Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом

Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом

Н.В. ВОСКРЕСЕНСКАЯ

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ ПОЛНОТЫ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Для успешной деятельности любой организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает внутренний контроль. Он представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.

Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты крупномасштабного исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в России. Наиболее значимыми рисками для малого бизнеса в России были названы: резкое ухудшение общей ситуации в экономике — 64,4% опрошенных; рост арендных платежей; изменения в региональном законодательстве; необоснованные штрафы, нарушения при проверках и т.п. — 22,1%. Из всех контролирующих инстанций, по признанию 40,2% респондентов, наибольшее количество проблем создают налоговые органы .

При этом, как показывают результаты проведенного нами обследования деятельности 50 малых предприятий Чувашии, только в 68% из них руководители контролируют состояние расчетов с бюджетом. Таким образом, значительное место в системе финансовых рисков малого предприятия занимают налоговые риски.

Внутренний контроль за правильностью, своевременностью и полнотой расчетов с бюджетом по налогам и сборам и расчетов по социальному страхованию и обеспечению является частью системы внутрифирменного финансового контроля. Его можно определить как совокупность методик и процедур, применяемых руководством организации в качестве средств для обеспечения правильности исчисления налогооблагаемых баз и составления налоговой отчетности, своевременности и полноты перечисления налогов, а также мер, направленных на оптимизацию налогообложения.

Принимая решение о формировании системы внутреннего контроля, руководителю малого предприятия следует принять во внимание следующее:

— организация системы внутреннего контроля зависит прежде всего от вида, масштаба и специфики деятельности организации;

— в отличие от других видов контроля внутренний контроль необходимо осуществлять непрерывно;

— система внутреннего контроля должна быть одним из инструментов реализации положений об учетной политике.

Особенностью данного вида контроля на малом предприятии является его менее формализованный характер по сравнению с крупными предприятиями, что может проявляться в отсутствии внутреннего документа, регламентирующего порядок организации системы внутреннего контроля, а также в отсутствии в организационной структуре ревизионного отдела (службы внутреннего аудита) или отдельной должности ревизора в штате предприятия. Функции контроля в основном выполняет высшее руководящее звено организации (руководители, главный бухгалтер).

Кроме того, на построение системы внутреннего контроля расчетов с бюджетом оказывает влияние и малочисленность работников учетной службы. По результатам проведенного нами исследования в 60% малых предприятий учетная служба представлена 1-2 бухгалтерами.

Система внутреннего контроля организации в целом включает три основных элемента: среду контроля, учетную систему, процедуры контроля (рисунок). В сочетании все элементы системы контроля обеспечивают организации снижение финансовых рисков.

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Контрольная среда: — стиль и основные принципы управления; — организационная структура; — распределение ответственности и полномочий; — кадровая политика; — подготовка бухгалтерской и налоговой отчетности; — законность деятельности. Система учета: — система финасового учета; — система упраленче-ского учета; — система налогового учета. Средства контроля: — подотчетность одних работников другим; — внутренние проверки и сверки данных; — инвентаризация; — сравнение данных внутренних и внешних источников; — проверка аналитических счетов и арифметических подсчетов; — контроль за прикладными программами; — ограничение доступа к активам и записям; — сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями.

Элементы системы внутреннего контроля

Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также осознание важности такой системы. Таким образом, среда контроля отражает отношение администрации к контролю.

Контрольная среда в системе внутреннего контроля полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам малого предприятия влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие элементы:

— стиль и основные принципы управления, которые выражаются в понимании значения бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в отношении к вопросам внутреннего контроля, налоговым рискам;

— организационная структура. На малых предприятиях она является, как правило, несложной, в результате чего среда контроля носит менее формализованный характер, чем на крупных предприятиях;

— распределение ответственности и полномочий. Поскольку малые предприятия в силу своих ограниченных финансовых и кадровых возможностей в большинстве случаев не могут создать отдельно ревизионный отдел или ввести в штат должность внутреннего ревизора, а также в силу малочисленности штата бухгалтерии, которая не позволяет выделить бухгалтера, занимающегося только исчислением налогов, фактически складывается ситуация, что в процессе проведения контрольных действий бухгалтерия проверяет сама себя. Это увеличивает риск невыявления системой внутреннего контроля допущенной ошибки. В связи с этим сотрудникам предприятия следует иметь четкое

представление о своих полномочиях и ответственности, что должно отражаться, в частности, в должностных инструкциях;

— осуществляемая кадровая политика. Немаловажное значение имеет квалификация и профессиональный опыт работников бухгалтерии и главного бухгалтера, особенно в том случае если весь объем учетных работ ведется только одним специалистом;

— порядок подготовки налоговой отчетности;

— обеспечение соблюдения требований налогового законодательства.

Субъектами системы внутреннего контроля полноты и своевременности

расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малом предприятии являются:

— руководитель малого предприятия (реже, если это предусмотрено штатом организации, тот из руководителей, который занимается финансовой деятельностью);

— главный бухгалтер;

— бухгалтерия (если учетные функции осуществляются несколькими счетными работниками);

— внутренний ревизор или аудитор (при наличии в штате соответствующей должности);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— иные финансовые и экономические службы, если они присутствуют в организационной структуре.

Основные функции участников системы внутреннего контроля малого предприятия (за исключением финансовых и экономических служб, которые прямого влияния на организацию внутреннего контроля за полнотой и правильностью расчетов с бюджетом не оказывают) представлены в табл. 1.

В процессе управления и контроля важную роль играет процесс сбора информации и регистрации данных. Эту функцию выполняет система учета организации (бухгалтерского, управленческого, налогового).

По нашему мнению, значительной проблемой в ведении бухгалтерского учета малыми предприятиями является организация грамотного учета доходов и расходов организации, обеспечивающего возможность расчета суммы налога на прибыль при общей системе налогообложения или единого налога при условии применения специальных налоговых режимов. Зачастую малые предприятия, стремясь облегчить ведение учета и пользуясь правом не использовать ПБУ 18/02, ведут текущий бухгалтерский учет непосредственно по правилам налогового учета, т.е. доходы и расходы формируются по нормам главы 25 НК РФ. В результате такой модели учета искажается бухгалтерская отчетность, нарушается база по другим налогам, таким, как налог на имущество (поскольку сумма налога на имущество предприятий рассчитывается только по показателям бухгалтерского учета); признается возможность несоставления регистров бухгалтерского учета.

По нашему мнению, наиболее приемлемым вариантом для малых предприятий является организация эффективной системы получения информации для целей налогообложения в рамках бухгалтерского учета. Это возможно уже хотя бы потому, что спектр хозяйственных операций у предприятий малого бизнеса относительно невелик, количество расхождений между бухгалтерским учетом и порядком определения налогооблагаемой прибыли очень незначительно.

Внутренний контроль за расчетами с бюджетом осуществляется на следующих стадиях учетного процесса: формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения; разработки форм регистров налогового учета; сбора необходимой информации в регистрах бухгалтерского и налогового учета; использования полученной информации; устранения ошибок и принятие нового управленческого решения.

Функции основных субъектов внутреннего контроля расчетов с бюджетом

на малом предприятии

Участник системы внутреннего контроля Функции, выполняемые в системе внутреннего контроля

Руководитель — организация системы внутреннего контроля; — обеспечение координации деятельности функциональных служб организации в процессе осуществления контроля; — инициирование разработки процедур внутреннего контроля; — контроль разработки учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета; — контроль денежных потоков предприятия с тем чтобы иметь возможность своевременного перечисления налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды; — принятие совместно с другими участниками контроля мер по исправлению выявленных ошибок и нарушений и предотвращению их повтора в будущем.

Главный бухгалтер — контроль правильности применения законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению; — контроль исполнения положений учетной политики для бухгалтерского и налогового учета; — проверка правильности, своевременности и полноты данных для составления налоговой отчетности; — контроль своевременности расчетов с бюджетом; — проведение периодических проверок: наличия и правильности оформления первичных документов; правильности формирования бухгалтерских и налоговых регистров; полноты бухгалтерского и налогового учета; своевременности отражения в учете хозяйственных операций.

Бухгалтерия* — проверяет наличие и правильность оформления первичных учетных документов по финансово-хозяйственным операциям; — контролирует своевременность передачи первичных документов из других подразделений в бухгалтерию в соответствии с графиком документооборота; — своевременно подготавливает информацию для составления налоговой отчетности

* В случае если бухгалтерский и налоговый учет на предприятии ведется только главным бухгалтером, данные функции выполняются также главным бухгалтером.

Средства (процедуры) контроля — составные части системы внутреннего контроля, установленные руководством экономического субъекта на отдельных направлениях и участках хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею.

Система внутреннего контроля полноты и своевременности расчетов с бюджетом по налогам и сборам включает в себя следующие виды контроля, непосредственно оказывающие влияние на применяемые контрольные процедуры:

— превентивный контроль — предотвращение ошибок и нарушений. Процедуры контроля при этом должны предупреждать появление возможных нарушений и ошибок;

— выявляющий контроль — выявление ошибок и нарушений. Контрольные процедуры должны быть направлены на оценку эффективности превентивного

контроля и выявлять те нарушения и ошибки, которые могут быть выявлены только по мере их возникновения;

— корректирующий контроль — исправление выявленных ошибок. Система внутреннего контроля за расчетами с бюджетом при этом должна обеспечить не только исправление нарушений, но и скорректировать имеющиеся неэффективные процедуры контроля или создать новые.

Ошибки, возникающие при расчетах с бюджетом, можно классифицировать следующим образом:

— отсутствие или неправильное оформление (с позиций налогообложения) первичных учетных документов;

— ошибки, обусловленные неправильным толкованием налогового законодательства: неправильное определение налогооблагаемой базы; неверное отнесение расходов по периодам; неправильное применение налоговых льгот; неправильное определение ставки налога;

— несвоевременное реагирование на изменения в налогообложении;

— арифметические ошибки;

— несвоевременное представление налоговых деклараций;

— несвоевременное перечисление налогов и сборов.

Для выявления, предотвращения и предупреждения появления в будущем на малых предприятиях подобных ошибок предлагается использовать следующие основные процедуры внутреннего контроля расчетов с бюджетом (табл. 2).

Таблица 2

Основные процедуры внутреннего контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам на малых предприятиях

Вид контроля Процедуры контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Превентивный — составление платежного налогового календаря; — мониторинг за изменениями в законодательстве, выявление степени подготовленности сотрудников, отвечающих за налоговые расчеты; — контроль разработки учетной политики для целей налогообложения по всем установленным элементам (организационным, методическим, техническим); — составление графика документооборота; — анализ налоговой нагрузки; — выявление основных направлений минимизации налоговых платежей

Выявляющий — контроль правильности оформления первичных документов; — арифметическая проверка произведенных расчетов методом повторного пересчета; расчет полученных показателей другими возможными способами (отличающимися от способа, использованного при первичном расчете) и проверка полученных результатов путем сопоставления; — контроль правильности применения налоговых ставок; — контроль правомерности применения налоговых льгот; — анализ правильности заполнения налоговых деклараций путем их сопоставления с данными бухгалтерских и налоговых регистров; — контроль полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет; — контроль правильности отражения в бухгалтерском учете операций по начислению и уплате налогов в бюджет; — получение распечаток из налоговой инспекции о состоянии расчетов на определенную дату из лицевой карточки организации, а при необходимости — актов сверок

Корректирующий — контроль исполнения решений об устранении выявленных недостатков, их предупреждению в дальнейшей работе; — разработка мероприятий по недопущению появления выявленных ошибок в будущем

В качестве одной из мер превентивного контроля своевременности представления налоговых деклараций и перечисления налогов и сборов в бюджет и

внебюджетные фонды малым предприятиям мы рекомендуем составлять платежный налоговый календарь следующей формы.

Таблица 3

Платежный налоговый календарь

Наименование налога (сбора) Дата пред налоговой ставления декларации Дата перечисления налога (сбора)

согласно законода- тельству согласно порядку, принятому на предприятии согласно законода- тельству согласно порядку, принятому на предприятии

Единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения не позднее 25 дней со дня окончания отчетного (налогового) периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода

и т.д.

Для того чтобы иметь возможность при необходимости внести исправления в декларацию и проконтролировать наличие достаточной суммы денежных средств на расчетном счете предприятия, даты представления налоговых деклараций и перечисления налоговых платежей внутри организации рекомендуется установить, как минимум, на 5-7 дней раньше установленного законодательством срока.

Литература

1. Алборов Р.А. Принципы и основы бухгалтерского учета: учеб. пособие / Р.А. Алборов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006. 344 с.

4. Малявкина Л.И. Налоговый учет доходов и расходов / Л.И. Малявкина. М.: ООО «Вершина», 2005. 272 с.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ НАТАЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА родилась в 1979 г. Окончила Чувашский государственный университет. Старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чувашского университета. Область научных интересов — особенности ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Автор 8 научных работ.

Отражение в бухгалтерском учете операций по начислению и перечислению налогов и сборов в ООО «РосСтройСервис — 74»

Налоговая система РФ состоит из:

федеральных налогов и сборов:

налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

налог на прибыль организаций

налог на добавленную стоимость (НДС)

акцизы

налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

водный налог

сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов

региональных налогов и сборов:

налог на имущество организаций

налог на игорный бизнес

транспортный налог

местных налогов и сборов:

земельный налог

торговый сбор

налог на имущество физических лиц

ООО «РосСтройСервис — 74» уплачивает налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организаций.

Налог на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость — это налог, который взимается с предприятий на сумму прироста стоимости товара на данном предприятии. Исчисляется он от разницы между выручкой от реализации товаров и услуг и затратами на сырьё и материалы.

Налогоплательщиками НДС являются:

организации, которые совершают налогооблагаемые операции;

индивидуальные предприниматели, которые совершают налогооблагаемые операции;

лица, которые признаются налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объект налогообложения НДС:

реализация товаров и услуг, передача имущественных прав. Реализацией в данном случае признаётся передача права собственности на товары или результаты услуг на возмездной или безвозмездной основе;

передача товаров или выполнение работ для собственных нужд;

выполнение строительно — монтажных работ для собственного потребления;

ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговая база НДС — это стоимость реализованных (переданных, ввезенных) товаров, облагаемых НДС, без включения в нее суммы налога.

Налоговым периодом по данному налогу является квартал.

Ставка налога может быть равна 18%, 10% и 0% от налоговой базы

Эти ставки применяются в зависимости от категории товаров, работ, услуг.

Ставка НДС 18% применяется по умолчанию — во всех случаях.

Ставка НДС 0% применяется при реализации товаров, работ или услуг по специальному перечню. Этот перечень установлен статьей 164 Налогового кодекса РФ и является закрытым — то есть ставку 0% по НДС можно применять только в тех случаях, которые предусмотрены этой статьей НК РФ и ни в каких других.

Ставка НДС 10% применяется при реализации:

продовольственных товаров;

товаров для детей;

периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;

некоторых видов медицинских товаров;

племенных животных.

Налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму налога самостоятельно.

Размер налога на добавленную стоимость = Налоговая база * Налоговая ставка.

Уплата НДС происходит по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров или выполнения работ за истекший налоговый период равными долями не позднее 25 — го числа каждого из трёх месяцев, следующих за налоговым периодом.

Налогоплательщики обязаны предоставить налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего учёта не позднее 25 — го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль организаций.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово — хозяйственной деятельности.

Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.

Плательщиками налога на прибыль, согласно статье 246 НК РФ признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Освобождаются от уплаты налога:

налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (ЕСХН, УСН, ЕНВД) или являющиеся плательщиком налога на игорный бизнес;

участники проекта Инновационный центр «Сколково».

Объектом налогообложения признается прибыль организации, определяемая как полученный доход, уменьшенный на величину расходов.

Налогооблагаемой базой для целей налогообложения прибыли признается денежное выражение прибыли.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев.

При расчете налога на прибыль организаций, налогоплательщик должен четко знать, какие доходы и расходы он может признать в этом периоде, а какие нет. Даты, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения, определяются двумя различными методами.

Метод начисления. При ведении налогоплательщиком налогового учета методом начисления дата признания дохода/расхода не зависит от даты фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов. Доходы (расходы) при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся).

Кассовый метод. При применении налогоплательщиком кассового метода ведения налогового учета доходы/расходы признаются по дате фактического поступления средств (получения имущества, имущественных прав и др.)/фактической оплаты расходов.

Размер налога на прибыль организаций = Налоговая база * Налоговая ставка.

Ставка налога на прибыль 20%:

  • 2% в федеральный бюджет;
  • 18% в бюджет субъекта РФ.

Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5% (ставка может быть еще ниже для участников региональных инвестиционных проектов).

Налоговая декларация предоставляется:

не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;

не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Срок уплаты налога на прибыль организаций не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «РосСтройСервис — 74» использует счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Для осуществления расчетов по НДС помимо счета 68 используется счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

По дебету счета 19 на соответствующих субсчетах учитываются суммы НДС, выделенные в расчетных документах, по приобретенным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам) в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Суммы НДС по оприходованным материальным ценностям, выполненным работам и оказанным услугам списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» по субсчету «Расчеты с бюджетом по НДС» при наличии счета — фактуры и в предположении, что соответствующие материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги) используются при производстве продукции, облагаемой НДС.

По кредиту этого субсчета отражаются суммы НДС:

начисленные (полученные) за реализованную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

по полученным авансам;

начисленные по СМР, выполненным хозяйственным способом;

начисленные (полученные) в составе арендной платы и др.

По кредиту счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» отражаются также суммы НДС, восстановленные в случаях, предусмотренных законодательством.

Перечислению в бюджет по НДС подлежит сумма кредитового сальдо счета 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС».

Если организация реализует продукцию, не облагаемую НДС, то НДС, уплаченный поставщикам, включается в стоимость приобретенных ценностей или относится на затраты производства (расходы на продажу).

Бухгалтерская прибыль (убыток) формируется по правилам, предусмотренным ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и др. Показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения», отражаемый по строке 140 формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», соответствует «бухгалтерской» прибыли (убытку). При этом учитываются все доходы и расходы отчетного периода, отраженные на счетах 90, 91 и 99.

Налогооблагаемая прибыль (убыток) — налоговая база по налогу на прибыль организаций, рассчитанная в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В налоговом учете расходами признаются лишь те суммы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль. Бухгалтерская и налогооблагаемая прибыль различаются вследствие несовпадения подходов к признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Указанные несоответствия порождают разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.

Налог на прибыль, рассчитанный на основании бухгалтерской прибыли (убытка), сформированной в отчетном периоде, по — другому называется условным расходом (доходом) по налогу на прибыль.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль равняется величине, определяемой как произведение бухгалтерской прибыли (убытка), сформированной в отчетном периоде, на ставку налога на прибыль, действующую на отчетную дату.

Для отражения этих сумм к счету 99 «Прибыли и убытки», который является источником начисления налога на прибыль, открывается специальный субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль».

По итогам отчетного периода, рассчитав сумму налога на бухгалтерскую прибыль, необходимо осуществить проводку:

Дебет 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» начислен условный расход по налогу на прибыль или (при наличии бухгалтерского убытка).

Дебет 68 Кредит 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль» начислен условный доход по налогу на прибыль.

В таблице 7 приводится корреспонденция счетов по расчетам с бюджетом по налогам и сборам ООО «РосСтройСервис — 74».

Таблица 7 Корреспонденция счетов по расчетам с бюджетом

Налог на добавленную стоимость – федеральный косвенный налог, который взимается со всех предприятий, производящих и реализующих продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, платные работы и услуги, включаемый в цену соответствующего товара или платы за услуги.

Название налога связано с тем, что каждый плательщик в цепочке сырье – производство – потребление перечисляет его в бюджет не целиком, в размере, полученном от покупателей, а за минусом суммы НДС, уплаченной им поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности и оказанные услуги производственного назначения.

НДС введен с января 1992 г. Порядок его расчета и уплаты определяется гл. 21 НК. В учете НДС, подлежащий перечислению в бюджет, определяется как разница между его суммой, начисленной от объема продаж и приравненных к ним для целей налогообложения операций, и суммой НДС, предъявленной поставщиками и подрядчиками.

Плательщиками НДС признаются:

  • – организации;
  • – индивидуальные предприниматели;
  • – лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • – реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • – передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы (прибыль) организаций;
  • – выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд;
  • – ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговая база при реализации организацией товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Налоговый период установлен как квартал.

НДС взимается в бюджет по следующим ставкам:

  • – 0% – при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта при условии представления в налоговый орган документов, подтверждающих реальный экспорт товаров (работ, услуг), а также работы, выполняемые услуги, оказываемые непосредственно в космическом пространстве, по международной перевозке товаров и др.;
  • – 10% – при реализации продовольственных товаров, товаров для детей и медицинских товаров отечественного и зарубежного производства согласно перечню, установленному Правительством РФ, а также периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и др.;
  • – 18% – при реализации остальных товаров (работ, услуг), включая подакцизные товары.

В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения, налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Для расчета суммы НДС, подлежащей перечислению в доход бюджета, необходимо достоверно рассчитать сумму как начисляемого, так и засчитываемого налога (соответственно кредитовый и дебетовый оборот по счету 68, субсчету 2 «Расчеты с бюджетом по НДС»),

Пример расчета НДС у предприятия-производителя продукции. На предприятие поступили материалы от поставщиков по договорной цене 1000 руб., НДС на сумму 180 руб., оплачены материалы – 1180 руб. Выпущена готовая продукция на сумму 4000 руб. Отгружена покупателям продукция; отпускная стоимость – 7000 руб., НДС – 1260 руб. Поступили от покупателей денежные средства за продукцию – 8260 руб.

1. Поступили материалы:

Д 10 «Материалы»;

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму 1000 руб.

Отражаем НДС по поступившим материалам:

Д 19/3 «НДС по приобретенным ценностям»;

К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на сумму 180 руб.

2. Оплатили материалы:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

К 51 «Расчетный счет» – на сумму 1180 руб.

Одновременно:

Д 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»;

К 19/3 «НДС по приобретенным ценностям» – на сумму 180 руб.

3. Выпущена продукция на сумму 4000 руб.:

Д 43 «Готовая продукция»;

К 20 «Затраты основного производства» – на сумму 4000 руб.

4. Отгружена покупателю продукция:

Д 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

К 90/1 «Продажи» – на сумму 8260 руб.

Одновременно:

Д 90/2 «Себестоимость продаж»;

К 43 «Готовая продукция» – на сумму 4000 руб.

На сумму НДС:

Д 90/3 «НДС с продаж»;

К 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» – на сумму 1260 руб.

5. Поступили от покупателей денежные средства на сумму 8260 руб.:

Д 51 «Расчетный счет»;

К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – на сумму 8260 руб.

6. Перечислено в бюджет 1080 руб. (1260 руб. – 180 руб.):

Д 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»;

К 51 «Расчетный счет» – на сумму 1080 руб.

Акциз – косвенный налог, включаемый в отпускную цену продукции.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного), спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное) пиво, табачные изделия, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.), нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей; прямогонный бензин).

Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары.

Объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции:

  • – реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  • – передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья;
  • – передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • – передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • – передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставной (складочный) капитал организации, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • – передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • – ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  • – получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
  • – получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина и др.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок:

  • – как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические (твердые) налоговые ставки (по большинству видов подакцизной продукции);
  • – как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из специфической и адвалорной налоговых ставок (например, табачная продукция).

Налоговым периодом при исчислении акцизов является каждый календарный месяц.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки акцизов устанавливаются законом:

  • – в рублях за единицу измерения – по подакцизным товарам, кроме сигарет и папирос (например, в 2014 г. алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% – 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре; вина шампанские – 25 руб. за 1 л, сигары – 85 руб. за 1 шт., сигариллы – 1280 руб. за 1000 шт., табак трубочный и курительный – 1500 руб. за 1 кг; легковые автомобили мощностью от 90 до 150 л.с. – 34 руб. за 1 л.с., а свыше 150 л.с. – 332 руб. за 1 л.с. Новшеством в подакцизном налогообложении является установление ставок акцизом по автомобильному бензину в зависимости от ее принадлежности к соответствующему классу. Так, например, автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, 4 и 5, облагается по ставке 11 110 руб. за 1 т, соответствующий классу 3 – 10 725 руб. за 1 т, соответствующий классу 4 – 9416 руб. за 1 т, соответствующий классу 5 – 5750 руб. за 1 т. Такое построение ставок акцизом призвано стимулировать продажу автомобильного бензина, соответствующему более высокому (экологичному) классу);
  • – комбинированная ставка, включающая две составляющие, соответственно в рублях на единицу товара и процентную ставку – по сигаретам и папиросам (например, в 2014 г. по сигаретам и папиросам – 800 руб. за 1000 шт. + + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 шт.).

Наиболее существенный рост ставок акцизов произошел по табачной продукции. Такое повышение обусловлено положениями концепции осуществления политики противодействия потреблению табака в 2010–2015 гг. Так, в 2014 г. минимальная специфическая ставка акцизов на сигареты проиндексирована на 42% к уровню 2013 г. Последовательное, но менее существенное повышение ставок акцизов запланировано на 2015–2016 гг.

Число подакцизных товаров с 1 марта 2013 г. пополнится новыми видами товаров, таких как сидр, пуаре, медовуха. В 2014 г. налогообложение подобных товаров предусмотрено по ставке 8 руб. за 1 л.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с акцизами, используются счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Акцизы по оплаченным материальным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по акцизам».

По дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет «Акцизы по оплаченным материальным ценностям» организация отражает суммы акцизов, уплаченные поставщикам за подакцизные товары, используемые в качестве сырья для производства подакцизных товаров, в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

По мере списания на производство оприходованных материалов и оплаты их поставщиками суммы акцизов списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68.

В этих целях должен быть организован раздельный учет акцизов как по оприходованным и оплаченным приобретенным материальным ценностям, так и по неоприходованным и неоплаченным.

Суммы акцизов, исчисленных по проданной продукции, отражаются по дебету счета 90 «Продажи» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам.

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • – российские организации;
  • – иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается валовая прибыль, полученная налогоплательщиком.

Налоговой базой признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

С 1 января 2009 г. для общих случаев налогообложения прибыли установлена налоговая ставка налога на прибыль организаций в размере 20%.

В отношении остальных доходов установлены следующие налоговые ставки:

  • 1) на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в России через постоянное представительство;
  • – 20% – со всех доходов, за исключением дивидендов и доходов по государственным ценным бумагам;
  • – 10% – от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 2) на доходы, полученные в виде дивидендов;
  • – 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. При этом в случае если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утвержденный Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
  • – 9% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными выше;
  • – 15% – по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме;
  • 3) на доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам:
    • – 15% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных ниже), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
    • – 9% – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г.;
    • – 0% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

Начисление налога на прибыль отражается в учете проводкой:

Д 99 «Прибыли и убытки»;

К 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам».

Перечисление налога на прибыль в бюджет отражается проводкой:

Д 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»;

К 51 «Расчетный счет».

Для правильного исчисления налога на прибыль необходимо знать, какие виды доходов и расходов формируют прибыль организации.

В целях налогообложения прибыли доходы организации подразделяются на две группы: доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

В состав внереализационных доходов, например, включаются безвозмездно полученное имущество, стоимость излишков материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, стоимость материалов, полученных в результате ликвидации основных средств и иного имущества и др.

В целях налогообложения все расходы организации также подразделяются на две группы:

  • – расходы, связанные с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг);
  • – внереализационные расходы.

В состав расходов, связанных с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг), включаются:

  • – материальные расходы;
  • – расходы на оплату труда;
  • – страховые взносы на фонд оплаты труда;
  • – амортизационные отчисления;
  • – прочие расходы.

При исчислении налога на прибыль организаций большое значение имеет правильное применение порядка признания доходов и расходов организации.

Для целей бухгалтерского учета установлено, что выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) должна учитываться в бухгалтерском учете с соблюдением принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Основным критерием для определения момента продажи является момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (товар) от продавца к покупателю (момент отгрузки или принцип начисления).

Для целей налогового учета установлены два метода признания доходов от реализации (выручки):

  • – по методу начисления;
  • – кассовому методу.

С 1 января 2002 г. для целей налогообложения по налогу на прибыль должен применяться один основной метод признания доходов от реализации – метод начисления.

Исключительное право на применение кассового метода имеют лишь те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

При применении метода начисления доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств: на условиях предварительной, текущей либо последующей оплаты товаров (работ, услуг).

Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

институт менеджмента, Бизнеса и экономики

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

Дипломная работа

Учет и контроль расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам на примере ООО

» » г.Владивостока

БУ -03-. /1. 14. 000. ДР

Студент __________________

Руководитель ст.преподаватель __________________

Консультант

Нормоконтролер __________________ методист

Рецензент __________________

Владивосток

1 Экономическая сущность налогов и основы организации расчетов предприятия по налогам и сборам 6

1.1 Сущность и функции налогов 6

1.2 Нормативное регулирование, значение и задачи учета расчетов по налогам и сборам 14

1.3 Особенности деятельности ООО » » 21

2 Организация и учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО » » 31

2.1 Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость 31

2.2 Учет расчетов по налогу на прибыль 41

2.3 Учет расчетов по ЕСН и расчетов с внебюджетными фондами 50

2.4 Учет расчетов по НДФЛ 62

2.5 Учет расчетов по налогу на имущество и транспортному налогу 66

3 Организация и проведение контроля расчетов с бюджетом по налогам и сборам в ООО » » 72

3.1 Организация внутреннего контроля в ООО » » 72

3.2 Контроль и аудит расчетов с бюджетом по налогам сборам 76

Список использованных источников 84

Приложение А. Классификация налоговых платежей 88

Приложение Б. Учетная политика ООО » » для целей налогового учета 89

Приложение В. Бухгалтерский баланс ООО » » за 2006, 2007 г. 97

Приложение Г. Отчет о прибылях и убытках ООО » » за 2006, 2007г. 101

Приложение Д. Книга продаж за декабрь 2007г. 104

Приложение Е. Анализ счета 90 за декабрь 2007г. 106

Приложение Ж. Бухгалтерская справка «Расчет НДС с авансов» за декабрь 2007 г. 107

Приложение И. Бухгалтерская справка «Расчет распределения НДС по ставкам 0 % и 18 %» за декабрь 2007 г. 108

Приложение К. Бухгалтерская справка «Расчет распределения НДС по ставке 0%» за декабрь 2007 г. 110

Приложение Л. Декларация ООО » » по НДС за 2007г. 111

Приложение М. Карточка счета 26 за 2007г. ООО » » 117

Приложение Н. Анализ счета 90 за 2007г. ООО » » 118

Приложение П. Анализ счета 91 за 2007г. ООО » » 119

Приложение Р. Анализ счета 68/4 за 2007г. ООО » » 120

Приложение С. Декларация ООО » » по налогу на прибыль организаций за 2007г. 121

Приложение Т. Расчетная ведомость по ЕСН за декабрь 2007г. ООО » » 129

Приложение У. Анализ счета 70 за 2007г. ООО » » 130

Приложение Ф. Анализ счета 69 за 2007г. ООО » » 131

Приложение Х. Расчет налоговой базы по ЕСН ООО » » 133

Приложение Ц. Расчет страховых взносов для сотрудников ООО » » 134

Приложение Ш. Анализ счета 70 по субконто за 2007г. ООО » » 135

Приложение Щ. Справка о доходах физического лица за 2007г. 136

Приложение Э. Анализа счета 70 по сотруднику ООО » » 137

Приложение Ю. Требование налоговых органов 138

Приложение Я. Тест «Оценка системы учета и внутреннего контроля ООО » » 139

Приложение 1. Расчет уровня существенности ООО » » 141

Приложения 2. План аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам 142

Приложение 3. Программа аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам 143

Введение

В настоящее время в России под влиянием быстро развивающихся процессов создания современных экономических отношений требования к возникновению налоговых обязательств и организация их учета, качество учетной и отчетной информации хозяйствующего субъекта, необходимой как для эффективного управления предприятием, так и для своевременного, полноценного налогового планирования, претерпевают изменения. Это происходит под влиянием совокупности факторов, основным из которых выступает привидение российского учета и отчетности в соответствие с международными стандартами.

Хозяйственная деятельность фирмы в современных условиях осуществляется в очень динамичной среде, в частности, продолжается совершенствование нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности. При этом важное значение приобретает не только полное, своевременное исполнение обязательств перед бюджетом по налогам, но и правильное их отражение в бухгалтерском учете. Особую актуальность последнее получило с выделением налогового учета в отдельный вид учета и принятием ряда нормативных актов, регламентирующих специальные правила бухгалтерского учета налогооблагаемых показателей.

Теоретические и практические вопросы учета расчетов с бюджетом по налогам обуславливают актуальность данной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы – рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом по налогам и сборам и организацию контроля налоговых платежей.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1) раскрыты теоретические аспекты налогообложения, функции налогов, их виды;

2) дана характеристика учета расчетов по налогам и сборам; значение и задачи учета и контроля налоговых платежей;

3) выявлены особенности деятельности исследуемого предприятия; особенности организации бухгалтерского учета;

4) рассмотрены особенности учета расчетов ООО » » по налогам и сборам;

5) изучена система контроля расчетов с бюджетом в исследуемой организации; предложены пути совершенствования учета расчетов по налогам и сборам;

6) сделаны выводы по проделанной работе.

В качестве объекта исследования выступает общество с ограниченной ответственностью » » г. Владивостока.

В первой главе дипломной работы рассматривается экономическая сущность налогов, их функции, а также задачи бухгалтерского учета и контроля расчетов налоговых платежей. В данной главе рассмотрены и особенности деятельности ООО «

Цель работы: ознакомиться с порядком расчёта налога на прибыль предприятий.

Теоретические основы.

Налогообложение фактической прибыли предприятий осуществляется в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Объектом налогообложения является валовая прибыль (или валовый доход, уменьшенный на величину произведённых расходов), которая определяется следующим образом:

ПВ=ПРП+ПРИД(Р),

где ПРП – прибыль от реализации продукции (работ, услуг); ПРИ – прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

Д (Р) – прочие доходы (+) или расходы (-).

Прибыль от реализации продукции определяется:

ПРП=В-СП-НДС,

где в – выручка от реализации продукции (работ, услуг); СП – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); НДС – налог на добавленную стоимость.

Прибыль от реализации имущества определяется:

ПРИ=ПЦ-ОС,

где ПЦ – продажная цена; ОС- остаточная стоимость или первоначальная стоимость этих фондов или имущества.

В настоящее время в соответствии с НК РФ действует основная ставка по налогу на прибыль в размере 20%, в том числе:

— 2% зачисляется в федеральный бюджет;

— 18% зачисляется в региональный бюджет.

При выполнении задания можно воспользоваться

www.consultant.ru/‎

Задание на практическую работу

Вводная часть

ООО «Фантазия» учреждено в 2010 году. Зарегистрировано в Октябрьском районе г. Саратова по адресу: г.Саратов 410056, ул. Хользунова 16\36.

ИНН: 6414698320 ОГРН: 5077746887312

КПП 643301001 ОКПО: 46103030

ОКВЭД 52

занимается оптовой и розничной торговлей бытовой химией

Применяется общая система налогообложения.

ООО «Фантазия» имеет расчетный счет № 407012810056786700098

В КБ ОАО » Россельхозбанк» корреспондирующий счетсчет 30101810200000000111 БИК 044525111

НЕОБХОДИМО

  • рассчитать налог на прибыль на основе следующих данных (расчет произвести в таблице):

Таблица

  • Ознакомиться с порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль

Налоговая декларация – это отчёт налогоплательщика перед государством за полученную прибыль от предпринимательской деятельности и уплаченную за неё плату, то есть налог.

Декларацию по налогу на прибыль сдают налогоплательщики этого налога.

Ими являются: Российские организации. Иностранные организации, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность на территории нашей станы через постоянные представительства. Иностранные организации, которые получают доход от источников, находящихся на территории нашей страны. Об этом говорится в ст. 246 НК РФ. ОТЧЁТНЫЙ ПЕРИОД

Отчётным периодом по этому налогу признаётся: 1 квартал; 1 полугодие; 9 месяцев. По итогам каждого отчётного периода необходимо сдавать в налоговый орган расчёт по авансовым платежам. Для некоторых организаций, чья средняя квартальная выручка за последние 4 квартала подряд превысила 10 млн. рублей. Для вновь созданных предприятий этот лимит несколько ниже – всего 3 млн. рублей. Для таких предприятий отчётным периодом является месяц.

СРОКИ СДАЧИ Сдавать декларацию по итогам года нужно до 28 марта следующего года после налогового. Расчёты по авансовым платежам сдают до 28 числа следующего месяца. То есть за 1-ый квартал необходимо сдать до 28 апреля, за 2-ой квартал – до 28 июля, за 3-ий квартал – до 28 октября. Если предприятие уплачивает авансовые платежи каждый месяц, то сдавать расчёт нужно до 28 числа отчётного месяца. Например, за январь нужно сдать расчёт до 28 января, за февраль – до 28 февраля и т.д. ШТРАФЫ

Если налогоплательщик не сдаёт вовремя декларацию по налогу на прибыль, то с него взыскивается штраф в размере в размере 5% от суммы налога, указанной в декларации. Законодательством установлен максимальный и минимальный размер штрафа – 30% от указанной суммы и 1 000 рублей соответственно. Если налогоплательщик не заплатил вовремя налог на прибыль, то на него также накладываются штрафные санкции. Если будет доказано, что налогоплательщик не уплатил штраф не по своей вине, сумма штрафа будет составлять 20% от неуплаченной суммы. Если будет доказан вина налогоплательщика, то сумма штрафа возрастает в 2 раза – 40% от неуплаченной суммы.

В течение года, либо каждый квартал, либо каждый месяц, предприятия уплачивают авансовые платежи по этому налогу.

КАК ЗАПОЛНИТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ налоговая декларация по налогу на прибыль состоит из:

Титульного листа – Лист 01.

Подраздела 1.1 Раздела 1 Листа 02.

Приложения № 1 и № 2 к Листу 02.

КОД НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА Если предприятие уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально, то необходимо указывать следующие коды налогового периода: 21 – это за 1-ый квартал; 31 – за полугодие; 33 – за 9 месяцев; В годовой декларации проставляется «34», как код налогового периода. Если же компания сдаёт расчёт по авансовым платежам ежемесячно, то код налогового периода устанавливается в границах от «35» до «46» подряд, то есть «35» – это январь, а «46» – год. «50» указывают когда обозначают последний налоговый период перед реорганизацией. Титульный лист Заполняя Титульный лист декларации, налогоплательщик должен указать: ИНН и КПП, который был присвоен ему при регистрации. Если сдаётся декларация за обособленное подразделение, то КПП указывается его. Номер корректировки. Если декларация подаётся впервые, то необходимо указать «0», если же она уже корректировалась, то «1», «2» и так далее по количеству раз корректировки. Код периода, за который предоставляется декларация в соответствии с вышеуказанным Приказом. Код налогового органа. Они приведены в Приложении № 1 Приказа. Полное наименование организации или обособленного подразделения. ОКВЭД. Контактные данные налогоплательщика. Количество листов декларации и количество листов тех документов, которые подтверждают сведения из декларации.

Инструкция по заполнению — приводится в Приложении № 3 к Порядку заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утверждённой Приказом ФНС России от 22. 03. 2012года № ММВ-7-3/174@ в редакции Приказа ФНС России от 04. 11. 2013года № ММВ-7-3/501@.

  • Оформить платежное поручение по перечислению суммы годового налога в бюджет на основе нижеприведенного примера-образца:

  • Оформить платежное поручение на перечисление штрафа в сумме 25000 за несвоевременное перечисление налога в бюджет

Практическое занятие №3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *