Органы власти осуществляющие финансовую деятельность государства

Органы власти осуществляющие финансовую деятельность государства

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью. Их относят к органам общей компетенции в финансовой сфере. Это высшие представительные и исполнительные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, судебные органы, для которых финансовая деятельность не является основной.

Представительные органы в лице Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Президент России как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент России обращается к Федеральному Собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово- кредитной системы, через Главное контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. «а», «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Правительства республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально- территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований.

Финансовую деятельность государства осуществляют и судебные органы. Они участвуют в финансовой деятельности как в процессе создания фондов денежных средств (например, взимание государственной пошлины в соответствии с НК РФ при рассмотрении в определенных случаях исковых заявлений и жалоб), так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. В соответствии со ст. 124 Конституции РФ финансирование судов производится из федерального бюджета.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, созданы специальные органы государственного управления:

  • • Минфин России;
  • • Федеральное казначейство;
  • • ФНС России;
  • • Банк России.

Систему финансовых органов специальной компетенции возглавляет Минфин России.

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), бюро кредитных историй (п. 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).

Для реализации названных целей министерство наделено определенными полномочиями.

Оно вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ; по вопросам, относящимся к ведению министерства, принимает нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • • порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ;
  • • порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
  • • формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;
  • • максимальные суммы одной банковской гарантии и максимальные суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей;
  • • порядок ведения государственной долговой книги РФ и передачи министерству информации из государственной долговой книги субъекта РФ и муниципальной долговой книги;
  • • порядок формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств;
  • • отчеты об итогах эмиссии федеральных государственных ценных бумаг;
  • • стандарты раскрытия информации о ценных бумагах субъектов РФ и муниципальных ценных бумагах, содержащейся в решении о выпуске названных ценных бумаг и в отчете об итогах их эмиссии;
  • • условия эмиссии и обращения федеральных государственных ценных бумаг и решения об эмиссии отдельных выпусков федеральных государственных ценных бумаг;
  • • федеральные стандарты бухгалтерского учета, в том числе стандарты, устанавливающие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства, и в пределах компетенции министерства – отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
  • • порядок определения цен на драгоценные металлы, а также изделия из них, закупаемые в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и реализуемые из него;
  • • акты по вопросам регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • • формы и сроки представления отчетности о лотереях;
  • • нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб.

Помимо этого министерство осуществляет: составление проекта федерального бюджета; утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; методическое руководство в области бюджетного планирования, направленное на повышение результативности бюджетных расходов; организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора; заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта; управление в установленном порядке государственным долгом РФ; выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг; обеспечение предоставления бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов; организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов и т.п. Также министерство обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

В целях реализации полномочий в установленной сфере министерство наделено правом запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции министерства вопросам.

Минфин России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Структурными подразделениями министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности, среди которых, в частности, департаменты: бюджетной политики и методологии; налоговой и таможенно-тарифной политики; международных финансовых отношений; государственного долга и государственных финансовых активов; финансовой политики; межбюджетных отношений; регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности; бюджетной политики в отраслях экономики; бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки и др.

В ведении Минфина России находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.

Организация и деятельность Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора) базируются на Положении об этой Службе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278.

На основании вышеуказанного постановления Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Росфиннадзор находится в ведении Минфина России. Эта Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росфиннадзор в установленной сфере деятельности:

  • • осуществляет контроль и надзор:
    • – за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности;
    • – соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;
    • – соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций;
    • – исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре;
  • • осуществляет в рамках своей компетенции производство но делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ;
  • • представляет в установленном порядке в судебных органах права и законные интересы Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;
  • • осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности и иной документированной информации в установленной сфере деятельности;
  • • обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;
  • • в установленном порядке взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право:

  • • проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях – получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;
  • • проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка);
  • • направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений;
  • • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств;
  • • запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам;
  • • заказывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;
  • • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Росфиннадзор не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Росфиннадзор возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель Службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Федеральное казначейство (Казначейство России) создано в структуре Минфина России Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556. Казначейство России в своей деятельности руководствуется Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №703.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство находится в ведении Минфина России.

Казначейство России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, ЦБ РФ, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
  • • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • • ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
  • • составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;
  • • получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  • • осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;
  • • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
  • • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • • обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
  • • осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;
  • • осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
  • • обобщает практику применения законодательства РФ в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин России предложения по его совершенствованию;
  • • обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
  • • взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
  • • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента России или Правительства РФ.

Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • • запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
  • • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • • организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
  • • привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
  • • применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
  • • создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.

Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента России и постановлениями Правительства РФ, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.

Федеральное казначейство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель Федерального казначейства несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федерального казначейства осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – один из специальных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Свою деятельность Банк России осуществляет на основании Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Именно в данном правовом документе определены полномочия ЦБ РФ и его руководства, регулирующие и контрольные функции.

На Банк России возложена функция эмиссии денег. Вместе с Правительством РФ он определяет политику государства в области денег и денежного обращения. ЦБ РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который хранится на расчетных счетах Банка России. Через Расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банк России контролирует все расчеты коммерческих банков.

В бюджетной сфере ЦБ РФ обладает следующими полномочиями:

  • • совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики;
  • • обслуживает счета бюджетов;
  • • осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2011 № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» в целях обеспечения эффективного регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка РФ Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), а соответственно функции Росстрахнадзора переданы ФСФР. Однако Федеральным законом от 23.07.2013 № 234-Ф3 с 1 сентября 2013 г. функции по регулированию, контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела), переданы Банку России, которому предоставляется широкий круг полномочий в области страхового дела.

Страховой надзор осуществляется Банком России в целях соблюдения участниками страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства.

Банк России опубликовывает в печатном органе и (или) размещает на своем официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети Интернет:

  • 1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
  • 2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
  • 3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • 4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
  • 5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
  • 6) нормативные акты, принятые органом страхового надзора.

Страховой надзор включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов

страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

  • 2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
  • 3) выдачу разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями и др.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Так, правовое регулирование обязательного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», а также Федеральных законов от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и др.

В своей деятельности ЦБ РФ руководствуется в том числе Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

  • О функциях и полномочиях ФНС России см. параграф 7.3.
  • См.: ст. 155 БК РФ.
  • См., например: постановление Правительства РФ от 26.04.2011 № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков».
  • Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации”».

Согласно конституционно закрепленному принципу разделения властей в Российской Федерации выделяются три ветви власти: законодательная (представительная), исполнительная и судебная.

Так, основной задачей судебных органов является осуществление правосудия в Российской Федерации, защита законных прав и интересов субъектов финансовых правоотношений.

Прерогативой представительных органов государственной власти является принятие законов по вопросам финансов. Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства или администрации субъектов РФ) принимают меры к их реализации, исполняют бюджет под контролем представительных органов.

Президент РФ как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которой строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84 Конституции РФ). Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расходов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области экономических проблем в составе Администрации Президента РФ образовано Экспертное управление Президента РФ. Его деятельность распространяется и на область общегосударственных финансов, бюджета, межбюджетных отношений и др. Согласно Указу Президента РФ от 20 августа 2004 г. №1086 основными функциями Экспертного управления Президента РФ в области финансов являются:

P анализ информации, разработка прогнозов и сценариев развития социально-экономических отношений, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ и Руководителю Администрации Президента РФ;

P с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ сбор, анализ и подготовка материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ и для иных программных документов и выступлений Президента РФ;

P подготовка с участием других самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ проектов решений Президента РФ, касающихся реализации ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий Президента РФ;

P экспертиза проектов федеральных законов, регулирующих отношения в социально-экономической сфере, а также направленных на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;

P участие в разработке концепций общенациональных проектов и президентских программ.

Министерство финансов РФ обеспечивает проведение единой политики в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, издает инструкции, методические указания и другие документы по вопросам организации финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»).

В ведение Министерства финансов РФ (Минфин России) входят следующие федеральные службы:

  • o Федеральная налоговая служба;
  • o Федеральная служба страхового надзора;
  • o Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
  • o Федеральное казначейство (федеральная служба).

Осуществляя свои функции, Минфин России взаимодействует с другими органами исполнительной власти — федеральными, органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями.

К основным задачам Минфина России относятся:

P составление проекта федерального бюджета;

P утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

P представление в Правительство РФ отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

P управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда РФ;

P методическое руководство в области бюджетного планирования;

P методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

P организация ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;

P заключение от имени России договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;

P управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

P ведение государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

P выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;

P государственная регистрация условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

P обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

P организация формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;

P сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;

P согласование решений Пенсионного фонда РФ об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;

P принятие нормативно-правовых актов в сфере своей деятельности;

P осуществление иных функций в установленной сфере деятельности.

Таким образом, деятельность Минфина России распространяется на все звенья финансовой системы.

Федеральное казначейство (федеральная служба). Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 была образована система органов Федерального казначейства в подчинении Минфина России, а 1 декабря 2004 г. постановлением Правительства РФ №703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе. В состав этой системы входят Центральный аппарат Федерального казначейства и подчиненные ему территориальные органы Федерального казначейства Минфина России.

Эти органы созданы в целях обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия:

P доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;

P ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;

P открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством РФ, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;

P открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

P ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

P ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;

P составляет и представляет в Минфин России оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ;

P осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ;

P осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;

P осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

P осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

P обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы РФ от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов;

P осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

P осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Помимо государственной системы органов Федерального казначейства представительные органы местного самоуправления в целях управления средствами местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета вправе были создавать муниципальное казначейство (ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»), однако с 1 января 2009 г. данное право ими было утрачено в связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635 Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, а позднее, в 2004 г., — в Федеральную налоговую службу (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»). Такое преобразование произведено в целях совершенствования структуры федеральных органов, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиление государственного контроля за поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также в связи с этим — за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции.

В систему органов Федеральной налоговой службы входят ее территориальные органы в районах и городах, именуемые в совокупности налоговыми органами. Это единая централизованная система органов. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого, построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.).

Подобно налоговым органами деятельность в области налогообложения в рамках своих задач и функций осуществляет также Государственный таможенный комитет РФ, который в 2004 г. был переименован в Федеральную таможенную службу. В связи с этим таможенные органы пользуются правами и несут обязанность по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в сфере финансовой деятельности (постановление Правительства РФ от 21 августа 2004 г. №429):

P осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

P осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

P обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

P ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

P осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

P осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы, и реализацию возложенных на нее функций;

P осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

В целях усиления государственной дисциплины в области налогообложения были созданы федеральные органы налоговой полиции, действовавшие на основании Закона РФ от 24 июня 1993 г. №5238-I «О федеральных органах налоговой полиции». Это правоохранительные органы, являющиеся составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ. Определены задачи этих органов: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Однако согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. №306 с 1 июля 2003 г. функции органов налоговой полиции переданы органам внутренних дел и вновь созданному Комитету по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Функции по надзору за страховой деятельностью выполняет Минфин России, в структуре которого создана на базе бывшего Департамента страхового надзора Федеральная служба страхового надзора.

Основными функциями органов страхового надзора согласно Закону РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» являются:

P лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

P контроль за соблюдением страхового законодательства, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

P выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.

Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно изменились в 1990-х гг. Значительные преобразования были произведены уже в 1987 г., когда три существовавших в СССР банка, находившихся в государственной собственности, — Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР — были реорганизованы в банки, специализированные по отраслям народного хозяйства (при сохранении Госбанка СССР как главного банка страны): Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Внешэкономбанк СССР и для обслуживания населения — Сбербанк СССР.

Все они по форме собственности остались государственными, а по условиям деятельности являлись коммерческими. В 1988 г. на основе Закона СССР «О кооперации» начали создаваться кооперативные банки, что положило начало формированию новой банковской системы. Впоследствии, в 1990 г., специальное союзное и российское законодательство в связи с намеченным переходом к рыночным отношениям в экономике закрепило принципиальное изменение банковской системы. Банки перестали быть объектом исключительно государственной собственности. Банковскую систему СССР составили Государственный банк СССР как центральный банк страны и коммерческие банки, которые могли иметь различные организационно-правовые формы и формы собственности. По российскому законодательству также была установлена двухуровневая банковская система: на одном уровне — ЦБ РФ, на другом — все остальные банки. Такая система существует и в настоящее время.

ЦБ РФ занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк РФ, его имущество находится в государственной федеральной собственности. Как и другие банки, ЦБ РФ имеет статус юридического лица. Однако получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Вместе с тем он как экономически самостоятельное учреждение осуществляет расходы за счет собственных доходов, перечисляет в федеральный бюджет 75% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Оставшаяся прибыль ЦБ РФ направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Вместе с тем ЦБ РФ является и самостоятельным звеном государственной власти, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (несмотря на то, что он подотчетен Государственной Думе РФ). ЦБ РФ выступает в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Соответственно этим целям ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, устанавливает правила осуществления расчетов и банковских операций, осуществляет валютный контроль и др. ЦБ РФ имеет монополию на эмиссию наличных денег и организацию их обращения.

ЦБ РФ регистрирует уставы банков, выдает лицензии на совершение ими банковских операций (в лицензии должны перечисляться операции, которые вправе осуществлять конкретный банк), ведет Книгу регистрации банков, осуществляет надзор за их деятельностью, проверяет соблюдение банками установленных для них нормативов и банковского законодательства. Банки представляют ЦБ РФ бухгалтерскую и статистическую отчетность, необходимую для надзора.

Кредитные организации как составная часть банковской системы подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Согласно Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством.

Кредитные организации, относящиеся по своему статусу к банкам, имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

В отличие от банковской небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).

Помимо перечисленных к банковским операциям отнесены: осуществление расчетов, инкассация денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдача банковских гарантий и др.

К иным государственным финансово-кредитным организациям относятся государственные внебюджетные фонды. Следует иметь в виду, что под термином «фонд» в рассматриваемом случае понимается система органов, управляющих деятельностью по образованию, распределению и использованию целевых финансовых ресурсов. В свою очередь и сами эти финансовые ресурсы также называются фондами (внебюджетными).

В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные ор­ганы, государственные учреждения и предприятия, частные предпри­ятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на следующие группы:

1) высшие органы государства, осуществляю­щие общее руководство финансовой деятельностью:

  • Президент РФ;
  • Государственная Дума РФ;
  • Правительство РФ.

2) государственные органы специаль­ной компетенции:

  • Минфин России;
  • ЦБ РФ.

3) федеральные органы испол­нительной власти (их финансовые департаменты и другие финансовые подразделения);

4) органы государственной власти субъектов РФ;

5) органы местного самоуправления.

Высшие органы государства, осуществляю­щие общее руководство финансовой деятельностью

Президент РФ по представлению Председателя Правитель­ства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представ­ляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о феде­ральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Госу­дарственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Пре­зидент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Пред­седателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину соста­ва ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам феде­ральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенно­го, регулирования, денежной эмиссии.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ1 разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денеж­ной политики.

Государственные органы специаль­ной компетенции

Для государственных органов специаль­ной компетенции финансовая деятельность является основной.

Минфин России относится к числу федеральных ведомств, в соответствии с Положением, утв. постановлением Пра­вительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому ре­гулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтер­ской отчетности, производства, переработки и обращения драгоцен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, опре­деления таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, орга­низации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборо­та защищенной полиграфической продукции, финансового обеспе­чения государственной службы.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятель­ности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Основные функции Минфина России:

  • составляет проект федерального бюджета;
  • утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюд­жета;
  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и полу­чателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ас­сигнованиях;
  • открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;
  • осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;
  • запрашивает и получает в установленном порядке сведения,
    необходимые для принятия решений по отнесенным к ком­петенции Минфина России вопросам.

Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Мин­фина России, особую роль в осуществлении финансовой деятель­ности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполне­ние федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за на­копление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор на­логов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим бан­ковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Бан­ке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, органи­зует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устой­чивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.

Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов Федерации и органов местного само­управления.

Федеральные органы испол­нительной власти

Многочисленную группу образуют федеральные органы испол­нительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Напри­мер, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют дру­гие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сель­ского хозяйства РФ и т.д.

Органы государственной власти субъектов РФ

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют финансовую деятельность в пределах своих тер­риторий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта РФ, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществля­ют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администра­ция области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным со­бранием.

В составе администраций субъектов РФ функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполне­нию, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и ока­зывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государст­венный финансовый контроль на соответствующей территории.

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администраций финансово-бюджетные управления. Местные финансы включа­ют денежные средства местного бюджета, государственные и муни­ципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного само­управления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на по­лучение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Органы местного самоуправления (представительные и исполни­тельные):

  • устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льго­ты по их уплате в соответствии с федеральными законами;
  • обращаются за финансовой помощью к федеральным орга­нам и органам субъектов РФ, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;
  • составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполне­нии;
  • осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;
  • осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жи­лищных сертификатов;
  • предоставляют необходимую информацию налоговым органам;
  • получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;
  • осуществляют муниципальные займы путем выпуска муни­ципальных облигаций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *