Оппозиционные организации
Прежде чем дать ответ на этот вопрос необходимо разобраться с некоторым количеством теоретического материала. Это нужно для того, чтобы вы не просто сделали пометки в тетради, до конца не поняв что вы написали, а полностью разобрали вытекающие друг из друга факты.
Немного теории
Как я уже говорил выше, для более качественного понимания материала для ответа на вопрос нужно разобрать теорию, а именно определения понятий. Политическая партия — это общество или группа людей, которые объединены какой-либо идеей и идеологией. Каждая партия, находящаяся в Российской федерации должна иметь:
- Отделения как минимум в половине субъектах РФ.
- Не менее 500 членов.
- Все отделения, структурные подразделения, органы партии должны находиться в пределах Российской Федерации.
- Полный пакет документов.
- Политическая партия не может иметь идеологию, которая противоречит пунктам в конституции.
- Устав, в котором должны быть прописаны все структуры жизни партии и её идеология.
Выборы — это процесс, в котором население с помощью тайного голосования выбирает правительство.
Ответ на вопрос
Изучив теорию, я могу перейти непосредственно к ответу на заданный вопрос.
Политическая партия, которая получила поддержку избирателей, проводит через парламент закон, о запрете другой, участвовавшей в выборах и оказавшейся в парламентском меньшинстве политической партии. Дайте оценку правящей партии с точки зрения демократии. Ответ поясните.
Как известно для демократии характерно многообразие разных партий. А в данном случае это не демократическое государство (так как идет запрет партии), а авторитарное государство. Авторитарное государство отличается однопартийностью и не допуском до выборов оппозиционеров. В этом случае свободы выбора правительства — нет, потому что до выборов не были допущены оппозиционеры, а раз нет оппозиционеров — нет и свободы выбора. По факту разделения властей тоже нет, потому что исполнительная власть стоит во главе с лидером партии.
В заключение я могу сказать, что в мире существует очень много разных видов управления государством и для полных знаний по обществознанию, их нужно выучить все.
ступать в двух ипостасях: личности-лидера и рядового обывателя. Для политической социологии и политологии имеют значение обе ипостаси, однако, личность-лидер в работах рассматривается чаще. На наш взгляд, необходимо перейти от рассмотрения личности лидера к рассмотрению личности именно рядового обывателя, так как именно рядовой обыватель является участником регулярных политических событий.
Во-вторых, исходя из степени активности личности, в политике принято выделять два подхода. В первом подходе личность рассматривается как определяющий вектор политики, сводя последнюю к личным качествам политического лидера. Второй подход принижает роль личности, рассматривая личность собственно как актора политических событий, способного своим участием менять политическую систему.
В-третьих, структура личности достаточно сложна, и каждый компонент может оказать решающее воздействие на ход политической борьбы. Так, если политические партии пойдут вразрез существующих у человека ценностных ориеитаций, это приведет только к отторжению личности от них. Поэтому, на наш взгляд, при проведении политических кампаний необходимо максимально учитывать личностные особенности каждого.
В-четвертых, при изучении личности в политике существует помимо проблемы человеческого измерения ряд других. К ним относят, прежде всего, проблему политического участия, которая основывается на тезисе, что каждый человек должен быть субъектом политики. В этом ряду стоит и т. н. проблема «бегства от политики», когда человек стремится не участвовать в политической жизни, сводя свою роль только к объекту политической жизни.
Поступила 13-07.11.
Таким образом, в теоретической части нашего исследования были достигнуты все задачи, а также цель, а именно: выявлена роль личности в политической жизни.
В практической части данной статьи мы выявляли степень участия студенчества в политическом процессе. В результате этого мы пришли к следующим выводам: во-первых, участие в выборах студенчество па уровне сознания считает скорее формальной процедурой, нежели реальным механизмом политического участия.
Во-вторых, студенчество можно охарактеризовать низкой степенью политического участия. Это выражается и в том, что оно не хочет участвовать ни в регулярных политических событиях, ни в каких-либо других политических действах. Даже ради защиты своих интересов студенчество не готово к радикальным мерам.
В-третьих, у студенчества либеральная система ценностей. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с возрастными особенностями.
В-четвертых, говоря о политической идентификации студенчества, стоит сказать, что она достаточно неопределенна. Это выражается в несоответствии с ценностными воззрениями и поддерживаемым идеологическим курсом. Также идеология во многом не соответствует поддерживаемой политике партий.
Таким образом, в результате проведенного практического исследования были достигнуты все задачи, а также цель — выявление степени политического участия. Однако не стоит забывать о том, что проведенное исследование было пилотажным и было важно для апробирования инструментария. Поэтому нельзя говорить о его репрезентативности.
ОППОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ
О. И. Инявина
В данной статье описываются основные проблемы развития оппозиционной деятельности и уровень политической активности в России.
Все чаще можно услышать, что в нынешней российской политической системе нет оппозиции — как системной, выступаю-
щей за смену политических сил, стоящих у власти, так и несистемной, отвергающей сложившиеся правила политической игры. Если
© О. Н. Инявина, 2011
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | Л? 3
на протяжении 1990-х гг. оппозиционные силы (сначала антикоммунистического, а затем коммунистического характера) оказывали структурирующее воздействие и на «спрос», и на «предложение» на российском политическом рынке, то в 2000-е гг. они не просто уступили место более успешным игрокам, но и, по сути, начали исчезать.
В 2003 г. мы наблюдаем разгром всех оппозиционных партий на парламентских выборах и отсутствие значимых альтернатив на президентских выборах 2004 г. Если в начале 1990-х гг. партии старались выдвигать реальные идеологические программы и реагировать на основные политические события, то сегодня оппозиция не может предоставить реальной альтернативы власти. В этой связи интересна проблема 2008 г. — отсутствие сколько-нибудь подходящего и сильного кандидата от оппозиции на пост президента страны.
Так что же мы имеем к настоящему времени? В нашей стране к началу’2011 г. сложилась парадоксальная ситуация, в рамках которой почти вся политическая сфера оппозиционна действующей власти, и в то же время подавляющее большинство политических структур не являются реальной оппозицией. Из всего вышесказанного можно предположить, что оппозиция в России достаточно слаба.
Безусловно, истоки поддержки населением оппозиции также необходимо искать. А исследований в этой сфере практически нет.
В ходе пилотажного исследования на тему «Оппозиционная деятельность в России» автором были опрошены 53 чел. в возрасте от 18 до 22 лет. В основном это были студенты Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева. Целью данного исследования стал анализ проблем развития оппозиционной деятельности в современной России.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что снижается политическая активность граждан. Этому свидетельствует распределение ответов студентов на вопрос: «Вы когда-либо участвовали в митингах, пикетах, демонстрациях или в любых других акциях протеста?». 25 % опрошенных ответили: «Да, участвовали», 72 — «Нет, не участвовали» и 3 % затруднились ответить. Можно предположить, что очевидная «девальвация» массовых уличных акций связана, помимо всего прочего, с убежденностью людей в неэффективности подобных действий, в принципе основанной на собственном опыте или опыте других людей. Большинство опрашиваемых студентов (47 %, 23 % мужчин, 24 % женщин) считают, что оппозиция оказывает слабое влияние на положение дел в России; 13 % (6 % мужчин, 7 % женщин) — оказывает сильное влияние; 23 % (11 % мужчин, 12 % женщин) — не оказывает влияния; 10 % (4 % мужчин, 6 % женщин) — затруднились ответить • (рисунок).
мужчины женщины
Оказывает Оказывает Не оказывает Затрудняюсь сильное влияние слабое влияние влияния ответить
Рисунок. Распределение ответов на вопрос: Оказывает ли политическая оппозиция влияние на положение I
Серия 4Социологические науки*
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Влияние оппозиции на положение дел в стране чаще признается положительным (так считают 61 % опрошенных), нежели отрицательным (35 %). Позитивно оценивающая влияние оппозиция чаще всего говорила о пользе, которую приносит критика властей, давление на них «извне», а также, что это проявление демократии либо констатирует, что в споре рождается истина. Отрицательно оценивающие влияние говорили о том, что оппозиционеры мешают работать правящей партии и Президенту, а также, что оппозиционные партии думают только о себе и своих интересах.
Имена и фамилии самых известных оппозиционеров распределились следующим образом: респонденты чаще всего упоминали лидеров партий, имеющих парламентское представительство, — Г. Зюганова (39 %) и В. Жириновского (27 %). Кроме того, 9 % опрошенных назвали Г. Явлинского, 5 — И. Хакамаду, по 2 — С. Миронова и Б. Немцова, 1 % — М. Касьянова. Изредка упоминались и иные имена (Э. Л шмонов, Д. Рогозин, Н. Харитонова др.). На сегодняшний день наиболее яркими представителями оппозиции являются партии КПРФ и ЛДПР
Данные опроса показывают, что в российском обществе на сегодняшний день нет укоренившихся представлений об эффективных, легитимных и апробированных на практике формах диалога власти и общества. Такие формы не предлагает ни сама власть, ни оппозиционные ей политики. Поэтому обыденные представления на этот счет
Поступила 13.07.11.
весьма неопределенны. При этом крайне мало тех, кто говорит о необходимостй создания структур гражданского общества и действенных судов. Таким образом, люди не считают, что в состоянии изменить ситуацию и, как следствие, чаще всего и не пытаются действовать, публично заявлять о своих проблемах и требовать их решения.
Сделаем несколько выводов. Респонденты отмечают, что в России должна быть оп: позиция действующей власти, но к сожалению, как таковой ее не наблюдается. Она, вроде бы, есть, но, вроде бы, се и пет.
Но хуже всего не то, что политики и партии не могут предоставить реальной оппозиции. А то, что мы сами не хотим отстаивать свои права и интересы. Уровень политической активности почти уже снизился к минимуму. Последние демонстрации и митинги, которые респонденты припоминали, проходили в 1990-е гг. или в СССР.
Опрощенные жалуются, что народ не хочет отстаивать свои права, но сами исключают возможность участия в^ акциях протеста. Объясняют это убежденностью в неэффективности подобных действий в принципе, основанной на собственном опыте или опыте других людей.
Понижение политической активности на-
ч * ‘ 7
блюдается и в том, что самыми эффективны-• ми действиями, которыми граждане могут повлиять на правительственные решения, являются выборы и референдумы. А раньше это были захваты зданий, митинги, забастовки и революции.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЖИТЕЛЕИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Е. Ю. Каштанова
Данная статья посвящена анализу политических предпочтений жителей Республики Мордовия. В ходе исследования рассматривались партийные, идеологические и личностные предпочтения жителей Республики Мордовия, степень их участия в политической жизни страны, социально-психологическое отношение к партиям и уровень доверия к ним, а также факторы, влияющие на формирование политических предпочтений.
Для анализа политических предпочтений в Республике Мордовия в мае 2010 г. было проведено пилотажное социологиче-
ское исследование методом анкетного опроса. В опросе приняли участие 50 жителей Республики Мордовия, проживающих на тер-
ОППОЗИЦИЯ (От латинского oppositio — противопоставление) — в политике, группа, противостоящая правящим силам в рамках государственной системы или политической организации.
Существование Оппозиции связано с неоднородностью общества и групповой природой политики. С древних времён борьба за власть приводила к формированию более или менее структурированных течений и объединений, которые отражали социальные интересы, не реализующиеся в политике правящих кругов того или иного государства. Сам термин «Оппозиция» возник в условиях развития парламентаризма в Великобритании в 1-й половине XVIII века и первоначально применялся для обозначения парламентского меньшинства. С образованием в XIX веке политических партий Оппозиция приняла преимущественно партийную форму. Помимо партий и парламентских фракций, Оппозиция может быть представлена другими субъектами политики: движениями и политическими объединениями разной степени организованности, участники которых имеют общие интересы и цели. Характерными признаками Оппозиции в рамках государственной системы являются неучастие в осуществлении правительственной власти и противодействие политике правящих сил. Деятельностный аспект и наличие осознанной позитивной программы отличают Оппозицию от простых проявлений инакомыслия и несогласия с властью. При этом следует различать Оппозицию и движения сопротивления, которым присуще использование вооруженных методов борьбы. Цели Оппозиции могут заключаться в изменении политической системы, правительственной политики в целом или её отдельных аспектов.
К основным функциям Оппозиции относятся: артикуляция интересов социальных групп, недовольных проводимой государственной политикой; критический анализ политики власти, контроль над её действиями, выявление ошибок и просчётов; привлечение внимания общественности к проблемам, игнорируемым правящими кругами; разработка и продвижение политических. альтернатив; подготовка кадров, способных заменить действующее правительство. Активная Оппозиция препятствует монополизации власти в руках одной политической силы, стимулирует общественные дискуссии, способствует учёту в государственной политике широкого спектра позиций и предпочтений населения. Легальная Оппозиция выполняет также функцию социальной интеграции, вводя общественные конфликты в организованное русло.
Статус Оппозиции в обществе — один из ключевых критериев различения политических режимов. Режим является демократическим, если создаёт институциональные условия для свободного, легального функционирования Оппозиции, которая имеет возможность прийти к власти в результате победы на выборах. Авторитарный режим допускает наличие Оппозиции, однако ограничивает возможности её деятельности и перекрывает ей доступ к власти. При тоталитарном режиме легальное существование Оппозиции невозможно, попытки её организации пресекаются с помощью репрессий.
В политической науке используется несколько видов типологии Оппозиции. По отношению к политической системе страны, где действует Оппозиция, она делится на 2 категории: системную и антисистемную. Первая выступает против политики правительства, но не подвергает сомнению легитимность существующего политического строя, его принципы функционирования и основные ценности. Вторая противостоит не только господствующим в государстве силам, но и самому политическому режиму, добиваясь его устранения и замены другим, т. е. политической революции. В современных демократических странах антисистемная Оппозиция включает право- и леворадикальные группировки, организации религиозных фундаменталистов; в авторитарных и тоталитарных государствах к ней могут относиться также демократически ориентированные группы. Системная Оппозиция, в свою очередь, подразделяется по своим задачам на «классическую» и «политических конкурентов» (О. Кирххаймер): первая стремится к реализации альтернатив правительственной политике, вторая расходится с правящей группировкой лишь по тактическим вопросам. По характеру используемых методов Оппозиция может быть лояльной (действующей исключительно в рамках конституционных норм), нелояльной (применяющей в борьбе за власть все доступные средства, в т. ч. неконституционные) и полулояльной (прибегающей к неконституционным методам в отдельных случаях) (Х. Линц). Ещё один критерий классификации Оппозиции — масштаб и продолжительность её деятельности. По этому признаку можно вычленить ситуационную (ad hoc) Оппозицию, действующую в течение ограниченного времени и противостоящую господствующей группировке по отдельным проблемам, и Оппозицию, функционирующую на регулярной основе. Наконец, по месту деятельности различают парламентскую и внепарламентскую оппозицию.
Право на создание и деятельность Оппозиции обычно закрепляется в конституциях государств, содержащих положения о политическом плюрализме и многопартийности (в России — статья 13 Конституции РФ). В ряде стран парламентская Оппозиция имеет статус официального института. Так, в Великобритании крупнейшая из представленных в парламенте оппозиционных партий считается «Официальной Оппозицией Его (Её) Величества», формирует «теневой кабинет министров», а её лидер получает жалованье от государства. Аналогичная система принята и в большинстве стран Содружества. В Швеции, ФРГ, Чехии парламентские фракции оппозиционных партий также получают дополнительную материальную поддержку государства. Особый правовой статус парламентской Оппозиции определён в законодательстве Португалии, Колумбии и некоторых других стран.
Специфическим видом оппозиционного объединения является внутрипартийная Оппозиция — группа членов политической партии, не согласных с курсом партийного руководства и добивающихся его изменения с целью реализации совокупности собственных политических установок. Внутрипартийная Оппозиция организуется на основе платформ, коллективных заявлений или группируется вокруг тех или иных лидеров. Степень её организованности может варьироваться от слабо оформленных персональных клиентел и течений, включающих сторонников некоторых общих принципов, до структурированных фракций с внутренней дисциплиной, системой центральных и местных органов.
Дополнительная литература:
Political oppositions in Western democracies / Ed. by R. Dahl. New Haven, 1966;
Хамидуллин Камиль Шамильевич
аспирант кафедры государственного и междунорадного права Кубанского государственного университета (e-mail: kkhamidullin@yandex.ru)
Правовые формы взаимодействия государства и политических партий
Аннотация
Политические партии являются связующим звеном между обществом и государством. Их основная задача состоит в превращении множества частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их единый совокупный политический интерес. Осуществление данной задачи возможно, в первую очередь, благодаря тесному взаимодействию государства и партий, которое осуществляется в различных формах. В статье представлена характеристика основных правовых форм взаимодействия политических партий с органами всех трех ветвей государственной власти и высказаны предложения по их совершенствованию.
Ключевые слова: политическая партия, органы государственной власти, правовое регулирование, формы взаимодействия.
Key words: political party, public authorities, legal regulation, forms of interaction.
современном мире
В практически нет государств без политических партий, которые являются обязательным инструментом осуществления представительной демократии, позволяющим гражданам участвовать в процессе управления обществом. Уже давно установлены роль и значение партий, в то время как особое правовое регулирование их деятельности представляется явлением относительно недавним.
Правовые формы взаимодействия политических партий с государством в концентрированном виде выражают наиболее существенные характеристики взаимоотношений населения и власти. Эта проблема особенно значима для современной России, где многопартийность развивается не столько благодаря самостоятельной политической активности общества, сколько в результате целенаправленных усилий государства, ориентированного на ускоренную политическую модернизацию и заинтересованного в создании
упорядоченного и контролируемого политического пространства . При этом главной целью государственных реформ остается признание неотчуждаемых прав и свобод человека и обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Законодательная стратегия взаимодействия российского государства с политическими партиями получила свое нормативное выражение 2001 года Федеральном законе от 11.07.2001 г. «О политических партиях» (далее — Закон). Логика Закона, направленная на структурирование политического пространства и преодоление гипертрофированной
многопартийности, изначально предполагала достижение как минимум четырех задач.
Первая задача — создание институциональных предпосылок для формирования сильных политических партий и усиления объединительных тенденций в партийном строительстве за счет установления ряда специальных требований, обеспечить выполнение которых могут только самодостаточные в
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)
ресурсном отношении организации.
Вторая задача — обеспечение централизации политического пространства и выстраивание партийной вертикали по оси «центр — регионы», что достигается за счет ограничения возможностей создания политических партий на региональном уровне.
Третья задача — скорейшее преодоление партийной системой своего гипертрофированного состояния и создание правовых механизмов деинституционализации партий, фактически прекративших свою деятельность, но формально сохраняющих статус политической партии.
Четвертая задача — ориентация политических партий на участие в выборах и участие в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления как на важнейшую задачу их уставной деятельности.
Статья 10 Федерального закона «О политических партиях» определяет, каким образом государство и политические партии взаимодействуют друг с другом. Органы государственной власти и их должностные лица не могут вмешиваться в деятельность политических партий, но и политические партии, в свою очередь, не могут вмешиваться в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц.
Запрет на вмешательство в деятельность друг друга основан на положениях ч. 1 ст. 30 Конституции Российской Федерации , а также на положениях ч. 4 ст. 3, согласно которым единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ и никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц следует расценивать как смешение государственных и общественных функций, которое чревато присвоением партиями властных полномочий. С другой стороны, запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий должен служить гарантией реализации конституционных положений о многопартийности, свободе деятельности политических партий, их равенстве перед законом.
Политические партии регулярно участвуют в выборах в федеральные и региональные органы государственной власти; инициируют или участвуют во всероссийских и региональных референдумах, результаты которых прямо или косвенно затрагивают всю систему функционирования государственной власти; в региональном законодательстве ряда субъектов
РФ предусмотрен институт общественных помощников должностных лиц исполнительной власти, назначаемых, как правило, из представителей политических партий.
Политические партии участвуют в формировании системы исполнительной власти в России с помощью следующих форм и методов:
а) практически все руководители органов исполнительной власти являются либо непосредственно членами политических партий, либо опосредованно — парламенты, формируемые на федеральном уровне исключительно из представителей партий, а на региональном как минимум наполовину, в свою очередь, участвуют в назначении указанного руководства ;
б) именно политические партии к 2008 г. окончательно сформировались в качестве кузницы политических лидеров (примером тому является глава государства Д.А. Медведев) ;
в) исполнение государственными служащими, являющимися членами той или иной политической партии, своих должностных или служебных обязанностей не может зависеть от решений их партии, однако практика выборов 2007 — 2008 гг. показывает, что и избранный Президент РФ, и избираемые региональными парламентами главы исполнительной власти субъектов РФ связаны политическими программами выдвинувшей их партии ;
г) представители политических партий посредством общественных и совещательных органов (например, на федеральном, региональном и местном уровне — это Общественная палата РФ, состоящая на 80% из представителей политических партий) влияют на формирование органов исполнительной власти всех трех уровней, обеспечивают возможность взаимодействия граждан страны с органами государственной власти и органами местного самоуправления и учет их потребностей и интересов, защиту прав и свобод ;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
д) глава государства, а также руководители органов исполнительной власти при принятии важных государственных решений проводят согласительные процедуры и советуются с представителями политических партий (основой решения В.В. Путина о поддержке кандидатуры Д.А. Медведева на выборах главы государства стало решение четырех ведущих политических партий России о поддержке последнего).
Анализ практики взаимодействия федеральных органов государственной власти позволяет выявить основные правовые механизмы, обеспечивающие участие политических партий в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления.
Во-первых, это вовлечение представителей
политических партий в работу временных рабочих органов по разработке проектов законодательных и договорных актов. Во-вторых, заключение между органами государственной власти и политическими партиями договоров и соглашений о взаимодействии. В третьих, -инициирование политической партией процедуры принятия соответствующего нормативного правового акта. Конституция ОФ не наделяет политические партии правами субъекта законодательной инициативы, последние могут внести соответствующий законопроект через своих представителей в Государственной Думе. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации (Кабардино-Балкарская Республика, республики Карелия, Саха (Якутия) и др.) конституции (уставы) наделяют указанным правом региональные отделения политических партий, что соответствует нормам статьи 6 Федерального закона от 06.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .
Судебная защита прав и свобод человека и гражданина — эффективное средство восстановление нарушенных прав. Законодательство о политических партиях также закрепляет право партий на защиту, устанавливает возможность обжалования действий уполномоченных органов, ограничивающих деятельность политических партий. Суд не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность партии и принимать решения по делам, касающихся этих вопросов. В судебном порядке могут рассматриваться только вопросы отказа в государственной регистрации, приостановление деятельности и ликвидации партии .
Одним из институтов воздействия государства на партийно-политическую сферу является контроль исполнительной власти за деятельностью партий. Сфера контроля, осуществляемого государственными органами в отношении партий, значительно шире, чем в отношении иных общественных объединений.
Согласно Конституции РФ Государственная Дума дает согласие на назначение Председателя Правительства, но это право нивелировано полномочием главы государства по роспуску Государственной Думы в случае троекратного неутверждения ею предложенной кандидатуры. Поэтому, как считает ряд исследователей, следует подчинить инициативу главы государства мнению партийного большинства . Такое изменение порядка назначения Председателя
Правительства РФ узаконит сложившуюся после выборов в марте 2008 г. главы государства практику наличия двух сравнительно самостоятельных центров исполнительной власти, а также предотвратит возможные конфликты и противоречия между ними.
По нашему мнению, предлагаемое изменение порядка назначения Председателя Правительства РФ приведет к единой согласованной политике исполнительной и законодательной власти в построении и создании институтов правового государства и будет способствовать реализации принципа народовластия через механизмы представительной демократии.
Итак, Россия, как и любое другое государство, регулирует процессы образования и функционирования политических парий. Однако для более полного соответствия своему статусу демократического государства с многопартийной политической системой необходимо, чтобы это регулирование проходило и в обратном направлении — «снизу вверх».
1.Лапаева В.В. Закон о политических партиях: Вопросы взаимодействия партии с государством // Журнал Российского права. 2002. № 4.
2.Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.
3.Принята на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) //Российская газета. 2009. 21 января.
4. Гончаров В. В. Роль и место политической партии в формировании, функционировании и развитии системы исполнительной власти в Российской Федерации //История государства и права. 2008. № 24.
5.Гончаров В.В. Указ. соч.
6.Там же.
7. Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате РФ»// Собрание законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1277.
8.Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
9.Волкова Е.А. Некоторые вопросы статуса политических партий в свете послания президента России Федеральному собранию Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 3.
10.Гончаров В.В. Роль и место политических