Организация доступной среды в образовательном учреждении

Организация доступной среды в образовательном учреждении

Реформы системы образования, инклюзивное обучение и требования, которые предъявляются к школам и другим учебным заведениям по программе Доступная Среда – диктуют целый комплекс мероприятий по адаптации. С другой стороны, организация доступности для людей с ограниченными физическими возможностями представляет собой непростую задачу. Решить ее в условиях уже существующего здания и территории – значит устранить все барьеры и преграды путем установки современных технических решений.

Адаптация учебных заведений: какое нужно оборудование?

Есть различные категории образовательных учреждений, от дошкольных до высших, но в вопросе адаптации зданий и территорий можно выделить много общего. Прежде всего, это схожий комплекс мер по программе Доступная Среда. Он призван устранить все барьеры на территории учреждения и внутри здания таким образом, чтобы свободный доступ могли иметь все посетители, вне зависимости от своих физических возможностей. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, по зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.

Примерный список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для образовательных учреждений по программе Доступная Среда, включает в себя:

  • вертикальные, лестничные или кресельные подъемники для инвалидов (для удобного и безопасного преодоления лестниц);
  • травмобезопасные перила и пандусы (обязательно с нескользящим покрытием);
  • тактильная плитка и система навигации для инвалидов по зрению (таблички, мнемосхемы и т.д.);
  • организация доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
  • оборудованные места парковки для инвалидов;
  • специальные кнопки вызова в тех местах, где инвалиду может потребоваться помощь персонала.

Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации садика, школы, колледжа или университета, приведенный перечень оборудования поможет вам в составлении плана мероприятий.

Адаптация учебных учреждений: на что обратить внимание?

Для того чтобы обеспечить беспрепятственный доступ для людей с ограниченными физическими возможностями, нужны комплексные меры по адаптации. Это означает не просто устранение барьеров, но и обеспечение комфортности и безопасности при перемещении людей с ограниченными возможностями. При разработке плана мероприятий по программе Доступная Среда мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:

  • лифтовой холл. Свободная территория перед лифтом должна иметь достаточные размеры, для удобного пользования пассажирами на инвалидных креслах;
  • классы и кабинеты. Для учащихся в креслах-колясках должны быть организованы столы специальной конфигурации. Их размещение — строго в ряду у дверного проема;
  • актовые и зрительные залы. Для комфорта инвалидов по слуху должны быть предусмотрены системы помощи, индукционные петли;
  • библиотека и читальный зал. Должны быть размещены средства помощи слабовидящим, а также продумано дополнительное освещение по всему периметру;
  • спорт-зал и бассейн. Для учащихся с ограниченными возможностями обязательно нужно организовать отдельную закрытую раздевалку, с душем и санузлом, адаптированным к безопасному использованию инвалидами;
  • эвакуация. На случай чрезвычайных ситуаций во всех помещениях должны быть предусмотрены системы световой сигнализации для учащихся инвалидов с нарушением слуха.

Необходимое оборудование

Остались вопросы по реализации программы Доступная Среда? Просто позвоните нам – и мы поможем вам решить любую задачу с адаптацией вашего объекта!

Доступная среда

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2015 № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования»

Материалы совещания по вопросам реализации мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (11.11.2016)

Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного общего и дополнительного образования и создания специальных условий для получения образования обучающимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья на 2018-2020 годы

Приказ министерства образования Новгородской области от 29 января 2018 года №70 «О мониторинге учета рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий Новгородской области по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в 2018 году»

Приказ министерства образования Новгородской области от 01 марта 2018 года №200 «О проведении проверок по соблюдению условий соглашений между министерством образования Новгородской области и администрациями городского округа и муниципальных районов Новгородской области, государственными областными образовательными организациями на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *