услуг российским перевозчиком за рубежом (когда пункты отправления и назначения находятся за пределами территории РФ) в общем случае не является объектом российского косвенного налогообложения, но в частной ситуации, когда заказчиком услуг считается резидент государства Таможенного союза, в силу неоднозначных норм таможенного законодательства и фискальной позиции чиновников российскому перевозчику нужно быть готовым к налоговым претензиям. Отстаивать свою позицию в суде придется уже опираясь не на нормы соглашения по косвенному налогообложению в Таможенном союзе, а на аналогичный документ Евразийского союза.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Оказание услуг нерезиденту

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы налогового учета по договорам оказания услуг.

Налогообложение дохода физического лица нерезидента РФ

Речь пойдет о контрактах, одной из сторон (заказчиком) которых является иностранная компания, а другой – российская фирма.

Чтобы правильно посчитать налоги по этой операции, необходимо определить место реализации данных услуг. Если им признается Россия, то с полученной выручки следует заплатить НДС. Причем сумму входного налога по ценностям, которые израсходованы при оказании таких услуг, принимают к вычету в обычном порядке. Если услуги реализованы вне России, то платить НДС не нужно. Соответственно суммы входного налога включают в расходы и к вычету не принимают. Место реализации услуг определяют по тем правилам, которые установлены статьей 148 Налогового кодекса. Так, считается, что они оказаны в России, если:

1. Услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), которое находится на территории Российской Федерации. Это, например, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде. Допустим, фирма оказывает услуги иностранной компании по реконструкции офисного здания в г. Оренбурге. Поскольку эти работы связаны с недвижимостью, находящейся на территории России, место их реализации – Россия. Следовательно, оказание услуг подпадает под обложение НДС;

2. Услуги связаны с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, которые находятся на территории Российской Федерации. Это, например, работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием. К примеру, компания оказывает услуги по ремонту компьютеров. Ремонтная мастерская фирмы находится в г. Смоленске. Поскольку данные услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории России, место их реализации – Россия;

3. Услуги фактически оказываются на территории России в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Например, российская фирма оказывает услуги по обучению иностранных специалистов. Обучение проходит в России. Следовательно, местом реализации этих услуг является Россия. А раз так, их реализацию облагают НДС;

4. Покупатель услуг ведет деятельность на территории Российской Федерации. Это правило распространяется:

  • на передачу, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;
  • на услуги по разработке программ и баз данных для ЭВМ, в том числе работы по их адаптации и модификации;
  • на консультационные, юридические, бухгалтерские услуги , инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также НИОКР;
  • на услуги по подбору персонала, который в дальнейшем будет работать в месте деятельности покупателя;
  • на услуги по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением автомобилей и другого наземного автотранспорта;
  • на услуги агента, привлекающего исполнителя для оказания перечисленных выше услуг.

К примеру, российская фирма оказывает консультационные услуги. Организация проконсультировала иностранную компанию, которая в России не зарегистрирована и своего представительства не имеет. Поскольку покупатель ведет свою деятельность вне территории России, местом реализации Россия не является. Следовательно, реализацию НДС не облагают.

В отдельную группу выделены услуги по перевозке (подп. 4.1, 4.2 ст. 148 НК РФ). С 1 января 2006 года местом реализации таких услуг признается Россия, если пункт отправления или назначения находится на ее территории. Отметим, что по статье 164 кодекса оказание некоторых транспортных услуг облагают НДС по ставке 0 процентов. Это услуги:

  • по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров;
  • по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт назначения или отправления расположен за пределами России.

Допустим, российская организация оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов морским транспортом между портами городов Санкт-Петербурга и Калининграда. Пункты отправления и назначения находятся в России. Значит, местом реализации этих услуг является российская территория, и их реализация облагается НДС.

В заключение напомним, что документами, подтверждающими место оказания услуг, являются:

  • контракт, заключенный с инокомпанией;
  • акты их сдачи-приемки;
  • документы о госрегистрации иностранного юридического лица.
  • Главная
  • Налогообложение вознаграждения нерезидентов

Налогообложение вознаграждения нерезидентов

Вопрос:

Американская корпорация занимается подбором на территории США иностранного инвестора для российской компании, занимающейся строительством на территории РФ. За услуги по поиску российская компания платит агентское вознаграждение. Вопрос налогообложения этого вознаграждения, должны ли мы удержать НДС, прибыль с этого вознаграждения, если услуга оказывается за пределами РФ, а агент не имеет представительства в РФ.

Ответ:

Налог на добавленную стоимость

Согласно пп.2 п.1.1 ст. 148 Налогового Кодекса РФ (далее НК РФ), если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 148, в целях исчисления НДС местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если  работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание.

Согласно п.2 ст. 130 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ) вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Следует отметить, что в НК РФ не определено,  что именно следует понимать под непосредственной связью (работ) услуг с движимым имуществом.

На сегодняшний день налоговые органы и суд к работам, связанным непосредственно с имуществом относят те виды работ и услуг, которые непосредственно производятся с этим имуществом или оказывают на него воздействие, например:

1. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2011 N 09АП-21850/2011-АК по делу N А40-30857/11-75-123 суд указал:

«….Работы (услуги) должны повлечь изменения количественных или качественных характеристик объектов недвижимости либо его правового состояния. В том случае, если в ходе работ (услуг) воздействия на объект недвижимости не оказывается, то вывод о наличии непосредственной связи между операциями и объектом недвижимости, необоснован.

Услуги по сбору информации не изменяют объект недвижимости, следовательно, положения пп. 1 п. 1.1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации применению к ним не подлежат.»

2.  В письме Минфина РФ  от 31.12.09г.  N 03-07-08/280 указано следующее:

«…по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении посреднических услуг, оказываемых российской организацией иностранным лицам при реализации объектов недвижимости, находящихся на территории иностранного государства, … и принимая во внимание, что посреднические услуги, оказываемые при реализации объектов недвижимости, пп. 14.1 п. 1 ст. 148 Кодекса не предусмотрены, местом реализации вышеназванных услуг является территория Российской Федерации и данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке….»

3.  В Постановлении ФАС МО от 23.01.12г. по делу N А40-30857/11-75-123 суд указал, что выводы инспекции о том, что выполненные геологоразведочные работы непосредственно связаны с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации, в связи, с чем на основании ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации Российская Федерация не признаются местом реализации этих работ (услуг) являются необоснованными.

«..Суды выяснили, что существо работ заключалось в изучении недр при поисках нефти и газа, выявлении перспективных структур, в которых могут содержаться залежи углеводородов, в сборе информации о геологическом строении недр в морской акватории (полевые работы), наблюдении за качеством сбора информации в ходе сейсморазведки в полевой партии (супервизии), обработке и интерпретации полученных данных (камеральные работы)…. …..Суды сделали вывод, что предметом спорных договоров являлось оказание информационных услуг, что подпадает под регулирование положения пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абз. 5 пп. 4 п. 1 ст.

Резидент оказал услуги нерезиденту за пределами рф

148 Налогового кодекса Российской Федерации к услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщения, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации. При этом для такого рода услуг предусмотрено правило, в соответствии с которым место их реализации определяется местом нахождения покупателя услуг.

Поскольку заявитель является российской организацией (п. 2 ст. 11 НК РФ), осуществляет деятельность на территории Российской Федерации (абз. 1 п. п. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), суды обоснованно указали, что услуги по сбору и обработке информации о строении шельфа на участке Киринского месторождения реализуются на территории Российской Федерации, следовательно, применению подлежит ставка НДС 18%.»

Таким образом, услуги, оказанные российской организации иностранной организацией по поиску иностранного инвестора для приобретения объекта недвижимости на территории США, налоговые органы и суды  могут классифицировать как информационные услуги. Согласно пп.4 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации данных услуг признается территория РФ, и данные услуги подлежат налогообложением НДС по ставке 18%.

Статьей 161 НК РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами – российскими организациями, как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Согласно  п. 3 ст. 171 НК РФ налоговые агенты вправе принять к вычету НДС, если данный налог был уплачен ими в соответствии с НК РФ. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ.

Таким образом, организации, применяющие специальные налоговые режимы и не исполняющие обязанности налогоплательщика НДС, обязаны уплатить НДС с доходов иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ. При этом  права на применение налогового вычета у данных организаций – налоговых агентов нет.

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и/или получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.309 НК РФ «Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.»

В п.2 ст. 309 НК РФ приведен перечень доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации,  не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации. Информационные услуги в  перечень не включены.

При этом  в пп.10 п.1 ст.309 указано, что к доходам от источника в РФ относятся «иные аналогичные доходы».

Выражаю мнение, что информационные услуги не могут быть признаны аналогичными указанным в пп.1-9 п.1 ст.309 НК РФ, поскольку доходами от источника в РФ относятся, в частности,: дивиденды, выплачиваемые иностранной организации, процентный доход от долговых обязательств любого вида, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от реализации недвижимого имущества, доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, доходы от международных перевозок

При этом нельзя исключать риск противоположной классификации положений пп.10 налоговыми органами.  Например, в Письмах Минфина России от 11.08.2009 N 03-08-05, от  19.05.2009 N 03-08-05 указано, что «аналогичность» определяется не в сходстве с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1 — 9 п. 1 ст. 309 НК РФ, а в том, что они относятся к доходам от источников в РФ, не связанных с деятельностью через постоянное представительство. То есть, по мнению Минфина, все доходы, полученные иностранцами от российских организаций, следует классифицировать как доходы от источника в РФ (при отсутствии постоянного представительства).

При этом существует судебная практика, разъясняющая, что понятие "иные аналогичные доходы" не выходит за рамки понятия доходов, установленных пп. 1 — 9 п. 1 ст. 309 НК РФ, например, Постановление ФАС Московского округа от 01.02.2006, 25.01.2006 N КА-А41/12791-05 по делу N А41-К2-5630/05

Таким образом, если у иностранной организации, получающей доход от оказания консалтинговых услуг российской организации нет постоянного представительства в РФ, такие доходы не подлежат налогообложению на территории РФ. Однако данная позиция может быть оспорена налоговыми органами, в связи с чем, рекомендуем запросить справку о подтверждении местопребывания иностранной организации на территории США. Данная справка должна быть у российской организации на момент выплаты доходов нерезиденту.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *