Организация наблюдения при несении дежурства на посту

Организация наблюдения при несении дежурства на посту

§ 5. Действия патрульно — постовых нарядов по выявлению и задержанию, лиц подозреваемых в совершении преступлений

139. Патрульный (постовой) при выявлении подозреваемых в совершении преступлений лиц наблюдает за ними, не привлекая к себе внимания. Принимая решение о задержании и доставлении такого гражданина в ОВД, он должен четко уяснить правомерность своих действий, учесть свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания.

При этом необходимо учитывать:

1) личность задерживаемого и возможные опасные последствия, в случае, если он не будет задержан;

2) вероятные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление;

3) возможность вооруженного сопротивления или нападения;

4) основания и условия применения оружия и специальных средств.

140. Перед задержанием преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, особое внимание должно быть обращено на выяснение наличия у них огнестрельного или холодного оружия и обеспечение мер предосторожности. Одновременно наряд приводит в готовность свое оружие на случай необходимости его немедленного применения: кобура передвигается в удобное для извлечения оружия положение, пистолет спускается с предохранителя, патрон досылается в патронник. Если необходимо произвести задержание группы преступников, патрульный должен связаться с дежурным, соседними нарядами и запросить усиления, а также по возможности обеспечить поддержку со стороны граждан, не подвергая их опасности.

141. Место задержания преступника определяется складывающейся обстановкой и другими факторами, исключающими причинение вреда гражданам и возможность правонарушителя скрыться. Для обеспечения внезапности наряд незаметно приближается к задерживаемым, выбрав момент, когда они менее всего готовы к оказанию сопротивления, и подает команду: «Стой! Руки вверх!» — и объявляет о задержании. Во избежание сопротивления в отдельных случаях задерживаемым не сообщаются действительные основания задержания, а используются отвлекающие предлоги — нарушение общественного порядка, переход улицы в неположенном месте, проверка паспортного режима, карантин и тому подобные. В этих случаях команда «Стой! Руки вверх!» не подается.

В зависимости от обстоятельств, согласно статьям 626 и 628 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» производится личный досмотр и изъятие вещей, находящихся у задержанных.

142. При проверке документов и опросе подозреваемого патрульный (постовой) должен стоять вполоборота в одном шаге от проверяемого и быть готовым к отражению нападения.

143. Доставление задержанных в полицию производится на специальном полицейском транспорте, а при его отсутствии — на автомобилях, принадлежащих организациям и отдельным гражданам. Не допускается использование для этих целей общественного транспорта, автомобилей специального назначения — пожарных, инкассаторских, скорой и неотложной помощи (кроме случаев, когда необходимо оказание медицинской помощи), а также транспорта, принадлежащего дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям.

144. Патрульный (постовой) при доставлении задержанного должен предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны его сообщников создать условия для побега или насильственного освобождения, следить, чтобы задержанный не выбросил или не передал кому-либо вещественные доказательства и не принял от соучастников оружие или другие средства нападения.

145. Доставление задержанного пешим порядком осуществляется, как правило, двумя и более сотрудниками полиции, один из которых должен идти рядом с задержанным и вести его, а другой — сзади, наблюдая за поведением доставляемого и окружающих. Если доставление производится одним сотрудником полиции, он должен следовать только сзади или рядом с задержанным с правой стороны, с блокированием его правой руки. При доставлении следует избегать многолюдных мест, проходных дворов, парков и лесных массивов.

146. Патрульный (постовой), доставивший задержанного в полицию, докладывает об этом рапортом на имя начальника горрайлиноргана. В рапорте указываются: фамилия, имя, отчество, домашний адрес доставленного, время, место, обстоятельства и причины задержания, фамилия и адреса свидетелей, а также лиц, оказавших содействие при задержании и доставлении.

147. Наряды полиции во время несения службы осматривают расположенные на маршрутах места возможного укрытия преступников и других правонарушителей — подвалы, чердаки, нежилые строения, парки, скверы, строящиеся здания, отстойники на вокзалах и станциях и т. п.

148. Осмотр мест возможного укрытия преступников производится не менее чем двумя полицейскими, а в необходимых случаях — с использованием служебной собаки. К осмотру могут привлекаться работники жилищно — коммунального хозяйства, охраны, коменданты, представители общественности.

Если имеются данные о том, что в местах, подлежащих проверке, укрываются вооруженные лица, старший наряда докладывает об этом дежурному и действует по его указанию.

149. При осмотре мест возможного укрытия преступников старший наряда предварительно выясняет расположение объекта, его планировку, наличие входов и выходов, скрытых подходов, определяет обязанности наряда, представителей общественности, обращая их внимание на необходимость соблюдения мер предосторожности и личной безопасности в процессе осмотра.

150. Все участники осмотра действуют только по команде старшего наряда. Какие-либо самовольные действия категорически запрещаются. Подход к намеченному объекту должен производиться без шума, разговоры и курение не допускаются. Команды подаются тихим голосом или специально установленными сигналами. Перед осмотром объекта наряд полиции обязан проверить готовность оружия к действию.

151. При проникновении внутрь объекта необходимо принять меры предосторожности от возможного нападения. Если нельзя незаметно проникнуть в помещение, то предварительно подается команда: «Кто здесь, выходи!». Запрещается входить в помещение одновременно всей группе наряда через один вход. В случае обнаружения лиц, чье поведение и другие данные дают основания подозревать их в совершении преступлений, наряд действует в соответствии с пунктом 142 настоящих Правил.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ УГРОЗЕ ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 1999 года N 517

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ УГРОЗЕ ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Утратил силу

постановлением губернатора Костромской области N 226 от 06.03.2006 года

Во исполнение Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановляю:

1. Утвердить Положение об организации охраны общественного порядка при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Цикунова Ю.Ф.

Глава администрации Костромской области В.А.Шершунов

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ПРИ УГРОЗЕ ИЛИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Утверждено
постановлением
Главы администрации
Костромской области
от 22.11.1999 г. N 517

1.1. Организация охраны общественного порядка при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Костромской области осуществляется силами органов внутренних дел под руководством органов исполнительной власти.

1.2. Органы внутренних дел при осуществлении своих функций руководствуются законом «О милиции», Федеральным и областным законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министра внутренних дел Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями главы администрации области, настоящим Положением и Планом действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах.

1.3. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации в мирное время на территории области устанавливается один из следующих режимов функционирования органов внутренних дел:

— режим повседневной деятельности — при нормальной производственно — промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

— режим повышенной готовности — при ухудшении производственно — промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

— режим чрезвычайной ситуации — при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.1. В режиме повседневной деятельности органы внутренних дел:

— разрабатывают, согласуют с заинтересованными органами военного и гражданского управления, в соответствии с ведомственными нормативными документами, корректируют планы действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах;

— готовят силы и средства к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

— организуют взаимодействие и обмен информацией с заинтересованными органами военного и гражданского управления по вопросам планирования, обеспечения и совместных действий при угрозе (возникновении) чрезвычайных ситуаций;

— принимают участие в учениях и тренировках по планам основных мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Костромской области.

2.2. В режиме повышенной готовности:

— организуют приведение в готовность к действиям силы и средства органов внутренних дел, проверяют их готовность и материально-техническое оснащение;

— проверяют готовность систем оповещения и связи;

— уточняют планы действий при чрезвычайных обстоятельствах, планы взаимодействия с заинтересованными службами, управлениями и ведомствами, органами военного и гражданского управления;

— определяют режимы работы руководящего и личного состава, состав и эшелонирование сил и средств;

— усиливают контроль за общественным порядком и пожарной обстановкой в местах нахождения потенциально опасных объектов и массового скопления людей;

— принимают меры к дооснащению и доукомплектованию личного состава материально-техническими средствами из собственных, а при необходимости и других имеющихся резервов.

По распоряжению главы администрации (области, города, района) ограничивают вход и въезд в опасные районы, содействуют эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, осуществляют регулирование дорожного движения, охрану имущества граждан, оставленного без присмотра.

2.3. В режиме чрезвычайной ситуации:

— приводят в готовность силы и средства органов внутренних дел для работы в экстремальных условиях;

— совместно с взаимодействующими организациями определяют порядок построения группировки сил и средств, ввода их в район ЧС, организации посменной работы.

Осуществляют в зависимости от ситуации:

— блокирование (изоляцию) места происшествия для предотвращения выхода (выхода) или проникновению лиц, не участвующих в аварийно-спасательных работах;

— охрану материальных и культурных ценностей и имущества граждан, оставленных без присмотра;

— проведение оперативно-розыскных и следственных мероприятий по выявлению лиц, виновных в возникновении чрезвычайных ситуаций, причин аварий и катастроф;

— учет потерь в районах ЧС и эвакуированного населения из этих районов;

— пресечение проявлений паники и борьбу с мародерством.

3. Привлечение сил и средств органов внутренних дел для предупреждения (ликвидации последствий) чрезвычайных ситуаций осуществляется по распоряжению органов исполнительной власти либо по решению начальника органа внутренних дел в соответствии с Планом действий органа внутренних дел при возникновении чрезвычайных обстоятельств с последующим уведомлением МВД России, Главного управления по делам ГО и ЧС и управлений по делам ГО и ЧС категорированных городов области.

Допуск других сил и средств для ликвидации последствий крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется по пропускам, выдаваемыми органами управления по делам ГО и ЧС, на территории которой произошла чрезвычайная ситуация.

4. К предупреждению чрезвычайных ситуаций могут привлекаться силы и средства органов внутренних дел в соответствии с Планом действий при возникновении ЧС.

5. Управление силами и средствами органов внутренних дел осуществляется органами исполнительной власти через оперативные штабы, создаваемые в ОВД на период ликвидации угрозы (последствий) чрезвычайной ситуации.

Начальники органов внутренних дел являются старшими оперативными начальниками для всех подразделений Министерства внутренних дел на обслуживаемой территории и обязаны:

— принимать решения в пределах своей компетенции на привлечение сил и средств подразделений МВД на обслуживаемой территории к предупреждению (ликвидации последствий) чрезвычайных ситуаций;

— организовать взаимодействие с органами управления всех привлекаемых сил и средств, создавать совместные вспомогательные пункты управления в районе ЧС;

— ходатайствовать (при необходимости) перед вышестоящими органами МВД о привлечении дополнительных сил и средств, перед органами исполнительной власти о выделении дополнительных материально-технических средств для обеспечения жизнедеятельности подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка в районе чрезвычайной ситуации;

— информировать вышестоящие органы управления о ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и складывающейся криминогенной обстановке в районе ЧС.

6. Материально-техническое обеспечение и финансирование органов внутренних дел, привлекаемых к участию в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств бюджетов территорий, на которых возникла чрезвычайная ситуация.

Дополнительные расходы, связанные с переводом личного состава на особый режим работы, покрываются из резерва финансовых средств, предусмотренных в бюджетах территорий, на которых возникла чрезвычайная ситуация.

С середины прошлого года в СМИ начала появляться информация о случаях остановки граждан на улице сотрудниками полиции с целью проверки их мобильных телефонов на наличие запрещенных в России приложений. Такие ситуации участились с момента введения запрета на мессенджер Telegram, система шифрования которого не позволяет российским спецслужбам пресекать готовящиеся преступления.

Поскольку сотрудники полиции являются лицами при исполнении и должны действовать строго в рамках закона, соблюдая и уважая права и свободы человека и гражданина, портал ГАРАНТ.РУ узнал у экспертов, как распознать, что должностные лица при осуществлении проверки выходят за рамки своих полномочий, и какие действия следует предпринять для пресечения незаконного досмотра.

Так, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко напомнил, что по закону сотрудники полиции имеют право проверять документы, но так как мобильные телефоны к документам не относятся, то для их проверки должно быть дополнительное основание. «Мобильный телефон – персональная вещь, в которой хранятся личные контакты, фотографии, записки, файлы. Пока вы не нарушили закон, никто не имеет права в принудительном порядке просматривать вашу конфиденциальную информацию иначе как по решению суда», – подчеркивается в комментарии. И, поскольку нормы, обязывающей гражданина наряду с документами предъявить на проверку телефон, не существует, следовательно, проверяемый сам вправе решить – предъявлять его сотруднику полиции или нет. Причем, если проверяющий попросит разблокировать телефон для просмотра его содержимого, то он должен составить протокол осмотра, предварительно огласив, что он хочет там увидеть. «Лазить самовольно по всем приложениям он не имеет права», – уверен эксперт.

В подтверждение своего мнения Алексей Головченко приводит отдельные положения ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции), в которых указывается на право сотрудника полиции проверять документы (при наличии подозрения в совершении преступления либо повода к возбуждению дела в административном порядке) и досматривать граждан и их личные вещи при проходе на территории, где проводятся публичные или массовые мероприятия. Дополним, право сотрудника полиции осуществлять досмотр или осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр или осмотр транспортных средств возможен и при въезде (выезде) на охраняемые объекты (п. 25 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции).

Вместе с тем, приводятся рекомендации относительно того, как гражданам стоит вести себя, если сотрудник полиции требует предоставить мобильный телефон для проверки. Так, следует:

  • попросить сотрудника полиции или Росгвардии представиться, а также узнать его подразделение (целесообразно записать эти данные);
  • узнать данные начальника подразделения (должность, фамилию, имя и отчество);
  • потребовать объяснения причины проверки телефона (ее тоже следует зафиксировать);
  • снять происходящее на видео.

Если же при отказе предъявить телефон сотрудники полиции предложат проехать с ними, то сначала необходимо уточнить номер и адрес отделения, а затем – позвонить юристу или родственникам, чтобы они прислали в отделение представителя или адвоката для присутствия в момент дачи показаний. При этом не лишним будет попросить оформить в порядке ст. 27.3 КоАП протокол об административном задержании, который впоследствии можно будет оспорить в суде. Что касается осмотра личных вещей в отделении полиции, то он должен быть зафиксирован в протоколе осмотра – в частности, при проверке телефона сотрудник полиции должен отмечать, какие страницы просматривает.

Также эксперт указал на отсутствие судебной практики по рассматриваемому вопросу. «Это говорит о том, что либо российские граждане не спорят и предъявляют к осмотру телефоны, либо эти случаи не столь масштабны, насколько их представляют в СМИ, либо сотрудники полиции не столь настойчивы, или тем, к кому эти требования предъявлялись, есть что скрывать», – подытожил он.

В свою очередь, юрист юридической службы «Единый центр защиты» Виолетта Колосова считает, что во многих случаях проверки мобильных телефонов полиция и Росгвардия превышают свои полномочия, «играя на боязни людей перед ними, незнании своих прав и, по сути, нарушая конституционное право граждан на тайну переписки, которое может быть ограничено только судом и никем больше». Она подчеркивает, что досматривать гражданина и осматривать его личные вещи сотрудники полиции вправе только в связи с проверками по конкретным уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Причем такие мероприятия должны в обязательном порядке оформляться протоколом. А если гражданин добровольно согласится показать свой телефон сотруднику полиции, то это снимет с последнего всю ответственность и будет свидетельствовать об отсутствии нарушений со стороны проверяющего.

«Если сотрудник полиции угрожает тем, что в случае неповиновения вас заберут в участок – стоит соглашаться. Если вы законопослушный человек и скрывать вам нечего, то лучше с сотрудником полиции не спорить. Но нужно постараться с помощью прохожих или своих знакомых заснять действия полицейского и требовать составления протокола», – советует эксперт. Виолетта Колосова признает вполне законным со стороны гражданина, подвергнувшегося досмотру полицией, отказаться давать силовикам пароль от мобильного телефона или вводить его в их присутствии. «Изъятию же техники должно в любом случае сопутствовать составление соответствующего протокола», – заключила она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *