Основные статьи издержек на содержание складов

Основные статьи издержек на содержание складов

Складские издержки — затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса.

Основные статьи издержек по содержанию складов можно сгруппировать следующим образом:

  • · 1. Содержание складских помещений:
    • — амортизация складских зданий;
    • — амортизация складского оборудования;
    • — затраты на профилактический ремонт;
    • — расходы на отопление, электроэнергию и воду;
    • — страхование зданий и земельный налог;
    • — арендная плата.
  • · 2. Затраты на обслуживающий персонал:
  • — зарплата складских рабочих и служащих;
  • — расходы на социальные нужды рабочих и служащих.
  • · 3. Затраты на транспортные средства:
    • — амортизация;
    • — расходы на топливо и энергию;
    • — расходы на профилактический и текущий ремонт;
    • — страхование и налоги на транспортные средства.
  • · 4. Убытки от хранения запасов:
  • — охрана складов и старение материалов;
  • — коррозия и другие потери;
  • — расхождения в результатах инвентаризаций (ошибки учета отпуска и приемки);
  • — кражи;
  • — потери вследствие понижения цен;
  • — страхование запасов.

К основным статьям издержек по содержанию складов западные экономисты относят также потери процентов на капитал, которые можно было бы получить, если бы не пришлось снимать деньги со счетов банка на финансирование строительства складских помещений и оснащение их соответствующим оборудованием.

Перечисленные статьи издержек могут достигать значительных сумм, поэтому система материально-технического снабжения постоянно оптимизируется с точки зрения поисков механизмов функционирования, которые снижали бы потребность в складах до необходимого минимума, упрощали процедуру заказа и получения предметов снабжения, ускоряли быстродействие системы.

Задачи минимизации складских затрат:

  • 1) определение оптимального числа ступеней складирования;
  • 2) определение оптимального числа складов на каждой ступени;
  • 3) определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;
  • 4) нахождение рационального распределения мест поставки.

Перечень затрат, необходимых для эксплуатации склада:

  • 1) затраты на планирование загрузки и работы персонала склада;
  • 2) расходы на ввод в эксплуатацию и апробацию;
  • 3) годовые расходы на межскладские перемещения;
  • 4) денежные расходы, списываемые на издержки;
  • 5) затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Рассчитываются следующие показатели эффективности использования складов:

  • 1) оптово-складской товарооборот — основной показатель, характеризующий работу склада за определенный период времени (месяц, квартал, год);
  • 2) грузооборот склада — количество товаров (в тоннах), поступивших на склад и отпущенных со склада за определенный период;
  • 3) удельный оптово-складской товарооборот — показывает оптово-складской товарооборот, приходящийся на 1 м2 полезной площади склада;
  • 4) коэффициент использования полезной площади склада — отношение площади, занятой под хранение товаров, к общей площади склада;
  • 5) пропускная способность склада — показывает, какое количество товаров можно переработать на складе за единицу времени;
  • 6) себестоимость переработки 1 т товара — отношение общей величины годовых эксплуатационных расходов к грузообороту склада. Общая величина годовых эксплуатационных расходов на заработную плату складских работников, расходы по хранению, приемке, отправке товаров, расходы по содержанию складских помещений и малоценного инвентаря, суммы товарных потерь и т. п.;
  • 7) производительность труда работников склада — определяется отношением годового грузооборота склада к среднесписочному числу работников на данный период времени;
  • 8) уровень механизации работ — определяется как отношение объема работ, выполненных при помощи машин, к общему объему работ;
  • 9) удельные капиталовложения — отношение единовременных капитальных затрат к грузообороту склада;
  • 10) срок окупаемости капиталовложений — отношение единовременных капиталовложений к годовой сумме прибыли;
  • 11) коэффициент эффективности использования капиталовложений — показывает, какая часть капиталовложений возмещается ежегодно за счет прибыли и рассчитывается как сумма прибыли за период к единовременным капиталовложениям.

Складские издержки определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Задачи минимизации складских затрат:

  • -определение оптимального числа ступеней складирования;
  • -определение оптимального числа складов на каждой ступени;
  • — определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;
  • — нахождение рационального распределения мест поставки.

Затраты, необходимые для эксплуатации складов, включают в себя: затраты на планирование загрузки и работы персонала склада; расходы на ввод склада в эксплуатацию и на его апробацию; годовые расходы на межскладские перемещения; денежные расходы, списываемые на издержки; затраты на необходимые начальные запасы продукции.

Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения.

Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции — это синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе. Данный показатель свидетельствует об эффективности технологического процесса, применяемого на складе.

Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.

Срок окупаемости склада — отношение суммы единовременных инвестиций к годовой сумме прибыли.

5. Затраты на складскую деятельность

Процесс хранения приводит к появлению некоторых затрат. Классификация затрат по складским функциям: затраты на складирование и затраты на действия (манипулирование), связанные с продвижением.

Затраты на манипулирование можно дополнительно квалифицировать как затраты на физическое продвижение материалов на предприятии.

Это демонстрирует тесную связь затрат на физическое продвижение материалов с затратами на поддержание запасов и особенно с затратами на внутрипроизводственную транспортировку и хранение.

Затраты на хранение классифицируются по видам: использование компонентов важных средств, применяемых на складах; амортизация материалов, топлива и энергии для реализации складских функций; оплата труда с соответствующими начислениями; оплата за сторонние услуги; прочие выплаты денежных средств.

При рациональном использовании складского потенциала можно уменьшить затраты на хранение. Также этого результата можно достигнуть при повышении производительности труда за счет механизации и автоматизации складских операций и осуществлении ряда других мероприятий.

Затраты на хранение являются относительно постоянными. Затраты на манипулирование зависят от насыщенности складской работы. Для каждой конкретной ситуации они могут быть переменными. Совокупные затраты на хранение считаются постоянными.

Как относительно постоянная составляющая, затраты на хранение могут быть использованы для оптимизации объема запасов.

Издержки от старения запасов объединяют еще одну основную группу затрат на поддержание запасов.

На предприятии могут происходить события, в результате которых имеющиеся запасы становятся непригодными для использования их по прямому назначению: достижения технического прогресса, вследствие которых возникают новые продукты и технологии, изменчивость спроса. В этих случаях речь идет об экономическом (моральном) старении запасов.

Вызывает негативные экономические последствия в виде издержек от старения запасов уменьшение либо потеря потребительской ценности продуктов (независимо от того, чем именно вызвано старение запасов). Рыночный спрос на продукцию данного предприятия оказывает особенно серьезное воздействие на издержки.

Главными причинами, которые могут отрицательно сказаться на объемах продаж, считаются изменчивость спроса, недоработки в прогнозировании его масштаба и структур, неправильные оценки конкурентоспособности.

При помощи тщательного изучения рыночной ситуации, а также учета масштаба и структуры спроса, направления развития технического прогресса и т. п. можно сократить издержки от старения запасов. Для предохранения от риска больших издержек от старения запасов нужно использовать комплекс соответствующих маркетинговых мероприятий.

Издержки из-за исчерпания запасов показывают упущенную прибыль, которую предприятие могло бы получить при наличии необходимых запасов в нужном месте в нужное время. Отсутствие влечет за собой сбои в ритмичности производства и возникновение незапланированных издержек.

В недополучение прибыли как для промышленного, так и для торгового предприятия выливается невозможность полностью удовлетворить спрос получателей.

Издержки из-за исчерпания запасов можно уменьшить в результате совершенствования управления логистическими процессами, получения дополнительных сведений для прогноза спроса на изделия и товары, прогноза спроса на сырье и материалы в объемах каждого предприятия.

Издержки из-за исчерпания запасов – показатели неполного планирования хозяйственных процессов, некачественных оценок спроса, неудовлетворительного управления продвижением материальных потоков на предприятии.

Такие недостатки могут вызывать возникновение издержек от старения запасов.

Эти два явления (старение и исчерпание запасов) считаются негативными, но полностью их исключить невозможно. Этот вывод определяется как объективно существующим недостатком современных систем управления, так и разнообразными событиями, которые сложно предвидеть, экономические последствия которых сложно оценить и которые зачастую невозможно предотвратить.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Затраты хранения – затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения – дополнительные затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В эти затраты входят:

• затраты по содержанию складов;

• зарплата складского персонала;

• недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

• административно-управленческие и другие расходы.

Складские затраты определяются по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов. Задачи минимизации складских затрат охватывают:

• определение оптимального числа складов на каждой ступени;

• определение оптимального числа ступеней складирования;

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

• нахождение рационального распределения мест поставки.

Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения.

Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции – это синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе и свидетельствующий об эффективности технологического процесса, применяемого на складе. Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.

Производительность труда складских работников определяется размером складского товарооборота, приходящегося на одного работника за определенный период времени (год, месяц, смену). Срок окупаемости склада – отношение суммы единовременных инвестиций к годовой сумме прибыли.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Затраты на складскую деятельность

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Затраты на складскую деятельность

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Затраты на складскую деятельность

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Т.В. Алесинская
Основы логистики. Функциональные области логистического управления
Часть 3. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. 116 с.

2.3. Решения, связанные со складами в распределительных каналах

2.3.1. Решение вопроса о собственности складов

При решении вопроса о том, организовывать ли собственный склад фирмы или использовать склад общего пользования существуют три альтернативы:

1) приобретение складов в собственность (или взятие в аренду);

2) использование складов общего пользования;

3) комбинация собственного склада и склада общего пользования.

Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из важнейших главных проблем в построении распределительной сети и складировании. Для принятия решения следует пользоваться следующими рекомендациями:

— комбинация собственного склада и склада общего пользования экономически оправданна, если фирма реализует свою продукцию во многих различных регионах и в случае сезонного спроса на товар;

— при постоянном спросе с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории целесообразен выбор собственного склада;

— складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара, а также, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.

Переход к складированию по контракту означает, что наиболее общим вариантом складирования для многих организаций часто становится комбинация складов общего пользования и собственных. В этом случае организация использует собственные склады для своих ключевых потребностей и по необходимости дополняет их складами общего пользования. Следует сказать, что склад, способный удовлетворить пиковый спрос, работает на полной мощности только 75-85 % времени. Поэтому разумно будет иметь собственный склад с мощностью, соответствующей этим 75-85 %, и использовать склад общего пользования в остальное время. При такой организации складирования (рис. 2.8) организации могут добиться загруженности выше 90 %.

Рис. 2.8. Использование складов общего пользования и собственных складов для удовлетворения спроса

Выбор между складом общего пользования и собственным часто кажется другим аспектом решения задачи «сделать или купить» и требует анализа безубыточности. У собственного склада более высокие постоянные затраты, но более низкие операционные затраты на единицу продукции, в то время как у складов общего пользования низкие постоянные затраты, но обычно более высокие переменные (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Анализ безубыточности складов

Это, конечно, очень упрощенный подход, поскольку при выборе вариантов складирования требуется учесть и множество других факторов. Основной вопрос здесь, сможет ли склад общего пользования предоставить такое же (или лучшее) обслуживание при таких же (или меньших) затратах.

2.3.2. Определение количества складов в распределительной сети

Важнейшим элементов логистической системы (ЛС) является складская сеть, через которую осуществляется распределение МП. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товара до потребителя, а значит, и на конечную стоимость реализуемого товара. Так, при наличии единственного склада (рис. 2.10, а) транспортные расходы по доставке товара потребителям будут весьма высоки.

В случае пяти складов (рис. 2.10, с) транспортные расходы по товароснабжению будут минимальны, но увеличатся другие виды затрат, а именно: затраты на доставку товаров на склады; на управление всей этой распределительной системой. Существует возможность того, что дополнительные затраты в этом случае превысят выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товар потребителям. Возможно, приемлемым может оказаться вариант с двумя складами (рис. 2.10, b).

Рис. 2.10. Распределения МП с различным количеством складов

Рассмотрим графическое решение задачи поиска оптимального количества складов. Пусть N – количество складов (независимая переменная). В качестве зависимых переменных выберем следующие виды издержек:

· транспортные расходы, ;

· расходы на содержание запасов, ;

· расходы, связанные с эксплуатацией складского хозяйства, ;

· расходы, связанные с управлением складского хозяйства, .

Зависимость затрат на транспортировку от количества складов

Транспортные работы и транспортные расходы по доставке товаров потребителям делят на 2 группы:

1) дальние перевозки и расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, ;

2) ближние перевозки и расходы по доставке товаров со складов потребителям, .

На рис. 2.11, a, b, c представлена зависимость затрат различных видов от количества складов.

При увеличении количества складов увеличивается число поездок от производителя к складам, т.е. величина пробега транспорта (рис. 2.11, a).

Рис. 2.11. Зависимость транспортных затрат от количества складов

Но при этом пробег транспорта от склада к потребителям резко снижается (рис. 2.11, b). При этом суммарные транспортные расходы, как правило, убывают, хотя и не так резко как расходы на ближние перевозки (рис. 2.11, с).

Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов

На рис. 2.12 представлено возрастание затрат на содержание запасов по мере увеличения количества складов.

Рис. 2.12. Зависимость затрат на содержание запасов от количества складов

Причины этого следующие:

· увеличение числа складов приводит к уменьшению зоны обслуживания каждого склада, что ведет к сокращению уровня запасов на каждом складе;

· увеличение числа складов приводит к необходимости иметь несколько страховых запасов, что может привести к увеличению суммарного запаса на всех складах по сравнению со случаем одного РЦ;

· потребность некоторых складов может оказать меньше минимальной нормы, по которой склад получает товар, что повлечет рост размера запаса.

Зависимость затрат на эксплуатацию складского хозяйства от количества складов

При увеличении количества складов в системе распределения затраты, связанные с эксплуатацией одного склада, снижаются, но совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства увеличиваются (рис. 2.13). Это связано с эффектом масштаба: при уменьшении площади склада эксплуатационные затраты, приходящиеся на 1 кв.м, увеличиваются. Например, замена одного склада семью (при одной и той же общей площади), повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов в 1,4 раза.

Рис. 2.13. Зависимость затрат на эксплуатацию складского хозяйства от количества складов

Зависимость затрат на управление распределительной системой от количества складов

В данном случае также действует эффект масштаба (рис. 2.14). Важнейшим фактором снижения затрат на управление является компьютеризация управления. Так, развитие распределительных складских систем в 1950-е гг. сдерживалось именно отсутствием средств автоматизированной обработки информационных потоков.

Рис. 2.14. Зависимость затрат на управление распределительной системой от количества складов

Зависимость общих затрат от количества складов

Данная зависимость получается путем сложения всех рассмотренных графиков (рис. 2.15). Минимум общих затрат графически показывает оптимальное количество складов в распределительной системе.

Рис. 2.15. Зависимость общих затрат от количества складов

2.3.3. Выбор места расположения склада

Величина транспортных расходов по доставке товаров потребителям со складов распределительной системы может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и от места их расположения на обслуживаемой территории (рис. 2.16.).

Рис. 2.16. Варианты размещения распределительного центра:

а – рациональный; b – нерациональный

Задачу размещения РЦ можно сформулировать и решить как поиск оптимального решения. Существуют различные математические и эвристические методы решения этой задачи, которые необходимо применять с учетом предпочтений лица, принимающего решения и ограничений, накладываемых текущей ситуацией.

В частности, в процессе принятия решений необходимо проанализировать следующие факторы выбора участка под РЦ:

1) размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные потоки, требует достаточную площадь для парковки, маневрирования, проезда. Их отсутствие может привести к заторам, потере времени и клиентов. Кроме того, на территории РЦ должны разместиться офис, санитарно-бытовые помещения, пост охраны, устройства для сбора и обработки отходов и т.д.;

2) транспортная доступность местности. Предпочтение следует отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Следует анализировать оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого зависит доступность РЦ как для собственного персонала, так и для клиентов;

3) планы местных властей. Знакомясь с планами местных властей убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развитие РЦ. Кроме того, необходимо изучить с особенностями местного законодательства, учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.

Необходимо учитывать требования, предъявляемые к условиям и срокам хранения конкретного вида сырья, материалов, готовой продукции и т.д. При выборе места расположения склада из числа возможных вариантов, как правило, оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов.

2.3.4. Принятие решения по построению системы распределения

При формировании системы распределения применяется следующая последовательность действий.

1. Изучается конъюнктура рынка, и определяются стратегические цели системы распределения.

2. Прогнозируется величина МП, проходящего через систему распределения.

3. Прогнозируется необходимая величина запасов по всей системе и на ее отдельных участках.

4. Изучается транспортная сеть региона обслуживания, составляется схема МП.

5. Разрабатываются различные варианты построения систем распределения, оцениваются соответствующие расходы для каждого их вариантов.

6. Выбирается один из вариантов по критерию минимума приведенных затрат

,

где – приведенные затраты по варианту; – годовые эксплуатационные затраты; – годовые транспортные расходы; K – капитальные вложения в строительство РЦ; T – срок окупаемости варианта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *