Организация складского технологического процесса
Тема 3. Технология складского товародвижения в оптовых торговых предприятиях.
Особенности приемки товаров на складе: правила, нормативная база, документальное оформление. Технология хранения товаров на складе. Штрих-кодовая технология учета и идентификации товаров на складах. Технология отпуска товаров.
План.
1. Особенности приемки товаров на складе.
2. Технология хранения товаров на складе.
3. Технология отпуска товаров.
4. Штрих-кодовая технология учета и идентификации товаров на складах.
Начальную стадию складского технологического процесса составляют операции по поступлению и приемке товаров. Структура и количество этих операций зависят от места приемки и вида груза, а также вида транспортного средства, которым товары доставлены на склад.
Если товары поступили в железнодорожных вагонах, то выполняются следующие основные операции: проверка целостности пломб и вскрытие вагона; осмотр состояния поступившего груза (состояние укладки, тары и т. д.); разгрузка вагонов с укладкой товаров на поддоны или тележки; первичная приемка товаров по количеству (проверка соответствия числа тарных мест сопроводительным документам); доставка сформированных партий товаров на участок приемки, экспедиционный склад или в зону хранения.
При поступлении товаров в железнодорожных контейнерах операции выполняются по следующей схеме: проверка целостности пломб и состояния контейнера (отсутствие повреждений и поломок); строповка и перемещение контейнера на разгрузочную рампу; перемещение контейнера в зону приемки товаров.
По следующей схеме будут выполняться операции, если товары доставлены на склад автомобильным транспортом: проверка целостности упаковки, первичная приемка товаров по количеству; укладка товаров на поддоны или тележки; перемещение сформированных транспортных единиц в зону приемки или хранения.
Штучные, тарно-упаковочные и навалочные грузы транспортируются в вагонах. Длинномерные и крупногабаритные грузы (лесоматериалы и др.) доставляются в полувагонах и на платформах. Для транспортировки жидких грузов (масло растительное, керосин и др.) используют цистерны. Универсальные контейнеры могут доставляться на склады на железнодорожных платформах или автомобилях.
Если склад имеет подъездные железнодорожные пути, то вагоны, полувагоны, платформы и цистерны адресуются на близлежащую железнодорожную станцию, а затем подаются на ветку базы. Контейнеры поступают или непосредственно на склад, или на контейнерную площадку железнодорожной станции, а затем доставляются на склад автомобильным транспортом.
До прибытия груза на складе должна быть проведена подготовительная работа. В зависимости от вида поступления необходимо определить места разгрузки транспортных средств, проверить наличие количества поддонов, установить, при помощи каких механизмов будет разгружаться и перемещаться поступивший товар, и т. д.
При поступлении груза в неисправном вагоне или контейнере или с нарушенной пломбой необходимо произвести сплошную проверку количества и качества товаров и обязательно составить коммерческий акт, который является основанием для предъявления претензии транспортным органам или поставщику. Он должен быть составлен на специальных бланках до получения груза от органов транспорта. Если вагон имеет течь или обнаружено, что груз испорчен вследствие неисправности вагона, то дополнительно к коммерческому акту составляется технический акт.
Разгрузку транспортных средств необходимо осуществлять при строгом соблюдении установленных правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. При этом следует обращать внимание на специальную маркировку грузов.
Доставленные в зону приемки товары принимаются по количеству и качеству.
Приемка товаров по количеству предусматривает: отбор тарных мест для вскрытия; вскрытие тары; подсчет количества единиц или взвешивание товаров и сверку с транспортными и сопроводительными документами; укладку товаров на поддоны.
Приемка товаров по качеству состоит из следующих операций: перемещение товаров к рабочему месту товароведа-бракера; вскрытие тары; проверка качества товаров; укладка проверенных товаров на поддоны.
Приемка товаров по количеству и качеству — одно из действенных средств борьбы против проникновения в торговлю недоброкачественных товаров. Она является важной составной частью складского технологического процесса, предусматривающей проверку выполнения поставщиками договорных обязательств по количеству, ассортименту и качеству товаров, их расфасовке и упаковке.
Приемка товаров должна осуществляться в соответствии с правилами, содержащимися в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Эти инструкции применяются во всех случаях, за исключением тех, когда государственными стандартами, техническими условиями или другими обязательными правилами не предусмотрен иной порядок приемки товаров по количеству и качеству1.
При приемке груза от органов транспорта следует руководствоваться нормативными документами, действующими на соответствующем виде транспорта (Транспортным уставом железных дорог, Воздушным кодексом и т. д.).
Приемка товаров по количеству состоит в сверке фактически поступивших товаров с показателями транспортных и сопроводительных документов — счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, кипных карт, упаковочных листов.
Количество поступивших товаров должно определяться в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах. Если отправитель указал не только массу товаров, но и количество мест, то при приемке следует проверить как массу, так и количество мест. Массу насыпных, наливных и навалочных грузов определяют путем взвешивания транспортных средств с содержащимся в них товаром или путем расчета массы этих грузов по объему и удельному весу.
Если на поступившие товары отсутствуют сопроводительные документы, то необходимо составить акт о фактическом количестве прибывших товаров с указанием, какие документы отсутствуют.
Принятые по количеству и качеству товары укладывают в тару, пакетируют и перемещают в зону хранения. Здесь их укладывают на стеллажи или в штабеля.
Для предотвращения порчи и обеспечения полной сохранности товаров на складе должны быть созданы соответствующие условия их хранения. При этом важное значение имеют разработка рациональной схемы размещения товаров и выбор оптимальных способов их укладки, создание необходимых режимов хранения товаров, организация повседневного наблюдения и ухода за ними.
Большое значение для осуществления оперативного контроля и ухода за товарами, быстрой их отборки и отпуска имеют разработка и соблюдение рациональной схемы размещения товаров, которая предусматривает закрепление за товарами определенных групп, подгрупп и наименований постоянных мест хранения (секций, участков, стеллажей и т. д.). При разработке таких схем необходимо учитывать объем и порядок поступления товаров на склад, условия их реализации, правильное товарное соседство и возможность повседневного наблюдения за их сохранностью.
Товары, которые длительное время хранятся на складе, относительно редко поступают на склад, размещают дальше от входов и выходов и, наоборот, товары с высокой оборачиваемостью, крупногабаритные, с большим объемом поступления и отпуска размещают ближе к выходу и зоне комплектования заказов.
Каждому месту хранения присваивается индекс или код, обозначающий номер стеллажа (штабеля), номер секции и номер яруса.
Номера стеллажей, секций и ярусов наносятся на конструкций стеллажей яркой краской. Кодирование мест хранения существенно упрощает технологию отборки товаров.)
Схемы размещения стеллажей (штабелей) с указанием индексов вывешиваются на складах и в зале товарных образцов.
Вместе с тем снижение объема товарных запасов на специализированных участках хранения приводит к нерациональному использованию определенных складских площадей. Поэтому в отдельных случаях может иметь место свободный выбор места хранения товаров, что позволит более эффективно маневрировать складской площадью.
На хранение товары укладывают различными способами, выбор которых зависит от формы товара и тары, массы каждого тарного места, физических свойств товаров и других факторов. Предпочтение отдается такому способу укладки, при котором не допускается повреждение товара и тары, более рационально используются складские помещения и оборудование, создаются удобства для контроля за состоянием товарных запасов.
Различают следующие способы хранения товаров:
• штабельное;
• стеллажное;
• навалом;
• в подвешенном виде.
Штабельное хранение применяют для различных продовольственных и непродовольственных товаров, затаренных в мешки, кипы, кули, ящики, бочки, а также товаров на поддонах и в малогабаритных контейнерах.
При формировании штабеля необходимо следить за тем, чтобы он был устойчивым, соответствовал определенным нормам по высоте и обеспечивал свободный доступ к товарам. Высота штабеля зависит от свойств товара и его упаковки, применяемых средств механизации, предельной нагрузки на 1м2 пола, высоты складских помещений. Определяется допустимая высота штабеля отношением максимальной высоты штабеля к меньшей стороне основания тары: для неразборной тары эта величина должна быть не более 6, для складной — не более 4,5.
При ручной укладке затаренных грузов в ящиках массой до 50 кг, в мешках до 70 кг, в бочках с экстрактами и сыпучими материалами высота штабеля не должна превышать 2 м, в бочках с жировыми товарами — 1,5м. При механизированной укладке высота штабеля из грузов в ящиках должна быть не более 3,6 м, в мешках — 3,8 м, в бочках с экстрактами — 2,5м, в бочках с сыпучими материалами — Зм.
Различают три способа штабельной укладки товаров: прямую, в перекрестную клетку, в обратную клетку.
При прямой укладке расположение каждого верхнего затаренного места совпадает с расположением каждого места в нижнем ряду. Такой способ применяется при штабелировании товаров, затаренных в ящики. Для повышения устойчивости штабеля может применяться прямая пирамидальная кладка, при которой в каждом верхнем ряду число затаренных мест сокращается на единицу и каждое место, расположенное в верхнем ряду, опирается на два нижних. Этот способ укладки удобен при штабелировании бочек.
В перекрестную клетку осуществляется укладка товаров, затаренных в ящики различных размеров. При этом ящики верхнего ряда укладываются поперек ящиков нижнего ряда.
Товары, затаренные в мешки, укладывают, как правило, в обратную клетку, т. е. каждый следующий ряд мешков размещают на предыдущий в обратном порядке.
При ручной укладке мешков в штабель может быть уложено не более 8 рядов, при механизированной — не более 12.
Для устойчивости штабеля через каждые 5 рядов мешков должны быть проложены доски. При укладке грузов в бумажных мешках доски необходимо прокладывать между каждым рядом.
При складировании ящиков с плодами на поддонах длина штабеля должна быть не более 10м, высота — не более 4 м. Штабель из ящиков с овощами и фруктами при ручной укладе не должен превышать 1,5 м в высоту.
Бочки должны быть уложены в штабеля в горизонтальном положении (лежа) не более чем в 3 ряда в виде усеченной пирамиды с прокладкой досок между каждым рядом и подклиниванием всех крайних рядов. При установке бочек стоя допускается укладка их не более чем в 2 ряда в перевязку с прокладкой равных по толщине досок между рядами.
При укладке товаров в штабеля необходимо следить за тем, чтобы в складском помещении обеспечивалась нормальная циркуляция воздуха и выполнялись санитарные требования. С этой целью штабеля должны размещаться не ближе чем 0,5 м от внешней стены и 1,5 м от отопительных приборов. Между штабелями должны быть проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.
Товары, доставленные в места хранения не на поддонах, укладывают в штабеля на подтоварники, что обеспечивает нормальную циркуляцию воздуха. Более эффективным является штабельное хранение товаров, уложенных на различные виды поддонов, что позволяет не только рациональнее использовать складские помещения, но и широко применять для внутрискладской переработки грузов средства механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Широкое распространение получил стеллажный способ укладки товаров на хранение. При этом способе распакованные товары, а также товары во внешней таре различными способами (рядами, десятками и т. д.) размещают на полках стеллажей. Наиболее эффективно стеллажное хранение товаров, уложенных на поддоны. Оно обеспечивает широкое применение подъемно-транспортных механизмов, создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров. Стеллажное хранение товаров позволяет более рационально использовать емкость склада, так как при помощи вилочных погрузчиков или кранов-штабелеров товары можно укладывать на полках, расположенных на максимальной высоте. Укладка товаров на стеллажи осуществляется по вертикали, что позволяет рационализировать процесс их отборки. На нижних полках размещают товары, отпускаемые небольшими партиями, отборка которых осуществляется вручную, на верхних — товары, отпускаемые партиями не менее одного поддона.
При укладке товаров на хранение необходимо придерживаться следующих основных требований:
• однородные товары должны быть уложены в стеллажи по обе стороны одного прохода;
• при укладке товаров вручную их следует размещать в ячейках стеллажей по вертикали, с тем чтобы они находились в одной или в нескольких рядом расположенных секциях;
• на верхних ярусах стеллажей должны размещаться товары длительного хранения, а также товары, отпускаемые со склада крупными партиями;
• тарные места должны укладываться (при любом способе хранения) маркировкой наружу.
Для хранения верхней одежды в подвешенном виде используют механизированные вешала. Для перевозки и хранения одежды все более широкое применение находят передвижные вешала. Это позволяет повысить производительность труда складских работников. Хранимые и перевозимые в них изделия лучше сохраняют товарный вид.
На складах, где рационально осуществляются операции
по приемке, хранению и отпуску товаров, их потери сведены до минимума.
Заключительную часть складского технологического процесса составляют операции по отпуску товаров со склада. К ним относят:
• оформление продажи товаров оптовым покупателям;
• отборку товаров с мест хранения;
• перемещение товаров в зону комплектования заказов покупателей;
• комплектование заказов и упаковку (укладку в тару-оборудование);
• помаршрутное комплектование партий товаров;
• перемещение укомплектованных партий товаров в зону погрузки;
• погрузку автотранспорта, контейнеров, вагонов.
Оформление продажи товаров оптовым покупателям производится в зале товарных образцов.
Основанием для отборки товаров с мест хранения служат отборочный лист или счет-фактура, которые должны быть оформлены таким образом, чтобы последовательность записи в них товаров соответствовала порядку размещения их в секциях стеллажей, в штабелях или на вешалах. Такой порядок оформления отборочного листа (счета-фактуры) значительно облегчает отборку товаров работниками склада.
Различают механизированную и ручную отборку товаров с мест хранения.
Механизированная отборка применяется в основном на крупных складах. При этом груз, спакетированный на поддоне, снимается с помощью механизма с места укладки и в виде целой транспортной единицы перемещается в зону комплектования заказов.
При отборке ящиков и кип, уложенных в штабеля, необходимо убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть.
Ручная отборка осуществляется при отпуске небольшого количества товаров, мелкоштучных товаров сложного ассортимента, хранимых на стеллажах.
Существуют два метода отборки товаров: индивидуальный (для одного покупателя) и комплексный (для группы покупателей).
Комплексная отборка предусматривает отбор товаров с мест хранения одновременно для нескольких покупателей по сводному отборочному листу, что позволяет рациональнее организовать документооборот, более эффективно использовать технику, повысить производительность труда работников склада.
Отобранные товары доставляются в зону комплектования заказов покупателей, где проверяется правильность отборки товаров в соответствии с заказами покупателей. Затем товары укладывают в инвентарную тару. В качестве инвентарной тары используются специальные разборные ящики, брезентовые мешки и т. д. В последнее время широкое распространение получили контейнеры на роликах грузовместимостью 0,5 и 1,25т. Контейнеры приспособлены для захвата их вилочными погрузчиками. Их погрузка и выгрузка может производиться бортподъемником грузовой автомашины.
Контейнеры можно использовать для укладки и транспортировки различных видов товаров, а также для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина.
В каждую единицу тары вкладывают упаковочный лист, наличие которого повышает ответственность работников склада за правильность комплектования партии и ускоряет процесс приемки товаров в магазинах.
Загруженную инвентарную тару пломбируют и перемещают в экспедицию, где осуществляется помаршрутное комплектование партий товаров в соответствии с размещением конкретных покупателей. При формировании помаршрутных отправок учитывается грузоподъемность используемых автотранспортных средств.
Для учета сформированных партий товаров в экспедиции имеется специальный журнал, в котором указываются наименование покупателя, номер, дата оформления и сумма счета-фактуры, количество мест, подлежащих отправке, номера тары. Заведующий экспедицией расписывается в приеме товара; к отправке. После возврата счета-фактуры с распиской получателя товара в журнале делается соответствующая отметка.
Экспедиция заказывает автотранспорт и организует отправку товаров покупателю.
Подготовленный к отправке груз доставляется в зону погрузки. В кузове автомобиля груз размещают с учетом эффективного использования его площади, а также с учетом расположения магазинов и других пунктов продажи товаров на маршруте.
Водитель, получивший товар для доставки, расписывается в журнале, в котором указывается номер путевого листа. Выезд загруженного автомобиля с территории оптового предприятия разрешается только при наличии соответствующего пропуска.
Доставив товар на место назначения, водитель сдает его заведующему магазином, предварительно проверив у него наличие доверенности на получение товара.
Заведующий магазином проверяет количество доставленных мест, исправность тары и пломб, соответствие номеров тары записям в счете-фактуре и расписывается в получении товара на всех его экземплярах, на которых он также указывает номер и дату своей доверенности и ставит штамп магазина. Один экземпляр счета-фактуры остается у заведующего, два других — возвращают на базу.
Виктор ШЕВЧЕНКО,
генеральный директор групи логистических компаний ZAMMLER
Компания ЗАММЛЕР является участником «Украинской логистической ассоциации» и первым украинским 3-pl оператором. В этом статусе мы первыми среди украинских логистических провайдеров вышли на международный рынок и смогли «почувствовать» на себе все «минусы» отсутствия единых стандартов. Вопрос о сертификации, добровольной аттестации и аккредитации участников логистического рынка поднимается нами еще с 2013 года. Повышение требований к участникам логистического рынка в условиях высокой конкуренции и глобализации, когда среди игроков много зарубежных компаний с мировыми именами, является неизбежной необходимостью. Особенно, если бизнес стремиться к развитию и расширению своих границ.
Сегодня в рамках выполнения условий Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, и в соответствии с европейскими директивами идет активный процесс адаптации украинских условий ведения бизнеса и развития экономики страны с учетом международных и европейских стандартов. То есть, под данные европейские директивы требуется разработать новые стандарты.
От применения стандартов в сфере логистики экономические преимущества бесспорны, так как стандартизация – это процесс эволюции, переход на качественно новый уровень развития всей логистической отрасли.
Разработка стандартов – это комплексный и непростой процесс, к которому привлечено много профессионалов из логистической сферы – как теоретиков, так и практиков. Стандартизация затрагивает очень много вопросов и в сфере университетского образования, и логистического бизнеса (транспортное экспедирование, деятельность операторов портовых терминалов, организация перевозок, складское хозяйство и пр.). Мы сейчас вынуждены начинать с «азбуки», создавать единый язик общения между логистами. Ведь это парадоксально, но сейчас, когда так много говорится о транспортном потенциале страны, создаются различные комитеты по логистике, единого определения «логистика» до сих пор нет. Важно разработать эту терминологию, как общую для всей сферы, так и для каждого вида логістики; четко определить составляющие логистических процесов.
Группа компаний ZAMMLER в лице Ларисы Мельничук, менеджера по развитию, возглавляет рабочую группу при техническом комитете №183, основным направлением в работе которой является разработка и внедрение в Украине стандартов качества услуг в сфере логистики, экспедирования и управления цепями поставок. В первую очередь рабочей группой будут изучаться наработки Европейской логистической ассоциации, в частности «Стандарт компетенций в логистике и управлению цепями поставок»
Определен предварительный план работы группы:
- изучение существующих международных, европейских стандартов качества услуг в сфере логистики, экспедирования и управления цепочками поставок;
- выбор стандартов, которые могут быть применимы в оригинале или с внесением изменений, учитывая специфику отрасли в Украине;
- вынесение на рассмотрение ТК и заинтересованным органам, стандартов, которые рабочая группа сочтет необходимыми для утверждения и внедрения в национальную систему стандартов;
- перевод на украинский язык утвержденных, с учетом национальных особенностей, материалов и международных стандартов качества услуг в сфере логистики, экспедирования и управления цепочками поставок.
В состав рабочей группы входят представители научной среды, провайдеры логистических услуг представители потребителей этих услуг, а также заинтересованные в радикальных качественных изменениях профессионалы сферы.
Будет ли затем предложена сертификация логистических услуг? Она может быть добровольной к применению, но наличие сертификата качества станет подтверждением соответствия международным стандартам и даст ряд конкурентных преимуществ игрокам рынка, прошедшим процесс сертификации. Сертификация должна проводиться независимыми экспертами либо ассоциациями экспертов, прошедшим обучение и имеющим соответствующую лицензию или разрешение.
Внедрение профессиональных стандартов в сфере логистики поможет установить новые «правила игры». Стандартизированная отрасль поможет потребителям логистических услуг ожидать повышения качества обслуживания, компетенций персонала, оптимизации бизнес-процессов и исчезновения недобросовестных и ненадежных провайдеров. Здоровая конкуренция породит здоровое и справедливое ценообразование. Будет баланс: цена-качество. Работать в условиях имеющихся и применяемых стандартов легче: прозрачнее и понятнее.
Анатолий МАЗАРАКИ,
ректор Киевского национального торгово-экономического университета, доктор экономических наук, профессор, академик Национальной академии педагогических наук, лауреат государственной премии в области науки и техники Украины
Активно развивающийся вид деятельности на определенном этапе требует выработки хотя бы минимальных норм и правил, требований к квалификации задействованного персонала. Каждый добросовестный участник стремится подтвердить качество своих работ, услуг, товаров на соответствие определенным стандартам. Очевидно именно этот фактор, наряду с растущим спросом и повышением требований со стороны потребителей логистических услуг, можно считать основополагающим и в отрасли логистики. Особенно важно внедрить нормы и правила логистической деятельности в условиях когда, к сожалению, появляются недобросовестные «игроки». Принятие стандартов создаст условия для унификации подходов и определит уровень качества деятельности. При этом добросовестные участники смогут продемонстрировать свои преимущества, сплотиться, формируя культуру профессиональной среды. Аутсайдеры или исчезнут, или вынуждены будут менять стиль работы.
Первоочередным заданием в области стандартизации деятельности операторов логистического рынка Украины станет стандартизация наиболее развитых или динамично развивающихся его секторов. Речь идет о почтово-куръерской, транспортной, складской логистике. Актуальность стандартизации производственной логистики напрямую будет зависеть от темпов развития промышленных мощностей предприятий.
В контексте стандартизации профессиональной квалификации персонала в сфере логистики акцент нужно ставить на разработку комплекса компетентностей по управлению всей цепью поставок.
Зарубежный опыт в данной сфере нужно использовать обязательно и в полном объеме. Важно консолидировано определить ориентиры для гармонизации существующих подходов в развитии логистической деятельности в стране с международными. Это позволит сократить отставание, которое очевидно, например, в области нормативно-правового обеспечения логистической деятельности в Украине. К тому же, по большому счету именно зарубежные компании принесли в нашу страну понимание того, какой должна быть логистика.
В первую очередь нужно имплементировать документы Европейского Союза, основного стратегического экономического партнера Украины. Это, прежде всего, разработки Европейской Логистической Ассоциации, например, «Стандарт компетенций ЕЛА», который полностью соответствует Европейской Рамке квалификаций.
Обязательно нужно привлекать к разработке и обсуждению стандартов логистическую общественность – провайдеров и клиентов логистических услуг. Иначе они имеют риск стать просто формальностью или, еще хуже, – препятствием на пути развития логистической деятельности. Сами участники логистического рынка, ориентированные на своих клиентов, должны указать на параметры качества логистических услуг и сформировать требования к персоналу. Процедура разработки, например, профессиональных стандартов по конкретным видам деятельности предусматривает участие в рабочих группах, прежде всего, профильных компаний. Без широкого обсуждения профессионалами решения приниматься не могут. Нам предстоит целая серия общений в рабочих группах, на заседаниях круглых столов, конференциях. Важно выкристаллизовать нужные компетентности, донести до всех участников мысль о необходимости сформировать качество деятельности.
Итогом этой большой работы станет утверждение стандартов. Есть наработанные процедуры утверждения профессиональных стандартов – паспортов профессий, думаю, им надо следовать.
Дальнейшая сертификация будет ничем иным, как подтверждением соответствия. Думаю, что объединив усилия по разработке паспортов профессии, отрасль будет заинтересована в создании независимой системы подтверждения достижения уровня требований стандартов. Это логично и целесообразно.
Разработка профессиональных стандартов в сфере логистики, прежде всего, позволит решить множество кадровых вопросов для компаний – как на этапе отбора персонала, так и на этапе управления им в процессе осуществления логистической деятельности. Также профессиональные стандарты будут основой для создания образовательных стандартов по подготовке специалистов в сфере логистики. Следовательно, у компаний существенно снизится потребность самостоятельно обучать, «выращивать» для себя кадры, достаточно будет «доучивать» (при необходимости) специфике конкретного участка работы.
Рационально уже на этапе подготовки в учебных заведениях специалистов по логистике максимально внедрять дисциплины, которые дают знания и навыки, предусмотренные профессиональными стандартами. Это реальная экономия интеллектуальных, материальных, временных ресурсов.
Наконец, соответствие общепризнанным требованиям к профессиональным характеристикам логистического персонала компании может свидетельствовать и о качестве предоставляемых ею логистических услуг. Что касается возможного повышения стоимости логистических услуг, то это, по моему мнению, маловероятно. Это будет зависеть от двух составляющих. С одной стороны, квалифицированные логистические кадры, с учетом их знаний, умений и практических навыков, могут позволить компаниям оптимизировать и повысить эффективность их логистических процессов и операций, что в результате может даже способствовать снижению стоимости логистических услуг. С другой стороны, удорожание услуг операторов логистического рынка возможно в результате необходимости сертификации их персонала. В этом случае все будет зависеть от того, кто будет уполномоченным проводить такую сертификацию и насколько монополизированным будет этот процесс.
Алла НОВИКОВА,
заместитель директора по научной работе ГП «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» Министерства инфраструктуры Украины
В настоящее время для Украины открывается зона свободной торговли с ЕС. Транспортно-экономические связи с Евросоюзом будут стремительно развиваться. Эти объективные предпосылки подталкивают к регулированию рынка логистических услуг в соответствии с европейскими принципами. Будет развиваться не только экспорт-импорт товаров, но и услуг. На наш рынок придет еще больше европейских логистических операторов. Для того, чтобы отечественным компаниям выстоять, необходимо обеспечить соответствующее качество услуг. Стандарты и являются критериями качества.
Вполне естественно, что при разработке стандартов за основу будут браться зарубежные наработки. Фактически, мы уже и так во многом используем мировые правила. На транспорте, например, есть такая особенность: приняла Украина или нет международную конвенцию, а при международных перевозках транспортники обязаны ее выполнять, иначе остановят на первом же погранпункте.
Во-вторых, мир интернационализируется, принимаются общие стандарты. Например, по Договору Европейской экономической комиссии ООН о перевозке опасных грузов (ДОПОГ) сейчас работают перевозчики всех континентов.
Конечно, к разработке и обсуждению предложенных стандартов должна привлекаться логистическая общественность. Согласно украинскому законодательству проекты документов размещаются на сайте технического комитета и открыты для обсуждения в течение 60 дней со времени подачи.
С другой стороны, не все стандарты нуждаются в широком обсуждении. Наш Институт сейчас внедряет стандарты EN крепления грузов на автомобиле. Что здесь обсуждать? Центр тяжести автомобиля? Их просто надо принимать. Например, по конструкции автомобиля есть 110 Правил ЕЭК ООН, их перевели и приняли как национальные стандарты Украины. Чаще обсуждаются тонкости перевода.
Сегодня из-за того, что транспортно-логистическая сфера деятельности в Украине и не лицензируется, и не сертифицируется, мы имеем много недобросовестных логистических операторов. Вторая проблема – с автомобильными перевозчиками рассчитываются в последнюю очередь, ведь они являются конечным звеном логистический цепочки.
Я являюсь соавтором проекта закона Украины «О внесении изменений в законодательство об автомобильном транспорте с целью приведения его к актам ЕС» (зарегистрирован в Верховной Раде за №4683). Одно из требований ЕС – введение понятия безупречной деловой репутации и создание реестра нарушений перевозчика. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков настаивала на включение в данный проект закона таких же требований и к экспедиторам. Их не включили, но в США и ЕС базу данных о недобросовестных экспедиторах ведут добровольные профессиональные ассоциации. Наше законодательство, да и общество пока еще не пришло к этому.
Поэтому появление профессиональных стандартов положительно повлияет на логистических рынок Украины. Парадоксально, но в бедных странах многие товары дороже, чем в развитых странах, и это объясняют плохой логистикой и высоким уровнем коррупции.
Ассоциация «Украинский Логистический Альянс» (УЛА)
На рынке логистических услуг Украины и в соседних странах нет формализованных критериев для оценки качества, как отдельных, так и комплексных услуг в сфере логистики. Пользователи услугами и логоператоры разрабатывают свои показатели, вполне логичные, вписывают эти критерии во взаимные договора, однако они у всех различны. Особенно разнятся показатели, которые хотят видеть пользователи, от тех показателях, которые измеряют провайдеры. Налицо разночтение «что такое «хорошо», что такое «плохо». Разнятся методики и расчета показателей.
Например: потребителю со склада 3PL доставлено 10 единиц товара, в том числе товара «А» на 1 единицу больше, а товара «В» на 2 единицы меньше, а товар «С», который аналогичен товару «В», на 1 единицу больше. Ответ на вопрос «Какой процент брака допустил 3PL?» может быть разный – 40%, 60%, 20%, 25%. А как вы бы ответили на данный вопрос?
Второй пример: потребителей 10, за неделю они сделали 40 заказов, при среднем количестве строчек в заказе 12, в сумме 500 строчек. Количество заказанных единиц 4000 штук. 200 штук не было отгружено, полностью или частично не выполнено 10 строчек, которые были в 6 заказах, два из которых от одного и того же потребителя. Вопрос: «Какой уровень удовлетворения клиентов?» Варианты ответов: 200/4000=5% в штуках; 10/500=2% в строчках; 8/40=20% в заказах; 5/12= 42% обиженных клиентов? Выберите тот ответ, который вы считаете правильным, а потом спросите потребителя, а потом свой отдел маркетинга.
Вопрос стандартизации назрел давно. И начали им заниматься с 2012 г., в период активной деятельности по формированию концепции, определению пользы и целей стандартизации в области логистики и консолидации потребителей логуслуг, для которых интересен процесс оценки и ранжирования поставщиков на основании единых критериев.
Первые шаги в данном направлении я начал делать еще в 2008 г., на пике расцвета отрасли. Мой прошлый опыт в области автомобилестроения убедительно говорит о пользе отраслевых стандартов качества и стандартов исполнения процессов для повышения конкурентоспособности, выбора надежных поставщиков, снижения издержек на процесс контроля и исправления дефектов, и другие преимущества.
Решали множество вопросов, например:
- Какой должна быть жесткость требований для ограничения допуска «залетных» в премиум сегмент рынка?
- Как обеспечить согласованный участниками рынка порядок оценки операторов – чтобы говорить на понятном всем языке, доверять оценкам, гарантировать валидацию показателей?
- Как обеспечить добровольность участия, чтобы исключить вмешательство государства в процесс сертификации? Коррумпированному государственному чиновнику нельзя доверять такой процесс.
Потом кризис 2009 г. снизил интерес в данной теме – главное было нанять подешевле, а качество работ стало вторичным параметром. Сейчас рынок логистики остро нуждается в ранжировании поставщиков услуг на надежных и не очень. Многие компании уже ведут свои реестры, внедряют процедуры контроля при отборе и при дальнейшем взаимодействии. У кого-то получается неплохо, но у большинства есть проблемы – аудит поставщика обходится дорого, информация по своим взаимодействиям с поставщиками есть, а по другим его делам очень фрагментарно.
Если говорить о готовящихся стандартах, давайте сразу разграничим два вида: стандарты деятельности предприятия (основные параметры которых – это уровень организации процессов и уровень качества услуг) и стандарты подготовки/оценки персонала (основные параметры которых – квалификационные требования к персоналу и система оценки уровня квалификации).
Первоочередное направление стандартизации – автомобильные перевозки с дальнейшим распространением на другие виды транспорта. Актуальность предопределена катастрофическим состоянием с сохранностью грузов – воровство в стиле ГОП-СТОП вернулось на наши дороги, и что очень настораживает, системные махинаторы развернулись в последний год.
Не менее важное направление – экспедирование. Отношения экспедитор-перевозчик имеют системный кризис неплатежей.
Актуальны и стандарты безопасности хранения товаров на складах. В дальнейшем стандарты в складской деятельности будут дополняться и развиваться.
Стандарты в квалификационных требованиях к персоналу в логистике – от отдельных функциональных областей логистики: транспорт, склад, запасы, закупки, распределение товара, – до управления цепочкой поставок.
В основу стандартов будут положены Директивы и Регламенты Евросоюза, т.к. основной поток товаров и услуг будет идти в данном направлении. Очень интересен подход Европейского фонда управления качеством EFQM, он дает структурированную и объективную оценку предприятия.
Необходимо обеспечить имплементацию наших отечественных стандартов на внешнем рынке, следовательно, они должны быть близки к аналогам у наших партнеров. Наличие сертификата соответствия стандарту деятельности – это конкурентное преимущество компании и способ получить преференции при выборе его пользователем.
Имеющиеся стандарты (Директивы и Регламенты Евросоюза) обозначают набор минимальных требований к оператору рынка, они достаточно либеральны и не всеохватные. Их обязательно надо дополнять лучшими корпоративными разработками, которые более близки нашему рынку и критичнее к оценке поставщика логуслуг.
Основной постулат предлагаемой программы – оценка деятельности проводится на основе стандартов, которые разработаны не государством, а являются результатом коллективного труда пользователей услуг (торговыми сетями, производственными компаниями), поставщиками услуг (3PL, они же и пользователи, и поставщики услуг), уважаемыми экспертами (представителями профильных ассоциаций, выразителями коллективной воли логистических и экспедиторских компаний), и которые согласованны самими участниками рынка.
Для реализации этой программы необходима многоуровневая система, во главе с Координационным советом. Его сфера деятельности – идеология, которая должна быть заложена в процессе сертификации, ее цели и задачи, согласование сути стандартов и инициация их пересмотра. В составе Координационного совета должны быть ТОП-менеджеры ведущих логистических компаний и компаний-пользователей логистических и экспедиторских услуг.
Исполнительный орган уже создан – это Технический Комитет, участие в котором открыто для представителей заинтересованных компаний. ТК заказывает разработку стандартов, перевод Европейских стандартов и их имплементацию в Украине, утверждает стандарт (при согласии Координационного совета и с учетом обсуждения оного логистической общественностью). Основное влияние на принятие решения по стандарту имеют лидеры рынка логистики и крупные пользователи услуг. Роль государства ограничена, отдельные госорганизации (например, Институт Автомобильного транспорта) включены в число разработчиков и в ТК.
После утверждения стандартов можно говорить о сертификации. Она будет проводиться по инициативе самих компаний, которые хотят понять степень своего развития. Но более востребованной будет другой формат инициации сертификации – крупный пользователь услугами заинтересован в том, чтобы его поставщики соответствовали определенному уровню, который создает предпосылки качественного и надежного партнерства.
Сертификация будет проводиться на основании аудита в логистической компании, который проводит привлеченный независимый аудитор. Объективность и непредвзятость аудитора обеспечивает:
а) его аккредитацией на эту деятельность – ее нелегко получить;
б) необходимостью поддержания ценности сертификата. Некачественный аудит провоцирует выдачу незаслуженного сертификата, доверие к нему утрачивается, – никто не заказывает аудит и сертификацию – система «умирает».
Наиболее затратный этап сертификации – аудит. Сейчас аудит поставщиков самостоятельно проводят некоторые компании-пользователи (торговые и производственные) – это очень хороший инструмент управления поставщиками и отбора лучших. Однако это и дорогой инструмент. Аудит непосилен для мелких и даже средних компаний-пользователей, в результате они используют более простые и дешевые методы отбора и контроля поставщиков, и менее надежные.
Один и тот же поставщик логистических услуг работает с несколькими заказчиками и почти каждый из них тратит время и средства на его оценку. В совокупности получается немалая сумма издержек. Дешевле один раз пройти процедуру подтверждения своей компетентности и потом многим предоставлять сертификат соответствия, став их партнером или быть допущенным к переговорам/тендерам со статусом компетентного и надежного поставщика.
Важный элемент аудита и сертификации – за нее платит компания-получатель сертификата, а не пользователь услугами. Таким образом, у заказчика уменьшается статья расходов на выбор и оценку поставщика, за право считаться «умным и красивым» платит поставщик. Затраты поставщика – это маркетинговый бюджет, способ своего продвижения на рынке, а также инструмент бенчмаркинга, возможность оценить развитие своих процессов, компетентности персонала, увидеть себя в «табеле о рангах», получить понимание о своих сильных позициях и о недостатках – такая информация много стоит.
Хочешь быть поставщиком услуги для уважаемой компании – пройди независимый аудит, правила и критерии которого эти уважаемые компании сформулировали в рамках данной Системы.
Не хочешь получать сертификат – не получай, на рынке достаточно мелкой и дешевой работы, «пасись» у тех клиентах.
Тетяна КОСАРЕВА,
доцент кафедри менеджменту та адміністрування ННІЕіУ Національного університету харчових технологій
Сьогодні логістика стає стратегічним економічним ресурсом як для компаній, так і в цілому для країни. Професіонали про логістику знають, користуються її перевагами, отримують зиски і, водночас, трактують логістичні терміни на свій розсуд. Ще в 1962 р. Пітер Друкер назвав логістику «недослідженим континентом» економіки. Логістика й нині залишається джерелом інновацій, а її потенціал незадіяним для України.
Зараз неприпустимо працювати без стандартів логістичних послуг. Розробка стандартів та їх подальша сертифікація стануть поштовхом для цивілізованого ведення бізнесу.
Нехтувати логістикою в ХХІ ст. – це нонсенс. Працювати без стандартів логістичних послуг – нонсенс у квадраті. А готувати фахівців із логістики, не маючи стандартів, – нонсенс у кубі. Отже, об’єднуємо всі зацікавлені та причетні до логістики сторони. І негайно до роботи!
На складах осуществляется целый комплекс разнообразных последовательно выполняемых операций по поступлению, хранению и отпуску товаров. Эти операции в совокупности составляют складской технологический процесс. Содержание и объем складского технологического процесса зависят от вида склада, физико-химических свойств товаров, хранящихся на нем, объема грузооборота и других факторов.
Товары на склады поступают различными видами транспорта. При наличии железнодорожных подъездных путей товары могут поступать в вагонах или контейнерах. Значительная их часть завозится на склады автотранспортными средствами.
Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, распаковку и приемку их по количеству и качеству. Принятые товары доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.
Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров покупателям: отборка товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка товаров); сдача товаров получателям.
Существенное влияние на общую продолжительность процесса товародвижения оказывает скорость выполнения технологического складского процесса, которая зависит от задач и функций, выполняемых складом, условий поставки товаров, степени механизации складских операций. Технология выполнения складских операций в определенной мере зависит от особенностей устройства складских помещений и их размеров, внутренней планировки складов, оснащения складов оборудованием для хранения товаров.
В основу рациональной организации складского технологического процесса положены следующие важнейшие принципы:
• планомерность и ритмичность;
• рациональная организация товарного потока;
• эффективное использование средств труда;
• механизация и автоматизация складских операций;
• полная сохранность свойств товаров.
Складской технологический процесс должен быть четко спланирован. Для этих целей разрабатываются календарные планы и графики поступления и отпуска товаров, которые позволяют заблаговременно подготовиться к выполнению операций по разгрузке, приемке, хранению и отпуску товаров, более производительно использовать складские площади, транспортные средства и рабочую силу.
Ритмичность технологического процесса предполагает повторяемость всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Соблюдение ритмичности в работе склада способствует равномерному распределению рабочего времени, что обеспечивает надлежащий режим труда и отдыха работников, а также позволяет полнее использовать транспортные средства и складские помещения.
Рациональная организация товарного потока предусматривает внутрискладские перемещения товаров максимально короткими, непересекающимися, противоположно направленными путями. Пути движения товаров должны быть максимально выпрямленными как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Такая организация товарного потока обеспечивает сокращение длительности выполнения отдельных операций и требует меньших затрат на перемещение грузов.
Принцип эффективного использования средств труда предполагает оптимальное использование площади, емкости и оборудования складов.
Важную роль в рациональной организации и осуществлении технологического процесса играют механизация и автоматизация складских операций. В механизации и автоматизации складских операций заложены огромные резервы роста производительности труда складских работников, повышения эффективности использования площади и емкости складов, ускорения погрузочно-разгрузочных операций, сокращения простоев транспортных средств.
Обеспечение полной сохранности свойств товаров — также один из важнейших принципов рациональной организации складского технологического процесса. Оно достигается созданием надлежащего гидротермического режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процессе хранения.
Одним из условий рациональной организации складского технологического процесса является четкое распределение обязанностей между работниками, выполняющими соответствующие операции.
В условиях современного рынка, постоянно растущей конкуренции и изменчивости требований потребителя, складская деятельность оказывает немаловажную роль в функционировании распределительных каналов.
Строительство склада из металлоконструкций является неотъемлемой частью производственного предприятия, там выполняются не только операции по приему, размещению на хранение, подготовке к отгрузке и сбыту товаров конечному потребителю, но и осуществляется интеграция всех звеньев логистической цепи.
Вся совокупность выполняемых операций образует складской технологический процесс. Эффективная организация складского процесса на предприятии дает возможность своевременно получать необходимую информацию о ТМЦ, осуществлять контроль над их остатками, принимать решения о необходимости пополнения и поддерживать бесперебойный производственный процесс.
При строительстве быстровозводимых зданий из металлоконструкций нужно учитывать такой фактор как рациональная организация складских работ, она должна обеспечивать:
- минимальные временные затраты на обработку транспортных единиц и своевременное удовлетворение запросов потребителей;
- устранение излишних передвижений груза по складу;
- рациональное применение погрузочно-разгрузочной техники, складских объемов и площадей;
- минимизацию издержек на размещение и хранение груза.
Для этого, необходимо следовать следующим принципам
- Автоматизация и механизация складских работ.
- Применение системы кросс-докинга.
- Информационная поддержка на всех стадиях следования груза.
- Доступность и сохранность товара.
- Изготовление металлоконструкций для помещения соответствующего класса.
- Создание оптимальных условий хранения на складе.
Обязательным условием эффективной работы склада является составление графика отгрузки товара, контроль остатков на складе и определение ответственных лиц.
Организация складских процессов должна осуществляться с учетом:
- вида груза, его частоты поступления и специфических условий хранения;
- характеристик груза (объем, вес, физико-химические свойства);
- типа складского помещения (открытая, закрытая или полузакрытая площадка);
- размера склада (крупный, средний, малый);
- способа отправки (мелкими или крупными партиями).
Рациональная организация складских процессов обеспечивает эффективное применение передовых технологий в процессе организации производства, снижение себестоимости товаров, минимизацию затрат на хранение, транспортировку и максимизацию прибыли предприятия в целом.
В соответствии с принципиальной схемой технологического процесса разрабатывают транспортно-технологическую (структурную) схему переработки грузов, позволяющую увидеть и критически оценить всю цепь операций от момента прибытия транспортного средства с товарами на склад до момента отправки груза получателю. Пример транспортно-технологической (структурной) схемы переработки грузов на складе приведен на рис. 114.
Рис. 114. Транспортно-технологическая (структурная) схема переработки груза на складе предприятия оптовой торговли
При проектировании складских процессов разрабатываются различные варианты построения транспортно-технологических (структурных) схем, в том числе и сквозных схем, охватывающих несколько звеньев логистической цепи.
Технико-экономическая оценка различных вариантов транспортно-технологических (структурных) схем переработки груза на складе осуществляется на основе расчета удельных трудовых, эксплуатационных, капитальных и приведенных затрат по различным вариантам. Выбирается та схема, которая обеспечивает минимум приведенных затрат.
Как уже отмечалось выше, целью логистической оптимизации технологического процесса на любом из складов цепи товародвижения является такая его организация, которая обеспечивает минимум приведенных затрат по цепи в целом.
Например, имеются три варианта построения транспортно-технологической (структурной) схемы переработки грузов в логистической цепи, обеспечивающей продвижение консервов от изготовителя до розничной торговли, отличающиеся друг от друга используемой тарой:
o вариант 1:
производственная тара — ящики;
складская тара — поддоны;
транспортная тара — ящики;
o вариант 2:
производственная тара — поддоны;
складская тара — поддоны;
транспортная тара — поддоны;
o вариант 3:
производственная тара — ящичный поддон;
складская тара — ящичный поддон;
транспортная тара — ящичный поддон.
Условный пример выбора одного из этих вариантов приведен в табл. 27.
К реализации должен быть принят третий вариант, т.е. тот, который обеспечит минимум приведенных затрат, рассчитываемых по всей схеме (2859 руб./т).
Таблица 27
Удельные затраты по различным вариантам сквозной транспортно-технологической схемы переработки грузов в логистической цепи
Звено логистической цепи |
Удельные затраты на 1 т нетто продукции, руб., при различных вариантах транспортно-технологических схем переработки грузов |
|||||||||||
трудовые |
эксплуатационные |
капитальные |
приведенные |
|||||||||
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 |
вариант 1 |
вариант 2 |
вариант 3 |
|
Промышленность |
||||||||||||
Транспорт |
||||||||||||
Оптовая торговля |
||||||||||||
Транспорт |
||||||||||||
Розничная торговля |
||||||||||||
Итого по логистической цепи |
Технологические карты
В соответствии с принципиальной, а также транспортнотехнологической (структурной) схемами складского процесса и в целях четкой организации работ рекомендуется составлять технологические карты, разрабатываемые применительно к конкретным условиям склада.
Карты технологического процесса представляют собой документ, регламентирующий цикл операций, выполняемых на конкретном складе. Составляется карта на базе утвержденной транспортно-технологической (структурной) схемы.
Технологические карты определяют состав операций и переходов, устанавливают порядок их выполнения, содержат технические условия и требования, а также данные о составе оборудования и приспособлений, необходимых в процессе выполнения предусмотренных картами операций. Например, технологические карты для склада предприятия оптовой торговли должны содержать исчерпывающую информацию по следующим вопросам:
- o каковы исходные условия для выполнения работ;
- o где выполняются работы;
- o кто исполнители;
- o каково содержание работ с материальным потоком;
- o каково содержание работ с информационным потоком, т.е. какая информация используется или формируется (какие документы составляются либо используются) в процессе выполнения работ;
- o какие механизмы применяются в ходе выполнении работ.
Примерная форма технологической карты, приведенная в табл. 28, содержит фрагмент технологического процесса — описание операции размещения товаров на хранение. Исходным условием для ее выполнения является окончание приемки товара по качеству и по количеству. Исполнителем является член бригады товарного склада. Основное содержание работы с материальным потоком: транспортировка, размещение на хранение. Основное содержание работы с информационным потоком: определение мест хранения на основе плана-схемы склада с указанием кодов мест хранения. В качестве средства механизации может использоваться электропогрузчик или электроштабелер.
Таблица 28
Технологическая карта работы склада предприятия оптовой торговли (фрагмент)
№ п/п |
Исходные условия |
Участок производства работ |
Исполнители |
работ |
Формы документов |
Механизмы |
Примечание |
Например, операция размещения товаров на хранение |
|||||||
Окончание приемки товаров по количеству и качеству |
Участок приемки — зона хранения |
Член бригады товарного склада |
Определение мест хранения. Транспортировка. Размещение |
План-схема склада с указанием кодов мест хранения |
Электропогрузчик Электроштаблер |
Товары одного вида размещать по обе стороны одного прохода. Укладку товаров по секциям стеллажей производить снизу вверх (по вертикали). Штабельное хранение товаров применять для крупногабаритных товаров и товаров, имеющих большой объем хранения. При укладке товаров в штабели обеспечивать доступ к каждому наименованию товара |
|
Окончание размещения товаров |
Склад |
Член бригады товарного склада |
Передача в торговый отдел предприятия информации о размещении товаров с указанием кода места хранения |
Приходная накладная |
Код места хранения шестизначный:
|
В технологической карте процесс переработки грузов на складе представляется расчлененным на отдельные этапы погрузочно-разгрузочных, контрольно-учетных и специальных внутрискладских операций, причем по каждому этапу указываются средства выполнения и состав исполнителей тех или иных операций.
Технологическая карта позволяет установить ряд существенных показателей, характеризующих организацию работ на складе.
В основу технологического процесса должно быть положено разделение товаров на группы, имеющие специфические особенности складской обработки. Соответственно, по некоторым операциям технологического процесса (размещение товаров на хранение, комплектация заказов и др.) целесообразно разрабатывать несколько технологических карт, отражающих специфические особенности складской переработки конкретной группы товаров
Технологические карты, разработанные как для всего технологического процесса, так и для отдельных его этапов, целесообразно использовать вместе с сетевыми графиками. Подобно сетевому графику технологическая карта показывает логику всего складского процесса, однако делает это не во временном, а в технико-технологическом разрезе.
Представленное в карте единое описание технологического процесса дополняется развернутым описанием отдельных процедур.