Органы дознания

Органы дознания

Развернуть ▼
Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Приказ Генпрокуратуры России от 23.10.2014 N 150 «Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов»
Настоящая Инструкция составлена в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ, Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В Инструкции изложены основные вопросы организации, функции и процессуальный порядок деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба (кроме подразделений дознания пограничных органов федеральной службы безопасности при производстве дознания по уголовным делам о преступлениях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, воинских подразделений Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России), по выявлению, предупреждению, пресечению преступлений, реализации полномочий и обязанностей, предусмотренных УПК РФ.
Приказ
Инструкция о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
Глава I. Общие положения
Глава II. Производство неотложных следственных действий
Глава III. Порядок оформления, учета и хранения уголовных дел
Глава IV. Профилактическая работа в связи с совершенным преступлением
Приложение 1
Образцы бланков процессуальных документов
Рапорт об обнаружении признаков преступления (Бланк 1)
Протокол устного заявления о преступлении (Бланк 2)
Протокол явки с повинной (Бланк 3)
Поручение о проверке сообщения о преступлении (Бланк 4)
Объяснение (Бланк 5)
Запрос об истребовании предметов, документов и иных сведений (Бланк 6)
Требование о передаче документов и материалов (Бланк 7)
Протокол осмотра места происшествия (Бланк 8)
Протокол осмотра местности (жилища, иного помещения) (Бланк 9)
Протокол осмотра предметов (документов) (Бланк 10)
Протокол осмотра трупа (Бланк 11)
Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении (Бланк 12)
Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении (Бланк 13)
Постановление о передаче сообщения о преступлении по подследственности (Бланк 14)
Сообщение о передаче заявления о преступлении по подследственности (Бланк 15)
Постановление о передаче сообщения о преступлении в суд (Бланк 16)
Сообщение о передаче заявления о преступлении в суд (Бланк 17)
Постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству (Бланк 18)
Постановление о возбуждении уголовного дела (Бланк 19)
Уведомление о возбуждении уголовного дела (Бланк 20)
Уведомление о возбуждении уголовного дела (Бланк 21)
Уведомление о возбуждении уголовного дела (Бланк 22)
Указания (Бланк 23)
Постановление о принятии уголовного дела к производству (Бланк 24)
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (Бланк 25)
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (Бланк 26)
Уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела (Бланк 27)
Требование об опубликовании информации об отказе в возбуждении уголовного дела (Бланк 28)
Протокол задержания подозреваемого (Бланк 29)
Протокол разъяснения подозреваемому права на помощь защитника (Бланк 30)
Протокол разъяснения подозреваемому права на уведомление родственников о задержании (Бланк 31)
Сообщение о задержании подозреваемого (Бланк 32)
Протокол личного обыска (Бланк 33)
Уведомление о производстве личного обыска (Бланк 34)
Протокол допроса подозреваемого (Бланк 35)
Постановление об освобождении подозреваемого (Бланк 36)
Справка об освобождении подозреваемого (Бланк 37)
Подписка о предупреждении о неразглашении данных досудебного производства (Бланк 38)
Постановление о признании предметов и (или) документов вещественными доказательствами (Бланк 39)
Постановление о признании потерпевшим (Бланк 40)
Повестка о вызове на допрос (Бланк 41)
Протокол допроса потерпевшего (Бланк 42)
Протокол допроса свидетеля (Бланк 43)
Постановление о назначении переводчика (Бланк 44)
Подписка о предупреждении переводчика об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод (Бланк 45)
Протокол допроса свидетеля с участием переводчика (Бланк 46)
Протокол допроса потерпевшего с участием переводчика (Бланк 47)
Протокол очной ставки (Бланк 48)
Постановление о производстве освидетельствования (Бланк 49)
Протокол освидетельствования (Бланк 50)
Постановление (Бланк 51)
Постановление о назначении экспертизы (Бланк 52)
Протокол ознакомления с постановлением о назначении судебной экспертизы (Бланк 53)
Протокол ознакомления с постановлением о назначении судебной экспертизы (Бланк 54)
Постановление о получении образцов для сравнительного исследования (Бланк 55)
Протокол получения образцов для сравнительного исследования (Бланк 56)
Приложение к протоколу получения образцов для сравнительного исследования (Бланк 56.1)
Постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (Бланк 57)
Подписка о неразглашении сведений, составляющих государственную тайну (Бланк 58)
Приложение 2
Образцы заполнения бланков процессуальных документов и телеграмм
Приложение 3. Книга регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в войсковую часть (учреждение)
Приложение 3.1. Талон-корешок и талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении
Приложение 4. Книга учета уголовных дел войсковой части (учреждения)

Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ (ст. 11 Инструкции). Один из них назначается старшим дознавателем: ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на полк (корабль 1 ранга) — 5—6 дознавателей;

б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) — 3—4 дознавателя;

в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) — 1—2 дознавателя;

г) на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2—5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество дознавателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для расследования конкретного уголовного дела. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им.

Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

Дознаватели уполномочены:

а) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания (командира воинской части), санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

б) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы.

В обязанности дознавателя входит:

а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции;

б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий, определять их последовательность и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами;

г) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ);

д) докладывать командиру воинской части обо всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

е) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; разъяснять личному составу законы Российской Федерации;

ж) исполнять письменные указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке, установленном УПК РФ.

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу.

Руководство процессуальной деятельностью дознавателей (должностных лиц органов дознания) при производстве по уголовному делу осуществляет начальник органа дознания (командир воинской части), который вправе давать дознавателю указания.

Письменные указания военного прокурора и начальника органа дознания (командира воинской части), данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания (командира воинской части) военному прокурору, а указания военного прокурора — вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

В случае отсутствия командира воинской части лицо, его замещающее, принимает (выполняет) процессуальные решения (действия) только в том случае, если оно занимает должность заместителя командира части. Заместители командира воинской части осуществляют процессуальные полномочия только в случае возложения на них обязанностей командира воинской части.

Органы дознания и дознаватели осуществляют уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ).

В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей заключается:

а) в принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

б) в производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела;

в) в принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 145 (146) УПК РФ;

г) в незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), — соответствующих протоколов и постановлений.

Розыскная деятельность органа дознания включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации меры, принимаемые для установления лица, подозреваемого в совершении преступления, и розыска обвиняемого, место нахождения которого неизвестно, а также общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, организацию в необходимых случаях его преследования по следам совершенного преступления, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления.

Розыскные мероприятия проводятся во взаимодействии с военной прокуратурой и другими правоохранительными органами.

По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ), после получения согласия военного прокурора на возбуждение уголовного дела орган дознания — командир воинской части или дознаватель производит неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования, и, кроме того, вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления.

После направления уголовного дела военному прокурору орган дознания — командир воинской части или дознаватель производит отдельные следственные действия, оперативно-розыскные и розыскные мероприятия только по поручению военного прокурора, следователя.

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органами дознания являются государственные органы и должностные лица, которые в соответствии с законом осуществляют дознание и другие процессуальные полномочия по уголовным делам.

Дознание представляет собой форму предварительного расследования, которая отличается от предварительного следствия по меньшим срокам, должностным лицам, которые эту деятельность осуществляют, а также по ряду иных критериев. Что касается указания в законе на «другие полномочия», то к ним относятся полномочия по возбуждению уголовных дел и производству неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно, а также но выполнению письменных поручений следователя.

Для указанных в законе государственных органов и должностных лиц производство дознания — важная часть их деятельности, но не основная. Дознание является производным от тех функций, которые тот либо иной орган (должностное лицо) осуществляют.

Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся:

  • — ОВД РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции;
  • — органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы;
  • — иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» к ним относятся оперативные подразделения ОВД РФ, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России);

органы Федеральной службы судебных приставов России;

командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

К органам дознания не относятся, однако выполняют их полномочия иные должностные лица. В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий также возлагаются:

  • — на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • — руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
  • — глав дипломатических представительств и консульских учреждений — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

При появлении возможности уголовные дела передаются территориальным или специализированным органам предварительного расследования для дальнейшего досудебного производства.

Что касается полномочий органов и должностных лиц по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, то от имени органа дознания как единого юридического лица дознаватель возбуждает уголовное дело и в срок до 10 суток производит неотложные следственные действия, после чего дело направляется для дальнейшего предварительного следствия. От имени органа дознания также может действовать начальник подразделения дознания.

При производстве дознания в качестве самостоятельной формы предварительного расследования полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником подразделения дознания или его заместителем. При этом не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

  • — самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и судебное решение;
  • — осуществлять иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Выполнение указаний прокурора и начальника органа дознания для дознавателя обязательно. Но при этом дознаватель вправе, не приостанавливая выполнения указаний, обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору.

В н. 17.1 ст. 5 УПК РФ закреплено, что начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • — поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • — изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому дознавателю;
  • — отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • — вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

При этом начальник подразделения дознания имеет возможность проверять материалы уголовного дела, давать дознавателю письменные указания.

Начальник подразделения дознания -должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, — полномочиями руководителя этой группы.

При осуществлении предоставленных ему полномочий, начальник подразделения дознания вправе:

  • 1) проверять материалы уголовного дела;
  • 2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Дознаватель

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

Дознаватель как участник уголовного процесса имеет такое же процессуальное положение, как и орган дознания. Орган дознания возлагает производство дознания на дознавателей. Как правило, это происходит путем письменного распоряжения, отдаваемого начальником подразделения органа дознания или его заместителем дознавателю.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу ОРМ.

Дознаватель уполномочен:

  • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, прокурора и (или) судебное решение;
  • 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом.

Указания прокурора, начальника органа дознания, а также начальника подразделения органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника подразделения органа дознания начальнику органа дознания, а начальника органа дознания прокурору, указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Должности дознавателей предусмотрены в системе органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, в частности пограничных войск ФСБ России, в таможенных органах РФ, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральной службы судебных приставов, государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

13 Август 2020

Полномочия и обязанности органов дознания и дознавателей военной полиции

#полиция#военнаяполиция#право

При исполнении полномочий органа дознания должностные лица военной полиции Вооруженных Сил руководствуются требованиями УПК РФ, а также Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденной приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора от 23 октября 2014 г. № 150. Согласно указанной Инструкции начальник органа военной полиции Вооруженных Сил как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, в пределах предоставленной ему уголовно-процессуальным законодательством компетенции вправе возложить отдельные процессуальные полномочия органа дознания на подчиненных ему должностных лиц. В органах военной полиции Вооруженных Сил реализация полномочий органа дознания осуществляется офицерами, состоящими в должности дознавателей военной полиции. Возложение начальником органа военной полиции на подчиненных ему дознавателей отдельных процессуальных полномочий органа дознания в соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ осуществляется путем дачи письменного поручения.

Начальник органа военной полиции Вооруженных Сил как орган дознания и дознаватели военной полиции реализуют следующие полномочия и обязанности: 1) проводят необходимые предусмотренные законом мероприятия в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений; в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21
УПК РФ); незамедлительно уведомляют военного прокурора об обнаружении признаков преступления; 2) осуществляют прием, регистрацию и проверку сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (сообщения о преступлении, распространенного в СМИ, – только по поручению прокурора) в пределах компетенции, установленной УПК РФ, и в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ; 3) принимают по результатам рассмотрения сообщения о преступлении одно из процессуальных решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ: – о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ; – об отказе в возбуждении уголовного дела; – о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения25 (за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УК РФ), при наличии заявления потерпевшего или его законного представителя о возбуждении уголовного дела, – в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ; 4) незамедлительно направляют военному прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела, а по указанию последнего – и материалы, послужившие основанием для его вынесения; незамедлительно уведомляют заявителя, лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о принятом решении (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч. 2 ст. 145 УПК РФ); 5) направляют военному прокурору и заявителю копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения (а по указанию военного прокурора – в прокуратуру и материалы проверки сообщения о преступлении), с разъяснением заявителю его права обжаловать данное постановление и порядка обжалования (ч. 4 ст. 148 УПК РФ);

6) после возбуждения уголовного дела о преступлении, по которому производство предварительного следствия обязательно, производят неотложные следственные действия (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ) в целях обнаружения и фиксации следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (в том числе для установления лица, совершившего преступное деяние (ст. 157 УПК РФ); 7) исполняют письменные указания военного прокурора, данные в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, о производстве процессуальных действий и принятии розыскных мер в ходе производства неотложных следственных действий; в случае возбуждения уголовного дела о преступлении, не подследственном военным следственным органам СК России, после производства по нему неотложных следственных действий передают уголовное дело военному прокурору для направления по подследственности в иной орган предварительного расследования (ч. 5 ст. 152 УПК РФ); 9) направляют через военного прокурора руководителю военного следственного органа подследственное военному следственному органу уголовное дело после производства по нему неотложных следственных действий в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ (ч. 3 ст. 157 УПК РФ); 10) после направления уголовного дела руководителю военного следственного органа исполняют постановления о задержании, приводе, об аресте, производят отдельные следственные и иные процессуальные действия, принимают розыскные меры, оказывают содействие при их осуществлении только по письменным поручениям следователя, которые в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ обязательны для исполнения; 11) в случае направления руководителю военного следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимают розыскные меры для установления данного лица, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК РФ);

12) реализуют иные полномочия и обязанности, предусмотренные УПК РФ. По уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 150 УПК РФ), орган дознания или дознаватель в ходе производства неотложных следственных действий вправе произвести задержание подозреваемого в совершении преступления. Перечисленные выше полномочия и обязанности органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40, п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ начальники органов военной полиции Вооруженных Сил реализуют по сообщениям и уголовным делам о преступлениях, совершенных: – военнослужащими Вооруженных Сил; – гражданами, проходящими военные сборы в Вооруженных Силах; – лицами гражданского персонала Вооруженных Сил в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или на территории (в расположении) органа военной полиции, воинской части, соединения, военного учреждения. Органы дознания и дознаватели осуществляют уголовное преследование26 от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ). К уголовным делам частно-публичного обвинения относятся дела, которые возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК РФ. Уголовными делами публичного обвинения считаются все остальные дела, не относящиеся к делам частного и частно-публичного обвинения. Они возбуждаются и прекращаются только по инициативе следователя, дознавателя, прокурора.

Предварительное расследование в форме дознания в порядке, предусмотренном гл. 32 и 32.1 УПК РФ, по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, органами дознания военной полиции Вооруженных Сил не производится. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание по указанным уголовным делам производится следователями военных следственных органов. Деятельность органов дознания и дознавателей по указанной категории преступлений заключается в приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлении и в принятии по результатам рассмотрения сообщения одного из процессуальных решений, предусмотренных пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК РФ). После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ, о чем выносит постановление (ч. 3 ст. 157 УПК РФ).

Дознаватели уполномочены: а) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ и Инструкцией о процессуальной деятельности органов дознания на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие военного прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ); б) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, а также получать содействие при их осуществлении (п. 1.1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ); в) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовнопроцессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ). Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

На время осуществления дознавателем полномочий, предусмотренных УПК РФ, орган дознания своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает транспортом, средствами связи и помещением для работы. Дознаватель обязан: – при проверке сообщения о преступлении и осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания; – по согласованию с органом дознания и военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию; – разъяснять подозреваемому, потерпевшему, другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав.

Лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ, с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы, а также подозреваемому, кроме того, обеспечивать право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить лицу, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении, с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы, а также подозреваемому их права и обеспечить им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами; – принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества.

О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ); – в письменной форме докладывать органу дознания обо всех выявленных в ходе проверки сообщений о преступлении и при производстве неотложных следственных действий нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению. О результатах принятых мер сообщать военному прокурору; – принимать активное участие в деятельности по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, разъяснять личному составу законы Российской Федерации; – исполнять письменные указания военного прокурора и органа дознания, требования военного прокурора, письменные поручения следователя и дознавателя иного органа дознания по уголовным делам, данные ими в порядке соответственно пп. 3 и 4 ч. 2 ст. 37 и пп. 4, 6 ч. 2 ст. 38 и (или) ч. 1 ст. 152 УПК РФ (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по материалам проверок и уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу. Орган дознания и дознаватель не может принимать участие в производстве по уголовному делу и подлежит отводу, если он является по своему служебному положению непосредственным начальником или подчиненным лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела, а также при наличии иных оснований, указанных в ст. 61 УПК РФ (если орган дознания и дознаватель является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу; участвовал в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу; является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу).

При наличии оснований для отвода орган дознания или дознаватель обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу независимо от того, известно ли об этих обстоятельствах сторонам или другим участникам уголовного судопроизводства и настаивают ли они на его устранении или нет (ч. 1 ст. 62 УПК РФ). В случае если орган дознания или дознаватель не устранился от участия в производстве по уголовному делу, отвод ему может быть заявлен участниками уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 62 УПК РФ). Решение об отводе органа дознания или дознавателя принимает военный прокурор. Предыдущее участие органа дознания или дознавателя в производстве предварительного расследования по данному уголовному делу не является основанием для его отвода (ст. 67 УПК РФ). Оформленный в письменной форме отвод или самоотвод приобщается к материалам уголовного дела. Отвод, заявленный устно, заносится в протокол следственного действия. Уголовное дело незамедлительно направляется военному прокурору для решения вопроса об отводе органа дознания или дознавателя в порядке, предусмотренном УПК РФ. Процессуальные решения, принимаемые дознавателем, о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения о преступлении по подследственности, о передаче сообщения о преступлении по уголовным делам частного обвинения в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, о направлении уголовного дела руководителю следственного органа в предусмотренных УПК РФ случаях подлежат утверждению органом дознания. Постановления органа дознания или дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными (ч. 4 ст. 7 УПК РФ).

Нарушение норм УПК РФ органом дознания или дознавателем в ходе уголовного судопроизводства влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств (ч. 3 ст. 7 УПК РФ). Процессуальные действия и решения оформляются органом дознания или дознавателем на бланках процессуальных документов. Процессуальные документы могут быть выполнены типографским, электронным или иным способом. В случае отсутствия бланков процессуальных документов, выполненных указанными способами, они могут быть написаны от руки (ч. 2 ст. 474 УПК РФ). Орган дознания или дознаватель обеспечивает участникам уголовного судопроизводства, указанным в ст. 119 УПК РФ, право заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по уголовному делу. Орган дознания или дознаватель обязан рассмотреть каждое заявленное по уголовному делу ходатайство в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия (ст.ст. 120, 159 УПК РФ). Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее трех суток со дня его заявления (ст. 121 УПК РФ).

Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении орган дознания или дознаватель выносит постановление, которое доводится до сведения лица, заявившего ходатайство. Постановление об отказе в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ (ст. 123, ч. 4 ст. 159 УПК РФ).

Данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Порядок предупреждения органом дознания или дознавателем участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения без соответствующего разрешения ставших им известными данных предварительного расследования, отбора подписки, предания гласности данных предварительного расследования регулируется ст. 161 УПК РФ. Участники проверки сообщения о преступлении также могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.

Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению (ст. 9 УПК РФ). В случаях превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ), незаконного освобождения от уголовной ответственности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления (ст. 300 УК РФ), незаконного задержания, заключения под стражу или содержания под стражей (ст. 301 УК РФ), принуждения подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля к даче показаний либо эксперта, специалиста к даче заключения или показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий (ст. 302 УК РФ), фальсификации доказательств по уголовным делам, находящимся в производстве (чч. 2 и 3 ст. 303 УК РФ), нарушения неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) орган дознания, дознаватель подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Орган дознания обязан оказывать содействие работникам органов военной прокуратуры и сотрудникам военных следственных органов в течение всего времени проверки сообщений о преступлениях и производства по уголовным делам, обеспечивая их беспрепятственный допуск в расположение части, выделяя необходимое количество дознавателей, средства связи, помещения для работы, автотранспорт, в необходимых случаях – конвой для своевременной доставки и сопровождения подозреваемых и обвиняемых в военный следственный орган и в суд, к месту производства следственных действий.

Другие новости и статьи

» Тайны «красной Маты Хари»

Сравнительный анализ мер поддержки малого и среднего сельского бизнеса за рубежом в условиях пандемии «

Запись создана: Четверг, 13 Август 2020 в 9:43 и находится в рубриках Новости.

метки: дознание, военнаяполиция

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *