Организация медико социальной помощи в детской поликлинике

Организация медико социальной помощи в детской поликлинике

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

В.Ю. Альбицкий1, Н.В. Устинова1, О.В. Куликов2, А.В. Ким3, М.В. Муратова2, З.А. Рослова3,

Н.В. Тимакова2, А.Л. Рубежов3, А.З. Фаррахов4, Р.Ф. Шавалиев5

1 Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, Российская Федерация

2 Городская поликлиника № 44″, Санкт-Петербург, Российская Федерация

3 Городская поликлиника № 37, Санкт-Петербург, Российская Федерация

4 Министерство здравоохранения Республики Татарстан, Казань, Российская Федерация

5 Детская республиканская клиническая больница, Казань, Республика Татарстан, Российская Федерация

Порядок организации работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники

Контактная информация:

Цель исследования: усовершенствовать деятельность отделений медико-социальной помощи (ОМСП) детских поликлиник. Материалы и методы: на первом этапе были отобраны эффективно функционирующие отделения в г. Санкт-Петербурге и Республике Татарстан. Затем с использованием социологических методов исследования (включенного наблюдения, глубинных интервью, экспертной оценки) был определен общий алгоритм оказания медико-социальной помощи детскому населению в указанных отделениях, ставший основой для проекта порядка организации деятельности ОМСП детских поликлиник. Проект был вынесен на обсуждение экспертной группы, результатом которого являлось утверждение всеми экспертами базового порядка организации работы отделения медико-социальной помощи детской поликлиники. Результаты: разработан базовый порядок организации ОМСП детских поликлиник, регламентирующий основные принципы его организации и функционирования. Определены основные цели и задачи отделений, структура и штатные нормативы. Представлены должностные обязанности специалистов. Составлен план работы ОМСП, включающий 3 этапа: 1) раннее выявление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и определение потребностей в медико-социальной помощи и сопровождении; 2) разработка индивидуальных программ медико-социальной помощи; 3) оказание комплексной мультидисциплинарной помощи детям и их семьям. Выводы: организация эффективно функционирующих ОМСП позволит усовершенствовать систему мероприятий по защите жизни и здоровья детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: отделение медико-социальной помощи, дети в трудной жизненной ситуации, порядок оказания медико-социальной помощи.

(Вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (4): 12-16)

V.Yu. Albitskiy1, N.V. Ustinova1, O.V. Kulikov2, A.V. Kim3, M.V. Muratova2, Z.A. Roslova3, N.V. Timakova2,

A.L. Rubezov3, A.Z. Farrakhov4, R.F. Shavaliev5

1 Scientific Center of Children’s Health, RAMS, Moscow, Russian Federation

2 Polyclinic № 44, St. Petersburg, Russian Federation

3 Polyclinic № 37, St. Petersburg, Russian Federation

4 Ministry of Health of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russian Federation

5 Children’s Republican Clinical Hospital of Ministry, Kazan, Republic of Tatarstan, Russian Federation

Guideline for Medico-Social Care Departments in Children’s Polyclinics

ВВЕДЕНИЕ

В 2012 г. вышел Приказ Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (от 16.04.2012 № 366н) , где в разделе «Правила организации деятельности детской поликлиники» указано, что структура детской поликлиники предусматривает наличие отделения медико-социальной помощи (ОМСП). Вместе с тем в приказе не прописаны функции данного отделения и его персонала, принципы межсекторального и межведомственного взаимодействия и прочее, т. е. не определен порядок организации медико-социальной помощи. В такой ситуации подспорьем является опыт уже существующих (немногочисленных) ОМСП детских поликлиник.

Цель исследования: обобщить опыт организации медико-социальной помощи в детских поликлиниках двух регионов (Санкт-Петербург и Республика Татарстан) и разработать примерный порядок деятельности отделений медико-социальной помощи детской поликлиники.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Материалы исследования

Первый этап исследования начался в 2011 г. и основывался на включенном наблюдении, а также проведении глубинных интервью и фокус-групп со специалистами, оказывающими медико-социальную помощь (врачами-педиатрами, психологами, социальными работниками др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методы исследования

Как вариант глубинного в работе использовалось экспертное интервью с представителями администраций медицинских организаций (16 человек), сотрудниками кафедр поликлинической педиатрии и организации здравоохранения вузов (15 человек). Данные качественных методов исследования были использованы для подготовки проекта порядка организации отделения медикосоциальной помощи детской поликлиники. На втором этапе исследования группа экспертов, состоящая из главных врачей детских поликлиник и их заместителей (10 человек), обсуждали проект и вносили изменения. На основании полученных результатов разработан примерный (базовый) порядок организации деятельности ОМСП детской поликлиники, рассчитанный на обслуживание 10 000 детского населения.

Статистическая обработка данных

Обработка результатов опроса проведена по стандартной схеме, полученные результаты были обобщены и использованы при разработке порядка организации ОМСП. При анализе результатов опроса экспертов в обязательном порядке по каждому оцениваемому экспертами вопросу рассчитывали коэффициент конкордации (согласованности) мнения экспертов. С целью установления согласованности мнений экспертов применяли метод конкордации с определением коэффициента Кендалла (W) по следующей формуле:

W =—12S— ■ s = SP2 — ,

m2 (n3 — n) n

где W — коэффициент конкордации (согласия) экспертов; S — разность между суммой квадратов рангов по каждому признаку и средним квадратом суммы рангов по каждому признаку; P — ранги; m — число экспертов; n — число сравниваемых признаков.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1 (чем ближе к 1, тем выше согласованность

экспертов), при этом 0 — полная несогласованность; 1 — полное единодушие; от 0,1 до 0,3 — низкая степень согласованности; от 0,3 до 0,6 — средняя; более 0,6 — высокая.

Расчет показателей осуществлялся с помощью компьютерной программы «Microsoft Office Excel 2007».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Все эксперты считают организацию ОМСП необходимым условием сохранения и укрепления здоровья детского населения, особенно той его части, которая находится в трудной жизненной ситуации. Эксперты заявили, что отделение «позволяет не только оптимизировать объемы медико-профилактического наблюдения за детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, но и повысить качество такого наблюдения, систематизировать силы и средства детской поликлиники для более оперативного и эффективного решения задач, стоящих перед нею». Прежде чем будет представлен примерный порядок организации деятельности ОМСП, утвержденный экспертами, следует кратко остановиться на следующих вопросах, поднятых в процессе обсуждения.

• Деятельность психолога. По данным экспертов, специфика работы психолога в ОМСП в большей степени соответствует подготовке педагога-психолога, нежели медицинского (что вступает в противоречие с действующим Порядком оказания педиатрической помощи).

• Подростковая служба. Анализ деятельности существующих ОМСП детских поликлиник показал, что в каждом из них особым блоком выделяется медикосоциальная помощь подросткам. Например, в одном из отделений к оказанию помощи привлекается врач-педиатр подростковый, в других в штат включены гинеколог/врач детский, уролог-андролог, а на базе третьих организованы клиники, дружественные к молодежи. Акценты подростковой службы ставят на сохранении репродуктивного здоровья подростков, профилактике употребления психоактивных веществ и поведенческих нарушений.

• Абилитация. Одна из основных особенностей медикосоциальной помощи — ее мультидисциплинарность, т.е. возможность объединить усилия специалистов не только медицинского, но и педагогического, психологического и юридического профиля по принципу «одного окна». Известно, что абилитация — это система лечебно-педагогических и социальных мероприятий, направленных на наиболее раннее (в первые 3 года жизни ребенка) выявление отклонений в психическом и речевом развитии, зрительных, слуховых, двигательных, эмоциональных нарушений и их коррекцию. В данном контексте включение в задачи ОМСП абилитационных мероприятий представляется вполне логичным (что и было сделано в одном из действующих отделений).

Вместе с тем расширение задач отделения требует увеличения числа штатных единиц и вовлечения дополнительных специалистов. Если для одних регионов усовершенствование медико-социального сопровождения подростковой службой и абилитационной составляющей — вполне осуществимая задача, то для других в условиях дефицита финансирования и кадров организовать такую модель помощи в детской поликлинике не представляется возможным. С учетом этого перед экспертами была поставлена задача определить минимальный уровень функционирования отделений.

В исследовании мнения экспертов в отношении организации работы ОМСП коэффициент конкордации

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2013/ ТОМ 12/ № 4

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

Кендалла по всем вопросам оказался высоким (от 0,712 до 1,0).

В результате был представлен базовый порядок деятельности ОМСП, утвержденный экспертами, регламентирующий только самые важные принципы его организации и функционирования.

Порядок (правила) организации деятельности отделения медико-социальной помощи детской поликлиники

Цель ОМСП детской поликлиники состоит в сохранении и укреплении здоровья детского населения посредством реализации медико-социальных мероприятий, направленных на социальную, правовую и психологическую защиту и поддержку детей и подростков, а также их семей.

Особое внимание в работе отделения уделяется оказанию медико-социальной помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в целях сохранения и укрепления их здоровья, профилактики социально значимых и социально обусловленных заболеваний.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.), к контингенту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся дети:

• оставшиеся без попечения родителей;

• инвалиды;

• с ограниченными возможностями здоровья, т. е. имеющие недостатки в физическом и/или психическом развитии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

• из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

• оказавшиеся в экстремальных условиях;

• жертвы насилия;

• отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

• находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

• проживающие в малоимущих семьях;

• с отклонениями в поведении;

• жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

Следует еще раз обратить особое внимание на вышеуказанную статью закона, поскольку нередко приходится сталкиваться с недопустимым вариантом сокращения категорий, определяющих нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.

Деятельность отделения осуществляется в тесном контакте и сотрудничестве с различными подразделениями поликлинических отделений, врачами-специалистами поликлиники, территориальными лечебно-профилактическими, образовательными и учебно-воспитательными учреждениями, органами социальной защиты, службами опеки и попечительства, правоохранительными органами.

Задачи отделения медико-социальной помощи детских поликлиник

• Медико-социальный патронаж семей: идентификация факторов социального риска и выявление на ранних этапах детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

• Определение характера и объема медико-социальной помощи, направленной на снижение влияния факторов риска на здоровье ребенка.

• Профилактика и оказание комплексного лечения заболеваний, развивающихся под воздействием психосоциальных факторов.

• Оказание психолого-педагогической помощи (индивидуальной, групповой) детскому населению и их семьям, включая медико-психологическую коррекцию психосоматических расстройств.

• Оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством.

• Индивидуальная, групповая и коллективная санитарно-просветительная работа, пропаганда мер профилактики, направленных на формирование потребности в здоровом образе жизни.

• Организация и осуществление межведомственного и межсекторального взаимодействия при оказании медицинской, социальной, психологической и правовой помощи детям, подросткам и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В структуру отделения входят:

• кабинет заведующего;

• кабинет врача-педиатра отделения медико-социальной помощи;

• кабинет педагога-психолога;

• кабинет социального работника;

• кабинет юрисконсульта.

Рекомендуемые штатные нормативы ОМСП (число штатных единиц на 10 000 прикрепленного детского населения):

• заведующий отделением, врач-педиатр (1);

• врач-педиатр отделения медико-социальной помощи (1);

• педагог-психолог (1-2, в зависимости от объема работы и контингента поликлиники);

• социальный работник (1-2, в зависимости от объема работы и контингента поликлиники);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• юрисконсульт (1);

• медицинская сестра (2).

План работы отделения включает 3 этапа (перечислены ниже).

I. Раннее выявление детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и определение потребностей в медико-социальной помощи и сопровождении

Основой для осуществления данной работы служит медико-социальный патронаж, при проведении которого решают следующие задачи:

• определяют медико-социальные факторы риска для ребенка (подростка) и его семьи;

• осуществляют контроль выполнения медико-социальных рекомендаций в отношении ребенка;

• повышают уровень санитарно-гигиенических и правовых знаний в семье;

• ведут динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Полученные в процессе патронажа данные заносят в специально разработанную форму — медикосоциальный паспорт ребенка и его семьи. Обязанности по заполнению паспорта возлагают на работников участковой педиатрической службы. Впервые медикосоциальный паспорт ребенка заполняют в течение 3 дней после выписки из родильного дома (во время первого патронажа). Заполненный паспорт передают в ОМСП поликлиники, где его оценивает врач-педиатр

по медико-социальной работе и социальный работник. По результатам анализа все дети и их семьи распределяются на 5 групп медико-социального риска. В качестве основы разработанной классификации групп риска взяты используемые в ОМСП формы, а также материалы руководств и пособий по ведению неблагополучных семей .

• С I. Ситуация благоприятная: семья полностью справляется со своими задачами и предоставляет все для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

• C II. Выявляются социальные и психологические факторы риска для здоровья ребенка, но в целом ситуация в семье благоприятная для его роста и развития. Cемья справляется со своими задачами и предоставляет все для полноценного развития, воспитания, образования и укрепления здоровья ребенка, но могут понадобиться кратковременные медико-социальные вмешательства (например, семья неполная, но финансовая состоятельность и забота родственников нивелируют возможные риски; обеспеченная многодетная семья; проблемы социальной адаптации в школе ребенка из благополучной семьи и т. п.) (консультативная группа).

• С III. Отмечается риск влияния неблагоприятных факторов на развитие и здоровье ребенка. Непосредственная угроза жизни и здоровью отсутствует, немедленного вмешательства не требуется, но необходимо медико-социальное сопровождение и наблюдение (например, многодетная семья; неудовлетворительные условия проживания по независящим от родителей причинам; семьи с детьми-инвалидами, опекаемые и др.) (группа профилактического учета).

• С IV. Ребенок находится в неудовлетворительной социальной ситуации, неблагоприятные факторы влияют на его развитие, здоровье и качество жизни, но непосредственная угроза жизни и здоровью отсутствует. Требуется медико-социальное вмешательство и сопровождение, без чего риск развития угрожающей жизни и здоровью ребенка ситуации крайне высок. Требуется регулярное медико-социальное сопровождение и наблюдение (несовершеннолетние правонарушители, дети из семей алкоголиков и др.) (группа учета).

• С V. Ребенок находится в ситуации, непосредственно представляющей угрозу его жизни или здоровью, требуется немедленное медико-социальное вмешательство и сопровождение (например, признаки жестокого обращения с ребенком; ненадлежащее выполнение медицинских рекомендаций родителями, приведшее к значительному ухудшению состояния здоровья ребенка и др.) (кризисная группа).

В случае отнесения семьи к группам С III, IV или V врач-педиатр ОМСП разрабатывает план медико-социального наблюдения и сопровождения ребенка, который передает для исполнения участковому врачу-педиатру.

В семьях из кризисной и учетной группы риска (по сигналу врача-педиатра ОМСП) работники участковой службы и социальный работник отделения проводят срочный углубленный социальный патронаж, после чего данный ребенок обсуждается на междисциплинарной медикосоциальной комиссии.

II. Разработка индивидуальных программ медикосоциальной помощи

Основой деятельности ОМСП является междисциплинарная медико-социальная комиссия (МСК), созда-

ваемая для обеспечения взаимодействия специалистов, работающих в детской поликлинике и вне ее, разработки индивидуальных программ и дальнейшего контроля медико-социального сопровождения детей и их семей. В обязанности МСК входит:

• разработка индивидуальной программы медико-социального сопровождения ребенка и его семьи с назначением конкретных исполнителей;

• оценка эффективности работы по оказанию медикосоциальной помощи;

• своевременная коррекция программы;

• обеспечение взаимодействия как внутри учреждения, так и с другими медицинскими, образовательными учреждениями, центрами социальной поддержки, органами внутренних дел, опеки и попечительства, общественными организациями.

Индивидуальная медико-социальная программа

сопровождения ребенка/семьи может включать рекомендации по проведению мероприятий в отношении снижения вреда социально-медицинских, социальнобытовых, социально-правовых и психологических факторов и быть представлена в форме медицинских назначений, социальных мероприятий, социально-правовой помощи, психологического консультирования и коррекции. Обязательным условием является включение конкретных рекомендаций для участкового врача-педиатра. Организация работы МСК.

• В состав МСК входят руководитель детской поликлиники, заведующие и старшие сестры основных отделений поликлиники: ОМСП, педиатрического, школьно-дошкольного, специалисты ОМСП. В отдельных случаях для участия в работе МСК могут приглашаться другие специалисты, например участковый врач или представитель правоохранительных органов. Руководит работой комиссии главный врач медицинской организации.

• Заседание МСК проводится не реже 1 раза в месяц.

• Врачом-педиатром ОМСП на заседании МСК представляются на рассмотрение дети (заочно), находящиеся в трудной жизненной ситуации, выявленные по результатам заполнения и оценки формы «Медикосоциальный паспорт ребенка и его семьи».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проводится обсуждение представленных на рассмотрение случаев, обозначаются основные проблемы, сильные и слабые стороны ребенка и его семьи.

• Разрабатывается программа (протокол) работы с данной семьей, включающая:

— консультации специалистов ОМСП;

— консультации специалистов других отделений детской поликлиники или других медицинских организаций;

— календарь проведения повторных патронажей;

— направление семьи в органы социальной защиты (при необходимости);

— план мероприятий по организации медицинской, социальной и психологической помощи семье (медицинские назначения; решение жилищных, материальных проблем; психокоррекция поведенческих нарушений и т. п.);

— экстренную передачу сведений о семьях из кризисной группы в правоохранительные органы, службы социальной защиты, опеки и попечительства;

— план межсекторального и межведомственного взаимодействия с заинтересованными структурами (образовательными, правоохранительными, социальной защиты и др.);

— дату повторного рассмотрения на МСК.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2013/ ТОМ 12/ № 4

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

III. Оказание комплексной мультидисциплинарной помощи детям и их семьям

Комплексную мультидисциплинарную помощь оказывают в соответствии с разработанными индивидуальными программами специалистами ОМСП — врачом-педиат-ром, социальным работником, педагогом-психологом и юрисконсультом. Для обеспечения успешной реализации комплексных индивидуальных программ медикосоциальной помощи в отделении создается мультидисциплинарная комиссия (МДК) под руководством заведующего отделением. Основная задача МДК состоит в обеспечении междисциплинарного взаимодействия внутри команды и своевременной коррекции индивидуальных программ медико-социальной помощи.

Должностные обязанности врача-педиатра отделения:

• комплексная оценка состояния ребенка на основе медико-социального паспорта и данных дополнительной медицинской документации и определение группы медико-социального риска;

• осмотр детей и подростков с целью оценки биологических факторов медико-социального риска;

• составление плана медико-социальных патронажей семей групп риска;

• представление случая нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации на МСК;

• разработка индивидуальных программ медикосоциальной помощи и сопровождения детей и подростков;

• осуществление динамического наблюдения детей и подростков (в соответствии с календарем программы индивидуальной медико-социальной помощи);

• координирование, контроль и оценка эффективности индивидуальных программ медико-социальной помощи для детей и подростков из групп С III, IV или V;

• организация межсекторального взаимодействия со специалистами медицинского профиля детской поликлиники и других медицинских организаций;

• гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни с использованием индивидуальных или групповых методов обучения.

Должностные обязанности социального работника отделения:

• обеспечение родителей и детей-подростков информацией о существующих возможностях социальной защиты населения (пособия; информация о центрах социальной помощи, временном жилье и др.);

• углубленный социальный патронаж семей групп медико-социального риска С III, IV или V (по распоряжению врача-педиатра ОМСП);

• оценка степени риска установленных социальных факторов для семьи, ребенка;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• организация межсекторального взаимодействия с учреждениями и организациями, предоставляющими социальную защиту, службами опеки и попечительства; межведомственного взаимодействия с пра-

воохранительными органами, образовательными и учебно-воспитательными учреждениями.

Обязанности педагога-психолога включают:

• проведение психодиагностических исследований (групповых и индивидуальных);

• осуществление групповой и индивидуальной психопрофилактики и психокоррекции, при необходимости — с привлечением семьи;

• рекомендации по профессиональной ориентации подростков с учетом их пожеланий и состояния здоровья;

• консультирование (индивидуальное и групповое) персонала поликлиники по вопросам медицинской, социальной, педагогической психологии и деонтологии;

• организация межсекторального взаимодействия с учебно-воспитательными и образовательными учреждениями.

Юрисконсульт отделения выполняет следующие обязанности:

• проводит консультативный прием детей и их родителей по вопросам жилищного, трудового, гражданского права и социального обеспечения;

• предоставляет информацию о правах детей, а также разрабатывает план действий в случае их нарушения;

• оказывает помощь в подготовке документов для оформления социальной помощи;

• разрабатывает нормативно-правовые акты по тематике работы отделения;

• осуществляет информирование о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц отделения с нормативно-правовыми актами, относящимися к их деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленный базовый порядок ОМСП в условиях детской поликлиники позволяет:

• своевременно выявлять детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, угрожающей их развитию и здоровью;

• организовать проведение медико-социального сопровождения детей и их семей, начиная с рождения ребенка;

• обеспечить междисциплинарное и межсекторальное взаимодействие при подготовке и осуществлении индивидуальных программ медико-социальной помощи;

• усовершенствовать систему мероприятий по защите прав, здоровья и жизни детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Необходимо добавить, что для успешного развития

служб медико-социальной помощи в системе здравоохранения необходимо решить вопросы финансирования. Считаем целесообразным выделение медико-социальной помощи отдельной строкой в перечне видов помощи, финансируемых за счет средств бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации, в государственной программе оказания бесплатной медицинской помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи». М. 2012.

15-17-year-old adolescents’ attitude towards their health. Rossiyskiy Pediatricheskiy Zhurnal. 2009; 5: 45-7 (in Russian).

Поступила 08.07.13

Сведения об авторах:

Ильин Александр Геннадьевич, зам. дир. по науке НИИ профилактической педиатрии и восстановительного лечения ФГБу «Научный центр здоровья детей» РАМН, проф., д-р мед. наук, e-mail: ilin@nczd.ru

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:616-053.2-058]:364.444

О.В. Куликов, М.В. Муратова, Н.В. Тимакова

ОКАЗАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОй пОМОщИ ДЕТяМ И СЕМЬЛМ В УСЛОВИях

детской поликлиники

СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 44», 192071, Санкт-Петербург

В статье представлена информация о возможности оказания медико-социальной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям в условиях районной детской поликлиники. Существующая организационная структура отделения медико-социальной помощи позволяет своевременно оказать помощь ребенку и его семье как силами специалистов отделения, так другими организациями. В работе наглядно продемонстрированы механизмы междисциплинарного взаимодействия как внутри отделения и поликлиники, так и внешнего с другими организациями. Авторами предложены конкретные рекомендации по развитию системы медико-социальной помощи детям и их семьям в Российской Федерации.

Ключевые слова: отделение медико-социальной помощи, поликлиника, медико-социальная помощь, дети в трудной жизненной ситуации, профилактика

O.V. Kulikov, M.V. Muratova, N.V. Timakova

DELIVERY OF MEDICAL AND SOCIAL CARE TO CHILDREN AND FAMILIES IN CONDITIONS OF CHILDREN’S POLYCLINICS

City polyclinics №44, 20, Budapeshtskaya Str, Saint Petersburg, Russian Federation, 192071

Key words: department of medical and social care, polyclinics, medical and social care, children in hardship, prevention

х-у /»*а фоне социально-экономических реформ ш—4 значительно возросло число детей и их сеМ- мей из групп высокого медико-социального риска. Уменьшение численности детей сопровождается неудовлетворительными показателями состояния их здоровья . По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, не снижается количество выявленных нарушений прав детей. В 2011 г. более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая «пивной

Для корреспонденции: Куликов Олег Васильевич, гл. врач СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 44», e-mail: p44@zdrav.spb.ru

алкоголизм», наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми прежде всего школьного возраста .

в последние годы обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов россии. проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение во многих государственных программных документах. Наконец, в 2012 г. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг. .

Среди множества основных проблем в сфере детства в документе указана низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями

причина постановки на учет в ОАиМСп семей и детей, «находящихся в трудной жизненной ситуации»

Наименование мероприятия 2011 г. 2012 г.

Количество неблагополучных семей 31 54

Число детей в них 45 77

Причины неблагополучия Жестокое обращение с ребенком

Семей 1 1

Число детей 1 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алкоголизм родителей

Семей 5 17

Число детей 13 28

Наркомания родителей

Семей 5 7

Число детей 7 9

Материально неблагополучные

Семей 5 2

Число детей 6 4

Девиантное поведение ребенка

Семей 5 12

Число детей 5 13

Заболевания родителей, родных, совместно проживающих с детьми

Семей 3 3

Число детей 4 4

Противоправное поведение родителей

Семей 2 1

Число детей 2 1

Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей

Семей 2 6

Число детей 2 9

Психоэмоциональное неблагополучие

Семей 3 5

Число детей 5 7

Выявлено неблагополучных семей за отчетный период 5 31

Число детей 11 38

Снято с учета 10 5

Число детей 13 6

и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Один из разделов стратегии целиком посвящен вопросам формирования здравоохранения, дружественного к детям, и пропаганде здорового образа жизни. В нем четко сформулированы задачи, стоящие перед системой здравоохранения по вопросам оказания медико-социальной и профилактической помощи в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

области материнства и детства . Согласно ст. 37 Федерального Закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вся медицинская помощь должна оказываться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи на основе стандартов . Приказом Минздравсоцразвития от 16.04.12 № 366н утвержден порядок оказания педиатрической помощи, в структуру детской поликлиники включено отделение медико-социальной помощи . Однако порядок оказания медико-социальной помощи для этих отделениях в указанном нормативном документе отражен не был. Очевидно, отсутствие четкого правового статуса существующих отделений медико-социальной помощи не позволило включить их в государственную и соответственно в территориальные программы оказания бесплатной медицинской помощи для обеспечения финансирования за счет бюджета субъектов Федерации . С другой стороны, содержание этих отделений за счет средств обязательного медицинского страхования весьма проблематично в связи отсутствием стандартов оказания данных услуг и наличием в структуре отделения большого числа работников немедицинских специальностей.

Тем не менее, понимая социальную важность подобных служб , руководство Санкт-Петербургского государственного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 44» в 2009 г. приняло решение о создании отделения абилитации и медико-социальной помощи (далее — ОАиМСП) на базе детского поликлинического отделении № 41 (далее — ДПО № 41).

Отделение было создано с целью оказания медико-социальной, правовой и психолого-педагогической помощи детям и их семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также проведения санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни с детьми и родителями.

в штат отделения включены следующие специалисты: заведующий отделением, врач-педиатр; врач-педиатр по медико-социальной работе; врач-педиатр кабинета здорового ребенка; врач-педиатр подростковый; педагог-психолог; социальный работник; юрисконсульт; медсестра по профилактической работе.

ДПО № 41 обслуживает детей в возрасте от 0 до 18 лет в количестве 7290 человек. Из них детей первого года жизни 502, детей-подростков 1301.

К концу 2012 г. на учете в ОАиМСП состояли 54 семьи и 77 детей, оказавшихся в критической жизненной ситуации, а также 30 опекаемых детей (см. таблицу).

из данных, представленных в таблице, видно, что нарастает количество выявленных неблагополучных семей. Наиболее проблемные семьи — это семьи, в которых выявлен алкоголизм или наркомания родителей, а также семьи с детьми, отличающимися деви-антным поведением.

Основные разделы деятельности ОАиМСп

1. выявление на ранних этапах детей и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Основой для осуществления данной работы является использование социального паспорта ребенка

Обязательным условием составления плана является включение конкретных рекомендаций для участкового врача-педиатра в случае реализации определенных факторов риска.

К семьям из неблагополучной или кризисной группы риска по рекомендации врача-педиатра ОАиМСП работники участковой службы проводят срочный углубленный социальный патронаж, после чего данный ребенок обсуждается на междисциплинарной медико-социальной комиссии (рис. 2).

2. Разработка индивидуальных программ медико-социальной помощи путем междисциплинарного взаимодействия специалистов.

Междисциплинарная медико-социальная комиссия (далее — МСК) создана для обеспечения взаимодействия специалистов, работающих в ДПО № 41, при разработке индивидуальных программ и дальнейшем оказании медико-социальной помощи детям и их семьям из групп повышенного социального риска. В обязанности МСК входит: разработка индивидуальной программы медико-социальной помощи ребенку и его семье с назначением конкретных исполнителей; оценка эффективности работы по оказанию медико-социальной помощи; своевременная коррекция программы; обеспечение взаимодействия как внутри учреждения, так и с другими медицинскими, образовательными учреждениями, центрами социальной поддержки, органами внутренних дел, опеки и попечительства, общественными организациями.

2.1. Организация работы МсК.

В состав МСК входят руководитель ДПО, заведующие и старшие сестры основных отделений поликли-

Участковая служба ( (врач-педиатр, г медсестра) У

Социальный паспорт ребенка и семьи

ОАиМСП (врач-педиатр соцработник)

Рис. 1. Схема медико-социального наблюдения семей из благополучной или удовлетворительной группы.

и его семьи. Работниками отделения разработаны 2 вида социального паспорта: 1) для детей дошкольного возраста; 2) для школьников. Обязанности по заполнению паспорта возложены на работников участковой педиатрической службы. Следует отметить, что самый первый социальный паспорт ребенка заводится сразу после его выписки из роддома. К паспорту ребенка первого года жизни обязательно прикладываются копии дородовых патронажей и первичного врачебно-сестринского патронажа. Заполненный паспорт с приложениями передается на ОАиМСП, где оценивается врачом-педиатром по медико-социальной работе и социальным работником. Проведение анализа социального паспорта направлено на выявление факторов медико-социального риска по четырем группам, рекомендованным Н.Г. Веселовым: социально-гигиеническим, медико-демографическим, социально-психологическим и биологическим факторам ребенка . По результатам анализа все дети и их семьи распределяются на четыре группы медико-социального риска: А4 — благополучная (медико-социальный риск низкий); А3 -удовлетворительная (медико-социальный риск умеренный); А2 — неблагополучная (медико-социальный риск высокий); А1 — кризисная (медико-социальный риск критический). В случае отнесения семьи к группам А4 или А3 врач-педиатр отделения медико-социальной помощи разрабатывает план медико-социального наблюдения ребенка, который сразу передается для исполнения участковому врачу-педиатру (рис. 1).

В зависимости от выявленных факторов риска в план наблюдения могут быть включены рекомендации по контролю: материально-бытовых условий семьи; питания и ухода за ребенком; физического и психомоторного развития; взаимодействия в паре мать-дитя; психологического климата в семье; реализации биологических факторов риска ребенка.

[ Участковая служба ( (врач-педиатр, медсестра)

Социальный паспорт ребенка и семьи

ОАиМСП (врач-педиатр соцработник)

Требование

выполнить

социальный

патронаж

Социальный патронаж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

План

медико-социального наблюдения + протокол МСК

М

Медико-социальная комиссия (МСК)

Рис. 2. Схема медико-социального наблюдения семей из неблагополучной или кризисной группы.

ники: медико-социальной помощи, педиатрического, школьно-дошкольного, специалисты ОАиМСП. В отдельных случаях для участия в работе МСК могут приглашаться другие специалисты, например участковый врач и медсестра. Руководит работой комиссии главный врач учреждения, который является по специальности врачом-педиатром. Заседание МСК проводится по необходимости, но не реже 1 раз в месяц. На заседании МСК рассматриваются дети и их семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, выявленные по результатам заполнения и оценки формы «Социальный паспорт ребенка и его семьи». Отбор кандидатов для рассмотрения на МСК осуществляется заведующим ОАиМСП и заранее согласовывается с членами МСК. Явка на заседание МСК является обязательной для постоянных членов МСК и приглашаемых лиц. Заседание МСК проводится в форме круглого стола, каждый член МСК имеет право высказать свое мнение о данном случае. Обсуждение проводится в заочной форме. На заседании МСК заведующий ОМСП докладывает каждый случай по результатам социального патронажа, выступают приглашенные лица.

После доклада проводится обсуждение. Затем разрабатывается программа работы с данной семьей, включающая: необходимость консультации специалистов; проведение повторных патронажей; направление семьи в органы социальной защиты; предоставление помощи семье в решении жилищных, материальных, проблем, в устройстве детей в дома ребенка, дошкольные учреждения, интернат и др.; экстренная передача сведений о семьях из кризисной группы в органы внутренних дел, опеки и попечительства; подготовка запросов в образовательные учреждения других районов для получения психолого-педагогических характеристик на воспитанников и учащихся этих учреждений; дата повторного рассмотрения на МСК. Решения комиссии оформляются в виде протокола и передаются для исполнения работникам участковой службы и ОАиМСП.

3. Оказание комплексной мультидисциплинарной помощи детям и их семьям.

Комплексная мультидисциплинарная помощь оказывается в соответствии с разработанными индивидуальными программами специалистами ОАиМСП: педагогом-психологом, социальным работником, юрисконсультом и врачом-педиатром.

В обязанности педагога-психолога входит: работа по психопрофилактике, психологическому консультированию детей и подростков с различными соматическими заболеваниями; проведение психодиагностических исследований (групповых и индивидуальных); осуществление групповой и индивидуальной коррекции психологического состояния и поведения детей и подростков; разработка развивающих и пси-хокоррекционных программ; оценка эффективности проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий в зависимости от состояния здоровья пациента; организация тоддлеровских групп (групп сопровождения развития) для детей ясельного возраста с целью их ранней социализации и подготовки к посещению детского сада.

Социальный работник отделения обеспечивает родителей и детей-подростков информацией о возможности получения социальной помощи вне ДПО № 41, а также организует взаимодействие с центрами, оказывающими социальную помощь, в случае направления родителей (опекунов) детей до 14 лет и детей-подростков в эти учреждения.

Юрисконсульт отделения выполняет следующие обязанности: проводит консультативный прием детей и их родителей по вопросам жилищного, трудового, гражданского права и социального обеспечения; предоставляет помощь в устройстве женщин и детей, оставшихся без жилья. Дает консультации по жилищным вопросам; предоставляет информацию о правах детей, об их организации и учреждениях, куда можно обратиться в связи со сложившейся ситуацией; оказывает помощь в подготовке документов для оформления социальной помощи; разрабатывает нормативно-правовые акты по тематике работы отделения; осуществляет информирование работников отделения о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц отделения с нормативно-правовыми актами, относящимися к их деятельности.

Подростковый врач-педиатр проводит амбулаторный прием детей подросткового возраста по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья, подготовки к предстоящей жизни, ориентации на здоровую семью, пропаганды здорового образа жизни, профориентации. Выявляет подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и направляет их к другим специалистам ОАиМСП, а также в районный подростковый центр.

Для обеспечения успешной реализации комплексных индивидуальных программ медико-социальной помощи в отделении создана мульти-дисциплинарная комиссия (далее — МДК) под руководством заведующего отделением. Основной задачей МДК является обеспечение междисциплинарного взаимодействия внутри команды и своевременная коррекция индивидуальных программ медико-социальной помощи.

4. Выявление на ранних сроках детей с задержками психомоторного развития и обеспечение их аби-литационными услугами.

Для улучшения профилактической работы с детьми раннего возраста, придания большей превентивной направленности абилитационным мероприятиям, создания преемственности в работе медицинского и немедицинского персонала при обслуживании детей грудного возраста в структуру отделения включен кабинет здорового ребенка (КЗР). В этом кабинете осуществляются приемы врача-педиатра и медицинской сестры. Кроме традиционных обязанностей по пропаганде грудного вскармливания, обучения родителей основам ухода за ребенком, профилактике фоновых состояний на персонал КЗР возложена важная функция проведения регулярного скрининга психомоторного развития грудного ребенка, выявления детей с задержками и направления этих пациентов в районный центр абилитации. КЗР тесно взаимодействуют с другими подразделениями ДПО № 41, а

также с женской консультацией и городским центром медицинской профилактики.

Таким образом, представленная модель организации медико-социальной помощи в условиях детской поликлиники позволяет организовать проведение социально-гигиенического, медико-демографического и социально-психологического мониторинга семей, начиная с рождения ребенка; обеспечить междисциплинарное взаимодействие при подготовке и осуществлении индивидуальных программ медико-социальной помощи; обеспечить защиту прав, здоровья и жизни детей и подростков, оказавшихся в критической жизненной ситуации; проводить на ранних сроках выявление детей с задержками психомоторного развития для своевременной реализации абилитационных программ.

Вместе с тем необходимо провести ряд основополагающих мероприятий на региональном и федеральном уровнях: следует подготовить и утвердить порядки и стандарты оказания медико-социальной помощи; в программах оказания бесплатной медицинской помощи, в перечне видов помощи, финансируемых из бюджета медико-социальная помощь должна быть выделена отдельной строкой; обязательно должны развиваться региональные и муниципальные системы медико-социальной помощи; следует также подготовить программы обучения специалистов по вопросам медико-социальной помощи населению. Указанные меры позволят создать универсальную систему медико-социальной помощи детям и их семьям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов A.A. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91 (3): 9-14.

2. Устинова Н.В. Профилактика и раннее выявление потребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 47-9.

3. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». В кн.: Собрание законодательства РФ. 2012; 4.06; № 23; ст. 2994.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Российская газета. 2011; 23.11; № 263.

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2012; 22.10; № 43.

6. Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов». Российская газета. 2012; 26.10; № 248.

8. Веселов Н.Г. Социальная педиатрия (Курс лекций). СПб.: РИВЬЕРА; 1996.

1. Baranov A.A. Children’s health in Russian Federation. Pediatriya. 2012; 91 (3): 9-14 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

роль образованного, высокопрофессионального, морально честного человека, охраняющего здоровье населения. Подготовка, продвижение и правовая защищенность врача — организатора здравоохранения от произвола и некомпетентности чиновников и средств массовой информации в настоящее время необходимы.

Дегтярева Е.А., Михеева А.А._

Пути повышения эффективности работы детского стационара

ГБУЗ «Детская инфекционная клиническая больница № 6» Департамента здравоохранения г. Москвы

На протяжении последнего десятилетия администрация последовательно реализует принцип высококвалифицированных практик, когда сотрудники больницы одновременно являются сотрудниками кафедр медицинских вузов (ассистентами, доцентами, профессорами) и отвечают за соответствующие направления практической деятельности клиники. Реализуется принцип максимального совмещения профессий — 40% сотрудников имеют 2 и более сертификатов, работают по нескольким специальностям. Врачи клиники занимаются научно-исследовательской работой, участвуют в клинических испытаниях лекарственных средств, 11 практических врачей защитили кандидатские диссертации, выполненные на базе больницы за последние 7 лет, получена премия мэра в области здравоохранения. Участие в непрерывном медицинском образовании с 2014 г. является важным критерием стимулирующих выплат эффективного контракта. Дальнейшее повышение эффективности работы стационара независимо от материально-технической составляющей возможно путем развития данных направлений и совершенствования количественных критериев их оценки.

Дугина Е.А., Блохина С.И., Ткаченко Т.Я._

Организация специализированной медицинской помоши детям при реструктуризации муниципального здравоохранения в Субъекте Федерации

ГБУЗ Свердловской области «Детская клиническая больница восстановительного лечения «Научно-практический центр «Бонум «», Екатеринбург

Ключевыми задачами здравоохранения ос таются сохранение здоровья населения, снижение инвалидности, профилактика заболеваний, в том числе генетически обусловленных врожденных пороков развития. В сфере здравоохранения особое внимание уделяется обеспечению надлежащих комплексных услуг и стандартов для детей с особыми потребностями. Особенно актуально совершенствование организации медицинской реабилитации как составляющей специализированной медицинской помощи детям (ФЗ № 323, ст. 32, п. 2).

Материал. Статистические данные Росстата, МИАЦ СО; отчеты медицинских организаций СО (форме № 19); отчеты медицинских организаций СО по запрашиваемым формам (дети-инвалиды, дети с ВПР, дети в ДЦП и др.); отчеты кабинетов мониторинга детей из групп перинатального риска межмуниципальных центров СО (с 2012 г.); данные электронной карты пациентов многопрофиль-

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

ТЕЗИСЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2015. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (28-29 мая 2015 г., МОСКВА)

ного медицинского учреждения (Научно-практического центра «Бонум»); данные кабинета катамне-за НПЦ «Бонум» (с 2013 г.).

Период исследований: 2000-2015 гг. Пилотная площадка — Западный управленческий округ Свердловской области.

Цель исследования — повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи детскому населению индустриального региона с разработкой модели организации, управления и алгоритмов комплексного лечения и восстановления здоровья детей с врожденной и приобретенной патологией.

Основные результаты. На основе анализа показателей Свердловской области как индустриального региона РФ дана развернутая оценка демографической ситуации по территориальным округам, характеристика состояния здоровья детского населения, выявлены тенденции развития заболеваемости детей, в том числе раннего возраста, и предпосылки хронизации патологии. Выявлена специфика современных организационно-методических, информационных и лечебно-реабилитационных мероприятий, определяющих приоритеты реструктуризации специализированной медицинской помощи детскому населению. С позиций эволюционного подхода рассмотрено содержание этапов реструктуризации муниципального сектора здравоохранения и влияния новой парадигмы на оказание специализированной медицинской помощи детскому населению. Предложен подход к ресурсному обеспечению специализированной медицинской помощи детям с учетом видов и степени интенсивности лечебно-диагностического процесса в условиях трехуровневой системы регионального здравоохранения. Проведена оценка информационных потоков, обоснована необходимость модернизации региональных информационных систем для взаимодействия медицинских организаций на различных уровнях оказания специализированной помощи. Сформирован комплекс организационных, методических, информационных и экономических технологий управления логистическими потоками при направлении детей в центры специализированной медицинской помощи. Разработана организационная модель ранней реабилитационной помощи детям с врожденной и приобретенной патологией на базе многопрофильного медицинского учреждения, основанная на алгоритмах распределения логистических потоков пациентов, ресурсов, информации по уровням и этапам реабилитационной помощи. Предложены новые организационные формы для реализации моделей (штаб главных специалистов, служба катамнеза, кабинеты мониторинга межмуниципальных медицинских центров и др.). Определены меры и критерии оценки эффективности предложенных моделей организации специализированной медицинской помощи и реабилитации детей.

Ермилова О.А.1, Варенова Л.Е.2, Переслегина И.А.3, Позднякова М.А.4_

Методический подход к разработке плана мероприятий по снижению смертности населения муниципальных образований

1 Аппарат правительства Нижегородской области, Нижний Новгород

2 ГБУЗ Нижегородской области МИАЦ, Нижний Новгород

3 Министерство здравоохранения Нижегородской области, Нижний Новгород

4 ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России

Показатели смертности в муниципальных образованиях Нижегородской области (далее — НО) отличаются между собой по величине и структуре.

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2015

Главная → О нас → Регламент оказания медицинской помощи

УТВЕРЖДЕНО

приказ государственного учреждения здравоохранения «Детская поликлиника № 1

г. Гродно»

___________________№____

Регламент

оказания медицинской помощи

в ГУЗ «Детская поликлиника №1 г. Гродно»

Общие положения

Данный Регламент устанавливает порядок оказания медицинской помощи в ГУЗ «Детская поликлиника №1 г.Гродно» (далее-учреждение).

Настоящим Регламентом устанавливаются обязательные требования, обеспечивающие необходимый уровень качества и доступности медицинской помощи в целом, а также на каждом этапе ее предоставления.

Первичная медицинская помощь детскому населению осуществляется по территориальному принципу непосредственно в учреждении или на дому. Согласно участково-территориальному принципу обслуживания, население, проживающее на территории обслуживания детской поликлиники № 1 г. Гродно, для получения медицинской помощи закреплено за врачом-педиатром участковым (врачом подросткового кабинета).

Предоставление медицинской помощи в учреждении осуществляется по закреплению граждан за учреждением по месту жительства.

Порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь вне их места жительства (места пребывания) определяется постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2008 № 229 «Об утверждении инструкции о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь вне их места жительства (места пребывания) и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10.06.2002 № 29».

Медицинская помощь в учреждении оказывается в соответствии с клиническими протоколами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Гарантированный объем и виды бесплатной медицинской помощи предоставляются населению в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения.

Платные медицинские услуги и услуги по добровольному медицинскому страхованию предоставляются в учреждении сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг.

Порядок информирования пациентов

Информация об оказании медицинской помощи предоставляется по телефонам стола справок, а также путем размещения её непосредственно на информационных стендах в учреждении, на сайте учреждения.

Сведения о телефонах ответственных лиц за организацию и контроль оказания медицинской помощи:

главный врач Онегин Евгений Евгеньевич, кабинет 302, т.55 88 25;

заместитель главного врача по медицинской части Отливанова Инга Владимировна, кабинет 303, 55 88 14;

заместитель главного врача по МЭиР Тыщенко Татьяна Леонидовна, кабинет 240, т. 55 88 27.

В случае возникновения спорных либо неразрешенных вопросов, неудовлетворенности оказанием медицинской помощи, необходимо обращаться к заведующим отделениями, административному дежурному.

Телефон «горячей линии» 55-88-14 учреждения, режим работы с 08.00 – до 20.00 (кроме субботы, воскресенья, праздничных дней).

«Книга замечаний и предложений» находится в столе справок регистратуры поликлиники.

Режим работы учреждения устанавливается решением Гродненского городского исполнительного комитета.

Порядок обращения пациента в учреждение для получения медицинской помощи

Для получения медицинской помощи гражданин (либо его законный представитель) должен обратиться в регистратуру детской поликлиники № 1 г. Гродно по месту жительства (месту пребывания) лично, через интернет или по телефону. В указанное время гражданину, обратившемуся за медицинской помощью, необходимо явиться на прием (при вызове на дом находиться по адресу вызова).

Сайт учреждения 1dp.by

Документы, необходимые для получения медицинской помощи.

Медицинская помощь оказывается гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства при предоставлении документа, удостоверяющего личность: паспорт, вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца.

Лицам, не имеющим вышеуказанных документов, оказывается только экстренная и неотложная помощь по жизненным показаниям на безвозмездной основе, плановая в соответствии с действующим законодательством.

Медицинская карта амбулаторного пациента хранится в регистратуре учреждения и выдаче на руки пациенту не подлежит.

При обращении пациента в учреждение, работники регистратуры обеспечивают подбор и доставку медицинской карты амбулаторного больного к врачу-специалисту и несут ответственность за их сохранность.

Врач-педиатр участковый (врач подросткового кабинета):

организует оказание первичной медицинской помощи в соответствии с клиническими протоколами, утвержденными Министерством здравоохранения Республики Беларусь в поликлинике;

в случае невозможности посещения пациентом поликлиники организует медицинскую помощь на дому;

по показаниям направляет пациентов на консультацию к врачам- специалистам, сотрудникам кафедр, на госпитализацию или в отделение дневного пребывания.

Порядок записи на прием к врачу-педиатру участковому (врачу подросткового кабинета)

Запись пациентов на прием к врачу осуществляется:

при непосредственном обращении в регистратуру;

по телефонам 55-88-29:

на сайте учреждения 1dp.by;

Запись и выдача талонов на первичный прием к врачу «сегодня на завтра» осуществляется в течение рабочего дня по талонам предварительной записи.

Предварительная запись на первичный прием к врачу осуществляется и течение рабочего дня на срок без ограничения по времени. Талоны по предварительной записи выдаются в день обращения, (но не позднее чем за 30 минут до назначенного времени приема).

Запись на повторное посещение осуществляется в кабинете врача.

Порядок записи к врачам-специалистам

Запись на первичный прием к врачу-специалисту осуществляется по телефонам

55-88-29, на сайте учреждения 1dp.by, в регистратуре детской поликлиники № 1 г. Гродно ежедневно в течение рабочего дня:

к неврологу, эндокринологу, кардиологу, ревматологу, урологу, гастроэнтерологу, оториноларингологу — по направлению врача-педиатра участкового (врача подросткового кабинета), срок ожидания определяется медицинскими показаниями, но не должен превышать 14 дней при наличии в поликлинике врача — специалиста;

к другим врачам-специалистам — при обращении пациента по направлению врача-педиатра участкового (врача подросткового кабинета) или без направления. Срок ожидания определяется медицинскими показаниями, но не должен превышать 14 дней (медицинские показания могут устанавливаться при осмотре врача-педиатра участкового (врача подросткового кабинета).

На повторный прием с тем же заболеванием либо для пациентов, состоящих на диспансерном учете у данного специалиста (невролога, эндокринолога, кардиолога, уролога, гастроэнтеролога) запись осуществляется без направления врача-педиатра участкового.

Если при приеме пациента врачом-педиатром участковым (врачом подросткового кабинета) выявлены экстренные показания для направления к врачу-специалисту, прием пациента врачом-специалистом осуществляется вне очереди.

Талоны на прием к врачу-специалисту по предварительной записи выдаются в день обращения в течение рабочего дня, но не позднее чем за 30 минут до назначенного времени приема.

Направления на консультацию в другие учреждения здравоохранения осуществляется по направлению врача детской поликлиники № 1 г.Гродно. Для получения консультации необходимо иметь:

направление от лечащего врача поликлиники с результатами клинико-лабораторных и инструментальных исследований за подписью лечащего врача, заведующего структурным подразделением и заверенное печатью учреждения;

паспорт.

Результат консультации оформляется медицинским заключением врача — специалиста и предоставляется пациентом лечащему врачу, направившему на консультацию.

Направление на плановую госпитализацию пациентов, нуждающихся в стационарном лечении, осуществляется врачами детской поликлиники № 1 г. Гродно после проведения обследования с указанием предварительного диагноза и результатов проведенного обследования через бюро госпитализации УЗ «ГОДКБ» и УЗ «ГОКБ» (офтальмолог, оториноларинголог). Время ожидания на плановую госпитализацию — не более 21 дня с момента выдачи направления.

Порядок выдачи талонов для проведения инструментальных и лабораторных методов исследования в плановом порядке при наличии медицинских показаний

Талоны на проведение эхокардиографии, суточного (холтеровского) мониторирования ЭКГ, суточного мониторирования артериального давления (СМАД), ультразвуковые и эндоскопические исследования выдаются в регистратуре по направлению врачей-специалистов, врача-педиатра.

Направление на проведение велоэргометрии выдается врачами- педиатрами участковыми (врачами подросткового кабинета) или кардиологами.

Направление на проведение исследования функции внешнего дыхания выдается врачами-педиатрами участковыми (врачами подросткового кабинета).

Направления на общий анализ крови, глюкозу крови, общий анализ мочи, электрокардиографию, флюорографию, холестерин крови выдаются врачами-педиатрами участковыми (врачами подросткового кабинета), врачами-специалистами, медицинскими работниками учреждений образования и медицинскими сестрами участковыми при проведении диспансеризации.

Направления на рентгенологическое обследование, биохимический анализ крови, исследование гликированного гемоглобина, исследование гормонов щитовидной железы и тиреотропные гормоны, исследование половых гормонов, онкомаркеров, маркеров вирусных гепатитов и другие лабораторные исследования выдаются врачами-педиатрами участковыми (врачами подросткового кабинета), врачами-специалистами.

Срочность проведения лабораторных и инструментальных исследований определяется лечащим врачом с учетом медицинских показаний. Предельный срок ожидания проведения инструментальных исследований:

ультразвуковых, эндоскопических исследований, эхокардиографии, суточного мониторирования ЭКГ и АД, зависит от диагностических возможностей учреждения, но не более 21 дня;

Плановая амбулаторно-поликлиническая помощь предоставляется с учетом следующих условий:

проживание на территории обслуживания поликлиники;

запись на прием к врачу осуществляется по предварительной записи, в том числе по телефону 55-88-29, на сайте учреждения 1dp.by;

возможно наличие очередности плановых пациентов на прием к врачу, отдельных диагностических исследований, консультативной помощи специалистов. Очередность к врачу-педиатру участковому (врачу общей практики) составляет не более 1 рабочего дня; запись в дни здорового ребенка

время ожидания на госпитализацию в отделение дневного пребывания — не более 10 дней;

время, отведенное на прием пациента в поликлинике, определяется действующими расчетными нормативами. Время ожидания приема — не более 30 минут с момента, назначенного пациенту, за исключением случаев, когда врач участвует в оказании экстренной помощи другому пациенту или осматривает диагностически сложного пациента;

вызовы на дому обслуживаются в течение рабочего дня.

В период эпидемического подъема заболеваемости время ожидания может увеличиваться.

Амбулаторно-поликлиническая помощь по экстренным показаниям

Амбулаторно-поликлиническая помощь по экстренным показаниям обеспечивается при острых и внезапных ухудшениях в состоянии здоровья, а именно:

высокая температура (38) градусов и выше),

острые и внезапные боли любой локализации;

внезапные нарушения двигательной активности речи;

нарушения сердечного ритма,

судороги;

кровотечения;

иные состояния заболевания, отравления и травмы, требующие экстренной помощи и консультации врача.

Прием пациента осуществляется вне очереди и без предварительной записи, независимо от прикрепления пациента к детской поликлинике № 1 г. Гродно.

Экстренная и неотложная помощь в нерабочее время поликлиники осуществляется бригадой скорой медицинской помощи или в приемном отделении клинической больницы.

Медицинская помощь на дому

При необходимости получения медицинской помощи на дому пациент обращается по телефону и сообщает: ФИО, адрес, причину вызова врача, контактный телефон. Имеется возможность вызвать врача на дом через интернет.

Медицинская помощь на дому осуществляется врачами участковой педиатрической службы (врачами педиатрами участковыми, врачами подросткового кабинета), помощниками врача-терапевта и медицинскими сестрами участковыми и осуществляется в следующих случаях:

при наличии острого внезапного ухудшения состояния здоровья, тяжелых хронических заболеваниях (при невозможности передвижения пациента);

при необходимости соблюдения строгого домашнего режима,

рекомендованного лечащим врачом;

при патронажах отдельных категорий граждан (дети 1-го года жизни, дети-инвалиды, дети признанные находящимися в СОП);

при выполнении активов скорой медицинской помощи и стационаров;

иные случаи оказания медицинской помощи на дому.

Проведение консультаций пациентов на дому врачами-специалистами, проведение лабораторных исследований на дому проводится при наличии медицинских показаний после осмотра врача- педиатра участкового (врача подросткового кабинета).

Врач-педиатр участковый (врач подросткового кабинета) согласовывает дату проведения консультации с врачом-специалистом, дату обследования на дому с заведующим клинико-диагностической лаборатории или медицинской сестрой участковой (помощником врача-терапевта).

Проведение консультаций врачей-специалистов и лабораторных исследований на дому проводится в рабочее время, согласно графику работы врача-специалиста и лаборатории.

При необходимости осмотров врачами-специалистами с применением аппаратных методов диагностики, другого оборудования — осмотры производятся в условиях поликлиники.

Организация диспансеризации

В соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12.08.2016 №96 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения диспансеризации» граждане Республики Беларусь имеют право пройти диспансерный осмотр и при наличии медицинских показаний находиться под диспансерным динамическим наблюдением в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детскому населению в амбулаторных условиях.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведения диспансеризации выполняются следующие обследования:

Все дети ежегодно осматриваются врачом — педиатром, проводится комплексная оценка состояния здоровья, контролируются лабораторные анализы, консультация врачей специалистов в зависимости от возраста

В возрасте 1 месяца

Осмотр педиатра в поликлинике, дальнейшие рекомендации по диспансеризации.

К 3 месяцам ребенок должен быть осмотрен неврологом, офтальмологом, ортопедом. Обследование: электрокардиография, общий анализ крови, общий анализ мочи.

Ежемесячно до 1 года:

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии.

В 1 год Осмотр педиатра, с проведением антропометрии, ребенок должен быть осмотрен ЛОР врачом, стоматологом. Обследован: общий анализ крови, общий анализ мочи, определение глюкозы крови.

В возрасте с 1 до 2 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии 2 раза в год. Обследование: электрокардиография, общий анализ крови, общий анализ мочи, паразитологическое обследование. Проводится комплексная оценка состояния здоровья.

В возрасте с 2 до 3 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии 2 раза в год, ребенок должен быть осмотрен офтальмологом, неврологом, стоматологом, врачом акушером-гинекологом (девочки). Обследование: определение остроты слуха, общий анализ крови, общий анализ мочи.

В возрасте с 3 до 4 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии, осмотр логопеда. Обследование: общий анализ крови, общий анализ мочи, энтеробиоскопия.

В возрасте с 4 до 5 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии, определение остроты зрения, осмотр логопеда, оценка осанки. Обследование: электрокардиография, общий анализ крови, общий анализ мочи, к 6 годам, должен быть обследован УЗИ сердца.

В возрасте 6 лет (оформление в 1 класс)

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии, осмотр логопеда. Ребенок должен быть осмотрен хирургом (ортопедом), офтальмологом, неврологом, стоматологом, врачом акушером-гинекологом (девочки). Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, общий анализ крови, общий анализ мочи, АД, оценка осанки.

В возрасте 7 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Ребенок должен быть осмотрен стоматологом. Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, общий анализ крови, общий анализ мочи, энтеробиоскопия, измерение АД, оценка осанки.

В возрасте с 8 до 11 лет

Ежегодно осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Ребенок должен быть осмотрен стоматологом. Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, оценка осанки, общий анализ крови, общий анализ мочи, энтеробиоскопия, измерение АД.

В возрасте 12 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Ребенок должен быть осмотрен хирургом, стоматологом. Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, оценка осанки, измерение АД, общий анализ крови, общий анализ мочи, энтеробиоскопия, глюкоза крови.

УЗИ щитовидной железы с 11 до 16 лет однократно.

В возрасте с 13 до 14 лет

Ежегодно осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Ребенок должен быть осмотрен стоматологом. Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, оценка осанки, общий анализ крови, общий анализ мочи, глюкоза крови, энтеробиоскопия, измерение АД.

УЗИ брюшной полости и моче – половой системы с 14 до 16 лет однократно, юноши – УЗИ сердца, передача эпикриза в подростковый кабинет.

В возрасте с 15 до 16 лет юноши

Ежегодно осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Ребенок должен быть осмотрен неврологом, ЛОР, хирургом, психиатром, стоматологом. Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, оценка осанки, общий анализ крови, общий анализ мочи, глюкоза крови, энтеробиоскопия, измерение АД.

В возрасте 15 лет девушки

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии, стоматолога, гинеколога.

В возрасте 16 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Подросток должен быть осмотрен неврологом, ЛОР, хирургом, гинекологом (девушки), психиатром, офтальмологом, стоматологом. Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, оценка осанки, общий анализ крови, общий анализ мочи, глюкоза крови, измерение АД.

В возрасте 17 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Подросток должен быть осмотрен стоматологом гинекологом (девушки). Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, оценка осанки, общий анализ крови, общий анализ мочи, глюкоза крови, измерение АД.

В возрасте 18 лет

Осмотр педиатра, с проведением антропометрии. Подросток должен быть осмотрен неврологом, ЛОР, хирургом, гинекологом (девушки), психиатром, офтальмологом, стоматологом. Обследование: электрокардиография, определение остроты слуха и зрения, оценка осанки, общий анализ крови, общий анализ мочи, глюкоза крови, измерение АД. Флюорография.

По результатам осмотра, при достижении 18 лет выписка передается во взрослую поликлинику, для дальнейшего наблюдения. В случае наличия у ребенка хронического заболевания, наблюдение ведется по индивидуальному плану, составляемому лечащим врачом.

Дополнительные виды исследований назначаются врачом после осмотра и установления диагноза в соответствии с медицинскими показаниями.

Для прохождения медицинского осмотра пациент может:

обратиться к врачу-педиатру участковому (девушки), к врачу-педиатру подросткового кабинета (юноши), прием осуществляется по очереди;

обратиться к медицинской сестре участковой (девушки), медицинской сестре подросткового кабинета (юноши) согласно графику работы;

После прохождения назначенных обследований, необходимо в плановом порядке посетить врача-педиатра участкового (девушки), врача-педиатра подросткового кабинета (юноши), который определит группу здоровья и составит индивидуальный план прохождения диспансеризации. При наличии медицинских показаний пациенту будет предложено динамическое наблюдение с проведением необходимого дообследования, консультаций врачей-специалистов и комплексом лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на первичную (возникновение заболевания) и вторичную (возникновение осложнений заболевания) профилактику.

Организация проведения инъекций

Обращение пациента в процедурный (прививочный) кабинет осуществляется строго по направлению врача-педиатра участкового (врача подросткового кабинета) или врача-специалиста.

Медицинская сестра процедурного кабинета в зависимости от вида и объёма проводимого лечения, обязана:

выполнить назначенные инъекции в соответствии с должностными обязанностями и соблюдением медицинских правил проведения инъекций;

оказать доврачебную медицинскую помощь при неотложных и жизнеугрожающих состояниях;

заполнить необходимую медицинскую документацию, сделать запись в журнале процедурного кабинета установленного образца о выполнение инъекции;

направить пациента к руководителю медицинского учреждения в случае спорных вопросов, конфликтной ситуации.

Медицинская сестра процедурного кабинета имеет право отказать выполнении инъекций — в случае отсутствия направления, или технической невозможности (отключение воды, света, форс-мажорные обстоятельства).

Порядок оформления выписки из медицинских документов (форма мед/у-10)

Согласно Перечню административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 № 200, на основании паспорта или иного документа, (законного представителя) удостоверяющего личность гражданина, в течение 5-ти дней со дня обращения гражданина выдается выписка из медицинских документов (далее — выписка). Для получения выписки необходимо обратиться к медицинской сестре участковой, или к врачу-педиатру участковому или оставить заявку на сайте учреждения.

Права и обязанности пациентов

При обращении за медицинской помощью пациент имеет право на:

получение медицинской помощи;

участие в выборе методов оказания медицинской помощи;

пребывание в организации здравоохранения в условиях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям и позволяющих реализовать право на безопасность и защиту личного достоинства;

уважительное и гуманное отношение со стороны работников здравоохранения;

получение в доступной форме информации о состоянии собственного здоровья, применяемых методах оказания медицинской помощи, а также о квалификации лечащего врача, других медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании ему медицинской помощи,

выбор лиц, которым может быть сообщена информация о состоянии его здоровья;

перевод к другому лечащему врачу с разрешения руководителя организации здравоохранения (ее структурного подразделения);

отказ от оказания медицинской помощи, в том числе медицинского вмешательства, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, всеми методами оказания медицинской помощи с учетом лечебно-диагностических возможностей организации здравоохранения.

Пациент обязан:

заботиться о собственном здоровье, принимать своевременные меры по его сохранению, укреплению и восстановлению;

уважительно относиться к работникам здравоохранения и другим пациентам;

выполнять рекомендации медицинских работников, необходимые для реализации избранной тактики лечения, сотрудничать с медицинскими работниками при оказании медицинской помощи;

сообщать медицинским работникам о наличии у него заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека, а также соблюдать меры предосторожности при контактах с другими лицами;

информировать медицинских работников о ранее выявленных медицинских противопоказаниях к применению лекарственных средств, наследственных и перенесенных заболеваниях, об обращениях за медицинской помощью, а также об изменениях в состоянии здоровья;

соблюдать правила внутреннего распорядка для пациентов, бережно относиться к имуществу организации здравоохранения;

обеспечить беспрепятственный доступ в квартиру для медицинских работников при вызове врача на дом;

не препятствовать получению медицинской помощи другим пациентам, не создавать помехи для свободного передвижения гражданами по территории и зданию учреждения здравоохранения. На территории учреждения «здравоохранения запрещается загораживать подъезды, проходы снаружи и внутри здания учреждения здравоохранения, в том числе запрещается передвижение внутри здания учреждения здравоохранения с детскими колясками, громоздкими сумками, коробками и т.п.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *