Особенности кредитования промышленных предприятий

Особенности кредитования промышленных предприятий

    1. Кредит и система кредитования юридических лиц

Кредит — (от латинского — creditum — ссуда, долг; от credere — верить) ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента. Слово «кредит», по мнению Макса Фасмера, заимствовано русским языком из немецкого (credit) в самом начале XVIII в. со значением «авторитет» .

В литературе о банковской деятельности высказывались мнения о разной смысловой нагрузке терминов. Так, в справочном пособии «Банковское дело» отмечается, что кредит — это более широкое понятие, предполагающее наличие разных форм организации кредитных отношений банка как по привлечению ресурсов, так и по их вложению. Ссуда же — одна из форм организации кредитных отношений, возникновение которых сопровождается открытием ссудного счета. В учебнике «Банковское дело» кредит определяется как форма движения ссудного капитала .

В новом Гражданском кодексе Российской Федерации термин «заем» (ст.807 — 818) применяется как общее понятие для сделок по поводу передачи денег или других вещей в собственность на срок под проценты, а термины «кредит», «товарный кредит» и «коммерческий кредит» — как разновидности займа. О ссуде упоминается лишь в отношении договоров безвозмездного пользования вещью (ст.689 — 701). Предоставление кредита предусмотрено только денежными средствами и только кредитными организациями (ст.819). Товарный кредит выдается вещами (ст.822), а коммерческий кредит — вещами или денежными средствами в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки или рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (ст.823) .

Рассматривая единое смысловое содержание займа, кредита и ссуды, следует все же подчеркивать, что в банковском кредитовании имеется ряд особенностей. Банковский кредит отличается от кредитов, связанных с предоставлением заемных средств не банками, хозяйствующими субъектами и государством, а так же тем, что кредитором выступает банк.

Кредитование это:

  • возможность приобретать гораздо более дорогие товары и услуги (а часто это означает более качественные), чем те, которые потребитель мог бы себе позволить исходя из собственных денежных сбережений на данный момент;

  • более удобная на практике форма оплаты товаров и услуг: использование кредитных и дебетовых карточек вместо наличных денег (возможность быстро оплачивать непредвиденные срочные расходы и совершать выгодные сделки в удобное время и при отсутствии необходимой суммы наличных) .

Основными элементами кредитования есть:

1) субъекты кредита;

2) обеспечение кредита;

3) объекты кредитования.

Базовые элементы системы кредитования неотделимы друг от друга.

Объект выражает то, что противостоит кредиту. Чаще всего кредит используется для приобретения различных товаров, и здесь кредиту противостоят различные товарно-материальные ценности.

Объект кредитования может иметь материально-вещественную форму и не иметь ее. В этом случае кредит покрывает недостаток денежных средств.

По степени обеспеченности можно выделить кредиты с полным (достаточным), неполным (недостаточным) обеспечением и без обеспечения. Полное обеспечение имеется в том случае, если размер обеспечения равен или выше размера предоставляемого кредита. Неполное обеспечение возникает тогда, когда его стоимость меньше размера кредита. Кредит может и не иметь обеспечения. Такой кредит называют бланковым. Чаще всего он предоставляется при наличии достаточного доверия банка к заемщику, уверенности банка в возврате средств, предоставляемых заемщику во временное пользование.

Обеспечение кредита можно рассматривать не только с позиции противостояния ему определенной массы стоимостей, ликвидных товарно-материальных запасов, но и определенных внешних гарантий. Помимо обычного залога товарно-материальных ценностей, имущества, принадлежащего заемщику, в группу обеспечения возврата кредита входят различного рода гарантии, поручительства третьих лиц, страхование и др.

Субъектами кредитных отношений выступают кредитодатель и кредитополучатель.

Кредитодатель — это субъект кредитных отношений, которые предоставляет денежные средства во временное пользование кредитополучателю. Основной целью выдачи кредита для него является получение дохода в виде ссудного процента. Он заинтересован в эффективном использовании кредитополучателем денежных средств, так как от этого зависит своевременное погашение суммы основного долга и процентов по кредиту.

В качестве кредитодателя могут выступать банки, юридические и физические лица.

Кредитополучатель — это субъект кредитной сделки, который получает денежные средства во временное пользование.

С экономической точки зрения роль и место кредитополучателя отличатся от роли кредитодателя. Кредитополучатель получает средства во временное пользование при недостатке собственных ресурсов. Не е является собственником средств. Кредитодатель предоставляет средства во временное пользование с сохранением права собственности на них. Для выдачи кредита кредитодатель может использовать собственные и заемные средства .

Система кредитования юридических лиц являет собой совокупность мероприятий, которые происходят при кредитовании.

Непосредственно кредитный процесс начинается со дня первой выдачи ссуды. Однако начало взаимодействия между банком и клиентом начинаются гораздо раньше.

Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия конкретного решения. Здесь, однако, все может быть по-разному. Предложение о выдаче кредита может исходить как от банка, так и от клиента.

Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий. Аналитическая часть этого этапа представляет собой чрезвычайно ответственную задачу.

В российских коммерческих банках решение этой задачи, как правило, возлагается на кредитный отдел (управление). В отдельных банках выделяются специальные аналитические подразделения, функцией которых является всесторонняя оценка кредитуемого мероприятия. Заключение о возможности кредитования дается работнику, курирующему обслуживание данного клиента. В этом случае вся подготовительная работа возлагается на экономиста банка: он ведет предварительные переговоры, рассматривает представленную в банк документацию, готовит письменное заключение о возможности и условиях кредитования данного проекта, выписывает специальное распоряжение о выдаче кредита, собирает необходимые разрешительные подписи на кредитных документах и т.д. В общем, выполняет всю аналитическую, техническую и организационную работу по соответствующему кредитному проекту. В небольших банках вся эта работа, как правило, концентрируется в одном кредитном отделе .

Такова процедура данного подготовительного этапа. Вслед за ним наступает этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело). На третьем этапе — этапе использования кредита — осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

При всем многообразии объектов и субъектов кредитования, различных видов ссуд, предоставляемых юридическим лицам, система кредитования представляет собой некую единую схему, включающую:

1. Методы кредитования и формы ссудных счетов.

2. Кредитную документацию, представляемую банку.

3. Процедуру по выдаче кредита.

4. Порядок погашения ссуды.

5. Контроль в процессе кредитования.

    1. Виды и формы кредитования юридических лиц

Вид кредита определяется совокупностью свойств, которые характерны для конкретной кредитной сделки в экономическом и организационном отношении. Экономические свойства кредитной сделки представляют собой свойства самого кредита, они едины (возвратность, платность). Организационные свойства в каждом отдельном случае могут различаться — порядок выдачи и погашения ссуд могут быть не одинаковым, его может регламентировать инструкция.

Разовые (целевые) ссуды. Кредиты, которые предоставляются заемщикам на удовлетворение различных потребностей. При этом каждая ссуда оформляется индивидуальным кредитным договором с указанием цели, суммы кредита, срока его возврата, процентной ставки и обеспечения. Выдача кредита производится единовременно с простого ссудного счета с зачислением суммы кредита на расчетный счет заемщика. В случае размер разрешенного заемщику разового (целевого) кредита не соответствует потребности клиента, банк может заключить дополнительное соглашение к кредитному договору об увеличении суммы кредита и дополнительные обеспечительные обязательства для ее покрытия. Погашение разовых кредитов может проводиться как единовременно разовым платежом по окончании установленного договором срока кредита, так и периодически в согласованные с банком сроки и в соответствующей оговоренной сумме.

Кредитование в форме открытия кредитной линии. Нормативные документы Банка России определяют кредитную линию как обязательство коммерческого банка предоставить заемщику денежную сумму в течение обусловленного срока при соблюдении одного из следующих условий:

общая сумма предоставляемого кредита не превышает максимального размера — лимита выдачи, определенного договором;

в период действия договора размер единовременной задолженности клиента банку не превысит установленного ему данным договором лимита задолженности.

Кредитные линии могут быть нескольких видов: рамочные, сезонные, общие (под совокупный объект), с правом клиента на превышение кредитной линии, с твердым обязательством банка-кредитора предоставлять заемщику средства в счет лимита открытой кредитной линии или без такового обязательства (по мере наличия ресурсов у банка) и т.д.

Возврат кредита производиться заемщиком путем безналичного перечисления им денежных средств со своего расчетного счета на счет по учету задолженности по кредиту либо путем списания банком средств со счетов в без акцептном порядке. При погашении кредита на соответствующую сумму заемщику восстанавливается неиспользованный лимит задолженности.

Возврат кредитов по договору о кредитной линии может быть предусмотрен на конкретную дату или «до востребования».

Овердрафт. Особой формой краткосрочного кредита является овердрафт, при которой банк осуществляет кредитование расчетного или текущего счета клиента.

Под кредитованием счета ст.850 Гражданского Кодекса РФ ч.2 понимается осуществление банком платежей со счета, несмотря на отсутствие на нем денежных средств. При этом считается, что банк предоставил клиенту кредит на соответствующую сумму со дня осуществления такого платежа. Кредитование счета клиента может осуществляться только в том случае, если оно предусмотрено в договоре банковского счета.

Вексельный кредит. Данный вид кредита может быть предъявительский или векселедательский.

Предъявительские вексельные кредиты бывают двух видов: учетные и залоговые.

Учет векселей — это покупка их банком, в результате чего они полностью переходят в его распоряжение, а вместе с ними и право требования платежа от векселедателей.

Поскольку векселедержатель, предъявивший банку векселя к учету, получает немедленно по ним платеж, то есть до истечения срока платежа по векселю, то фактически для него это означает получение кредита от банка. Поэтому учет векселей третьих лиц банками — это один из способов предоставления ссуд. За такую операцию банк взимает процент, который называется учетным процентом, или дисконтом. Его величина определяется по договоренности с клиентом. Учетный процент удерживается банком из суммы векселя сразу же в момент его учета (покупки).

Векселя проверяются с точки зрения их экономической и юридической надежности. Для оценки надежности векселей банки должны пользоваться услугами аудиторских фирм и другими источниками сведений о платеже — и кредитоспособности этих хозяйственных органов.

Погашение учетных банком векселей третьих лиц производится векселедателем на основании переданного ему заявления банка о погашении векселей с предъявлением последних векселедателю-плательщику по акту приема-передачи.

Ссуды под залог векселей отличаются от учета векселей тем что, во-первых, собственность на вексель банку не переуступается (он закладывается векселедержателем на определенный срок с последующим выкупом после погашения ссуды); во-вторых, ссуда выдается не в пределах полной суммы векселя, а только 60-90% их номинальной стоимости (банк должен себя оградить от потерь в случае не выкупа его предъявителем).

Синдицированный (консорциальный) кредит. Инструкция ЦБ РФ «О порядке регулирования деятельности банков» №1 от 1 октября 1997г. дает следующее определение синдицированных ссуд: «Под синдицированными и аналогичными им ссудами. понимаются ссуды, выданные банком заемщику при условии заключения банком кредитного договора с третьим лицом, в котором определено, что указанное лицо обязуется предоставить банку денежные средства (для целей полного кредитования им заемщика)».

Синдицированный кредит предоставляется заемщику за счет объединения ресурсов нескольких банков. Этот вид кредита используется в случаях, когда объем кредита, или кредитный риск, слишком велик для одного банка. Таким образом, субъектами кредитных отношений, с одной стороны, выступают как минимум два банка, а с другой стороны — один или несколько заемщиков, непосредственно сопричастных к осуществлению кредитуемого мероприятия.

Доверительный (бланковый) кредит. Этот вид кредита не имеет конкретного обеспечения, как правило, предоставляется клиентам с идеальными показателями по кредитоспособности, с положительной кредитной историей, с которыми банк имеет давние связи. Кредит им выдается в ходе осуществления производственного процесса для удовлетворения возникшей потребности в дополнительных денежных средствах, носящих преимущественно кратковременный характер. Процентная ставка, поскольку кредит выдается без обеспечения, устанавливается на более высоком уровне, чем другие виды кредитов.

Валюта ссуды направляется на расчетный счет заемщика. По наступление срока ссуды взыскивается с расчетного счета заемщика. Как правило, по данным кредитам ни обоснованность причины возникновения потребности в кредите, ни целевое его использование банк не проверяет.

Глеб Никитин, первый заместитель министра промышленности и торговли РФ

Закон предусматривает ее стимулировать льготными займами из Фонда развития промышленности, специальными инвестиционными контрактами, налоговыми преференциями и субсидиями.То есть господдержка теперь нацелена не на адресную финансовую помощь единичным предприятиям и даже отраслям промышленности, а представляет «набор» благоприятных условий, при которых удается задействовать весь потенциал российской индустрии.

Причем инновационной, высокотехнологичной. Это существенным образом улучшает жизнь промышленного бизнеса в России, не говоря уже о том, что закон становится политическим козырем при разработке поправок в отраслевое законодательство. На первый план здесь выходит проектное финансирование на возвратной основе.

— Что оно означает?

Никитин: То, что бизнес получает доступ к «длинным» займам. Финансироваться будут достаточно крупные проекты на предкоммерческих стадиях исследований и разработок: от создания новых технологий и подготовки технико-экономических обоснований вплоть до проектов по импортозамещению «под ключ».

При работе над законопроектом эти меры трансформировались в отдельную статью закона, посвященную появлению в России Фонда промышленного развития и региональных промышленных фондов.

— Какие требования будут к претендентам при выделении льготных займов из федерального фонда?

Никитин: Это должны быть компании среднего бизнеса, которым по силам проекты от 150 млн до 2 млрд рублей, которые выпускают импортозамещающую продукцию и внедряют наилучшие доступные технологии.

Сегодня начался отбор проектов. Приоритетные направления — производство оборудования для топливно-энергетического комплекса, создание новых материалов для жилищного строительства, авиа- и судостроения, разработка передовой машинотехнической продукции и автокомпонентов.

— Какую процентную ставку стоит ожидать по займам?

Никитин: В размере 5%, что весьма привлекательно для большинства компаний.

Этот процент обеспечивает покрытие операционных расходов (до 1,5%) и формирование резерва для частичного покрытия рисков от невозврата. К тому же займы будут обеспечиваться залогом со стороны заемщиков.

— А какой ожидаемый эффект от профинансированных проектов?

Никитин: С момента бюджетного финансирования до реального эффекта и выхода продуктов на рынок срок составит 3-5 лет. Однако уже сейчас в стране будут создаваться новые высококвалифицированные рабочие места и генерироваться налоговый эффект, который за 5-8 лет превысит начальные бюджетные инвестиции.

— Что это за специальные инвестиционные контракты, о которых говорится в законе?

Никитин: Специальный инвестиционный контракт — это принципиально новый уровень сотрудничества между государством и бизнесом.

Инвестор, российский или зарубежный, берет на себя обязательства по созданию на территории нашей страны современных высокотехнологичных производств промышленной продукции, так называемых «greenfield»-проектов — новых комплексных проектов. При этом мы будем видеть конкретные показатели по объемам реализации и по локализации производства. Правительство в ответ гарантирует инвестору стабильность ведения бизнеса и отраслевые преференции.

— Примеры такой работы уже есть?

Никитин: Модель специального инвестиционного контракта в России хорошо обкатана на режиме промсборки в автомобильной отрасли. В страну, благодаря этой модели, пришли крупнейшие мировые автопроизводители, построили здесь свои заводы, обеспечили во многих регионах дополнительную занятость и доходы бюджета.

Закон позволит правительству в развитие своих норм утверждать типовые отраслевые специальные инвестиционные контракты, учитывающие особенности разных отраслей. Также правительство сможет устанавливать требования по включению в контракты дополнительных условий по созданию промышленных производств или новых технологий в стране. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до десяти лет.

— А какие налоговые преференции предусмотрены для «greenfield»-проектов?

Никитин: Во-первых, долгосрочные. Меры поддержки продлятся как минимум до 2025 года, так как большинство инвестпроектов и программ рассчитаны не менее чем на 10 лет. Этот временной промежуток, с одной стороны, гарантирует долгосрочность преференций, с другой — побуждает компании подключаться к программе на ранних стадиях, чтобы успеть получить максимальный эффект от инвестиций.

Порядок применения льгот будет закреплен в Налоговом кодексе. Предполагается освободить компании от федеральной составляющей ставки налога на прибыль. Это 2%. А также дать регионам право снижать региональную составляющую ставки налога на прибыль с 18 до 5%. Не исключено, что компании будут освобождены от налога на имущество.

— Есть ли в законопроекте норма о поддержке именно отечественного производителя?

Никитин: Да, установлен приоритет промышленной продукции, произведенной в России перед аналогичными товарами, выпускаемыми на территориях иностранных государств при их госзакупках. Заложена возможность стимулирования деятельности, связанной с производством продукции, не имеющей аналогов в нашей стране.

— Зачем правительству особые полномочия для сопоставлений условий ведения промышленной деятельности на территории России и иностранных государств?

Никитин: Выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в России и за рубежом является одной из задач промышленной политики в условиях интернационализации бизнеса. Это позволит правительству формировать пакет таких поддерживающих мер, которые позволили бы инвесторам российской юрисдикции предлагать более привлекательные условия в промышленной деятельности, чем инвесторам иностранных юрисдикций. И чтобы в итоге выгоднее стало вкладывать деньги в российскую промышленность, чем в промышленность других стран.

— Эти новые институты, о которых вы рассказали, уже созданы? Из каких источников они будут финансироваться?

Никитин: Фонд промышленного развития создан на базе Российского фонда технологического развития, который решением правительства передан в ведение министерства. Сейчас разрабатываются концепция Фонда, правила его работы. Финансироваться Фонд будет за счет субсидий федерального бюджета и частных, не запрещенных законодательством, источников.

В 2015 году правительство выделит Фонду минимум 16 млрд рублей. До конца 2018 года объем средств может достичь 70 млрд. Учредитель Фонда, правительство будут контролировать соблюдение условий предоставления субсидий и таким образом стимулировать крупные промышленные компании инвестировать в проекты по импортозамещению, выводить на рынок новые промышленные товары. Частные инвестиции, вложенные в один проект, должны превышать государственные в три-пять раз. В законе, кстати, зафиксировано, что промышленная политика в стране складывается как под влиянием государства, так и самих промышленных предприятий. Это очень важно.

Фонд задуман еще и как координатор между предприятиями и банками. Его эксперты будут проводить комплексную, технологическую, юридическую и финансово-экономическую экспертизу научно-технических проектов. Банкам такого рода оценку сложно осуществлять самостоятельно, в итоге они необоснованно завышают премии за риски. Фонд сведет риски научно-производственного проекта до стандартного уровня бизнес-рисков, открывая более широкие возможности для банковского и инвестиционного финансирования.

Создавать такие фонды смогут региональные власти, в том числе совместно с региональными институтами развития. Поддерживать на местах компании в форме займов, грантов, взносов в уставный капитал, финансовой аренды (лизинга).

— Приведет ли принятие закона о промышленной политике к необходимости внесения изменений в другие законы?

Никитин: Потребуется корректировка целого ряда нормативных правовых актов, включая Налоговый и Бюджетный кодексы. Мы уже начали эту работу. Самый широкий круг лиц может принять участие в обсуждении и разработке поправок. Документы размещены на сайте министерства minprom.gov.ru.

Завершить работу над целостной правовой базой в сфере промышленности мы планируем в течение полугода после того, как будет принят федеральный закон. То есть ко второй половине 2015 года.

В.Т. Батычко
Финансовое право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Предыдущая

8.1. Правовые основы банковского кредитования

Банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности.

Банковское кредитование создает условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капитальных вложений.

Возникающие при банковском кредитовании общественные отношения регламентируются нормами различных отраслей российского права, главным образом нормами административного, финансового и гражданского права.

Конституционные основы банковской деятельности закреплены в ст. 71 Конституции РФ, согласно которой финансовое, кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Значительное положение принадлежит также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

Важнейшими принципами банковского кредитования являются: возвратность, срочность, платность, обеспеченность, целенаправленность.

Содержание принципа возвратности банковского кредита состоит в том, что денежные средства, полученные в виде ссуды, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены банку или иной кредитной организации.

Из принципа возвратности банковского кредита вытекает принцип его срочности. Ссуды подлежат возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение установленных санкций.

Осуществление принципа платности банковского кредитования основывается на возмездном характере услуг, оказываемых банками при предоставлении кредита. За предоставление банковской ссуды взимается плата в виде процента.

Законодательство предусматривает возможность предоставления кредита без соответствующего обеспечения (бланковый кредит). Бланковые кредиты, как правило, получают клиенты, имеющие тесные связи с банком, проводящие все свои банковские операции через данный банк.

Банковский кредит выдается строго на определенные цели. Использование ссуды не по целевому назначению нарушает принцип целенаправленности банковского кредита и влечет за собой применение соответствующих санкций.

В зависимости от срока, на который выдан кредит, и объекта кредитования банковский кредит подразделяется на:

— краткосрочный;

— долгосрочный.

Краткосрочный кредит выдается на срок менее года при возникновении у хозяйствующего субъекта временной потребности в денежных средствах. Объектами кредитования являются потребности текущей деятельности хозяйствующего субъекта, определяемые по укрупненным показателям. Банковский кредит выдается на совокупность материальных запасов и производственных затрат.

Долгосрочный кредит выдается на один год и более длительное время. Объектами долгосрочного кредитования являются затраты на строительство новых предприятий, техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, выпуск новой продукции и т. д.

Предыдущая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *