Ошибочное перечисление денежных средств на расчетный счет

Ошибочное перечисление денежных средств на расчетный счет

Содержание

Излишне перечисленные денежные средства могут поступать от постоянных покупателей, случайных компаний, которые вправе требовать вернуть финансы. Если организация ошиблась в перечислении, то она также отправляет письмо для возврата в адрес контрагента.

При расчетах между контрагентами часто бывают ситуации, когда денежные средства перечисляются ошибочно. Основные причины:

  • ошибка в сумме платежа;
  • ошибка в контрагенте;
  • смена поставщика и решение вернуть уплаченные авансы;
  • неправильно выбранный товар и решение вернуть его и т.д.

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) обязаны вернуть ошибочно полученные денежные средства на основании письма – претензии контрагента, в котором указываются причины и реквизиты для перечисления финансовых активов. Отразить в 1С возврат ошибочно перечисленных денежных средств необходимо в день списания средств с расчетного счета (выдачи наличных из кассы).

Возврат в 1С: пошаговая инструкция

Если покупатель ошибочно переплатил по счету или вернул товар, то у него есть все основания требовать возврата средств. Аналогично, если ваша компания ошибочно перевела деньги, поставщику направляется письмо на возврат с указанием реквизитов, на которые необходимо вернуть активы.

Пошаговый возврат денежных средств показан в программном продукте 1С: Предприятие (Конфигурация Бухгалтерия предприятия, редакция 2.0)

Возврат средств покупателю на его расчетный счет:

  1. Загрузить выписку из банк-клиента (банк – банковские выписки – загрузить)
  2. Перейти в соответствующее платежное поручение и изменить вид операции
  3. Проверить остальные реквизиты и выбрать соответствующую статью движения денежных средств

Возврат наличных денежных средств

  1. Перейти к созданию расходного кассового ордера
  2. Создать новый расходный кассовый ордер, выбрав соответствующий тип операции
  3. В новом документе заполните основные графы:

    — Сумма возврата;
    — Контрагент;
    — Договор с контрагентом;
    — Информация о НДС;
    — Статья движения денежных средств (возврат покупателю).

  4. После проверки всех данных провести документ, нажав «Записать» и «ОК».

Возврат средств от поставщика

Если компания – покупатель, отправивший письмо на возврат денежных средств поставщику, то операция по возврату будет проведена следующим образом:

  1. Загрузить выписку из банк-клиента (банк – банковские выписки – загрузить)
  2. Выбрать соответствующий тип операции
  3. Заполнить остальные реквизиты (статью движения средств выбрать как возврат от поставщика) и провести документ, нажав «Записать» и «ОК».

Проверка правильности проведения документов

Для проверки правильности проведения документов возврата в 1С предусмотрен переход на анализ сформированных проводок. Для этого необходимо зайти в проведенный платежный документ и нажать Дт Кт.

Программа автоматически откроет результат проведения документа, где отображены сформированные проводки.

Бухгалтерские проводки

Ошибочно поступившие денежные средства могут быть отображены на нескольких счетах. Компания выбирает самостоятельно, какой счет выбрать:

  1. 76 счет: здесь отображаются неидентифицированные платежи, например от контрагентов, с которыми не заключены договоры поставки. В данном случае поступление средств отображается проводкой Дт51(52) Кт76, а списание Дт76 Кт51(52).

    Следует иметь в виду! Программные продукты 1С при поступлении средств от покупателей автоматически определяют их на сч.62. Чтобы выбрать 76 счет для учета поступления, необходимо определить вид операции как прочее поступление или прочие расчеты с контрагентами.

  2. Счет 62: здесь отображаются излишне уплаченные авансы или оплаты за товар от покупателей. Проводки: Дт51 (52) Кт62 – поступление средств, Дт62 Кт51 (52) – возврат излишне перечисленных.
  3. Счет 60: по кредиту счета отобразятся поступившие обратно деньги от поставщиков: Дт51(52) Кт60.

Практический пример

Общество с ограниченной ответственностью «Маяк» заключило договор поставки с ООО «Парус» на сумму 25 тыс. рублей (в т.ч. НДС 20% 4166,67 рублей). ООО «Парус» отгрузили соответствующий товар. Через 3 дня после отгрузки на расчетный счет ООО «Парус» поступил платеж от ООО «Маяк» на сумму 35 тыс. рублей (в т.ч. НДС 20% 5833,33 руб.). Компания связалась с контрагентом для уточнения информации о сумме платежа, и обнаружилось, что бухгалтер ООО «Маяк» ошиблась в сумме платежа. Так как договор поставки был разовым, и дальнейших поставок в ближайшее время не планировалось, ООО «Маяк» прислали письмо на возврат излишне перечисленных средств.

Бухгалтерские проводки в ООО «Парус»

Дт62 Кт90.01.1
25000 – отражена выручка поставщика

Дт90.03 Кт68.02
4166,67 – выделен НДС к уплате в бюджет

Дт90.02 Кт41
13500 – списана себестоимость отгруженных товаров

Дт51 Кт62
35000 – получена оплата от ООО «Маяк»

После обнаружения ошибки в расчетах ООО «Парус» вернули излишне перечисленные деньги:

Дт62 Кт51
10000 – возврат.

Бухгалтерские проводки в ООО «Маяк»

Дт41 Кт60
20833,33 – товары оприходованы на склад

Дт19 Кт60
4166,67 – учтен НДС от поставщика

Дт68 Кт19
4166,67 – НДС принят к вычету

Дт60 Кт51
35000 – оплачен счет поставщика

После обнаружения ошибки в расчетах ООО «Парус» вернули излишне перечисленные деньги:

Дт51 Кт60

10000 – возврат.

На основании акта проверки бюджетному общеобразовательному учреждению необходимо взыскать с виновных лиц необоснованно оплаченные подотчетные суммы без оправдательных документов за 2015 год по КФО 4, после чего данную сумму следует перечислить в бюджет города. Денежные средства виновное лицо (сотрудник учреждения) внесло в кассу учреждения. Какими бухгалтерскими проводками учреждение должно отразить поступившую сумму в кассу учреждения, сдачу наличных на счет N 40116 (210 03) с дальнейшим зачислением на лицевой счет и перечислением ее в бюджет города? Какие аналитическая группа подвида доходов и КОСГУ при этих операциях должны использоваться?

28 сентября 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете бюджетного учреждения внесение денежных средств сотрудником в кассу может отражаться с применением счета 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» по КФО «2». Задолженность бюджетного учреждения перед бюджетом в таком случае может быть отражена с использованием счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» по КФО 2″.
Поступление от сотрудника необоснованно израсходованной суммы в прошлые отчетные периоды в качестве компенсации затрат бюджетного учреждения отражается с указанием статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат» и подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ. Возврат в доход бюджета излишне выплаченных подотчетному лицу сумм согласно акту проверки отражается по коду видов расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 296 «Иные расходы» КОСГУ.

Обоснование вывода:
В соответствии с действующим законодательством у бюджетных учреждений не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм возврата дебиторской задолженности (в том числе дебиторской задолженности прошлых лет), образовавшейся за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. В частности, возврат субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в связи с ее неправомерным использованием законодательством не предусмотрен (письмо Минфина России от 14.09.2017 N 02-07-10/59464). Перечислению в доход бюджета подлежат только остатки субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме, соответствующей не достигнутым показателям задания, если такое требование предусмотрено в публично-правовом образовании (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, ч. 3.15 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ). Так что если ревизоры требуют перечислить суммы неправомерно использованной субсидии на выполнение задания в бюджет, у учреждения есть все основания для обжалования таких требований.
Если учреждением все-таки будет принято решение о возврате сумм, указанных в акте проверки в доход соответствующего бюджета, то конкретный порядок отражения на счетах бухгалтерского учета следует разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике, согласовав предварительно с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя) (п. 4 Инструкции N 174н).
В рассматриваемой ситуации в качестве задолженности по возврату в бюджет неправомерно израсходованных сумм подотчетным лицом должны быть отражены суммы по закрытым расчетам с подотчетными лицами. В таких ситуациях в бухгалтерском учете учреждений, по нашему мнению, может быть отражено одновременно два факта хозяйственной жизни: начисление задолженности по возврату в бюджет суммы, подлежащей взысканию с виновного лица по акту проверки, и начисление суммы требований по возмещению ущерба или компенсации затрат непосредственно виновным лицом.
При этом задолженность виновного лица отражается на счете 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» в рамках приносящей доход деятельности по КФО «2». В соответствии с положениями Указаний N 65н поступление от сотрудника необоснованно израсходованной суммы в прошлые отчетные периоды в качестве компенсации затрат бюджетного учреждения отражается с указанием статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат» и подстатьи 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.
В свою очередь, для отражения расчетов с бюджетом по прочим платежам предназначен счет счета 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Учитывая, что в данном случае речь идет не о возврате остатка субсидии, а о перечислении в бюджет суммы выявленной в ходе проверки переплаты по подотчетному лицу, которая будет поступать в учреждении по КФО 2, считаем, что и начисление задолженности перед бюджетом может быть отражено сразу в рамках приносящей доход деятельности, то есть по КФО 2. Руководствуясь положениями Указаний N 65н, начисление и перечисление средств в доход бюджета могут быть отражены с использованием кода вида расходов 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 296 «Иные расходы» КОСГУ (смотрите, например, письмо Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212).
Таким образом, по нашему мнению, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения рассматриваемая в вопросе хозяйственная ситуация может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 2 209 34 560 Кредит 2 401 10 134
— отражена задолженность сотрудника в сумме средств, излишне выплаченных по авансовым отчетам в прошлые годы;
2. Дебет 2 401 20 296 Кредит 2 303 05 730
— отражена задолженность учреждения по возврату в бюджет денежных средств;
3. Дебет 2 201 34 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 130, КОСГУ 134) Кредит 2 209 34 660
— в кассу учреждения поступили денежные средства от сотрудника;
4. Дебет 2 210 03 560 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 2 201 34 610 (Увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— денежные средства выбыли из кассы учреждения для последующего их внесения на лицевой счет;
5. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 2 210 03 660 (Увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610)
— наличные деньги зачислены на лицевой счет;
6. Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18, КВР 853, КОСГУ 296)
— погашена задолженность по возврату средств в бюджет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Анастасия Хахулина, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, весна 2020 г.

Ситуации, при которых необходимо выполнять перерасчет удержанного налога на доходы физических лиц в сторону увеличения или уменьшения, получают все большее распространение и вызывают много вопросов у бухгалтеров. Рассмотрим случаи, встречающиеся в хозяйственной практике учреждений при излишнем перечислении сумм НДФЛ.

Почему нужен перерасчет

Причины, вызывающие необходимость производить перерасчет НДФЛ:

  • перечислили зарплату за истекший налоговый период;

  • изменение расчетной базы (суммы начислений);

  • предоставление заявления о праве на налоговые вычеты с опозданием;

  • и др.

Излишнее удержание НДФЛ из дохода сотрудника может быть обнаружено как самим налогоплательщиком, так и налоговым агентом. При обнаружении излишнего удержания налоговым агентом, согласно п. 1 ст. 231 НК РФ, налогоплательщик должен быть оповещен об этом в течение 10 дней со дня обнаружения. Независимо от того кем была обнаружена переплата, для того чтобы вернуть налог необходимо письменное заявление налогоплательщика с указанием банковских реквизитов для перечисления средств.

Как возвращать

Переплаченные суммы можно вернуть на лицевой счет учреждения. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию заявление, с образцом которого можно ознакомиться в приказе ФНС от 14.02.2017 №ММВ-7-8/182. Также к заявлению должны быть прикреплены платежные поручения и выписки из регистра по НДФЛ, которые доказывают внесенные вами лишние суммы налога в бюджет.

Обратите внимание: некоторые инспекции не принимают утвержденную форму, если налоговым агентов было перечислено в бюджет больше, чем удержано или если налоговый агент заплатил налог раньше срока, так как в данном случае возникает переплата за счет средств налогового агента, а не налогоплательщика. Чтобы вернуть такую переплату необходимо заполнить заявление в свободной форме.

А как же отразить данные ситуации в учете учреждения?

Ситуация 1.

Переплата за счет средств бюджета, которую можно либо вернуть, либо зачесть в счет недоимки и будущих платежей по другим федеральным налогам.

В данном случает сумма перечисленных учреждением средств за налоговый период превышает суммы, удержанные у налогоплательщиков, образуется дебиторская задолженность на счете 303.01 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц». Сложившиеся показатели нужно будет отражать в Сведениях о дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503769). Заметим, что формы с дебиторской задолженностью по счету 303.01 могут быть не приняты финансовым органом, потому что в соответствии с НК РФ юридические лица не являются налогоплательщиками и не имеют права перечислять НДФЛ за счет средств соответствующего бюджета. В качестве плательщика – налогового агента налог уплачивается за счет средств, удержанных у сотрудников с их доходов.

В бюджетных учреждениях уплату излишних сумм налога из средств субсидий, полученных на выполнение государственного задания или субсидии на иные цели, может быть расценено как нецелевое использование, что является административным правонарушением и влечет административную ответственность должностных лиц его допустивших в виде административного штрафа. В казенных учреждениях такие расходы однозначно будут признаны нецелым расходованием бюджетных средств.

Если в 2020 г. была обнаружена переплата, подтвержденная сверкой расчетов, и налоговый орган вернул учреждению сумму излишне перечисленного налога, в бухгалтерском учете данная ошибка исправляется методом «красное сторно».

Пример.

В 2019 г. учреждение сделало следующую запись по удержанию излишнего налога из зарплаты: Дт Х 302.11 837 Кт Х 303 01 732.

Для того чтобы отразить исправление необходимо использовать специальные счета по исправлению ошибок прошлых лет 304.86 и 304.96. В нашем случае исправленная корреспонденция будет иметь следующий вид:

  1. Дт Х 302.11 837 Кт Х 304.86 732 «красное сторно»;

  2. Дт Х 304.86 832 Кт Х 303.01 732 «красное сторно».

Результат таких проводок — это задолженность ФНС перед учреждением и задолженность учреждения перед сотрудником.

Ситуация 2.

Работодатель – бюджетное учреждение, обязан вернуть сотруднику излишне удержанный налог, а не учесть его в текущем году.

Не имеет значения по какому КФО будет отражена данная ситуация, главное, чтобы все хозяйственные операции по начислению и исправлению были отражена по одному КФО. После того, как сумма налога будет возвращена сотруднику, ни в ф. 0503737, ни в ф. 0503723 она отражена не будет.

Корреспонденции счетов:

  1. Дт Х 201.11 510 Кт Х 303.01 731 — возврат от налоговой;

  2. Дт Х 302.11 837 Кт Х 201.11 610 возврат средств сотруднику.

Вопрос о налоговых последствиях в части НДС в случае получения предприятием ошибочно перечисленных денежных средств периодически становится предметом дискуссии в бухгалтерско-юридических кругах.

Большинство бухгалтеров отстаивают позицию, что ошибочно полученные денежные средства не включаются в базу обложения НДС только в случае, когда:

  • такие денежные средства были возвращены отправителю в течении 5-ти дней
  • между компаниями (отправителем и получателем) нет договорных взаимоотношений,

Однако, так уж ли соответствует позиция фискального органа нормам Налогового кодекса Украины (далее по тексту – НКУ)? Об этом ниже.

Комментировать ссылки на Указ Президента «О мерах нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.1995 г. № 227/95, которым предусматривался срок возврата ошибочно полученных средств на протяжении 5-ти дней, я даже не буду, поскольку он утратил силу еще 21 июня 2018 года.

Таким образом, по состоянию на сегодня нет ни одного нормативно-правового акта, предусматривающего обязанность предприятия возвратить ошибочно полученные денежные средства в течение какого-либо времени после их получения (3 или 5 дней).

Что касается наличия/отсутствия договорных отношений между предприятиями, то они никак не могут считаться определяющим фактором в целях возникновения у плательщика налога обязательства по составлению налоговой накладной.

Статья 185 НКУ предусматривает, что объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины (экспорт, импорт и перевозки людей и багажа мы сознательно не упоминаем, поскольку они не имеют отношения к ситуации, которая рассматривается в данной статье).

В соответствии с пунктом 187.1 НКУ, датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров/услуг считается дата, которая приходится на налоговый период, в течении которого происходит любое из событий, произошедшее ранее:

  • дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в оплату товаров/услуг, подлежащих поставке;
  • дата отгрузки товаров, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Ключевым аспектом, на который хочется обратить внимание всех читателей, является формулировка «дата зачисления средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в оплату товаров/услуг, подлежащих поставке».

В контексте положений уже процитированной статьи 185 НКУ, это означает, что полученные денежные средства будут считаться датой возникновения налоговых обязательств по НДС, вследствие которых предприятие обязано будет составить налоговую накладную и подать ее на регистрацию в Единый реестр налоговых накладных, исключительно в случаях, когда условиями сделки между предприятиями эти средства имеют статус именно авансового платежа за продукцию, которая будет отгружена в будущем.

То есть, простого наличия договорных взаимоотношений между предприятиями будет недостаточно для выписки и регистрации налоговой накладной в связи с получением денежного платежа, требуется, чтобы на момент получения таких средств у предприятия-получателя платежа были обязательства по поставке товара в пользу плательщика.

В противном случае отсутствуют как объект налогообложения, так и дата возникновения налоговых обязательств по НДС, поскольку у получателя на дату получения денежных средств отсутствуют обязательства по поставке в будущем товаров/услуг.

Противники подобной правовой позиции, в том числе представители ГФСУ, издавшие индивидуальную налоговую консультацию от 15.03.2019 г. № 1069/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, фактически «подводят» добросовестных плательщиков налога под финансовую, административную и уголовную ответственность.

Вы, скорее всего, спросите «Почему»?

Обязательными реквизитами налоговой накладной являются, в том числе, номенклатура товаров/услуг, их количество, объем, цена без учета НДС, код товара согласно УКТЗЕД/услуг согласно ГКПУ.

При отсутствии у получателя денежных средств обязательств по поставке товаров/услуг в будущем, такой получатель объективно не имеет возможности заполнить все реквизиты налоговой накладной, даже если он будет не согласен с автором данной статьи и захочет все таки «подстраховаться» и составить, зарегистрировать налоговую накладную.

То есть, он фактически просто заполнит налоговую накладную в произвольном порядке.

В соответствии со статьей 44 НКУ, плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объекта налогообложения и/или налоговых обязательств на основании первичных документов, также плательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности (а регистрация налоговой накладной прямо влияет на показатели в декларации по НДС) на основании данных, не подтвержденных первичными документами. При этом обращаем Ваше внимание, что банковская выписка не является первичным документом в понимании Закон Украины «Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине».

Также ответственность за подделку официального документа (а заведомое отображение в налоговой отчетности информации, неподтвержденной первичными документами является именно подделкой), который выдается или заверяется предприятием предусматривается статьей 358 Уголовного кодекса Украины и статьей 1642 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание плательщиков налога на то, что позиции ГФСУ постоянно меняются в ту, или иную сторону, а ответственность должностных лиц предприятий остается без изменений, поэтому рекомендуем все-таки оперировать не субъективным мнением сотрудников ГФС Украины, отображенным в адресной индивидуальной налоговой консультации, а положениями НКУ.

Артем Устюгов, ведущий юрист налоговой практики MORIS GROUP.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *