Особенности конфликтного поведения

Особенности конфликтного поведения

Существует прямая связь между основными стратегиями обращения с конфликтами и стилями конфликтного поведения, в которых проявляются устойчивые, типичные черты поведения участников конфликта. В литературе имеются достаточно разнообразные классификации таких стилей . Обобщая различные источники, можно выделить основные стили конфликтного поведения.

Силовой стиль и уклонение от конфликта

Силовой стиль (стиль борьбы, доминирования или соперничества). Чаще всего он используется при реалистической, реже — при нормативной стратегии. Суть этого стиля состоит в стремлении навязать свою волю и разрешить конфликт с помощью силы (власти, административных санкций, экономического давления и т. п.), не считаясь с интересами оппонента. Этот стиль обычно используют в тех случаях, когда:

  • • существует явное преимущество в силе, ресурсах влияния и уверенность в победе;
  • • достижение цели имеет высокую значимость;
  • • компромиссы затруднены в силу специфики объекта: его нельзя поделить (например, место президента компании).

В той или иной форме силовой стиль конфликтного поведения используется почти во всех организациях. Нередко он является наиболее эффективным и даже единственно возможным. Такую ситуацию в художественной форме ярко изобразил И. А. Крылов в известной басне о Коте, который ворует сметану и на которого не действуют никакие уговоры («А Васька слушает, да ест»). В подобных случаях, конечно, необходимо «власть употребить».

Несмотря на кажущуюся, а нередко и реальную эффективность использования силового стиля, необходимо стремиться к минимизации его применения не только из этических соображений (сила и мораль очень часто несовместимы), но прежде всего по причине его существенных недостатков. Ведь силовой стиль, как правило, не устраняет источник конфликта, а лишь заставляет более слабого временно подчиниться. Через какое-то время, особенно при изменении соотношения сил, конфликт может возобновиться. Кроме того, навязанное силой подчинение зачастую бывает внешним, формальным. Побежденный может оказывать скрытое сопротивление, накапливать силы и ждать удобного момента. Победитель же нередко расслабляется, теряет готовность к борьбе, утрачивает ресурсы влияния.

Силовой стиль часто используют руководители по отношению к подчиненным, поскольку по своему статусу они обладают властью и превосходством в ресурсах влияния. В таких случаях обычно появляются отмеченные выше слабости силового стиля, а кроме того, он портит нравственный климат в коллективе, может вызвать у подчиненных фрустрации, отбить у них всякое желание к проявлению инициативы и активности.

Уклонение от конфликта, избегание конфликтных ситуаций или выход из конфликтного поля (пространства). Этот стиль широко используется в менеджменте. Современные менеджеры, если не затрагиваются важные для них проблемы, предпочитают не попадать в ситуации, провоцирующие возникновение конфликтов, обходить острые вопросы. Конечно, это далеко не всегда удается. Уклонение от конфликта считается предпочтительным в случае, если:

  • • ощущается недостаток собственных ресурсов, необходимых для конфликтных действий, и превосходство противника;
  • • значимость проблемы невысока и на противоборство не стоит тратить время и ресурсы;
  • • целесообразно затянуть время, чтобы собрать силы и дождаться удобной ситуации, подходящего момента.

Нередко все эти три обстоятельства имеют место одновременно. Однако и при их наличии не всегда возможно уклонение от конфликта, очень часто приходится выбирать стиль поведения, связанный с односторонними уступками.

В последние десятилетия достаточно остро заявила о себе гендерная проблематика, что обусловлено насущными проблемами теоретического и практического характера. Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века.

Термин «гендер»указывает на социальный статус и социально психологические характеристики личности, которые связаны с полом. Таким образом, понятие «пол» акцентирует биологические основания психологических различий, а «гендер» подчёркивает социокультурное происхождение этих различий . Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы и гендерная идентичность.

Гендерный подход помогает прогрессивно мыслящим психологам развивать универсальную человеческую психологию, опирающуюся на партнерский стиль взаимодействия и равноправие. При этом гендерный подход основан на идее о том, что важны не биоло­гические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям.

В психологии проблема гендерных различий начала освещаться еще в конце 19 века, но вплоть до 1970-х гг. исследователи по большей части занимались демонстрированием различий полов и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам. При этом, обнаруженные отличия оказались относительно невелики, обычно не более 10%, а в большинстве случаев распределение мужской и женской выборок на 90% совпадают. В качестве примера интересно рассмотреть гендерные особенности в проявлении эмоциональности. Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне речь идет о способности понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умении выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом — ученых интересует переживание самим человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и его способы эти эмоции выражать (эмоциональная экспрессия). К

Как показывают исследования, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, что бы окружающие никак не заметили этого по их поведению. Мужчины не желают, что бы окружающие видели их эмпатичными, так как это не соответствует их гендерной роли. Мужчины часто оказываются в ситуациях, требующих от них проявления силы, независимости, властности, стремления к соревнованию — качеств которые едва ли сочетаются с эмпатийной отзывчивостью. Что касается переживания и выражения собственных эмоций, то по данным исследований мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности. Эмоциональна жесткость, считается одной из важнейших описательных характеристик «настоящего мужчины».

Взрослые женщины больше выражают чувства направленные на окружающих (проявление интереса к чувствам других, их потребностям, желаниям). Мужчины же наоборот проявляют больше эгоцентрических чувств (потребностей, желаний, собственных интересов). Женщинам более удобно выражать чувства страха и грусти и вместе с тем люди не видят меж половых различий в способности испытывать эти чувства.

В ряду наиболее достоверных гендерных различий в настоящее время находятся различия в агрессивном поведении. При этом исследователи отмечают, что эти отличия не настолько велики и не настолько связаны с биологическими отличиями как можно было бы предположить. Существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Различия в агрессии может объясняться гендерными ролями, которые поощряют проявление мужчинами агрессии в некоторых формах, в то время как агрессивность у женщин не приветствуется. Мужчин нередко принуждают к агрессии окружающие, ставя под сомнение их общественное положение или самоуважение. Женщины наоборот испытывают смущение, если приходится проявлять агрессию на людях. Мужчины предпочитают роли, в которых требуется проявление агрессии (в военной или спортивной областях) в то время как для большинства женщин агрессивность абсолютно неуместна (например, мать, секретарша, учительница).

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что эмоции и чувства у мужчин и женщин одинаковы, но в связи с их гендерными ролями они выражают их по-разному.

Анализ различных теорий и подходов позволяет свести основные положения современной теория гендерной социализации к следующим положениям:

1) мужчины и женщины вырастают в различных социально-психологических контекстах;

2) эти контексты оказывают решающее влияние на последующее функционирование мужчин и женщин: у мужчин возникают конфликты (проблемы) в сфере семейной самореализации, а у женщин — в сфере профессиональной самореализации. В процессе дифференцированной по полу социализации у личности формируются представления о себе, которые ограничивают ее возможности.

В конфликте мужчины и женщины ведут себя по-разному. Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве. В сознании общества есть некоторые стереотипные модели поведения в конфликте мужчин и женщин. Большинство концепций гендерных личностных конфликтов (ролевой конфликт работающей женщины, экзистенциально-гендерный конфликт, конфликт боязни успеха и др.) сформировалось на основе хорошо известных теоретических психологических и социологических ориентаций. Рассмотрим известные теории, объясняющие причины гендерных конфликтов. Ролевые теории, разработанные в интеракционистском направлении, используются для объяснения причин ролевых гендерных конфликтов. Ролевой конфликт работающей женщины — яркий пример межролевого личностного конфликта, проявляющийся как столкновение традиционных нормативных требований к ролевому поведению женщин и реальной ситуации их жизнедеятельности Ролевой конфликт — социальная ситуация, в которой от одного и того же индивида ожидаются несовместимые друг с другом ролевые действия.

Женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты.

С. Нолен-Хоксма показано, что женщины, испытывая подавленность, стремятся думать о возможных причинах своего состояния. Эта реакция «тщательно обдумать» приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает уязвимость женщины по отношению к стресс-фактору. Мужчины, наоборот, пытаются отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом, например, осуществляя физическую активность, чтобы таким способом разрядить возникшее негативное напряжение. И. В. Грошев тоже выявил, что мужчины и женщины по-разному разрешают конфликтные ситуации, возникающие в семейном и домашнем кругу. Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов. Мужчины в этой ситуации чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам, а женщины скорее готовы заплакать.

М. А. Круглова, изучая стратегии поведения при психологической защите, выявила, что у женщин разрыв между тремя видами стратегии (избегание, агрессия и миролюбие) минимален, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание (стремление уйти от конфликта), либо агрессия. Миролюбие у них выражено значительно меньше, чем у женщин.

Признание конфликта как нормы жизни позволяет говорить о необходимости конфликтологичекой компетенции всех без исключения людей. Конфликтологическая компетенция -это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло . При формировании конфликтологический компетенции важно учитывать индивидуальные способности, характер человека, темперамент, а также гендерные особенности. В контексте рассматриваемой проблемы целесообразно, на наш взгляд, говорить о гендерной компетентности в конфликте как одном из путей и способов, направленных на предупреждение конфликтов. Гендерная компетентность понимается, как способность человека как представителя определенного пола эффективно функционировать в сфере межгруппового и межличностного взаимодействия. В состав гендерной компетентности входят:

1)знания о существующих ситуациях гендерного неравенства, факторах и условиях, их вызывающих;

2) умения замечать и адекватно оценивать ситуации гендерного неравенства в разных сферах жизнедеятельности;

3) способность не проявлять в своем поведении гендерно дискриминационных практик;

4) способность разрешать свои гендерные проблемы и конфликты, если они возникают.

Формирование гендерной компетентности — это целенаправленная деятельность, в результате которой человек становится способным быть компетентным в ситуациях с выраженной гендерной составляющей. Другими словами — это движение по направлению от гендерной некомпетентности к компетентности, т.е. приобретению и освоению гендерных знаний, умений и способов гендерно корректного поведения.

Список литературы:

2. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М.; Воронеж, 2003.

3. Александрова Н.Х. Субъектность человека на поздних этапах онтогенеза. Н. Новгород, 2000.

4. Варенова Ю.А. Исследования субъектности и ее развития в дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук. Калуга, 2001.

5. Волкова Е.Н. Субъектность педагога: Теория и практика: дис. … д-ра психол. наук. М.,

7. Прокофьева Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2001.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания. СПб., 2001.

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2006.

10. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна, 2002.

Поступила в редакцию 15.12.2007 г.

Key word: consumer, subject, interpretation.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИННОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ю.А. Давыдова

В статье рассматривается проблема детерминированности конфликтного поведения различными составляющими, такими как личностные, индивидуально-психологические, объективно-субъективные и социально-психологические через призму половозрастных и гендерных характеристик. Отмечается различие между мужчинами и женщинами в выделении составляющих конфликтного поведения, а также влияния степени маскулинности, фемининности и вида профессиональной деятельности на час-зтоту конфликтов и способы поведения в нем.

Ключевые слова: конфликтное поведение, фемининность, маскулинность, профессиональная деятельность, половая принадлежность.

Конфликт есть особый случай, вид взаимодействия между людьми. Но, несмотря на свою необычность, остроту, он содержит, несет и реализует через себя все основные черты и особенности, весь спектр существенных признаков того типа социальности, в котором живут люди — участники конфликта . В нормальных, спокойных условиях эти черты, признаки, детерминанты социальных отношений скрыты и незаметны и распознать их очень сложно. Но стоит ситуации измениться, и эти черты начинают проявляться в крайней форме, подчиняя себе человеческое поведение, опосредованное индивидуальноличностными особенностями. Поведение человека, — как отмечал П.П. Блонский, — есть

изменчивое явление, и задача научной психологии состоит в том, чтобы установить, каким образом, в зависимости от чего изменяется человеческое поведение .

Люди отличаются друг от друга по ряду признаков: полу, возрасту, особенностям

темперамента, прошлому опыту обусловливания, когнитивным структурам и др. Эти факторы следует учитывать, если необходимо объяснить, почему разные люди, оказавшись в одинаковых условиях, ведут себя по-разному. В различных ситуациях человек может вести себя так или иначе, но, несмотря на это, его поведение в ситуации конфликта может быть достаточно понятно и детально описано.

Конфликты порождаются определенным типом отношений между людьми, они являются вариантом развития этих отношений в определенных условиях. Люди, в свою очередь, главные действующие лица любого конфликтного противоборства, и у каждого человека, вне зависимости от типа социальности, есть специфические внутренние условия, интересы, мотивы, установки, направленность активности, нормы регуляции поведения и деятельности. Поэтому значение именно этих психологических характеристик конфликтующих является важным условием понимания внутренних детерминант конфликтного поведения, точного прогнозирования его исходов, методов управления и разрешения конфликтов.

К настоящему времени в научной конфликтологической литературе структурированы и описаны подходы к изучению детерминант поведения в конфликте. Однако при этом проблема выявления причин того или

иного конфликтного поведения рассмотрена подробно не была.

Нами предложена схема причинной детерминации конфликтного поведения, представленная на рис. 1.

Рассмотрим некоторые из этих составляющих более подробно. Исследователи в области мотивации исходят из факта допущения того, что для каждой формы поведения есть своя причина. При этом они стремятся быть эклектичными; свои выводы основывают на открытиях и принципах, заимствуемых из различных дисциплин. Некоторые из них пытались объяснить конфликтное поведение исходя, например, лишь из анализа биологических механизмов. Но эта традиция стала исчерпывающей, потому что оказалось невозможным объяснить всю палитру поведения в конфликте, опираясь на какой-то один базовый механизм. В последующем различным компонентам конфликтного поведения были посвящены многие исследования.

Рис. 1. Причинная детерминация конфликтного поведения

В психологии существуют концепции, суть которых состоит в признании биологической природной детерминации конфликтного поведения: человеческая природа агрессивна, конфликтна, и изменить ее просто невозможно, и поэтому конфликты неизбежны. В работах Н.И. Леонова, Т.И. Марголиной и других исследователей подробно анализировалось воздействие на поведение в конфликте таких составляющих, как личностные особенности, проявление которых является важным условием понимания внутренних детерминант организационно-конфликтного противоборства, точного прогнозирования его исходов, выбора стилей разрешения, адекватных конфликтным ситуациям .

Также необходимым условием анализа влияния основных компонентов на конфликтное поведение, на наш взгляд, является рассмотрение возрастного фактора. Возраст человека на протяжении всего онтогенеза оказывает непосредственное воздействие на степень и частоту конфликтных ситуаций. Данное предположение рассматривалось в исследованиях Н.В. Ревенко, 1999; Е.Н. Климовой, 2000; А.Н. Елизарова, 1995; С.В. Березина, 1995 и др.

Важным условием рассмотрения причин конфликтного поведения является та или иная степень конфликтности, способность строить конструктивные отношения в сложном и противоречивом процессе социально-управленческого взаимодействия. Степень конфликтности как биологического фактора изучали Р. Сейнер, О.В. Кузема, K.W. Thomas .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Биологическую палитру факторов, влияющих, на наш взгляд, на возникновение конфликтной ситуации, составляют свойства нейродинамического уровня. В связи с этим значимое место среди особенностей личности занимает оптимальный уровень рефлексии, волевой саморегуляции, индивидуальный порог эмоциональной сензитивности-толерантности, сила возбуждения и торможения. Данное обстоятельство находит свое подтверждение в работах В.Д. Небылицина, В.М. Русалова, В.В. Белоуса, И.В. Грошева и ставит под сомнение однозначное заключение некоторых психологов, отдающих предпочтение социально-культурным составляющим в генезисе половых различий, определяющих в свою очередь особенности конфликтного поведения личности .

Кроме того, одной из составляющих личностных особенностей, опосредующей конфликтную ситуацию и поведение в ней, является половая принадлежность конфликтующих сторон, рассмотренная в работах Е.А. Тарасовой, И.В. Грошева, Б.И. Хасана .

Долгое время половая принадлежность индивида казалась унитарной и однозначной. Однако в XX в. выяснилось, что пол — сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях онтогенеза (индивидуального развития). «Пол» — одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Влияние полового признака на развитие человека достаточно велико и изучение взаимодействия данного свойства с другими личностными составляющими позволяет лучше понять соотношение биологических и социальных факторов, влияющих на причинную обусловленность и поведение личности в конфликте.

Также существует ряд факторов, взаимодействующих с биологическими составляющими и в значительной степени детерминирующих конфликтное поведение личности. К таким составляющим мы относим социальные и когнитивные факторы .

На наш взгляд, социальные и когнитивные факторы являются неотъемлемой частью рассмотрения причин конфликтного поведения, так как наши биологические возможности ограничены. Основываясь на концепции «Факторы, детерминирующие поведения в конфликте», предложенной И.В. Грошевым , мы считаем важным учитывать и такие составляющие, как маскулинность, феминин-ность в рамках структурно-функционалистского подхода1 и вид профессиональной деятельности, которые не исследовались в работах психологов, изучающих проблемы конфликтологии.

Для того чтобы выяснить, процентное соотношение причинной обусловленности конфликтного поведения в зависимости от половой принадлежности, мы представили респондентам вопросные анкеты, построенные по принципу комплиментарное™. Выборка

1 В рамках структурно-функционалистского подхода маскулинность и феминность трактуются как поведенческие конструкты; как две взаимодополняющие функции, возникшие естественным путем, обеспечивающие стабильное существование общества.

респондентов составляла 128 человек из них: мужчин N = 62 чел. и женщин N = 66 чел.

В таблице 1 представлены результаты обработанных ответов респондентов, ранжированные нами по факторным группам причин конфликтного поведения.

Видно, что самый большой процент у женщин набрала факторная группа, связанная с личностными особенностями (28,8 %), влияющими на предконфликтное поведение и возникновение конфликта. Далее по убыванию весового коэффициента у женщин следуют объективно-субъективные, индивидуально-психологические и социально-психологические факторные группы (рис. 2).

В группе мужчин преобладают причины, опосредованные объективно-субъективными факторами (33,9 %). Однако у мужчин значимость факторных групп, в отличие от женщин, иная. А именно, на частоту конфликтов влияют социально-психологические, объективно-субъективные и в меньшей степени личностные факторы (рис. 3).

В связи с этим возникает вопрос, какие составляющие в факторных группах являются доминирующими и имеют весовой коэффициент, влияющий на вероятность возникновения конфликтной ситуации. Дальнейшее исследование данного аспекта дало нам возможность выявить в структуре факторных групп отдельно для мужской и женской выборки те составляющие, которые явились наиболее значимыми. Результаты данного анализа представлены нами в табл. 2.

В мужской выборке доминирующими причинами конфликтных ситуаций являются профессиональный вид деятельности (35,5 %), различные способы оценки деятельности (32,3 %), искажение информации и степень личностной самооценки (29,1 %). В женской выборке приоритет был отдан гендерной составляющей, выражающейся в степени маскулинности и фемининности (31,9 %), предрасположенности к конфликтному поведению (28,8 %) и моральной установке (27,2 %).

Таблица 1

Ранжирование факторных групп в зависимости от половой принадлежности респондентов

№ п/п Факторные группы Количество опрошенных респондентов

мужчины женщины

абс. % абс. %

I Личностные 9 14,6 19 28,8

II Индивидуально-психологические 13 20,9 16 24,3

III Объективно-субъективные 21 33,9 18 27,2

IV Социально-психологические 19 30,6 13 19,7

□ Личностные факторы

□ Индивидуально-психологические факторы

□ Объективно-субъективные факторы

□ Социально-психологические

Рис. 2. Процентное соотношение причин конфликтного поведения в женской выборке респондентов

14,6%

33,9%

□ Личностные факторы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Индивидуально-психологические факторы

□ Объективно-субъективные факторы

□ Социально-психологические

Рис. 3. Процентное соотношение причин конфликтного поведения в мужской выборке респондентов

Таблица 2

Ранжирование конфликтообразующих составляющих в зависимости от половой принадлежности респондентов

№ Количество опрошенных респондентов

п/п Конфликтообразующие факторные группы мужчины женщины

абс. % абс. %

I Возраст 10 16,2 10 15,1

Когнитивные составляющие 16 25,8 9 13,7

Акцентуации характера 9 14,5 5 7,5

Половая принадлежность 13 20,9 13 19,7

Гендерная составляющая (феминность / маскулинность) 6 9,7 21 31,9

Темперамент 8 12,9 8 12,1

II Мотивация 12 19,3 13 19,7

Социальная роль 10 16,2 16 24,3

Моральные установки 15 24,1 18 27,2

Степень самооценки 18 29,1 9 13,7

Тип личности 7 11,3 10 15,1

III Психические состояния 9 14,5 11 16,7

Предрасположенность 10 16,2 19 28,8

Образ жизни 12 19,3 15 22,7

Вид профессиональной деятельности 22 35,5 15 22,7

Степень конфликтности 9 14,5 6 9,1

IV Искажение информации 18 29,1 17 25,7

Дисциплина 13 20,9 16 24,3

Различные способы оценки 20 32,3 17 25,7

Психологическая несовместимость 11 17,7 16 24,3

Полученные результаты подтвердили выдвинутую нами гипотезу о непосредственном влиянии конструктов маскулинности, феми-нинности и вида профессиональной деятельности на причинно-следственное конфликтное взаимодействие. Поэтому значение именно этих социально-психологических характеристик конфликтующих является важным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

условием понимания внутренних детерминант конфликтного поведения.

Таким образом, требуется дальнейшее исследование фемининности, маскулинности и вида профессиональной деятельности как значимых составляющих в причинной обусловленности конфликтного поведения личности.

2. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.

6. Кузема О.В. Временная динамика конфликтного потенциала личности: автореф. дис. … канд. псих. наук. М., 2001.

8. Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.; Воронеж, 2005.

9. Русалов В.М. Предметный и комуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журн. 1989. Т. 10. № 1. С. 10-21.

10. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журн. 1993. Т. 14. № 6. С. 55-64.

11. Тарасова Е.А. Особенности профессиональной компетентности государственных слу-

жащих в разрешении межличностных конфликтов с учетом гендерных различий: авто-реф. дис. … канд. псих. наук. М., 2002.

12. Грошев И.В. Психология половых различий. Тамбов, 2001.

13. Хасан Б. И. Психотехника конфликта. Красноярск, 1995.

14. Грошев ИВ., Поздняков А.А. Гендерные, половые и личностно-индивидуальные различия поведенческих паттернов в организационных конфликтах и их влияние на культуру организации // Препринт. Вестн. Тамб. гос. техн. ун-та. Т. 11. № 1. Рубрика 07: экономические и гуманитарные науки. Препринт № 11. Тамбов, 2005.

15. Snyder M.L., Stephan W.G., Rosenfield D. Egotism and attribution // Journal of Personality and Social Psychology. 1978. V. 33. № 5.

16. Грошев И.В. Гендерные, половые и личностные различия поведения в конфликтах // Мир психологии. 2005. № 2 (42). С. 93-119.

Поступила в редакцию 13.01.2008 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *