Оприходование металлолома проводки

Оприходование металлолома проводки

Все статьи Материалы: бухгалтерский и налоговый учет по вторичному сырью (Сибиряков Н.)

Ежегодно в производственных организациях и у населения образуется вторичное сырье (макулатура, изношенные шины, металлолом, отходы текстиля, древесины, пластмасс и так далее).

В данной статье рассмотрим: правовое регулирование деятельности по сбору вторичного сырья, особенности сбора вторичного сырья на примере сбора лома и отходов цветного и черного металла, порядок лицензирования, а также порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете организации операций по сбору лома и отходов цветного и черного металла.

Определение вторичного сырья приведено в п. 3.2.1 ГОСТ Р 54098-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения, утвержденного и введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 30 ноября 2010 г. N 761-ст. Согласно данной норме вторичное сырье — это отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
Деятельность организаций, осуществляющих сбор вторичного сырья, регулируется следующими нормативными документами:
— Приказом Спецстроя России от 24 июля 2003 г. N 290 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и хранения изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов с драгоценными металлами в воинских формированиях и организациях при Спецстрое Российской Федерации";
— Приказом ФТС России от 27 декабря 2011 г. N 2616 "Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов (в том числе закупаемых за границей), содержащих драгоценные металлы, сбора, учета, хранения и сдачи лома и отходов драгоценных металлов";
— Постановлением Госатомнадзора России от 27 сентября 2000 г. N 8 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии НП-020-2000 "Сбор, переработка, хранение и кондиционирование твердых радиоактивных отходов. Требования безопасности".
Законом г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 68) установлены требования к сбору, хранению, переработке и обезвреживанию отходов, в том числе вторичного сырья.
Согласно ст. 1 Закона N 68, вторичное сырье — это переработанные (обработанные) вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования.
Одним из основных принципов обращения с отходами является ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности за раздельный сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье (ст. 3 Закона N 68).
Статья 5 Закона N 68 утверждает полномочия правительства Москвы в области обращения с отходами:
— разработка, принятие и реализация городских целевых программ использования вторичного сырья, включающих меры, направленные на экономическое стимулирование использования вторичного сырья для нужд городского хозяйства;
— установление требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим сбор и переработку вторичного сырья;
— утверждение перечня вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, и объемов их переработки во вторичное сырье;
— установление объемов использования в городском хозяйстве продукции, изготовленной из вторичного сырья;
В соответствии с п. п. 5 и 6 ст. 8 названного Закона в целях уменьшения количества образующихся отходов вторичные материальные ресурсы в объемах, установленных правительством Москвы, должны направляться на переработку (обработку) во вторичное сырье; перечень вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, устанавливается правительством Москвы.
Закон N 68 также предъявляет требования к переработке (обработке) и хранению вторичных материальных ресурсов (ст. 10 Закона N 68):
1. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, обязаны обеспечивать использование вторичного сырья либо передавать его для этих целей иным организациям, осуществляющим использование вторичного сырья.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, обязаны предварительно уведомлять уполномоченный орган о заключенных договорах на переработку (обработку) вторичных материальных ресурсов во вторичное сырье, ввозимых на территорию г. Москвы.
3. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, разрабатывают и представляют в уполномоченный орган предложения по схеме размещения пунктов приема и переработки вторичного сырья.
4. Хранение вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, должно осуществляться в условиях, исключающих потерю их ценных качеств.
Далее рассмотрим особенности сбора вторичного сырья на примере сбора лома и отходов цветного и черного металла.
Организации могут приобретать лом черных и цветных металлов в целях его последующей переработки. Причем они могут осуществлять такие операции самостоятельно, приобретая металлолом у физических или юридических лиц, или приобретать его у специализированных организаций, не имеющих к производству черных и цветных металлов непосредственного отношения.
Понятие лома черных и цветных металлов дано в Федеральном законе от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее — Закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Таким образом, законодательством металлолом отнесен именно к отходам производства и потребления.
Осуществляя операции с металлоломом, субъект хозяйственной деятельности обязан соблюдать специальные правила его обращения, установленные Правительством Российской Федерации.
В части лома черных металлов такие Правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения", а в части лома цветных металлов — Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения".
Кроме того, основными нормативными документами для субъектов предпринимательской деятельности, занятых в этой сфере бизнеса, будут являться:
— Гражданский кодекс Российской Федерации;
— Закон N 89-ФЗ;
— Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — Закон N 99-ФЗ) и другие.

Порядок лицензирования

Согласно пп. 34 п. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов подлежат лицензированию.
О том, что следует понимать под такой деятельностью, сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. N 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов" (далее — Постановление N 1287).
Под заготовкой лома черных и (или) цветных металлов согласно п. 4 Постановления N 1287 понимается приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации; под переработкой лома черных металлов — процессы сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования и брикетирования лома черных и (или) цветных металлов; под реализацией лома черных металлов — отчуждение лома черных и (или) цветных металлов на возмездной или безвозмездной основе.
Таким образом, если субъект хозяйственной деятельности, будь это металлургическая организация или специализированная организация, осуществляет указанные действия с металлоломом, то, естественно, он обязан получить соответствующую лицензию.
Лицензируемая деятельность включает в себя следующие виды работ:
а) заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов;
б) заготовку, хранение, переработку и реализацию лома цветных металлов.
Лицензия выдается бессрочно, что указано в п. 4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ.
Если субъект одновременно осуществляет заготовку, переработку и реализацию и черных, и цветных металлов, то обязан получить две лицензии.
При прохождении процедуры лицензирования хозяйствующий субъект несет определенные расходы, так как лицензирование осуществляется на платной основе.
При лицензировании вида деятельности хозяйствующий субъект уплачивает государственную пошлину за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и за предоставление таковой.
В соответствии с пп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) размеры государственной пошлины составляют:
— за предоставление лицензии — 6000 руб.;
— за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, — 2600 руб.;
— за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях — 600 руб.;
— предоставление (выдача) дубликата лицензии — 600 руб.;
— за продление срока действия лицензии — 600 руб.

Обратите внимание! Согласно пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость реализация услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами).

В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99) расходы организации на лицензирование с точки зрения бухгалтерского учета являются расходами по обычным видам деятельности.
Согласно п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
Для справки: В соответствии с ч. 1 ст.

Оприходование металлолома от списания основных средств: особенности учета и примеры проводок

30 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Закон 402-ФЗ) до утверждения федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, предусмотренных данным Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона 402-ФЗ. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону 402-ФЗ.

Бухгалтерский и налоговый учет в организациях,осуществляющих сбор лома и отходов цветного и черного металла

Организация бухгалтерского и налогового учета у организации, осуществляющей операции с металлоломом, будет зависеть от того, какие цели преследует данный субъект. Если он осуществляет заготовку лома черных и цветных металлов в целях его использования в качестве вторичного сырья, используемого для производства своей продукции, то в этом случае металлолом будет выступать в качестве материалов.

Пример (цифры условные). Производственная организация ООО "Полет" приобретает у физического лица лом черных металлов в количестве 10 кг по цене 30 руб. за 1 кг и использует его для производства готовой продукции.
Учет металлолома, принятого у населения, ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н (далее — ПБУ 5/01).
В соответствии с п. 5 ПБУ 5/01 металлолом принимается к учету по фактической себестоимости, которая в данном случае будет складываться из суммы, выплаченной физическому лицу.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, учет металлолома, используемого в качестве материала, будет вестись на счете 10 "Материалы".
В бухгалтерском учете ООО "Полет" приобретение металлолома у физического лица будет отражено следующим образом:
Дебет счета 10 "Материалы" Кредит счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" — 300 руб. — принят к учету металлолом от физического лица;
Дебет счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит счета 50 "Касса" — 300 руб. — погашена задолженность перед физическим лицом.
В налоговом учете стоимость материалов (металлолома) учитывается по стоимости, определенной в соответствии со ст. 254 НК РФ.
Окончание примера.

Специализированные же организации, осуществляющие операции с металлоломом, используют, как правило, торговую схему, так как в данном случае металлолом у них предназначен для дальнейшей реализации. В этом случае учет металлолома ведется на счете 41 "Товары".

Пример (цифры условные). Организация ООО "Мир" приобретает у физического лица лом черных металлов и использует его для реализации металлургическому комбинату.
В феврале текущего года выручка ООО "Мир" от продажи металлолома составила 11 800 руб. Фактическая себестоимость реализованного металлолома составляет 7000 руб.
Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления. Следовательно, в феврале текущего года в бухгалтерском учете ООО "Мир" будут сделаны следующие записи:
Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка", — 11 800 руб. — отражена выручка от продажи металлолома;
Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 3 "НДС", Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС", — 1800 руб. — начислен НДС с реализации металлолома;
Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж", Кредит счета 41 "Товары" — 7000 руб. — списана фактическая себестоимость реализуемого металлолома;
Дебет счета 51 "Расчетные счета" Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" — 11 800 руб. — получены денежные средства за реализованный металлолом;
Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 9 "Прибыль (убыток) от продаж", Кредит счета 99 "Прибыли и убытки" — 3000 руб. (11 800 руб. — 1800 руб. — 7000 руб.) — получена прибыль от реализации металлолома.
Окончание примера.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Бухгалтерский учет лома цветных металлов Согласно пункту 118 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н , металлы (кроме металлических конструкций для строительства) учитываются в составе прочих материальных запасов.

Бюджетные учреждения, как правило, используют при ведении основной и приносящей доход деятельности значительное количество нефинансовых активов (объектов основных средств и отдельных видов материальных запасов), полностью или частично изготовленных из цветных металлов. В соответствии с жизненным циклом объектов основных средств по истечении срока их эксплуатации (а также при фактической невозможности дальнейшего использования в запланированных целях) подобные активы подлежат демонтажу и списанию с последующей утилизацией.

При этом образуется некоторое количество активов, которые могут быть впоследствии использованы (в производственных или хозяйственных целях) либо реализованы. К таким активам, в частности, относятся запчасти, которые могут быть использованы для ремонта, а также лом цветных металлов, подлежащий последующей реализации.

Бухгалтерский учет лома цветных металлов

Согласно пункту 118 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н , металлы (кроме металлических конструкций для строительства) учитываются в составе прочих материальных запасов.

Порядок принятия к учету остающихся в распоряжении бюджетного учреждения материальных запасов, полученных от ликвидации (разборки, утилизации) объектов основных средств, прописан в пункте 34 Инструкции к Плану счетов бухгалтерского учета (утверждена приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н ). Они отражаются на основании первичных учетных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» и кредиту счета 0 401 01 172 «Доходы от операций с активами».

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н ) доходы от выбытия материальных запасов отражаются по статье 440 КОСГУ.

Из норм пунктов 37 и 150 Инструкции № 174н, следует, что операции по реализации лома цветных металлов в бухгалтерском учете отражаются в два этапа: сначала отражается их оприходование, затем – реализация. Лом при оприходовании оценивают по текущей рыночной стоимости. При принятии актива к учету текущую рыночную стоимость определяет комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в учреждении на постоянной основе (п. 25 Инструкции № 157н .

Пример
По результатам утилизации производственного оборудования (использовавшегося в приносящей доход деятельности учреждения) подлежит оприходованию лом цветных металлов. Текущая рыночная стоимость, определенная комиссией, составила 5000 руб. После оприходования металлолом реализован по той же цене.

В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Оприходован металлолом, полученный от утилизации оборудования, по текущей рыночной стоимости

2 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»

Начислен доход от реализации металлолома

2 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»

Списана сумма балансовой стоимости реализованного металлолома

2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»

2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»

В результате оформленных проводок балансовая прибыль учреждения увеличится на 10 000 руб. и уменьшится – на 5000 руб. То есть, фактически бухгалтерская прибыль будет равна сумме стоимости оприходованного или реализованного лома.

В том случае, когда сдача лома происходит по ценам, отличающимся от текущей рыночной цены оприходования, размер бухгалтерской прибыли будет скорректирован на этапе отражения операций по сдаче.

Налоговый учет лома цветных металлов

Доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитываются в составе внереализационных доходов (п. 13 ст. 250 Налогового кодекса РФ). Доходы от реализации металлолома, полученного после разборки списанного федерального имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данного учреждения (письмо Минфина России от 16 апреля 2012 г. № 02-04-10/1305).

Стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств определяется как сумма дохода, учтенного в порядке, предусмотренном подпунктами13 и 20 статьи 250 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ). При этом в целях исчисления налога на прибыль выручка от реализации материалов, полученных при демонтаже выводимого из эксплуатации оборудования, уменьшается на сумму, учтенную в составе внереализационных доходов (письма Минфина России от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/729,от 1 ноября 2010 г. № 03-07-07/70, от 30 сентября 2010 г.

Учет металлолома – от поступления до реализации

№ 03-03-06/1/621).

То есть при определении выручки от реализации материалов, полученных в результате демонтажа оборудования, учреждение вправе доходы от реализации уменьшить на сумму материальных расходов в виде рыночной стоимости этих материалов, которая была учтена ранее во внереализационных доходах.

В то же время, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 17 июля 2013 г. № 03-03-05/27903, средства, полученные от сдачи лома цветных металлов при утилизации имущества, при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в составе внереализационных доходов (а не доходов от реализации).

Выходит, что, по мнению Минфина России, последующая сдача лома не является его реализацией, следовательно, стоимость списанного лома не может быть признана в составе материальных расходов. По нашему мнению, в подобной ситуации стоимость сданного лома может быть отражена в составе внереализационных расходов (как другие обоснованные расходы – подп. 20 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Расходом является выбытие имущества, а обоснованность расхода представляется очевидной – передача специализированной организации ввиду невозможности самостоятельного использования активов для получения дохода. При этом в уменьшение налоговой базы может быть принята только стоимость, по которой произведено первоначальное оприходование лома, так как только эта сумма может быть подтверждена документально. Таким образом, в налоговом учете дважды будут отражены внереализационные доходы (при оприходовании и при сдаче лома) и один раз – расходы.

Важно!
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ операции по реализации лома и отходов цветных металлов освобождаются от обложения НДС. Пунктом 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ для применения данной льготы установлено дополнительное условие: не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) операции при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, которая подлежит лицензированию.

И. Колодин,
эксперт по бюджетному учету

Реализация металлолома в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

Чтобы такая операция была проведена с соблюдением законодательства, требуется обязательное наличие двух документов:

  • приказа руководителя предприятия о ликвидации основного средства;
  • акта на списание основного средства (или группы объектов).

Определенная стандартная форма приказа на сегодняшний день не установлена, а акт на списание должен быть унифицированным. В настоящее время используются такие разновидности этого документа:

  • форма ОС – 4 (кроме автотранспорта);
  • форма ОС – 4а (для автотранспорта);
  • форма ОС – 4б (за исключением автотранспорта на группы имущества).

Акт списания заполняют в двух экземплярах, один из них отдают в бухгалтерию, а другой забирает материально-ответственное лицо.

Cписание основных средств на металлолом: бухгалтерский учет

Процедура проста: члены комиссии проводят осмотр объекта, определяют, по каким причинам он не может использоваться в дальнейшем и получится ли использовать образовавшиеся в результате разбора детали. По результатам работы комиссии пишется заключение. Шаблона для такого документа не предусмотрено, поэтому его можно создать самостоятельно. Под заключением комиссии ставятся подписи всех ее членов.
В дальнейшем содержащиеся в нем выводы ложатся в основу приказа руководителя о ликвидации объекта ОС. Наконец, после подписания заключения и издания соответствующего приказа по предприятию пишется акт на списание этого объекта.

Как оприходовать металлолом от списания основных средств?

Инфо

Оприходование металлолома от списания основных средств Для постановки на баланс фирмы лома необходимо составить акт оприходования материальных ценностей. Образец акта на оприходование металлолома: Документ должен содержать номинальную стоимость металла, который заходит на баланс. В идеале она определяется, основываясь на актуальных котировках LME (лондонской биржи металлов), но подойдут цены и других официальных источников.

Как оприходовать металлолом от списания основных средств

  • Операция: Поступление от ликвидации НФА (10Х — 401.10.172);
  • Сумма документа – общая сумма поступления материальных запасов;
  • КФО – код вида финансового обеспечения, в рамках которого производится поступление ТМЦ;
  • МОЛ /Подразделение – материально ответственное лицо и подразделение, в которое приходуются ТМЦ;
  • На закладке Общая необходимо указать Счет кредита: 401.10.172.

Рис. 2 1.3. На закладке Материалы (Рис. 3) следует заполнить табличную часть:

  • Номенклатура – выбрать номенклатуру поступивших материалов;
  • Единица измерения – указать учетную единицу измерения материалов;
  • Счет дебета – задать счет оприходования ТМЦ;
  • Количество мест – указать количество полученных единиц товара (кг, упаковок, банок, пачек, мешков и т.д.).

Демонтаж и списание основного средства

На его демонтаж было израсходовано материалов на 3000 рублей. Накопленный износ составил 15000 рублей. В результате демонтажа получено металлолома на 3000 рублей. Операции по демонтажу оборудования нужно отразить следующим образом: Дебет 01/субсчет «Выбытие ОС» Кредит 01 = 20000 Дебет 02 Кредит 01/субсчет «Выбытие ОС» = 15000 Дебет 91 Кредит 01/субсчет «Выбытие ОС» = 5000 (недоамортизированная часть стоимости) Дебет 10 Кредит 91 =3000(стоимость металлолома) Дебет 91 Кредит 10 = 3000 (затраты на демонтаж) или Дебет 23 Кредит 10, а затем Дебет 91 Кредит 23 Как поставить на приход металлолом, полученный от демонтажа? Чтобы поставить на баланс металлолом, полученный от демонтажа основных фондов, необходимо составить акт об оприходовании МЦ, если демонтировано здание, и накладную в прочих случаях.

Реализация металлолома

В документе прописывается вес лома (хотя бы ориентировочный), его характеристики и указывается дата его принятия на баланс. Бухгалтерский учет металлолома и примеры проводок Процедура ликвидации ОС и учет металлолома в бухгалтерии проводится, основываясь на пунктах 29 и 31 ПБУ. Согласно этому нормативному акту открывается отдельный субсчет по счету 01.

Важно

В его кредит переносится амортизация, начисленная за период эксплуатации ОС, а в дебет — их первоначальная стоимость, по которой они принимались на баланс. После ликвидации остаточная стоимость объекта проводится в качестве операционных или прочих расходов, распределяясь с открытого субсчета на убытки и прибыли (по ситуации). С ликвидационными расходами поступают также. Если срок полезного использования истек Ликвидация проводится по факту физического износа объекта.

Это наиболее распространенная причина выбытия.
Почему спецрежимники зачастую выделяют НДС отдельно, а потом списывают его в стоимость актива или услуги дополнительной проводкой, вместо того, чтобы сразу принять на учет налог, минуя эту запись? Дело в том, что:

  • НДС для упрощенцев отдельный вид расхода. Поэтому многие стремятся для удобства сблизить бухучет и налоговый учет. Тем более по ряду покупок (товары, материалы, и т.д.) в Книге учета доходов и расходов НДС должен быть выделен отдельно;
  • Кто-то руководствуется тем, что товары относятся к материально-производственным запасам, которые в бухучете принимаются по фактической стоимости. В состав этой оценки входят все расходы, которые напрямую связаны с покупкой этих товаров. Исключение составляет НДС и иные налоги к возмещению, кроме случаев, которые предусмотрены налоговым законодательством РФ.

Как правильно показать в бухгалтерском учете операции, связанные с ликвидацией незавершенного строительства и оприходования полученного в результате этого металлолома? Поскольку затраты на незавершенное строительство относят к капитальным вложениям, и пока они еще не переведены в состав основных фондов, то стоимость такого объекта при ликвидации нужно списать в прочие расходы: Дебет 91 Кредит 08 Такая операция не требует создания ликвидационной комиссии приказом директора организации и оформления акта на списание основного средства. Но это не означает, что списание незавершенного строительства может не подтверждаться первичными документами. Необходимо составить акт в произвольной форме, поскольку законодательством не установлена унифицированная.

Оприходование металлолома при списании основных средств

Работа комиссии 1. Изучают объект Опрашивают работников, которые работали с объектом, визуально осматривают, тестируют объект.

Как списать металлолом

2. Устанавливают причины Почему объект вышел из строя, имел ли кто-то к этому отношение, или износ произошел от времени. 3. Определяют возможности Возможно ли употребить узлы, элементы, части объекта для вторичного использования.

4.

Оценивают степень износа Определяют, возможно ли продать объект, как подержанный. Будет ли такая сделка выгоднее, чем списать и оприходовать от основных средств объект как металлолом. Как оприходовать металлолом от списания основных средств Чтобы лом поставить на баланс предприятия нужно составить акт оприходования материальных ценностей.

В документе нужно указать номинальную стоимость металла, который вносят на баланс. Обычно, цену устанавливают согласно котировкам лондонской биржи металлов.

Оприходование металлолома при списании ос

Для проведения этой процедуры руководством предприятия создается профильная комиссия, которая состоит из квалифицированных сотрудников фирмы. Обязанности комиссии:

  1. Изучение объекта. Включает визуальный осмотр предмета, опрос персонала, имеющего отношение к его эксплуатации, проведение тестовых мероприятий.
  2. Установление причин, по которым элемент пришел в негодность, и лиц, потенциально причастных к этому.
  3. Поиск возможностей частичного использования объекта или его отдельных частей (узлов, механизмов и деталей).
  4. Также члены комиссии должны проверить, нельзя ли продать актив в качестве подержанного изделия, и какова в таком случае будет его стоимость (превысит ли она цену лома?).

По итогам проверки составляется акт установленной формы. Документ служит основанием для выбытия ОС.

Документ предоставлен КонсультантПлюс
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 10
МЕТАЛЛОЛОМ: УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Предприятия черной и цветной металлургии имеют дело с ломом металлов. Причем помимо собственных отходов производства используются и отходы потребления, сдаваемые на пункты приема металлолома. Как их классифицировать и отразить в бухгалтерском учете предприятия? Что нужно знать о налогообложении прибыли и НДС? Возникает ли облагаемый доход у сдатчика лома черных и цветных металлов?
Начинаем с понятий
Перед тем, как оценить и поставить на учет то или иное имущество, нужно его правильно квалифицировать, для чего, в свою очередь, нужно представлять его сущность. Если обратиться к ст. 1 Закона об отходах производства и потребления , из нее следует, что под ломом и отходами цветных и (или) черных металлов подразумеваются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства этих изделий.

│ Отличительные признаки металлов │

└──────────────────┬────────────────────────────────────┬─────────────────┘

┌──────────────────┴─────────────────┬──────────────────┴─────────────────┐

│ Черные металлы │ Цветные металлы │

└──────────────────┬─────────────────┴────────────────────────────────────┘

┌──────────────────┴─────────────────┬────────────────────────────────────┐

│Представляют собой сплав железа │Представляют собой сплавы на основе │

│с небольшим количеством углерода. │алюминия, магния, меди, никеля, │

│Наряду с углеродом черные металлы │цинка, олова, свинца. Как правило, │

│могут содержать кремний, марганец, │состоят из зерен, тесно прилегающих │

│фосфор, серу и другие элементы, │друг к другу и характеризующих │

│попадающие из руд или добавляемые │химические и физические свойства │

│в них в процессе плавки │металла │

└──────────────────┬─────────────────┴──────────────────┬─────────────────┘

┌──────────────────┴────────────────────────────────────┴─────────────────┐

│Химический состав и структура металла предопределяют его физические и │

│механические свойства: прочность, твердость, плотность. Механические │

│свойства в значительной степени позволяют определить, насколько хорошо │

│будет работать деталь в эксплуатационных условиях │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Как видим, основным отличием черных металлов от цветных является наличие в первых железа, а во вторых — иных химических элементов из группы металлов. Для целей бухгалтерского учета и налогообложения главное понимать, что лом как черных, так и цветных металлов характеризуется утратой первоначальных потребительских свойств, что больше характеризует его как отходы производства и потребления.
Несколько слов о методологии учета
Отходы производства подлежат бухгалтерскому учету, если соответствуют признакам объектов бухучета, например признакам материально-производственных запасов, установленным ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Для отражения такого имущества в дополнение к названному бухгалтерскому стандарту следует применять Методические указания по учету МПЗ , а также действующий План счетов и Инструкцию по его применению. Согласно последнему документу отходы производства учитываются на счете 10 "Материалы", субсчет 10-6 "Прочие материалы".

Данное указание применимо к отходам, которые образуются в процессе производства, так как согласно Инструкции по применению Плана счетов на субсчете 10-6 "Прочие материалы" учитывается наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т.п.), неисправимого брака, материальных ценностей, полученных от выбытия основных средств, которые не могут быть использованы как материалы или запасные части (металлолом, утильсырье).

В то же время не следует ставить знак равенства между рассматриваемым металлоломом со стороны и возвратными отходами. Причина в том, что они имеют разный источник получения и формирования цены. Если обратиться к п. 111 Методических указаний по учету МПЗ, в нем сказано, что стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи). Первый вариант оценки предполагает сравнение отходов с МПЗ, которые используются в производстве продукции, а сами отходы являются возвратными и их стоимость относится в уменьшение оценки материалов, отпущенных в производство. Второй вариант оценки применяется к невозвратным отходам, но используемым вне производства .

———————————

Причем оба варианта изначально ориентированы на отходы, которые образуются в процессе производства. Основу таких отходов составляют сырье и материалы, закупленные для производства, и именно они являются источником формирования стоимости возвратных отходов, что отражается проводкой Дебет 10-6 Кредит 10-1. Для закупаемого у населения металлолома такая запись не подойдет, поскольку предприятие несет затраты на выплату вознаграждения гражданам, то есть имеет место приобретение материальных ценностей у населения за деньги, что может быть отражено проводкой Дебет 10-6 Кредит 50. Но это еще не все.

Из ПБУ 5/01 и Методических указаний по учету МПЗ следует, что приобретенный у физических и юридических лиц лом металлов может учитываться в составе МПЗ и оцениваться по фактическим затратам на приобретение. Они включают закупочные (рыночные) цены и заготовительные затраты, связанные с подготовкой отходов к переработке и их транспортировкой. Как вариант, данные затраты можно учитывать отдельно в составе транспортно-заготовительных расходов, но правильно ли это, ведь затраты по закупке, доставке и переработке металлолома относятся именно к нему, а не ко всем материальным затратам предприятия в целом?

Более объективным является списание рассматриваемых расходов на увеличение стоимости переработанного металлолома, затем отпущенного в производство. Но еще проще работать со сторонними пунктами по сбору металлолома таким образом, чтобы предприятие промышленности уже оплачивало как стоимость самих отходов, так и их сбор и доставку на производство. Тогда обе эти составляющие включаются в закупочную цену и отдельно в ней не выделяются, формируя оценку металлолома, отпускаемого в производство. Затраты на его переработку отражаются либо на счете 20 "Основное производство", либо на счете 23 "Вспомогательные производства". Причем данные затраты уже не меняют стоимость металлолома, отраженного как МПЗ.

Покажем, как выглядит корреспонденция счетов по приобретаемому металлолому:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено приобретение лома металлов у пункта сбора 10-6 60
Произведены расчеты за доставленный металлолом 60 50, 51
Отражены затраты по переработке металлолома 20, 23 60, 70, 69
Результат переработки использован в производстве  20 10-6

Оценку списываемого металлолома целесообразно определить исходя из натуральных показателей (в частности, массы), указанных в производственном отчете.
Освобождение от НДС при реализации металлолома
Освобождение от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных и цветных металлов предусмотрено пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Понятия лома и отходов черных металлов Налоговым кодексом не определены, поэтому налоговики в Письме от 21.05.2015 N ГД-4-3/8578@ в целях применения освобождения рекомендуют обратиться к Закону об отходах производства и потребления, нормы которого в отношении лома цветных и черных металлов были приведены выше.

Вопрос об отнесении того или иного имущества к отходам черных или цветных металлов к компетенции ФНС не относится. В то же время при осуществлении налогового контроля налоговый орган вправе назначить экспертизу для разрешения этого вопроса, например, применительно к продукции, полученной в результате переработки и дезактивации оборудования, о чем сказано в упомянутом выше разъяснении.

В нем также сказано, что реализация лома и отходов черных и цветных металлов не подлежит налогообложению (освобождается от него) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на ведение такой деятельности. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 утверждено отдельное Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.

Однако требование от промышленных предприятий лицензии не всегда правомерно. Обратимся к Постановлению ФАС МО от 25.03.2014 N Ф05-962/2014. Организация производила ряд операций с отходами, после чего передавала их специализированным предприятиям. Перед тем, как лом черного металла превратится из субстанции "отходы" в качественно иную категорию "вторичное сырье" и в данном качестве может быть реализован, он проходит цепочку технологического воздействия с применением в том числе сложного механического воздействия. То есть имеет место производственный процесс, осуществляемый силами предприятия, на собственной производственной базе, собственным персоналом с использованием производственного оборудования.

Таким образом, деятельность предприятия в данном случае не подлежала лицензированию, и освобождение было им правомерно применено без лицензии на заготовку (закупку) лома черных металлов.

Сказанное подтверждается и разъяснением чиновников — Письмом Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-07/50555, посвященным разрешению вопроса налогообложения реализации лома черных металлов, образовавшегося у юридического лица в процессе собственного производства. Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов определен порядок лицензирования такой деятельности, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства. С учетом изложенного реализация на территории РФ лома черных металлов, образовавшегося у юридического лица в процессе собственного производства, обложению НДС не подлежит независимо от наличия лицензии. Вывод для переработчиков металла говорит сам за себя.

Несколько слов о раздельном учете
Совмещение облагаемых и не облагаемых НДС операций обязывает налогоплательщика вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 НК РФ). Чтобы его не вести, очевидно, нужно отказаться от налоговой преференции.

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) вычету не подлежит и в расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, не включается (п. 4 ст. 170 НК РФ). Отнесение всей суммы "входного" НДС в состав налоговых вычетов при небольшом объеме необлагаемых операций (до 5%) является частным случаем, не снимающим с налогоплательщика обязанности разделять облагаемые и необлагаемые операции.

В Письме Минфина России от 02.09.2015 N 03-07-07/50555 напомнено, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от освобождения от НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 3 ст. 149. Освобождение от НДС реализации лома черных и цветных металлов на территории РФ прописано в п. 2 ст. 149, что не дает налогоплательщику права отказаться от применения этой налоговой преференции.

Сказанное подтверждает арбитражная практика, например Постановление АС МО от 20.05.2015 N Ф05-5409/2015. В нем налоговики выявили схему неправомерного возмещения НДС. Налогоплательщику напрямую от производителей алюминиевого лома поставлялась их продукция, которая именовалась "изделия из алюминия". В действительности организация приобретала лом и отходы цветных металлов, которые не облагаются НДС. Следовательно, неправомерно предъявление налога к вычету по необлагаемым операциям, по которым организация-поставщик не вправе начислять НДС.

Но есть и противоположные решения (в частности, Постановление АС МО от 15.05.2015 N Ф05-5337/2015), когда налоговикам не удалось убедить судей, что выделенный в документах и оплаченный НДС нельзя заявить к вычету. Дело в том, что ревизоры ошибочно квалифицировали операцию. В силу ГОСТ 1639-2009 "Межгосударственный стандарт. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия"  свинцовые аккумуляторы сами по себе не являются ломом свинца, в отличие от, например, никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов, которые могут являться сложным ломом. Вместе с тем основная квалифицирующая характеристика отнесения соответствующего изделия к лому — негодность или утрата потребительских свойств. Поскольку налоговым органом подобные исследования в ходе проверки не производились, суд не признал отнесение приобретенных бывших в употреблении аккумуляторов к лому цветных или черных металлов.

В отличие от ст. 150 НК РФ, непосредственно устанавливающей перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит обложению НДС, ст. 149НК РФ определяет операции по реализации (товаров, работ, услуг) в России, которые не подлежат налогообложению, то есть ее нормы касаются иного объекта налогообложения, регламентируя иные правоотношения. В связи с этим "внутреннее" освобождение от НДС неприменимо к "внешним" облагаемым операциям (Постановление АС ЗСО от 10.07.2015 N Ф04-21039/2015).

Интересен вопрос косвенного налогообложения ввоза лома черных и цветных металлов российской организацией с территории Евразийского экономического союза в РФ. Договором о ЕАЭС  определено, что взимание НДС во взаимной торговле государств — членов Евразийского экономического союза осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их обложение этим налогом при импорте товаров. При этом косвенные налоги не взимаются при импорте с территории одного государства — члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства — члена союза товаров, которые в соответствии с законодательством последнего не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию (п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС).

В то же время доходы, получаемые физическими лицами — налоговыми резидентами от продажи движимого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, освобождаются от налогообложения (п. 17.1 ст. 217 НК РФ). Чтобы воспользоваться этой преференцией, налогоплательщик должен иметь документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в собственности три года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте , который определяет конец срока нахождения лома металлов в собственности гражданина.

Как оприходовать металлолом?

Начало же этого срока может определяться по документам о приобретении имущества, остатки которого были сданы на металлолом. При этом приемщики металлолома, выплачивающие освобожденный от налогообложения доход, не признаются налоговыми агентами.

———————————

Итак, для целей бухгалтерского учета лом черных и цветных металлов квалифицируется как отходы, которые отражаются в составе материально-производственных запасов. Налоговые преференции, предоставляемые при исчислении НДС, применяются и промышленниками, и специализированными пунктами приема сдачи-приема металлолома. Что касается налога на прибыль, порой ревизоры сомневаются в реальности закупки металлолома и понесенных соответствующих расходов. Опровергнуть это можно такими документами, как приемо-сдаточные акты, заявления физических лиц на принятие лома и отходов черных металлов, путевые листы, справки-расчеты по движению металлолома, договоры поставки металлолома (Постановление АС МО от 30.06.2015 N Ф05-7669/2015).
Ю.А.Васильев

Д. э. н.,

генеральный директор

КГ "Аюдар"

Подписано в печать

08.10.2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *