Органы финансового контроля
Содержание
- Правительство РФ
- Органы финансового контроля в РФ
- Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
- Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
- Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
- Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
- Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
- Банк России как контрольный финансовый орган
- Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
- Итоги
Постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый ФС РФ и подотчетный ему. С. п. действует на основе ст. 101 Конституции РФ и Федерального закона от 5 апр. 2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Задачами С. п. являются: организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, в т. ч. для целей стратегического планирования социально-экономического развития РФ; аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ; анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции, развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты РФ, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития РФ; оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств др. способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ, определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, регулярное представление СФ и ГД информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
С. п. состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов, аппарата палаты. СФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителя Председателя и 6 аудиторов С. п. и назначает (по представлению Президента РФ) сроком на 6 лет, а также освобождает их от должностей (по представлению Президента РФ). Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ вносятся Президенту РФ Советом палаты по предложениям комитетов СФ.
С. п. осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности; осуществляет внешний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений; вносит в СФ и ГД предложения о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Счетной палаты РФ, а также представление ежеквартальных оперативных докладов о ходе исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году, заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ (на основе проверки и анализа обоснованности их показателей), заключения по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Контрольные полномочия С. п. распространяются на все федеральные государственные органы (в т. ч. их аппараты) и федеральные государственные учреждения в РФ, на государственные внебюджетные фонды, а также на государственные органы субъектов РФ (в т. ч. их аппараты) органы местного самоуправления (в пределах ее компетенции), федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании, хозяйственные товарищества и общества с участием РФ в их уставных (складочных) капиталах, а также в части соблюдения условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета, договоров об использовании федерального имущества (управлении федеральным имуществом), договоров (соглашений) о предоставлении государственных гарантий РФ, кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции со средствами федерального бюджета, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета – в отношении иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, а также в отношении иных организаций – в соответствии с поручениями СФ и ГД, а также обращениями Президента РФ и Правительства РФ.
С. п. осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании: запросов Президента РФ; поручений СФ или ГД, оформленных соответствующими постановлениями; запросов комитетов и комиссий СФ и ГД, членов СФ и депутатов ГД, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ. С. п. ежеквартально представляет ФС РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета.
Под финансовыми органами понимаются:
- 1) Министерство финансов Российской Федерации;
- 2) министерства финансов республик – субъектов РФ, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов;
- 3) финансовые управления (департаменты, отделы) администраций муниципальных образований.
Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В связи с изменением структуры органов исполнительной власти Минфину России переданы частично функции по налоговому администрированию. В пределах своих полномочий Минфин России координирует и курирует деятельность налоговых органов. Кроме того, Минфин России наделен полномочиями в части ведомственного нормотворчества в сфере налогообложения, а также ведения разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах.
Как субъект налогового права в соответствии с возложенными на него государственными задачами Минфин России выполняет самые различные функции в сфере налогообложения, в частности:
- 1) дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственным участникам консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;
- 2) утверждает порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 54 ПК);
- 3) определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (абз. 3 п. 1 ст. 83 ПК);
- 4) утверждает форму уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (ст. 145 НК).
В некоторых случаях министр финансов РФ может принимать решение но предоставлению отсрочки или рассрочки по уплате одного или нескольких федеральных налогов, пеней и штрафов.
Ранее Минфин России был вправе утверждать формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения. Однако с 28 августа 2010 г. в связи с введением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ оно утратило эти полномочия.
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, участвуют в согласовании по поводу принятия решения об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов.
Правительство РФ
Правовой статус Правительства РФ определен Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-КЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство РФ уполномочено осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов. В основном в сфере налогообложения Правительство РФ уполномочено издавать нормативные правовые акты, и ряд примеров подобных актов был приведен в теме об источниках налогового права. Однако Правительство РФ также может участвовать в налоговых правоотношениях, на данный момент пока в одном виде налоговых правоотношений, а именно оно вправе в силу своего решения предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года (абз. 2 и. 1 ст. 64 НК).
Органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с гл. 25.3 НК («Государственная пошлина») совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина. Данные органы участвуют в налоговых отношениях не как «поставщики» фискально значимой информации, а отчасти обладают полномочиями налоговых органов, а именно имеют возможность предоставлять отсрочку, рассрочку уплаты государственной пошлины, а также принимают решение о возврате (зачете) плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, за исключением возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями. В последнем случае решение о возврате пошлины принимается налоговым органом по местонахождению суда, в котором рассматривалось дело. К числу лиц, наделенных указанными выше полномочиями, относятся государственные органы и органы местного самоуправления, совершающие платные юридически значимые действия, в частности: суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, нотариусы государственных нотариальных контор и (или) должностные лица органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с законодательными актами РФ и (или) законодательными актами субъектов РФ на совершение нотариальных действий, органы ЗАГС, Федеральная миграционная служба (ФМС России), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по интеллектуальной собственности, МИД России и представительства МИДа на территории РФ, государственные инспекции пробирного надзора, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и ее территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) и др.
Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.
Органы финансового контроля в РФ
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:
- Счетная палата РФ;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
- Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).
Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.
В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.
Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.
Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.
О роли органов финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России рассказал С. Н. Меликсетян — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и ознакомьтесь с авторитетным мнением эксперта бесплатно.
Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.
Подробнее о задачах финансового контроля читайте в материале «Финансовый контроль: понятие, значение и задачи».
Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.
Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.
Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.
В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.
О валютных операциях читайте в статье «Валютные операции: понятие, виды, классификации»
Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.
См. также «ФСБ может содействовать налоговикам при проверках».
Классификация органов, осуществляющих финансовый контроль в РФ
В среде российских экспертов распространен подход, в соответствии с которым органы финансового контроля правомерно классифицировать на 4 основные группы:
1. Контрольно-счетные учреждения, формируемые законодательными органами. Это Счетная палата РФ, а также аналогичные структуры в регионах РФ.
2. Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной ветви власти. В числе таковых — Минфин России, Росфиннадзор, Федеральное казначейство, ФНС России и Росфинмониторинг.
3. Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
4. Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Рассмотрим особенности работы организаций, относящихся к указанным выше 4 категориям субъектов финансового контроля, подробнее.
Законодательная власть как субъект финансового контроля: функции счетных палат
Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля. Она формируется при участии обеих палат парламента — Совета Федерации и Госдумы. Деятельность Счетной палаты подотчетна данным законодательным структурам.
Основные функции Счетной палаты:
- контроль за исполнением статей бюджета;
- контроль за использованием средств государственными внебюджетными фондами;
- контроль за использованием федеральной собственности;
- проведение финансовой экспертизы законопроектов, а также НПА, регламентирующих расходование бюджетных средств и соответствующих ресурсов внебюджетных фондов;
- участие в рассмотрении проектов федерального бюджета Государственной думой.
Основные направления деятельности Счетной палаты:
- контрольно-ревизионная деятельность;
- экспертно-аналитическая деятельность;
- информационная деятельность.
Проверки и ревизии, проводимые экспертами Счетной палаты, как правило, носят выездной характер. Сведения об итогах их проведения могут быть опубликованы по факту оформления результатов проверок в виде заключения.
Что касается участия Счетной палаты в рассмотрении проектов федерального бюджета, данное ведомство, как правило, отвечает за их экспертный анализ на предмет обоснованности различных статей, а также ключевых финансовых показателей, таких как, например, допустимая величина государственного долга или размер дефицита бюджета.
Деятельность экспертов Счетной палаты может быть связана с формированием заключений, касающихся различных проблем государственной финансовой политики, разработки бюджетного законодательства. В компетенции ведомства — изучение проектов международных соглашений РФ, имеющих отношение к формированию бюджета России.
В регионах РФ формируются собственные аналоги Счетной палаты — также при участии законодательных органов власти. Речь идет о контрольно-счетных палатах субъектов РФ. Основные задачи, которые решают данные организации, — оценка обоснованности статей доходов и расходов субъекта РФ, осуществление контроля за исполнением регионального бюджета, содействие целевому и эффективному использованию денежных средств, которые используются муниципалитетами, учреждениями и иными субъектами бюджетной системы региона.
Органы государственного финансового контроля в исполнительной ветви власти
В рамках исполнительной ветви власти работает самый широкий спектр органов финансового контроля. В числе ключевых структур, занимающихся рассматриваемым направлением деятельности:
- Минфин России;
- ФНС России;
- Росфиннадзор;
- Росфинмониторинг;
- Федеральное казначейство.
Минфин России — если говорить о центральном аппарате ведомства — в общем случае не осуществляет деятельность, связанную с финансовым контролем. Однако он может быть вовлечен в нее по факту издания специального указа Президента либо постановления Правительства РФ.
Минфину подотчетен ряд федеральных служб, которые, в свою очередь, самым активным образом участвуют в финансовом контроле.
В числе таковых — ФНС России. Главная компетенция данного ведомства в части финансового контроля — обеспечение соответствия деятельности налогоплательщиков положениям налогового и бюджетного законодательства. В ходе осуществления контроля ФНС следит за тем, чтобы налоги и сборы платились вовремя и подтверждались корректно составленными документами.
Подробнее о специфике налоговых проверок читайте в статье «Какие есть виды налоговых проверок?»
Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.
В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.
Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
О том, как финансовый контроль организуется в рамках предприятия, читайте в материале «Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)».
Банк России как контрольный финансовый орган
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк».
Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.
Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:
- страховой бизнес;
- рынок ценных бумаг;
- рынок паевых инвестиционных фондов;
- рынок негосударственных пенсионных фондов;
- товарные биржи;
- рынок услуг кредитных бюро;
- рынок жилищных кооперативов;
- рынок электронных платежных систем;
- рынок микрокредитования.
Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.
Итоги
За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур – каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
§ 2. Методы финансового контроля. Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов при осуществлении финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. К ним относятся: ревизий, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др. Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.
Основным методом финансового контроля является ревизия, т. е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Ревизии подразделяются на несколько видов.
По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценностей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, производят подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, контрольные обмеры на строительстве и т. д.
По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии носят плановый характер.
О проведении ревизии заранее извещаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При необходимости проводятся и внеплановые ревизии в случае поступления жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки/Внеплановые ревизии могут проводиться различными контрольными органами, о которых подробно говорилось ранее.
По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.
По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчисления налогов).
Ревизоры наделены широким кругом прав, среди которых можно назвать следующие: – проверять первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; – проводить частичные или сплошные инвентаризации; – опечатывать склады, кассы, кладовые; ‘– проверять в их финансовых учреждениях и кредитных организациях достоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия; – привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;
– получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.
Наряду с этим ревизор может изъять некоторые документы, если их сохранность не может быть гарантирована или совершены подлоги и подделки материалов. Изъятия производятся только на основании постановления органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие должно оформляться протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу проверяемых предприятия, организации.
Проведение ревизий в системе отраслевых министерств и ведомств имеет свою специфику, вместе с тем можно выделить общие требования, предъявляемые к проведению ревизии, независимо от проверяемого субъекта.
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерств и ведомств, состоящих на республиканском бюджете Российской Федерации, проводятся не реже одного раза в два года, а в подразделениях, состоящих на хозяйственном расчете, – не реже одного раза в год. Ревизии проводятся, как правило, комплексно, т. е. охватывают не только финансово-хозяйственную, но и производственную деятельность. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения либо смене его руководителя, начальника финансовой службы.
Срок проведения ревизии не может превышать, как правило, 30 дней. При проведении ревизии ревизор проверяет, анализирует и использует различные документы, например, материалы инвентаризаций, первичные документы (кассовые ордера, выписки банка, накладные и т. п.), хозяйственные договоры, материалы обследований и проверок, проведенных банком.
Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся путем: – проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления их законности и подлинности, правильности оформления, а также целесообразности производственных операций; – проверки соответствия бухгалтерских записей содержанию операций, фактическому выполнению работ или оказанию услуг; – внезапной проверки фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетным данным; – взаимного контроля операций и документов; – проведения встречных проверок; – анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности подразделений.
При проведении ревизии, применяются сплошной и выборочный методы проверки документов. При сплошном методе проверяются все без исключения документы, относящиеся к данному виду операций. Кассовые и банковские документы проверяются только сплошным методом. При выборочном методе проверяется часть документов. Объем выборочной проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, а также характером проверяемых операций. При этом ревизор обязан указать, какой конкретно объем документации и период проверен выборочно. В тех случаях, когда выборочной проверкой установлены факты серьезных нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует производить сплошным методом, а в случае необходимости – за период, охваченный предыдущими ревизиями.
При проверке ревизор должен обратить особое внимание на документы, оплаченные наличными деньгами вместо безналичных расчетов, а также зачтенные по взаимным расчетам за реализованные ценности и оказанные услуги, на документы и наряды, по которым произведена оплата лицам, не состоящим в штате подразделения, на акты по списанию товарно-материальных ценностей и др.
Ревизии и проверки могут подразделяться на следующие: – ревизия, проверка кассы и кассовых операций; – ревизия банковских операций; – ревизия операций по начислению денежного довольствия и за работной платы; – ревизия расчетных операций; – ревизия сохранности и использования материальных ценностей; – ревизия основных средств; – ревизия учета бланков строгой отчетности; – проверка организации бухгалтерского учета; – проверка пенсионной работы; – проверка работы с письмами, заявлениями и жалобами по вопросам бесхозяйственности и другие виды.
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, руководителем и главным бухгалтером проверявшихся объединения, предприятия, организации или учреждения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры ответственности виновных должностных лиц. Если у руководителя и главного бухгалтера имеются замечания и возражения, то они приобщаются к акту ревизии.
На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба, виновные привлекаются к ответственности, разрабатываются предложения по предупреждению нарушений. Руководитель организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии.
Должностные лица, по вине которых допущены нарушения, о которых говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.
В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.
Акты ревизий, проведенных в порядке ведомственного контроля, представляются Министерству финансов РФ, финансовым органам субъектов Федерации и местным финансовым органам по их требованию.
Действенность проводимого финансового контроля во многом определяется не только правильным и точным выбором определенного метода контроля, но и эффективностью взаимодействия различных контрольных органов, что является важным и непременным условием успешной борьбы с правонарушениями в сфере финансов.
Выявление доходов, сокрытых от налогообложения,– важнейший аспект борьбы с преступностью в сфере экономики, поскольку налоговые преступления теснейшим образом связаны с различными экономическими, должностными и другими правонарушениями. Пресечение сокрытия доходов от налогов позволяет сократить ту финансовую базу, на которой возникают и функционируют экономическая, а также организованная преступность и коррупция. Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия налоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел.
Среди выработанных практикой методов подобного взаимодействия можно назвать следующие: – обмен оперативной информацией о нарушениях налогового законодательства; – проведение совместных финансовых проверок на предприятиях и в организациях, в том числе документальных и фактических ревизий, обследований по поводу выявления сокрытых от налогообложения доходов или их уменьшения с той же целью; – оказание налоговым инспекциям помощи в изъятии документации, опечатывании самих проверяемых объектов (складов, киосков и т. п.); – установление с помощью органов внутренних дел местонахождения юридических лиц или граждан, скрывающихся от налогообложения; – организация профилактической работы среди юридических и физических лиц по предупреждению правонарушений в данной сфере; – оказание технической помощи налоговым органам; – проведение совместных проверок по сохранности денежных сумм и материальных средств на проверяемых объектах;
– анализ процесса уплаты налогов в бюджет различными субъектами, что дает возможность для сравнения финансовой деятельности аналогичных предприятий, а следовательно, и сравнения сумм уплачиваемых налогов в бюджет и т. п.
В последнее время особенно остро стоит вопрос о целевом использовании бюджетных средств различными хозяйствующими субъектами. В целях организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также определения эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других кредитных организациях в январе 1995г. была создана, как отмечалось ранее, Счетная палата Российской Федерации. Законодательно предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими контрольными органами Российской Федерации, которые обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счетная палата вправе привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях государственные контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе – негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов.
Законодательством предусмотрено также взаимодействие правоохранительных органов с аудиторскими фирмами и аудиторами. Так, в соответствии с п. 10 Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993г., правоохранительные органы при наличии санкции прокурора вправе в соответствии с процессуальным законодательством дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в их производстве возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Оплата работы аудитора при проведении подобной проверки производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством страны с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг (Шевчук Д.А. Основы банковского аудита. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006).
В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа Федерального казначействам за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению правоохранительных органов производятся только за счет средств бюджета и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению правоохранительных органов, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Если в ходе проверки аудитором или аудиторской фирмой были выявлены серьезные финансовые нарушения, которые могут повлечь возбуждение уголовного дела и о которых не было сообщено правоохранительным органам, лицензия на осуществление аудиторской деятельности может быть аннулирована выдавшим ее органом.
В соответствии с п. 11 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993г.1, органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Особая роль отводится взаимодействию правоохранительных органов с Министерством финансов Российской Федерации, как главным органом в системе финансовых исполнительных органов государства, а также с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности.
Роль финансового контроля в процессе формирования рыночных отношений многократно возрастает, поскольку он содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы. Взаимодействие правоохранительных органов с различными контрольными органами в процессе осуществления финансового контроля дает возможность не только выявить, но и предотвратить совершение правонарушений в финансовой сфере.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
На законодательном уровне многие государства предусматривают наличие специализированных независимых высших органов финансового контроля и управления.
Государственные органы, основной функцией которых является внешний контроль за управлением государственными финансами и государственной собственностью в установленном национальным законодательством порядке, и являются высшими органами финансового контроля. Целью деятельности данных органов финансового контроля является предупреждение, выявление и устранение фактов незаконного, нерационального, нецелевого, неэффективного использования государственных финансов и государственной собственности, обеспечение прозрачности, открытости исполнения государственных бюджетов, поддержка развитию и совершенствованию надлежащей системы управления государственными финансами.
К основным принципам деятельности высших органов финансового контроля относится: законность, объективность, независимость, компетентность, оперативность, доказательность, гласность, соблюдение профессиональной этики.
Высшие органы финансового контроля в процессе осуществления своей деятельности взаимодействуют с парламентами, правительствами, органами государственной власти, а также и с другими органами контроля. Об итогах своей деятельности они отчитываются перед главами государств и/или парламентами. Данные отчеты подлежат опубликованию. Но особенное внимание уделяется независимости высших органов финансового контроля, гарантируемая на конституционном уровне и содержащая в себе организационную, функциональную и финансовую независимость.
Организационная независимость заключается в их самостоятельности от других органов государственной власти и проверяемых объектов, что обеспечивается специальной процедурой их избрания и отстранения от должности; финансовая — гарантируется и обеспечивается надлежащим уровнем бюджетно-финансового обеспечения, величина которого устанавливается независимо от исполнительной власти; функциональная независимость состоит в самостоятельности выбора системы и методов проведения контроля.
Счетный комитет является высшим органом финансового контроля непосредственно подотчетным и подчиненным Президенту Республики Казахстан, который был создан в соответствии с Конституцией Республики Казахстан в 1996 году. Формирование и функционирование данного института является положительным моментом, так как высшие органы финансового контроля обладают уникальной возможностью предоставления независимой точки зрения о качестве управления государственным сектором и степени забюрократизированности государственных органов.
На сегодняшний день, данный орган играет жизненно важную роль в расширении подотчетности и прозрачности, повышении эффективности использования ресурсов государства.
Основные задачи Счетного комитета:
- — контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения республиканского бюджета;
- — выполнение поручений Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
- — контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, а также за возвратом сумм поступлений из республиканского бюджета;
- — контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, а также гарантированных государством займов, средств, выданных из республиканского бюджета на погашение обязательств государства, связанных грантов, активов государства .
Высшим органом финансового контроля в странах континентального права признается Счетная палата.
В Германии Счетная палата на основании Закона от 11.07.85г. «О Федеральной Счетной палате» является независимым органом государственного финансового контроля. Она осуществляет финансовый контроль за расходованием бюджетных средств наравне с финансово-экономическим отделом аппарата канцлера. Итоги проверки оформляются в виде замечаний, а также соображений ирекомендаций, которые обращаются в бундестаг, бундесрат, федеральному правительству и отдельным министрам.
Счетная палата во Франции и Португалиивходит в систему административных судов. Во Франции в соответствии ст. 47 Конституции и на основании закона Счетная палата не только обладает административной компетенцией, проверяя наравне с парламентом и правительством исполнение финансовых законов, но и в качестве органа административной юстиции обладает судебной компетенцией по отношению финансовых операций. Судебный контроль осуществляется за счетным исполнением бюджета и заключается в том, что Палата дает заключение по финансовым отчетам государственных учреждений. Если в процессе проверки будет определено наличие нарушений в форме задолженности и главный бухгалтер не покроет ее за счет личных средств, то Палата выносит решение о его личной ответственности. В кассационном порядке в Государственный Совет обжалуются решения Счетной палаты. В Португалии Счетная палата наделена полномочиями не только органа финансового контроля, но и обладает судебной юрисдикцией.
Функции Счетной палаты в Сенегалевыполняет 3-й отдел Верховного суда Сенегала (финансовый и счетный отдел). Счетная палата на основании ст. 100 Конституции Италии является содействующим органом правительства, однако независима от него и обладает согласно ст. 103 юрисдикционными полномочиями.
Счетная палата Испании несет прямую ответственность перед Генеральными кортесами и выполняет свои функции по поручению Кортесов (ст. 136 Конституции Испании), вместе с тем на основании Закона от 05.04.88 г. «О функционировании Счетной палаты» она обладает инспекторскими и судебными полномочиями. Секцией 5 Договора об учреждении Европейского сообщества определен правовой статус Счетной палаты ЕС, независимого органа финансового контроля. Функции Счетной палаты в Японии выполняет Ревизионная палата, которая была создана еще Конституцией 1889 г., а правовая природа деятельности закреплены Законом «О Ревизионной палате» 1947 г.
Палаты Федерального собрания в Швейцарииназначают по три члена Финансовой делегации, которая в соответствии со ст. 50 Закона о взаимоотношениях Советов 1974 г. реализовывает общий контроль за управлением финансов Швейцарии. В Великобритании схожими со Счетной палатой функциями и полномочиями обладает Генеральный контролер и аудитор, руководящий Государственное ревизионное ведомство,
В Австрии Счетная палата контролирует:
- финансовую деятельность представителей органов социального страхования, а также предприятий, которые организованы Федерацией и другими субъектами права, если последним принадлежит не менее 50% первоначального капитала;
- финансовую деятельность, которая связана с благотворительными и иными фондами, управление которыми реализовывается органами Федерации.
Правом подписи всех документов по финансовым обязательствам Федерации обладает председатель Счетной палаты. Наличие подписи председателя обозначает правомерность соответствующих действий компетентных государственных органов.
Многие страны имеют независимые институты государственного финансового контроля, другие наоборот, частично или полностью подконтрольны вышестоящим органам. Во многих государствах понятие «контроль» тождественно понятию «аудит», отсюда возникают противоречия в механизмах их осуществления. К примеру, в Израиле основополагающую роль в общей системе контроля играет государственный аудит. Институтом государственного аудита является Служба государственного контролера. По законодательству Израиля Государственный контролер подотчетен только Кнессету (Парламент) и независим от Правительства. Контролер обеспечивает Кнессет информацией и служит средством надзора за функционированием исполнительной власти и уполномоченных ею лиц .
В Израиле государственный аудит включает в себя три элемента:
1) законность и правильность;
2) экономическая целесообразность, эффективность и производительность;
3) моральная целостность.
Дадим краткую характеристику данным элементам или иначе их называют принципами. Под законностью подразумевается проверка на соответствие нормативно-правовым актам и процедурам. Правильность означает обзор правильности совершенных действий или расходов. Экономическая целесообразность означает проверку инвестируемых вложений. Производительность – это проверка соотношения между вложениями и результатами, а эффективность, в свою очередь подразумевает обзор достигнутых результатов и целей. Под моральной целостностью понимается проверка приверженности нормам и правилам поведения государственных служащих.
При нарушении вышеобозначенных принципов государственные контролеры дают советы по исправлению и недопущению недостатков.
Деятельность министерств и государственных учреждений, включая военную структуру, и, конечно же, всех местных органов власти является объектом государственного аудита. Аудиту подвергаются как счета правительственных корпораций, так и общественных предприятий.
Государственный контролер, имея доступ к базе данных объектов, счетам, а также документам, осуществляет всесторонний аудит, преследуя цель – это обеспечения общественной подотчетности. Данные отчеты в обязательном порядке публикуются, так как действует принцип публичности, но за исключением той информации, которая может нанести урон экономической безопасности государства.
Государственный контролер с 1971 года выполняет функции Омбудсмена, исследует и проводит разбирательства по поступающим жалобам граждан на государственных чиновников, правительственные учреждения, местные органы власти и т.д.
Финансовый контроль США отличается от израильской одноструктурной модели государственного аудита, имея свои особенности.
В 1921 году было создано главное контрольно-финансовое управление (ГКФУ), которое и является на сегодняшний день крупнейшим контрольно-финансовым органом подчиняющееся органам законодательной власти. Данный орган имеет доступ ко всем финансовым документам ведомств и министерств. К основным функциям ГКФУ относится: а) оценка эффективности государственных программ и деятельности федеральных ведомств; б) специальные обследования и проверки обоснованности цен на продукцию, финансово-экономических аспектов контрактов министерства обороны.
На втором месте по важности находится контрольный орган, как административно-бюджетное управление (АБУ). Данный контрольный орган входит в состав исполнительного управления президента США. К основным функциям АБУ относятся: подготовка проекта бюджета, осуществление контроля за его исполнением, выработка рекомендаций президенту по вопросам экономической и финансовой политики, оценка эффективности управленческих и организационных структур исполнительной власти, координация деятельности министерств и ведомств, контроль за реализацией федеральных программ, подготовка рекомендаций по законопроектам, которые принимаются конгрессом, исполнительным приказом и других нормативных актов президента, обзор законодательства, принимаемого в штатах и на местах и т.д.
К важнейшим органам финансового контроля в Германии относятся Федеральное ведомство по финансам и Федеральное ведомство по надзору за деятельностью финансовых учреждений. Они находятся в структуре Федерального министерства финансов Германии.
Федеральная счетная палата и счетные палаты 16 земель осуществляют контроль за исполнением бюджета и ведением хозяйства на уровне федерации и земель. Данный орган является независимым органом государственного финансового контроля, который контролирует экономичность, целесообразность расходования государственных средств. Федеральная счетная палата ежегодно докладывает Бундестагу, Бундесрату и Федеральному правительству об итогах проверок.
Централизованная модель государственного финансового контроля Южной Кореи имеет особенную значимость. Важнейший органом государственного контроля является Государственный комитет аудита и контроля (далее – ГКУК). ГКУК осуществляет проверку за расходной и доходной части государственного бюджета, финансово-хозяйственной деятельностью 25 министерств и ведомств республики и подотчетных им 4,5 тысяч организаций, которые финансируется из государственного бюджета. ГКУК является независимым совещательным органом, который подотчетен только Президенту данного государства. Руководитель данного органа назначается Президентом при согласии Парламента сроком до четырех лет, который согласно законодательства может быть продлен на один дополнительный срок.
По данному вопросу необходимо учесть опыт стран, которые близки нам по экономическому развитию, речь, конечно же, идет в первую очередь о России.
В России система государственного финансового контроля является двухуровневой.
На сегодняшний день вопросами финансового контроля занимаются различные организации. К ним относятся, в первую очередь это конституционный орган государственного контроля — Счетную Палату Российской Федерации, далее располагаются: Центральный банк России, Министерство финансов РФ (Департамент государственного финансового контроля и аудита и Главное управление федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные службы федеральных органов власти, и другие органы контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета федеральных внебюджетных фондов.
Ключевым вопросом правоспособности вышеобозначенных субъектов финансового контроля является объем полномочий, установленных законодателем. С точки зрения Вознесенского Э.А.: «Практическая реализация обязательств, возложенных на данного субъекта контроля, действенность контроля зависят от множества факторов организационного и методического характера, среди которых чрезвычайно важное место занимает проблема правомочий органов контроля, включающие в себя следующие моменты: право осуществления контрольных функций, проверки соответствующих документов и материальных ценностей, формы проверки отдельных вопросов, отношений представителей контрольного органа с должностными лицами проверяемого предприятия, организации или учреждения, меры административного воздействия, практическая реализация материалов проверки и др. От того, насколько права субъекта контроля являются действенными, зависит в решающей степени и эффективность самого контроля» .
Лимская Декларация наряду с регулированием организационных и институциональных вопросов также содержит положения о полномочиях контрольных органов. Данная Декларация определяет, что основные контрольные полномочия высшего контрольного органа должны быть закреплены в Конституции; детали могут быть установлены законом (ч.1 ст.18) . Конкретные положения о полномочиях высшего контрольного органа должны определяться в зависимости от условий и потребности соответствующих государств (ч.2 ст.18). При данном управление государственными финансами должно подлежать контролю со стороны высшего контрольного органа, то есть управление государственными финансами, выведенными за рамки государственного бюджета, не должно выводится из – под контроля со стороны высшего контрольного органа (ч.3 ст.18).
Счетная Палата РФ и Министерство финансов РФ (Департамент государственного финансового контроля и аудита и Главное управление федерального казначейства) являются важнейшими государственными структурами, которые осуществляют в России финансовый контроль.
Для организации и осуществления контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, а также определения эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, контроля за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других кредитных организациях, выявления отклонений и нарушений бюджетного законодательства в январе 1995 года была создана Счетная палата Российской Федерации .
Счетная Палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, который образован Федеральным Собранием Российской Федерации и соответственно ему подотчет.
В компетенцию Счетной Палаты входит:
- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов федерального бюджета;
- контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, оценка обоснованности проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- определение эффективности и целесообразности использования государственной собственности, контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления государственной собственностью;
- контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов;
- контроль за банковской системой в части обслуживания федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации .
Таким образом, анализ, изучение и применение достижений и ошибок развитых зарубежных государств в области финансового контроля представляет определенную ценность для того, чтобы построить цивилизованный рынок, стабильную экономику и финансовый правопорядок.
Список литературы:
1. Указ Президента Республики Казахстан № 917. Об утверждении Положения «О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета» от 5 августа 2002 г.
2. Сыдыков А. Государственный финансовый контроль: опыт зарубежных стран // Каржы — Каражат. — 2003 — № 6.
3. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. — М.: Юридическая литература, 1973.
4. Лимская Декларация руководящих принципов контроля // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. – М.: Прометей, 1998.