ОКПД 2 медицинские инструменты
Содержание
Поправки, вносимые Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2019 г. № 10541, связаны с добавлением новых кодов в классификатор товаров по видам экономической деятельности. В основном новые положения вступят в силу с 1 октября 2019 года, однако в отношении некоторых товаров предусмотрено применение освобождения с 1 января 2019 года.
Так, например, к механизированным инструментам отнесены теперь хирургические инструменты (32.50.13.130, здесь и далее указаны коды по ОКПД 2), сшивающие аппараты (32.50.50.110), а также прочие, не включенные в другие группировки инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях (32.50.13.190).
Расширен перечень приборов и аппаратов для диагностики (кроме измерительных). Теперь в него, в частности, входят:
1 С текстом постановления Правительства РФ от 15 августа 2019 г. № 1054 «О внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001201908190004).
В перечни кодов медицинских товаров, облагаемых НДС в размере 10%, внесут ряд изменений
Минпромторг России подготовил изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 688 «Об утверждении перечней кодов медицинских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов». Документ опубликован на портале , обсуждение продлится до 30 декабря 2020 г.
Согласно представленной информации, проектом постановления предлагается дополнить Перечень кодов ОКПД2 постановления № 688 кодом «21.20.23.194 Средства радиотерапевтические».
Действующему веществу (МНН – радия хлорид) лекарственного препарата «Ксофиго®» (регистрационное удостоверение от 29 декабря 2020 г. № ЛП-004060, производитель Байер АС, Норвегия) в соответствии с международной Анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификацией присвоен код V10XX03, соответствующий только данному веществу.
Необходимо отметить, что в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 лекарственные средства классифицированы в соответствии с АТХ. Таким образом, данному коду АТХ в ОКПД 2 соответствует код «21.20.23.194 Средства радиотерапевтические».
В отношении детализации кодов в перечне кодов ТН ВЭД ЕАЭС, на основании многократных фактов таможенного декларирования лекарственного препарата «Ксофиго®» (производитель Байер АС, Норвегия) по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2844 40 800 0, целесообразно включить в Раздел I перечня кодов ТН ВЭД ЕАЭС позицию «2844 40 800 0 Элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся или воспроизводящиеся химические элементы и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты прочие».
Кроме того, в настоящее время на медицинские комплексы передвижные Росздравнадзором выдаются регистрационные изделия с различными кодами в соответствии с общероссийским классификатором ОКПД2. Таким образом, часть медицинских комплексов передвижных попадает под преференции, предоставляемые постановлением № 688, а другая часть облагается НДС в размере 20 %.
Необходимо отметить, что данная продукция включена в состав Национального проекта «Здравоохранение» – федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и увеличение налоговой нагрузки на данную социально значимую продукцию ведет к значительному увеличению конечной стоимости и снижению объема закупок.
В целях выравнивания возможностей производителей медицинских изделий на территории Российской Федерации целесообразно включение медицинских изделий с кодом ОКПД2 «29.10.59.170 Комплексы медицинские на шасси транспортных средств» и «30.99.10.190 Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки» в перечень кодов ОКПД2 постановления № 688.
Вместе с тем, проектом предлагается дополнить позицию «32.50.50.000 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» для устранения имеющихся неточностей и противоречий ввиду прекращения ее действия с 1 января 2020 г. сноской, которая обращает внимание на то, что с указанной даты вводятся в действие позиции «30.99.10.110 Носилки, тележки медицинские» и «30.99.10.190 Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки».
Приказом Росстандарта от 29 декабря 2020 г. № 1190-ст с 1 марта 2019 г. в действие изменений № 33/2018 ОКПД2 Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), которыми, в том числе, предусмотрено аннулирование кода ОКПД2 32.50.50.000 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» в связи с включением позиции с кодами ОКПД2 32.50.50.110 «Сшивающие аппараты» и 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки».
В настоящее время на рынке медицинских изделий уже обращаются отдельные виды медицинских изделий с кодами ОКПД2, предусмотренными регистрационными удостоверениями 32.50.50.110 и 32.50.50.190, ранее регистрировавшиеся с кодом ОКПД2 32.50.50.000.
На основании изложенного проектом постановления предусмотрено дополнение раздела II Перечень кодов ОКПД2 позициями «32.50.50.110 Сшивающие аппараты» и «32.50.50.190 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки».
Производные простагландинов для лечения глаукомы Латанопрост Травопрост Биматопрост Тафлупрост
Применение регистрационных удостоверений медицинских изделий с учетом вступления в силу ОКПД 2
Письмо ФТС России № 01-11/67511 от 29 декабря 2020 года
«О направлении разъяснений Росздравнадзора”
ФТС России направляет для использования в работе копию письма Росздравнадзора от 27 декабря 2020 г. № 01-63217/16 по вопросу вступления в силу с 1 января 2020 года Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Росздравнадзора от 31 января 2014 г. № 14-ст, применительно к обращению медицинских изделий на территории Российской Федерации, полученного в связи с запросом ФТС России от 2 декабря 2020 г. № 01-30/61705.
Заместитель руководителя генерал-лейтенант таможенной службы Т.Н.Голендеева
Приложение:
Письмо Росздравнадзора № 01-63217/16 от 27 декабря 2020 года «О предоставлении информации”
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения рассмотрела Ваше обращение по вопросу вступления в силу Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденного приказом Госстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, и отменой Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, применительно к обращению медицинских изделий на территории Российской Федерации, и в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Регистрация медицинских изделий на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий” (далее – Правила).
Согласно подпункту «к” пункта 9, а также подпункту «и” пункта 56 Правил в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия и в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается код Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
В связи с отменой Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и введением в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) Минздравом России совместно с Росздравнадзором подготовлены изменения в Правила, касающиеся, в том числе изложения подпункта «к” пункта 9 и подпункта «и” пункта 56 Правил в редакции «код классификатора продукции для медицинского изделия”.
Одновременно сообщаем, что для медицинских изделий, уже допущенных к обращению на территории Российской Федерации в установленном порядке, внесение изменений в регистрационное удостоверение по причине введения в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Правилами не предусмотрено.
Минэкономразвития России разработаны прямые и обратные переходные ключи между Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 и Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93. Указанные переходные ключи размещены на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации по адресу: economy.gov.ru/minec/activity/sections/classificators/index.
М.А.Мурашко
Письмо ФТС России № 01-30/61705 от 02 декабря 2020 года
«О применении регистрационных удостоверений с учетом вступления в силу ОКПД 2”
В соответствии с приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (с изменениями, внесенными приказом Росстандарта от 10 ноября 2015 г. № 1745-ст) с 1 января 2020 года утрачивает силу Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 и вводится в действие Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно письму Минэкономразвития России от 9 февраля 2020 г. № Д28и-221 Минэкономразвития России подготовлены переходные ключи, определяющие соответствие одних общероссийских классификаторов другим классификаторам.
При определении соответствующего кода ОКПД 2 данным письмом Минэкономразвития России рекомендуется использовать соответствующие переходные ключи.
Таможенные органы для целей принятия решения о налогообложении медицинских товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, руководствуются постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 688 и от 30 сентября 2020 г. № 1042, содержащими в том числе коды ОКП.
В настоящее время форма регистрационного удостоверения на медицинское изделие, выдаваемого Росздравнадзором, предусматривает указание кода медицинского изделия только по ОКП.
Прошу в возможно короткий срок направить в ФТС России разъяснения относительно порядка применения с 1 января 2020 года регистрационных удостоверений Росздравнадзора для целей ввоза товаров на территорию Российской Федерации с учетом отсутствия в них кодов ОКПД 2.
Т.Н.Голендеева
Письмо Минэкономразвития от 14.09.2016 г. №Д09и-2797
МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ. МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ. МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.
Первая устная консультация БЕСПЛАТНО (звоните или пишите в WhatsApp +7(906)4-313-865) Устная консультация – 1000 рублей Письменная консультация – 5000 рублей Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации) – 15000 рублей Абонентское обслуживание в течение месяца (письменные и устные консультации, обжалование неправомерных действий и решений) – 30000 рублей Ведомственное обжалование (решения о классификации, таможенной стоимости, преференциям, применении форм контроля) – 20 000 рублей Сопровождение административного расследования и подготовка жалобы на постановление по делу об административном правонарушении – 20 000 рублей Судебное оспаривание (подготовка позиции по делу + командировочные расходы) – 40 000 рублей Сопровождение таможенной проверки (подготовка ответа на запроса, составление возражений на акт проверки) – 40 000 рублей Перечень и цена услуг могут быть изменены по соглашению сторон. В цену услуг не включается НДС, так как услуги оказываются по договору с индивидуальным предпринимателем применяющим упрощенную систему налогообложения. Эл.почта WhatsApp +7(906)4-313-865
Твитнуть
МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ
Систематизация товаров на основе классификацииКодирование товаровКлассификаторы
1. Систематизация товаров на основе классификации
Одной из задач фармацевтического товароведения является научная классификация товаров. Эта задача выполняется с помощью метода классификации
(аналитический метод). Основные понятия, термины и определения, используемые при классификации, товаров в любой области установлены ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения”.
Классификация
– разделение множества объектов на подмножества по сходству или различаю в соответствии с выбранными методами.
Классификация товаров необходима для (1) автоматизированной обработки информации о ЛС и других товарах аптечного ассортимента; (2) изучения потребительских свойств и качества товара; (3) учета и планирования товарооборота аптечных организаций; (4) составления реестров цен, прайс-листов и каталогов; (5) совершенствования системы стандартизации фармацевтических товаров; (6) проведения маркетинговых исследований на фармацевтическом рынке; (7) статистического анализа производства, реализации, использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровне.
Классификация товаров должна отвечать следующим требованиям:
· гарантировать полноту охвата всех видов товаров на фармацевтическом рынке;
· обеспечивать гибкость классификации, сущность которой заключается в том, чтобы в перечень продукции можно было по мере необходимости включать новые наименования, не нарушая общей системы классификации, учитывать возможные в будущем изменения в номенклатуре и ассортименте товаров;
· способствовать всестороннему исследованию свойств товаров как потребительских ценностей;
· содействовать улучшению торговой деятельности на всем пути товародвижения;
· служить основой для кодирования товаров и образованию краткого шифра товара.
На фармацевтическом рынке используется несколько систем классификации товаров, которые отличаются признаками, положенными в основу классификации. Уточняя понятие классификации, можно сказать, что это последовательное распределение множества объектов на отдельные классы, группы и другие подразделения по наиболее общим для каждого уровня признакам. Признак классификации
— это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация
. Наиболее часто применяются следующие ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ продукции:
· сырьевой
— по природному сырому материалу, подвергшемуся предварительной обработке (например, нефть-нефтепродукты);
· технологический
— единство технологических процессов при производстве продукции. При этом к одной классификационной группировке могут быть отнесены различные по внешнему виду и назначению товары (например, продукция текстильной промышленности);
· назначение
— направление или цель использования товаров. По этому признаку все товары подразделяются на товары производственного назначения и товары народного потребления;
· физико-химические свойства
— товары могут классифицироваться по формам, размерам, агрегатному состоянию и пр.
В зависимости от характера выбранных признаков различают естественные и вспомогательные классификации. Естественные осуществляются по таким признакам как состав, структура, свойства, характеризующие внутреннюю общность предметов данной группы. Вспомогательные осуществляются по внешним признакам – они служат для предания множеству товаров определенного порядка.
Медицинские и фармацевтические товары чаще всего классифицируются по признакам: назначение, исходный материал или сырье, способ производства, конструкция, размер и пр.
В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают два метода классификации:
· фасетный
· иерархический;
Иерархический метод классификации
— последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Деление множества на подмножества производится по основополагающему для данного этапа признаку, образуя ступени классификации.
Ступень классификации
— этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Системы классификации могут различаться ступенчатостью, то есть количеством классов. Существуют одно, двух, трех и более ступенчатые классификации. При четырехступенчатой классификации используют следующие подразделения — класс, подкласс, группа, подгруппа. Количество классов в основном зависит от номенклатуры товаров — с увеличением номенклатуры растет число классов. Например, в ОКП используется 7 ступенчатая классификация, ТН ВЭД – 6, АТС – 5.
Получить полный текст
Каждая ступень и группировка выделена по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключаются в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков — ответственная операция деления множества, от которого во многом зависит конечный результат. В основу этого должно быть положено целевое назначение классификации.
Количество признаков и ступеней определяют глубину классификации:
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
Раздел D ПРОДУКЦИЯ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подраздел DL ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ И ОПТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изделия медицинские; приборы и инструменты для измерения, контроля, испытаний, навигации, управления; приборы оптические, фото- и кинооборудование; часы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33.1
Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33.10
Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33.10.1
Изделия медицинские, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и их составные части
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33.10.15
Инструменты медицинские (шприцы, иглы, катетеры, канюли и т.п.); приборы офтальмологические и прочие, оборудование и устройства, не включенные в другие группировки
|
Особенности закупок по ОКПД 25.73.30.165
Подкатегория 25.73.30.165 попадает в перечень:
В части «Формы литейные; опоки для литья металлов; поддоны литейные; модели литейные» код 25.73.3
В части «Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования» код 25
При закупке нижеуказанных товаров, работ, услуг в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2020 г. N 471-р обязательно проведение аукциона в электронной форме либо возможно проведение запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного поставщика с учетом ограничений установленных в Законе о контрактной системе. Открытый конкурс не допустим. Конкурс с ограниченным участием возможен лишь в случаях определенных ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе. Двухэтапный конкурс возможен лишь в случаях определенных ч. 2 ст. 57 Закона о Контрактной системе. Существуют также исключения: 1)За исключением пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций. 2) За исключением детской одежды. 3) За исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. 4) За исключением услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея и др.). 5) За исключением наборов сувенирных и подарочных (блокноты и записные книжки), бюллетеней для голосования на выборах и референдумах. 6) За исключением услуг по обмену жилого недвижимого имущества.
Код в мешке
Причина в неразберихе, вызванной введением в 2020 г. нового классификатора кодов на медицинскую продукцию, ввоз и реализация которой на территории РФ подлежат льготному налогообложению. До этого медизделиям в льготном перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ, соответствовали коды классификаторов ОКП и ТНВЭД. При переходе на общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 ряд медицинских изделий, в том числе кардиостимуляторы, УЗ-аппараты, КТ-томографы перестали подпадать под льготный режим налогообложения из-за отсутствия соответствующих им кодов в ОКПД2. По оценкам производителей, это повлечет рост расходов медицинских учреждений на 18% (с 2020 г. ставка НДС будет составлять 20%) и в случае отсутствия роста тарифов на ВМП может привести к серьезному сокращению ее объемов.
Производители медизделий направляли обращения в Минпромторг России с просьбой пересмотреть классификацию и перечень кодов. Была уведомлена о ситуации и руководитель Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина.
Как сказано в письме, учитывая тот факт, что основными целевыми потребителями данной продукции являются пациенты, медучреждения будут вынуждены закупать медицинские товары, регистрационные удостоверения на которые выданы начиная с 2020 г. по полной стоимости, то есть с включенным НДС. «Это приведет к пропорциональному, минимум на 18% увеличению расходов государственного бюджета на закупку таких медицинских изделий, поскольку основными покупателями медицинских изделий, включенных в перечень, являются государственные и муниципальные учреждения здравоохранения», – подчеркивают ассоциации , – прокомментировал порталу Medvestnik.ru ситуацию директор по вопросам правового регулирования IMEDA Михаил Потапов. По оценкам ассоциации, ежегодно в России выдается около 1,5 тыс. новых регистрационных удостоверений на медицинские изделия и примерно для трети из них отсутствуют подходящие коды.
Например, объем закупок всех видов протезов клапанов сердца, в том числе не менее 50% российского производства, за 2020 г. составил 1,6 млрд руб. При включении 18% НДС ЛПУ, оказывающие высокотехнологичную помощь по протезированию клапанов сердца, должны были бы заплатить дополнительно 288 млн руб. Аналогичные расчеты есть в отношении закупок имплантируемых аритмологических устройств (имплантируемых кардиостимуляторов и кардиовертеров-дефибрилляторов). В 2020 г. госмедучреждения закупили этих устройств на 3,9 млрд руб., дополнительные расходы в случае применения полной ставки НДС могут превысить 705 млн руб. в год.
Рынок медицинских изделий
Источник: РСПП
Проблема актуальна и для отечественных производителей. В придачу к удорожанию продукции, медизделия российского производства при отсутствии кода в ОКПД2 автоматически не попадают под действие постановления Правительства РФ от 5.02.2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», принятого с целью поддержки отечественных компаний.
Сложности из-за несоответствия кодов в той или иной степени испытывает до 25% обращающихся на рынке медизделий
«Если для нового медизделия нет кода в классификаторе, производитель не может предлагать включить его в 102-е постановление, даже если его просьба обоснована и изделие соответствует необходимым требованиям безопасности и качества. Мы отправляли в Минэкономразвития пакет поправок по проблеме несоответствия кодов ОКПД2 и необходимости дополнения отсутствующими кодами постановления № 1042, утверждающего перечень медицинских изделий, освобождаемых от НДС, но наши предложения были возвращены по совершенно формальным поводам. К сожалению, кроме разработчика, внести изменения в этот классификатор никто не может, а в Минэкономразвития этого по каким-то причинам делать не хотят», – рассказал президент Ассоциации производителей медицинских изделий «Здравмедтех» Александр Ручкин.
По его оценкам, сложности из-за несоответствия кодов в той или иной степени испытывает до 25% обращающихся на рынке медизделий. При этом в случае сохранения статус-кво данная ситуация негативно отразится не только на медучреждениях, но и на развитии компаний, так как основные объемы рынка по-прежнему напрямую зависят от бюджетного финансирования медицинских организаций. Что опосредованно приведет к снижению доступности высокотехнологичной медпомощи. «Причем в среднесрочной перспективе, в ближайшие два-три года, ситуация кардинальным образом не изменится, так как Правительством РФ принято решение о «заморозке бюджета» на три года на уровне 2020 г. Вследствие этого можно предполагать, что роста финансирования здравоохранения вплоть до 2020 года не будет», – прогнозируют в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
Правда, на последнем обсуждении проблем отечественного медпрома на совместном заседании комиссий РСПП по индустрии здоровья, по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности участники встречи вообще предложили отменить льготы для готовой продукции, но при этом обнулить НДС на ввоз комплектующих, чтобы сделать рентабельным производство медизделий на территории РФ и стран ЕАЭС.